Тайный язык подростков
проект по краеведению (9 класс)

Аскарова Альфия  Ядкаровна

На уроке родного языка мы проходили тему «Современная молодёжная речь: норма или антинорма» и меня это заинтересовала. Я решила понаблюдать над речью своих одноклассников. Проводила свою исследовательскую работу. Данная тема в наше время очень актуальная, так как речь подростков становится очень непонятной, из-за насыщенности со своими «подростковыми» словами и выражениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lysenko.rabota.docx26.96 КБ

Предварительный просмотр:

         Лысенко Ангелина  ( Лениногорск, СОШ№5 )

Научный руководитель : Аскарова  Альфия Ядкаровна

Тайный язык подростков

На уроке родного языка мы проходили тему «Современная молодёжная речь: норма или антинорма» и меня это заинтересовала. Я решила понаблюдать над речью своих одноклассников. Проводила свою исследовательскую работу. Данная тема в наше время очень актуальная, так как речь подростков становится очень непонятной, из-за насыщенности со своими «подростковыми» словами и выражениями.

Материалом исследования послужили результаты наблюдений над речью старшеклассников– слова и выражения, являющиеся жаргонизмами. Сделан опрос среди 9 -11 о причине использования жаргонизмов в их речи.

Предмет исследования – речь подростков.

Объект исследования – языковая среда ровесников.

В последние годы, старшее поколение жалуется, что речь современной молодёжи  стала не понятной. В лексику всё больше заходят слова, которые  постепенно вытесняет литературную речь. И люди старшей поколений их не понимают. Им приходится переспрашивать у детей, что они говорят, о чём рассказывают. Мы каждый день сталкиваемся с иностранными словами и сленгом, особенно это заметно в молодёжной среде.

Цель моей работы это прививать речевую культуру современных школьников .

Задачи:

  1. Выяснение причин появления сленгов среди школьников
  2. Классификация сленговых  слов и выражений школьной лексики
  3. Составление «Словаря школьных сленгов»

Гипотеза: подростки употребляют в своей речи жаргонную лексику, чтобы показать себя выше и значимее других одноклассников, самоутвердиться.

Глава 1. Выразительность языка.

Человек обладает самым ценным богатством. Это его родной язык. И нужно всегда за своей речью, то, как ты говоришь и пишешь.

Родной язык является началом, и если не будет языка, то и не будет народа. На родном языке мы пишем, читаем, говорим и думаем. Вся наша жизнь связана с родным языком.

О русском языке как языке народа писалось много. Это один из самых великих языков мира, язык, который развивался более тысячелетия, давший лучшую в мире литературу и поэзию.

Если хочешь лучше узнать человека – прислушайся к тому, как он говорит, мыслит. Понаблюдай, как он себя ведёт.

 Язык народа, это  показатель его культуры и язык отдельного человека это  показатель его личных качеств, - качеств человека, который пользуется языком народа.

Разговорная речь человека – это показатель его человеческих качеств и его культуры. И мы должны делать акцент именно на его речь, а не на манеру его поведения, так как если судить человека по манере поведения, можно делать ошибочное мнение.

А ведь бывает и так, что человек не говорит, а бросается некультурными словами.  У него свои понятия по поводу каждого слова. Когда такой человек говорит, он хочет показать, что ему все нипочем, что он выше, сильнее всех обстоятельств, умнее всех окружающих, ничего не боится.

А по правде, он потому и бросается такими выражениями и насмешливыми прозвищами на людей, так как он трус и  неуверен в себе.

1.2. Понятие «Молодежный сленг»

 Молодежный сленг – один из элементов, участвующий в процессе формирования языка,  его разнообразия и пополнения. Он является особой моделью языка. Эти слова не совсем новое явление и они возникли довольно давно. Во времена Древней Руси в городах и селах бродили и торговали коробейники (офени, как их тогда называли). На их пути им часто приходилось сталкиваться с разбойниками. Поэтому для того, чтобы защитить свой товар и денежные ценности, ими был придуман свой собственный язык. Современные лингвисты полагают, что начало жаргонов и сленгов берут свое начало с тех времен. Например, слово «клевый», которое очень часто используется среди нас, является отголоском языка офеней, то есть тех самых торговцев из времен Древней Руси. Обозначало оно тогда, примерно тоже, что и сегодня – «отлично», «здорово».

Конечно же, сленг является нелитературной формой речи. В большей мере данной разновидностью речи пользуются подростки и молодые люди в возрасте 13 — 30 лет.

Русский молодежный сленг  существует в среде учащихся, молодёжи и в отдельных, объединенных определенными интересами группах.

1.3 Школьный сленг

Нужно отметить, что школьный язык является языком возрастным, на котором разговаривал каждый из нас в учебные годы. В школьный сленг входит наименование предметов, оценок, каких-либо школьных помещений, сотрудников школы, видов учебной деятельности. Одним из распространенных способов появления новых слов школьного сленга является сокращение слова либо отсечение его части: дискач – дискотека,  днюха – день рождения, чел – молодой человек и другие. Также речь молодёжи богата словами – междометиями: «типа», «короче», «блин», «прикинь» и другие.

Школьники используют сленг, называя учебные предметы (матем, физра, литра, русяз, инглиш); оценки (пара – 2, трындяк – 3, пятак – 5); школьные помещения (тубзик, столовка); виды учебной деятельности (контроша, домашка, лабораторка).

1.4  Является ли сленг отдельным языком?

Сленг не является отдельным языком, потому что:

1) в нем нет своих правил фонетики, грамматики;

2) он отличается от общеупотребительного языка, главным образом, в лексике;

3) сленг можно употреблять только в разговорной речи, в других случаях происходит засорение общепонятного литературного языка;

4) все нужные значения человек может передать словами литературного языка.

Глава 2.

2.1 Лингвистическое исследование речи школьников

Проблема использования жаргонизмов школьниками исследовалась мной экспериментальным путем. Это учащиеся  9 - 11-х классов МБОУ СОШ№5. Им была предложена анкета, целью проведения которой было следующее:

*узнать круг наиболее употребляемых жаргонизмов в речи учащихся;

*определить мотивы употребления жаргонизмов в речи;

* отношение учащихся нашей школы к жаргонным словам;

*выявить наличие и отсутствие стремления обойтись без жаргонизмов.

Анализ анкеты позволил выделить наиболее распространенные в речи школьников сленговые слова:

Существительные:  чувак, тормоз, чайник, лох, бабки, видак, тема, прикид, прикол, тачка, музон, капуста, косяк, харя, салют, кумпол, молоток, базар, пятак, винт, лаве, техника, ксива, фигня, понт, черт, цилик, столовка, хавка.

Глаголы: отвали, гонишь, рубать, хавать, колбаситься, базарить, отвянь, заколебал, забить, гуляй, кирдык, сгинь, подгребай, офигеть, не свисти,  обалдеть, мутить, очуметь, зашибись, попутал, тусуйся, обломиться, грузить, приколоться.

Наречия:  прикольно, офигенно, лафа, типа, потрясно, быренько, по фиг, сто пудов, привально, реально, ништяк, клево, стебово, угарно, отстойно, фиолетово, мощно, влом.

Устойчивые словосочетания и предложения: базара нет, я не в курсе, речи нет, шнурки в стакане, елки-палки, твою дивизию, все тип-топ, чухай отсюда, ни фига себе, я валяюсь, ну ты блин, даешь, базар фильтруй, да ты че.

По значению сленговых слов, я выделила тематические группы:

Наименования людей по профессии: училка, дерик, класнуха, поломойка, музычка, мусор, мент.

Наименование людей по родству: предки, пахан, браток, родаки, сеструха, маман.

Бытовая техника: ящик, видак, видик, телик, комп, труба, дибильник.

Пища и процесс её поглощения: хавка, хавчик, хавать, рубать, точить.

Людей по качеству их характера: овца, мышь, крыса, собака, лось, вольтонутый, ботаник, лох, тормоз, шестерка, бивень, бич, чурка, дятел, козел, кобыла, коза, чмо.

Деньги: бабки, зелень, бабло, лаве.

Состояние, оценка: клево, ништяк, офигенно, прикольно, стебово, угарно, отстойно.

После исследований я задумалась  над происхождением сленга. Мои наблюдения позволили сделать следующие выводы:

- есть слова, принадлежащие к нейтральной лексике, например, клевый – хороший; крутой – очень хороший; тормоз – человек, который медленно соображает; липа, липовый– ненастоящий; капуста – деньги и т.д.

- переходят в сленг технические термины, приобретая новые переносные значения, например, мобила - мобильный телефон; глюк – ошибка, незавершенность в компьютерной программе;

- в молодежный сленг переходят арготизмы: отстой, отстойный – плохой; ботаник – старательный ученик; лох, базар, туфта, хавка и другие.

Как показывают мои наблюдения, в сленге современного ученика много однокоренных новообразований: хавать, хавчик, хавка, хаванина, похавать; угорать, угар, пригорать, угарный; прикол, прикольный, прикольно, приколоться, приколист; офигеть, офигенно, офигенный; обалденно, обалденный, обалдеть и другие.

Надо отметить, что наиболее часто употребляются слова: хавчик, хавать, лох, козел, класуха, училка, реально, офигенно, отстойно, отвали, блин, прикид, фигня, обалдеть, короче, пахан, телик, комп, шестерка, тормоз, типа, клево, прикольно, сто пудов, прикинь, пипец.

Мной было проведено анкетирование на тему «Знаешь ли ты слова молодежного сленга?» Результаты анкетирования – на слайде. На вопрос «Зачем я употребляю жаргонные слова?» я получила такие ответы: чтобы…

*меня понимали сверстники – 31% *не отстать от жизни – 1 % *сэкономить время при общении – 30% *вписываться в ту или иную компанию – 1% *выразить свои эмоции и чувства – 40% *все мои друзья так говорят –3% *не быть отсталой (ым) – 2%; *выглядеть более крутой (ым) – 0%; *со мной было интересней – 0%; *следовать моде – 0%.

Результаты следующего опроса показали, что эталоном речи для многих подростков является речь их учителей, родителей, одноклассников. Употребление сленговых выражений является желание учеников придать своей речи больше юмора, живости -   вот основная цель.

2.2 Причины резкого увеличения числа жаргонизмов в речи школьника.                                Школьники откуда узнают о жаргонных словах? Вот что ребята ответили : «слышал от одноклассников», «из Интернета», «от старших друзей». Но, кроме этого, существуют ещё  такие причины, как,

1.Невысокий уровень речевой культуры.

3. Нет интереса к русской красивой литературе.

4. Меняется нравственные ориентиры.

5. Частое использование компьютера.

6. Нарушение правил речевого этикета, незнание языковых норм

7. Также маловажная причина, это – низкий уровень воспитания в семье

2.3 Результаты исследования

Всего было опрошено 20 человек .Это ученики из 9 – 11 классов.

1.Почему подростки употребляют в своей речи жаргон?

После исследования, я пришла к выводу, что все данные можно разделить на три группы. 1 группа.

Ученики из этой группы думают, что употреблять жаргонные слова не нужно употреблять. Жаргон, это грубые, обидные и некультурные слова. С помощью этих слов можно оскорбить или унизить, но и есть мнение, что эти слова используются только в благих целях.  (4 чел)

2 группа.

Эти ребята считают,  что таким образом они пополняют словарный запас. И используют их вместо обычных слов из русского языка. (8 чел)

3 группа.

Ребята из этой группы утверждают, что использовать эти слова круто и модно.  Их легко запоминать.  Они стараются выделиться и заработать авторитет, чтобы стать кем-то в подростковом возрасте. Они стараются показать себя более просвещёнными перед  другими. (8 чел)

К счастью, есть подростки, которые  в своей речи не употребляют жаргонные слова. Они считают это неправильным, ненужным.

1.Почему жаргон остается в подростковом возрасте и не переходит с человеком во взрослую жизнь?

Я пришла к такому выводу, что все данные можно разделить на 3 группы.

1 группа.

Ребята из этой группы думают,  что повзрослев они поймут, что так говорить нельзя.

2 группа.

Со временем мы становимся умней и просто перестаем использовать их. Мы начинаем заводить уже взрослых друзей, которые не употребляют в своей речи жаргонные слова.

3 группа.

Ученики из этой группы говорят, что раньше эти слова помогали заработать авторитет, а сейчас это не нужно. Мы становимся взрослыми, состоявшимися людьми и в будущем мы должны будем подавать пример другим подросткам.

Заключение.

Таким образом, «сленг»  всегда будет присутствовать в разговорной речи у школьников. Так как этот вид речи является особенной формой языка, потому что был создан для общения между собой. То есть, его нельзя ни отменить, ни запретить. Я отношусь к молодежному сленгу абсолютно нейтрально. Не могу сказать, что против или за него. На протяжении времени он постоянно будет меняться, так как жизнь не стоит на месте, привычные нам слова заменят другие. Конечно, будет плохо, если сленг полностью заменит человеку нормальную речь. Но думаю, что такого переворота в лексике не будет.  Я пытаюсь избегать молодежного сленга в речи, так как считаю, что русский язык многогранен и богат настолько, что исключает употребление сленга.  Ведь, сленг – это форма речи, которая создалась искусственным образом, а я за сохранение могучего русского языка. Однако, многие подростки сейчас живут в "своем" мире, со своими трендами и тенденциями, привычками и манерами, мыслями и словами, потому что многим из них так комфортнее существовать в обществе. Благодаря частому использованию сленга в речи, сленг стал объектом изучения моей исследовательской работы, в ходе которой я пришла к следующим выводам:

1. Сленг дает возможность ребятам высказать своё мнение, чувствовать себя среди своих.

2. Сленг – это свобода слова, «что хочу, то и говорю, как хочу, так и говорю»

3. Сленги  засоряют наш язык и мешают хорошему общению людей разных поколений.

4. Может сленг и даёт свободу слов, но он показывает твой узкий кругозор, бедный словарный запас

5. Если ты без сленга не можешь, то их надо употреблять с осторожностью, к месту, но лучше вообще стараться не пользоваться им.

С младенческих лет нужно прививать ребенку любовь к русскому языку и понимание о богатой языковой культуре. Только так, мы сможем уберечь ребенка от сленга. Однако даже это не гарантируют о том, что ребенок в процессе взросления не начнет употреблять такие слова, так как в обществе, в его окружении найдутся такие дети, которые будут использовать в речи жаргоны и сленг. Также сленг мы можем услышать на телевидении, в кино, в театральных постановках, в СМИ, в рекламе.  Поэтому данный вопрос нужно решать на государственном уровне, чтобы не допустить использование сленговых слов в данных сферах. Кроме того, данный вопрос должен решаться на уровне каждой школы. То есть каким образом это должно происходить: необходимы мероприятия, которые будут направлены на формирование культуры речи детей. В нашей школе мы проводим такие мероприятия как: литературно-краеведческие конференции, конкурс чтецов "Живая классика", литературные вечера.

Рекомендации

Кто желает исключить из речи эти слова, советуем: читать по – больше классическую  литературу, всегда контролировать свою  речь, по больше выступать перед аудиторией, повышать самооценку, чтобы быть уверенным в своих словах. Всё это приведёт к повышению уровня общей культуры, в том числе и культуры речи.                                                                                                            

Список использованных источников

1. Виноградов, В.В. История русского литературного языка. [Текст] / В.В. Виноградов. – М.: Просвещение, 1978. – 156 с.

2.   Ожегов, С.И., Шведова, Н.Ю. Словарь русского языка: 57000 слов. [Текст] / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – М.: Русский язык,1984. – С.382.

3.Энциклопедия для детей. Т.10. Языкознание. Русский язык. – 2-е изд., испр./ ред. М.Д. Аксёнова. – М.: Аванта+, 1999. С. 679.

Интернет-ресурсы:

file:///C:/sputnik/Resurs/http_rus.1september.ru_urok


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа занятий с подростками "Тайны моего Я"

1.     Целевые группы: учащиеся 7-8 классов, подростки 13-14 лет. Группа 8-10 человек.2.     Цель программы, направленность: развитие самоисследования и самосоз...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКОВ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В 7 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «МИР ТАЙН. ПИРАМИДЫ» (учебник английского языка «NEW MILLENNIUM») С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РЕЙТИНГ – НАКОПИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ И ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ.

Разработано семь уроков по теме "Мир тайн" для учащихся 7ого класса( учебник "New Millennium"), также для каждого урока сделаны технологические карты, где учащиеся непосредственно выполняют задания ра...

Программа для подростков "Тайны моего Я"

ЦЕЛЬ:  Самоисследование и самосознание участников, предупреждение эмоциональных нарушений на основе внутренних и поведенческих изменений.ЗАДАЧИ:Способствовать развитию навыков самоисследвания, са...

Презентация к уроку ИЗО в 5 классе "Вышивка. Тайный язык предков"

В ту далекую эпоху, когда не было ни письменности, ни христианских молитв, женщины обращались за помощью к языческим Богам рисунком, вышитым крестом....

Рабочая программа внеурочной деятельности «Мир слова: тайны языка» 7 класс

Образовательная программа предназначена для учащихся, интересующихся русским языком и желающих изучить его более глубоко....

ПРОГРАММА летнего лагеря кратковременного пребывания детей и подростков «Тайна острова ОПЛОТ» (оздоровительный патриотический лагерь ответственных тазовчан)

Смена будет проходить в форме сюжетно-ролевой игры «Тайна острова ОПЛОТ». Сюжетно-ролевая игра как форма жизнедеятельности даёт большие возможности для формирования позитивной направленнос...