Дополнительная общеобразовательная программа срок реализации 1 год (для обучающихся 10 – 16 лет) «По малой родине»
рабочая программа по краеведению
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования «Дом детского творчества»
Черлакского муниципального района Омской области
Дополнительная общеобразовательная программа
срок реализации 1 год (для обучающихся 10 – 16 лет)
«По малой родине»
Составил: Шакая Любовь Геннадьевна,
педагог дополнительного образования
МБОУ ДО «Дом детского творчества»
Черлак – 2017
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования «Дом детского творчества»
Черлакского муниципального района Омской области
Рассмотрена: на методическом совете МБОУ ДО «Дом детского творчества» Протокол № 1 от «___» _____20__ г. | Утверждаю: Директор МБОУ ДО «Дом детского творчества» ___________________О.Г. Войнова от «_____» __________________2017 г. |
Дополнительная общеобразовательная программа
срок реализации 1 год (для обучающихся 10 – 16 лет)
«По малой родине»
Составил: Шакая Любовь Геннадьевна,
педагог дополнительного образования
МБОУ ДО «Дом детского творчества»
Черлак – 2018
Пояснительная записка
Изучение краеведения - это источник обогащения обучающихся знаниям родного края, воспитания любви к нему.
Актуальность программы в том, что она помогает уяснить неразрывную связь, единство истории малой родины с историей страны, признать своим долгом и честью быть достойным наследником лучших традиций родного края.
Программой также предусмотрено практико-ориентированное обучение, широкое использование проектной деятельности и организация образовательного процесса в интерактивном режиме. Дополнительная общеобразовательная программа составлена на основе Федерального государственного общеобразовательного стандарта общего образования и типовой программы для общеобразовательных учреждений «Омское Прииртышье» для 1-11 классов, под общей редакцией Н.А. Ждан.
Программа рассчитана на учащихся 5 - 10 классов, реализуется в течение года по 4 часа в неделю. Итого – 144 часа.
Цель программы:формирование активной гражданской позиции обучающихся.
Задачи программы
- Изучение прошлого и настоящего Черлакского района, обычаев, традиций и духовной культуры народов, проживающих в нашем районе и селах.
- Воспитание патриотизма у учащихся через краеведческие знания о районе и селе.
- Формирование и сохранение семейных ценностей и традиций.
- Формирование у школьников навыков информационной культуры. Использование Интернет и информационных технологий в изучение краеведения.
Основные направления: Программа включает следующие основные направления учебной деятельности: внеурочное (занятие в краеведческом кружке), внешкольное (посещение музеев), экскурсия по селу.
Формы проведения занятий:
- Экскурсия.
- Конференции.
- Занятия (лекции, семинары)
- Работа с документами.
- Исследовательская деятельность
- Создание презентаций, выставок.
Принцип программы: От непосредственных впечатлений и эмоций, которые формируют чувство “малой родины” - к систематизированному знанию о родном крае.
Режим занятий: занятия проводятся два раза в неделю по 2 часа.
Механизм реализации программы:
- организация экскурсий в краеведческие музеи области и района, школьный музей, сельскую библиотеку;
- пешие экскурсии по селам;
- посещение концертов фольклорных коллективов;
- сбор материала;
- оформление материалов экспедиции;
- оформление стендов для школьного музея;
- участие в краеведческих конкурсах;
- приобретенные знания по истории и культуре родного края учащиеся могут применить на уроках истории, литературы, географии, внешкольной работе;
Ожидаемые результаты: развитие и укрепление у обучающихся чувства любви к родному краю; через знания по истории и культуре родного края происходит формирование личности патриота и гражданина своей страны.
Формы реализации программы.
- Проведение выставок и экскурсий
- Участие в районных краеведческих конкурсах.
Содержание учебного курса.
Следующей составляющей системы преподавания краеведения является содержание. Можно условно говорить о концентрах (кругах) знаний по краеведению:
- Мой дом. Родословная семьи.
- Родная школа. Её история и традиции.
- Село (город): прошлое, настоящее, перспективы развития.
- История области, района.
Учебно - тематический план
№ п/п | Наименование тем и разделов | Количество часов | ||
всего | теория | практ. | ||
1. | Введение | 10 | 6 | 4 |
1.1 | Краеведение – наука о родном крае. | 2 | 2 | |
1.2 | Основные виды источников: вещественные, изобразительные, письменные, особые (фотографии, видеофильмы, кинофильмы). | 2 | 2 | |
1.3 | Ознакомление с ресурсами школьного музея. Выбор Совета музея. План работы кружка на год. | 4 | 4 | |
1.4 | Археология и краеведение. Экология и краеведение | 2 | 2 | |
2. | Край, в котором я живу. | 42 | 20 | 22 |
2.1 | Омская область на карте России. Черлакский район на карте Омской области. Наши сёла на карте Черлакского района. | 2 | 2 | |
2.2 | Семь чудес Омской области. | 2 | 2 | |
2.3 | Природа Омской области и Черлакского района: рельеф, полезные ископаемые, климат, водные ресурсы, растения и животные. История лесовыращивания. | 10 | 4 | 6 |
2.4 | Лекарственные травы моего региона | 4 | 2 | 2 |
2.5 | Топонимика. Основные источники информации: литература, свидетельства очевидцев. Легенды, рассказы. | 4 | 2 | 2 |
2.6 | Земля омская в литературе, живописи, музыке. | 4 | 2 | 2 |
2.7 | Культура и быт народов, проживающих в нашем районе. Фольклор. | 6 | 2 | 4 |
2.8 | Храмы над Иртышом | 2 | 2 | |
2.9 | Особо охраняемые территории и памятники природы Омской области | 4 | 2 | 2 |
2.10 | Создание презентации «Край, в котором я живу» | 4 | 2 | 2 |
3. | Мое село: прошлое, настоящее, перспективы развития. | 40 | 24 | 16 |
3.1 | Южно-Подольское поселение. Административное устройство. Население. | 2 | 2 | |
3.2 | Возникновение, становление и развитие села Южно-Подольск | 4 | 2 | 2 |
3.3 | Колхоз имени Молотова – результат государственной программы укрупнения хозяйств в 50-х годах прошлого века. | 4 | 2 | 2 |
3.4 | Первые председатели колхоза – «легенды» | 2 | 2 | |
3.5 | Встреча с заслуженными работниками сельского хозяйства | 2 | 2 | |
3.6 | Наши земляки – участники Великой Отечественной войны. | 2 | 2 | |
3.7 | Депортация мирного населения во время ВОВ | 4 | 2 | 2 |
3.8 | Дети войны. | 2 | 2 | |
3.9 | Награда в твоем доме. | 4 | 2 | 2 |
3.10 | Мемориал Славы. | 2 | 2 | |
3.11 | Наши земляки - участники военных действий в Афганистане и Чечне | 2 | 2 | |
3.12 | Встреча с тружениками тыла в годы ВОВ . | 2 | 2 | |
3.13 | Возникновение, становление и развитие р.п Черлак. | 2 | 2 | |
3.14 | Возникновение, становление и развитие села Макаркино | 2 | 2 | |
3.15 | Возникновение, становление и развитие села Золотухино | 2 | 2 | |
3.16 | История первой церкви в селе. Строительство новой церкви. | 2 | 2 | |
4. | Родная школа. Её история и традиции | 32 | 12 | 20 |
4.1 | История Южно-Подольской средней школы. Выпускники школы – уважаемые люди района. | 4 | 2 | 2 |
4.2 | История старой и новой школы в селе Южно-Подольск. | 4 | 2 | 2 |
4.3 | Учителя – ветераны педагогического труда. | 6 | 2 | 4 |
4.4 | Гордость нашей школы – выпускники (медалисты). | 6 | 2 | 4 |
4.5 | Здесь пыль веков. История возникновения школьного музея. | 2 | 2 | |
4.6 | Организация Экскурсий для учащихся школы, учителей, родителей. | 6 | 2 | 4 |
4.7 | Создание презентации « Наша школа» | 4 | 2 | 2 |
5. | Мой дом. Родословная семьи. | 20 | 12 | 8 |
5.1 | Имя и фамилия. Что они означают. | 2 | 2 | |
5.2 | Самые распространенные фамилии поселения. История происхождения моей фамилии. | 2 | 2 | |
5.3 | О чем рассказали фотографии из старого альбома. | 2 | 2 | |
5.4 | Построение генеалогического древа. Создание родословной своей семьи. | 4 | 2 | 2 |
5.6 | Реликвии моей семьи. Работа по созданию семейного архива. | 4 | 2 | 2 |
5.5 | Знакомство с родословными знаменитых людей Омской области. Конкурс знатоков родного края. | 4 | 2 | 2 |
5.6 | Подводим итоги работы кружка. | 2 | 2 | |
ИТОГО: | 144 | 74 | 70 |
Учебная программа занятий «По малой родине»
1-го года обучения
Введение (10 часов).
Краеведение – наука о родном крае. Основные виды источников: вещественные, изобразительные, письменные, особые (фотографии, видеофильмы, кинофильмы). Ознакомление с ресурсами школьного музея. Выбор Совета музея. План работы кружка на год. Археология и краеведение. Экология и краеведение |
Край, в котором я живу (42 часа)
Омская область на карте России. Черлакский район на карте Омской области. Наши сёла на карте Черлакского района. Семь чудес Омской области. Природа Черлакского района: рельеф, полезные ископаемые, климат, водные ресурсы, растения и животные. История лесовыращ ивания. Лекарственные травы моего региона. Топонимика. Основные источники информации: литература, свидетельства очевидцев. Легенды, рассказы. Земля омская в литературе, живописи, музыке. Культура и быт народов, проживающих в нашем районе. Фольклор. Храмы над Иртышом. Создание презентации «Край, в котором я живу». |
Моё село: прошлое, настоящее, перспективы развития (40 часов).
Южно-Подольское поселение. Административное устройство. Население.
Возникновение, становление и развитие села Южно-Подольск
Колхоз имени Молотова – результат государственной программы укрупнения хозяйств в 50-х годах прошлого века. Совхоз «Южно-Подольский».
Первые председатели колхоза и совхоза – «легенды»
Встреча с заслуженными работниками сельского хозяйства.
Наши земляки – участники Великой Отечественной войны.
Депортация мирного населения во время ВОВ
Дети войны.
Награда в твоем доме.
Мемориал Славы.
Наши земляки - участники военных действий в Афганистане. 25 лет с момента вывода войск из Афганистана.
Встреча с тружениками тыла в годы ВОВ.
Возникновение, становление и развитие р.п Черлак.
Возникновение, становление и развитие села Макаркино.
Возникновение, становление и развитие села Золотухино.
История первой церкви в селе. Строительство новой церкви.
Родная школа. Её история и традиции (32 часа).
История Южно-Подольской средней школы. Выпускники школы – уважаемые люди района. История старой и новой школы в селе Южно-Подольск. Учителя – ветераны педагогического труда. Гордость нашей школы – выпускники (медалисты). Здесь пыль веков. История возникновения школьного музея. Организация Экскурсий по школьному музею для учащихся школы, учителей, родителей. Создание презентации « Наша школа» |
Мой дом. Родословная семья (20 часов).Имя и фамилия. Что они означают. Самые распространенные фамилии поселения. История происхождения моей фамилии. О чем рассказали фотографии из старого альбома. Построение генеалогического древа. Создание родословной своей семьи. Реликвии моей семьи. Работа по созданию семейного архива. Знакомство с родословными знаменитых людей Омской области. Конкурс знатоков родного края. Подводим итоги работы кружка. |
Обучающиеся должны знать:
- площадь, конфигурацию и административное деление Черлакского района;
- особенности экономико-географического положения района;
- основные формы рельефа, тип климата, внутренние воды, виды растений и животных своего Черлакского района и села Южно-Подольск;
- природную зону, в которой расположен район;
- - виды природных ресурсов и экологические проблемы района;
- ведущие отрасли хозяйства и предприятия;
- основные транспортные магистрали;
- основные этапы заселения и хозяйственного освоения территории района;
- свою родословную, составление генеалогического дерева семьи;
- происхождение названия сел и поселков Черлакского района, рек, на которых они расположены;
- знать о вкладе земляков в Российскую науку, образование, культуру.
- знать биографические данные наших земляков (героев, военнослужащих), воспитывать на данных примерах обучающихся.
- понятия «Родина», «Отчизна», «Отечество».
Обучающиеся должны уметь:
- учиться анализировать,
- вдумчиво читать,
- собирать по крупицам материал,
- работать в архивах,
- приобретать навыки экскурсовода, навыки работы в школьном музее.
Методическое обеспечение.
Методологической основой курса является деятельностный подход. Данный подход определил выбор способов организации образовательного процесса в кружке. Это игровая технология, а также проблемного и исследовательского характера обучения; методы применения полученных знаний, умений и навыков.
На занятиях широко используются активные и интерактивные формы обучения. Занятия проводятся в форме дискуссий, конференций, экскурсий, практикумов, защиты проектов, выполнение презентаций на тему. Для активизации деятельности воспитанников используются на занятиях игровые элементы: конкурсы, турниры, ролевые игры. Это особенно эффективно, так как открывает разнообразные воспитательные возможности, развивает у воспитанников воображение, мышление, способствует вовлечению их в творческую деятельность и общение, стимулирует познавательную активность.
На занятиях используется фронтальная, групповая, индивидуальная формы организации учебно-познавательной деятельности воспитанников.
Результаты освоения программы воспитанниками кружка отслеживаются через их участие в массовых интеллектуально-творческих мероприятиях различного уровня.
Список литературы:
Для педагога:
- Азарова Л.В. Изучение родного края: учебное пособие. – Омск: ФГОУ ВПО ОмГПУ, 2003.
- Азарова Л.В. География Омской области. – Омск: БОУДПО ИРООО, 2008 г.
- Ачаирский Крестовый монастырь. – Омск: «Омский дом печати», 2000 г
- Бородина А.В. Основы православной культуры. – М: «Покров», 2003
- Воробьева З.В. Храм над Иртышом. – Омск: ОмГПУ, 2005 г.
- Данилов В.А., Жук А.В. Краткая история православия и ислама на территории Западной Сибири: учебное пособие. – Омск: ОмГПУ, 2007 г.
- Земля, на которой мы живем. Природа и природопользование Омского Прииртышья. – Омск, 2002 г.
- Изучение природного краеведения в 5-10 классах общеобразовательных учреждений. – Омск, 2003 г.
- Изучение исторического краеведения в 5-9 классах общеобразовательных учреждений. – Омск, 2003 г.
- Кожухарь А.А. Занимательная география Омской области. – Омск: ОМГПУ, 1995 г.
- Коников Б.А. Омское Прииртышье в древности. – Омск: ОмГПУ, 2001 г.
- Лебедева Н.И. Храмы и молитвенные дома Омского Прииртышья. – Омск: ОмГПУ. «Издатель-полиграфист», 2003 г.
- Лыхенко С.А. Историко-культурное наследие народов Омского Прииртышья. – Омск: ОмГПУ, 2001 г.
- Миненков Н.А. История: Омск их XVIII века в век XXI. – С-Петербург «Русь», 2008 г.
- Омское Прииртышье: история Омского Прииртышья: XX век. – Омск: ГОУДПО ИРООО, 2007 г.
- Омское Прииртышье: история Омского Прииртышья с древнейших времен и до конца XIX. – Омск: ГОУДПО ИРООО, 2007 г.
- Омское Прииртышье: культура Омского Прииртышья: быт и прикладное творчество, хрестоматия для учителей. – Омск: ГОУДПО ИРООО, 2007 г.
- Омское Прииртышье: культура Омского Прииртышья: язык и речь жителей Омского Прииртышья. – Омск: ГОУДПО ИРООО, 2007 г.
- Омское Прииртышье: природа и экология Омского Прииртышья: хрестоматия. – Омск: ГОУДПО ИРООО, 2007 г.
- Омская область: путеводитель, 1 издание. – М:» Авангард», 2006 г.
- Прошлое Омского Прииртышья. – Омск: ОмГИК, 2005 г.
- Программы элективных курсов предпрофильной подготовки: химия, география, биология. – Омск: ООИПКРО, 2004 г.
- Программа общеобразовательных учреждений «Омское Прииртышье»: 1-11 классы. – Омск: ГОУДПО ИРООО, 2007 г.
- Саренко Г.И. Регионоведение: география Омской области. – Омск: ООИПКРО, 2010 г.
- Сибирская голгофа. Омско-Тарская епархия. – Омск: «Издательский дом печати», 2009 г.
- Соловьев С.А. Птицы Омска и его окрестностей. – Новосибирск: «Наука» , 2005 г.
- Успенский Кафедральный собор. Омская святыня. – Омск, 2009 г.
- Чащин В.П. Природопользование и охрана природы на территории Омской области: Книга для учителя. Ч.1. – Омск: ОмГПУ, 2006 г.
- Чащин В.П. Природопользование и охрана природы на территории Омской области: Книга для учителя. Ч.2. – Омск: ОмГПУ, 2006 г.
- http: // www.omsktfi/ru – Территориальный фонд информации по Омской области
- www.omskportal.ru/ Омская губерния/ Информационный портал
Для обучающихся
- Бородин М.И. На тихом бреге. – Омск: РИО Упрполиграфиздат, 2006 г.
- Гончаренко А.А. Всемирная история для школьников: краеведение. – Омск: ОмГПУ, 2009 г.
- Детская энциклопедия. Я познаю мир. Экология. – М: «Олимп», 1998 г.
- Детская энциклопедия. Я познаю мир. Религии. – М: «Олимп», 1998 г.
- Красная книга Омской области/ Правительство Омской области. – Омск:ОмГПУ, 2010 г.
- Колесников А.Д. Памятники и памятные места Омской области. – Омск: Омское книжное изд-во, 2009 г.
- Кудринский В. Я вижу Сибирь. – Омск: Издательский дом «ЛЕО», 2009 г.
- Сибирский миф: голоса территорий. – Омск: НП Творческая студия «Экипаж», 2009 г.
- Шевченко Л.Л. Православная культура. – М: «Покров», 2009 г.
- Энциклопедия для детей. – М: «Аванта», 2002 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «ТЕАТРАЛЬНАЯ СТУДИЯ» Тип программы: модифицированная. Срок реализации: 3 года.
Программа рассчитана на 4 часа внеделю (за год 144 часа)...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «ТЕАТРАЛЬНАЯ СТУДИЯ» Тип программы: модифицированная Срок реализации: 3 года. Календарно-тематическое планирование.
Планирование составлено на 2 года обучения.(144 часа в год)....
Дополнительная общеобразовательная программа "Начальное авиамоделирование" Техническая направленность Возраст детей: с 7 лет Срок реализации программы: 1 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Начальное авиамоделирование – первая ступень овладения авиационнойтехникой, увлекательное и серьезное занятие, способствующее раскрытию и развитию творческих способнос...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Совершенствование туристско-спортивного мастерства» (для учащихся 15– 18 лет, срок реализации 1 год
Образовательная программа «Туристическое многоборье. Совершенствование спортивного мастерства» является модифицированной, углубленного уровня и имеет туристско-краеведческую направленность...
Дополнительная общеобразовательная программа Спортивно-оздоровительной направленности «Настольный теннис» Возраст обучающихся 13 – 16 лет Срок реализации 1 год Педагог Курбаналиев Мирлан Орозович
Дополнительная общеобразовательная программаСпортивно-оздоровительной направленности«Настольный теннис» Возраст обучающихся 13 – 16 летСрок реализации 1 год Педагог К...
Дополнительная общеобразовательная программа в области музыкального искусства" Народные инструменты". Рабочая программа "Дополнительный инструмент" (Домра) ( срок реализации 4 года)
Структура программы включает в себя пояснительную записку, которая содержит краткую характеристику предмета, его роль в образовательном процессе, срок реализации учебного предмета, объём учебного врем...
Дополнительная общеобразовательная программа технической направленности «Рисуем на компьютерах» стартовый уровень Возраст обучающихся: 11 - 12 лет Срок реализации: 1 год
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время в мире современных технологий компьютерная графика занимает по популярности одно из первых мест. Занятия компьютерной графикой с одной сто...