Образовательный проект на тему: «Новомученики и исповедники Московского края»
проект по краеведению (8 класс) на тему

Гончаренко Оксана Юрьевна
Внеклассное мероприятие по духовному краеведению для учащихся 8 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obr._proekt_novomuch._doklad.doc2.72 МБ
Microsoft Office document icon obr._pr._novomuch._urok.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Образовательный проект на тему:

«Новомученики и исповедники Московского края»

Внеклассное мероприятие по духовному краеведению для учащихся 8 класса МБОУ СОШ № 7 го Коломна Московской области

Автор: Гончаренко О.Ю.,

го Коломна Московской области,

 МБОУ СОШ № 7

Цели и задачи образовательного проекта

- Формирование целостного представления о значении и содержании подвига новомучеников в истории России через анализ деятельности новомучеников и исповедников земли Коломенской

- Сбор и анализ материалов о жизни и духовных подвигах святых

Новомучеников

- Определение и осмысление духовно-нравственного значения подвига

новомучеников и исповедников

- Значение подвига новомучеников и исповедников для формирования

личности обучающихся

- Патриотическое воспитание современной молодежи формирование личной ответственности за судьбу России.

Инновационность проекта: учитывая большой массив информации связанной с данной проблемой и ограниченными ресурсами времени, требуется способ последовательного, логичного изучения темы. Исходя из этого, был выбран «Метод 6 шляп мышления», он помогает преодолеть эти сложности путем разделения процесса мышления на шесть разных режимов, каждый из которых представлен в виде метафорической шляпы определенного цвета.  

Средства обучения: наглядность (презентация, раздаточный материал, иллюстрации), методические материалы (Жития святых, художественные произведения и стихи по теме), ТСО (три ноутбука - по количеству групп, проектор)

Виды деятельности: индивидуальная, групповая, поисково-исследовательская.

План работы:

  1. Введение. Постановка проблемного вопроса
  2. Изучение нового материала:

- индивидуальная работа,

- групповая работа, создание презентации,

- представление результатов.

     3.  Подведение итогов урока

Конспект урока:

Эпиграф

«Пусть подвиг новомучеников и исповедников Российских поможет всем нам, каждому на своем месте – и Патриарху, и митрополитам, и архиепископам, и епископам, и священникам, и диаконам, и прислужникам, монахам и мирским – нести свой крест и свое служение так, чтобы не посрамилось имя Божие».

Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси

1. Введение. Постановка проблемного вопроса (рассказ учителя, презентация):

Литература, музыка, живопись, научные достижения XIX века, большинство из того, чем мы сегодня гордимся было создано при династии Романовых. На протяжении всего XIX века социально-экономическая и культурная жизнь России расцветала, но в тоже время происходил отход от духовных ценностей к материальным. Это эпоха, когда большое число представителей интеллигенции отходило от Православной Церкви. Крещение, венчание и отпевание по-прежнему происходили в храме, но посещать храм каждое воскресенье считалось среди лиц высшего света едва ли не дурным тоном. Отход интеллигенции от Православия увеличивал разрыв между ней и народом. Церковь переставала быть авторитетной в глазах власти и в глазах народа, ослаблялось ее духовное влияние. В результате уже начиная с XIX века русское Православие не смогло противостоять нашествию богоборческих идеологий. В результате, к веку ХХ Русская Православная Церковь подошла измученной, ослабленной.

Часть православной общественности сознавала угрозу грядущих катастроф. Своими трудами они хранили чистоту православия и святоотеческие традиции. Духовный писатель, новомученик Евгений Поселянин в 1900 г. написал о святителе Филарете (Дроздове), митрополитом Московским и Коломенским,: «Бог послал Филарета Русской Церкви, чтоб пред теми днями, когда умножаются лжеучения, отлить содержание Православия в металлические, незыблемые формы, ясности очертаний которых нельзя закрыть <…> от глаз тех, кто прежде всего станет искать в жизни верности своей Церкви».

Эти слова могли быть сказаны и о других подвижниками веры XIX – начала XXв.

В 1917 г. в России прогремела революция. Религия была объявлена «опиумом для народа», на Церковь обрушились свирепые гонения. Но под натиском антихристианской и раскольнической пропаганды гонимая Русская Церковь не отступила, великий сонм мучеников и исповедников Христовой веры свидетельствовал о ее силе и святости.

В чем же  значении подвига новомучеников в истории России? Давайте выясним это, изучив и  проанализировав деятельность новомучеников и исповедников Московского края.

2. Изучение нового материала:

Ребята, мы разделились на три группы (при входе в класс ученики получали цветные стикеры и рассаживались согласно своему цвету). Задача каждой из групп в конце занятия предоставить презентацию об одном из новомучеников Московского края. Для вашего удобства на рабочем столе компьютера, с которым вы будете работать, сформирована папка с материалами о новомучениках.

Но прежде послушайте правила работы. Надеваю синюю шляпу. У вас на столах правило 6 шляп (Прил. 1) Знакомство детей с общей концепцией 6 шляп.

Надеваю красную шляпу.

Что мы знаем с вами о новомучениках?

- ответы детей (Новомученики - общее название духовенства и мирян, репрессированных в годы советской власти.).

Давайте наденем белую шляпу. Слайд с фотографией храма в Бутово

Это храм в Бутово. Здесь в подмосковной деревеньке в 1934 году устроили стрелковый полигон. В это зловещее место ночью привозили безвинно осужденных, расстреливали и спешно зарывали во рвах и ямах... В годы лихолетья (1930-1940) там были убиты и замучены десятки тысяч людей. Многие из них, священники и миряне, пострадали за веру. Святейший Патриарх Алексий II назвал Бутовский полигон Русской Голгофой.

Как вы думаете, почему? Кто скажет, что такое Голгофа?

Знакомы ли нам имена новомучеников земли коломенской?

Где можно получить дополнительную информацию?

-ответы детей

Я предлагаю вам надеть черную шляпу, и  все имеющиеся данные обсудите в негативном ключе.

Учащиеся высказывают свое мнение, при возникновении затруднений задаю наводящие вопросы.

А теперь наденем желтую шляпу. Вы спросите, что же позитивного могло быть в гонениях и убийстве лучших людей Русской Православной  Церкви. Послушайте одну историю. В ХХ веке жил один молодой священник, которого в ранние годы русской смуты арестовали за проповедь Евангелия. Он провел в тюрьме несколько месяцев, подвергался допросам, пыткам, пережил страх, одиночество. Его выпустили. Родственники, друзья его окружили: «Что осталось от тебя?», — спрашивали они человека, который попал в тюрьму молодым, крепким, пламенным, а вышел оттуда изможденным, поседевшим, как будто сломленным. И он ответил: «Страдание поглотило все. Осталось одно: любовь». И он без колебания снова принялся за проповедь среди тех, кто его предал и выдал, и умер в концентрационном лагере.

- Ответы детей

Рассмотрев вопрос со всех сторон, и собрав достаточно информации для дальнейшего анализа, надевайте зеленую шляпу, и приступайте к созданию презентации.

Учащиеся переходят к компьютерам и создают презентацию, затем возвращаются и поочередно представляют результат своей работы.

3. Подведение итогов:

Ну,  вот и подходит к концу наш урок.  Надеваю синюю шляпу.

- Мы решили все  поставленные  задачи? Давайте вернемся к вопросу урока. В чем же  значении подвига новомучеников в истории России?

- Ответы детей

Подвожу итог.

Под натиском антихристианской и раскольнической пропаганды гонимая Русская Церковь не отступила, великий сонм мучеников и исповедников Христовой веры свидетельствовал о ее силе и святости. Какое великое противостояние оказала она, когда все силы ада обрушились на нее! Богоборческому режиму не удалось сломить духовные силы народа.  Тысячи простых верующих оказались великими героями, храня веру, с каким самопожертвованием прошли они свой жизненный путь.

Архимандрит Георгий (Шестун) сказал такие слова:   «Господь скорбями нас проверяет: верны ли мы Ему? Одно из качеств православного христианина – умение страдать и в этих страданиях видеть глубокий смысл. Но страданий не ищут специально. Русский народ вовсе не искал мученичества. Но когда Господь попустил годину испытаний, народ их принял как должное и остался в исповедании своем верен Христу. И каждый из нас сегодня делает выбор сопричастности или отвержения этого подвига.»

Учебный материал:

1. Шестакова С. М., Балашова Е. Г. Методические материалы для проведения занятий, посвященных освещению подвига новомучеников и исповедников Церкви Русской.

2. Игумен Дамаскин (Орловский) Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия. Жизнеописания и материалы к ним. Книга 6. - Тверь: "Булат" , 2002 год,

Интернет  - Источники:

http://ruskline.ru/analitika/2011/06/02/russkaya_pravoslavnaya_cerkov_i_bogoborchestvo_xx_veka

http://nikita-byvalino.ru/news?nid=1242

http://www.psihdocs.ru/hristianskie-temi-v-tvorchestve-velikih-russkih-poetov-kompozi.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деятельность социального педагога в рамках социально-образовательного проекта на тему: "Программа "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" 2013-2016 учбный год"". Автор Подшивалова Г.А.

Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних является одной из приоритетных задач стоящих перед социальным педагогом в воспитании подростающего поколения....

Образовательный проект по теме:«Разработка программы по профилактике употребления наркотиков среди подростков»

Реализация проекта не требует финансовых затрат. Успешность его   зависит от тесного взаимодействия всех участников программы, целеустремлённости каждого участника: «ребёнка-родителя-педагог...

Проект на тему С любовью к Отечеству (Край родной Владимирский?)

Проект С любовью к Отечеству включает визитку, рекламу, стартовую презентацию учителя, журнал фиксации результатов, лист самооценки, лист планирования работы в группе. Проект разработан для учащисхся ...

Образовательный проект по теме: "Формирование тестовой компетенции к достижению метапредметных результатов обучения".

  Введение метапредметного подхода в образование. Особенности оценки метапредметных результатов .  Тестовая форма - одна из актуальных в настоящее время форм контроля качества зн...

Образовательный проект на тему: "Герои Великой Отечественной войны".

Данный проект ориентирован на  детей среднего школьного звена.  Он направлен на расширение  кругозора и круга общения детей. Проект имеет большое значение в деле формирования личн...

Образовательный проект по теме Великая Отечественная война

Данный материал помогает планомерно распределять  работу над проектом....

Проект по теме "Диалектизмы и неологизмы Астраханского края " (через изучение речи обучающихся школы)

Проект ученика, выполненный на конкурс региональных проеков "Мир глазами детей"....