ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС «ИСТОРИЯ КАЗАЧЕСТВА И СТАРООБРЯДЧЕСТВА СЁЛ НОВЫЙ ЗАГАН И СТАРЫЙ ЗАГАН МУХОРШИБИРСКОГО РАЙОНА »
рабочая программа по краеведению (8 класс)
Элективный курс "история казачества и старообрядчества сёл Новый заган и Сарый Заган Мухоршибирского района"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs_po_istorii_kazachestva.docx | 46.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образование «Мухоршибирский район»
МБОУ «Новозаганская средняя общеобразовательная школа»
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС
«ИСТОРИЯ КАЗАЧЕСТВА И СТАРООБРЯДЧЕСТВА СЁЛ НОВЫЙ ЗАГАН И СТАРЫЙ ЗАГАН МУХОРШИБИРСКОГО РАЙОНА »
Автор: Каптерова Марина Николаевна
Место работы: МБОУ «Новозаганская СОШ»
Учитель русского языка и литературы
2020 г.
Аннотация
На территории Мухоршибирского района расположены два села: Старый Заган и Новый Заган. На востоке они граничат с селом Мухоршибирь, на западе с селом Шаралдай,на севере с Сухаринской долиной, на юге с Заганским хребтом.
У этих сел одно название, но каждый их них имеет свою интересную, уходящую в глубь веков историю.
Жители Старого Загана- потомки казаков, носители казачьих традиций и культуры. Жители Нового Загана - потомки старообрядцев.
В силу исторически сложившихся причин и традиций, межкультурная коммуникация жителей сел проходила достаточно медленно.
Политические события 20 века послужили причинами сближения казачества и старообрядчества- произошло взаимовлияние культур.
Проблема межкультурной коммуникации сел вызвало большой интерес не только у меня учителя русского языка и литературы, краеведа, но и учащихся МБОУ «Новозаганская СОШ».
Проектные и исследовательские работы учащихся послужили отправными точками для создания элективного курса «История казачества и старообрядчества сёл Старый и Новый Заган.
Пояснительная записка
Рабочая программа по элективному курсу
«История казачества и старообрядчества» составлена на основании следующих документов и материалов:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (статья 11, 12, 28), от 29 декабря 2012 г. N 273-Ф
- Учебного плана школы на 2019-2020 учебный год;
- Рабочая программа для 8 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Программа составлена на основе учебников:
- 1) История Бурятии: с древнейших времён до начала XX века. Часть I. – Улан-Удэ: «Бэлиг», 2009.
- 2) История Бурятии. Часть II (1917-1998 гг.): учеб. Пос. для 10-11 кл. под ред. Е.Е.Тармаханова, С.Д.Намсараева: Улан-Удэ: «Бэлиг», 2000.
Актуальность программы
В настоящее время, когда во всей стране, в т.ч. Бурятии, пробудился интерес к вопросам своих исторических корней и путей развития наций и народностей, возросла тяга к познанию утраченных за последние десятилетия своей этнической культуры, традиции и обычаев, школа должна стать центром живой этносоциальной культуры, школой диалога культур разных народов, их существования и взаимопроникновения. Краеведческая работа с учащимися в этих условиях становится одним из средств реализации программы развития национальной школы. Наша история – это наше прошлое, которое мы не можем изменить, но можем извлечь уроки, чтобы не повторить ошибок. У каждого человека должна быть гордость и ответственность за свой народ, за край, в котором он живёт. Такое отношение может возникнуть, если знать свою историю, людей, живших в далёкие времена. Наша Бурятия многонациональна, на протяжении веков крепла дружба между народами, шёл взаимообмен в способах хозяйствования, культурными ценностями. Все народы, населяющие Бурятию, общими усилиями творили историю.
Новизна программы состоит в том, что в его основе лежит изучение местного материала, а именно: прошлое и настоящее казачества села Старый Заган и старообрядцев села Новый Заган Мухоршибирского района Республики Бурятия.
Программа имеет краеведческую направленность, что предполагает воспитание патриотизма и уважения к истории малой Родины,Республике Бурятии, Российской Федерации.
Цели:
• Осознание учащимися своей взаимосвязи с прошлым и настоящим своих сёл, края, значимости наследия края для предыдущих поколений, для современных жителей республики и в целом России.
• Понимание учащимися своей ответственности за настоящее и будущее своей малой Родины - как жителя, хранителя и создателя наследия родного края.
• Формирования знаний о своем крае как современной среде обитания и о перспективах развития, о проблемах жителей.
• Формирование национального самосознания учащихся.
• Формирование интереса к истории как науке.
Программа преследует системный подход в изучении, цель программы - способствовать духовно-целостной и практической ориентации учащимся в их жизненном пространстве, а также их социальной адаптации, применять полученные знания и умения для самостоятельного познания родного края.
Задачи программы:
• Воспитание учащихся средствами туркраеведческой деятельности с опорой на принципы этнопедагогики, патриотизма и любви к Отечеству, к своей малой Родине.
• Активизация работы по изучению родного края, охране природы, памятников истории и культуры, традиции и обычаев местных жителей.
• Выявить, что еще не исследовано, что не попало в поле зрения профессиональных историков и краеведов.
• Быть не только исследователями прошлого, но и летописцами настоящего.
• Глубже понять специфику природы, истории и культуры родного края и их взаимосвязь с природой, историей и культурой своей республики, страны и в целом мира.
• Формирование познавательной и исследовательской деятельности.
• Дальнейшее развитие школьного историко-краеведческого музея
• Приобщение родителей, жителей и общественности села к краеведческой деятельности по патриотическому воспитанию детей и молодежи.
Теоретические знания и практические навыки, полученные учащимися в процессе занятий, закрепляются в летних экспедициях и походах, на уроках истории, географии, бурятского языка, на внеклассных мероприятиях.
Общая характеристика учебного предмета.
Данный элективный курс «История казачества и старообрядчества сёл Старый Заган и Новый Заган» представляет собой один из вариантов изучения исторического краеведения в общеобразовательных школах. Курс рассчитан на изучение истории Бурятии в 8 классе. Данный курс является одним из важнейших компонентов гуманитарного образования. Он конкретизирует материал школьных курсов истории, дает знания по истории родного края. Любовь к Родине, стремление служить своему народу, своей стране, чувство национальной гордости не возникает у людей сами по себе. С самого раннего возраста необходимо целенаправленное воздействие на человека. В курсе учащиеся знакомятся с историей казаков и старообрядцев, при этом особое внимание уделяют изучению местного краеведческого материала. История казачества и старообрядчества представлена как составная часть истории России и базируется на философских категориях общего и особенного. Это позволяет показать особенности развития казачества и старообрядчества, обладающих традициями и собственными жизненными устоями. В ходе изучения курса происходит знакомство ребят с традициями, обычаями, религией, памятниками природы, архитектуры, литературы. .
Место предмета
Согласно учебному плану школы на год, на изучение предмета отводится 1 час в неделю, итого 35 часов за учебный год.
Система оценивания представлена следующими видами работ:
- Диагностические работы (включают в себя задания, направленные на проверку овладения учащимися послеоперационным составом действия, необходимым в рамках решения учебной задачи)
- Самостоятельная работа учащихся по теме направлена на параллельную отработку и углубление текущей изучаемой учебной темы
- Проверочная работа по установлению уровня освоения учащимися предметных способов действия
- Итоговая проверочная работа
Критерии оценивания
Критерии | 5 (ОТЛ.) | 4 (ХОР.) | 3 (УД.) | 2 (НЕУД.) |
1.Организация ответа (введение, основная часть, заключение) | Удачное использование правильной структуры ответа (введение -основная часть - заключение); определение темы; ораторское искусство (умение говорить) | Использование структуры ответа, но не всегда удачное; определение темы; в ходе изложения встречаются паузы, неудачно построенные предложения, повторы слов | Отсутствие некоторых элементов ответа; неудачное определение темы или её определение после наводящих вопросов; сбивчивый рассказ, незаконченные предложения и фразы, постоянная необходимость в помощи учителя | Неумение сформулировать вводную часть и выводы; не может определить даже с помощью учителя, рассказ распадается на отдельные фрагменты или фразы |
2. Умение анализировать и делать выводы | Выводы опираются не основные факты и являются обоснованными; грамотное сопоставление фактов, понимание ключевой проблемы и её элементов; способность задавать разъясняющие вопросы; понимание противоречий между идеями | Некоторые важные факты упускаются, но выводы правильны; не всегда факты сопоставляются и часть не относится к проблеме; ключевая проблема выделяется, но не всегда понимается глубоко; не все вопросы удачны; не все противоречия выделяются | Упускаются важные факты и многие выводы неправильны; факты сопоставляются редко, многие из них не относятся к проблеме; ошибки в выделении ключевой проблемы; вопросы неудачны или задаются только с помощью учителя; противоречия не выделяются | Большинство важных фактов отсутствует, выводы не делаются; факты не соответствуют рассматриваемой проблеме, нет их сопоставления; неумение выделить ключевую проблему (даже ошибочно); неумение задать вопрос даже с помощью учителя; нет понимания противоречий |
3.Иллюстрация своих мыслей | Теоретические положения подкрепляются соответствующими фактами | Теоретические положения не всегда подкрепляются соответствующими фактами | Теоретические положения и их фактическое подкрепление не соответствуют друг другу | Смешивается теоретический и фактический материал, между ними нет соответствия |
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Предполагается, что результатом изучения истории казачества и старообрядчества в 8 классе является развитие у учащихся компетентностей – социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.
Овладение универсальными учебными действиями значимо для социализации, мировоззренческого и духовного развития учащихся, позволяющими им ориентироваться в социуме и быть востребованными в жизни.
Личностные результаты:
— осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
— освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего народа и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты:
- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
- овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.;
- активное применение знаний и приобретённых умений, освоенных в школе, в повседневной жизни и продуктивное взаимодействие с другими людьми в профессиональной сфере и социуме.
Предметные результаты:
- овладение целостными представлениями об историческом пути человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества, истории собственной страны;
- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности в курсах всеобщей истории;
- способность соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве;
- умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность, читать историческую карту и ориентироваться в ней;
- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
- готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Прогнозируемые результаты:
• Развитие практических и исследовательских умений и навыков в области дополнительного краеведческого образования.
• Воспитание патриотизма и любви к своей малой Родине, создателей духовной и материальной культуры казачества.
• Наиболее полное возрождение истории родных сел Старый Заган. и Новый Заган .
• Воспитание познавательной, социальной активности учащихся, способности ориентирования в обществе через краеведение.
• Краеведческие материалы в музей МБОУ «Новозаганская СОШ».
• Введение краеведческого материала как одного из средств национально-регионального компонента в содержание учебно-воспитательных программ учителей предметников и классных руководителей МБОУ « Новозаганская СОШ»
• Приобщение родителей, жителей и общественности к патриотическому воспитанию детей и молодежи.
Учёт возрастных особенностей учащихся
Данная программа рассчитана на учащихся 8 класса. На этом этапе развиваются представления о специфике истории малой Родины как составной части истории
России. Отбор материала учитывает возрастные особенности учащихся и позволяет им осознавать сопричастность к истории казачества.
Формы организации образовательного процесса
При реализации программы используются практически все методы организации учебно-познавательной деятельности:
• индивидуальные;
• групповые;
• индивидуально-групповые;
• фронтальные;
• практикумы.
.экскурсии.
Формы контроля ЗУН (ов);
• беседа;
• фронтальный опрос;
• опрос в парах;
• практикум.
Формы текущего и итогового контроля
•Текущий контроль: осуществляется через проведение тестовых заданий разного уровня сложности, практических работ, проектной деятельности
•Итоговый контроль: тестирование, итоговая контрольная работа.
Формы подведения итогов
Проекты, исследовательские работы.
Научно – практическая конференция. \ школьная, муниципальная\
Игра «Сполох».\ школьная, районная, республиканская \
Учебно-тематический план
№ п/п | Содержание Раздел 1 История казачества и старообрядчества | Кол-во часов |
1 | История появления казачества | 1 |
2 | Освоение Сибири казаками | 1 |
3 | Основание сёл Старый Заган и Новый Заган | 1 |
4 | Встречи со старожилами сёл Старый Заган и Новый Заган \Проект\ | 2 |
5 | Топонимика сёл Старый Заган и Новый Заган \Экскурсия\, \Проект\ | 2 |
6 | Посещение школьного краеведческого музея \ Практикум\ | 1 |
7 | Родословные коренных жителей села Старый Заган \Симухиных, Хохловых, Вакариных, Мироновых, Поломошновых , Ивановых, Леоновых \ \Проекты\, \Контрольная работа\ | 1 |
РАЗДЕЛ 2 Духовная и материальная культура казаков и старообрядцев | 9 | |
1 | Духовная культура \Тест\ | 2 |
2 | Материальная культура \Тест\ | 2 |
3 | История церковно – приходской школы села Старый Заган \Проект\ | 1 |
4 | Фольклор казаков и семейских | 1 |
5 | Встреча с казачьей вокальной группой «Рябинушка» и семейской вокальной группой «Журавушка» \Проект\ | 1 |
6 | Читательская конференция по романам Н.П.Поломошнова «Клинок и серп» \Серия «Казаки Забайкалья»\, И.К.Калашникова «Разрыв – трава» | 2 |
9 |
Раздел 3 Казаки и старообрядцы в годы становления Советской власти и колхозного строительства. | ||
1 | Партизанское движение в сёлах Старый и Новый Заган Мухоршибирского района \Проект\ | 1 |
2 | Посещение школьного краеведческого музея \Практикум\ | 1 |
3 | История колхоза «Красный пахарь» села Старый Заган, колхоза им. Молотова села Новый Заган \Тест\ | 1 |
4 | Встречи с ветеранами колхозного движения \Исследовательские работы\ | 2 |
5 | ||
Раздел 4 Казаки и старообрядцы в годы Великой Отечественной войны | ||
1 | Ратный подвиг жителей сёл | 2 |
2 | Трудовой подвиг жителей сёл | 1 |
3 | Встречи с семьями участников Великой Отечественной войны, тружениками тыла, детьми войны \Проекты, исследовательские работы\ | 3 |
4 | Посещение краеведческого музея \Практикум\ | 1 |
7 | ||
Раздел 5 Преемственность традиций казачества и старообрядчества. | ||
1 | Деятельность ТОСа «Станица» села Старый Заган , ТОСа «Солнечный» села Новый Заган \Экскурсия\ | 1 |
2 | Встреча с атаманом Мухоршибирской станицы Хохловым Прокопием Алексеевичем | 1 |
3 | Научно – практическая конференция «Казачество села Старый Заган», «Старообрядцы села Новый Заган» | 1 |
4 | Казачья игра «Сполох» Калашниковские чтения. Итоговая проверочная работа | 1 1 |
5 |
Итого: 35 ч.
Содержание
Раздел 1. История появления казачества и старообрядчества.
История казачества своими корнями уходит в далёкое прошлое. Прошло не одно столетие, прежде чем вольные люди стали служилым сословием Московского царства, а затем Российской империи. Казачество участвовало во всех войнах со времён царя Ивана Васильевича Грозного. Одновременно оно столетиями служило для государства надёжным пограничным стражем. Казаки – первопроходцы позволили России раздвинуть свои пределы далеко на восток, на берега Тихого океана. Освоение Сибири казаками началось в 17 веке. В 1698 году отряд казаков под командованием десятника Стефана Баландина построил первое зимовье у подножия горы Халзан в местности Заган \ в переводе с тюркского – сигнал\, казаки женились на бурятках и основали село Старый Заган, о чём свидетельствуют родословные казаков Симухиных, Хохловых, Вакариных, Поломошновых, Мироновых. Местная топонимика носит имена казаков – первопроходцев.Приход старообрядцев. Топонимика Нового Загана.
Раздел2. Духовная и материальная культура казаков и старообрядцев.
Духовно – нравственные основы казачьего и старообрядческого мировоззрения. Ценности казачьей культуры. Жилище и предметы быта казачьей семьи. Открытие церковно – приходской школы в 1895 году в селе Старый Заган. Казачья вокальная группа »Рябинушка» и семейская вокальная группа «Журавушка»- продолжательницы фольклорных традиций сёл Старый Заган и Новый Заган. Осознание сопричастности к истории малой Родины через творчество писателей Мухоршибири .
Раздел 3. Казаки и старообрядцы в годы становления Советской власти и колхозного строительства.
Участие заганцев в 1-ой мировой войне. Восстание партизан сёл Старый и Новый Заган 19 декабря 1919 года против отрядов атамана Семёнова и японских интервентов. Колхозное движение в Мухоршибирском аймаке. Основание и деятельность колхозов. Ветераны колхозного движения – живые свидетели событий и перемен середины 20- го века.
Раздел 4. Казаки и старообрядцы в годы Великой Отечественной войны
Казаки Старого Загана – участники Великой Отечественной войны. Встречи с семьями ветеранов войны, с ныне здравствующими ветеранами: Ивановой Ниной Ивановной, Ревенским Семёном Дорофеевичем.
Встречи с тружениками тыла и детьми войны.
Члены патриотического клуба»Отечество»,участники «Юнармии» МБОУ » Новозаганская СОШ» - создатели проектов о людях, подаривших потомкам и приблизивших победный май.
Проведение экскурсий юными экскурсоводами из клуба »Отечество» в обновлённом и расширенном отделе , посвящённом 75- летию Победы над Германией, школьного краеведческого музея имени ветерана педагогического труда Леонова Ильи Варфоломеевича.
Раздел 5. Преемственность и взаимовлияние традиций казачества и старообрядчества.
Знакомство с деятельностью ТОСа «Станица» села Старый Заган и ТОСа «Солнечный» села Новый Заган.
Встреча с атаманом Мухоршибирской станицы Хохловым П.А. и планирование дальнейшего сотрудничества.
Подготовка и проведение научно – практической конференции «Казачество села Старый Заган» ; организация казачьей игры «Сполох», Калашниковских чтений.
Пополнение и оформление материалов школьного краеведческого музея имени ветерана педагогического труда Леонова И.В.
Учебно – методическое обеспечение
- История Бурятии. Ч.1,2. Улан-Удэ. 2009.
- Задачник по истории Бурятии. М.Г. Цыренова, Е.Ю. Петрова. У-У., «Бэлиг», 2009.
- Научно-популярное издание. Историко-культурный атлас Бурятии. Изд. «Дизайн. Информация. Картография». М., 2001.
- История Бурятии. т.1. Древность и средневековье. У-У., изд. БНЦ СО РАН, 2011.
- История Бурятии. т.2. 17-нач. 20 в. У., 2011. У-У., изд. БНЦ СО РАН, 20011.
- История Бурятии. т.3. 20-21 вв. У-У., изд. БНЦ СО РАН, 20011.
- Базаров Б. В., Курас Л.В., Шагдуров Ю. П. Бурятия в вопросах и ответах. Улан-Удэ, 1992.
- Батуев Б. Б., Базаров Б. В., Очиров С. Б., Раднаев Н. Т. Неизвестные страницы истории Бурятии. Улан-Удэ, 2009г.
- Цыбиктаров А.Д., Дашибалов Д.Б., Номогоев В.В., Шагдурова И.Н., Санданов Ю.Б., Тармаханов Е.Е., Санжиева Т.Е. История Бурятии с древнейших времен до начала ХХ века. - Улан-Удэ, «Бэлиг», 2009 г.
Литература для учителя:
- Голубев Е. А., Содномов А. А. Отчий край. Краеведческий сборник-Улан-Удэ,1993г..
- Жамцарано Ц. Ж. Из прошлого и настоящего Бурятии. Улан-Удэ, 1977г..
- Сборник История Бурятии в вопросах и ответах, выпуски 1-3. Улан-Удэ, 1990г..
- Н.И.Никитин Освоение Сибири в 17 веке. Москва «Просвещение» 1990г.
- А.В.Тиваненко. Удинский острог. Улан – Удэ БНЦ СО РАН 1995г..
Литература для учащихся:
- Бахаев В. Б., Шагдурова И. Н. История Бурятии, ч. 1. Дореволюционный период-Улан-Удэ, 1995г..
- Цыренова М. Г., Петряева Е. Ю. Задачник по истории Бурятии (с древнейших времен до конца ХVIII века). - Улан-Удэ, 2009г.
- Н.П.Поломошнов «Клинок и серп» \Серия «Казаки Забайкалья»\. Улан – Удэ БГУ 2012г..
- Н.П.Поломошнов «Переплетённые судьбы» «Буряад Унэн». 2012г.
Материально – техническое обеспечение
Проектор, мультимедийное оборудование, интерактивная доска, презентации.
Информационные ресурсы\интернет\.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса по русскому языку «ГИА: курс подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме. 9 класс»
Программа элективного курса по русскому языку позволяет эффективно подготовить учащихся 9 класса к экзамену по русскому языку в новой форме....
Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная
Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...
ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ Требования к элективным курсам
ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫТребования к элективным курсамИзбыточность (их должно быть много).Кратковременность (6–16 часов).Оригинальность содержания, названия.Курс должен заканчиваться определенным результатом ...
Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс
Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...
Программа элективного курса для 10 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (10 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс
Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)
РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...