Публикации моих учеников
материал по краеведению

Актуальность  изучения топонимики в том, что в настоящее время, время компьютеризации и мобильных связей, у молодежи снижается интерес к изучению и сбору топонимических данных, историческим летописям, экологическим проблемам и национальным достояниям.

Цель исследования – изучение происхождения географических названий священных гор, почитаемые обоо, каменистых сопок, опоясанными лентой голубых рек, дивных мест, которые представляют эстетическую, культурно-историческую и научную ценность.

Данная проблема ставит перед нами задачи:

  1. Раскрыть понятие топонимика.
  2. Исследовать топонимы названий географических объектов моей малой Родины.
  3. Какие исторические события прошлых лет оставили отпечатки на топонимических названиях.
  4. Изучение легендарных памятников и культурных наследий.
  5. Обобщить собранные материалы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл toponimy_alana.docx43.62 КБ
Файл prilozhenie.pptx2.01 МБ

Предварительный просмотр:

Содержание:

Введение…………………………………………………………………………………………2

  1. Топонимика как наука…………………………………………………………………..3
  2. Географическое положение у. Алан…………………….…………………………..….3
  3. Топонимика малой Родины……………………………………………………………..4
  4. Легенды и предания, исторические объекты………..……...………………………….6

Заключение.................................................................................................................................10

Список использованной литературы……………………………………………………....11

Приложение……………………………………………………………………………………12

Введение

Актуальность изучения топонимики в том, что в настоящее время, время компьютеризации и мобильных связей, у молодежи снижается интерес к изучению и сбору топонимических данных, историческим летописям, экологическим проблемам и национальным достояниям.

Цель исследования – изучение происхождения географических названий священных гор, почитаемые обоо, каменистых сопок, опоясанными лентой голубых рек, дивных мест, которые представляют эстетическую, культурно-историческую и научную ценность.

Данная проблема ставит перед нами задачи:

  1. Раскрыть понятие топонимика.
  2. Исследовать топонимы названий географических объектов моей малой Родины.
  3. Какие исторические события прошлых лет оставили отпечатки на топонимических названиях.
  4. Изучение легендарных памятников и культурных наследий.
  5. Обобщить собранные материалы.

#1058;опонимика как наука

Для уточнения понятия «топонимика», пригодился словарь. По словарю Ожегова С.И. топонимика, топонимия – совокупность географических названий какой-нибудь местности, страны. В Большом Российском энциклопедическом словаре топонимика -
1) Совокупность географических названий каких-либо территорий.

2) Раздел ономастики, изучающий имена собственные, представляющие названия географических объектов.

Топонимика тесно связана с другими науками. Связь топонимики с другими науками:

- топонимика и география;

- топонимика и история;

- топонимика и словесность (русский язык, литература, риторика).

Топонимы бывают разных видов:

Ойконимы – названия населённых мест;

Астионимы – названия городов;

Гидронимы – названия рек;

Дримонимы – названия лесов;

Оронимы – названия гор;

Урбанонимы – названия городских объектов;

Годонимы – названия улиц;

Дромонимы – названия путей сообщений;

Микротопонимия- названия небольших географических объектов: урочищ, ключей, омутов, сельскохозяйственных угодий и т.д.

2. Географическое положение у. Алан.

Улус Алан находится севернее от районного центра – с. Хоринск. Если ехать по окружной трассе через лес, которая была проложена в1966-1967-х гг. то это составляет почти 18-20 км. До этого из села с. Хоринск люди сразу сворачивали на север около села Анинск и по дороге рядом со скалой Бэшэгтэ хада (восточная часть Худакта хада) и Сагаан Хошун, затем до местности Энхэ – Тала, переходя по броду «Гахай гараса» через реку Она, доезжали до у. Алан.

Наш улус – земля гор и равнин. На ее территории можно выделить горный запад и равнинный восток. Горные хребты «опоясывают» село Алан: Хутаг, Улзытэ, Улаан хада (Будлан), Хэнгэрэгтэ, Сагаан Уула (улус расположен у её подножия), Хухэ Шулуун, Шэнгэлтэ, Эреэн хада, Бадаата, Номото. Поверхность равнин разнообразна, встречаются ровные и бугристые участки.

у. Алан расположено в живописной долине реки Она. Реки начинаются в горах: Она, Алан, Һγγдэг большой и малый, которые впадают в реку Она.

Природа моей родины разнообразна и богата. Эти особенности природы во многом определяет образ жизни и хозяйственную деятельность живущего здесь населения.

Чем же знаменита и богата моя малая родина? Реки, леса, горный воздух, отдаленность от промышленных центров, чистые родники-аршаны, издавна используемые местным населением для целебных целей, делают наше село одним из экологически благоприятных зон для отдыха. Своими природными и культурными памятниками, священными местами и источниками. Местности, богатые лесными дарами (брусника, голубица, красная и черная смородина, моховка, боярышник, черемуха, земляника и т.д.), получили свое название от речек, которые протекают рядом: Хулэрэгтэ, Адхата, Хурхирэй, Алан, Хасуурта, Һуудэг, Дабаанай горхон, Хонолгын горхон, Горхон и т.д. Горы покрыты смешанными лесами, преобладает сосна, пихта, лиственница, кедр, береза. Своеобразен животный мир: лось, изюбр, олень, кабарга, косуля, кабан, медведь, волк, лиса, барсук, рысь. Много пушных зверей, среди которых выделяется ценной шкурой соболь.

  1. Топонимика малой Родины.

Я поняла, что топонимы произошли исходя из исторических, географических особенностей развития родного края. Мне удалось изучить некоторые их них:

#1054;йконимы. Названия населенных пунктов, городов, поселков, сельских поселений – один из важнейших элементов топонимической системы любой территории.

По своему характеру названия городов и населенных пунктов всех типов существенно отличаются от названий физико-географических объектов.

Имена населенных пунктов в большинстве случаев моложе, чем названия рек, гор и т.д. Если названия физико-географических объектов чаще всего складывались стихийно, в процессе народного употребления, то названия населенных пунктов значительно большей мере подвергаются официальному воздействию. Названия населенных пунктов получают официальное закрепление в документах административных органов, и их последующее изменение происходит только в законодательном порядке.

Откуда же у. Алан получил свое название? В советский период улус именовался «Путь Сталина». Также в словаре нашла что местность Алан означает от тюрк. – открытая луговая поляна среди леса или при выходе из него. Местные жители свой улус связывают и с именем речки Алан, которая протекает рядом с нашим улусом, а также река Она (оба рек обозначены на карте).

2. Гидронимы: – названия рек:

  1. р. Алан- быстрая, с кристально чистой водой речка начинается северо-западнее вершины горы Курбинского хребта и спустившись с гор в восточном направлении, течет меж больших камней, валунов и затем в рощах, в кочковатых болотистых местах, продолжает свое течение по долине, неподалеку от горы Саган Хошун речка соединяется с заметно большей р. Она. Далее р. Она близ с. Хоринск, у горы Наран хада впадает в р. Уду.
  2. «Ангиртын нуур»- озеро, где собираются турпаны (возле Анинского дацана);
  3. «Хуйтэн гарам»-холодный залив;
  4. «Шанда булаг» - ключ, дающий силу, здоровье (помогает при заболеваниях желудочно-кишечного тракта, применяют при глазных заболеваниях)

«Некоторые местности названы по какому-либо объекту, возле которого они расположены:

1.«Ара булаг» - северный ключ (рядом течет родник);

2. «Доодо горхон» - по названию реки;

3. «Дабаанай горхон»- река за перевалом;

4. «Хонолгын горхон»-речка для ночлега

3. Микротопонимия - по растительности: «Мойhотын шугы»- черемуховая роща.

По признакам (свойствам): Дулаан Хара» - теплая местность; «Адхата»-горсть пригоршня, т.е.собирать пригоршней; «Хулэрэгтэ»- пот, потеть поднимаясь на гору. «Бааза»- раньше на месте бывшего Анинского дацана располагалась кормовая база; «Энхэ тала»- спокойная равнина, «Хотогор» - лощина

4.Оронимы – названия гор.

Почти все географические названия Алана являются местными. В топонимике Алана преобладают названия, которые присвоены географическим объектам по каким-либо признакам, приметам, свойствам, например по цвету:

  1. «Улаан хада» - красная гора, там расцветает багульник, и все кругом кажется красным.
  2. «Сагаан Уула» - белая гора, раньше там паслись многочисленные стада овец тайши Дамба ноена, и гора казалась белой (место захоронения Бумбэхэн-хатан)
  3. Хухэ шулуун» - скала, покрытый мхом. Издалека кажется синим. Скала расположена в 1 км. от с. Алан, представляет собой колоритное возвышение, западный склон скалистый и обрывистый, южный склон пологий, северный – крутой. Эта сопка прекрасный наблюдательный пункт, перед глазами развертывается карта всего алана. Рядом находится древнее захоронение гуннов, живших на территории села Алан в 7-8 веке. Составляет единую горную цепь с горой Сагаан Уула.
  4. «Хэнгэрэгтэ»- бубен (на этой горе нашли бубен шамана, и честь этого названа гора)
  5. «Улзытэ хада»- счастливый, приносящий счастье (священная гора напротив Анинского дацана)
  6. « Номин-Добун» - (место захоронения 8 тайши хори-бурят)

Часть географических названий связана с личными именами:

  1. «Даша Балбар»- второе название горы «Хухэ шулуун»
  2. « Будлан хада» - второе название горы «Улаан хада»

5. Годонимы – названия улиц: Коммунистическая и Ленина. Названия остались с советских времен, когда улус именовался «Путь Сталина».

#1051;егенды и предания, исторические объекты.

В самом раннем детстве нам рассказывали легенду и предания о Дамба ноене, знаменитом человеке, когда то жившим здесь связаны священные и почитаемые места с его именем. Это:

а) Анинский дацан. Находится в 5 км к югу от у. Алан.

б) 11 обоо шулуун, камни, сложенные по велению тайши Дамба-Дугар Иринцеева. Находится к северо-востоку от у. Алан, в долине речки Алан, возле горы Хэнгэрэгтэ.

в) Гора «Сагаан Уула» место захоронения первой жены тайши Бумбэхэн хатан. Находится в непосредственной близости от улуса в северном направлении.

г) Хониной хорёо, Адуунай хорео – каменные ограды для содержания и пересчета скота тайши.Находятся у подножия горы Хэнгэрэгтэ.

По легенде Дамба был известен в Хоринской и Кижингинской долине как самый бедный из всех бедняков. Он жил с матерью, пропитание добывал охотой Однажды, как обычно, он отправился на охоту. Вдруг увидел, как среди ясного неба появилась туча, и молнии из нее били по одному тоже месту. А тем самым местом был большой камень, из которого выбегала голая женщина и как будто насмехалась над небесами.

Дамба пустил стрелу ей под ноги, отвлек ее внимание. Тем временем молния настигла эту женщину – загорелся огонь, пошел дым. Дамба подошел поближе, но с удивлением увидел, что на том месте никого нет, осталась лишь берцовая кость. В сильном испуге он побежал по дальше от этого места, но его нагнали мужчина и женщина. Они были хорошо одеты восседали на сильных красивых лошадях. Дамба понял, что они были не простыми людьми, так как они спустились с неба. Мужчина и женщина поблагодарили Дамбу за помощь в борьбе с их давним непобедимым противником и предложили исполнить его любое желание. Дамба долго не думая, попросил богатство и стать ноёном. Женщина спросила , не забыл ли он еще что-нибудь. На это он ответил, что больше ничего не желает. Женщина посочувствовала ему и сказала, что важное он всё же забыл, но он сам выбрал свои желания.

Вернувшись домой, Дамба все рассказал матери. Мать объяснила, что имела ввиду та женщина и что он забыл пожелать продолжения своего рода.

Как и обещали небесные создания, Дамба скоро становится богатым тайшой Хоринской степной Думы. Его богатства были неисчислимы. Для того чтобы знать, сколько скота он имеет, были построены Хониной и Адуунай хорёо (загоны для для скота- баран и лошадей). По преданиям, в его стаде появился ягненок зеленой окраски, что говорило о его необъятном богатстве. Но всё это уже было для Дамбы не в радость. Его первая жена- Бумбэхэн хатан и вторая – Шойжин хатан не могли одарить его наследником (ее место захоронения у подножия горы Ундэр в местности Хотогор).

Существуют несколько версии возведения Арбан нэгэн обоо шулуун:

По первой версии, он стал ноёном и богатым, но не имел детей хотя у него было две жены. Для того чтобы сохранить своё имя для будущих поколений, и обозлившись на женский род, он созвал всех женщин якобы для проведения праздника. Когда все они до единой пришли в красивых шелковых нарядах, он заставил их собирать камни и выложить 7 куч камней в местности Баруун Алан. На основе этой легенды поэтесса Цырен-Дулма Дондокова написала поэму «Поющие камни».

По второй версии, Дамба тайша ценил трудолюбие и усердие людей, а также тягу к знаниям. Помогал тем, кто любил трудиться (выделял земельные участки), одаривал скотом, тех кто учился (для обогащения в будущем). Недолюбливал лодырей и лентяев, заставлял их работать. Однажды собрал их всех и заставил таскать тяжелые камни, воздвигнуть11 больших насыпей, что ознаало 11 хоринских родов (галзууд, хуасай, хубдууд, шарайд, батанай, сагаан, бодонгууд, харгана, хальбан, гушаад, худай). Когда они закончили эту работу Дамба, собрав народ, наказал, чтобы они и впредь работали так же.

В наши дни на месте возведения Арбан нэгэн обоо шулуун сохранились 6 насыпей камней.

Продолжая тему Дамба-Дугар Иринцеева, хочу рассказать про его первую жену – Бумбэхэн хатан. Она была потомственной шаманкой из Тугнуйской долины. Помогала людям, лечила детей. Но не смогла родить наследника своему мужу.

После ее смерти ее захоронили на горе Саган Уула. Могилу обложили камнями, где по настоящее время жители ежегодно во время Сагаалгана поднимаются на вершину и совершают обряд, поклоняются духу Бумбэхэн хатан.

По одной из легенд на свадьбе единственной дочери тайши Дамбы собрались богатые ноёны из разных мест. Похваляясь своим богатством, Дамба-дугар спросил у гостей о том, кто является самым богатым по числу скота. В ответ Агинский тайша сказал, что у них не скот, а количество сыновей является мерилом богатства, что сильно задело Дамба-Дугара.

Вспоминая слова Агинского тайши, Дамба-Дугар Иринцеев понял, что тот был прав. Года идут, время для рождения сына ушло, нужно было хоть как – то оставить след о себе. После этого он решается начать на строительство дацана, ныне Анинский дацан («Гандан Шаддублинг»). Он был основан в 1775 году. В 1808 году рядом с деревянным дацаном был построен каменный на средства тайши дамбы-Дугара Иринцеева и Галсана Мардаева.

Наш дацан знаменит еще тем, что там 25 лет обучался Хамбо лама 12-ный Даша-Доржо Итигилов. В 2004 году были найдены затерянные позолоченные 350 бронзовых статуэток Будд. В 2008 году было начато строительство Цогчен дугана, возведены вокруг дацана 108 субарганов. Каждый субарган - это копия величественных ступ, символизирующих этапы жизни будды. Они представляют собой белые ступы с квадратными основаниями. В 2011 году оно завершилось и состоялось освящение дугана и субарганов. Ежегодно проводится праздник в честь 108 субарганов.

В книге « История Бурятии» (#1058;1) написано: « С 2000г. начаты исследования в долине р.Алан, впадающей р. Она (правый приток р. Уды, крупной водной артерии Западного Забайкалья). К настоящему времени здесь выявлено более полутора десятков различных палеолитических местонахождений, на трех из которых – Хэнгэртын Скальная, Хэнгэртын Святилище, Барун-Алан-1- проведены стационарные раскопочные работы». Далее следует: «Наряду с материалами верхнего палеолита на склонах г. Хэнгэрэктэ обнаружены артефакты, характеризующие более ранние эпохи – средний и нижний палеолит».

«Древнейшие слои с артефактами из раскопанных на стоянках г. Хэнгэрэктэ датированы с помощью термолюминесцентного метода возрастом около 400 тысяч лет назад»

Артефакты - каменные изделия с искусственной обработкой. Таким образом в местностях Хэнгэртын Скальная, Хэнгэртын Святилище, Барун-Алан-1обнаружено более полутора десятков древнейших стоянок первобытных людей.

Таким образом, следует отметить, что рассмотренные географические названия Алан были созданы жителями в ходе освоения этой местности. Многое в топонимике Алана говорит о бурятском происхождении, что еще раз свидетельствует о происхождении от 11 хоринских родов.

Заключение.

Топонимике уделялось, да и сейчас уделяется, очень мало внимания. Изучая топонимику родного края, мы как бы представляем прошлое, и начинаем с почтением относится к истории и к настоящему родного края.

Люди в деревнях и сёлах порой не знают, особенно подрастающее поколение, откуда произошло и почему так называются горы, реки, местности и т.д. Проведя небольшой опрос среди учеников, и анализируя итог, понимаю, что сейчас лишь единицы знают или, хотя бы, предполагают происхождение топонимов своей родины.

Моя работа, возможно, может показать нашу природу, культуру, уникальную историю улуса. Также получить возможность в развитии проектов в сфере туризма и торговли, для того чтобы создать рабочие места и не было оттоков в города и другие места. Создание условий для самореализации для всех категорий населений. Вызвать больший интерес к своему улусу - жителей и выходцев.

В ходе работы я узнал первую очередь для себя много интересных фактов из истории моей малой родины. И считаю, что историю своей родины, как и историю своей семьи, должен знать каждый человек.

Я надеюсь, что моя работа не закончится на этом, и данные первопроходцев будут пополняться новыми сведениями.

Использованная литература:

  1. Алан - историческая родина. История. Краеведение. Родословная.-Улан-Удэ: Нова-Принт, 2017
  2. Кладовая родного края/Т.Гармаева- Улан-Удэ: Нова-Принт, 2018
  3. История Бурятии Т.1.
  4. Гасаранов Б.Д. «Анаа нютагай урданай ба муноонэй туухэ», Хоринск, 2006г.
  5. «Слово о земле Хоринской…» изд-во БГУ, Улан-Удэ, 1998г.
  6. Номтоев Ц. «Хориин тайшаанар», //Буряад унэн, 17 июня 1992.

Приложение 1.

п/п

Наименование
памятника

Датировка

Постан. о принятии на г/о

Местонахождение

1

Алан. Могильник II

II-I тыс. до н.э.

№ 379

В км юго-западнее с.Алан, 1 км севернее Анинского дацана

2

Алан. Писаницы Нарын-Хабсагай

II-I тыс. до н.э.

№ 379

В 1 км северо-восточнее с.Алан, на правом берегу р.Оны, на отдельной скале Наранэ-Хухушулутэн Хундэ горы Нарын (В настоящее время, видимо, утрачены, т.к. не найдены на известной скале)

3

Алан. Могильник I

II-I тыс. до н.э.

№ 134

В 1 км севернее с.Алан, на правом берегу р.Оны, на вершине г.Нарын

4

Алан. Поселение Хэнгэрэгтэ.

палеолит-неолит

№ 337

В 4,6 км на севере-запад от западной окраины с.Алан на склоне горы и подгорном шлейфе южной экспозиции.

5

Алан. Могильник Хэнгэрэгтэ.

II-I тыс.до н.э.

№ 337

В 4,6 км на севере-запад от западной окраины с.Алан на склоне горы и подгорном шлейфе южной экспозиции.

6

Алан. Поселение Хэнгэр-Тын (Скальная)

средний палеолит

№ 337

В 3,7 км северо-северо-западнее от западной окраины с.Алан на высоко расположенной площадке и на склоне горы южной экспозиции

7

Алан. Поселение Хэнгэр-Тын 1

палеолит - неолит

№ 337

В 3,5 км северо-северо-западнее от западной окраины с.Алан на присклоновом шлейфе южной экспозиции

8

Алан. Поселение Хэнгэр-Тын 2

средний-верхний палеолит

№ 337

В 4 км северо-северо-западнее от западной окраины с.Алан на склоне горы и присклоновом шлейфе южной экспозиции

9

Алан. Поселение Хэнгэр-Тын 3


верхний палеолит

№ 337

В 4,2 км северо-западнее западной окраины с.Алан на присклоновом шлейфе южной экспозиции

10

Алан. Могильник Хэнгэр-Тын


II-I тыс.до н.э.

№ 337

В 3,5 км северо-северо-западнее от западной окраины с.Алан на на присклоновом шлейфе южной экспозиции

11

Алан. Наскальные рисунки Барун-Алан (Аланские писаницы)

I тыс.до н.э.

№ 337

В 6 км северо-западнее западной окраины с.Алан на массивных скальных поверхностях южной экспозиции в средней части скалы на уровне 1,5 м от современной поверхности и до 2,5 м

12

Алан. Ритуально-могильный комплекс Барун-Алан

I тыс.до н.э.

№ 337

В 6 км северо-западнее западной окраины с.Алан возле массивных скальных останцев с южной стороны у подножия скалы с рисунками на плоской площадке

13

Алан. Стоянка «Святилище»


верхний палеолит- железный век

№ 337

В 4,2 км северо-западнее от западной окраины с. Алан под скальным уступом

14

Историко-культурный комплекс «Семь куч»


Выявленный объект

15

Многослойная стоянка Барун-Алан 1 – Центральный участок


Выявленный объект

16

Палеолитическая стоянка Барун-Алан 1 – Нижний участок


Выявленный объект

17

Плиточный могильник Хэнгэрэктэ 2


Выявленный объект

18

Наскальные рисунки в местности Хэнгэрэктэ


Выявленный объект

19

Кольцевая каменная кладка в местности Хэнгэрэктэ


Выявленный объект

20

Плиточный могильник Хэнгэрэктэ


Выявленный объект

21

Стоянка Додо-Она (Посход Хунды)


Выявленный объект


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Сагаан Уула

Слайд 3

Хухэ Шулуун

Слайд 4

р. Она

Слайд 5

Хэнгэрэгтэ

Слайд 6

Хорой Шулуун

Слайд 8

Улаан хада ( Будлан ), Шанда булаг

Слайд 9

гора Сапун ( Худакта )

Слайд 10

Анинский дацан

Слайд 11

Цогчен дуган

Слайд 12

Дуган Зеленой Тары


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публикации моих учеников

Автор: Якушина Елена1.Презентация "Ты можешь спасти нашу планету!"  может использоваться на уроках с ИКТ (УМК Биболетова М.З)2.Сочинение для конкурса "Наша страна-наше наследие"Автор: Тимохина Ек...

Публикации моих учеников

Всероссийская выставка «Юннат»По результатам областного конкурса «Юннат», Келлер Наташа ученица 10 класса, является победителем в номинации «Фермерское хозяйство», вместе с учителем биологии Евг...

Публикации моих учеников

Страшные напитки - газированная вода разных видов....

Публикации моих учеников

Наши  благодарности за конкурс"Салют Победа"...

Публикации моих учеников

Презентация  страны мира...

Публикации моих учеников

Социальный проект "Возрождение родника"...

Публикации моих учеников

проект "Вездесущая симметрия"...