Технологическая карта урока кубановедения в 7 классе Кубанская тематика в «Книге Большому чертежу».
план-конспект урока по краеведению (7 класс)
Урок кубановедения в 7 классе актулизации новых знаний. Цель: рассказать об истории создания "Книги Большому чертежу". Учащиеся должны понимать историческое значение труда Афонасия Мезенцова,объяснять значение новых терминов и понятий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnol.karta_27_urok_7klass.doc | 94.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: | Кубанская тематика в «Книге Большому чертежу». |
Класс | 7 |
Тип урока: | урок актулизации новых знаний. |
Учитель кубановедения | Казимирова Е.И. |
Планируемые результаты: | |
Личностные: | проявлять интерес к изучению истории родного края, осознавать ценность источников, содержащих сведения о Кубани. |
Метапредметные: | уметь аргументировать свою точку зрения, оценивать правильность выполнения учебной задачи. |
Предметные: | рассказывать об истории создания «Книги Большому чертежу»; понимать историческое значение труда А. Мезенцова; объяснять значение новых терминов и понятий. |
Основные термины и понятия: | геодезия, картография. |
Ресурсы: | учебное пособие, рабочая тетрадь, толковый словарь русского языка, презентация. |
Оборудование | компьютер, мультимедийный проектор. |
Этапы урока. Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности Организационный момент. Учитель проверяет готовность учащихся к уроку. Проводит предварительный опрос, предварительную словарную работу. Предлагает учащимся объяснить значение слов геодезия и картография. В случае необходимости использует толковый словарь русского языка: (Ожидаемый ответ: «Геодезия - наука о формах и размерах Земли и об измерении земельных площадей. Картография - наука о методах создания и использования географических карт».) | Готовятся к учебной деятельности. Объясняют значение понятий. |
Актуализация знаний С целью активизации познавательной деятельности задаёт проблемный вопрос: - Возможно ли изучение географии и истории любой территории земного шара без карт? Ответ обоснуйте. Продолжает работу над новыми терминами и понятиями. Предлагает учащимся выполнить задание 3 на стр. 51 в рабочей тетради. | Принимают участие в беседе, высказывают своё мнение. Выполняют задание в рабочей тетради, работают над новыми терминами и понятиями (работа со словарём). |
Организация познавательной деятельности (изучение нового материала) Организует деятельность школьников по изучению нового материала. Предлагает ответить на вопрос и сформулировать тему урока: - В каких из перечисленных источников информации нашли отражение темы, связанные с кубанской землёй и населявшими её народами? Перечисляет источники информации: - Берестяные грамоты, героический эпос «Эдиге», нартский эпос, «Книга Большому чертежу». Слушает ответы семиклассников. Вероятнее всего, ребята ничего не смогут сказать о «Книге Большому чертежу». Учитель сообщает, что на уроке им предстоит познакомиться с историей создания «Книги...» и узнать, какие сведения о кубанской земле в ней содержатся. Помогает учащимся сформулировать тему урока. Проблемный вопрос: - Какое значение имела «Книга Большому чертежу и была ли необходимость в ее создании? Работу над новым материалом целесообразно начать со знакомства с информацией, содержащейся на стр. 111 учебника. Обсуждает с учащимися содержание текста «У истоков русской картографии». Примерные вопросы и задания:
Далее организует самостоятельную работу с текстом учебного пособия.
Организует проверку выполнения задания. Анализирует и оценивает работу учащихся. Предлагает сделать вывод об отражении кубанской тематики в «Книге Большому чертежу», ответив на вопрос: Какие сведения о кубанской земле содержатся в «Книге Большому чертежу»? | Отвечают на вопрос, с помощью учителя формулируют тему урока. Знакомятся с содержанием статьи «У истоков русской картографии». Принимают участие в беседе, делают выводы и обобщения. Самостоятельно работают с текстом учебного пособия, выполняют задание в рабочей тетради. Участвуют в беседе, слушают и дополняют ответы одноклассников. Анализируют работу. Делают выводы и обобщения. |
Закрепление полученных знаний Проверяет усвоение учащимися изученного материала, фиксирует возникшие затруднения. С целью закрепления знаний по теме предлагает выполнить задания 1 и 5 на стр. 51—52 в рабочей тетради. | Выполняют задания в рабочей тетради. Закрепляют полученные знания. |
Рефлексия учебной деятельности Предлагает учащимся устно закончить предложения: - Сегодня на уроке: - я выполнял такие задания как... - я узнал о том, что... - меня удивило | Анализируют учебную деятельность, оценивают свою работу на уроке, делают выводы. |
Домашнее задание
| Записывают задание. |
Дополнительный материал к уроку
«Большой чертёж» — единая генеральная карта Московского государства крупного масштаба, созданная в XVI веке по указу Ивана IV (Грозного). В 1627 году был составлен «новый чертеж» (минимум вторая редакция), получивший название — «полю». Старый чертёж и чертеж «полю» в настоящее время считаются утраченными. Последние упоминание о чертежах дается в описи дел Разрядного приказа, составленной думным дьяком Д. М. Башмаковым в 1668 году.
В 1503—1517, по мнению академика Б. Рыбакова, московские землемеры приступили к составлению «чертежей» пограничных областей России, в первую очередь западных. Появились карты, не дошедшие до нас: «Корельский рубеж», «Литовская и Псковская земля», «Корельские и Лопские земли к Мурманскому морю» и др. Видимо, к этому периоду относится и создание новой карты Московии.
Сохранилась карта (1523), воспроизводившая детальные географические знания русских о западных окраинах своего государства, приобретённые к тому времени.
В 1552 царь Иван IV Васильевич «велел землю измерить и чертеж всему государству сделать». Развернулась громадная по своим масштабам работа по сбору материалов и составлению «чертежей» отдельных областей. Безвестные землемеры засняли внутренние районы по рекам Волге, Оке, Каме, Северной Двине, Печоре с их притоками, а также часть зауральских степей и земли к югу от низовьев Дона и в Прикаспии. Первоначальный чертеж был составлен к 1556 году.[2]
До конца XVI века накопился обширный картографический и описательный материал, по которому (ок. 1600) был составлен «Чертеж всему Московскому государству». Позднее эта утраченная работа — крупнейшая карта Руси XVI века — получила название «Большой Чертеж». Это была дорожная карта, построенная по основным дорогам того времени сакмам и шляхам, охватывавшая территории с севера на юг от Ледовитого океана до Черного моря, с запада на восток от Финского залива почти до восточного склона Уральских гор. Названий, относившихся к европейской части России (без сёл и деревень), насчитывалось около 1340, в том числе 880 рек, 400 городов и около 70 озёр. Столь подробная карта использовалась в первую очередь, видимо, для целей управления. После составления «Большой чертёж» часто находился в употреблении и сильно обветшал — «избился и развалился весь».
«Большой чертёж» — единая крупная карта Московского государства, созданная в XVI в. В 1503—1517, по мнению Б. А. Рыбакова, моск. землемеры приступили к составлению «чертежей» пограничных областей России, в первую очередь западных. Появились карты, к сожалению, не дошедшие до нас: «Корельский рубеж», «Литовская и Псковская земля », «Корельские и Лопские земли к Мурманскому морю» и др. Видимо, к этому периоду относится и создание новой карты Московии. Сохранилась карта (1523), воспроизводившая детальные географич. знания русских о зап. окраинах своего гос-ва, приобретённые к тому времени. В 1552 царь Иван IV Васильевич «велел землю измерить и чертеж всему государству сделать». Развернулась громадная по своим масштабам работа по сбору материалов и составлению «чертежей » отдельных областей. Безвестные землемеры засняли внутр. районы по Волге, Оке, Каме, Сев. Двине, Печоре с их притоками, а также часть зауральских степей и земли к югу от низовьев Дона и в Прикаспии. До кон. столетия накопился обширный картографич. и описательный материал, по которому (ок. 1600) был составлен «Чертеж всему Московскому государству». Позднее эта утраченная работа — крупнейшая карта Руси XVI в.— получила название «Б. ч.». Это была дорожная карта, охватывавшая терр. с севера на юг от Ледовитого океана до Черного моря, с запада на восток от Финского залива почти до вост. склона Уральских гор. Названий, относившихся к европ. части России (без сёл и деревень), насчитывалось ок. 1340, в т. ч. 880 рек, 400 городов и ок. 70 озёр. Столь подробная карта использовалась в первую очередь, видимо, для целей управления. После составления «Б. ч.» часто находился в употреблении и сильно обветшал — «избился и развалился весь».
.
Важнейшим научным событием в допетровской России было составление в 1627 году по государеву указу единой карты державы. Называлась она «Большой Чертеж» и отображала огромную территорию от Белого до Черного моря и от Балтики до реки Амур.
Размером карта была 2 на 2 метра, а всего на неё нанесли около 2000 объектов – более 800 рек, 340 городов, 26 городищ, 34 монастыря, урочища, ценные места добычи соли, озёра. Это была высшая степень подробности для того времени.
«К величайшему сожалению, – поясняет учёный секретарь Волгоградского отделения Русского географического общества Сергей Моников, – “Большой Чертёж” до наших дней не сохранился. Зато уцелело его описание, известное под названием “Книга Большому Чертежу…”, составленное Афанасием Мезенцевым. Причём в этом труде очень хорошо представлена гидрография нашего региона».
Наряду с Волгой и Доном в книге можно встретить хорошо известные природные объекты нашего края – реки Хопёр, Медведицу, Иловлю, Бузулук, Кумылгу, Карамыш, Арчеду, Тишанку, Балыклейку, Паньшинку, Царицу, Бол. Голубую, Карповку, Донскую Царицу, Аксенец, Аксай, Аксай Есауловский, Чир, Цимлу, Камышинку, Еруслан, Ахтубу и озеро Эльтон.
В «Большой Чертёж» не могли попасть все объекты, что вполне понятно. Не стоит забывать, что исполнителями карт того времени были зачастую неграмотные казаки и воеводы – они работали как умели.
Правление Петра I дало огромный импульс развитию наук, в том числе и геодезии. Именно при нём в 1696 году была начата первая по времени съёмка Дона от верховий до современного Таганрогского залива и двух прилегающих морей. Царь вместе с адмиралом Корнелием Крюйсом сам проводил эту съёмку во время Азовского похода. В результате был составлен «Атлас реки Дона, Азовского и Чёрного морей», вышедший в Амстердаме в 1703-1704 гг. и знаменовавший переход от примитивного чертежа к серьёзной географической карте.
С 1720 года начались планомерные работы по съёмке всей территории страны. Для их проведения было выделено 30 геодезистов. В результате уже в 1721 году стали появляться карты отдельных губерний, в том числе Астраханской, Самарской и Саратовской, различные части которых впоследствии составили современную Волгоградскую область.
Тем не менее даже к 1870 году точными съёмками было покрыто лишь 8 процентов территории империи, а к 1917 году – 15 процентов площади Европейской России, 50 процентов Кавказа и 8 процентов Сибири и Туркестана. Нынешняя территория нашего региона была в числе подобных «счастливчиков».
МЕЗЕНЦЕВ Афанасий Иванович (умер после 1636)
Один из первых русских специалистов по картографии и геодезии, организатор строительства Курска, как города – крепости Московского государства.
Уроженец Курска. В начале XVII века служил в родном городе подьячим(1613-1616, 1620-1625), начинал его топографическую съемку и межевание близлежащей округи, а затем и более обширной территории от Орла до Белгорода. Как способный чертежник и рисовальщик, инициативный администратор, был переведен в Москву, в картографический отдел Разрядного приказа. Там участвовал в составлении известной книги Большому чертежу» (1627 г) – текстового описания старейших планов местности в пределах Московского государства. После нескольких командировок для геодезической съемки юго-восточных границ страны (в Курск, Белгород, Орел) продолжает работу в Разряде над картой Большого чертежа, дополняя ее планом»от царствующего града Москвы Рязанским и Северским и Польским городом» (что соответствует большей части позднейшей ЦЧО).
В 1628-1633 гг. вновь служит в Курске – «подьячим с прописью» к городскому воеводе, то есть его заменителем. Самый ранний чертеж крепости Курска, относящийся к первой трети 17, по всей видимости, работы А.И.Мезенцева (1628-1631 гг.)
В мезенцевских «росписях полю» отражены, помимо всего прочего, важные историко-археологические данные по юго-востоку Руси эпохи средневековья и начала Нового времени (местоположение городищ, курганов, засек, военно-торговых путей и т.д.). Таким образом, он внес значительный вклад как повторное освоение Курского края Российским государством в начале Нового времени, так и в накопление географических и исторических знаний о его территории. Столь повторный резонанс теории и практики весьма редок в биографиях представителей исторического краеведения, тем более его ранних, донаучных этапов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока кубановедения в 6 классе по теме "Нашествие гуннов на Северо-Западный Кавказ"
Цели и задачи урока:познакомить учащихся с кочевниками гуннами, характеризовать нашествие гуннов в связи с Великим переселением народов, выяснить причины военных побед гуннов и последствия...
Технологическая карта урока кубановедения в 5 классе: «Занятия жителей колоний».
Технологическая карта урока кубановедения в 5 классе: «Занятия жителей колоний». Учитель кубановедения: Мамедов Сергей Александрович.Тип урока: ОНЗ.Оборудование: мультимедийный ...
Кубанская тематика в "Книге большому чертежу", в записках католических мессионеров, в документах
Презентация кратко повествует о Кубанской тематике в "Книге большому чертежу", в записках католических мессионеров, в документах...
Технологическая карта урока для 4 класса по теме "Одна большая счастливая семья!"
Технологическая карта урока по английскому языку для 4 класса по теме "Одна большая счастливая семья!" (УМК "Английский в фокусе")...
Технологическая карта урока кубановедения в 5-ом классе
Технологическая карта урока кубановедения в 5-ом классе...
Презентация к уроку кубановедения в 7 классе "Кубанская тематика в «Книге Большому чертежу»."
Презентация к уроку "Кубанская тематика в «Книге Большому чертежу»."...
Презентация к уроку кубановедения в 7 классе "Кубанская тематика в «Книге Большому чертежу»."
Тип урока - урок актулизации новых знаний. Цель урока - ассказать об истории создания «Книги Большому чертежу». Учащиеся должны понимать историческое значение труда Афанасия Мез...