Методическая разработка занятия в рамках внеурочной деятельности Тема: «И девушка наша проходит в шинели»
план-конспект по краеведению
Патриотизм в нашей стране становится важнейшей ценностью, интегрирующий социальный, духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический аспект.Важно, что бы молодое поколение принимало активное участие в подготовке и проведении мероприятий, направленных на развитие чувства патриотизма к своей родине. Литературно- музыкальная композиция по средством взаимной творческой работы сотрудников музея и учеников МОУ СОШ №131, позволяет расширить изучение событий ВОВ и выстроить вектор воспитательной работы на примере судеб земляков «Великая Отечественная война –это историей нашей Родины, историей наших предков.»
Цель: формирование гражданско-патриотического сознания, развитие чувства сопричастности к судьбе отечества.
Задачи:
- формирование патриотических чувств на основе культурно-патриотических
ценностей русского народа;
- побуждение стремления узнать историю своей страны и родного края;
- знакомство молодого поколения с судьбами земляков;
- воспитание высоких духовно-нравственных принципов, гражданской
ответственности, любви и преданности своему Отечеству;
Подготовительная работа:
- Поиск информации.
- Разработка сценария.
- Создание презентации, подбор музыкального сопровождения,
Время проведения: 50 минут.
Форма проведения: литературно-музыкальная композиция.
Возраст участников: 5-7 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
i_devushka_nasha_prohodit_v_shineli._1.docx | 28.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка занятия в рамках внеурочной деятельности
Тема: «И девушка наша проходит в шинели»
Для учащихся 5-11 классов
по направлению духовно –нравственное воспитание
в рамках конкурсной номинации
«Занятие по истории родного края в краеведческом-
музее в рамках внеурочной деятельности»;
Выполнила учитель истории:
Капарулина Дарья Андреевна
Карталы
2023
Методическая разработка занятия в рамках внеурочной деятельности
«И девушка наша проходит в шинели».
1. Методическая характеристика темы
Патриотизм в нашей стране становится важнейшей ценностью, интегрирующий социальный, духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический аспект.Важно, что бы молодое поколение принимало активное участие в подготовке и проведении мероприятий, направленных на развитие чувства патриотизма к своей родине. Литературно- музыкальная композиция по средством взаимной творческой работы сотрудников музея и учеников МОУ СОШ №131, позволяет расширить изучение событий ВОВ и выстроить вектор воспитательной работы на примере судеб земляков «Великая Отечественная война –это историей нашей Родины, историей наших предков.»
Цель: формирование гражданско-патриотического сознания, развитие чувства сопричастности к судьбе отечества.
Задачи:
- формирование патриотических чувств на основе культурно-патриотических
ценностей русского народа;
- побуждение стремления узнать историю своей страны и родного края;
- знакомство молодого поколения с судьбами земляков;
- воспитание высоких духовно-нравственных принципов, гражданской
ответственности, любви и преданности своему Отечеству;
Подготовительная работа:
- Поиск информации.
- Разработка сценария.
- Создание презентации, подбор музыкального сопровождения,
Время проведения: 50 минут.
Форма проведения: литературно-музыкальная композиция.
Возраст участников: 5-7 класс
Ход мероприятия:
Ведущий 1: Здравствуйте, уважаемые гости! Мы рады приветствовать вас.
Проходят годы, уходят из жизни ветераны войны. Все меньше остается тех, кто пережил войну. Все тише звон орденов и медалей, когда идут они в День победы мимо Вечного огня. Наступит день, когда ветераны останутся только в нашей памяти да в кадрах старых кинохроник, фотографий.
Ведущий 2:Так уж случилось, что наша память о войне и все наши представления о войне – мужские. Это и понятно: сражения, битвы и ратные подвиги испокон веков считались уделом мужским. Но давайте сегодня мы посмотрим на войну другими глазами – женскими.
Женщина и война…Оба эти слова женского рода… Но они несовместимы. Женщина и война…
Чтец 1: (на фоне видеоряд из фото девушек ветеранов Карталинского района)
В мир приходит женщина,
Чтоб свечу зажечь.
В мир приходит женщина,
Чтоб очаг беречь.
В мир приходит женщина,
Чтоб любимой быть.
В мир приходит женщина,
Чтоб детей родить.
В мир приходит женщина,
Чтоб цветком цвести.
В мир приходит женщина,
Чтобы мир спасти.
Ведущий 1:Более десяти тысяч карталинцев сражались на фронтах, в том числе 797 женщин.Пройдем их путь вместе с ними. ( театральная зарисовка «Девушка и Война», девушки в военной форме читают стихи, проходя в зал по одной замирая после прочтения)
1 девушка:
Я ушла из детства в грязную теплушку.
В эшелон пехоты, в санитарный взвод.
Дальние разрывы слушал и не слушал
Ко всему привыкший сорок первый год.
2 девушка
Я пришла из школы в блиндажи сырые,
От Прекрасной Дамы в «мать» и «перемать».
Потому что имя ближе, чем «Россия»,
Не могла сыскать.
3 девушка
Качается рожь несжатая
Шагают бойцы по ней
Шагаем и мы – девчата,
Похожие на парней.
Нет, это горят не хаты –
То юность моя в огне…
Идут по войне девчата,
Похожие на парней.
Ведущий 2: В один день мир женщин разделился на прошлое – то, что было еще вчера: последний школьный звонок, новое платье к выпускному балу, первая любовь, мечты о будущем… И война. То, что называлось войной, обрушилось, прежде всего необходимостью выбора. И выбор между жизнью и смертью для многих из них оказался простым как дыхание. Так какие они были, девчонки сорок первого, как уходили на фронт?( литературно – музыкальная зарисовка «Наши Земляки», театрализованный рассказ о военных буднях карталинских девушек, по личным записям «Военные воспоминания»)
Ведущий 1: Япрынцева Полина Иосифовна-зенитчик -приборист, наводчик. звание - ефрейтор.(слайд Япрынцева П.И.)
1 Девушка (от имени Япрынцевой Полины Иосифовны):
22 июня 1941 года был чудесный воскресный день, и мы ,компания юных локомотивщиков, отдыхала в Анненске, а когда приехали домой, веселые и отдохнувшие, то и нас ждала страшная весть о начале ВОВ.
Буквально на следующий день я со своей подругой Людмилой Степановой отправились в военкома и стали проситься на фронт. Разве могли мы усидеть дома в такой тяжелый для страны момент! Пороги военкомата обивали несколько месяцев, нас долго отговаривали, объясняли , что война – это не женское дело, пугали трудностями… а потом махнули рукой и отправили на медицинскую комиссию. Причем все делалось под большим секретом, домашние ничего не знали о нашем решении . И вот в конце апреля 1942 года получили долгожданные повестки из военкомата.
5 мая 1942 года, воинский эшелон увозил вместе с подругами, (с Марией Важениной) во фронтовую жизнь, полную неизвестности. После прохождения курса молодого бойца попала в 308 отдельный зенитно-артиллерийский батальон. Предстояло защищать от налетов фашистской авиации крупные железнодорожные узлы, была зенитчиком -прибористом, а потом наводчиком. Свое первое боевое крещение получила на станции Бологое, которая имела огромное стратегическое значение. В ходе боев наша батарея сбила несколько фашистских бомбардировщиков.
«Подвигов не совершала, а службу несла, как все бойцы нашего подразделения»
Ведущий1: Затем были Великие Луки, Прибалтика, войну закончила Полина Иосифовна в Восточной Пруссии, в городе Тильзите в мае 1945 года в звании ефрейтора. Награждена медалью «За Победу над Германией», орденом Отечественной войны, знаком «Отличник ПВО», множеством юбилейных медалей.
Ведущий 2: Важенина Мария Васильевна - командир отделения связи ПВО, звание - младший сержант(Слайд Важенина Мария Васильевна)
2 Девушка (от имени Марии Васильевны Важениной):
После школы я окончила Копейское горное училище и одновременно летную школу. Правда, ранее была принята без экзаменов в Пермское художественное училище, так как способности к рисованию у меня были с детства. С друзьями из своего класса договорились, что после окончания училища поедем добровольцами в Испанию. Но этим планам не довелось сбыться. Судьба распорядилась по-своему.
Получив корочки военного летчика, я была вынуждена вернуться в Карталы и устроилась в локомотивное депо токарем. А тут грянула ВОВ. Разве могла я усидеть дома в такой тяжелый для страны момент! Я несколько месяцев обивала пороги военкомата и все просилась на фронт. И вот 5 мая я уезжаю на фронт. Но в летную часть меня не пропустила комиссия из-за моего малого роста, и направили меня с такими же молодыми карталинскими девчонками в батальон связи
Прошла всю войну, что называется, от звонка до звонка вместе с батальоном ПВО, а это - Калининский, Северо-Западный и Первый Прибалтийский фронты.
Ведущий 2: Ратный труд командира отделения связи младшего сержанта М.В.Важениной отмечен правительственными наградами: она кавалер орденов Красной звезды и Отечественной войны 11 степени, почетный знак «Отличник ПВО».
Ведущий 1: Волкова Надежда Федоровна - гвардии старший сержант, мастер по авиационному вооружению штурмовой авиации. (слайд Волкова Надежда Федоровна)
3 Девушка (от имени Волковой Надежды Федоровны):
«В армию меня призвали в 1942году.С мая 1942 года курсант школы младших авиаспециалистов. Звание рядовой. С июня 1942 года стрелок по вооружению 313 штурмового авиационного полка в Ленинградской области. Приступила к обязанностям стрелка. Сначала знакомилась с пушками, бомбами, пулеметами, реактивными снарядами – это вооружение находилось на самолете ИЛ – 2. В августе 1942года Сталинградский фронт. Наш авиаполк принимал активное участие в разгроме немецкой группировки, уничтожая боевую технику, вражеских солдат и офицеров. Так наш полк в составе 16 Гвардейской воздушной армии провел с успехами бои под Курскую дугой, Гомелем,Брестом, Война для меня закончилась в мае 1945года под Берлином, где без паотерь с большим напряжением летчики нашего полка бомбили вражеские скопления немецких войск.»
Ведущий 1: Надежда Федоровна награждена орденами и медалями: «За боевые заслуги», «За оборону Сталинграда», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина».
Ведущий 2: На войне были не только убитые, но и раненые... Тяжелая участь выпала на долю медицинских сестер, они спасали жизни вынося бойцов с поля боя. И не было ничего важнее услышать сквозь грохот боя «Я тут маленький… Потерпи, родной…».
Чтец 2: О медсестрах и санитарках
(Видео на фоне после боя, фото наших медсестер)
Сто раненых она спасла одна
И вынесла из огневого шквала,
Водою напоила их она
И раны их сама забинтовала.
Под ливнем раскаленного свинца
Она ползла, ползла без остановки
И, раненого подобрав бойца,
Не забывала о его винтовке
Ведущий 1:Ездунова Антонина Петровна ушла на фронт добровольцем 17 летней девчонкой. Работала в санитарном поезде, что забирал раненых с линии фронта и вез в тыл. Из воспоминаний «Однажды в начале зимы, попали под бомбёжку, поезд остался цел, а окна выбило во всех альбомах. Тяжело раненые плакали от боли и холода, Врачам, медсестрам и санитаркам был дан приказ- не падать духом» Пол семь суток порой не спали. Лишь украдкой дремали по 15-20 минут, сидя за столом. Когда проезжали фронт не включали свет, в темноте перевязывали кормили. А по вечерам начальник поезда что бы поднять настроение солдатам, просил медсестер спеть. Это теперь страшно, когда вспоминаешь, а тогда молодые были легко было»
За Участие в войне Антонина Петровна была награждена орденом Отечественной Войны 2 степени.
Ведущий 2: Сегодня мы вспомнили лишь о шести участницах ВОВ.Но их было 797 девчонок. И многие из них не вернулись с фронта, как и многие из ваших близких родственников. Мы предлагаем почтить минутой молчания всех погибших ВОВ …
(Девушки зажигают в своих руках электронные
Ведущий 1:Большое спасибо всем за внимание.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Великая Отечественная война в лирике и прозе. В 2т.: Т.1,2.- М.: Дрофа: Вече, 2002
2.Алентьев Ю. Родной край, брошюра : 1988.
3.Стихи военных лет.1941-1945/Сост. С.Наровчатов, Я. Хелемский; Худож. В.Аладьев. -М.: Худож. Лит.,1985.
Список используемых источников:
1. Личные Дневники Марии Важениной (Карталинский Историко-краеведческий музей)
2. Архивные документы клуба «Фронтовые Подруги.» (Карталинский Историко-краеведческий музей)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка занятия по внеурочной деятельности в 5 классе «Путешествие в прошлое. Валуйский Успенский Николаевский мужской монастырь»
Занятие-путешествие в историю Валуйского Успенского Николаевского монастыря....
Методическая разработка занятия по внеурочной деятельности по теме "Устный счет в занимательных задачах" - 2015 г.
Данная разработка стала призером районного конкурса методических разработок занятия по внеурочной деятельности в общеинтеллектуальном направлении...
Методическая разработка занятия по внеурочной деятельности
конспект занятия...
Методическая разработка занятия по внеурочной деятельности "Советский солдат - воин-освободитель"
Учащиеся 4-х классов на занятиях по внеурочной деятельности познакомились с рассказомSoldatengrutze» (Солдатская каша) автора Н.Богданова .Целесообразно на занятии в классе провести итогов...
Методическая разработка занятия курса внеурочной деятельности "Читательская грамотность: учимся для жизни" на тему: "Проблемы повседневности: выбор товаров и услуг"
Класс: 8-9Цель занятия: формировать умение смыслового чтения, умение извлекать информацию из несплошного множественного текста для осознанного выбора потребительских услуг....
Методическая разработка занятия курса внеурочной деятельности "Читательская грамотность: учимся для жизни" на тему: "Я умею читать"
Класс: 5-7Вводное занятие курса внеурочной деятельности по читательской грамотности....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ по внеурочной деятельности по русскому языку в рамках ФГОС ООО 6 класс
laquo;Давайте дружить со словарём!»Словари — настольные книги каждого образованного человека. Они могут помочь правильно писать и произносить слова, получать разнообразные знания о м...