Анализ художественного текста Тема 9
презентация к уроку по литературе (11 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Литература выделяет три уровня художественной формы: Речевой строй произведения (ритм, темп, особенности синтаксиса, средства выразительности); Предметная изобразительность (персонажи и события, портрет, пейзаж, интерьер); Композиция .
Композиция- «дисциплинирующая сила и организатор произведения», «ее цель- расположить все куски так, чтобы они замыкались в полное выражение идеи». П.В.Палиевский.
При анализе композиции обращается внимание на: - стадии развития действия, - соотнесенность частей и глав, - взаимодействие сюжетных и внесюжетных эпизодов ( лирических отступлений, вставных рассказов, снов, песен, писем…), - систему персонажей (группировка, двойники, антагонисты…), - пейзажные и портретные зарисовки, интерьер…
Композиционные приемы: обрамление повествования, нарушение хронологии, умолчание, повторы, лейтмотивы, сопоставление и противопоставление, смена точек зрения на повествование…
Типы композиций строгая соразмерность всех частей ( античность, классицизм); последовательное чередование частей («Обломов»); свободное чередование эпизодов со вставными конструкциями («Евгений Онегин»).
Кольцевая композиция («Обломов»); Зеркальная («Евгений Онегин»); Рамочная («После бала»); Монтажная («Три смерти»)… «В настоящем художественном произведении…нельзя вынуть один стих, одну сцену, одну фигуру, один такт из своего места и поставить в другое, не нарушив значение всего произведения». Л.Н.Толстой
Вопросы и задания Прочитайте рассказ Л.Н.Толстого «Три смерти» и ответьте на вопросы: С какой целью автор в 1 абзаце изображает картину по принципу сужения пространства? Как пейзажные зарисовки в 1 части связаны с идеей рассказа? В 1 части даны 2 портрета: госпожи и горничной. Как они вводятся и на какие мысли наводит их сопоставление? В 1 части героини крестятся на церковь. С какими эпизодами 3 части взаимодействует этот фрагмент? С какой целью введен эпизод с девочками, побежавшими смотреть больную барыню? Как разговор о детях помогает понять характер барыни? Как тема детей развивается в 3 части?
- Вычлените внутренние реплики больной барыни. Какая между ними связь? Как это помогает понять характер барыни? Какая реплика будет повторена и на что это указывает? Почему 1 часть завершается многоточием и отточием? Толстой в комментариях назвал барыню «жалкой и гадкой». Почему? Проанализируйте диалог ямщика и больного Федора. Сопоставьте его с диалогом барыни и мужа. Какие авторские мысли становятся очевидными? В чем символический смысл сна кухарки? Как он помогает понять образ Федора? Какая цитата из Псалтыри № часть) связана с идеей рассказа? В чем смысл деления рассказа на 4 части? Какие темы и проблемы являются сквозными? Какова роль приемов контраста и антитезы? В композиции есть хронологические смещения, пропуск эпизодов. Какие задачи решает такая композиция?
Домашнее задание Прочитайте рассказ Л.Н.Толстого «Чем люди живы» и ответьте на вопросы: Каким в 1 части представляется мир человеческих отношений? Какие законы жизни человеческой души открываются в каждой части? На каких повторах строится рассказ? Как соотносится образ Матрены с образом женщины, вырастившей девочек? Докажите, что грех ангела присущ большей части героев .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ художественного текста Тема 5
Структура текста...
Анализ художественного текста Тема 6
Интерпетация произведения...
Анализ художественного текста тема 7
Позиция автора в произведении...
Анализ художественного текста Тема 8
Сюжет произведения...
Анализ художественного текста тема 10
конфликт в произведении...
Анализ художественного текста Тема 13
Роль пейзажа в произведении...
Анализ художественного текста Тема 14
О роли портрета в произведении...