Главное – не стареть сердцем…
статья по краеведению
Селенгинская земля по праву гордится своими высококлассными педагогами, но сегодня хотелось бы сказать о тех, кто вот уже полвека дарит своим ученикам свою любовь, тепло и, конечно же, прочные знания, о тех, кто весь свой талант, труд отдали становлению и развитию образования в нашем районе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_o_veterane_pedagogicheskogo_truda.docx | 17.34 КБ |
Предварительный просмотр:
«Главное – не стареть сердцем…»
(статья о ветеране педагогического труда МБОУ ВСОШ №2 Ринчиновой В.Ц.)
Селенгинская земля по праву гордится своими высококлассными педагогами, но сегодня хотелось бы сказать о тех, кто вот уже полвека дарит своим ученикам свою любовь, тепло и, конечно же, прочные знания, о тех, кто весь свой талант, труд отдали становлению и развитию образования в нашем районе, о тех, кто по праву может сказать:
Нет, мы не существуем, мы живём,
И наше сердце не устанет биться.
И беспокойный барабанщик бьёт подъём.
И вечный бой, покой нам только снится!
Сегодня мы будем говорить об Учителе с большой буквы, о ветеране педагогического труда, человеке неиссякаемой энергии и широкой души Ринчиновой Валентине Цыденовне.
Вся жизнь и педагогическая деятельность Валентины Цыденовны была связана с родным Селенгинским районом. Родилась в 1940 году в селе Удунга . С малых лет она познала тяжёлый физический труд: была первой помощницей матери по домашнему хозяйству, а также помогала ей ухаживать за телятами на колхозной ферме. Думается, что именно тогда была заложена в ней любовь к труду, привычка доводить дело до конца.
Училась в Верхне – Иройской начальной , затем в Селендумской средней школах. После окончания школы по комсомольской путёвке была направлена работать дояркой в совхоз «Селенгинский». Вскоре за добросовестный труд энергичная, трудолюбивая девушка была награждена Почётной грамотой райкома ВЛКСМ. Но юная Валентина мечтала о педагогической деятельности. Ещё живя в школе - интернате она представляла себя учителем: заводила «журналы»,ставила оценки, вызывала к «доске» своих «учеников» - одноклассников… Поэтому не было ничего удивительного, что девушка, проработав год в совхозе, поступила в педагогический институт им. Д.Банзарова.
Навсегда остался в памяти Валентины Цыденовны тот далёкий 1964 год, когда она переступила порог иройской средней школы, куда была направлена после окончания института учителем русского языка и литературы.
Валентина Цыденовна вспоминает: «Никогда не забуду свои первые уроки. Я тогда очень волновалась, не замечала, как летит время… На подготовку к урокам уходило много часов: читала, конспектировала, рисовала, подбирала необходимый учебный материал, старалась сделать уроки разнообразными, интересными, необычными… Ученики ценили это, старались хорошо учиться, не подводить меня ».
До сих пор учитель с теплотой и любовью вспоминает богатую и гостеприимную иройскую долину, людей, с которыми ей довелось жить и работать и, конечно, своих первых учеников. Здесь она выпустила свой первый 10 класс, здесь встретила свою любовь, вышла замуж, здесь родился первенец. Супругом Валентины Цыденовны стал учитель физики Ринчинов Валериан Дугаржапович, с которым она прожила счастливые 28 лет, вырастили и воспитали троих прекрасных детей.
Дальнейшая трудовая деятельность семьи Ринчиновых неразрывно связана с Ноехонской средней школой, где супруги проработали 18 лет.
Именно в Ноехоне во всей полноте раскрылся педагогический талант молодой учительницы. Хорошо оснащённый учебный кабинет, широкое применение дидактического и раздаточного материалов, наглядности и технических средств обучения, чёткая организация самостоятельной работы на уроках, большая работа по развитию речи учащихся позволяют учителю проводить уроки на высоком методическом уровне. Серьёзное внимание Валентина Цыденовна уделяет письменным работам учащихся, разрабатывает рекомендации по использованию газетных и журнальных материалов при написании рефератов, докладов, сочинений. Ещё работая в иройской школе, Ринчинова В.Ц. начала собирать в специальные папки статьи, очерки на самые интересные события, происходящие в стране, этюды и зарисовки о природе, литературные материалы о поэтах, писателях и просто об интересных людях. Эти папки, аккуратно пронумерованные и подписанные (их более 200 !), - свидетельство кропотливого, упорного, трудоёмкого труда учителя, верящего в силу воздействия слова на умы и сердца своих воспитанников.
Члены литературного кружка «Родник», руководимого учителем, принимали активное участие в районных и республиканских соревнованиях и занимали призовые места.
Опыт её работы был освещён в материалах VII съезда учителей Бурятской АССР. Ринчинова В.Ц. являлась активным участником педагогических чтений самых разных уровней. В 1981 году Валентина Цыденовна выступала с докладом на Всероссийской конференции учителей русского языка и литературы национальных школ.
Свою педагогическую деятельность Валентина Цыденовна успешно совмещала с общественной работой. Она являлась членом местного профсоюзного комитета, лектором общества «Знание», а также активным участником всех колхозных мероприятий.
Здесь необходимо отметить, что педагогический коллектив ноехонской школы, сплочённый, дружный, очень поддержал молодую семью Ринчиновых, стал для них практически родным. Молодые, энергичные, инициативные учителя были всегда в центре всех общественных дел колхоза: работали на зернотоке, заготавливали корма, выступали с концертами перед животноводами, устраивали спортивные соревнования, причём всё это успевали делать во внеурочное время. Именно по инициативе ноехонских учителей была создана первая в республике ученическая бригада по выращиванию ягнят...
«Счастливое было время…Время какого-то творческого подъёма, энтузиазма, когда работали, не считаясь со временем, с утра до ночи пропадали то в школе, то на полевом стане…», - с ностальгией вспоминает Валентина Цыденовна лучшие годы своей жизни.
В 1983 году Валериана Дугаржаповича, тогда уже директора ноехонской школы, пригласили работать в Селенгинское ГОРОНО и семья Ринчиновых переехала в город Гусиноозёрск. С этого времени педагогическая деятельность Валентины Цыденовны неразрывно связана с вечерней школой при исправительном учреждении. Добрая, щедрая на ласковое слово, она всегда была любимым учителем для своих оступившихся учеников, потому что в каждом из них видела, в первую очередь, Человека, помогала заблудившемуся найти правильный путь, потерявшемуся - найти себя.
Ринчинова В.Ц долгое время работала заместителем директора по УВР, а в 1999 году была назначена директором школы, в должности которой проработала более 10 лет! Как умелый руководитель учебного заведения, она создала сплочённый, творчески работающий коллектив, подняла и укрепила материально – техническую базу школы и вывела её в одну из передовых школ УФСИН России по РБ.
За многолетний, добросовестный труд Ринчинова В.Ц. отмечена многими наградами: «Отличник народного просвещения», «Заслуженный учитель РБ», нагрудным знаком «125 лет УИС», Почётными грамотами Министерства образования СССР, РБ, РУО, районной администрации…Но всё же самой большой своей наградой она считает благодарную память своих учеников, уважение и признательность учителей района.
Вся жизнь Валентины Цыденовны – ежедневное самопожертвование, в котором была и есть одна потребность – отдавать себя людям: ученикам, коллегам, друзьям, своим родным и близким.
Ветеран педагогического труда, уважаемый и мудрый наставник, любимый учитель нескольких поколений, великий труженик, душевно – богатый, добрый и щедрый человек, любящая мать, беспокойная бабушка, заботливая прабабушка, Ринчинова В.Ц. сейчас находится на заслуженном отдыхе.
От всего сердца хочется пожелать дорогой, уважаемой Валентине Цыденовне долгих лет жизни, благополучия, мира и добра в душе!
Сколько весен уже пролетело!
Этих лет уж никак не вернуть…
А для Вас основным было дело –
День за днем ребятишек учить.
Пусть в Ваш дом не заглянет ненастье,
И болезни дорог не найдут.
Мы желаем здоровья и счастья!
И спасибо за добрый Ваш труд!»
Доржиева Э.Л. учитель МБОУ ВСОШ №2 при ФКУ ИК-1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
М.Булгаков "Москва новая и старая в произведении "Собачье сердце".
Урок литературы в 9 классе. Данный урок первый при изучении повести "Собачье сердце". В ходе урока ребята познакомятся с фактами биографии М.Булгакова, определять особенности изображения Москвы в пове...
"Москва старая и новая. Булгаков и эпоха".(Первый урок по повести М. Булгакова "Собачье сердце").
Урок знакомит учащихся с фактами биографии М.Булгакова,определяет особенности изображения Москвы и его истоки в повести М.Булгакова “Собачье сердце”....
Сценарий концерта "Старые песни о главном"
Концерт,который в нашей школи организовали старшеклассники в праздничный день для учителей...
Презентация "Старая сказка о Главном"
Сказка в стихах. Героиня сказки - я....
Главное сердцем не стареть
Сценарий праздничного концерта ко Дню пожилого человека...
Главное ребята сердцем не стареть...
Лекция-концерт к 90-летнему юбилею А. Пахмутовой...
День Учителя СТАРЫЕ ПЕСНИ ДЛЯ ГЛАВНЫХ
Сценарий концерта ко Дню Учителя...