школьный проект Шагай наалдан
проект по краеведению
Сегодня все больше людей желает познать свою культуру, проникнуть в духовный мир своих предков. В 21 веке наш бурятский народ отошел от своих истоков. Поэтому я считаю, что необходимо воспитывать у детей уважение к истории, культуре своего народа. Одним из эффективных, увлекательных и доступных средством приобщения к национальной культуре является народная игра, в частности Шагай наадан
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_shagay_naadan_.doc | 85 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образование «Тункинский район»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Зун-Муринская средняя общеобразовательная школа
Школьныйпроект
« Алтан шагай»
Подготовила : Маслова Мария , уч 10 кл
Научный руководитель: Молокшонова Х.О
Шагай наадан гээшэмнай
Шатар шэнги зугаатай.
Туулмаг дуурэн шагаймнай
Тоолохо, бодоходо туhатай.
Шагай шуурэн наадахада
Шадамар хубууд шалгардаг.
Введение
Сегодня все больше людей желает познать свою культуру, проникнуть в духовный мир своих предков. В 21 веке наш бурятский народ отошел от своих истоков. Поэтому я считаю, что необходимо воспитывать у детей уважение к истории, культуре своего народа. Одним из эффективных, увлекательных и доступных средством приобщения к национальной культуре является народная игра, в частности Шагай наадан.
Актуальность. Когда в 2016 году в нашей школе проводился месячник бурятского языка, был конкурс по игре «Шагай наадан». И оказалось, что многие учащиеся не знают о разновидностях этой игры. И тогда я задалась вопросом: Откуда появилась эта игра? Что это за игра? Кто ее придумал? Какие правила существуют? Откуда взять шагай?Я захотела узнать больше, начала изучать литературу, обратилась к старожилам нашего села. В этом мы видим актуальность нашей работы.
Цель исследования: сохранения и развитие народной культуры и традиций у подрастающего поколения, а так же создать в школьном музее уголок «Игры предков»
Задачи исследования:
- Изучить литературу по теме «Бурятские народные игры»
- Изучить народные традиции
- Изучить народную игру «Шагай наадан.»
- Научить одноклассников и учащихся нашей школы этой игре «Шагай Наадан»
- Популяризовать игру
Гипотеза: Если мы изучим разновидности игры «Шагай наадан» и научимся играть, то сохраним свою культуру и традиции.
Объект исследования: народная игра
Предмет исследования: «Шагай наадан»
При выполнении работы были использованы следующие методы:
1. Теоретический метод: сбор материалов об игре, изучение и обработка собранных материалов об игре: Интернет, школьная и сельская библиотеки, встреча со старожилами;
2. Практический метод: сбор костяшек - лодыжек (шагай), разучивание игры в «Шагай наадан»;
Глава 1. Из истории народной игры «Шагай наадан»
В письменном памятнике XIII века «Сокровенное сказание монголов» есть эпизод о том, как дети монголов играли в кости. «Темучжин с Чжамухою сообща расположились на Хорхонах-чжубуре. Стали они вспоминать про свою старую дружбу-побратимство… В первый раз ведь они поклялись друг другу быть андами, еще когда Темучжину было 11 лет. Чмажуха подарил тогда Темучжину альчик от козули,а Темучжин ему в знак дружбы-свинчатку,и они вместе играли в альчики на льду реки Онон». Альчик- это и есть косточка или шагай.
Монгольская игра «Шагай» вошла в список нематериальных сокровищ ЮНЕСКО. В Монголии игра достаточно популярна: в стране около 6000 игроков в кости, из них только 300 получают возможность участвовать в Наадамских состязаниях.
У бурятского народа есть много интересных, веселых, полезных игр. Игры бурят впервые изучали в конце XIX века- начале XX веков Григорий Николаевич Потанин, Матвей Николаевич Хангалов, Карп Дмитриевич Логиновский, Александра Викторовна Потанина, Сергей Шагдарон и Борис Дорджиевич Очиров и другие. В конце XX века ценное исследование традиционных и современных игр населения Бурятии «Бурятские народные игры» провел И.Е. Тугутов, этнограф, писатель, доктор исторических наук. Он писал: «Наиболее самобытной народной игрой бурятских скотоводов надо считать «шагай»- игру в лодыжки(таранную кость)».
У наших предков основным видом деятельности было скотоводство. В поисках лучших пастбищ они легко перемещались на огромных просторах родной земли, и жили далеко друг от друга. Овцы, коровы, лошади, верблюды, козы- это «пять драгоценностей бурят», основные виды домашних животных. В игре «Шагай наадан» используются кости всех этих животных, также диких, но преимущество имеет бараньи кости. Шагай дарили тем, кто отправлялся в дальний путь. При этом кость давалась выпуклой овечьей стороной вверх, что означало пожелание успеха во всем.
В старину у бурят было множество настольных национальных игр –шахматы(шатар), шашки (даам), но среди них особо выделялось игра шагай. Играли в кости- «шагай» не только дети, но и взрослые. Широкое распространение этой игры объясняется ведением традиционного кочевого скотоводческого хозяйства.
Раньше в каждой семье было много косточек шагай, их собирали, хранили в специально сшитых мешочках, постоянно их пополняли. Кто увлекался игрой, то знал количество шагай у соседей. У кого было больше всех шагай, то гордился этим. Шагай кипятили в луковой шелухе и в коре лиственницы, и они становились темно-красными, коричневыми или золотисто-желтыми. Могли быть белоснежными и легкими от долгого лежания на улице, на земле. Кости, очищенные в сыром виде, были тяжелыми. И большие , и маленькие, тяжелые, и легкие все годились для игры.
Ярко раскрашенные шагай давали детям еще с колыбели- их связывали веревкой, скрепляли между собой в виде погремушек. Ребенок перебирал их, рассматривал. Для более старших детей «шагай» отражал жизнедеятельность взрослых. Кости превращали в овец, коз, коров, при этом дети брали на себя роль пастухов и чабанов. Играя в «шагай», дети учились считать, ориентироваться в пространстве, у них развивались сообразительность, реакция.
Глава 2. «Шагай наадан»
Игра — удивительный продукт человеческого воображения, его фантазии.
Возникнув в незапамятные времена, игра стала своеобразной формой передачи подрастающему поколению опыта общественной жизни, духовных ценностей и средством познания окружающего мира.
Огромную роль в воспитании любви к родному краю, в формировании уважения к обычаям и традициям своего народа, в воспитании национального самосознания играют национальные народные игры. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков – их быте, труде, мировоззрении.
По содержанию все народные игры выразительны, лаконичны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех его психических процессов.
Народная игра - важнейший способ передачи богатства традиции от одного поколения к другому. Она направлена на познание окружающей действительности, усвоение обычаев, традиций, обрядов своего народа, а также овладение необходимыми для жизни умениями и навыками. Традиционные народные игры представляют собой универсальное средство воспитания, поскольку они не только воспитывают наш ум, но и закаляют его нравственно и физически. Они отражают все области народного творчества. Участвуя в играх, мы познаём не только материальную, но и духовную культуру своего народа, проникаемся его духом. Бурятские народные игры самобытны, имеют свои особенности и свою историю, уходящую в седую древность.
Особое отношение вырабатывалось в детях к животному миру. Родители приучали детей заботиться и ухаживать за животными.
Меня заинтересовала игра «Шагай наадан» (в переводе «бараньи кости» (лодыжки—альчики) или бабки). «Шагай наадан» - увлекательная игра, близкая к спортивным играм. Недаром, в старину эту игру называли зимним видом спорта, т.к. дети и взрослые долгими зимними вечерами и днями играли перед Сагаалганом.
Мне захотелось узнать больше об этой игре. В первую очередь мы встретились со старожилами. Они рассказали, что «Шагай наадан» была самой распространенной и популярной игрой бурятского народа. Собирателями лодыжек обычно являлись дети, но играли все. Также она является способом привлечения детей к ведению скотоводства. Держание в одних руках большого количества костей-лодыжек должно было магически содействовать увеличению приплода скота их обладателя. Эта игра является отражением основного занятия народа — скотоводства, поэтому бараньи кости или бабки означают 5 видов животных:
- «Хонхо» (с выемкой), упавшие вогнутой стороной вверх - это козел.
- «Бухэ» (горбатый), упавшие выпуклой стороной вверх - это овца
- «Морин» (конь), упавшие набок ровной стороной, ребром - это лошадка.
- «Yхэр» (крупный скот), упавшие набок с резной стороной - это бычок.
- «Тэмээн» - кости, оказавшиеся в сидячем положении - встали на «дыбы» или берцом - это верблюд
В старину в бедных бурятских семьях не было игрушек, поэтому игры в «шагай» были доступными для детей. В каждой юрте собирали бараньи кости, раскрашивали их, складывали их в кожаный мешочек и хранили для детских игр.
Игры «шагай» — имеют более десятка разновидностей, известных нам:
1. «Хонхо, бухэ, туулга» — собирание костяшек, павших спиной и на спину;
2. «Таалсалга» — отгадывание;
3. « Мори урилдаалган» — «конные скачки»
4. «Хумпараа» — подкидывание тремя костяшками-бабками;
5. «Няхалалга» — щелканье;
6. «Хорео барилга» — постройка оград для скота;
7. «Хонгордоолго» — подкидывание;
8. «Табаршаалга» — от слова табан» — пять, подкидывание и ловля бабок одной рукой на весу;
9. «Шуурэлгэ» — хватание бабок горстью;
10. «Харбалга» — метание бабки (лодыжки) в бабку;
11. «Дурбэн бэрхэ» — четыре молодца;
12. «Ерхо харбалга» — стрельба в костяной стрелы «ерхо»
Играя в кости дети получали много знаний о скотоводстве учились считать ориентироваться в пространстве. У них формировалась важнейшие умственные нравственные и физические качества: ловкость, меткость, координация, зоркость, мелкая моторика, логическое мышление, смекалка, терпение, сообразительность, чувство коллективизма и дружбы. Существуют разные варианты игр в зависимости от количества игроков личное первенство и командная игра ( о двух до десяти человек) Игра в группе учит совместной деятельности людей разного возраста взаимоуважению сплоченности.
После того, как я узнала больше о разновидностях игры, я решила сделать опрос среди учащихся нашей школы и узнать, умеют ли они играть и что они знают об этой игре. В ней участвовали почти все учащиеся. Проведенный мною опрос показал, что многие учащихся не умеют играть и не имеют представление об этой игре. (Приложение 1)
Мы, дети 21-го века, к нашему стыду, почти не знали ни одного вида этой бурятской национальной игры. И, как достойные потомки своих предков, мы хотели, желали научиться этой игре и возродить на селе одно из старинных древних игр нашего народа.
В первую очередь я рассказал об этой игре, то, что узнал от старожилов, показал картинки, а затем начал обучать. Каждую перемену мы учились играть, проводили между собой соревнования. Детям игра понравилась.
По истечении некоторого времени мы решили провести повторный опрос, чтобы выявить уровень знаний по игре у учащихся. (Приложение 2). Из проведенного опроса видно, что дети узнали больше об этой игре, познакомились с разновидностями. В данное время мы научили всех учащихся школы, всех учителей. Уже который год мы проводим на праздниках Сагаалган и Сурхарбан турниры по Шагай наадан.
В этом учебном году мы открыли школьный клуб «Алтан шагай», раньше был просто школьный кружок. Руководитель клуба Молокшонова Х.О, учитель бурятского языка. С начала деятельности клуба проведены следующие работы. Как руководитель кружка с начала учебного года была приглашена для участия в круглом столе «Бурхан Баайбайн уршоолоор». Где наш руководитель ознакомила всех со своей программой и предоставила презентацию кружка «Итоги нашей работы». Программу одобрили и предложили проводить районные соревнования в конце учебного года в местности Бурхан Баабай. Все участники круглого стола были заинтересованы и одобрили программу.
Так же самые активные участники старшей группы школьного кружка «Алтан Шагай» Хандиров Владимир, Маслова Мария, Молокшонов Жаргал вместе с руководителем Хандой Олеговной провели мастер- класс по игре шагай наадан на базе Шимкинской школы-интернат, где был организован профильный лагерь «Тунхэнэй улгы»_с погружением в бурятскую языковую среду. Основной состав лагеря были учащиеся 8-х классов средних общеобразовательных школ Республики Бурятия, Иркутской области и Забайкальского края, общей численностью 60 человек. Весь лагерь мы разделили на две группы по 30 учащихся. Работали в двух аудиториях. В начале мы показали презентацию про шагай наадан, где продемонстрировали ребятам откуда взялась это игра «Шагай наадан», правила игры, в конце рассказали о своих результатах в игре шагай наадан. Ребята были очень заинтересованы и внимательно слушали. По ходу беседы задавали вопросы. В конце мы устроили соревнования по группам, а так же по личному первенству. Были показаны мастер классы по таким видам игры Шагай наадан, как Няhалалга, Шуурэлгэ, Нюулга, Табаасай, Мори урилдаан и т.д. Ребятам очень понравилось, даже не хотели с нами расставаться
В начале октября прошла учительская неделя, посвященная Дню Учителя. На базе Хужирской школы была организована профессиональная сессия для учителей бурятского языка и литературы Тункинского района. Где так же руководитель кружка Ханда Олеговна рассказала про бурятские народные игры, и показала мастер-класс по двум видам игры Шагай наадан – «Няhалалга» и «Шуурэлгэ». И сразу провели соревнования по этим двум видам. Были выявлены победители.
Так же в рамках месячника Бурятского языка, старшая группа кружка провели соревнования в школе. Охват детей - 25 человек. С 5 по 11 классы. Главными судьями были Маслова Мария и Хандиров Владимир.
В дни каникул в нашей школе прошел районный семинар для воспитателей детского сада, где мы тоже показывали мастер-классы. И тут провели соревнования. Решением семинара было, в дни праздника Сагаалган провести на базе нашей школы районный турнир для дошколят. Для воспитанников детского сада постоянно проводим мастер- классы
Буквально на днях мы встречали гостей – членов координационного Совета при Главе РБ в нашей школе. И мы так же показали мастер-класс по игре Шагай наадан. Гости были довольны
Как начал работать кружок, мы всегда занимаем призовые места на районном празднике Сурхарбан. И у нас есть папка всех наших достижений, где хранятся все грамоты, медали и кубки.
Сейчас в этом месяце 24 ноября у нас пройдет районный турнир Шагай наадан для учащихся всех школ нашего района.
Так же в планах у нас, провести кустовой новогодний турнир по шагай наадан и в дни празднования Сагаалгана обязательно.
Заключение
Таким образом, в начале XXI века - в век новых технологий, многие народы мира возвращаются к своим корням. Национальные традиции, народные игры забываются, не передаются из поколения в поколение. Это видно из опроса учащихся.
Пусть наши дедушки и бабушки, учителя, мамы и папы бережно хранят народные традиции и воспитывают у детей и внуков уважение к родному языку, народу.
Знакомясь с традициями и обычаями бурятского народа я поняла правила жизни и изучила игру «Шагай наадан» и буду свои знания и умения применять в повседневной жизни, так как «Знания без понимания — это просто знания, а знания с пониманием — это жизнь». Хочется пожелать, чтобы игра Шагай наадан стала доброй традицией многих семей, объединяла старшее и молодое поколение, которые будут включаться в живое общение, которое необходимо в нашем современном мире.
В целях сохранения традиций нашего народа, мы должны поддерживать народные игры, передавать их из поколения в поколение. Далее мы планируем собирать лодыжки и распространять их как сувениры, создать буклеты не только на русском и бурятском языках, а также на английском, чтобы не только наши земляки, но и другие народности познакомились с нашей культурой.
И в конце я хочу сказать, что Алтан шагай будет достойным экспонатом в нашем виртуальном школьном краеведческом музее. И первые экспонаты мы хотим подарить для музея.
Литература:
1. Цырже-Мэдэг Аюшеева, «Шагай наадан», Улаан-Удэ, ПАО «Республиканская типография», 2019, -112с
2. Бабуев С.Д., Бальжинимаева Ц.Ц. «Буряад зоной урданай һуудал байдалай тайлбари толи», Улаан-Удэ, «Бэлиг», 2004, стр. 85-90.
3. Бурхинов Д.М. «Народная педагогика и современная национальная школа», Улан-Удэ, 2013 г. с.90-с.91.
4. Дондокова Ц.-Д.Д., «Барбаадай», Улан-Удэ, 2012. с.78.
5. Номтоев Ц «Шагай наадан», 1996г. с.4-с.5, с.16-с.17
6. Тугутов Н.Е. Бурятские народные игры, У-У, «Бэлиг», 2014
7. «Шагай наадан» - предзнаменование всех благ, «Белая юрта», январь-февраль, 2011
Информаторы:
- Салданова Валентина Будаевна,73 года
- Убашеев Владимир Лопсонович ,
- Зарбуева Любовь Сыреновна,
- Халхуева ешин-Хорло Сыденовна,75 лет.
Приложение 1
Вопросы анкетирования | Ответы | |
Да | Нет | |
Знаете что-нибудь о народной игре «Шагай наадан»? | 32 | 126 |
Умеете ли играть в игру? | 54 | 104 |
Сколько разновидностей игр знаете? | 1 (няһалалга) -15, 22 (мори урилдаан) - | 121 |
Знаете ли название положении лодыжек? | 28 | 130 |
Приложение 2
Вопросы анкетирования | Ответы | |
Да | Нет | |
Знаете что-нибудь о народной игре «Шагай наадан»? | 150 | 0 |
Умеете ли играть в игру? | 126 | 124 |
Сколько разновидностей игр знаете? | 1 (няһалалга) -120, 2 (мори урилдаан) -120 | 30 |
Знаете ли название положении лодыжек? | 113 | 37 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Шаги во взрослую жизнь"
Проект, направленный на формирование у воспитанников детского дома правовых знаний и готовности к самостоятельной взрослой жизни...
Проект "Шаги весны"
Основная часть проекта "Шаги весны" состоит из уроков русского языка и литературы, посвященных теме весны. На уроках литературы изучалась творчество поэтов : А.С. Пушкин, Е. Баратынский, И. Бунин, С. ...
проект "Шаги к успеху"
Проект будет интересен творческим педагогам, классным руководителям, которые хотят создать условия для развития социальной одаренности каждого ученика....
Педагогический проект " Шаги к творчеству"
Педагогический проект...
Статья по теме: Педагогический проект. Метод проекта в образовательном процессе: Международный школьный проект в рамках подготовки к устному экзамену на немецкий языковой диплом.
Эта статья может вызвать интерес у учителей немецкого языка, а также у учащихся, изучающих немецкий язык. В проекте принимали учащиеся 10 а класса нашей школы ГБОУ СОШ № 481. Тема проекта - &quo...
Проект "Шаги к звездам", посвященный 50-летию полета Ю.А. Гагарина
Проект "Шаги к звездам" был разработан к 50-лети полета Ю.А. Гагарина в космос. Реализация проекта состоялась на протяжении 2011 года. В школе № 62 на протяжении 50 лет работает Народный музей и...
Школьный проект " Школьный двор-территория радости" в рамках конкурса социальных проектов «Измени свой город к лучшему»
Цель проекта:привлечь внимание обучающихся школы, сотрудников и родителей к участию в социально – значимой деятельности по созданию экологического пространства школы, рассмотреть решение п...