Методическая разработка внеклассного мероприятия для учащихся 6 класса «Новомученики и исповедники Шатурского края» (Храм св. великомученицы Параскевы Пятницы села Туголес)
методическая разработка по краеведению (6 класс)

Кудряшов Михаил Юрьевич

Для воспитания патриота важно знать историю края, в котором живешь. Важно, чтобы каждый человек знал тех, кого сегодня мы называем новомучениками, о ком из земляков упоминают в молитвах в храмах, почему они этого заслужили, в чем их человеческий подвиг...

В житии добродетельми обогатившеся,/ во дни гонения безбожнаго,/ яко гроздие многообильное винограда Христова,/ кровь мученическую источили есте/ и во страданиих адаманта твердейшии явилися есте,/ новомученицы и исповедницы Шатурстии,/ молите Всеблагаго Бога/ даровати душам нашим велию милость.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kudriashov_m.iu_._sosh_s.krivandino.docx500.58 КБ

Предварительный просмотр:

 МБОУ «СОШ с. Кривандино»

Методическая разработка внеклассного

мероприятия по духовно-нравственному воспитанию обучающихся

Внеклассное мероприятие для учащихся 6 класса

«Новомученики и исповедники Шатурского края»

(Храм св. великомученицы Параскевы Пятницы села Туголес).

Кудряшов Михаил Юрьевич

учитель истории

МБОУ «СОШ с. Кривандино»

2023 г.

Образовательный проект на тему:

«Возделывание и почитание христианских святынь - культурных объектов земли Подмосковной. Рассказ о новомучениках, жизнь которых связана с историей храма».

Внеклассное мероприятие по духовному краеведению

для учащихся 6 классов МБОУ «СОШ с. Кривандино»

Московской области

                                                                         

                                                                                                                                Автор:

Кудряшов Михаил Юрьевич

учитель истории

МБОУ «СОШ с. Кривандино»

Внеклассное мероприятие для учащихся 6в класса.

Тема «Новомученики и исповедники Шатурского края

(Храм св. великомученицы Параскевы Пятницы села Туголес)».

 Цель: формирование представления о значении подвига Новомучеников и исповедников Шатурского края.

 Задачи:

- познакомить учащихся с нравственными и духовными ценностями, идеалами Православия;

- сформировать у учащихся представление о Новомучениках и исповедниках Шатурского края;

- воспитывать чувство любви к ближнему и Отечеству, прививать интерес к изучению прошлого нашей страны малой Родины;

- развивать внимание, память, речь, творческие способности учащихся, расширить их кругозор.

- дать объективные, исторически правдивые представления о причинах и истоках гонений на Церковь (духовенство и верующих мирян) в первой половине XX века;

- дать представление о сути христианского подвижничества и мученичества ради Христа, христианских духовных и нравственных ценностях;

- раскрыть значение подвига Новомучеников и Исповедников для формирования личности обучающихся;

- познакомить детей с иконой «Собор Новомучеников Новомучеников и Исповедников Шатурских».

Прогнозируемые результаты:

Личностные:

- развитие чувства преданности и любви к Родине;

- знание выдающихся имён в истории Шатурского края;

- умение следить за своими словами и делами; способность контролировать собственную деятельность на основе выбора добра и пользы.

Метапредметные:

- развитие познавательной деятельности;

- любовь к родному языку, родной истории и культуре;

- умение сравнивать и анализировать.

Предметные результаты:

- знание событий истории, имён и подвигов, героев и святых людей Шатурского края;

- приобщение к духовно-нравственным ценностям своего народа;

- усвоение нравственных норм и правил поведения в ходе знакомства с православной культурой Шатурского края, имеющей большое значение в истории России;

- формирование потребности в нравственном совершенствовании.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, икона «Собор Шатурских Новомучеников и Исповедников».

Ход урока.

I.Организационный момент.

Звенит звонок веселый,

Мы начать урок готовы.

Мы все хотим о мире знать,

Природы тайны открывать.

Что значит общество?

И что в нём значим мы?

Нам многие ответы

В учебнике даны.

Продолжим же учиться,

Мир наш огромный познавать,

Историей родной будем гордиться,

А главное достойной сменой предков стать.

II.Актуализация опорных знаний.

– Перед тем, как мы будем изучать новую тему, послушайте интересную историю. (Зажигаются свечи. Обучающиеся слушают притчу о трёх свечах.) «Три свечи горели на столе. Стояла такая тишина, что было слышно, как они разговаривают.

Первая сказала:

– Я – Успех… Но только дети не верят в меня. Думаю, мне не остаётся ничего другого, как погаснуть!

Огонёк этой свечи погас.

 Вторая неслышно сказала:

– Я – Старание… К сожалению, я  перестала быть нужной. Дети не хотят обо мне ничего слушать, нет и мне смысла гореть дальше.

Свеча погасла.

– Я – Вера…Пока дети верят в свои силы, верят, что у них всё получится, всегда можно зажечь и другие свечи».

– Так и вы, ребята, верьте в себя, старайтесь и к вам обязательно придёт успех. И первые две свечи никогда не потухнут.

 

         III. Формулирование темы урока. Целеполагание.

– А что собой символизирует свеча?

– Свеча – это символ веры, тепла и света. Веры в лучшее. Как вы думаете, чему будет посвящён наш урок?

– Вере. Православной вере. Сегодня мы узнаем, как православная вера помогала людям выстоять в самые трудные годы их жизни. В ходе урока мы познакомимся с такими понятиями как «вера» и «подвиг», дадим определение словам «Новомученики и Исповедники Православной Церкви», познакомимся с несколькими именами людей, которые приняли муки и смерть ради Христа.  

         IV.Открытие новых знаний.

– Давайте поразмышляем: вера важна для каждого человека?

– А во что могут верить люди?

– Даже атеист верует в то, что Бога нет, не существует, но он всё же верит. Поэтому мы должны понять, что вера есть в каждом из людей. Вера – это твёрдое убеждение в чём-то. Вера освещает дорогу жизни каждому человеку, дарует любовь, надежду и спасение. Жизнь человека зависит от того, во что и как он верит.

Работа над высказываниями.

– Назовите слово, которое чаще всего встречается в этих высказываниях? (Слайд №2)

В жизни всегда есть место подвигам (М.Горький).

За великими подвигами следует великая известность.

Подвиг, как и талант, сокращает путь к цели.

Подвиг делает тот, кто вперёд идёт.

– Как вы понимаете слово «подвиг»?

Подвиг – это когда в бескорыстном порыве души человек отдаёт себя людям, когда во имя людей жертвует своей собственной жизнью.

 (Слайд №3)

 Беседа.

– Много на свете хороших государств и земель, но одна у человека мать – одна и Родина. На протяжении многих веков нашу Родину оберегали и защищали русские люди. Разные были у них доспехи, оружие, форма. Но их объединяло одно: вера в Бога и огромная любовь к Родине. Нужно свято хранить память о своих защитниках прославленных или безымянных. В нашей стране были и есть люди, которые приняли смерть за Веру.  

– Как называют в Церкви святых, которые пострадали, или были убиты за свою любовь и верность Богу?

– Что означает слово «мученик»?

– Мученик – христианин, принявший мучения и смерть в Иисуса Христа. А новомученик?

– Новомученик – христианин, который принял мучения и смерть в 20 веке.

– Исповедник – христианин, претерпевший мучения за веру и оставшийся в живых.– Вот и сегодня мы на нашем уроке поговорим о священнослужителях и монахах, которые жили не так давно, в начале xx века и которых прославила наша Церковь. В 1917 году  произошла революция. К власти пришли люди, которые стали уничтожать храмы. Начались гонения священнослужителей. Стали рушиться христианские ценности людей. Но народ продолжал верить в Бога и жить по христианским заповедям, несмотря на преследования властей. xx век в истории православной культуры России называют веком святых Новомучеников и Исповедников. Рассмотрите икону «Собор Новомучеников и Исповедников Российских, за Христа пострадавших, явленных и неявленных».

– Что значит  слово «Собор» в данном случае? (На иконе изображён не один Святой, а несколько).

– Итак, в центре иконы изображены Святые Новомученики, над ними Спаситель и русские Святые. По обе стороны расположены клейма с изображением мученических подвигов Святых. Православные мученики шли на смерть добровольно.

– Представьте себе, что кто-то захотел вырвать с корнем старый развесистый дуб. Для того чтобы это сделать, нужно было бы раскопать вокруг дерева всю землю, следовало бы выломать корни его. Таким мощным деревом в России была Православная вера. Тысячу лет это дерево росло на русской земле. И вот когда стали рушить мощное дерево христианской веры, христиане поднялись на её защиту. Таким был святой патриарх Тихон. В то непростое время он был избран Патриархом Русской Православной Церкви.

 Патриарх, как мог, исполнял свой долг перед Богом и людьми. Он открыто служил в храмах Москвы и других городов, осуждал кровопролитие и укреплял Святую веру в людях. Патриарх Тихон совершил духовный подвиг: призвал православный народ прекратить братоубийственную войну. За это он был заточён в Донском монастыре. На него было организовано три покушения. Святейший Патриарх скончался 25 марта 1925 года, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, и был погребён в московском Донском монастыре.

 – На сегодняшний день в лике Новомучеников и Исповедников Российских прославлено более двух тысяч человек. Все они оставались верны своей совести и вере в Иисуса Христа до последних мгновений.

– 25 января 1918 года в Киеве был зверски убит митрополит Владимир. (Слайд №10) Это первый мученик из числа архиереев. В этот злополучный день к митрополиту, жившему в Киево-

На заре третьего христианского тысячелетия, когда мир благоговейно хранит в памяти свет недавних юбилейных торжеств 2000-летия Боговоплощения, Русская Православная Церковь, смиренно приносит Христу плод своих голгофских страданий - великий сонм святых новомучеников и исповедников Российских XX века. Вот уже несколько лет русская Православная Церковь и всё Вселенское Православие соборно совершает торжество новопрославленным мученикам и исповедникам Российским, акт канонизации которых состоялся 13-16 августа 2000 года на юбилейном Архиерейском Соборе РПЦ.

И сегодня, вполне справедливо можно утверждать, что радость духовного торжества и слава новых мучеников достигает всех уголков нашей необъятной Руси в ее прежних пределах, ибо нет мест, где бы земля наша не была обагрена и освящена кровью страдальцев за веру Христову. И наш Шатурский край на общецерковном небосклоне славы новомучеников и исповедников Российских обрел себе целое созвездие небесных покровителей и ходатаев пред  Престолом Божиим.

Вот наши земляки - Новомученики и исповедники Шатурские:

- Священномученик Александр (Сахаров)
- Священномученик Иоанн (Тихомиров)
- Священномученик Иоанн (Виноградов)
- Священномученик Василий (Колосов)
- Священномученик Назарий (Грибков)
- Священномученик Николай (Постников)
- Священномученик Арсений (Троицкий)
- Преподобномученик Аполлос (Федосеев)
- Преподобномученик Тихон (Бузов)
- Преподобномученицы Мария и Матрона (Грошевы)

- Мученик Петр (Царапкин).

По благословению Высокопреосвященнейшего Ювеналия митрополита Крутицкого и Коломенского составлен текст акафиста Новомученникам и Исповедникам Шатурским, который утверждён Богослужебной комиссией Московской епархии 15.10.2003 года.

Для их прославления в январе 2003 года на Родине была написана икона «Собор новомучеников и исповедников Шатурских». Работа была поручена иконописцам из г. Москвы.

Новомученики и исповедники Шатурские

Все предстоящие новомученики и исповедники приняли мученическую кончину (были расстреляны) на полигоне НКВД в пос. Бутово Московской области, где и погребены в безвестной могиле. Память каждого подвижника согласно определения Архиерейского Собора соверша-
ется в день кончины и в день празднования Собора новомучеников и исповедников Рос-
сийских 7 февраля по новому стилю, если этот день совпадает с воскресным днем, а
если не совпадает, то в ближайшее воскресенье после 7 февраля.

    Новописанная икона «Собор новомучеников и исповедников Шатурских» нахо-
дится в храме св. великомученицы Параскевы Пятницы в Лузгарино, где всякий же-
лающий может помолиться святым угодникам Божьим покровителям Шатурского края
и приложиться к иконе.

Сообщения учащихся.

1-ый ученик.

      Преподобномученицы Мария и Матрона (Грошевы).

    Преподобномученица Мария родилась в 1876 году, а преподобномученица Матрона – в 1882 году в селе Варюковка Московской губернии в семье крестьянина Наума Грошева. Как-то в молодости они посетили некоего старца в Рязанской губернии, которого многие почитали за подвиги и прозорливость, и спросили его, как им жить. Марии и Матроне старец сказал: «В монастырь, в монастырь...».

Послушница Мария Грошева. Москва. Тюрьма НКВД. 1938

Послушница Мария Грошева
Москва. Тюрьма НКВД. 1938

    В 1909 году Мария вместе с сестрой Матроной поступили послушницами в монастырь, где пробыли до его закрытия после революции 1917 года, а затем вернулись на родину и поселились при храме великомученицы Параскевы в селе Туголес Шатурского района Московской области. Сестры жили в небольшом деревянном доме. Они пекли для храма просфоры, были алтарницами во время богослужений, убирались в храме перед службами, а в оставшееся время молились и подрабатывали рукоделием – стегали одеяла.

Послушница Матрона Грошева. Москва. Тюрьма НКВД. 1938

Послушница Мария Грошева
Москва. Тюрьма НКВД. 1938

   Сестер в селе все любили за ласковое и приветливое обхождение. Когда все храмы в округе были закрыты, она читала Псалтирь по умершим.

  В ноябре 1937 года были арестованы священники храма великомученицы Параскевы в селе Туголес – протоиереи Георгий Колоколов и Назарий Грибков и псаломщик Петр Царапкин, и храм был закрыт. С этого времени сестры остались единственными в округе «церковницами», кто мог почитать Псалтирь по умершему родственнику и наставить в вере и исполнении церковных правил и молитв.

     В феврале 1938 года власти возобновили аресты. Священников почти не осталось, и арестовывались уже миряне. 15 февраля 1938 года председатель сельсовета согласился лжесвидетельствовать о послушницах. Он написал, что они враждебно настроены к советской власти и коммунистической партии. На религиозные праздники сестры ходят по домам колхозников и в некоторых домах совершают «богослужение». Явившись в один из домов, они говорили колхозникам: «Завтра Господский праздник, лучше идти в церковь молиться Богу, а не в колхозе работать». Колхозницы в количестве восьми человек вместо того, чтобы работать в колхозе, ходят в церковь в село Петровское Шатурского района за 15 километров молиться Богу. А на вопрос, почему они не работают в колхозе, колхозницы отвечают: «Богу лучше молиться, а то Он нас всех накажет». В церковь с колхозницами ходят и сами монашки. В дома колхозников монашки приносят церковные книги и читают колхозникам о рождении Иисуса Христа, о сотворении Богом мира, о рае, о Страшном Суде.

     26 февраля 1938 года власти арестовали послушниц и заключили в тюрьму в городе Егорьевске.

   11 марта 1938 года Тройка НКВД приговорила послушниц Марию и Матрону Грошевых к расстрелу. Они были расстреляны 20 марта 1938 года и погребены в безвестной могиле.

   

 2-ой ученик.

 Колоколов Георгий Иосифович.

Протоиерей Георгий Колоколов. Москва. Бутырская тюрьма. 1937 год

Протоиерей Георгий Колоколов. Москва.

 Бутырская тюрьма. 1937 г.

Колоколов Георгий Иосифович родился 22 октября 1876 года в городе Москве в семье диакона.  В 1898 году окончил Московскую Духовную семинарию. В 1899 году он был рукоположен в сан диакона к Преображенской церкви села Спасское-Тушино Московского уезда. В 1904 году был рукоположен в сан священника к Николаевской церкви села Аксиньино Звенигородского уезда и назначен законоучителем Аксиньинского народного училища и уездной церковноприходской школы, в этой должности он состоял до 1918 года. С 1908 года он нёс послушание учителя Закона Божия Липкинского училища, находившегося в том же уезде.

      В 1931 году власти репрессировали его как представителя духовенства. 10 декабря 1931 года тройка при ПП ОГПУ по Московской области по ст. 58-10 УК РСФСР приговорила его к пяти годам заключения. Год он пробыл на каторжных работах на строительстве Беломорско-Балтийского канала, а с марта 1932 года по июнь 1933 года работал счетоводом в одном из отделений           Соловецких исправительно-трудовых лагерей на лагерном пункте Сеннуха.

    По возвращении протоиерея Георгия в сентябре 1933 года из заключения епископ Орехово-Зуевский, викарий Московской епархии, Иоанн (Широков) назначил его настоятелем храма великомученицы Параскевы в селе Туголес.

     Во время гонения на Русскую Православную Церковь в 1937 году зачастую арестовывался сразу весь причт храма — все священники, псаломщики и певчие, и в особенности если они были монахинями или послушницами.

    21 ноября 1937 года сотрудник НКВД допросил секретаря сельсовета в селе Туголес Шатурского района Московской области Василия Языкова, который после беседы с ним подписал показания, свидетельствующие об антисоветской деятельности священников, служивших в храме великомученицы Параскевы в этом селе: «Мне известно, что в деревне Туголес существует контрреволюционная группа церковников, в которую входят попы Назарий Грибков... Георгий Иосифович Колоколов... дьячок Царапкин, звать не помню, все они тесно связаны между собой, часто собираются у попа Назария Грибкова, среди населения ведут открытую контрреволюционную деятельность, направленную к подрыву мощи нашей страны... всю свою контрреволюционную деятельность указанная группа направляет на подрыв колхозного строительства и всех проводимых мероприятий советской властью в деревне. В уборочную кампанию умышленно затягивали службу по целым дням, тем самым тормозили ход уборочной кампании. Кроме того, открыто среди населения ведут антисоветскую агитацию, как-то: Назарий Грибков и Георгий Колоколов среди колхозников распускают разную клевету о лагерях, говорят, что советская власть, заключая людей в лагеря, не исправляет людей, а издевается над людьми; заставляют работать непосильную работу, кормят безобразно плохо, в лагерях люди мрут, никто на это не обращает внимания, условия жизни создают невыносимые, большая часть людей, осуждённых и отбывающих наказание в лагерях, не выносит создаваемых условий и остаётся там... Дьячок Царапкин в октябре месяце колхозникам говорил: "Большевики в конституцию вписали пункт, что у нас в Советском Союзе каждый может выбирать и каждый может быть избранным. Это все ерунда, никогда этого не допустят, вы сами теперь видите, что людей начинают забирать, значит, выбирать будут не все"». 

     В тот же день был допрошен один из колхозников, Иван Крылов. Сотрудники НКВД вызвали его к себе, угостили водкой, дали денег на выпивку, и он подписал все, что те требовали от него: показания, аналогичные показаниям председателя сельсовета.

    27 ноября сотрудники НКВД арестовали протоиерея Георгия Колоколова и псаломщика Петра Царапкина, а на следующий день — протоиерея Назария Грибкова. Все они были заключены в Таганскую тюрьму  в Москве.

     5 декабря 1937 года Тройка НКВД по Московской области по ст. 58-10 УК РСФСР приговорила протоиерея Георгия и протоиерея Назария к расстрелу, а псаломщика Петра Царапкина — к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере, где он и скончался.

      9 декабря 1937 года протоиерей Георгий Колоколов был расстрелян на полигоне Бутово под Москвой и погребен в безвестной общей могиле. В августе 2000 года причислен к лику святых Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви.

3-й ученик.

Грибков Назарий Степанович.

Протоиерей Назарий Грибков. Москва. Бутырская тюрьма. 1937 год

Протоиерей Назарий Грибков. Москва. Бутырская тюрьма. 1937 год

  Грибков Назарий Степанович родился 22 октября 1879 года в деревне Огрызково Егорьевского уезда Рязанской губернии в семье крестьянина. Первоначальное образование он получил в Егорьевском Хлудовском училище. Он окончил 5 и 6 классы Рязанской духовной семинарии и с 1899 года стал служить псаломщиком, с 1906 года — в соборе города Егорьевска.

    В 1919 году архиепископ Рязанский и Зарайский Иоанн (Смирнов) рукоположил его во священника к Богородице-Рождественской церкви села Березовка Рязанской епархии.

    В 1919 году был переведён в село Починки Егорьевского уезда.

    В 1929 году архиепископ Орехово-Зуевский, викарий Московской епархии, Питирим (Крылов) назначил его в храм великомученицы Параскевы в село Туголес.

    В начале марта 1931 г. местными властями стали усиленно проводиться мероприятия по самообложению крестьян и созданию колхозов. В одной из деревень, в доме, где на этот раз остановилась странница, у крестьян были отобраны за недоимку коровы. Хозяйка дома выбежала на улицу и закричала: "Уводят коров, нас разоряют, давайте отбивать скотину у сельсовета". Собралась толпа народа, которая попыталась забрать обратно у сельсовета свою скотину. Попытка эта ни к чему не привела, но стали искать виновных.

     23 марта были арестованы священники Пятницкого храма Назарий Грибков и Иоанн Боголепов, которому было в то время шестьдесят восемь лет, председатель церковного совета Иван Леонтьевич Панкратов, а также дочь диакона Александра Семёновна Яблонская. Её обвинили в том, что она свидетельствовала о чуде обновления иконы. Ей принадлежал образ Черниговской иконы Божией Матери. Лик на иконе был почти не виден. Она отдала икону одной женщине, а через некоторое время та объявила, что лик на иконе стал виден совершенно отчётливо. Икону принесли в храм, и отец Иоанн Боголепов отслужил перед ней водосвятный молебен. Впоследствии это было поставлено властями священникам в вину.

     Будучи допрошенными, обвиняемые виновными себя не признали.

    Следователей интересовали знакомства отца Назария с некоторыми людьми, а также, не вели ли они с ним антисоветских разговоров. Отец Назарий со следователями держался сухо и на вопросы отвечал скупо.

     4 апреля следствие было завершено. В составленном обвинительном заключении следователь писал:

 

  « В деревнях Туголес, Лузгарино, Пустошь, Черусти, Варюковка и ряде других Шатурского района в 1930–1931 годах действительно имели место случаи срыва собраний и общественно-политических кампаний и мероприятий советской власти, как например: хлебозаготовок, сенозаготовок и скотозаготовок, коллективизации, весенне-посевной кампании и так далее. 

    Срывы являлись результатом организованной деятельности группы церковников и их приверженников крестьян, антисоветски настроенных, руководимых попом Боголеповым Иваном Андреевичем, — в составе и при активном участии попа Грибкова Назария Степановича, председателя церковного совета Панкратова Ивана Леонтьевича, дочери дьякона, жены умершего фельдшера Яблонской Александры Семёновны и Крюковой Варвары Николаевны. 

   Обвиняемые виновными себя в антисоветской деятельности не признали... Являясь участниками антисоветской группировки, систематически вели антисоветскую агитацию и срывали политические и общественные мероприятия советской власти в деревне в течение 1930 и 1931 годов, а также распространяли слухи о чудесах и являются инициаторами торжественного молебна у якобы обновившейся иконы Божией Матери». 

  10 апреля 1931 года Тройка ОГПУ по ст. 58-10 УК РСФСР приговорила священников Иоанна Боголепова и Назария Грибкова к пяти годам ссылки в Казахстан, Ивана Панкратова — к трём годам ссылки. Весной 1936 года отец Назарий вернулся из ссылки домой.

  Вернувшись из ссылки, протоиерей Назарий стал служить в том же храме. В жизни отец Назарий был гостеприимным и хлебосольным, и у него часто бывали гости, которых он щедро угощал всем, что у него было.

   Это было время грозных гонений, и однажды друг отца Назария протодиакон Сергей Павлович Туриков, служивший в Богоявленском соборе в Москве, предложил ему переехать в столицу: «Отец Назарий, поехали со мной в Москву, там не так, как в деревне, преследуют и забирают священство. Оставь сына Николая на время няням, а сам со мной поезжай». Отец Назарий на это ответил: «Да я ни в чем не виноват, что мне бояться-то. Зачем я сына буду оставлять и куда-то уезжать? Нет, отец Сергий, я уж здесь со своими останусь».

   21 ноября 1937 года сотрудник НКВД допросил секретаря сельсовета в селе Туголес Шатурского района Московской области Василия Языкова, который после беседы с ним подписал показания, свидетельствующие об антисоветской деятельности священников, служивших в храме великомученицы Параскевы в этом селе.

   В тот же день был допрошен один из колхозников, Иван Крылов. Сотрудники НКВД вызвали его к себе, угостили водкой, дали денег на выпивку, и он подписал все, что те требовали от него: показания, аналогичные показаниям председателя сельсовета.

   27 ноября сотрудники НКВД арестовали протоиерея Георгия Колоколова и псаломщика Петра Царапкина, а на следующий день — протоиерея Назария Грибкова.

    Все они были заключены в Таганскую тюрьму в Москве.

    5 декабря 1937 года Тройка НКВД по Московской области по ст. 58-10 УК РСФСР приговорила протоиерея Георгия и протоиерея Назария к расстрелу, а псаломщика Петра Царапкина — к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере, где он и скончался.

11 декабря 1937 года протоиерей Назарий Грибков был расстрелян на полигоне Бутово под Москвой и погребён в безвестной общей могиле.

  В августе 2000 года причислен к лику святых Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви.

Подведём итоги.

    - В чём состоит подвиг людей, пострадавших за веру?

    Учитель: Как ни силились в течение десятилетий оторвать народ от Церкви, это не удалось. Да это и невозможно. Ведь верующие – часть народа, и они разделили ту же участь, которая была суждена большинству населения.

    Главный пример, который оставили нашему и следующим поколениям новомученики, – это следование за Христом даже тогда, когда все внешние условия этому не способствуют. Пройдя через аресты, пытки, расправы они не сломались и остались преданными Православной Церкви. Православные исповедники жизни свои отдали не за политические убеждения, а за Христа, за истину и за подлинную свободу. Поразительная разница между человеком, который отдает свою жизнь за веру, и человеком, который отнимает чужие жизни во имя идеи борьбы с неверными. В первом случае человеком движет любовь ко Христу, во втором — ненависть к людям. Именно благодаря подвигу новомучеников и исповедников Русская Православная Церковь и была спасена. В этом и заключается его непреходящее значение.

Закрепление материала.

Вопросы:

- Какие события произошли в России в начале ХХ века?

- Какова была судьба Русской Православной Церкви в этот период?

- Кто такие новомученики, исповедники, страстотерпцы?

- Зачем святые терпели мучения? Шли на смерть?  

Итог. Рефлексия.

– Сегодня мы с вами познакомились с понятием веры. Выяснили, что вера играет важную роль в жизни человека. Узнали, что  иметь веру - это значит признавать, проявлять верность, доверять. Если оглянуться назад, то можно понять – ничто нас не спасёт кроме Веры. Определили для себя Мученик – христианин, претерпевший за веру страдания  и смерть. Исповедник – христианин, претерпевший мучения за Веру.

– Поднимите вверх зеленые карточки те, кому все было на уроке понятно, красные карточки – те, у кого остались вопросы по теме нашего урока?  

Учитель. В завершении нашего занятия хотелось бы заметить, что мы часто забываем о подвигах истинно православных людей. Без героизма не может быть жизни человеческой, потому что героизм-это пример, это идеал. И как бы не пытались многие отвернуться сегодня от этого идеала, сказать, что идеалом является что-то другое: богатство, слава, почет. В глубине народной жизни, в глубине сердца нашего всегда хранится образ положительного героя, образ того, кто беззаветно любит свою страну и жизнь свою готов положить за ближних своих. 

Учитель. Ребята я думаю, что после сегодняшнего мероприятия многие из вас вместе со мной, а может быть и вместе с вашими родителями и друзьями продолжат поиск материалов о жизни новомучеников российских. 

Спасибо за внимание.

Используемая литература и интернет – ресурсы.

- Быков П. Собор Новомучеников и исповедников Шатурских. // Газета «Шатурский Вестник», 2003, № 5(364)

- http://shaturablago.narod.ru/index.html_Официальный сайт Шатурского благочиния РПЦ (МП)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка мероприятия для начальных классов по противопожарной безопасности на тему: "О если бы лес умел говорить..!"

Цель мероприятия: сформировать у учащихся представление о роли леса в природе и жизни людей, и показать масштабность губительного воздействия лесных пожаров на лесное сообщество....

урок по историческому краеведению в 9кл "Не стоит село без праведника" ("Новомученики и исповедники российские")

Тема  «Россия в XXвеке –испытание веры» - актуальна в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения. История России прошлого столетия неразрывно связана с огромными испытаниями правосла...

Образовательный проект на тему: «Новомученики и исповедники Московского края»

Внеклассное мероприятие по духовному краеведению для учащихся 8 класса ...

Внеклассное мероприятие Праздник Святой Параскевы Пятницы. Мастер-класс по изготовлению куклы-оберега Параскевы Пятницы.

: Мероприятие наиболее целесообразно проводить в канун праздника Святой Параскевы-Пятницы - 10 ноября...

Внеклассное мероприятие Праздник Святой Параскевы Пятницы. Мастер-класс по изготовлению куклы-оберега Параскевы Пятницы.

: Мероприятие наиболее целесообразно проводить в канун праздника Святой Параскевы-Пятницы - 10 ноября...