"Войны священные страницы навеки в памяти людской"
методическая разработка на тему

Мардасова Екатерина Михайловна

Методические рекомендации к организации и проведению Уроков мужества в образовательных учреждениях и сценарий Урока мужества, разработанный на основе  материалов нашего музея.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Войны священные страницы навеки в памяти людской»

 методические рекомендации к организации и проведению Уроков мужества в образовательных учреждениях

Уроки мужества – это форма воспитательной работы, при которой школьники под руководством педагога включаются в специально организованную деятельность, способствующую формированию у них системы отношений к окружающему миру. Уроки мужества выполняют следующие воспитательные функции: просветительскую, ориентирующую, направляющую и формирующую.

Просветительская функция заключается в том, что Урок мужества расширяет круг тех знаний обучающихся, которые не нашли отражения в учебных программах. Это могут быть сведения о событиях, происходящих в городе, деревне, стране, мире.

Ориентирующая функция заключается в формировании у обучающихся определенных отношений к объектам окружающей действительности, в выработке у них определенной иерархии материальных и духовных ценностей. Если просветительская функция дает возможность знакомиться с миром, то ориентирующая помогает оценивать его.

Направляющая функция Уроков мужества помогает переводить разговор о жизни в область реальной практики обучающихся, направляя их деятельность. Если в процессе проведения Уроков мужества отсутствует определенная направленность, то эффективность его воздействия существенно снижается, а знания не переходят в убеждения, и тогда создается благоприятная обстановка для проявления скепсиса, лицемерия и других негативных качеств личности. Важно, чтобы разговор о жизни направлял школьников на реальные практические дела.

Формирующая функция связана с реализацией трех вышеуказанных функций и заключается в формировании у школьников привычки обдумывать и оценивать свою жизнь и самих себя, аргументировано отстаивать свое мнение. В ходе подготовки и проведения Уроков мужества обучающиеся рисуют, мастерят, сочиняют, изображают то, что, в свою очередь, развивает специальные умения и навыки. При этом правильно организованная деятельность формирует отношения между детьми в коллективе, положительное и действенное общественное мнение. 

На подготовительном этапе к мероприятию необходимо помнить, что Уроки мужества лучше проводить в специальных помещениях: музеях, комнатах боевой славы, символических местах города. Важно, чтобы обучающиеся осознали ту огромную опасность, которую всему человечеству, стране, их городу несла на штыках нацистская Германия и ее союзники.

Для более глубокого понимания военной темы можно обратить внимание  детей на историю своей семьи, которая обязательно в той или иной мере была вовлечена в события Великой Отечественной войны и, вероятно, несла людские потери.

Можно заимствовать идеи, отдельные элементы используемых в практике форм, но для каждого конкретного случая выстраивается своя, вполне определенная форма работы. Поскольку каждый ребенок и детское объединение уникально, следовательно, формы работы по своему содержанию и построению неповторимы.

Предпочтительным является тот вариант, когда Урок мужества рождается в процессе коллективного осмысления и поиска всех участников работы: педагогов и школьников, а в ряде случаев и родителей.

И все-таки основная роль в подготовке Урока мужества принадлежит педагогу:

- определение темы Урока мужества, формулировка его цели, исходя из задач воспитательной работы с детьми;

- тщательный отбор материала с учетом поставленных целей и задач, исходя из требований к содержанию Урока мужества (актуальность, соответствие возрастным особенностям, образность и эмоциональность, логичность и последовательность);

- составление плана  подготовки и проведения Урока мужества; следует предусмотреть привлечение школьников к активной деятельности в период подготовки и в ходе Урока мужества. Использование разнообразных методов и приемов, воздействующих на сознание, чувства и поведение учащихся, повышающих интерес и внимание к теме Урока мужества;

- подбор наглядных пособий, музыкального оформления, подготовка помещения, создание обстановки, благоприятной для проведения мероприятия;

- выявление возможностей по закреплению полученной на Уроке мужества информации в дальнейшей практической деятельности детей.

Особое внимание педагогу следует обратить на психологическую подготовку обучающихся. Они должны ожидать Урок мужества, настроиться на важный и серьезный разговор. Настрой начинается с момента оповещения детей о предстоящем мероприятии, время от времени нужно напоминать о нем. Но самым лучшим способом подготовки является коллективная творческая деятельность, когда все обучающиеся, разбившись на группы, готовят фрагменты Урока мужества, оформляют помещение.

В период завершения подготовки Урока мужества педагог окончательно определяет его структуру (план). Хотя каждый Урок мужества неповторим, нередко в общем виде его структуру представляют в виде трех частей: вступительной, основной, заключительной.

Назначение вступительной части – мобилизовать внимание обучающихся, обеспечить серьезное отношение к теме Урока мужества, определить ее место и значение в жизни человека. Время вступительной части должно быть ограничено, иначе внимание детей рассеивается.

Назначение основной части определяется воспитательными задачами мероприятия и функциями, изложенными выше. Здесь рассматривается основное содержание Урока мужества.

В заключительной части важно создать у всех школьников чувство удовлетворенности проведенным мероприятием, возбудить у детей желание внести изменения в свое поведение, в работу класса. Заключительная часть, как и вступительная, не должна длиться слишком долго, чтобы не затмить впечатление от основного содержания.

Важными условиями успешного проведения Урока мужества являются

- опора на местный материал, включение в содержание урока фактов участия в войне местных жителей;

- возможность использования семейных архивов учащихся (фотографии, письма и т.д.);

- приглашение ветеранов Великой Отечественной войны, трудового фронта времен войны и воинов-интернационалистов - участников локальных войн и других боевых действий;

- максимально возможное использование наглядного материала, фонозаписей, предметов быта военных лет, фрагментов документальных и художественных фильмов о войне;

- необходимо предусмотреть включение в мероприятие Минуты памяти, знакомство с экспозициями школьных музеев;

- учитывая возрастные особенности приглашенных, их эмоциональное состояние, соблюдать временные рамки мероприятия - не более 1 часа.

      Дополнением к оформлению Урока мужества могут стать предварительно подготовленные учащимися информационные листы, стенды, стенные газеты.

        На основном этапе Урока мужества важно организовать встречу гостей. Для создания торжественной и праздничной обстановки уместно использовать

- музыкальный фон в рекреации школы;

- встречающие ветеранов дети и учителя (обязательно наличие парадной формы и желательно бейджиков) могут быть выстроены в шеренгу или «живой коридор» - коридор Славы - и  приветствуют гостей аплодисментами.

        Торжественность, масштабность и причастность каждого к историческим событиям нашей Родины может подчеркнуть такое объединяющее начало, как гимн России и гимн Кузбасса (возможно в сопровождении презентации с государственной символикой и т.д.)

        В ходе Урока мужества важно отметить не только самих участников военных действий, но и сделать акцент на вклад в Победу тружеников тыла, на лишениях, которые испытали на себе дети войны.

        Красивым, эмоциональным и наглядным оформлением к Уроку мужества может послужить презентация в виде слайдов или видеоколлажа с музыкальным или речевым сопровождением. В основную часть можно включить мини-рассказ (отчет) детей о жизни (о подготовке) школы в преддверии 65-летия Победы.

        Трогательно и ярко будет смотреться грамотно инсценированная песня военных лет, литературно-музыкальная композиция, мини-спектакль, погружая приглашенных гостей в атмосферу прошедших событий.

         Усиление воспитательного момента данного мероприятия можно достичь за счет включения в выступление не только детей, но и педагогов, родителей и других родственников обучающихся и военнослужащих.

       При наличии достаточного времени в ходе мероприятия можно отметить в присутствии ветеранов тех школьников, которые принимали активное участие в его подготовке, участвовали в конкурсах и т.п.

       Завершить Урок мужества целесообразно так же торжественно, как было организовано и его начало: фоновая музыка, аплодисменты детей, вручение цветов, подарков, сделанных своими руками.

Следует обратить внимание на то, чтобы данный Урок мужества не превратился в простое перечисление дат, имен, фактов и событий. Основным показателем удавшегося мероприятия нужно считать искренний интерес обучающихся к событиям прошлого, организации встреч с ветеранами войны, помощи тем, кто нуждается в их внимании. Это должно способствовать осознанию школьниками себя частью страны, города, выработке собственной активной жизненной позиции.

Результатом Урока мужества может стать фотогазета, фотоальбом, видеофильм, рукописный журнал из ученических работ, выставка детских рисунков и проектов.


Урок мужества «Да не прервется связь времен и поколений…»

Никуда от прошлого не деться,

Вновь война стучится  в души к нам.

Обжигает, обжигает сердце

Благодарность с болью пополам.

Оформление: название Урока мужества, вырезанное из букв, плакат с эпиграфом, портрет Героя Советского Союза И.Ф.Беляева, книга об И.Ф.Беляеве, выставка детских рисунков «Мужеству посвящается», мультимедийная презентация.

Оборудование: магнитофон, мультимедийный проектор, ноутбук.

Музыкальное сопровождение: песня «Священная война», слова В.И.Лебедева-Кумача, муз. А.В.Александрова; песня  «Киселевск – город мой», сл. М.Соколова, муз. Н.Зданевича; песня «Он не вернулся из боя» муз. и слова В.Высоцкого;  песня из кинофильма «Офицеры» «О героях былых времен», сл. Е.Аграновича, муз. Хозака Р.

Действующие лица:

Ведущий

Чтец 1

Чтец 2

Чтец 3

Чтец 4

Гости: Рычкова Валентина Федоровна, сестра И.Ф.Беляева,

Рычкова Ольга, внучка И.Ф.Беляева, обучающаяся школы № 24 города Киселевска.

Ход Урока мужества

Ведущий: Великая Отечественная война… Все дальше уходят в глубь истории ее грозные, героические годы. Но время не властно предать их забвению, выветрить из народной памяти.  

        Мы не смеем забывать тяжкие военные испытания, жуткую цену, заплаченную за победу – более 27 миллионов человеческих жизней. (Звучит песня «Священная война»).

И мы не вправе забывать о тех, кто защитил и спас нашу Родину от фашистского порабощения. Память о них живет в наших сердцах. Сегодня мы будем говорить о нашем земляке, Герое Советского Союза Иринее Федоровиче Беляеве. (Звучит 1 куплет песни «Киселевск – город мой)

Ведущий: Кто он, Ириней Федорович Беляев?

Чтец 1: Беляев И. Ф. родился 23 августа 1914 года в деревне Крюково Бабушкинского района Вологодской области. Сын бедняка, он в 14 лет член коммуны «Спартак» в родном селе на Вологодщине, в 20 лет шахтерский комсорг в Кузбассе.

        В 1936году, после придания Киселёвску статуса города, Иринея Беляева направили сюда инструктором горкома комсомола, где он курировал сектор учащейся молодежи. Был среди тех, кто организовывал первый загородный лагерь в районе реки Верх-Чумыш.

        В том же 1936году Беляев получил повестку из военкомата: его направили на учебу в Пермскую школу военных летчиков. Он мечтал стать пилотом. После окончания школы военных летчиков, в ноябре 1939 года, был направлен в Московский военный округ. (Слайд 1)

Ведущий: С какого времени И.Ф.Беляев участвует в Великой Отечественной войне?

 Чтец 1: В сентябре 1941года по распоряжению командования И.Ф. Беляев направлен на защиту Ленинграда в истребительный полк. О его героизме много писали военкоры фронтовых газет: «Гвардеец Беляев в одном бою уничтожил два «юнкерса». Летчики! Бейте врага так, как бьет его Беляев»,- это на первой странице красноармейской газеты «Атака». В ней же портрет Беляева с призывом: «Честь и слава летчику, пуля и снаряд которого рвут в клочья фашистскую мразь, уничтожают технику врага!» Заметки о нем в газетах называются: «Выручил товарища», «Новая победа», «Богатырь Ленинградского неба». В 1943 году политуправление Ленинградского фронта выпустило карманную книжечку «Летчик-истребитель Беляев». (Слайд 2)

Ведущий: Один эпизод из чудом сохранившегося дневника Иринея.

Чтец 2: «…Вылетели на сопровождение бомбардировщиков СБ. Пошли бомбить городок Мгу. Вначале шли хорошо. А как только перелетели Неву, облачность спутала наши порядки. Не теряя из виду самолетов, я остался северо-западнее города Мги. Наблюдая за бомбометанием и действием зениток, заметил, что недалеко от меня стреляет батарея. Я спикировал и обстрелял ее. При выходе из пикирования заметил два МЕ-109. Но они не успели меня атаковать. Я ушел в  облака и направился  к своим самолетам. Немцы атаковали их. «ЛаГГи в свою очередь окрысились на них и дали сдачи. Я подоспел вовремя, выпустил два ЭРЭСа и обстрелял врага пулеметно-пушечным огнем. Оглянулся - за мной из своих никого нет. Я поспешил к нашим. «Мессеры» были выше меня. Стали сближаться. Преследование становилось невыносимым. Вдруг вижу - рядом наш. Так захотелось крикнуть: «Помогите! «Мессер» открывает по мне огонь. Даю левую ногу. Трасса  проходит справа. Я уже рядом со своими - и тут в меня всадили.

       Правое стекло очков разбито. Глаз залит кровью. Из носа и рта хлещет кровь. Сбрасываю очки. Пробили воду. Брызжет в глаза. Почти ничего не вижу. Болит локоть правой руки. Горит в правом боку. Заливаюсь кровью. Обдумываю, что делать. Лететь домой? А вдруг не дотяну. Заклинится мотор или потеряю сознание, истеку кровью. Прыгать на парашюте? А кто меня подберет? Скоро ли это будет? Все это мгновенно вызревает в голове. Пробую управление. Работает хорошо. Мотор тянет, решаю идти на свой аэродром. Все время протираю глаза перчаткой. Из - за крови ничего не вижу, иду на высоте 300-400 метров, с тем расчетом, что если мотор сдаст, прыгну.

        Пробую смотреть одним глазом. Чуть вижу красный свет. Значит, глаз цел. Вот вижу аэродром. Выпускаю шасси, сажусь нормально. Машина катится по земле. Выскакиваю из машины. Боль усиливается. Подъезжает «санитарка», забирает меня.  В санчасти делают перевязку. Оказывается, у меня четыре ранения. Завязали всего и повезли в лазарет. В общем, копались во мне долго, прежде чем дали возможность спать». (Слайд 3)

 Чтец 3: 

Пройдет товарищ

                 Все бои и войны,

Не зная сна,

                Не зная тишины.

Любимый город

                Может спать спокойно,

И видеть сны,

                И зеленеть среди весны.

Ведущий: Чем награжден Ириней Беляев и за какие отличия?

Чтец 4: Он стал капитаном, командиром эскадрильи. Родина наградила его орденами Красного Знамени, Отечественной войны I степени, орденом  Александра Невского, медалью «За освобождение Ленинграда», так как за время Отечественной войны он совершил до 400 боевых вылетов, сбил лично 11 самолетов противника и 6 вражеских самолетов в групповых боях. (Слайд 4) За мужество и отвагу, проявленные в боях при защите Родины и города Ленина, и умение бить врага, Беляев И.Ф. представлен к высшей правительственной награде - званию Героя Советского Союза. Это было 2

июля 1943года.

Ведущий: Почему же Беляев И.Ф. не получил эту награду?

        

Через 6 дней 8 июля Беляев И.Ф. был сбит в неравном бою, где 2 наших истребителя сражались с 10 вражескими летчиками. Его самолет упал на территорию, занятую противником. В личном деле Беляева появилась запись: не вернулся с боевого задания. Пропал без вести.( А может стал предателем?)

(звучит песня В.Высоцкого «Он не вернулся из боя»)

Ведущий: Как отнеслись к этому родные и друзья?

 

Чтец 1: В газетах продолжали появляться материалы о мужестве и героизме летчика. Однополчане обращались к начальнику отдела Министерства  обороны с просьбой о присвоении  звания  Героя  Советского Союза Беляеву И.Ф.

         «С задания не вернулся», - написали из части. А может, не погиб, может, выбросился с парашютом, может, жив…»

        В 25 лет осталась вдовой Александра Беляева с 2-мя малыми детьми. Но она не считала себя вдовой, не могла поверить в смерть мужа. Как заклинание повторяла она строки из одного письма Иринея:

Чтец 2:

Ты хочешь знать, когда вернусь,

А я и сам не знаю.

Назвать число тебе боюсь-

Ты жди меня, родная.

Очистим от фашистов Русь,

Родную нашу землю,

Тогда, родная, я вернусь

Домой, в свою деревню…

(Слайд 5)

Чтец 3: Давно оплакали всех убитых, затянулись раны, заросли травой окопы. Зажегся огонь на могиле неизвестного солдата в Москве. Отметила страна 25-летие, 30-летие, 35-летие Победы. Прибавились на обелисках десятки, сотни и тысячи новых имен. Но нигде не было имени Иринея Беляева. А его семья вела поиск. На это ушло 40 лет, дети стали старше отца. И вдруг маленькая заметка в 34 строки в газете «Советская Россия» о том, что в торфяной низине, недалеко от города Тосно, найден  истребитель, сбитый во время войны.

Ведущий: Кто обнаружил самолет?

Чтец 4: Это имя и нам всем надо запомнить - Михаил Алексеевич Марков. Житель Гатчины, рабочий завода, сам, по зову собственной совести и сердца, без командировок и указаний, в свободное от работы время, в дни отпуска, он вел поиск сбитых в войну самолетов, пропавших без вести летчиков. И он сделал то, что кажется немыслимым по обычным меркам: раскопал 33 самолета с останками летчиков и установил 31 имя. Нашел их родных.

На обгоревшей планшетке было написано «Беляев Ир…»

Ведущий: Что было дальше?

Чтец 1: Потрясенные, не в силах вымолвить и слова, стояли близкие родные Беляева в июле 1983года на месте падения самолета. Перед ними раскрылась тайна его последнего боя. Самолет горел (что видно по расплавленным деталям). Летчик еще был в сознании и пытался спланировать на поляну… Но машина глубоко врезалась в торфяную землю. Так сам себя захоронил Ириней Беляев, героически погибший во имя Родины и до последнего вздоха оставшийся верным ей.

        Михаил Алексеевич Марков пошел в отпуск в ноябре 1983года и решил найти самое верное доказательство, что этот летчик Беляев. Упорно, час за часом, руками вычерпывая из котлована от самолета ледяную торфяную жижу и пропуская ее через сито, нашел смертный медальон с именем Беляева И.Ф. (Слайд 6)

Чтец 2: 26 мая 1984 года прах Беляева с горстью земли с места падения самолета приняли земляки города Щекино Тульской области, где проживают его родные. Торжественное захоронение состоялось на Аллее Героев.    (Слайд 7)

         5 мая 1991 (через 48 лет после гибели) Беляеву Иринею Федоровичу присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно). Орден Ленина и Золотая Звезда вручены семье Беляева Иринея Федоровича. (Слайд 8)

Чтец 3: Почтим память Иринея Федоровича Беляева Минутой молчания (звучит метроном)

Ведущий: И. Ф.Беляев – наш земляк, киселевчанин, ведь именно киселевский военкомат направил его служить Родине. В Киселевске его имя увековечено на памятнике киселевчанам – Героям Советского Союза. 23 февраля 1992 года по инициативе Н.К.Агеева, редактора газеты «В бой за уголь», администрация Киселевска присвоила одной из улиц микрорайона Красный Камень имя капитана Беляева. В нашем музее материал об И.Ф.Беляеве размещен в экспозиции «Герои Советского Союза», по которой регулярно проводятся экскурсии.

        А совсем недавно, в апреле 2010 года, в память о Беляеве И.Ф. открыта мемориальная доска в городе Прокопьевске на шахте имени Ворошилова, где некоторое время он работал секретарём комитета комсомола. На этом торжественном мероприятии присутствовали В.Ф.Рычкова, сестра Героя, Рычкова Оля, его внучка, обучающаяся нашей школы, и наш Совет музея с его руководителем (Слайд 9).

        Сегодня Валентина Федоровна и Ольга – наши гости.

        Слово предоставляется В.Ф. Рычковой, сестре Иринея Федоровича Беляева.

        По окончании выступления дети дарят цветы Валентине Федоровне и подарок, сделанный своими руками.

Ведущий: На нашем мероприятии присутствует обучающаяся 9 «а» класса нашей школы  Рычкова Ольга, внучка Иринея Федоровича.

        Оля, скажи, пожалуйста, какие чувства ты испытываешь, зная, что И.Ф. Беляев, Герой Советского Союза,- твой дедушка?

Как повлияла на тебя причастность к семье Иринея Беляева?

Ответы О.Рычковой.

Ведущий: Ребята, сегодня мы  с вами узнали про Героя Советского Союза И.Ф.Беляева. Скажите, какие страницы его биографии вам запомнились больше всего?

Ответы детей.

Ведущий: Как вы думаете, какие черты характера были присущи Иринею Беляеву?

Ответы детей.

Ведущий: Ребята, теперь мы знаем, каким  героическим человеком был наш  земляк, какая трагическая судьба выпала на его долю, как мужественно вела себя его семья, посвятив многие годы своей жизни на восстановление его доброго имени, добиваясь того, чтобы награда нашла своего Героя. Мы должны гордиться, что мы - его земляки и не предавать его имя забвению. (Слайд 11)

(Звучит песня «О героях былых времен» из кинофильма «Офицеры»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Войны священные страницы навеки в памяти людской.

Цель: Патриотическое воспитание учащихся. Разработка может быть использована при проведении классного часа, посвященного Победе в Великой Отечественной войне.  Дается описание сайдов для презента...

Войны священные страницы навеки в памяти людской

Данная разработка подготовлена к празднованию Дня воинской славы с целью знакомства учащихся с историческими событиями тех лет, с героями Великой Отечественной войны. В празднике принимают участ...

«Войны священные страницы навеки в памяти людской» Литературно-музыкальная композиция.

Литературно-музыкальную композицию можно провести как общешкольное внеклассное мероприятие, приуроченное к празднованию Дня Победы....

Сценарий тематического вечера для учащихся 9-11 классов «Войны священные страницы навеки в памяти людской»

Целью мероприятия является  углубление знаний учащихся о важнейших событиях  Великой Отечественной войны; - на примерах героизма советских людей формировать чувства патриотизма, гордости за...

Войны священные страницы навеки в памяти людской

Содержание (план)1.Исторические сражения Древней Руси;2.Начало войны 1941 года.3.Битва под Москвой.4.Сталинградская битва.5.Маршал Советского Союза Георгий Константинович Жуков.6.Великая победа ...

Войны священные страницы навеки в памяти людской

Внеклассное мероприятие, проводимое в школе накануне Дня Победы. Оно посвящено 65-летия Победы в ВОВ...

СЦЕНАРИЙ Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны «ВОЙНЫ СВЯЩЕННЫЕ СТРАНИЦЫ НАВЕКИ В ПАМЯТИ ЛЮДСКОЙ», посвящённой 74-й годовщине ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ.

Народ, который не помнит прошлого, не имеет и будущего, и то, что мы вкладываем в наших ребят сегодня, завтра даст соответствующие результаты. В этом заключается государственный подход каждого педагог...