ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «МОЯ МАЛАЯ РОДИНА»
рабочая программа по краеведению (5 класс)
Направленность: ТУРИСТКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ
Уровень: БАЗОВЫЙ
Возраст обучающихся: 5 класс
Срок реализации: 1 год
Представлено обоснование выбора программы, цели, задачи, содержание и тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochka_rp_22.docx | 41.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №1 г. Михайловска»
ПРИНЯТО Педагогическим советом МАОУ СШ №1 г. Михайловска (Протокол от 31.08.2022г №1) | УТВЕРЖДЕНО: Директор МАОУ СШ №1 г. Михайловска __________ С.В. Щипанов от 01.09.2022г. № 54-од. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«МОЯ МАЛАЯ РОДИНА»
(сетевое взаимодействие)
Направленность: ТУРИСТКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ
Уровень: БАЗОВЫЙ
Возраст обучающихся: 5 класс
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Матвеева М.П.
г. Михайловск
2022 год
Пояснительная записка
Статус рабочей программы
Рабочая программа составлена в соответствии с нормативными и инструктивно-методическими документами Министерства образования Российской Федерации:
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказом Министерства образования и науки России от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта основного общего образования», зарегистрирован Минюстом России 1 февраля 2011 года, регистрационный № 19644;
- Приказом Минобрнауки РФ от 29.12.2014 г. № 1644 «О внесении изменений в приказ Минобрнауки РФ от 17.12. 2010 г. № 1897 «Об утверждении и введении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
Обоснование выбора программы
В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей «малой родины», восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны.
Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу.
Краеведение – важное педагогическое средство, которое способствует обогащению детей знаниями о родном крае, воспитанию нравственных качеств. Чувство любви к Родине выращивается в человеке всеми впечатлениями бытия и начинается с чувства любви и сыновнего почтения к «малой родине», к дому, где он родился и рос, к родному краю.
Память о прошлом, о славных предках, о вековых культурных традициях родной земли, изучение настоящего родного края – одно из самых действенных средств воспитания хозяина, человека, труженика, прикипевшего к нему всем сердцем и душой.
Общая характеристика учебного предмета
Воспитательный компонент ФГОС ориентирован на формирование у школьников активной гражданской позиции, социальной ответственности, патриотизма. Для успешности общекультурного, личностного и познавательного, нравственного, патриотического, духовного развития личности, формируется мир чувств, эмоций, воображения, мировосприятие ребёнка. Важно, чтобы каждый ребёнок испытывал чувство ответственности за место, где он родился и живёт, за каждый уголок своей малой родины и Отечества. На современном этапе в России значительно активизировались ментальные процессы. Объектом пристального внимания, изучения и исследования являются уникальность, своеобразие, самобытность каждого региона.
Малая Родина ребенка – это и природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это памятные места родного села, его исторические и культурные центры, предприятия, работающие на территории сельской администрации и, конечно, это люди - гордость и слава родного села.
Изучение родного края необходимо, так как именно в этом возрасте закладываются основные качества личности. «Мира не узнаешь, не зная края своего!»
Описание ценностных ориентиров
Курс «Моя малая Родина» является одним из средств воспитания гражданственности, патриотизма, формирование у учащихся личной ответственности за сохранение природных богатств края, их приумножение. Значение приобщения подрастающего поколения к культуре, обычаям и традициям народа, традиционным, духовным и нравственно - эстетическим ценностям никогда не может потерять своей актуальности. Исторические, географические знания, получаемые детьми, дают возможность почувствовать то общее, что связывает всех, увидеть прекрасное, интересное, необычное в том, что рядом, воспитывают чувство сопричастности к культуре и истории Свердловской области, прежде всего, через уважение к народам, культуре, которые сформировались на его территории.
Цели и задачи курса внеурочной деятельности
Целью курса является формирование целостного представления о родном городе и районе, содействие воспитанию свободной и ответственной личности, ее социализации; познание окружающей действительности, самопознание и самореализация.
Основные задачи курса:
- формирование у обучающихся, адекватной современному уровню знаний, картины мира;
- восприятие истории края как части истории России;
- формирование у школьников основной школы когнитивных, гражданских и интеллектуальных компетенций;
- способствовать формированию чувства гордости и уважения к истории и современности родного края;
- направленность на решение задач социальной адаптации.
Программа курса «Моя малая Родина» рассчитана на детей 10-12 лет. Характерной чертой этого возраста является любознательность, пытливость ума, стремление к познанию и информации, подросток стремится овладеть как можно большим количеством знаний, но, не обращая порой внимания, что знания надо систематизировать. Поэтому занятия строятся соответственно возрастным особенностям: определяются методы проведения занятий, подход к распределению заданий, организуется коллективная работа, планируется время для теории и практики. Каждое занятие включает в себя элементы теории, практику, демонстрации. Большое воспитательное значение имеет подведение итогов работы, анализ, оценка.
Данная программа может быть использована для обучения детей с ОВЗ. Эта категория детей нуждается в активной адаптации в современном мире. Прививая интерес к изучению родного края, мы тем самым помогаем детям осознавать сопричастность к тому месту, где они живут, испытывать чувство гордости за труд и подвиги предшествующих поколений, уважать традиции, бережно относиться к природе и культуре родного края. При работе с детьми с ОВЗ применяется дифференцированный подход к обучению, больше времени отводится на повторение пройденного материала. В работе с этими категориями детей используются методы: наглядные, вербальные и смешанные, а также щадящий режим занятий, который предусматривает дополнительные физкультурные паузы, чаепития, игры, зрительная гимнастика в связи с быстрой утомляемостью детей данных групп.
В учебном плане образовательной организации на этапе основного общего образования из часов внеурочной деятельности выделено в 5 классе на изучение курса «Моя малая Родина» 68 часов, из расчета 2 часа в неделю.
Для представления результатов достижений используются такие формы, как выставка достижений обучающихся, самооценка, оценка проекта, педагогический мониторинг, практические работы, творческие работы, самоанализ, наблюдения и др.
Планируемые результаты освоения программы курса «Моя малая Родина»
Личностные
- осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России);
- осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
- испытывать чувство гордости за красоту родной природы, свою малую родину, страну;
- осознавать себя гражданином России;
- объяснять, что связывает тебя с историей, культурой, судьбой твоего народа и всей России;
- искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений;
- уважать иное мнение.
Метапредметные
Регулятивные:
- принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- применять способы решения проблем творческого и поискового характера;
- уметь понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
Познавательные:
- использовать различные способы поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
- владеть навыками смыслового чтения научных текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации;
- выбирать основания для сравнения, классификации объектов;
- устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;
- выстраивать логическую цепь рассуждений;
- представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ.
Коммуникативные:
- организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);
- предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений;
- оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ;
- при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее, учиться подтверждать аргументы фактами;
- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Подведение итогов по результатам освоения материала программы курса может быть проведено в форме коллективного обсуждения во время конференций, круглых столов, дискуссий. Для поддержания у учащихся интереса к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего занятия необходимо применять дидактически игры – современному и признанному методу обучения и воспитания, обладающему образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве. Кроме того, на занятиях необходимо создать «атмосферу» свободного обмена мнениями и активной дискуссии.
При закреплении материала, совершенствовании знаний, умений и навыков целесообразно практиковать самостоятельную работу школьников.
Использование современных образовательных технологий позволяет сочетать все режимы работы: индивидуальный, парный, групповой, коллективный.
Кроме того, эффективности организации курса способствует использование различных форм проведения занятий:
- беседы;
- интеллектуальные игры;
- библиотечные уроки;
- дискуссии;
- творческие работы;
- исследования;
- экскурсии;
- путешествия;
- викторины;
- встречи с интересными людьми;
- конкурсы;
- праздники;
- выставки.
Содержание программы курса «Моя малая Родина»
5класс
Тема 1: История Свердловской области
Наш край родной. Месторасположение на карте. Географическое расположение Уральских гор, Свердловской области, Нижнесергинского района и города Михайловска. История становления Свердловской области. Екатеринбург – столица Урала Символика: флаг, герб Свердловской области. Архитектурные памятники Екатеринбурга. Достопримечательности области. Музеи города Екатеринбурга и Свердловской области.
Творческие работы - конкурс рисунков «Моя малая Родина». Оформление выставки.
Тема 2: Миллион лет до нашей эры
Археологические памятники окрестностей Михайловска. Пещера «Стоянка древнего человека». Экскурсия в музей: знакомство с экспонатами музея: зубом доисторического животного, костями и зубами мамонта и другими экспонатами того времени.
Тема 3: Моя малая Родина.
Наш город. Историческое прошлое города. Традиции родного города. Памятные места моего города. Мой любимый уголок города. «Михайловский вальс» о красоте родных мест. Заводы и фабрики города: история их развития. Михайловский пруд и реки, его образующие. Горы окрестностей Михайловска. По улицам родного города. Животный и растительный мир. Изображение в творчестве поэтов и писателей природы родного края. Известные люди родного края. Практические работы: творческие работы - конкурс рисунков, фотографий, посвящённых родному краю. Оформление выставки. Творческие работы - чтение и заучивание стихов поэтов родного края. Экскурсия – Достопримечательности родного города. Экскурсия в музей. Игры «В гостях у Лесовушки». Исследовательская работа - «Улица, на которой я живу».
Тема 4: Маленькие чудеса большой природы. Природный парк «Оленьи ручьи»
История создания. Известные достопримечательности парка: пещера «Дружба», «Карстовый мост», скала «Лягушка», скульптура «Ангел» и другие. Растения и животный мир парка.
Тема 5: Народная культура
Жители родного края. Особенности труда людей родного края, профессии. Их характерные особенности быта. «Секреты русской избы». Культура и здравоохранение в XIX – начало XX вв. Народное образование. Старинные учебники, условия обучения, учителя того времени.
Тема 6: Я и моя семья
Моя семья. Мои родители. Мои бабушка и дедушка. Корни своей фамилии. Родословная моей семьи. Памятные вещи семей. Старые фотографии, письма, документы- свидетели истории семей. Практические работы: творческие работы - конкурс рисунков «Моя семья». Оформление выставки. Выполнение проекта - «Родословная моей семьи».
Тема 7: Михайловские старинные обычаи и обряды
Посиделки.
Русские народные игры.
Праздник русского самовара.
Тематическое планирование
№ п/п | Название темы | Количество часов | |
1 | История Свердловской области | 11 | |
2 | Миллион лет до нашей эры» | 2 | |
3 | Моя малая Родина. | 26 | |
4 | Маленькие чудеса большой природы. Природный парк «Оленьи ручьи» | 4 | |
5 | Народная культура | 11 | |
6 | Я и моя семья | 8 | |
7 | Михайловские старинные обычаи и обряды | 6 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Название темы | Дата | Примечание |
История Свердловской области | |||
1-2 | Наш край родной. Месторасположение на карте. Географическое расположение Уральских гор, Свердловской области, Нижнесергинского района и города Михайловска. | 09.09 | |
3 | История становления Свердловской области. | 16.09 | |
4-5 | Екатеринбург – столица Урала | 16.09 23.09 | |
6 | Символика: флаг, герб Свердловской области. | 23.09 | |
7 | Архитектурные памятники Екатеринбурга | 30.09 | |
8 | Достопримечательности области. | 30.09 | |
9-10 | Музеи города Екатеринбурга и Свердловской области. | 07.10 | |
11 | Выполнение творческих работ: конкурс рисунков «Моя малая Родина». Оформление выставки. | 14.10 | |
Миллион лет до нашей эры | |||
12 | Археологические памятники окрестностей Михайловска. Пещера «Стоянка древнего человека». | 14.10 | |
13 | Экскурсия в музей: знакомство с экспонатами музея: зубом доисторического животного, костями и зубами мамонта и другими экспонатами того времени. | 21.10 | |
Моя малая Родина | |||
14-15 | Наш город. Историческое прошлое города. | 21.10 | |
16 | Традиции родного города. | ||
17-18 | Памятные места моего города. Мой любимый уголок города. «Михайловский вальс» о красоте родных мест. Экскурсия по городу | ||
19-21 | Заводы и фабрики города: история их развития. Экскурсия в музей | ||
22-24 | Михайловский пруд и реки, его образующие. Экскурсия к пруду | ||
25-26 | Горы окрестностей Михайловска. Экскурсия по городу | ||
27-29 | По улицам родного города. Исследовательская работа - «Улица, на которой я живу» | ||
30-33 | Животный и растительный мир. Экскурсия в музей Игры «В гостях у Лесовушки» | ||
34-36 | Изображение в творчестве поэтов и писателей природы родного края. Творческие работы - конкурс рисунков, фотографий, посвящённых родному краю. Оформление выставки. | ||
37-39 | Известные люди родного края. Творческие работы - чтение и заучивание стихов поэтов родного края. | ||
Маленькие чудеса большой природы. Природный парк «Оленьи ручьи» | |||
40-41 | История создания. Известные достопримечательности парка: пещера «Дружба», «Карстовый мост», скала «Лягушка», скульптура «Ангел» и другие. | ||
42-43 | Растения и животный мир парка. | ||
Народная культура | |||
44-46 | Жители родного края. Особенности труда людей родного края, профессии. | ||
47-48 | Их характерные особенности быта. «Секреты русской избы». Экскурсия в музей | ||
49-51 | Культура и здравоохранение в XIX – начало XX вв. Экскурсия в музей | ||
52-54 | Народное образование. Старинные учебники, условия обучения, учителя того времени. Экскурсия в музей | ||
Я и моя семья | |||
55-57 | Моя семья. Мои родители. Мои бабушка и дедушка. Корни своей фамилии. Творческие работы - конкурс рисунков «Моя семья». Оформление выставки. | ||
58-61 | Родословная моей семьи. Выполнение проекта - «Родословная моей семьи». | ||
62 | Памятные вещи семей. Старые фотографии, письма, документы- свидетели истории семей. | ||
Михайловские старинные обычаи и обряды | |||
63 | Посиделки. | ||
64-66 | Русские народные игры. Экскурсия в музей | ||
67-68 | Праздник русского самовара. Экскурсия в музей |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа «Моя малая Родина»
программа дополнительного образования...
Дополнительная образовательная программа «ПО МАЛОЙ РОДИНЕ МОЕЙ» НОМИНАЦИЯ. ТУРИСТКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ.
Краеведение – одно из важных средств связи обучения и воспитания с жизнью, оно содей...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Моя малая Родина»
Дополнительная общеобразовательная программа «Моя малая Родина» туристско-краеведческой направленности. Программа направлена на воспитание у школьников патриотизма, изучение истории, традиций, к...
Дополнительная общеобразовательная программа срок реализации 1 год (для обучающихся 10 – 16 лет) «По малой родине»
Рабочая программа кружка "По малой родине"...
Конспект открытого занятия «Звуки и буквы в городе Фонетика» (из учебно-тематического плана 2 года обучения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Малая детская академия «Совушка»
Русский язык – великий и могучий, поэтому дети не всегда его осваивают. И здесь стоит вспомнить простое правило: «Учиться нужно весело, чтоб хорошо учиться». Обучающиеся 2 года...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающаяпрограмма "Фитнес аэробика"
Программа направлена не только на получение детьми углубленных образовательных знаний, умений и навыков по спортивной аэробике, а обеспечивает организацию содержательного досуга, укрепление здоровья, ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Моя малая Родина»
Цель: создание условий для формирования личности гражданина и патриота своей Родины и родного края и своего региона с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельно...