" Войны священные страницы"
методическая разработка (литература, 10 класс) по теме
Внеклассное мероприятие для учащихся 8-11 классов. В сценарии используются стихотворения , отрывки из произведений о ВОВ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Voyny_svyashchennye_stranicy.rar | 40.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Войны священные страницы
Песня Макаревича « Я не видел войны» (под гитару)
« Я не видел войны, я родился значительно позже.
Я ее проходил и читал про нее с детских лет.
Сколько книг про войну, где как будто все очень похоже:
Есть и это, и то, только самого главного нет.
Я не верю певцам на эстрадах, украшенных светом,
Сомневаюсь в кино - там, в кино, как-то очень цветно. v
Кто всерьез воевал - почему-то не любят об этом:
Может быть, оттого, что об этом в словах не дано.
Только ,слышишь, звучит, проступает из стен Ленинграда,
Тихо-тихо поет и в тебе , и во мне. И вокруг.
Может быть, про войну слишком много и громко не надо,
Чтобы ревом фанфар не спугнуть, не убить этот звук.
Я иногда думаю о том, что каждый день мы ходим в школу, учимся, развлекаемся, что-то делаем, грустим, веселимся. Жизнь нам кажется то светлой, то мрачной. Но часто ли мы находим время для того, чтобы вспомнить? Вспомнить о тех, кто воевал и не вернулся с войны, вспомнить о тех, кто жил в оккупации, боролся за жизнь.
Война – жесточе нету слова.
Война – печальней нету слова,
Война – светлее нету слова.
В тоске и славе этих лет,
И устах у нас иного
Еще не может быть и нет...
А. Твардовский.
Песня «Журавли»
Сквозь шорох трав, шелест листьев долетают до нас голоса. И среди них - слова талантливых поэтов и прозаиков: Юрия Крымова, Муссы Джалиля, Иосифа Уткина, Бориса Лапина, Евгения Петрова, Георгия Сумарокова... Да разве всех перечислишь! Свыше 400 писателей, членов Союза писателей, не вернулись с поля боя! Большинство из них осталось навечно молодыми: некоторым не было еще и 20 лет, когда они пали смертью храбрых в боях за Родину. Сегодня мы вспоминаем людей, которые благодаря своему таланту донесли до нас события тех дней, то чем жили, о чем думали и мечтали
они, их друзья и знакомые.
Сценка (звучит мелодия вальса)
все танцуют вальс
Фотограф: Внимание! Внимание! Снимок на память! Снимаю!
Юноша: Исторический момент, запомним, 21 июня 1941 года. Школа №2. Наш 10 А
Дев 1.: Нас 38.
Д. 2 17 девушек и 21мальчик.
МАЛЬЧИК (1): Вы знаете, о чем я мечтаю? Хочу быть учителем. Буду учить детей любить Родину, буду читать им свои любимые стихи Александра Бл
Рожденные в крае глухие
Пути не помнят своего.
Мы — дети страшных лет России -
Забыть не в силах ничего.
Испепеляющие голы!
Безумье ль в вас, надежды ль весть?
От дней войны, войны от дней
Кровавый ответ в лицах есть.
МАЛЬЧИК (2): А я буду врачом.
ДЕВОЧКА (1): А я просто хоро шим человеком.
ДЕВОЧКА (2): Посмотрите, ка кая красота, даже дух захватывает. А тишина-то какая! А зори здесь ти хие-тихие. И чистые-чистые, как слезы...
Казалось, было холодно цветам,
и от росы они слегка поблекли.
Зарю, что шла по травам и кустам,
обшарили немецкие бинокли.
Цветок, в росинках весь,
к цветку приник,
и пограничник протянул
к ним руки.
А немцы, кончив кофе пить,
в тот миг
влезали в танки, закрывали люки.
Такою все дышало тишиной,
что вся земля еще спала, казалось.
Кто знал, что между миром
и войной
всего каких-то пять минут осталось!
С. Щипачев. 22 июня 1941 года.
(Гаснет свет. Звучит фонограмма взрывов снарядов. )
Д. 1 Мы мечтаем стать через 5 лет инженерами, агрономами.
Ю. Врачами,
Ю. Учителями.
Д. Журналистами
Диктор : Сегодня в 4 часа утра. Без объявления войны немецкие войска напали на нашу
страну. Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами!
Песня Б. Окуджавы «До свидания, мальчики!»
Николай Майоров родился в 1919 году в семье ивановского рабочего. Первые свои
стихи читал на школьных вечерах. Публиковал в стенной газете. Окончив школу,
поступил на исторический факультет МГУ, а с 1938 года стал, кроме того, посещать поэтический семинар в Литературном: институте имени A.M. Горького. Писал много, а печатался изредка. В 1939 и 1940 годах Майоров пишет поэмы «Ваятель» и «Семья», из которых сохранились лишь отрывки. Немного уцелело из стихотворений этой поры - чемодан с рукописями и книгами, оставленный Николаем Майоровым у кого-то из товарищей, до сих пор не удалось найти.
Я не знаю, у какой заставы
Вдруг умолкну в завтрашнем бою.
Не коснувшись опоздавшей славы.
Для которой песни я пою.
Ширь России, дали Украины Умирая, вспомню...
Летом 1941 года Николай Майоров вместе с другими московскими студентами рыл окопы, противотанковые рвы под, Ельней. В октябре удовлетворена его просьба о
зачислений, в армию. Политрук пулеметной роты Николай Майоров погиб в бою на
Смоленщине 8 октября 1942 года.
Памятник
Им не воздвигли мраморной плиты. На бугорке, где гроб землей накрыли. Как ощущенье вечной высоты.
Пропеллер неисправный положили.
И надписи отгранивать им рано -
Ведь каждый, небо видевший, читал.
Когда слова высокого чекана
Пропеллер их на небе высекал
И хоть рекорд достигнут ими не был.
Хотя мотор и сдал на полпути
Остановись, взгляни прямее в небо
И надпись ту, как мужество, прочти.
О, если б все с такою жаждой жили!
Чтоб на могилу им взамен плиты
Как память ими взятой высоты
Их инструмент разбитый положили
И лишь потом поставили цветы.
Майоров не любил многоречивой словесности, ценил земную вещность образа; он не
признавал лирики без летящей мысли, но был уверен, что именно для надежного полета
стихам нужны тяжелые крылья и сильная грудь. Так и сам он старался писать стихи -
земные, прочные, годные для дальних перелетов, и они долетели до наших дней.
Нам не дано спокойно сгнить в могиле-
Лежим навытяжку и, приоткрыв гробы.
Мы слышим гром предутренней пальбы,
Призыв охрипшей полковой трубы
С больших дорог, которыми ходили.
Песня «В лесу прифронтовом»
7.Как разглядеть за днями след нечеткий?
Хочу приблизить к сердцу этот след...
На батарее были сплошь девчонки.
А старшей было 18 лет.
Сцена из книги «А зори здесь тихие»
Васков: чтоб огонь был без дыма. Замечу дым - вылью варево в огонь. Ясно говорю? Ясно.
В.: возьми топор, сухостоя наруби. Руби тот, который еще без лишая стоит. Чтоб звонкий
был, тогда дыма не будет.
Соня Гуревич: 'Гак точно.
В.: Слушай боевой приказ! Врага встречаем на основной позиции. Боевые действия
начинать по моей команде.
Девушки: Есть!
В,: на запасной позиции оставить все имущество под охраной бойца Четвертак.
Галя Четвертак: А почему это меня в запасные?
В.: Несущественный вопрос, товарищ боец. Приказано, выполняйте.
С.Г.: Мы - дети страшных лет России
Забыть не в силах ничего...
В.: Кому читаешь?
СГ.: Никому. Себе.
В.: А почему вслух?
С.Г.: Так ведь стихи.
В.: А в голос все же не читай. Зори здесь тихие, и потому слышно аж за 5 верст. И поглядывай. Сороки шебаршат. Значит. Идет! кто-то. Не иначе - гости. Подымай бойцов.
С.Г.: Немцы! 3...5...8...10...12....16..
В.: Вижу. Давай в цепь, Гуревич. Отводи бойцов на запасную позицию. Ясно я говорю?
Д.: Ясно, товарищ старшина.
Автоматная очередь. Девушки выходят по одному.
В.: Положил ведь я вас. Всех пятерых положил. А за что? За десяток фрицев... Пока война - понятно. А потом, когда мир будет? Будет понятно? Что ответить, когда спросят: что же вы, мужики, мам наших от пуль сберечь не смогли?
Женя Комелькова: Не надо. Мы Родину защищали..
Лиза Бричкина: Какие мы были? Даже не знаю. Зачем в этом разбираться, какими мы были? Нас такими воспитали, что Родина и мы - одно и то же. Я так хотела выполнить приказ...
Рита Осянина Страшно ли было убивать? Да , потом было страшно. Не женская это доля - убивать. Страшно ли было умереть? Конечно страшно. Но мы и другие понимали, что умереть в такое время — тоже история.
С. Г. Мы победили фашизм! Мы спасли человечество!
В. Бывает горе - что косматая медведица: навалится, рвет, терзает - света не взвидит, отвалит - и ничего, вроде можно дышать, жить, действовать, потому как за спиной вся Россия сошлась, а мы - ее защитники. Не прошли вы, никуда не прошли и сдохнете здесь, все сдохнете.
Всемирной известностью пользуются стихи известного татарского поэта, погибшего в гитлеровском застенке, Муссы Джалиля, которому посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза. В июне 1942 года на Волховском фронте тяжело раненый Мусса Джалиль попал в руки врага. В стихотворении «Прости, Родина!» он с горечью писал:
Прости меня, твоего рядового.
Самую малую часть твою.
Прости за то, что я не умер
Смертью солдата в этом бою.
Ни страшные пытки, ни грозящая опасность смерти не могли заставить замолчать
поэта, сломить несгибаемый характер этого человека. Гневные слова бросал он в лицо
врагам. Песни его были единственным оружием в этой неравной борьбе, и они звучали
обвинительным приговором душителям свободы, звучали верой в победу своего парода.
Палачу
Не преклоню колен, палач, перед тобою,
Хотя я узник твой, я раб в тюрьме твоей.
Придет мой час - умру.
Но знай: умру я стоя,
Хоть ты голову отрубишь мне, злодеи!
Увы, не тысячу, а только сто в сраженье
Я уничтожить смог подобных палачей.
За это, возвратясь, я попрошу прощенья.
Колена преклонив, у родины моей.
2 года провел Мусса Джалиль в застенках «каменного мешка» Моабита. Но поэт не сдавался. Он писал стихи, полные жгучей ненависти к врагам и горячей любви к Родине. Слово поэта он всегда считал оружием борьбы, оружием победы, и пел он всегда вдохновенно, полным голосом, от всего сердца. Весь свой жизненный путь. Мусса Джалиль мечтал пройти с песнями, «питающими землю», с песнями, подобными звонким песням родника, с песнями, от которых расцветают «человеческих душ сады». Песней в сердце поэта звучит любовь к Родине.
Мои песни
Сердце с последним дыханием жизни
Выполнит твердую клятву свою:
Песни всегда посвящал я Отчизне.
Пел я, весеннюю свежесть ночуя,
Пел я, вступая за годину в бой.
Вот и последнюю песню пишу я.
Видя топор палача над собой.
Песня меня научила свободе,
Песня борцом умереть мне велит.
Жизнь моя песней звенела в народе.
Смерть моя песней борьбы прозвучит.
Песня «Темная ночь»
Фашисты превратили в руины наши города и села, издевались над мирным населением; нашими военнопленными, проводили медицинские эксперименты над советскими людьми, морили голодом, жгли в крематориях. На оккупированных территориях они создавали лагеря смерти, концлагеря, тюрьмы. Устраивали зверские расправы над людьми.
Варварство
Они их собрали, спокойно до боли.
Детишек и женщин... и выгнали в поле.
И яму себе эти женщины рыли.
Фашисты стояли, смотрели, шутили...
Затем возле ямы поставили в ряд
Измученных женщин и хилых ребят.
Поднялся наверх хищноносный майор,
На этих людей посмотрел он в упор. .
А день был дождливый, касалися луга
Свинцовые тучи, толкая друг друга
Своими ушами я слышал тогда.
Как реки рыдали, как выла вода...
Кричали ручьи, словно малые дети.,.
Я этого дня не забуду до смерти.
И солнце сквозь тучи (Я видел все это!).
Рыдая, ласкало детей своим светом.
Как ветер ревел бессердечен и груб,
С корнями гот ветер вдруг вывернул дуб.
Дуб рухнул, огромный со вздохом тяжелым.
И в ужасе дети вцепились в подолы.
Но звук автомата сумел вдруг прервать
Проклятье, что бросила извергам мать!
У сына дрожали ручонки и губки.
Он плакал в подол ее выцветшей юбки.
Всю душу ее на куски разрывая.
Сын будто кричал, уже все понимая:
«Стреляют! Укрой! Не хочу умирать!» Нагнувшись, взяла его на руки мать.
Прижала к груди: «Ну не бойся, сейчас
Не будет на свете, мой маленький, нас...
Нет , больно не будет закрой только глазки,
Не надо смотреть.
А то палачи закопают живьем.
Нет, лучше от пули мы вместе умрем.
Он глазки закрыл. Пуля в шею вошла.,
Вдруг молния два ослепила ствола
И липа упавших, белее, чем мел...
И ветер вдруг взвизгнул, и гром прогремел.
Пусть стонет земля, пусть рыдает крича.
Как магма, слеза будет пусть горяча!
Планета! Живешь миллионы ты лег.
Садам и озерам числа твоим пег.
Но видела ль ты хоть единственный раз
Позорнее случай, чем тот, что сейчас?
Страна моя, правда, на знамени алом!
Омыто то знамя слезами немало.
Огнями той правды громи палачей,
За детскую кровь и за кровь матерей
«Бухенвальдский набат»
Человеколюбивая поэзия Джалиля обвинение фашизму, его варварству, бесчеловечности. 67 стихотворений написано поэтом после вынесения ему смертного приговора. Но все они посвящены жизни, в каждом слове, в каждой строке бьется живое сердце поэта.
Если жизнь проходит без следа...
Если жизнь проходит без следа.
В низости, в неволе, что за честь
Лишь в свободе жизни красота!
Лишь в отважном сердце вечность есть!
Если кровь твоя за Родину лилась.
Ты в народе не умрешь, джигит,.
Кровь предателя струится в грязь.
Кровь отважного в сердцах горит.
Умирая, не умрет герой –
Мужество останется в веках.
Имя прославляй своей борьбой.
Чтоб оно не смолкло на устах
После Победы бельгиец Андре Тиммерманс. Бывший заключенный моабита, передал на родину Муссы Джалиля маленькие. Небольше ладони, тетрадки. На листочках, как маковые зернышки, буквы, которые не прочесть без увеличительного стекла. «Моабитские тетради» - это удивительнейший литературный памятник нашей эпохи. За них поэту Мусе Джалилю посмертно была присуждена Ленинская премия.
Песня «Ах, эти тучи в голубом»
Тысячи комсомольцев откликнулись на призыв «Комсомольцы, па фронт!». И среди самых первых был Эдуард Асадов. Ему было тогда 17. Он явился во Фрунзенский райком комсомола города Москвы и попросил отправить его добровольцем 'туда, где уже шла война. Род войск - артиллерия. А точнее - гвардейские артминометные подразделения, или легендарные катюши, на всех фронтах наводившие на врага панический страх. Вот в эти части и был направлен вчерашний школьник, ставший теперь наводчиком грозного орудия. А в 1943 году, став офицером, уже командовал, батареей.
В самую лютую и тяжкую пору войны, в 1941 - 1942 годах, сражался, зашитая Ленинград, а затем воевал на Северокавказском и 4-ом Украинском фронтах. И сколы бы нервов и сил ни забирала война - поэзия была его счастьем и мукой, отдых трудом. Стихи он писал всюду: в воинских эшелонах, во время коротких перерывов между боями и в землянке, на отдыхе, при свете ночной коптилки. Так уж вышло, что фронтовая судьба Эдуарда Асадова была связана с тремя городами: Ленинградом, Новороссийском и Севастополем - тремя бастионами славы и мужества Великой отечественной войны. Защищая один из них в зиму 1941 - 1942 годов, он дал по врагу 318 залпов. Под стенами другого он свою войну завершил.
В боях за освобождение Севастополя в ночь с 3 на 4 мая 1944 года, за редкую храбрость. самоотверженность и волю, гвардии лейтенант Асадов был тяжело ранен и потерял зрение. Под музыку вальса
Все для Сергея пело и смеялось:
Деревья, птицы, ширь, голубизна...
И вдруг, как бомба, слово разорвалось,
Короткое и страшное: «Война
Музыка обрывается
А солнце так же весело сияло.
Но тень тревог упала на людей.
С бульвара няньки повели детей,
Старушка у ворот запричитала,
Потом мужчины с узелками шли.
Все стали вдруг подтянуты и строги. .
Не мирные - военные дороги
На запад от столицы пролегли.
Вчера был горизонт широким, чистым, '
Но враг пришел, топча поля. сады.
И в то же утро встали коммунисты
В железные военные ряды.
Кто следом шел в отряды добровольцев.
Кто понял всю нависшую беду?
Бойцы идут - их имя: комсомольцы
- Сергеи. Ты с нами? Ты идешь?
- Иду .
Все изменила грозная минута.
Все потекло по-новому теперь:
Так и не тронув двери института,
Сергей толкнул райкомовскую дверь.
В поэме Асадова «Снова в строй» главный герой ~ Сергей Раскатов. Нет сомнения, что речь идет о нем. об Эдуарде. Поэма автобиографична.
С вокзала в бой. Без передышки, сразу.
-Нужны, как воздух, залпы батарей!
К своим приборам быстрым, верным глазом
Припал наводчик. Не плошай, Сергей!
Сам Асадов, как и герой его поэмы, тоже был наводчиком грозной боевой машины. Именно наводчику нужны зоркий глаз, холодный ум и твердость руки. Эти качества со временем сформировались и окрепли в молодом солдате.
По циферблату стрелка лезет круто.
Цепочка туго обвила ладонь.
Комбат следит, осталось три мин.
Сейчас он. встав, скомандует: Огонь!
Но сверху вдруг нестройное гуденье
И чьи-то крики: - Воздух! Берегись! –
Три коршуна, три черных длинных тени
Из облаков скользнули круто вниз.
Прием обычный у фашистских асов:
Ошеломить, смещать, предать огню!
И смерть чертила огненные трассы
Под пулеметов злую трескотню.
Рванул снаряд, иль бомбу сбросил летчик?
Земля качнулась., .стало вдруг темно...
Сергей не помнил, как упал в окопчик:
Холодный страх швырнул его па дно. ''
Ты помнишь? Стекла дребезжали тонко.
Кругом рвалось. Шофер к рулю приник.
Машина мчалась по сплошным воронкам.
По рытвинам, по ямам напрямик!
Когда упрямо голова пригнута.
Когда вся воля собрана в комок.
Сергей, о чем ты думал в ту минуту?
Что чувствовал? И что предвидеть мот?
Зачем скрывать? Стучало гулко сердце.
Но вот конец. Доставлен, цел товар!
Укрыться бы, разрыть, раздвинуть глину!
Залезть под самый грунт, нырнуть в подземный ход!
Мешком свалившись, кто-то сел на спину
Сказав: — Коли успеет — перебьет.
Страх, голый страх в глазах Никиты бился
Нет зеркала, не то в своих глазах
Сергеи бы мог увидеть, как светила
Такой же круглый, безотчетный Страх
— Огонь! — команда пронеслась над дымоь
И, выскочив из щелей, ям и рвов,
Сержанты быстро кинулись к машина»
И все покрыл протяжный мощный
Но почему безмолвствует вторая?
Вскочил Раскатов и, забыв свой Страх
Помчался вдоль опушки, задыхаясь
Шинель на землю сбросив второпях
Сержант Кудрявцев, привалившись к ели,
Разбитое плечо зажав рукой,
Весь посерев, промолвил еле-еле:
— В плечо вот мне... Беги к машине!
Крс
Через секунду хлопнула кабина,
Взревел на рельсах и исчез снаряд
Забила, заработала машина,
И улыбнулся раненый сержант
Ты улыбнулся, ты откинул дверцу...
И вдруг слепящий, режущий удар...
Вдруг разлетелась на куски планета!
Ты не успел подумать: «Почему?!»
Увидел только брызги, брызги света!
И повалился в бархатную тьму.
Здесь госпиталь. А тьма еще чернее...
- 1 де няня? - как он глухо говорит!
-Иди, зови кого-нибудь скорее
Да свет зажги!
- Сынок, а свет горит...
Так Асадов узнал, что он ослеп.
С первых дней и до конца войны был на фронте Алексей Трифонович Твардовский. Знание народной жизни, дум и стремлений своих современников позволило поэту сразу же найти путь к сердцу фронтовика, создать произведения высокого гражданского звучания.
В годы войны была создана Твардовским самая знаменитая его поэма «Василий Теркин». Рядового солдата нашей армии, простого советского человека Твардовский сделал героем. Теркин появляется на первых страницах произведения как непритязательный солдат-балагур, умеющий позабавить и повеселить бойцов в походе и на привале. Даже в самых драматических ситуациях Василий Теркин сохраняет чувство юмора, шутит, смотрит на происходящее как человек сильный и мужественный.
А сейчас у нас будет возможность познакомиться с героем поэмы - Васей Теркиным.
Сценка из произведения «Василий Теркин» Твардовского
. Отечественная война - у одних она отняла жизнь, у других молодость, юность, детство. Но все люди, пережившие ее. связаны невидимыми нитями. О войне писали и пишут не только ее участники, но и люди, не принимавшие участия в боях. И особое место в этом ряду занимает творчество Владимира Высоцкого. Он словно ощущал войну всем своим существом, он боготворил фронтовиков. Истории, которые рассказывали, ему фронтовики, поражали его воображение. Герои его песен - рядовые бойцы, летчики.
Звучит песня Высоцкого
i
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Войны священные страницы навеки в памяти людской.
Цель: Патриотическое воспитание учащихся. Разработка может быть использована при проведении классного часа, посвященного Победе в Великой Отечественной войне. Дается описание сайдов для презента...
Классный час "Войны священные страницы навеки в памяти "
Разработка классного часа посвещена Великой отечественной войне.Рассчитана на учащихся старших классов. В разрабртке классного часа использованы стихотворения автора Иосифа Уткина .песни военных лет ,...
Войны священные страницы навеки в памяти людской
Данная разработка подготовлена к празднованию Дня воинской славы с целью знакомства учащихся с историческими событиями тех лет, с героями Великой Отечественной войны. В празднике принимают участ...
«Войны священные страницы навеки в памяти людской» Литературно-музыкальная композиция.
Литературно-музыкальную композицию можно провести как общешкольное внеклассное мероприятие, приуроченное к празднованию Дня Победы....
Сценарий тематического вечера для учащихся 9-11 классов «Войны священные страницы навеки в памяти людской»
Целью мероприятия является углубление знаний учащихся о важнейших событиях Великой Отечественной войны; - на примерах героизма советских людей формировать чувства патриотизма, гордости за...
"Войны священные страницы навеки в памяти людской"
Методические рекомендации к организации и проведению Уроков мужества в образовательных учреждениях и сценарий Урока мужества, разработанный на основе материалов нашего музея....
СЦЕНАРИЙ Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны «ВОЙНЫ СВЯЩЕННЫЕ СТРАНИЦЫ НАВЕКИ В ПАМЯТИ ЛЮДСКОЙ», посвящённой 74-й годовщине ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ.
Народ, который не помнит прошлого, не имеет и будущего, и то, что мы вкладываем в наших ребят сегодня, завтра даст соответствующие результаты. В этом заключается государственный подход каждого педагог...