Исследовательская работа_"В моменте".
проект по краеведению (11 класс)

Оксимец Наталия Сергеевна

Исследовательская работа_В моменте (муниципальный этап Всероссийского туристско-краеведческого движения "Отечество"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Исследовательская краеведческая работа

в номинации «Великая  Отечественная война»

Тема: «В моменте…»

Выполнила: ученица 11 класса

МКОУ «СОШ № 8» Хасикова А.И.

Руководитель: учитель истории и обществознания

МКОУ «СОШ № 8»  Оксимец Н.С.

         

                                                         с.Русское 2023 г.

СОДЕРЖАНИЕ

1.Введение.

2.Самые известные фотографии.

2.1  «Жители Москвы услышали о том, что началась война/ Евгений Халдей/».

 2.2 «Комбат» /Максим Альперт/.

 2.3 Фонтан «Детский хоровод» или «Танцующие дети»/ Эммануил Евзерихин/.

 2.4 Брест «Я умираю, но не сдаюсь».

 2.5 Знамя победы над Рейхстагом(1945)/ Евгений Халдей/

3. Война это тоже жизнь…

3.1 Новый год – он и на войне Новый год.

3.2 Культурный фронт.

3.3 В перерыве между боями.

3.4 Качели войны.

3.5 У любви нет преград.

4. Самые впечатляющие фотографии.

         4.1 Русский разведчик смеется перед расстрелом.

         4.2 Том библии спас жизнь солдату.

         4.3 Немецкие военнопленные смотрят фильм о холокосте.

         4.4 За мгновение…

5. ВОВ и наши дни.

         5.1 Братья Газдановы.

         5.2 Братья Лысенко.

         5.3 «Смена растет» Иван Куртов.

6. Заключение.

  1. ВВЕДЕНИЕ.

Всё дальше от нас годы войны. Сегодня сидят за партами правнуки тех, кто воевал, кто отдал свои жизни за мир, за свободу, за то, чтобы мы счастливо жили на земле. Совсем недавно наш народ отметил святой и светлый праздник - 77-летие Великой Победы над фашистской Германией в Великой Отечественной войне. Годы Великой Отечественной войны не должны уйти в забвение. Никогда!

Война – это самое ужасное, что могло придумать человечество. Это то, что приносит горе, смерть и разрушения. Великая Отечественная война 1941-1945 годов стала самой трагичной в мировой истории. Ее назвали Великой Отечественной не только потому, что на защиту Родины встал весь советский народ от мала до велика, воюя на фронте или работая, но и потому, что она унесла жизни более двадцати шести миллионов жителей нашей страны.

Наше поколение, по большей части узнает о событиях войны из книг, архивов, кинематографа, из рассказов взрослых, еще реже из воспоминаний очевидцев, которых, к сожалению не щадит время. Но почему-то мы не уделяем должного внимания фотографиям, которые были сделаны в годы войны. Ведь на фронте были не только солдаты, но и люди, которые стремились запечатлеть  историю, такой, какая она есть, без прикрас. Чтобы мы знали, чтобы помнили!

 Я хочу рассказать о фотографиях, которые были сделаны в годы войны. Которые сохранили для нас всего лишь мгновение, которые стали известны всему миру, и которые возможно мало, кто видел. Ведь война это не только поле боя, смерть, страх. Война это еще и такая жизнь.

Из тысяч фотокорреспондентов Второй мировой войны именно советские фотографы оставили самые пронзительные свидетельства войны. Зачастую они рисковали жизнью, чтобы запечатлеть уникальные будни войны. Но, к сожалению, до сих пор многие имена фронтовых фотографов остаются неизвестными.

В каждой семье с трепетом относятся к фотографиям, на которых изображены дорогие нам люди. Это история их жизни, а из тысячи таких историй складывается история всей страны. Даже если эта история состоит из моментов.

Глядя на пожелтевшие снимки, можно узнать много о фронтовой жизни людей, почувствовать горячее дыхание войны и связь с прошлым. Фотография – это ниточка, связывающее прошлое и настоящее. Фотография – это память.

Тема моей исследовательской работы очень  актуальна в наши дни, когда забывается, откровенно переписывается  история нашей страны, принижаются достижения наших предков. Я считаю, что эта тема, связанная с военными фотографиями очень интересна. Глядя на фотографию можно перенестись в то время, когда она была снята, прочувствовать момент. А фотографии военных лет могут еще рассказать о том, что когда-то происходило на земле, где мы сейчас с вами живем, они очень ценны для всех нас. Работая над своим проектом, я изучила большое количество снимков времен ВОВ, информации о них.  И сегодня хочу поделиться, хотя бы малой частью этих удивительных моментов истории, оставивших неизгладимый след в моей душе.

Проблема: О чём может рассказать фотография?

Цель проекта: сохранение преемственности поколений.

Задачи исследовательской работы:

1. Собрать фотографии Великой Отечественной войны.

2. Познакомиться с сохранившимися фотографиями и их историей;

3. Материалы исследовательской работы использовать на внеклассных занятиях по патриотическому воспитанию и краеведению.

  1. САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ ФОТОГРАФИИ.

 Среди многочисленных снимков времен ВОВ есть такие, которые хотя бы раз, наверное, видел каждый. Но зачастую мы настолько к ним привыкли, что не задумываемся, что стоит за этим снимком.

2.1  «Жители Москвы услышали о том, что началась война/ Евгений Халдей/» (Приложение 1)

22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Люди на фотографии слушают по радио историческую речь наркома Вячеслава Молотова: «…Сегодня, в 4 часа утра, без объявления войны германские войска напали на нашу страну». Эта историческая фотография отражает первый день огромной трагедии, и её автор смог передать это на своем снимке. Мы как будто слышим эти страшные слова и видим, как оно действует на слушателей. Складывается впечатление, что они смотрят на небо и уповают на Божью помощь в надвигающейся неизвестности.

2.2 «Комбат» /Максим Альперт/. (Приложение 2)

Фото командира, с пистолетом “ТТ” в руке зовущего солдат в атаку, без преувеличения известно всем. Оно украсило обложки нескольких американских журналов, и даже появилось в 1985 году… на почтовой марке Республики Конго. Говорят, увидев фотографию, Сталин сразу захотел представить героя к награде, однако “комбата” не удалось найти. Поразительно, но имя офицера с этого снимка долго оставалось неизвестным. Фотография названа «Комбат» автором фотографии по ошибке. Он решил сделать пару снимков командира и тут же осколок снаряда разбил камеру. Фотограф решил, что кадры испорчены, и не стал записывать имя человека, которого он сфотографировал. Позже, проявляя пленку, он увидел, что снимки получились превосходными. Фотограф вспомнил, как слышал в том бою, что по рядам передали «Комбата убили» и решил, что он сфотографировал именно его. Только после того, как фотография получила мировую известность под названием «Комбат», была установлена личность героя на снимке: это Младший политрук Алексей Гордеевич Еременко. Он  погиб через несколько секунд после того, как был сделан снимок.

2.3 Фонтан «Детский хоровод» или «Танцующие дети»/ Эммануил Евзерихин/ (Приложение 3).

Незадолго до Великой Отечественной войны во многих городах СССР были установлены фонтаны «Детский хоровод». Такой фонтан находился и на привокзальной площади довоенного Сталинграда. Он стоял бы и дальше, радуя ребятишек, если бы не война и одна из самых страшных её страниц Сталинградская битва. Фонтан в Сталинграде получил всемирную известность благодаря знаменитому фотоснимку советского фотографа, запечатлевшего полуразрушенный фонтан «Детский хоровод» 23 августа 1942 г. сразу после авианалета фашистской авиации. Снимок стал символом Сталинградской трагедии. Разрушенный фонтан попал в газеты и кинохронику, в художественные кинофильмы, а в наше время - в компьютерные игры.

2.4 Брест «Я умираю, но не сдаюсь» (Приложение 4).

Брестская крепость первой приняла на себя удар врага в 1941 году. Несмотря на неожиданное нападение и  превосходящие силы противника, красноармейцы смогли организовать оборону. Быстро взять крепость фашистам не удалось. В ходе обороны Брестской крепости 20 июля 1941 года на одной из кирпичных стен была сделана надпись «Я умираю, но не сдаюсь! Прощай, Родина». Чуть ниже было зафиксировано слово «Умира…». Судя по всему, последние силы оставили бойца. Слова были нацарапаны, вероятно, штыком на стене казармы. Автором надписи считается рядовой Федор Рябов. Брестская крепость это олицетворение стойкости, мужества, героизма и в то же время боли и скорби сегодняшних поколений о погибших в Великой войне.

2.5 Знамя победы над Рейхстагом(1945)/ Евгений Халдей/ (приложение 5).

30 апреля 1945 года советские воины водрузили Знамя Победы над Рейхстагом. Снимок Евгения Халдея «Знамя Победы над Рейхстагом» в Советском Союзе стал символом победы над фашистской Германией. Однако, мало кто знает, что на самом деле фотография была постановочной – автор сделал снимок лишь на следующий день после реального водружения флага, когда бой немного поутих.

3. ВОЙНА-ЭТО ТОЖЕ ЖИЗНЬ… Но война это не только обстрелы, смерть, и боль. Война, это еще и такая жизнь. И люди жили, верили, мечтали, любили. Как могли, среди ужасов войны пытались сохранить в себе человечность. Кто знает, может именно это и помогало им жить, в таких нечеловеческих для жизни обстоятельствах.

3.1 Новый год – он и на войне Новый год. (Бойцы Ленинградского фронта получают новогоднюю елку. 29 декабря 1942 г. Фото: Елена Эварт / Архив музея школы № 238. Публикация: Российская газета) (приложение 6). Какой же праздник без нарядной ёлочки, Деда Мороза и Снегурочки? В гильзу от 37-миллиметрового снаряда зенитчики установили карликовую берёзку, нарядили её обёртками от консервов из праздничного «пайка». На верхушку «ёлочки» водрузили конфету в яркой обёртке. На праздничном столе красовались банки с консервированной колбасой, американской тушёнкой, кусковой сахар и фляжка со спиртом. А сказочных персонажей Нового года — Деда Мороза и Снегурочку — слепили из снега. Благо недостатка снега зимой в Заполярье не ощущается — сугробы выше пояса. Так вспоминает свой новый год  боец Карельского фронта.

3.2  Культурный фронт (приложение 7). Наверняка многие помнят эту фразу из прекрасного фильма «В бой идут одни «старики», произнесённую командиром эскадрильи по прозвищу «Маэстро» в исполнении актёра Леонида Быкова. Даже в дни, когда захватчики стояли под Москвой, в Сталинграде, на Кавказе… поэты и композиторы создавали вдохновляющие песни, режиссёры — оптимистические фильмы, художники — боевые плакаты. В действующей армии давали концерты фронтовые бригады артистов, кинодокументалисты снимали кинолетопись войны на передовой и в тылу. Где бы ни находились части Красной Армии и Военно-Морского Флота, артисты разделяли с бойцами все трудности фронтовой жизни. Концерты давались в полях и лесах, в госпиталях и на аэродромах.

3.3. В перерыве между боями (приложение 8). Мы много знаем о важной роли животных на фронте, ведь они выполняли боевые задачи, рисковали жизнью и несли все тяготы войны наравне с бойцами. Но не стоит забывать и просто о любимцах, которых подбирали в разрушенных селах, подкармливали и просто любили.  А они  лечили искалеченные души и не давали забыть солдату, что он в первую очередь человек. На снимке советский летчик Виктор Попов кормит голубей. Во время Советско-финской войны он потерял кисть руки, но продолжил воевать. К концу Великой Отечественной Попов совершил 149 боевых вылетов, лично сбил 7 самолетов противника и 5 – в группе.

3.4 Качели войны (приложение 9). А еще война, это чье-то детство. Полуголодное, босое, иногда страшное или трагическое, но все-таки детство. Тысячи ребят рождались, росли и взрослели среди войны. Вопреки войне. Война стала частью их жизни, такой нормальной и привычной «ненормальностью». Дети войны... Они хлебнули горя полной чашей, может быть, слишком большой для маленького человека. Но ребёнок всегда хочет играть, вот такие качели увидел фотограф Гаврилов весной 1944 года в освобождённой Николаевской области. Мальчик качается на качелях, подвешенных на дуло брошенного немцами орудия. Рядом девочка с маленьким ребенком на коленях. Остаётся только гадать, жив ли кто-нибудь из их родственников или вот этой девочке пришлось взять заботу обо всех. Но мальчик всё равно улыбается фотографу и рад, что его снимают. Это фотография получила название "Качели войны".

3.5 У любви нет преград (приложение 10). Но война не стала и препятствием для настоящих чувств. Именно здесь зачастую зарождалась настоящая любовь, а вера и поддержка помогала пережить все ужасы войны. Война войной, а свадьбы по расписанию. Во время войны ЗАГСы не прекращали свою работу - регистрация брака, рождение детей - все шло своим чередом. В 1940 году в целом по стране было сыграно около миллиона свадеб. В 1941 году их было уже 610 тысяч, причем большинство из них пришлось на июнь месяц - мужчины, перед отправкой на фронт, массово заключали браки с любимыми. Даже в осажденном Ленинграде регистрировались браки. В голод и разруху люди думали не только о выживании, но и о любви.
Браки заключались и вне ЗАГСов - на полях боев, в партизанских отрядах, немецких управах, комендатурах и церквях. Например в партизанских отрядах молодоженов "расписывал" командир. За годы войны количество браков значительно снизилось, так как большинство мужчин ушли на фронт. Но уже в 1945-м году по стране было сыграно более миллиона свадеб - мужчины вернулись, женщины дождались...

4. САМЫЕ ВПЕЧАТЛЯЮЩИЕ ФОТОГРАФИИ.  Работая над проектом, мне пришлось столкнуться с поистине впечатляющими фотографиями. Порой их авторами были не фотографы и имена их никогда уже не станут известными. Но эти моменты человеческой жизни затрагивают самые потаенные струны души. Увидев их однажды, никогда уже не забудешь.

4.1.  Русский разведчик смеется перед расстрелом (приложение 11).Фото было сделано в заснеженном лесу Восточной Карелии в ноябре 1942 года, но впервые обнародовано министерством обороны Финляндии лишь в 2006 году. Во время Второй мировой войны оно было засекречено, так как финское правительство боялось, что фото может быть использовано на благо советской пропаганды. Неизвестный советский разведчик, пойманный финскими военными, знает, что через несколько секунд офицер нажмёт на спусковой крючок и застрелит его. Но почему-то, по какой-то необъяснимой причине он просто улыбается в камеру. Просто этот неизвестный боец знал, что за правду умирать не страшно, страшно жить рабом.

4.2  Том библии спас жизнь солдату (приложение 12). Победа в войне далась нашей армии нелегко. Большую роль в этом сыграл героизм народа, самоотверженность и боевой дух. В годы войны поменялось отношение властей к религии. Вера в Бога морально поддерживала людей в тылу и на фронте. И порой вера давала вполне материальную защиту. На снимке томик Библии, спасший жизнь верующего солдата, во время Великой Отечественной войны. Пуля прошила половину Книги  и застряла прямо посреди Псалма 90 рядом со строками: «упадут у тебя тысяча и десять тысяч одесную тебя, но к тебе не приблизится».

4.3 Немецкие военнопленные смотрят фильм о холокосте (приложение 13).После побед на полях сражений перед союзниками встала не менее сложная задача — искоренить нацистскую идеологию. Решалась она методом денацификации. Более 11 миллионов немцев оказались в статусе военнопленных. Администрация лагерей считала кино важным инструментом перевоспитания и пропаганды. После освобождения заключенным были показаны фильмы о зверствах во время холокоста, которые вызвали у некоторых из них шок, гнев и недоверие. Однако многие восприняли фильм, как факты – после обязательного просмотра фильма о злодеяниях около тысячи пленников лагеря Батнер демонстративно сожгли свою немецкую форму.

4.4.  За мгновение… (приложение 14).Помните фотографию смеющегося перед расстрелом разведчика? Вот еще одна похожая по смыслу фотография, но совсем другое эмоциональное содержание. Снимок так же сделан не профессиональным фотографом, который запечатлел последнее мгновение перед казнью. На снимке так же палач и его жертвы, но… Здесь уже совсем другой подвиг, подвиг материнского сердца.

Это июль 41-го.Вот просто попробуйте представить как это было.
Хотя бы на секунду поставьте себя на место матери.
Что она говорила своей дочери в эти последние минуты? Успокаивала? Извинялась за что-то? Обещала, что сейчас это все закончится, а дядя шутит? Говорила, что любит и будет любить всегда? Плакала? А что ребенок, дочка? Спрашивала, за что дядя их хочет убить?

За каждой фотографией, за каждым кадром - всегда реальные люди. Их жизнь и смерть. Но здесь больше. Здесь боль страны. Здесь, правда, о нашей войне. Правда о том, как нам далась Победа. Мы не знаем, как их звали. Мать и дочь. Не знаем, где они похоронены. Да и похоронены ли?
Но мы их помним. А если забудем, значит все было зря.
Значит, мы всё же проиграли войну…

Поэтому особенно важно помнить, сохранять и передавать память о событиях тех страшных дней будущим поколениям.

5. ВОВ и наши дни.

5.1 Братья Газдановы (приложение 14).Наверное нет такого человека, кто не знал бы трагическую историю братьев Газдановых из небольшого осетинского села. Семеро братьев отправились на фронт и все погибли, борясь с фашистскими захватчиком. Мать не справилась с горем и умерла после третьей похоронки. Отец умер от разрыва сердца, увидев старейшин с седьмой похоронкой в руках. История семьи Газдановых потрясла жителей республики. Семерым братьям, отдавшим жизнь за Родину на фронтах войны, решено было поставить памятник, по мотивам стихотворения Расула Гамзатова «Журавли».Еще одна печальная страница войны.

5.2 Братья Лысенко (приложение 15). Но мало кто знает абсолютно противоположенную историю в другой советской семье времен ВОВ, семье Лысенко. Мать с отцом воспитали и провели  сквозь голод и болезни живыми 10 сыновей и 5 дочерей. Когда время пришло, то ушли на войну из материнской хаты все десять сыновей. Все… И все 10 из них благополучно вернулись на родину. Вразнобой, правда, кто без ноги, кто на носилках, но все десять братьев Лысенко. Односельчане всем миром поставили большой бронзовый памятник простой крестьянке, вырастившей  и дождавшейся десятерых солдат.

5.3 «Смена растет» Иван Куртов (приложение 16).Один раз увидишь этот снимок и не забудешь никогда. Это ставшее уже классическим фото, одно мгновение из жизни настоящего человека – Анатолия Леопольдовича Голимбиевского. Ветерану Великой Отечественной войны отдают честь курсанты Нахимовского училища. Снимок сделан в 1989 году.  Фотография получила приз «Золотой глаз» в номинации «Повседневная жизнь». Безногий краснофлотец излучал такое жизнелюбие, что сумел завоевать и взять в жены старшую медсестру – грузинку по имени Мирца. Сильный, волевой, многогранный и жизнерадостный был человек. Анатолий Леопольдович Голимбиевский прожил до 80 лет, всех вокруг заряжая своим жизнелюбием и оптимизмом.

6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Душевная рана, которая осталась у каждого от войны, была неизлечима. В душе навсегда остались горькие воспоминания. Я очень горжусь боевыми подвигами наших солдат в борьбе с фашистами! Я никогда не забуду, какой ценой «завоевано счастье», потому, что  работая над данным проектом, я смогла «сердцем прикоснуться к подвигу».

Пусть молчат фотографии, память которых запечатлели лишь в моменте, но не молчит память, которая передается из поколения в поколение в истории нашей страны. И хочется закончить свою исследовательскую работу следующим стихотворением, Мельникова АндреЯ СтефановичА

Сколько лет уж прошло, с той поры,

Как горела земля под ногами,

Многих нет ветеранов войны,

Но, мы помним о них, они с нами.

И, листая альбомы в семье,

 Вдруг заметит нечаянно кто-то,

 Притаилась война в уголке,

В пожелтевшем от времени фото.

С фотографий с улыбкой глядят,

 Те, кто жизни своей не щадил,

В тех далёких жестоких боях,

 От фашистов страну защитил.

Не померкнет их слава в сердцах.

 Укрепляется память с годами,

 У народа жить будет в веках,

 Тот, кто бился жестоко с врагами…


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ВЫПОЛНИЛА:ученица 11 класса МКОУ «СОШ № 8» Хасикова Алана РУКОВОДИТЕЛЬ: учитель истории и обществознания МКОУ «СОШ № 8» Оксимец Н.С. 2023 год ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «В МОМЕНТЕ….»

Слайд 2

Жители Москвы услышали о том, что началась война/ Евгений Халдей/

Слайд 3

Комбат» /Максим Альперт /.

Слайд 4

Знамя победы над Рейхстагом(1945) /Евгений Халдей/.

Слайд 5

«Культурный фронт» музыкальный концерт в окопе

Слайд 6

«В пере-рыве между боями»

Слайд 7

«Качели войны» Гаврилов

Слайд 8

Смеясь смерти в лицо…

Слайд 9

Немецкие военнопленные смотрят фильм о холокосте 1945 г.

Слайд 10

«За мгновение….»

Слайд 12

Братья Лысенко

Слайд 13

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в процесс изучения дисциплин естественно-математического цикла Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в проце

В любой образовательной системе особое место занимает контроль – отслеживание усвоения знаний и мониторинг качества обучения. Внедрение новых образовательных и информационных технологий в учебны...

Исследовательская работа Исследовательская работа на тему: «Метод проектов в моей работе»

в данном материале изложены результаты применения учителем в своей работе одного из методов современных технологий обучения во внеклассной работе - метод  проектов...

некоторые психолого-педагогические моменты обучения и краткое содержание научно-исследовательской работы выполненной учениками 6 класса

Некоторые психолого-педагогические моменты  обучения и  краткое содержание   научно-исследовательской работы  выполненной учениками 6 класса:   изучение  площад...

Содержание исследовательской работы или Оглавление исследовательской работы

Содержание исследовательской работы или Оглавление исследовательской работы включает название глав и параграфов, которые точно соответствуют заголовкам в тексте проекта....

Научно-исследовательская работа позволяет каждому школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Дело учителя – создать и поддержать творческую атмосферу в этой работе. Научно-исследовательская деятельност

Научно-исследовательская работа позволяет каждому школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Дело учителя – создать и поддержать творческую ...

Краеведение как направление поисковой и исследовательской работы обучающихся в урочной и внеурочной деятельности/ Методические рекомендации (для участия, организации и проведения поисковой и исследовательской работы обучающихся)

Целью данных методических рекомендаций является организация исследовательской работы обучающихся в области краеведения в урочной и внеурочной деятельности.Для этого необходимо решить следующие задачи:...