Экскурсия Казахские ювелирные украшения
план-конспект занятия по краеведению (6 класс)
Материал экскурсии "Какахские ювелирные украшения" будет полезен руководителям школьных музеев, педагогам дополнительного образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Казахские ювелирные украшения | 21.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Экскурсия «Казахские ювелирные украшения»
Составитель Мурзалина М.С., педагог дополнительного образования МБОУ «Буранчинская ООШ» Беляевского района Оренбургской области
- Ювелирные украшения казахи изготавливали с древнейших времен. Ювелир по-казахски зергер. Основной продукцией зергеров были женские украшения из серебра – по - казахски кумс. Почему выбор пал на серебро? Он обладает ковкостью, пластичностью и целебными свойствами. Сейчас модны всякие колокольчики, бубенчики, обычно вывешиваемые у дверей, звон которых очищает помещение и благотворно влияет на психику людей. А ведь подобные звуки звучали в Степи испокон веков.
-Их издавали шолпы (накосное украшение), шашбау (височное, накосное украшение) - своеобразные металлические подвески для кос молоденьких девушек. Они выполнялись из серебряных монеток, соединенных между собой колечками и чередующихся ажурными украшениями с различными камнями: кораллами, сердоликом, горным хрусталем, малахитом, бирюзой, издающими при ходьбе приятный и мелодичный звон. Шашбау также изготовляли в виде металлических подвесок различной формы, соединенных цепочками.
(девочка демонстрирует шашбау)
-В верхней части шолпы имелись цветные ленточки, вплетаемые в косы. При движении монеток, подвески, цепочки издавали шум и звон, отгонявшие злых духов и очищающие окружающее пространство. У девушки, согласно казахской поговорке, судьба подобна тонкому волоску, поэтому накосные украшения, как и амулеты, были магическими оберегами.
- Украшения для кос были деталью девичьего костюма; молодые женщины после замужества еще носили их под головным убором, но потом снимали. Некоторые из них передавали свои накосные украшения младшим сестрам или дарили во время свадьбы девушкам из семьи мужа, или же хранили для подрастающих дочерей.
- Неотъемлемую часть комплекта женских ювелирных украшений составляют серьги. В прошлом сватали невесту в 9-12 лет. При сговоре ей обязательно дарили серьги. Серьги в ушах - значит девочка на выданье, и наоборот, незавидна была судьба девушки без серег.
-Сережка состояла из двух элементов: дужки, похожей на полумесяц и нижней части с драгоценными камнями - «солнца». Такая символика была важна для древнего человека как объединение двух энергий. К тому же момент вдевания серег соединял два начала: мужского (серьги) и женского (мочки уха).
- В нашем селе во время сватовства этот обычай соблюдается.У казашек наибольшей популярностью пользовались серьги в форме полумесяца – ай сырға, шұжық сырға, а также шығыршық сырға – проволочные серьги различной конфигурации.
(показ проволочных сережек из экспозиции,демонстрация различных сережек)
- Ношение серег считалось полезным. Старинные серьги были тяжелы и оттягивали мочки, массируя дужкой очень важные точки, связанные с нервной системой.
- Серебряные украшения сопровождали девушку на протяжении всей жизни с раннего детства. Если девочки с 8 -9 лет носили тоненькие плоские браслеты, маленькие сережки, то с 11-13 лет (кыз бала) им полагались уже накосные украшения. В 15–16 лет девушки, которых называли бой жеткен кыз – то есть «на выданье» в праздники надевали полный комплект серебряных украшений: накосные украшения, серьги, нагрудные украшения, браслеты и кольца.
(демонстрация украшений: серег, различных браслетов)
- Главная их функция украшений – оберегать хозяйку от сглаза, порчи. С этой целью в украшения вставлялись камни зачастую красного цвета: рубины, кораллы, сердолик. Разнообразные оттенки сердолика издавна снискали симпатию у казахских зергеров. Сердолик ценили и за его целебные свойства. По народным поверьям, этот камень приносил в дом счастье, оберегал семейный очаг и заряжал человека положительной энергетикой.
- В нашем музее имеются плоские браслеты – блезик из серебра с растительным орнаментом, которое олицетворяет плодородие. Они бывают круглые в сечении – жумыр-блезик, браслеты с расширяющейся центральной частью – сағат білезік, похожие на часы, массивные и легкие, широкие и узкие, цельные и из отдельных частей, в комплекте с кольцами. Серебряные браслеты также полезны - они прикрывали пульсовые точки на запястье. Когда грудной ребенок начнет улыбаться, на руку надевался браслетик от сглаза көзмоншақ из стеклянных бусинок в форме глаза.
(демонстрация различных браслетов, в т.ч. козмоншак)
- Молодая женщина после свадьбы навещала родственников мужа, так ей было положено дарить украшения. После рождения ребенка через 40 дней проводился обряд «Кыркыдан шыгару», когда ребенка купали, стригли впервые утробные волосы, ногти, а в воду обязательно клали серебряные монеты и кольца, которые после обряда дарили женщинам. В нашем селе остался обычай раздавать монеты, которые использовали при купании ребенка.
- Почти скульптурной выразительностью форм отличаются литые застежки – қапсырма, выполненные в виде стилизованных голов баранов и грифонов. Более разнообразными были капсырма для женской одежды, как по форме, так и по исполнению, с драгоценными камнями и без них, но обязательно с орнаментом и в основном из серебра. Располагались они на камзоле в районе пупка, где имеется другой энергетический центр.
( демонстрация капсырма)
- В начале XX века широкое распространение получили амулетницы – тұмарша и қолтықша, треугольной и прямоугольной форм. В основной фигуре амулета имелась выемка, куда вставляли «дуга» - написанные на бумаге, вышитые на материале молитвы, заклинания или щепотку родной земли, полыни и т.д. Талисман освящался баксы, ныне муллой, и носился на груди.
(демонстрация тумара)
-Амулеты (тумарша) изготовлялись из различных материалов (кожи, кости, дерева, металла и пр.) как для детей, так и для взрослых. Если для малышей обереги предназначались, прежде всего, от сглаза и болезней, то для взрослых они различались по цели использования: для путешественника, для воина, от болезней, для любви, удачи. Для детей старались делать амулеты поярче - так «отвлекались» взгляды людей.
- Закат серебряного века казахских ювелиров пришелся на время правления Голощекина с его конфискацией золота.. и серебряных украшений у казахов.
- Конечно, в наше время возрождаются народные промыслы, но серебряный век ювелиров ушел в прошлое. Сегодня, к сожалению, мы носим украшения из других стран... нивелированные.
-Но знание истории ювелирного дела позволит нам чтить обычаи и традиции казахов, которые сумели бережно сохранить наши бабушки и дедушки.
- Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по ИЗО 6 класс "Ювелирные украшения Древнего Египта"
Презентация к уроку ИЗО в 6 классе по программе Шпикаловой Т.Я...
презентация занятия "Украшение головных уборов казахских и русских костюмов"
презентация занятия "Украшение головных уборов казахских и русских костюмов"...
конспект занятия "Украшение головных уборов казахских и русских костюмов"
конспект занятия "Украшение головных уборов казахских и русских костюмов"...
Контроль качества и экспертиза ювелирных товаров. Торговая сеть «Адамас»
Рабовладельческая демократия в АфинахПриложение 4 процесі вивчення питань з предмету „Економіка і планування виробництва” і приобретенных знаний и пополнением их в процессе практического решения Глав...
Развитие ювелирного дела в России в период правления Романовых.
Тема: Развитие ювелирного дела в России в период правления Романовых (2ноября) Цель: познакомить обучающихся с историей развития династии Романовых, периодом ...
Внеклассное мероприятие «Виртуальная «бродилка» (экскурсия) в кладовые музея истории камнерезного и ювелирного искусства города Екатеринбурга».
Отчет 7 классапо проекту «Экономическое, социальное и культурно-историческое наследие Среднего Урала и регионов Франции».Цель: приобщение учащихся к изучению своего края и регионов Франции посредством...
Ювелирные украшения татарского народа.
Мы живём в многонациональной республике. Среди нас есть и татары, и русские, и украинцы, и чуваши. Каждый из нас гордится родным языком и историей....