Методическая разработка внеклассного мероприятия для учащихся 6 класса «Новомученики и исповедники Шатурского края» (Храм св. великомученицы Параскевы Пятницы села Туголес)
методическая разработка по краеведению (6 класс)
Для воспитания патриота важно знать историю края, в котором живешь. Важно, чтобы каждый человек знал тех, кого сегодня мы называем новомучениками, о ком из земляков упоминают в молитвах в храмах, почему они этого заслужили, в чем их человеческий подвиг...
В житии добродетельми обогатившеся,/ во дни гонения безбожнаго,/ яко гроздие многообильное винограда Христова,/ кровь мученическую источили есте/ и во страданиих адаманта твердейшии явилися есте,/ новомученицы и исповедницы Шатурстии,/ молите Всеблагаго Бога/ даровати душам нашим велию милость.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kudriashov_m.iu_._sosh_s.krivandino.docx | 500.58 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «СОШ с. Кривандино»
Методическая разработка внеклассного
мероприятия по духовно-нравственному воспитанию обучающихся
Внеклассное мероприятие для учащихся 6 класса
«Новомученики и исповедники Шатурского края»
(Храм св. великомученицы Параскевы Пятницы села Туголес).
Кудряшов Михаил Юрьевич
учитель истории
МБОУ «СОШ с. Кривандино»
2023 г.
Образовательный проект на тему:
«Возделывание и почитание христианских святынь - культурных объектов земли Подмосковной. Рассказ о новомучениках, жизнь которых связана с историей храма».
Внеклассное мероприятие по духовному краеведению
для учащихся 6 классов МБОУ «СОШ с. Кривандино»
Московской области
Автор:
Кудряшов Михаил Юрьевич
учитель истории
МБОУ «СОШ с. Кривандино»
Внеклассное мероприятие для учащихся 6в класса.
Тема «Новомученики и исповедники Шатурского края
(Храм св. великомученицы Параскевы Пятницы села Туголес)».
Цель: формирование представления о значении подвига Новомучеников и исповедников Шатурского края.
Задачи:
- познакомить учащихся с нравственными и духовными ценностями, идеалами Православия;
- сформировать у учащихся представление о Новомучениках и исповедниках Шатурского края;
- воспитывать чувство любви к ближнему и Отечеству, прививать интерес к изучению прошлого нашей страны малой Родины;
- развивать внимание, память, речь, творческие способности учащихся, расширить их кругозор.
- дать объективные, исторически правдивые представления о причинах и истоках гонений на Церковь (духовенство и верующих мирян) в первой половине XX века;
- дать представление о сути христианского подвижничества и мученичества ради Христа, христианских духовных и нравственных ценностях;
- раскрыть значение подвига Новомучеников и Исповедников для формирования личности обучающихся;
- познакомить детей с иконой «Собор Новомучеников Новомучеников и Исповедников Шатурских».
Прогнозируемые результаты:
Личностные:
- развитие чувства преданности и любви к Родине;
- знание выдающихся имён в истории Шатурского края;
- умение следить за своими словами и делами; способность контролировать собственную деятельность на основе выбора добра и пользы.
Метапредметные:
- развитие познавательной деятельности;
- любовь к родному языку, родной истории и культуре;
- умение сравнивать и анализировать.
Предметные результаты:
- знание событий истории, имён и подвигов, героев и святых людей Шатурского края;
- приобщение к духовно-нравственным ценностям своего народа;
- усвоение нравственных норм и правил поведения в ходе знакомства с православной культурой Шатурского края, имеющей большое значение в истории России;
- формирование потребности в нравственном совершенствовании.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, икона «Собор Шатурских Новомучеников и Исповедников».
Ход урока.
I.Организационный момент.
Звенит звонок веселый,
Мы начать урок готовы.
Мы все хотим о мире знать,
Природы тайны открывать.
Что значит общество?
И что в нём значим мы?
Нам многие ответы
В учебнике даны.
Продолжим же учиться,
Мир наш огромный познавать,
Историей родной будем гордиться,
А главное достойной сменой предков стать.
II.Актуализация опорных знаний.
– Перед тем, как мы будем изучать новую тему, послушайте интересную историю. (Зажигаются свечи. Обучающиеся слушают притчу о трёх свечах.) «Три свечи горели на столе. Стояла такая тишина, что было слышно, как они разговаривают.
Первая сказала:
– Я – Успех… Но только дети не верят в меня. Думаю, мне не остаётся ничего другого, как погаснуть!
Огонёк этой свечи погас.
Вторая неслышно сказала:
– Я – Старание… К сожалению, я перестала быть нужной. Дети не хотят обо мне ничего слушать, нет и мне смысла гореть дальше.
Свеча погасла.
– Я – Вера…Пока дети верят в свои силы, верят, что у них всё получится, всегда можно зажечь и другие свечи».
– Так и вы, ребята, верьте в себя, старайтесь и к вам обязательно придёт успех. И первые две свечи никогда не потухнут.
III. Формулирование темы урока. Целеполагание.
– А что собой символизирует свеча?
– Свеча – это символ веры, тепла и света. Веры в лучшее. Как вы думаете, чему будет посвящён наш урок?
– Вере. Православной вере. Сегодня мы узнаем, как православная вера помогала людям выстоять в самые трудные годы их жизни. В ходе урока мы познакомимся с такими понятиями как «вера» и «подвиг», дадим определение словам «Новомученики и Исповедники Православной Церкви», познакомимся с несколькими именами людей, которые приняли муки и смерть ради Христа.
IV.Открытие новых знаний.
– Давайте поразмышляем: вера важна для каждого человека?
– А во что могут верить люди?
– Даже атеист верует в то, что Бога нет, не существует, но он всё же верит. Поэтому мы должны понять, что вера есть в каждом из людей. Вера – это твёрдое убеждение в чём-то. Вера освещает дорогу жизни каждому человеку, дарует любовь, надежду и спасение. Жизнь человека зависит от того, во что и как он верит.
Работа над высказываниями.
– Назовите слово, которое чаще всего встречается в этих высказываниях? (Слайд №2)
В жизни всегда есть место подвигам (М.Горький).
За великими подвигами следует великая известность.
Подвиг, как и талант, сокращает путь к цели.
Подвиг делает тот, кто вперёд идёт.
– Как вы понимаете слово «подвиг»?
Подвиг – это когда в бескорыстном порыве души человек отдаёт себя людям, когда во имя людей жертвует своей собственной жизнью.
(Слайд №3)
Беседа.
– Много на свете хороших государств и земель, но одна у человека мать – одна и Родина. На протяжении многих веков нашу Родину оберегали и защищали русские люди. Разные были у них доспехи, оружие, форма. Но их объединяло одно: вера в Бога и огромная любовь к Родине. Нужно свято хранить память о своих защитниках прославленных или безымянных. В нашей стране были и есть люди, которые приняли смерть за Веру.
– Как называют в Церкви святых, которые пострадали, или были убиты за свою любовь и верность Богу?
– Что означает слово «мученик»?
– Мученик – христианин, принявший мучения и смерть в Иисуса Христа. А новомученик?
– Новомученик – христианин, который принял мучения и смерть в 20 веке.
– Исповедник – христианин, претерпевший мучения за веру и оставшийся в живых.– Вот и сегодня мы на нашем уроке поговорим о священнослужителях и монахах, которые жили не так давно, в начале xx века и которых прославила наша Церковь. В 1917 году произошла революция. К власти пришли люди, которые стали уничтожать храмы. Начались гонения священнослужителей. Стали рушиться христианские ценности людей. Но народ продолжал верить в Бога и жить по христианским заповедям, несмотря на преследования властей. xx век в истории православной культуры России называют веком святых Новомучеников и Исповедников. Рассмотрите икону «Собор Новомучеников и Исповедников Российских, за Христа пострадавших, явленных и неявленных».
– Что значит слово «Собор» в данном случае? (На иконе изображён не один Святой, а несколько).
– Итак, в центре иконы изображены Святые Новомученики, над ними Спаситель и русские Святые. По обе стороны расположены клейма с изображением мученических подвигов Святых. Православные мученики шли на смерть добровольно.
– Представьте себе, что кто-то захотел вырвать с корнем старый развесистый дуб. Для того чтобы это сделать, нужно было бы раскопать вокруг дерева всю землю, следовало бы выломать корни его. Таким мощным деревом в России была Православная вера. Тысячу лет это дерево росло на русской земле. И вот когда стали рушить мощное дерево христианской веры, христиане поднялись на её защиту. Таким был святой патриарх Тихон. В то непростое время он был избран Патриархом Русской Православной Церкви.
Патриарх, как мог, исполнял свой долг перед Богом и людьми. Он открыто служил в храмах Москвы и других городов, осуждал кровопролитие и укреплял Святую веру в людях. Патриарх Тихон совершил духовный подвиг: призвал православный народ прекратить братоубийственную войну. За это он был заточён в Донском монастыре. На него было организовано три покушения. Святейший Патриарх скончался 25 марта 1925 года, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, и был погребён в московском Донском монастыре.
– На сегодняшний день в лике Новомучеников и Исповедников Российских прославлено более двух тысяч человек. Все они оставались верны своей совести и вере в Иисуса Христа до последних мгновений.
– 25 января 1918 года в Киеве был зверски убит митрополит Владимир. (Слайд №10) Это первый мученик из числа архиереев. В этот злополучный день к митрополиту, жившему в Киево-
На заре третьего христианского тысячелетия, когда мир благоговейно хранит в памяти свет недавних юбилейных торжеств 2000-летия Боговоплощения, Русская Православная Церковь, смиренно приносит Христу плод своих голгофских страданий - великий сонм святых новомучеников и исповедников Российских XX века. Вот уже несколько лет русская Православная Церковь и всё Вселенское Православие соборно совершает торжество новопрославленным мученикам и исповедникам Российским, акт канонизации которых состоялся 13-16 августа 2000 года на юбилейном Архиерейском Соборе РПЦ.
И сегодня, вполне справедливо можно утверждать, что радость духовного торжества и слава новых мучеников достигает всех уголков нашей необъятной Руси в ее прежних пределах, ибо нет мест, где бы земля наша не была обагрена и освящена кровью страдальцев за веру Христову. И наш Шатурский край на общецерковном небосклоне славы новомучеников и исповедников Российских обрел себе целое созвездие небесных покровителей и ходатаев пред Престолом Божиим.
Вот наши земляки - Новомученики и исповедники Шатурские:
- Священномученик Александр (Сахаров)
- Священномученик Иоанн (Тихомиров)
- Священномученик Иоанн (Виноградов)
- Священномученик Василий (Колосов)
- Священномученик Назарий (Грибков)
- Священномученик Николай (Постников)
- Священномученик Арсений (Троицкий)
- Преподобномученик Аполлос (Федосеев)
- Преподобномученик Тихон (Бузов)
- Преподобномученицы Мария и Матрона (Грошевы)
- Мученик Петр (Царапкин).
По благословению Высокопреосвященнейшего Ювеналия митрополита Крутицкого и Коломенского составлен текст акафиста Новомученникам и Исповедникам Шатурским, который утверждён Богослужебной комиссией Московской епархии 15.10.2003 года.
Для их прославления в январе 2003 года на Родине была написана икона «Собор новомучеников и исповедников Шатурских». Работа была поручена иконописцам из г. Москвы.
Все предстоящие новомученики и исповедники приняли мученическую кончину (были расстреляны) на полигоне НКВД в пос. Бутово Московской области, где и погребены в безвестной могиле. Память каждого подвижника согласно определения Архиерейского Собора соверша-
ется в день кончины и в день празднования Собора новомучеников и исповедников Рос-
сийских 7 февраля по новому стилю, если этот день совпадает с воскресным днем, а
если не совпадает, то в ближайшее воскресенье после 7 февраля.
Новописанная икона «Собор новомучеников и исповедников Шатурских» нахо-
дится в храме св. великомученицы Параскевы Пятницы в Лузгарино, где всякий же-
лающий может помолиться святым угодникам Божьим покровителям Шатурского края
и приложиться к иконе.
Сообщения учащихся.
1-ый ученик.
Преподобномученицы Мария и Матрона (Грошевы).
Преподобномученица Мария родилась в 1876 году, а преподобномученица Матрона – в 1882 году в селе Варюковка Московской губернии в семье крестьянина Наума Грошева. Как-то в молодости они посетили некоего старца в Рязанской губернии, которого многие почитали за подвиги и прозорливость, и спросили его, как им жить. Марии и Матроне старец сказал: «В монастырь, в монастырь...».
Послушница Мария Грошева
Москва. Тюрьма НКВД. 1938
В 1909 году Мария вместе с сестрой Матроной поступили послушницами в монастырь, где пробыли до его закрытия после революции 1917 года, а затем вернулись на родину и поселились при храме великомученицы Параскевы в селе Туголес Шатурского района Московской области. Сестры жили в небольшом деревянном доме. Они пекли для храма просфоры, были алтарницами во время богослужений, убирались в храме перед службами, а в оставшееся время молились и подрабатывали рукоделием – стегали одеяла.
Послушница Мария Грошева
Москва. Тюрьма НКВД. 1938
Сестер в селе все любили за ласковое и приветливое обхождение. Когда все храмы в округе были закрыты, она читала Псалтирь по умершим.
В ноябре 1937 года были арестованы священники храма великомученицы Параскевы в селе Туголес – протоиереи Георгий Колоколов и Назарий Грибков и псаломщик Петр Царапкин, и храм был закрыт. С этого времени сестры остались единственными в округе «церковницами», кто мог почитать Псалтирь по умершему родственнику и наставить в вере и исполнении церковных правил и молитв.
В феврале 1938 года власти возобновили аресты. Священников почти не осталось, и арестовывались уже миряне. 15 февраля 1938 года председатель сельсовета согласился лжесвидетельствовать о послушницах. Он написал, что они враждебно настроены к советской власти и коммунистической партии. На религиозные праздники сестры ходят по домам колхозников и в некоторых домах совершают «богослужение». Явившись в один из домов, они говорили колхозникам: «Завтра Господский праздник, лучше идти в церковь молиться Богу, а не в колхозе работать». Колхозницы в количестве восьми человек вместо того, чтобы работать в колхозе, ходят в церковь в село Петровское Шатурского района за 15 километров молиться Богу. А на вопрос, почему они не работают в колхозе, колхозницы отвечают: «Богу лучше молиться, а то Он нас всех накажет». В церковь с колхозницами ходят и сами монашки. В дома колхозников монашки приносят церковные книги и читают колхозникам о рождении Иисуса Христа, о сотворении Богом мира, о рае, о Страшном Суде.
26 февраля 1938 года власти арестовали послушниц и заключили в тюрьму в городе Егорьевске.
11 марта 1938 года Тройка НКВД приговорила послушниц Марию и Матрону Грошевых к расстрелу. Они были расстреляны 20 марта 1938 года и погребены в безвестной могиле.
2-ой ученик.
Колоколов Георгий Иосифович.
Протоиерей Георгий Колоколов. Москва.
Бутырская тюрьма. 1937 г.
Колоколов Георгий Иосифович родился 22 октября 1876 года в городе Москве в семье диакона. В 1898 году окончил Московскую Духовную семинарию. В 1899 году он был рукоположен в сан диакона к Преображенской церкви села Спасское-Тушино Московского уезда. В 1904 году был рукоположен в сан священника к Николаевской церкви села Аксиньино Звенигородского уезда и назначен законоучителем Аксиньинского народного училища и уездной церковноприходской школы, в этой должности он состоял до 1918 года. С 1908 года он нёс послушание учителя Закона Божия Липкинского училища, находившегося в том же уезде. В 1931 году власти репрессировали его как представителя духовенства. 10 декабря 1931 года тройка при ПП ОГПУ по Московской области по ст. 58-10 УК РСФСР приговорила его к пяти годам заключения. Год он пробыл на каторжных работах на строительстве Беломорско-Балтийского канала, а с марта 1932 года по июнь 1933 года работал счетоводом в одном из отделений Соловецких исправительно-трудовых лагерей на лагерном пункте Сеннуха. По возвращении протоиерея Георгия в сентябре 1933 года из заключения епископ Орехово-Зуевский, викарий Московской епархии, Иоанн (Широков) назначил его настоятелем храма великомученицы Параскевы в селе Туголес. Во время гонения на Русскую Православную Церковь в 1937 году зачастую арестовывался сразу весь причт храма — все священники, псаломщики и певчие, и в особенности если они были монахинями или послушницами. 21 ноября 1937 года сотрудник НКВД допросил секретаря сельсовета в селе Туголес Шатурского района Московской области Василия Языкова, который после беседы с ним подписал показания, свидетельствующие об антисоветской деятельности священников, служивших в храме великомученицы Параскевы в этом селе: «Мне известно, что в деревне Туголес существует контрреволюционная группа церковников, в которую входят попы Назарий Грибков... Георгий Иосифович Колоколов... дьячок Царапкин, звать не помню, все они тесно связаны между собой, часто собираются у попа Назария Грибкова, среди населения ведут открытую контрреволюционную деятельность, направленную к подрыву мощи нашей страны... всю свою контрреволюционную деятельность указанная группа направляет на подрыв колхозного строительства и всех проводимых мероприятий советской властью в деревне. В уборочную кампанию умышленно затягивали службу по целым дням, тем самым тормозили ход уборочной кампании. Кроме того, открыто среди населения ведут антисоветскую агитацию, как-то: Назарий Грибков и Георгий Колоколов среди колхозников распускают разную клевету о лагерях, говорят, что советская власть, заключая людей в лагеря, не исправляет людей, а издевается над людьми; заставляют работать непосильную работу, кормят безобразно плохо, в лагерях люди мрут, никто на это не обращает внимания, условия жизни создают невыносимые, большая часть людей, осуждённых и отбывающих наказание в лагерях, не выносит создаваемых условий и остаётся там... Дьячок Царапкин в октябре месяце колхозникам говорил: "Большевики в конституцию вписали пункт, что у нас в Советском Союзе каждый может выбирать и каждый может быть избранным. Это все ерунда, никогда этого не допустят, вы сами теперь видите, что людей начинают забирать, значит, выбирать будут не все"». В тот же день был допрошен один из колхозников, Иван Крылов. Сотрудники НКВД вызвали его к себе, угостили водкой, дали денег на выпивку, и он подписал все, что те требовали от него: показания, аналогичные показаниям председателя сельсовета. 27 ноября сотрудники НКВД арестовали протоиерея Георгия Колоколова и псаломщика Петра Царапкина, а на следующий день — протоиерея Назария Грибкова. Все они были заключены в Таганскую тюрьму в Москве. 5 декабря 1937 года Тройка НКВД по Московской области по ст. 58-10 УК РСФСР приговорила протоиерея Георгия и протоиерея Назария к расстрелу, а псаломщика Петра Царапкина — к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере, где он и скончался. 9 декабря 1937 года протоиерей Георгий Колоколов был расстрелян на полигоне Бутово под Москвой и погребен в безвестной общей могиле. В августе 2000 года причислен к лику святых Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви. |
3-й ученик.
Грибков Назарий Степанович.
Грибков Назарий Степанович родился 22 октября 1879 года в деревне Огрызково Егорьевского уезда Рязанской губернии в семье крестьянина. Первоначальное образование он получил в Егорьевском Хлудовском училище. Он окончил 5 и 6 классы Рязанской духовной семинарии и с 1899 года стал служить псаломщиком, с 1906 года — в соборе города Егорьевска. В 1919 году архиепископ Рязанский и Зарайский Иоанн (Смирнов) рукоположил его во священника к Богородице-Рождественской церкви села Березовка Рязанской епархии. В 1919 году был переведён в село Починки Егорьевского уезда. В 1929 году архиепископ Орехово-Зуевский, викарий Московской епархии, Питирим (Крылов) назначил его в храм великомученицы Параскевы в село Туголес. В начале марта 1931 г. местными властями стали усиленно проводиться мероприятия по самообложению крестьян и созданию колхозов. В одной из деревень, в доме, где на этот раз остановилась странница, у крестьян были отобраны за недоимку коровы. Хозяйка дома выбежала на улицу и закричала: "Уводят коров, нас разоряют, давайте отбивать скотину у сельсовета". Собралась толпа народа, которая попыталась забрать обратно у сельсовета свою скотину. Попытка эта ни к чему не привела, но стали искать виновных. 23 марта были арестованы священники Пятницкого храма Назарий Грибков и Иоанн Боголепов, которому было в то время шестьдесят восемь лет, председатель церковного совета Иван Леонтьевич Панкратов, а также дочь диакона Александра Семёновна Яблонская. Её обвинили в том, что она свидетельствовала о чуде обновления иконы. Ей принадлежал образ Черниговской иконы Божией Матери. Лик на иконе был почти не виден. Она отдала икону одной женщине, а через некоторое время та объявила, что лик на иконе стал виден совершенно отчётливо. Икону принесли в храм, и отец Иоанн Боголепов отслужил перед ней водосвятный молебен. Впоследствии это было поставлено властями священникам в вину. Будучи допрошенными, обвиняемые виновными себя не признали. Следователей интересовали знакомства отца Назария с некоторыми людьми, а также, не вели ли они с ним антисоветских разговоров. Отец Назарий со следователями держался сухо и на вопросы отвечал скупо. 4 апреля следствие было завершено. В составленном обвинительном заключении следователь писал:
« В деревнях Туголес, Лузгарино, Пустошь, Черусти, Варюковка и ряде других Шатурского района в 1930–1931 годах действительно имели место случаи срыва собраний и общественно-политических кампаний и мероприятий советской власти, как например: хлебозаготовок, сенозаготовок и скотозаготовок, коллективизации, весенне-посевной кампании и так далее. Срывы являлись результатом организованной деятельности группы церковников и их приверженников крестьян, антисоветски настроенных, руководимых попом Боголеповым Иваном Андреевичем, — в составе и при активном участии попа Грибкова Назария Степановича, председателя церковного совета Панкратова Ивана Леонтьевича, дочери дьякона, жены умершего фельдшера Яблонской Александры Семёновны и Крюковой Варвары Николаевны. Обвиняемые виновными себя в антисоветской деятельности не признали... Являясь участниками антисоветской группировки, систематически вели антисоветскую агитацию и срывали политические и общественные мероприятия советской власти в деревне в течение 1930 и 1931 годов, а также распространяли слухи о чудесах и являются инициаторами торжественного молебна у якобы обновившейся иконы Божией Матери». 10 апреля 1931 года Тройка ОГПУ по ст. 58-10 УК РСФСР приговорила священников Иоанна Боголепова и Назария Грибкова к пяти годам ссылки в Казахстан, Ивана Панкратова — к трём годам ссылки. Весной 1936 года отец Назарий вернулся из ссылки домой. Вернувшись из ссылки, протоиерей Назарий стал служить в том же храме. В жизни отец Назарий был гостеприимным и хлебосольным, и у него часто бывали гости, которых он щедро угощал всем, что у него было. Это было время грозных гонений, и однажды друг отца Назария протодиакон Сергей Павлович Туриков, служивший в Богоявленском соборе в Москве, предложил ему переехать в столицу: «Отец Назарий, поехали со мной в Москву, там не так, как в деревне, преследуют и забирают священство. Оставь сына Николая на время няням, а сам со мной поезжай». Отец Назарий на это ответил: «Да я ни в чем не виноват, что мне бояться-то. Зачем я сына буду оставлять и куда-то уезжать? Нет, отец Сергий, я уж здесь со своими останусь». 21 ноября 1937 года сотрудник НКВД допросил секретаря сельсовета в селе Туголес Шатурского района Московской области Василия Языкова, который после беседы с ним подписал показания, свидетельствующие об антисоветской деятельности священников, служивших в храме великомученицы Параскевы в этом селе. В тот же день был допрошен один из колхозников, Иван Крылов. Сотрудники НКВД вызвали его к себе, угостили водкой, дали денег на выпивку, и он подписал все, что те требовали от него: показания, аналогичные показаниям председателя сельсовета. 27 ноября сотрудники НКВД арестовали протоиерея Георгия Колоколова и псаломщика Петра Царапкина, а на следующий день — протоиерея Назария Грибкова. Все они были заключены в Таганскую тюрьму в Москве. 5 декабря 1937 года Тройка НКВД по Московской области по ст. 58-10 УК РСФСР приговорила протоиерея Георгия и протоиерея Назария к расстрелу, а псаломщика Петра Царапкина — к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере, где он и скончался. 11 декабря 1937 года протоиерей Назарий Грибков был расстрелян на полигоне Бутово под Москвой и погребён в безвестной общей могиле. В августе 2000 года причислен к лику святых Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви. |
Подведём итоги.
- В чём состоит подвиг людей, пострадавших за веру?
Учитель: Как ни силились в течение десятилетий оторвать народ от Церкви, это не удалось. Да это и невозможно. Ведь верующие – часть народа, и они разделили ту же участь, которая была суждена большинству населения.
Главный пример, который оставили нашему и следующим поколениям новомученики, – это следование за Христом даже тогда, когда все внешние условия этому не способствуют. Пройдя через аресты, пытки, расправы они не сломались и остались преданными Православной Церкви. Православные исповедники жизни свои отдали не за политические убеждения, а за Христа, за истину и за подлинную свободу. Поразительная разница между человеком, который отдает свою жизнь за веру, и человеком, который отнимает чужие жизни во имя идеи борьбы с неверными. В первом случае человеком движет любовь ко Христу, во втором — ненависть к людям. Именно благодаря подвигу новомучеников и исповедников Русская Православная Церковь и была спасена. В этом и заключается его непреходящее значение.
Закрепление материала.
Вопросы:
- Какие события произошли в России в начале ХХ века?
- Какова была судьба Русской Православной Церкви в этот период?
- Кто такие новомученики, исповедники, страстотерпцы?
- Зачем святые терпели мучения? Шли на смерть?
Итог. Рефлексия.
– Сегодня мы с вами познакомились с понятием веры. Выяснили, что вера играет важную роль в жизни человека. Узнали, что иметь веру - это значит признавать, проявлять верность, доверять. Если оглянуться назад, то можно понять – ничто нас не спасёт кроме Веры. Определили для себя Мученик – христианин, претерпевший за веру страдания и смерть. Исповедник – христианин, претерпевший мучения за Веру.
– Поднимите вверх зеленые карточки те, кому все было на уроке понятно, красные карточки – те, у кого остались вопросы по теме нашего урока?
Учитель. В завершении нашего занятия хотелось бы заметить, что мы часто забываем о подвигах истинно православных людей. Без героизма не может быть жизни человеческой, потому что героизм-это пример, это идеал. И как бы не пытались многие отвернуться сегодня от этого идеала, сказать, что идеалом является что-то другое: богатство, слава, почет. В глубине народной жизни, в глубине сердца нашего всегда хранится образ положительного героя, образ того, кто беззаветно любит свою страну и жизнь свою готов положить за ближних своих.
Учитель. Ребята я думаю, что после сегодняшнего мероприятия многие из вас вместе со мной, а может быть и вместе с вашими родителями и друзьями продолжат поиск материалов о жизни новомучеников российских.
Спасибо за внимание.
Используемая литература и интернет – ресурсы.
- Быков П. Собор Новомучеников и исповедников Шатурских. // Газета «Шатурский Вестник», 2003, № 5(364)
- http://shaturablago.narod.ru/index.html_Официальный сайт Шатурского благочиния РПЦ (МП)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка мероприятия для начальных классов по противопожарной безопасности на тему: "О если бы лес умел говорить..!"
Цель мероприятия: сформировать у учащихся представление о роли леса в природе и жизни людей, и показать масштабность губительного воздействия лесных пожаров на лесное сообщество....
урок по историческому краеведению в 9кл "Не стоит село без праведника" ("Новомученики и исповедники российские")
Тема «Россия в XXвеке –испытание веры» - актуальна в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения. История России прошлого столетия неразрывно связана с огромными испытаниями правосла...
Образовательный проект на тему: «Новомученики и исповедники Московского края»
Внеклассное мероприятие по духовному краеведению для учащихся 8 класса ...
Внеклассное мероприятие Праздник Святой Параскевы Пятницы. Мастер-класс по изготовлению куклы-оберега Параскевы Пятницы.
: Мероприятие наиболее целесообразно проводить в канун праздника Святой Параскевы-Пятницы - 10 ноября...
Внеклассное мероприятие Праздник Святой Параскевы Пятницы. Мастер-класс по изготовлению куклы-оберега Параскевы Пятницы.
: Мероприятие наиболее целесообразно проводить в канун праздника Святой Параскевы-Пятницы - 10 ноября...
Методическая разработка мероприятия для учащихся начальной школы "Путешествие в страну русских народных игр"
Увлекательное мероприятие для младших школьников....