М.Булгаков "Москва новая и старая в произведении "Собачье сердце".
методическая разработка по литературе (9 класс) по теме
Урок литературы в 9 классе. Данный урок первый при изучении повести "Собачье сердце". В ходе урока ребята познакомятся с фактами биографии М.Булгакова, определять особенности изображения Москвы в повести.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
M.Bulgakov_Sobache_serdce.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Первый урок по повести М.Булгакова «Собачье сердце».
Тема: Москва старая и новая. Булгаков и эпоха.
цель: познакомиться с фактами биографии М.Булгакова;
определить особенности изображения Москвы и его истоки в повести
М.Булгакова «Собачье сердце».
Ход урока:
1. Выявление первичного восприятия.
- Ваши впечатления от повести М.Булкакова «Собачье сердце»?
- Кто является главными героями произведения?
- Каков, по-вашему, основной конфликт повести?
2. Анализ первой главы.
- Какова роль Шарика в I главе повести?
Задание: Выпишите из текста характеристики Москвы новой и старой в восприятии Шарика. Чтение главы и заполнение таблицы
Москва старая | Москва новая |
Настоящая личность Господин Тухлой солонины такой лопать не станет Ест обильно и не ворует Бескорыстная личность Величина мирового значения Ничего не боится личность | Негодяй в грязном колпаке Жадная тварь Вор с медной ложкой Самая гнусная тварь Мерзавцы Великая сушь в душе Дрянной магазинчик Едят гадость Голодные глаза, воруют Боятся Нарушают порядок Из вонючей солонины щи варят |
Вывод: глазами Шарика Булгаков показывает две Москвы: новую и старую. Все, что связано со старой Москвой вызывает симпатию автора. Она населена настоящими личностями, господами, где никто не ворует и ничего не боится. Москва старая предстает перед читателями в негативном свете. Это подчеркивает подобранными автором языковыми средствами: эпитетами ( грязный колпак, гнусная тварь, дрянной магазинчик и др.). В ней живут негодяи, мерзавцы, воры.
3. Анализ главы III.
- Как наблюдения Шарика дополняются рассуждениями профессора Преображенского?
Работа с текстом. Нахождение и чтение цитат.
« Не угодно ли – калошная стойка…».
«Что такое ваша разруха?...»
«Успевает всюду тот, кто никуда не торопится…»
Вывод: Если в первой главе Булгаков показывает Москву в восприятии пса Шарика, то в третьей главе о Москве новой рассуждает уже профессор Преображенский. Его Москва новая отличается только масштабом разрушения, коснувшегося всех сфер человеческой жизни: от грязных калош и отсутствия электричества до разрухи в головах и падения нравов.
4. Фронтальная беседа.
- Какая картина Москвы новой и старой получается у М.Булгакова? Почему?
- Как вы можете это объяснить?
5. Чтение переписки М.Булкакова с И. Сталиным.
Попробуем объяснить такое изображение Москвы новой, обратившись к биографии М.Булгакова. ( Ребятам раздается материал, который они самостоятельно читают. Материал взят из книги Л.Я.Шнейберга, И.В.Кондакова
« От Горького до Солженицына». М.: Высшая школа, 1994)
«Генеральному секретарю партии И.В.Сталину
председателю Ц.И.Комитета М.И.Калинину
Начальнику Главискусства А.И.Свидерскому
Алексею Максимовичу Горькому
литератора Михаила Афанасьевича Булгакова
заявление.
В этом году исполняется десять лет с тех пор, как начал я заниматься литературной работой в СССР….
….. К настоящему театральному сезону все мои пьесы оказываются запрещенными, в том числе и выдержавшие около 300 представлений «Дни Турбиных»….
….По мере того, как я выпускал в свет свои произведения, критика в СССР обращала на меня все большее внимание, причем ни одно из моих произведений…. не только никогда и нигде не получило ни одного одобрительного отзыва, но напротив чем большую известность приобретало мое имя в СССР и за границей, тем яростней становились отзывы прессы, принявшие наконец характер неистовой брани.
Все мои произведения получили чудовищные, неблагоприятные отзывы, мое имя было ошельмовано не только в периодической прессе, но и в таких изданиях, как Большая Советская энциклопедия и Литературная энциклопедия.
Бессильный защищаться, я подавал прошения о разрешении, хотя бы на короткий срок, отправиться за границу. Я получил отказ.
Мои произведения «Дни Турбиных» и «Зойкина квартира» были украдены и увезены за границу. В г. Риге одно издательство дописало мой роман «Белая гвардия»», выпустив в свет под моей фамилией книгу с безграмотным концом. Гонорар мой за границей стал расхищаться.
Тогда моя жена Любовь Евгеньевна вторично просила о разрешении ей отправиться за границу одной для устройства моих дел. Мы получили отказ.
…. К концу десятого года силы мои надломились, не будучи в силах более существовать, затравленный, зная, что ни печататься, ни ставиться более в пределах СССР мне нельзя, доведенный до нервного расстройства, я обращаюсь к вам и прошу вашего ходатайства перед Правительством СССР об ИЗГНАНИИ МЕНЯ ЗА ПРЕДЕЛЫ СССР ВМЕСТЕ С ЖЕНОЙ МОЕЙ, которая к прошению этому присоединяется.
Москва
….июля 1929 года»
Ответа на заявление М.А. Булгакова не последовало.
«…. После того, как все мои произведения были запрещены, среди многих граждан, которым я известен как писатель, стали раздаваться голоса, подающие мне один и тот же совет:
Сочинить «коммунистическую пьесу», а кроме того, обратиться к Правительству СССР с покаянным письмом, содержащим в себе отказ от прежних моих взглядов, высказанных мною в литературных произведениях, и уверения в том, что отныне я буду работать, как преданный идее коммунизма писатель-попутчик.
Цель: спастись от гонений, нищеты и неизбежной гибели в финале.
Этого совета я не послушал. Навряд ли мне удалось бы предстать перед Правительством СССР в выгодном свете, написав лживое письмо….. Попыток же сочинить коммунистическую пьесу я даже не производил. Зная заведомо, что такая пьеса у меня не выйдет.»
«….. Борьба с цензурой, какая бы она ни была и при какой бы власти она ни существовала, - мой писательский долг, так же как и призывы к свободе печати. Я горячий поклонник свободы и полагаю, что, если кто-нибудь из писателей задумал бы доказывать, что она ему не нужна, он уподобился бы рыбе, публично уверяющей, что ей не нужна вода…..»
« …. Выступающие в моих сатирических повестях: черные и мистические краски (я – МИСТИЧЕСКИЙ ПИСАТЕЛЬ), в которых изображены бесчисленные уродства нашего быта, яд, которым пропитан мой язык, глубокий скептицизм в отношении революционного процесса, происходящего в моей отсталой стране, …. А главное – изображение страшных черт моего народа, тех черт, которые задолго до революции вызывали глубочайшие страдания моего учителя М.Е.Салтыкова – Щедрина.
…. М. Булгаков СТАЛ САТИРИКОМ, и как раз в то время, когда никакая настоящая сатира в СССР абсолютна немыслима.
ВСЯКИЙ САТИРИК В СССР ПОСЯГАЕТ НА СОВЕТСКИЙ СТРОЙ.
Мыслим ли я в СССР?»
« И наконец, последние мои черты….: упорное изображение русской интеллигенции, как лучшего слоя в нашей стране. В частности, изображение интеллигентско- дворянской семьи …. Такое изображение вполне естественно для писателя, кровно связанного с интеллигенцией.
Но такого рода изображения приводит к тому, что автор их в СССР, наравне со своими героями, получает – несмотря на свои великие усилия…. – аттестат белогвардейца- врага, а получив его, понимает, может считать себя конченным человеком в СССР.»
« Я обращаюсь к гуманности советской власти и прошу меня, писателя, который не может быть полезен у себя, в отечестве, великодушно отпустить на свободу.
Если же и то, что я написал, неубедительно, и меня обрекут на пожизненное молчание в СССР, я прошу Советское Правительство дать мне работу по специальности и командировать меня в театр на работу в качестве штатного режиссера.
Я именно и точно и подчеркнуто прошу О КАТЕГОРИЧЕКОМ ПРИКАЗЕ, О КОМАНДИРОВАНИИ, потому что все мои попытки найти работу …. потерпели полное фиаско. Мое имя стало настолько одиозным, что предложения работы с моей стороны встретили ИСПУГ…
Я предлагаю СССР совершенно честного, без всякой тени вредительства, специалиста режиссера и актера, который берется добросовестно ставить любую пьесу, начиная с шекспировских и вплоть до сегодняшнего дня.
Если меня не назначат режиссером, я прошусь на штатную должность статиста. Если и статистом нельзя – я прошусь на должность рабочего сцены.
Если же и это невозможно, я прошу Советское правительство поступить со мной, как оно найдет нужным, но как-нибудь поступить, потому что у меня , драматурга, написавшего 5 пьес, известного в СССР и за границей, налицо, В ДАННЫЙ МОМЕНТ, - нищета, улица и гибель.
28 марта 1930г.»
6. Фронтальная беседа.
Что нового вы узнали о Булгакове? Как складывалось отношение Булгакова с новой властью? В чем причина?
7. Вывод: сочинение-миниатюра.
Почему у Булгакова возникает такая картина Москвы новой?
Вот ответ одного ученика.
Когда мы читаем «Собачье сердце» Булгакова, то сразу замечаем, что симпатии автора на стороне Москвы старой. Москва новая представлена в грязных, мрачных тонах, а люди, населяющие её, сплошь и рядом непорядочные. Возникает вопрос: почему? Ответ можно найти в письмах М.Булгакова к И.Сталину. В них он пишет о том, что жить в данной стране нельзя, нельзя свободно писать, высказываться, нет свободы слова и мысли. Поощряется и печатается только та литература, которая пишется на заказ, в которой прославляется пролетариат и очерняется интеллигенция. Булгаков так не мог: он считал русскую интеллигенцию –«лучшим слоем нашей страны», и тем самым вызывал недовольство властей. Кроме того, не принимается никакая критика в адрес правящего класса. Булгаков не мог и не хотел жить в такой стране и много раз просил Сталина о разрешении выехать за границу, но все время получал отказ. Поэтому Москва новая такая мрачная, что полностью соответствует настроению автора.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Новая жизнь старых вещей"
Цели и задачи проекта, актуальность, этапы проведения проекта, материалы и инструменты, прядок работы....
Презентация к интегрированному уроку "Полет вдохновения или новая жизнь старых вещей"
Данная презентация показывается совместно с рассказом об истории декупажа....
"Новые черты старой России. Россия после смуты. Бунташный век."
ТЕМА УРОКА: « Новые черты старой России. Россия после смуты. Бунташный век".МЕСТО УРОКА: урок № 18-19 по истории России, тема 2, параграф 5-6, второй части учебника «История России 1...
Новая жизнь старых вещей!
Уважаемые коллеги!!!Хочу поделиться с вами технологией ихготовления поделок и нужных вещей для дома из полиэтиленовых пакетов.Пакеты прочно вошли в жизнь каждого человека много лет назад, покорив всех...
Новая жизнь старого музея.
Интересны высказывания мыслителейо значении музея. Как правило, в них больше сарказма. А коллеги знают, какую пользу и какое значение имеют экскурсии. Ученикам было предложено написать творческу...
«Новая жизнь старых вещей»
Современный темп развития науки и техники выдвигает требования к подготовке специалиста высокоинтеллектуального, обладающего научным мышлением, способного: принимать нестандартные решения, умеющего тв...
" Кто постигает новое, лелея старое, тот может стать учителем"
Эссе - сравнение. приоритеты в образовании "завтра" и "вчера"...
- Мне нравится (1)