«Народное образование в Бугульминском уезде Самарской губернии в пореформенный период»
статья по краеведению (9 класс)

Земская реформа 60-х – 70-х годов XIX века была призвана решать назревшие проблемы российского общества. Одним из важнейших направлений в деятельности земств являлось развитие народного образования.  История народного образования – это неотъемлемая часть истории нашей страны. Необходимо осмыслить это духовное наследие, отобрать ценные идеи и использовать их в дальнейшей практической деятельности. 

Цель исследования:   роль Бугульминского Уездного Земства в развитии  народного образования в пореформенный период.

          Предмет исследования: 

           1.Журнал Бугульминского Уездного Земского XXIX Собрания     (от 10 сентября и 2 декабря  1893 года) и  источников государственных архивов Самарской, Оренбургской областей и Республики Татарстан.

            2. Сборник статистических сведений по Самарской губернии Т. 5: Бугульминский уезд / Самар. губерн. земство, Отд. хоз. статистики. Самара: Земская тип., 1887. 

               Задачи исследования : изучить организацию народного образования в Бугульминском уезде в пореформенный период на основании  источников государственных архивов Самарской, Оренбургской областей и Республики Татарстан.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_obrazovaniya_v_bugulminskom_zemstve4_1.docx19.12 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Нижнемактаминская средняя общеобразовательная школа №1»

Исследование

 на тему:

   «Народное образование в Бугульминском уезде Самарской губернии

в пореформенный период»

               

                                                     

                                                                             Выполнила:

Учитель истории

                                                                     Сафина Рамзия Анваровна

                                                                               

                                                                             

                                                                         

Альметьевский район  

Республика Татарстан

2024г.

Оглавление                                                                                              стр

Введение                                                                                                      3

Глава 1

1.1.  Роль  уездных земств в народном образовании.                              3

1.2.  Отношение крестьян к обучению и какие трудности возникали у детей крестьян при обучении.                                                                              4

1.3. Устройстве русско-татарской школы в деревне Альметево Бугульминского уезда  Самарской губернии                                           5

 1.4. Городские училища. Какие предметы изучали в городских          6

училищах.

1.5.  Роль меценатов в  содержании школ.                                               6                                                                                                          

1.6. Выводы                                                                                                 7

1.7.Список использованной литературы.                                                 8

 

2

Народное образование в Бугульминском уезде Самарской губернии

в пореформенный период

Введение.

Земская реформа 60-х – 70-х годов XIX века была призвана решать назревшие проблемы российского общества. Одним из важнейших направлений в деятельности земств являлось развитие народного образования.  История народного образования – это неотъемлемая часть истории нашей страны. Необходимо осмыслить это духовное наследие, отобрать ценные идеи и использовать их в дальнейшей практической деятельности.

Цель исследования:   роль Бугульминского Уездного Земства в развитии  народного образования в пореформенный период.

          Предмет исследования: 

           1.Журнал Бугульминского Уездного Земского XXIX Собрания     (от 10 сентября и 2 декабря  1893 года) и  источников государственных архивов Самарской, Оренбургской областей и Республики Татарстан.

            2. Сборник статистических сведений по Самарской губернии Т. 5: Бугульминский уезд / Самар. губерн. земство, Отд. хоз. статистики. Самара: Земская тип., 1887.

               Задачи исследования : изучить организацию народного образования в Бугульминском уезде в пореформенный период на основании  источников государственных архивов Самарской, Оренбургской областей и Республики Татарстан.

                 Глава 1.  1.1.Роль  уездных земств в народном образовании.  Введение земских учреждений в Бугульминском уезде началось 5 августа 1864 года. С самого начала заботы о народном образовании были отнесены к предметам видения уездных земств. Земства в народном образовании решали следующие вопросы: определение типа начальной школы, подготовка учителей, учебников, изыскание средств на обучение детей.

      25 ноября 1868 года в Бугульминском уезде открылось восемь земских школ для крестьянских детей  [2, д. 4, л. 5].В Бугульминском уезде Самарской губернии было 38 волостей, но грамотность была далеко не повсеместной. Спасская, Богоявленская, Добринская, Ивановская и Ново-Письмянская волости отличались наибольшим развитием грамотности.

                                                        3

Грамотность составляла в среднем 66 человек на 1000 душ обоего пола.

Мужское население этих пяти волостей - в среднем 116 грамотных на 1000 душ, а женское всего - 18. Спасская волость имела 107 человек грамотных на 1000 душ обоего пола. Успех объяснялся стараниями органов местного самоуправления, устроившего две земско-общественные школы. В то же время половина волостей уезда не имели ни одной школы. В волостях Новописьмянской и Добринской, давших 61 и 51 человек грамотных на тысячу, хотя и имелось по 2 школы, но церковно-приходских, которые явно уступали земским

 В 1870 – 1871 учебном году число школ возросло до 34. Из которых 16 было – земских, 18 - церковно-приходских. На содержание этих школ Бугульминское земство выделило 780 руб. [4, д. 2, л. 5 об.].

В 1885-1886 учебном году в Бугульминском уезде из-за финансовых проблем и в связи с оптимизацией средств осталось всего 23 народных школы: 13 земских, 1 - Министерства народного просвещения, 1 - общественная, 8 - церковно-приходских  [4, д. 2, л. 8.].

1.2. Отношение крестьян к обучению и какие трудности возникали у детей крестьян при обучении. В Бугульминском уезде четыре волости имели по две школы, 15 волостей – по 1, остальные 19 волостей были лишены возможности обучения детей. Это связано с тем, что пришкольное село в волости давало наибольшее количество учащихся, тогда как прочие селения из-за дальности расстояния могли присылать 1-2 человек или вообще никого. В учительских отчетах это обстоятельство объясняется следующим образом: «За дальностью местожительства живут в селе на квартирах. Затруднительно было посылать детей в школу в другое село даже среднезажиточному крестьянину». Существовавшие школы не могли удовлетворить потребности большинства крестьянского населения в обучении своих детей. В своем отчете о народном образовании за 1882 год Бугульминская земская управа неоднократно отмечала положительное отношение крестьян к образованию, так как в земское собрание ежегодно поступали просьбы об открытии школ в близлежащих от Бугульмы деревнях: Соколке, Петровском, Ефановке, Александровке и других. Земская управа часто отказывала крестьянам в связи с отсутствием средств для содержания школ.

Перепись крестьянских хозяйств Бугульминского уезда 1887 года свидетельствует о том, что на 42 287 крестьянских хозяйств с населением в 239.975 душ обоего пола, грамотных мужчин числилось - 646, женщин - 437, учащихся мальчиков - 902 и девочек – 163. Инородческий состав, преобладающий в Бугульминском уезде повлиял на уровень грамотности населения.                      

                                          4                                                                                                              

Распространение такого явления как келейничество в среде мордовского и чувашского населения уезда способствовало стремлению женщин к изучению грамотности, так как они по церквам и молельням исполняли обязанности причетника, наставницы, читали молельни.  

1.3. Устройстве русско-татарской школы в деревне Альметево Бугульминского  уезда Самарской губернии.  Я исследовала сборник статистических сведений по Самарской губернии  1887.  Из этих статистических сведений можно сделать вывод, что отдел народного образования Самарской губернии, уделял внимание  Бугульминскому уезду как единственному, который «расходует значительные суммы на инородческое образование». Это явление объясняется преобладанием татарского населения в уезде. Неоднократные попытки создания школ с совместным обучением православных и магометан получили толчок в 1893 году. Гласные Юсуп Халилов, Исмагил Миндубаев и Нурутдин Азаматов выступили с заявлением об устройстве русско-татарской школы в деревне Альметево. При этом расходы по устройству и содержанию просили предусмотреть за счет земства[3, д. 5, л. 2].  

В журнале  Бугульминского Уездного Земского Собрания XXIX очередного собрания   (от 28 сентября  1893 года) утверждена смета . Ассигновать на устройство русско- татарской школы 2 учителям 720 рублей, двум законоучителям по 120  рублей каждому. На наем помещения с отоплением, освещением и наем сторожа  180 рублей. На учебные пособия 50 рублей и на первоначальную обстановку школы- парты, скамейки, столы и  шкафы 130 рублей,  а всего 1200 рублей. На содержание татарских училищ (медресе) было выделено  15007 рублей  [3, д. 5, л. 2].

 В 1913 году новые инициативы гласных татар, небезразличных к судьбе своего народа, все- таки сдвинули с мертвой точки проблему совместного обучения. В этот период активную позицию занял новый прогрессивный гласный Ш. Л. Хакимов. Суть нововведения заключалась в том, что мектебе оставались прежние, но в них открывались дополнительные русско- татарские классы. Скомплектовать один класс было проще, чем ориентировать учащихся всей школы. В 1913 году было скомплектовано три подобных класса. Ш. Л. Хакимову удалось добиться повышение пособия мусульманским общественным школам уже до 6000 рублей и на очередное обследование медресе и мектебе — 500 рублей в год .

Координировал вопросы образования в уезде Училищный совет под председательством уездного предводителя дворянства в составе инспектора народных училищ, протоирея, представителей уездного собрания и городского общества. Совет решал вопросы открытия народных училищ, улучшения их состояния, обеспечения пособиями и учителями, учреждал попечителей,                                

                                          5

искоренял вредные явления. Самыми распространенными в уезде были начальные народные училища, которые имели цель воспитать религиозные и нравственные ценности и распространять первоначальные полезные знания. К ним относились училища: народные, сельские, церковно-приходские, воскресные школы. Содержались они частично из казны, в основном, от пожертвований частных лиц. Учителей для Бугульминского уезда готовили на педагогических курсах в Казани и в Самаре.

1.4. Городские училища. Какие предметы изучали в городских училищах. Ступенью выше стояли городские училища. В содержании городских училищ участвовало правительство. Они создавались одно, двух, трех и четырехклассные. Их штат состоял из законоучителя, учителя на каждый класс и заведующего. Учение в городских училищах занимало шесть лет. В одноклассном училище было три курса, в каждом курсе учились по два года. В двухклассном учились на первом курсе четыре года, на втором — два года. В трехклассном учились три курса по два года. В четырехклассном учились два курса по два года и два курса по одному году.

В Бугульминских городских училищах изучали Закон Божий, чтение и письмо, русский язык, церковно-славянское чтение, арифметику, геометрию, географию, историю и физику, черчение и рисование, пение и гимнастику. Окончившие полный курс получали право поступать без экзаменов в гимназию и реальное училище.

Первое русско-татарское одноклассное училище в уезде было открыто в Бугульме в 1909 году. Для этого потребовалось материальное и нравственное содействие благотворителя Ш. Л. Хакимова . Школа разместилась во флигеле местной мечети. Содержание школы принял на себя купец Хакимов. Из отчета инспектора уездных училищ следует: «Школа прилично обставлена всем необходимым инвентарем. Учителем приглашен молодой татарин, сдавший экзамен на звание русско-татарского учителя». До обеда дети изучали мусульманское вероучение и татарскую грамоту. После обеда - русский язык, счет и русское письмо. Занятия шли довольно успешно. Выделенные земством денежные средства распределялись попечительским советом школы. К 1916 году в уезде было создано четырнадцать русско-татарских школ с обучением детей по новой методике [3, д. 5, л. 3 об.].

1.5. Роль меценатов в  содержании школ. У Бугульминского земства не хватало средств для содержания школ. Произведенные сборы не могли обеспечить строительство школ и даже оплату труда учителей. В развитие народного образования значительный вклад внесли местные купцы – меценаты, так, на строительство школы в Бугульме пожертвовали деньги купцы И. Н. Носов, Д. А. Мордвинов и Н. Т. Шулешкин. Купец А. В. Казанцев завещал под школу свой земельный участок [4, д. 2, л. 5] . 

                                          6

Землевладельцы А. Ф. Елачич, Н. М. Микулин, В. Г. Ростовский построили на свои сбережения сельские школы .

  Купцы Бугульминского уезда несли расходы на покупку дров, керосина, книг. Их жены на безвозмездной основе помогали этим школам и обучали детей.

Одно из первых училищ в Бугульме – приходское и уездное духовное училище было построено на личные пожертвования священника Евграфа Малова. На свои средства содержал частный приют для девочек – сирот супруга предводителя уездного дворянства госпожа В. М. Шелашникова.

 1.6. Выводы. Таким образом, Бугульминское земство сыграло значительную роль в организации народного образования в уезде в конце XIX – начала XX вв. С 1869 по1871 гг. наблюдалось увеличение количества школ с преобладанием церковно-приходских. Общее количество школ составляло 34, с охватом 530 учащихся. В 1886 году в связи с решением Бугульминского земства о сокращении церковно-приходских школ, из-за неудовлетворительности качества образования в них, произошло уменьшение количества школ до 23, с общим количеством учащихся 1310. Был осуществлен больший охват учащихся, за счет оптимизации финансовых средств. Бугульминское земство так же принимало определенное участие в организации инородческого образования. В начале были организованы русско-татарские классы в мектебе, к 1916 году было создано 14 русско-татарских школ. В Бугульминском уезде Самарской губернии народное образование получило существенное развитие за счет меценатства.

 

 

        

                                                         7

Список использованной литературы.

  • Государственный архив Оренбургской области Ф. 18. Оренбургская палата государственного имущества. Оп. 5.
  • Государственный архив Самарской области Ф. 360. Дирекция народных училищ Самарской губернии. Оп. 2.
  • ГАСО Ф. 361. Инспектор народных училищ Самарской губернии 1869-1917. Оп. 1.
  • Национальный архив Республики Татарстан Ф. 231. Бугульминская уездная земская управа Самарской губернии 1879-1917. Оп. 1.
  • НА РТ Ф. 1334. Бугульминская городская дума Самарской губернии 1887-1918. Оп. 2.
  •  Журнал Бугульминского Уездного Земского XXIX   Собрания  о   (от 10 сентября и 2 декабря  1893 года) и  источников государственных архивов Самарской, Оренбургской областей и Республики Татарстан.

       7. Сборник статистических сведений по Самарской губернии Т. 5: Бугульминский уезд / Самар. губерн. земство, Отд. хоз. статистики. Самара: Земская тип., 1887. 245 с.

       8. Садчикова М. В. Профессиональная подготовка учителей в конце XIX – начале XX веков (на примере Самарской губернии) // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. № 1. Т. 18, 2012. С. 134-137

                                                           

                                                                                                                                                       

                                                     

                                                     8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-музыкальная композиция, посвящённая 160-летию образования Самарской губернии

Разработка посвящена 160-летию образования Самарской губернии. Состоит из сценария и презентации "Самарский край"....

Реализация проекта «Использование виртуальных экскурсий при изучении литературного краеведения». Научно-исследовательская работа «Дворянское воспитание в XIX веке» (по материалам архива помещиков Ковровского уезда Владимирской губернии Чихачевых)

Научно-исследовательская работа  учащейся 8 класса  «Дворянское воспитание в XIX веке» (по материалам архива помещиков  Ковровского уезда Владимирской губернии Чихачевых), написанная в ...

План проведения НОД в подготовительной к школе группе по теме «Народные промыслы Самарской губернии»

Закрепление знаний детей по  изделиям народных промыслов Самары и Самарской губернии.Закрепляем виды народного прикладного искусства (гжель, хохлома, дымковская игрушка), их характерные особеннос...

Статья "Создание коллекции этнографических кукол в национальном костюме народностей, населяющих Самарскую губернию, в условиях дополнительного образования"

Описание работы, цель создания коллекции, краткая характеристика коллектива, в котором создавалась коллекция, национальные особенности костюма народностей, населяющих Самарскую губернию...

Конспект занятия "Русский народный костюм Самарской губернии 19 века"

Национальная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры.   Одним...

Детство И.А. Бунина в Елецком уезде Орловской губернии.

Исследовательская работа, посвященная детским годам Ивана Бунина, его учебе в Елецкой гимназии....