Публикации моих учеников
материал по краеведению

Актуальность  изучения темы в том, что в настоящее время, интернет, компьютеризация и другие информационные технологии оказывают на молодое поколение неоднозначное воздействие. Становится ясным тот факт, что все больше молодежи используют IT-технологии, постоянно возникает проблема «зависимости от Интернета». В-третьих, виртуальную действительность молодежь переносит в реальность.

В современной России подрастающее поколение все больше уделяет внимание информационным технологиям. Молодежь, обращаясь к информационным технологиям, а в частности, и к Интернету, удовлетворяет не профессиональные потребности, а, прежде всего, досуговые цели. Зачем напрягаться жить в реальном мире, если можно быть «успешным» в виртуальном. Регулярно переписываться с друзьями,  всеобщее «уважение», много виртуальных «друзей»  даже зарабатывать и так далее. Молодежь атаковала своим вниманием всевозможные социальные сети и буквально живет на своих страничках, созданных ими виртуальных мирах.

Наш век – век путешествий. Сколько людей отдыхают на лоне природы. Сколько великолепных пейзажей проскальзывает мимо незамеченными. Личное соприкосновение с этими чудесами природы обогащает человека, делает его богаче и душевнее. Опознав эту красоту, он никогда не будет вести себя небрежно с окружающей природой, наносить ей непоправимый вред. К уникальным явлениям природы следует относиться с таким же душевным волнением и жаждой познания, как и ко всем выдающимся произведениям искусства.

Таким образом, время компьютеризации и мобильных связей, у молодежи снижается интерес к красотам природы, историческим летописям, экологическим проблемам и национальным достояниям   [6]

Цели и задачи.

- Популяризация сельского туризма и пропаганда здорового образа жизни;

       - Стимулирование интереса молодежи к историческому и культурному наследию;

- Изучение и сохранение исторического наследия;

- Изучение легендарных памятников и культурных наследий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon turisticheskiy_marshrut_alan.doc97 КБ

Предварительный просмотр:

Оглавление

Введение………………………………………….……………………………………….2

  1. Моя малая Родина……………………………………………………………………..3
  2. Туристический маршрут……………………………………………………………...4

Заключение ………………………………………………………………………………9

Использованная литература………………………………………………….…………10

Приложение……………………………………………………………………………...11

Введение

Актуальность изучения темы в том, что в настоящее время, интернет, компьютеризация и другие информационные технологии оказывают на молодое поколение неоднозначное воздействие. Становится ясным тот факт, что все больше молодежи используют IT-технологии, постоянно возникает проблема «зависимости от Интернета». В-третьих, виртуальную действительность молодежь переносит в реальность.

В современной России подрастающее поколение все больше уделяет внимание информационным технологиям. Молодежь, обращаясь к информационным технологиям, а в частности, и к Интернету, удовлетворяет не профессиональные потребности, а, прежде всего, досуговые цели. Зачем напрягаться жить в реальном мире, если можно быть «успешным» в виртуальном. Регулярно переписываться с друзьями, всеобщее «уважение», много виртуальных «друзей» даже зарабатывать и так далее. Молодежь атаковала своим вниманием всевозможные социальные сети и буквально живет на своих страничках, созданных ими виртуальных мирах.

Наш век – век путешествий. Сколько людей отдыхают на лоне природы. Сколько великолепных пейзажей проскальзывает мимо незамеченными. Личное соприкосновение с этими чудесами природы обогащает человека, делает его богаче и душевнее. Опознав эту красоту, он никогда не будет вести себя небрежно с окружающей природой, наносить ей непоправимый вред. К уникальным явлениям природы следует относиться с таким же душевным волнением и жаждой познания, как и ко всем выдающимся произведениям искусства.

Таким образом, время компьютеризации и мобильных связей, у молодежи снижается интерес к красотам природы, историческим летописям, экологическим проблемам и национальным достояниям [6]

Цели и задачи.

- Популяризация сельского туризма и пропаганда здорового образа жизни;

- Стимулирование интереса молодежи к историческому и культурному наследию;

- Изучение и сохранение исторического наследия;

- Изучение легендарных памятников и культурных наследий.

  1. Моя малая Родина.

Откуда же у. Алан получил свое название? В 1934 году, после объединения трех артелей («Ленинэй туяа», «Улаан ажал», «Охотник») улус именовался «Путь Сталина». Также в словаре местность Алан означает от тюрк. – открытая луговая поляна среди леса или при выходе из него. Местные жители свой улус связывают и с именем речки Алан, которая протекает рядом с нашим улусом, а также река Она (оба рек обозначены на карте). Мой улус образовался в колхоз «Путь Сталина». Затем получил название у.Алан.

Улус Алан находится севернее от районного центра – с. Хоринск. Если ехать по окружной трассе через лес, которая была проложена в1966-1967-х гг. то это составляет почти 18-20 км. До этого из села с. Хоринск люди сразу сворачивали на север около села Анинск и по дороге рядом со скалой Бэшэгтэ хада (восточная часть Худакта хада) и Сагаан Хошун, затем до местности Энхэ – Тала, переходя по броду «Гахай гараса» через реку Она, доезжали до у. Алан. Этот путь был, значительно ближе.

Наш улус – земля гор и равнин. На ее территории можно выделить горный запад и равнинный восток. Горные хребты «опоясывают» село Алан: Хутаг, Улзытэ, Улаан хада (Будлан), Хэнгэрэгтэ, Сагаан Уула (улус расположен у её подножия), Хухэ Шулуун, Шэнгэлтэ, Эреэн хада, Бадаата, Номото. Поверхность равнин разнообразна, встречаются ровные и бугристые участки.

у. Алан расположено в живописной долине реки Она. Реки начинаются в горах: Она, Алан, Һγγдэг большой и малый, которые впадают в реку Она. [1]

Природа моей родины разнообразна и богата. Эти особенности природы во многом определяет образ жизни и хозяйственную деятельность живущего здесь населения. Наше село – земля гор и равнин

Чем же знаменита и богата моя малая родина? Своими природными и культурными памятниками, священными местами и источниками. Местности, богатые лесными дарами (брусника, голубица, красная и черная смородина, моховка, боярышник, черемуха, земляника и т.д.), получили свое название от речек, которые протекают рядом: Хулэрэгтэ, Адхата, Хурхирэй, Алан, Хасуурта, Һуудэг, Дабаанай горхон, Хонолгын горхон, Горхон и т.д. Горы покрыты смешанными лесами, преобладает сосна, пихта, лиственница, кедр, береза. Своеобразен животный мир: лось, изюбр, олень, кабарга, косуля, кабан, медведь, волк, лиса, барсук, рысь. Много пушных зверей, среди которых выделяется ценной шкурой соболь.

Здесь нет заповедников, парков и заказников, но наше поселение богато природными и культурными памятниками. К природным памятникам относятся: 11 обоо шулуун, источник-аршан Шанда булаг, который помогает людям с желудочно-кишечным заболеванием, древняя стоянка гуннов у подножья горы Хэнгэрэгтэ, «адуунай, хониной хорой», захоронение первой жены тайши Дамба-Дугар Иринцеева Бумбэхэн хатан на горе Сагаан Уула, гора поклонения; сопка Хухэ Шулуун; к культурным памятникам относятся знаменитый Анинский дацан. Они представляют культурно-историческую ценность. [5]

И задался вопросом, возможен ли туризм в нашей местности? Преимущество такого вида отдыха очевидно. Во-первых, сельский ландшафт является экзотикой для городского жителя. Чистый воздух, природа – все это в значительной степени способствует хорошему отдыху и возможности для городского жителя поправить свое здоровье. Во-вторых, близкое знакомство с культурными традициями региона дает нам неповторимый шанс глубже узнать о народных традициях и обрядах. Село дает возможность и для активного отдыха. Это езда на лошади и велосипеде, сбор ягод и грибов, катание на лодке, рыбалка. Ко всем положительным моментам присоединяется еще и то, что отдых в сельской местности обходится недорого.

  1. Туристический маршрут

Маршрут рассчитан на 1 день:

- с. Алан – встреча гостей;

- Анинский дацан:

По одной из легенд на свадьбе единственной дочери тайши Дамба-Дугар Иринцеева собрались богатейшие ноены из разных мест. Похваляясь своим богатством, Дамба-Дугар спросил у гостей о том, кто является самым богатым по числу имеющегося скота. В ответ Агинский тайша сказал, что у них не скот, а количество сыновей является мерилом богатства. Это сильно задело Дамба-Дугара.

Вспоминая слова Агинского тайши, Дамба-Дугар Иринцеев понял, что тот был прав. Года идут, время для рождения сына ушло, нужно было хоть как-то оставить след о себе. После этого Дамба-Дугар Иринцеев решил начать строительство дацана, ныне знаменитого как Анинский дацан.

Одним из самых крупных дацанов хори-бурят по праву считается Анинский дацан «Гандан Шаддублинг». Он был основан в 1775 году. В 1808 году рядом с деревянным дацаном был построен каменный на средства тайши Дамбы-Дугара Иринцеева и тайши Галсана Мардаева. Однако после того, как в 1811 году деревянный дацан сгорел, а каменный пришел в негодность, поскольку «своды здания под тяжестью железной кровли лопнули и дали трещины», он был обновлен и отремонтирован на добровольные пожертвования на сумму свыше двадцати пяти тысяч рублей. Впоследствии дацан еще не раз подвергался изменениям. Так, после землетрясения в 1862 году и бури в 1864 году производится капитальный ремонт здания, который затянулся до 1870 года. К этому времени Анинский дацан представлял целый архитектурный комплекс. В него входили 7 больших дуганов:

  1. Ехэ шулуун дасан, трехэтажный, «Сахюусанай»
  2. Майдариин дуган, двухэтажный деревянный, там была воздвигнута статуя великого Майдари – Будды грядущих поколений, размером в 80 локтей из меди с позолотой. Она была уничтожена в тридцатые годы вместе с Анинским дацаном.
  3. Мамбын дуган, двухэтажный деревянный
  4. Дуйнхарай, двухэтажный деревянный
  5. Жудэй, двухэтажный деревянный
  6. Шойрын, двухэтажный каменный
  7. Мун Шойрын, двухэтажный деревянный

Кроме выше перечисленных, за оградой дацана по четырем сторонам располагались такие родовые дацаны:

  1. Шарбалин дуган – род хори-бурят галзууд
  2. Шойнхорлин дуган – род хубдуд
  3. Гэпэрлин дуган – род шарайд
  4. Бадагарлин дуган – род хуасай

Вокруг дацана была построена большая деревня (около пятисот домов) для проживания лам в зимнее и летнее время. Здесь были построены амбары, погреба. С запада на восток – 3 улицы, с севера на юг – 6-7 больших и маленьких улиц.

На берегу реки Алан располагался базар «Шууюур», где продавали мясо и необходимые вещи.

В двух километрах от дацана, в северо-западном направлении торговлю вели китайцы. Китайцы жили отдельной общиной (около 10-ти семей).

В дацане в течение всего года, каждый сезон проводились большие молебны, например: летом – Жамагар, осенью Сам. Во время молебнов, дацан посещали верующие, а также торговцы из Монголии, Халха и Внутренней Монголии.

Эта фотография найдена в одном из Московских музеев. (Сам в Анинском дацане). Этот молебен проводится в осеннее время. Ламы облачаются в специальные одежды, одевали маски и исполняли ритуальный танец. Из дугана. Сам выходил Белый старец, за ним шли два хуварака. Старец раздавал людям «айраг» - сушеный творог.

На территории дацана в честь знаменательных событий и духовных лиц в разное время были возведены 26 субурганов.

В начале XXI века на месте разрушенного Анинского дацана были обнаружены свыше трехсот бронзовых статуэток Будды высотой 10 сантиметров, покрытых сусальным золотом. Прежде хранившиеся в Анинском дацане, сегодня они выставлены для поклонения в дугане с. Хоринск.[7]

В 2004 году были найдены затерянные позолоченные 350 бронзовых статуэток Будд. В 2008 году было начато строительство Цогчен дугана, возведены вокруг дацана 108 субарганов. Каждый субарган - это копия величественных ступ, символизирующих этапы жизни будды. Они представляют собой белые ступы с квадратными основаниями. В 2011 году оно завершилось и состоялось освящение дугана и субарганов. Ежегодно проводится праздник в честь 108 субарганов.

В истории есть значимый факт: когда великие ламы, предвидя приход смутных времен веры, еще 1912 году решили отправит на тайное хранение в у. Баруун Хасуурта статую Зеленой Тары – Ногоон Дара Эхэ. Есть легенда, что богиня плакала и даже поворачивалась все время при разворачивании в сторону Анинского дацана. В 2015 году эта статуя была возвращена в новый отстроенный храм Зеленой тары, где люди смогут получать благословление богини. [8]

Наш дацан знаменит еще тем, что там 25 лет обучался Хамбо лама 12-ный Даша-Доржо Итигилов. Перерожденец I Пандито Хамбо Ламы Дамба-Доржо Заяева, первого главы буддийской церкви России, XII Пандито Хамбо Лама Даша-Доржо Итигэлов родился в 1852 году в местности Улзы Добо. Рано лишившись родителей, он около пяти лет пас овец у Батобазаровых Ринчин и Надмит в местности Ошор-булаг. С детства отличался целеустремленным и независимым характером.

В 15 лет Даша-Доржо поступил в Анинский дацан, находящийся в трехстах километрах от его родных мест, и двадцать с лишним лет постигал здесь учение Будды. Успешно защитил звание гэбши, затем габжи и прославился как учёный монах.

В тревоге за будущее Этигэлэй Хамба оставил послание своему народу.

15 июня 1927 года XII Пандито Хамбо Лама Итигэлов в состоянии медитации ушел в Нирвану.

10 сентября 2002 года 24 Пандито Хамбо Лама Дамба Аюшеев с группой лам и светских лиц подняли саркофаг с XII Пандито Хамбо Ламой Итигэловым и, выполнив необходимые ритуальные действия, перенесли его тело в Иволгинский дацан.

Из воспоминаний Ширапова Мижит Гомбоевича, старейшины с. Ала:

(«Хорошо помню как в конце 20-х годов в Анинском дацане произошло разделение на две общины. Обновленцы заняли дацан, а нирванисты, которых было большинство, вынуждены были построить дощатый дуган за оградой. Они очень сожалели, что нет Этигэлэй Хамбы).

Итигэлов учился в Анинском дацане 23 года. Он был выходцем из казачьего сословия и должен был нести воинскую повинность. Хойто ламхай попросил жителей Ойбонта вносить плату за освобождение Итигэлова от службы в казну. Более полутора десятков лет вносилась плата, и Итигэлов мог продолжать свое образование. Услышав о возвращении Этигэлэй Хамбы, я был счастлив, и появилась надежда на возрождение нашего Анинского дацана на своем месте».[7]

- Аршаан Шанда булаг, который помогает людям с заболеванием желудочно-кишечного тракта;

- 11 обоо шулуун. По легенде Дамба был известен в Хоринской и Кижингинской долине как самый бедный из всех бедняков. Он жил с матерью, пропитание добывал охотой. Однажды, как обычно, Дамба отправился на охоту. Вдруг увидел, как среди ясного неба появилась туча и молнии из нее били по одному и тому же месту. А тем самым местом был большой камень, из-за которого выбегала голая женщина и как будто насмехалась над небесами.

Дамба пустил стрелу ей под ноги, отвлек ее внимание. Тем временем молния настигла эту женщину – загорелся огонь, пошел дым. Дамба подошел поближе, но с удивлением увидел, что на том месте никого нет, осталась лишь берцовая кость. В сильном испуге он побежал подальше от этого места, но его нагнали мужчина и женщина. Они были прекрасно одеты, восседали на сильных красивых лошадях. Дамба понял, что они были не простыми людьми, потому что спустились с неба. Мужчина и женщина поблагодарили Дамбу за помощь в борьбе с их давним непобедимым противником и согласились исполнить любое его желание. Дамба, не долго думая, сказал, что хотел бы стать ноёном и быть богатым. Женщина спросила, не забыл ли он еще что-нибудь. На это Дамба ответил, что больше ничего не желает. Женщина сочувствующе сказала, что кое-что важное он все же забыл, но он сам выбрал свои желания.

Вернувшись домой, Дамба всё приключившееся с ним рассказал матери. Мать объяснила, что имела в виду та женщина. Он забыл пожелать продолжения своего рода.

Как и обещали небесные создания, Дамба скоро становится богатым тайшой Хоринской степной Думы. Его богатства были неисчислимы. Для того чтобы знать, сколько скота он имеет, были построены Хониной и Адуунай хорёо (загоны для скота – баран, лошадей). По преданиям, в его стаде появился ягненок зеленой окраски, что говорило о его необъятном богатстве. Но всё это уже было для Дамбы не в радость. Его первая жена – Бумбэхэн хатан и вторая – Шойжид хатан не могли одарить его наследником.

Существуют версии (мне известны две из них) возведения Арбан нэгэн обоо шулуун.

По первой версии, он стал и ноёном и богатым, но не имел детей, хотя у него было две жены. Для того чтобы сохранить своё имя для будущих поколений, и, обозлившись на женский род, он созвал всех женщин якобы для проведения праздника. Когда они все до единой пришли в красивых шелковых нарядах, он заставил их собирать камни и выложить 11 куч камней.

По второй версии, Дамба ценил трудолюбие и усердие людей, а также тягу к знаниям. Помогал тем, кто любил трудиться (выделял земельные участки), одаривал скотом тех, кто учился (чтобы в будущем они смогли обогатиться). Недолюбливал лодырей и лентяев, заставлял их работать. Однажды Дамба собрал тех, кто не любил и не ценил труд, и заставил их таскать тяжелые камни, воздвигнуть 11 больших насыпей, что означало 11 хоринских родов (галзууд, хуасай, хубдууд, шарайд, батанай, сагаан, бодонгууд, харгана, хальбан, гушаад, худай). Когда закончили эту работу, Дамба, собрав народ, наказал, чтобы они и впредь работали так же.

В наши дни на месте возведения Арбан нэгэн обоо шулуун сохранились 6 насыпей камней. [5]

В книге « История Бурятии» (#1058;1) написано: « С 2000г. начаты исследования в долине р.Алан, впадающей р. Она (правый приток р. Уды, крупной водной артерии Западного Забайкалья). К настоящему времени здесь выявлено более полутора десятков различных палеолитических местонахождений, на трех из которых – Хэнгэртын Скальная, Хэнгэртын Святилище, Барун-Алан-1- проведены стационарные раскопочные работы». Далее следует: «Наряду с материалами верхнего палеолита на склонах г. Хэнгэрэктэ обнаружены артефакты, характеризующие более ранние эпохи – средний и нижний палеолит».

«Древнейшие слои с артефактами из раскопанных на стоянках г. Хэнгэрэктэ датированы с помощью термолюминесцентного метода возрастом около 400 тысяч лет назад»

Артефакты - каменные изделия с искусственной обработкой. Таким образом в местностях Хэнгэртын Скальная, Хэнгэртын Святилище, Барун-Алан-1обнаружено более полутора десятков древнейших стоянок первобытных людей.[2]

- Сагаан Уула

Продолжая тему Дамба-Дугар Иринцеева, хочу рассказать про его первую жену – Бумбэхэн хатан. Она была потомственной шаманкой из Тугнуйской долины. Она не смогла родить наследника своему мужу.

После того, как она умерла, ее захоронили на горе Сагаан уула. Могилу обложили камнями.

В настоящее время жители села Алан ежегодно, во время Сагаалгана и праздника Обоо, поднимаются на вершину этой горы и совершают обряд гороо, поклоняются духу Бумбэхэн хатан.

- Хухэ Шулуун, скала расположена в 1 км. от с. Алан, представляет собой колоритное возвышение, западный склон скалистый и обрывистый, южный склон пологий, северный – крутой. Эта сопка прекрасный наблюдательный пункт, перед глазами развертывается карта всего Алана. Рядом находится древнее захоронение гуннов, живших на территории села Алан в 7-8 веке. Составляет единую горную цепь с горой Сагаан уула.[5]

-с. Алан. Отъезд гостей.

Заключение

В современном мире человечество предпочитает свежему воздуху, незагрязненной окружающей среде, близость к природе, возможность для социальной жизни, (время поговорить, погулять, поделиться)

Подростки, особенно в нашей стране, проводят многие часы за компьютером, нанося вред своему здоровью: долгое сидение за монитором отрицательно сказывается на нервах, сердце, зрении, а насилие, на котором построено большинство игр, калечит психику.

В Интернете как и во всем необходима мера и предосторожность. Достаточно длительное пребывание в Интернете ограждает человека от реальной жизни, заменяя её на виртуальную, что пагубно влияет на психику и здоровье. Во всем нужно знать меру.

Разумеется, далеко не каждая деревня будет привлекательна для туристов: в некоторых населенных пунктах достопримечательности или интересные природные ресурсы отсутствуют в принципе. Но у нас много дивных мест с красивым ландшафтом для экскурсии по местности: 1. Наличие неподалеку лесного массива, где произрастает черемуха, боярышник, шиповник, а подальше голубика, смородина, моховка, брусника и походы за грибами. 2. Водоема — озера, пруда или реки, активным отдыхом, как рыбалка с помощью удочек, купание, катание на лодках. Прогулку можно совершать как на велосипедах, так и на конях. Интересным бывает и знакомство с историческими памятниками, археологическими раскопками, походы к ним, а также возможность приобщиться к этническому наследию, понаблюдать совершение обрядов или местных традиций.

Предоставить полноценный рацион, состоящий из традиционных домашних рецептов, чисто экологические продукты питания (мясо и парное молоко, свежие яйца, овощи, ягоды, варенье, соленья и т.д.)

Все это можно предоставить у нас. Главное – захотеть, понять, что отдых в деревне – то, что придаст вам сил, здоровья, подарит новые впечатления и море эмоций.

Использованная литература:

  1. Алан - историческая родина. История. Краеведение. Родословная.-Улан-Удэ: Нова-Принт, 2017
  2. История Бурятии Т.1.
  3. Гасаранов Б.Д. «Анаа нютагай урданай ба муноонэй туухэ», Хоринск, 2006г.
  4. Номтоев Ц. «Хориин тайшаанар», //Буряад унэн, 17 июня 1992.
  5. Из материала Шираповой Б.Ш.
  6. #1080;стория-Анинского-дацана


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публикации моих учеников

Автор: Якушина Елена1.Презентация "Ты можешь спасти нашу планету!"  может использоваться на уроках с ИКТ (УМК Биболетова М.З)2.Сочинение для конкурса "Наша страна-наше наследие"Автор: Тимохина Ек...

Публикации моих учеников

Всероссийская выставка «Юннат»По результатам областного конкурса «Юннат», Келлер Наташа ученица 10 класса, является победителем в номинации «Фермерское хозяйство», вместе с учителем биологии Евг...

Публикации моих учеников

Страшные напитки - газированная вода разных видов....

Публикации моих учеников

Наши  благодарности за конкурс"Салют Победа"...

Публикации моих учеников

Презентация  страны мира...

Публикации моих учеников

Социальный проект "Возрождение родника"...

Публикации моих учеников

проект "Вездесущая симметрия"...