МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ по внеурочной деятельности по русскому языку в рамках ФГОС ООО 6 класс
план-конспект занятия по русскому языку (6 класс)

Логвинова Евгения Владимировна
«Давайте дружить со словарём!»
Словари — настольные книги каждого образованного чело­века. Они могут помочь правильно писать и произносить слова, получать разнообразные знания о мире. Словарей великое множество. Чтобы они стали нашими помощниками, мы должны научиться понимать их особенности .
Вреурочное заятие посвящено празднованию дня рождения Владимира Ивановича Даля, создателя "Толкового словаря.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochnoe_zanyatie_6_klass.docx39.53 КБ

Предварительный просмотр:

Класс 6


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ

по внеурочной деятельности по русскому языку в рамках ФГОС ООО

Логвинова Евгения Владимировна учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ № 2  С. Ладовская Балка  

Тема: «Давайте дружить со словарём!»

Тип занятия: урок-игра, комплексное применение УУД с элементами групповой и исследовательской деятельности.

Результаты:

Предметные:

Формировать потребность в обращении к словарям и навыки работы с ними; способность извлекать из словарей информацию, необходимую для решения учебных задач

Метапредметные:

  1. Развивать информационную компетенцию: навыки работы с различными источниками информации (словарная статья, монологическая речь учителя, учащихся, окружающий мир).
  1. Развивать предметную компетенцию: навыки грамотной устной и письменной монологической речи, 3.Развивать коммуникативную компетенцию: навыки группового взаимодействия.

4.Развивать учебно-познавательные компетенции: исследовательские навыки познания, умение действовать самостоятельно, добывание знаний непосредственно из реальности

6. Развивать творческие способности учащихся.

Личностные:

1. Формировать социокультурную компетентность: бережное отношение к родному русскому языку, воспитание чувства патриотизма на основе изучения общей культуры употребления родного языка

Формируемые УУД

Личностные

Коммуникативные

Познавательные

Регулятивные

Осознавать роль словарей в жизни человека, роль русского языка в жизни общества и государства; роль языка в жизни человека; красоту, богатство, выразительность русского языка.

Слушать и понимать других; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Овладеть основными понятиями из разделов русского языка: нормы орфоэпические, орфографические, понятие «фразеологизма» и др.

Научиться пользоваться словарем, изучить, как устроена словарная статья.

Планирование самостоятельного выполнения        заданий,                выбор темпа        работы,                умение действовать самостоятельно высказывать предположения на основе наблюдений и сравнивать с        выводами                в        учебнике;

осуществлять познавательную и личностную рефлексию

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Получат новые знания о разнообразии словарей, научатся ориентироваться при выборе словаря нужного профиля, научатся быстрому поиску необходимой информации в словарях.

адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;

владение ознакомительным и изучающим видами чтения;

умение        создавать        устные        и        письменные тексты на заданную тему.

Понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных творческих способностей и моральных качеств личности, его

значения в процессе получения школьного образования

Оборудование:

Книжная выставка: «Словари – наши друзья и помощники»; оборудование для показа презентации; наборы словарей (по количеству групп участников)

Этап занятия

Форма работы

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

I.

Самоопределение к деятельности, целеполагание.

Совместное определение цели и        задач занятия, этапов        и        форм работы.

Беседа

Дорогие ребята! Кто знает день своего рождения? День рождения своих родителей ? Малой Родины? А может быть кто-нибудь знает день рождения нашей родной школы?

Вы молодцы! А знает ли кто-то из вас, когда отмечается день рождения словаря?

22 ноября в России отмечается праздник ДЕНЬ СЛОВАРЯ, в день рождения Владимира Ивановича Даля, создателя "Толкового словаря живого

Сегодня мы с вами проведем необычный урок. Мы разделимся на команды и будем соревноваться. Соревноваться умственно! Мы постараемся выявить лучших из лучших в знании русского языка, языковых норм и лексики. Ребята, вы любите спорт? Какими видами спорта вы занимаетесь?

На доске вы видите карточки со словами «словарь» и «спорт». Совместимы ли они по вашему мнению?

Сегодня они будут ключевыми словами, будут взаимодействовать.

Но, как уже было сказано ранее, урок наш необычный, и сегодня нашими друзьями и главными помощниками станут различные СЛОВАРИ. Именно они, как опытные тренеры,

Организует уч-ся к уроку        через проблемную беседу

Подводит учащихся к выяснению темы урока, выясняет цель урока совместно с учащимися

Настраиваются на плодотворную

работу, отвечают на        вопросы учителя,

выясняют     тему

урока,        цель занятия,

Регулятивные

помогут нам с вами, начинающим юным спортсменам, одерживать победу за победой в наших состязаниях.

Как вы думаете в чем будет заключаться цель нашего занятия?

Учащиеся с помощью учителя формулируют тему урока, ставят цель урока.

Действительно, цель нашего урока – научиться пользоваться словарями и подружиться с ними, расширять словарный запас. Говорить

правильно, по существу.

II.        Этап

актуализации знаний        и

фиксации

затруднений        в деятельности

Беседа, индивидуальная работа отдельных учащихся

- Обратите внимание, на столе каждой команды лежат разные словари. Давайте назовем их вспомним для чего нужен каждый из них, чем может нам помочь и о чем рассказать

Назовем наши команды «Быстрее»,

«Выше» и «Сильнее».

Итак, начнем наши соревнования! Всем желаю успехов!

Объясняет задание.

Учащиеся оформляют                        свои мысли        в        устной форме, вспоминают                        , какие                        типы словарей им уже известны, делают вывод        о        пользе

словарей

Познавательные, коммуникативные

III. Вхождение в тему                занятия        и создание условий для        осознанного восприятия материала

Компетентностно- ориентированное задание. Работа в группах.

Игра 1 «КТО БОЛЬШЕ?»

Задание: участникам команд необходимо вспомнить и записать как можно больше видов спорта на букву      «Б».        При проверке выполненного задания членами жюри буду засчитываться только орфографически                правильно записанные слова (без ошибок). Поэтому   учащимся   рекомендуется

воспользоваться одним из словарей, лежащих на столах каждой команды.

Организует работу в игре, консультирует учащихся.

Выполняют

задания, работают с орфографическим словарем,        учатся работать в группе.

Познавательные (понимание

задания, извлечение необходимой

информации        из словаря) Коммуникативные

IV. Физминутка

image1.png

Проводит

физминутку, используя ЭОР

Выполняют упражнения

Регулятивные

V. Работа по теме занятия

Компетентностно- ориентированное задание. Работа в группах.

Индивидуальная работа учащегося.

Беседа

Компетентностно- ориентированное задание. Работа в группах.

Игра 4 «ОРФОЭПИЧЕСКИЙ БОКС»

К доске приглашается один участник от каждой команды.

Задание: правильно расставить ударение в словах и произнести. Акцент делается на ударение: участник в боксерской стойке произносит слова, имитируя удар боксера по ударению в слове.

По        желанию        к                капитану        могут  присоединиться члены команды акаде́мия        [д’]                балова́ть балу́ю жалюзи́ звони́ть  звони́ т краси́вее

кру́жево, ку́хонный премирова́ть прибы́ ть сре́дство.

Команда, выполнившая   задание   с

наименьшим количеством ошибок, получает 1 балл.

- Ребята, знаете ли вы какой словарь может помочь вам правильно произносить слова? Правильно, орфоэпический словарь! Найдите такой словарь на вашем столе, запомните его и всегда обращайтесь к нему за помощью!

Игра 5 «КТО ОН ТАКОЙ?»

Задние:

Задача        участников        команды        - объяснить значение слов с помощью

Объясняет        задание, комментирует выполнение                задания учащимися

Актуализирует знания,        полученные ранее учениками

Объясняет задание, корректирует работу в группах.

Ученик произносит слова в соответствии с орфоэпическими нормами русского литературного

языка

Находят на столе орфоэпический словарь,                делают вывод        о                его пользе.

Отвечают        на данные вопросы, записывают свои ответы.

Личностные Коммуникативные Познавательные (анализ,        синтез, сравнение, обобщение, аналогия,

классификация– построение логической        цепи рассуждений, вы- ведение

следствий;– самостоятельное создание алгоритмов

деятельности ;

– доказательство)

Компетентностно- ориентированное задание.

Индивидуальная работа ученика.

Беседа

Беседа

Команда, записавшая наибольшее количество слов без ошибок, получает 1 балл.

Каким словарем вы воспользовались, ребята?

Игра 2 «ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ БИАТЛОН»

К доске приглашаются капитаны команд.

Задание: Под диктовку они пишут у доски словарные слова. После каждого записанного слова учитель комментирует        правильность написания. Ученик, допустивший промах (написавший слово с ошибкой), выбывает. Побеждает ученик, который продержится у доски дольше всего. Он и принесет балл команде.

Слово учителя: После первых двух игр приходим к выводу, что нам с вами        просто        необходим орфографический                словарь! Объясните, почему?

Ну а мы продолжаем наши состязания.

Игра 3 «ПОПАСТЬ В ЯБЛОЧКО»

  • Прежде чем я объясню правила предстоящей игры, хочу вас спросить. Что значит «попасть в яблочко»? Какой единицей языка является это выражение?
  • Действительно, это фразеологизм! Молодцы, ребята! Говоря о

Помогает проанализировать действия учащихся

Помогает проанализировать действия учащихся

Побуждает        к деятельности.

Отвечают        на вопросы учителя

Ученик работает у доски, выделяет орфограммы в словарных словах

Делают выводы о пользе орфографического словаря,                        о важности развития                умения им        пользоваться при                решении учебных задач

Отвечают        на вопросы учителя, объясняют, что такое

фразеологизм.

формирование умения планировать учебное

сотрудничество (взаимоконтроль);

умение        выражать свое                мнение, аргументировать свою точку зрения.

Познавательные (понимание

задания, извлечение необходимой

информации        из словаря) Коммуникативные

Компетентностно- ориентированное задание. Работа в группах.

фразеологизмах,        мы                часто           сталкиваемся с проблемой – непониманием смысла этих выражений. Помочь решить эту проблему        может                словарь фразеологизмов. В нем каждому фразеологизму дается толкование, то есть его значение. Фразеологизмы располагаются в словаре в алфавитном порядке, то есть соблюдается принцип алфавитной записи, как и в других словарях.

Начнем игру! Вашему вниманию предлагаются        спортивные фразеологизмы.

Задание: Задача участников – определить их значение спортивных фразеологизмов, пользуясь словарем фразеологизмов, и записать. Команды получат один, два или три балла в зависимости от скорости выполнения задания.

дать фору ,заткнуть за пояс                ,  победила дружба,

бежать высунув язык                  ,, , навострить лыжи,

во всю прыть, второе дыхание сделать ход конем,

Объясняет        задание, консультирует учащихся                по выполнению заданий

Работают        в группе,

определяют значение

фразеологизмов по словарю

 Составить с данными словами предложения, по возможности связный текст.

Гребец      Гребля Каноэ Весло

Каждая        команда,        справившаяся        с заданием, получает 1 балл.

Представители групп отчитываются        о выполненной

работе, комментируют ответы учащихся в группе

VI.        Подведение итогов

Рефлексия

Беседа

Творческое             задание

Слово учителя:

-Ну что, друзья, наши юные спортсмены и языковеды, мы с вами отлично поработали.

Подведем итоги нашей работы. Чем мы занимались?

Что нового узнали на уроке? Что было интересно?

Что        особенно

запомнилось/понравилось? Над чем еще нужно поработать?

Да, еще раз делаем вывод: нам с вами просто необходимо дружить с словарями, знать их разновидности, уметь ими пользоваться. Ведь они могут помочь нам решить многие проблемы и трудности, возникающие в процессе изучения разделов языка.

Пока члены жюри будут подсчитывать результаты наших соревнований, предлагаю каждой команде составить синквейн на тему:

«СЛОВАРЬ»

Организует работу

Задает        вопросы, способствующие активизации

рефлексивной деятельности учащихся.

Помогает        учащимся создавать синквейны

Делают вывод о том, какую роль в жизни        человека играет                словарь. Обобщают изученный материал.

Пишут синквейны, презентуют их Вариант синквейна СЛОВАРЬ

Полезный,

Личностные УД: Самооценка результатов своей деятельности и всего класса.

Регулятивные УД: контроль, коррекция,

выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.

Осознание качества и уровня усвоения темы урока.

Презентация синквейнов учащимися.

«БАСКЕТБОЛЬНАЯ КОРЗИНА»

Слово учителя:

Ребята, на ваших столах лежат кружки-мячи разных цветов. Синий – на уроке я узнал много нового! Желтый – урок был очень интересный! Красный – все, что изучалось на уроке, уже было мне известно. Выберите подходящий вам по цвету мяч и опустите его в нашу импровизированную баскетбольную корзину!

Награждение команд

Помогает        провести рефлексию

информативный Объясняет, учит, рассказывает Словарь        –        наш друг!

ПОМОЩНИК

Проводят рефлексию

VII.        Домашнее задание

Беседа

Дифференцированное задание:

  1. Подготовить сообщение о В.И. Дале
  1. Составить        мини-словарь спортивных терминов
  1. Составить        текст        на спортивную тематику, используя следующие ключевые слова: баскетбол; во всю   прыть;   второе

дыхание; тренер, свисток

Объясняет задание

Слушают здание, записывают в дневник

Регулятивные Коммуникативные УД:

обсуждение

затруднений        при выполнении

домашней работы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация внеурочной деятельности по русскому языку в рамках реализации ФГОС

Выступление на педагогическом семинаре "ФГОС: внеурочная деятельность – важнейший компонент современного образовательного процесса в школе"...

Внеурочная деятельность по английскому языку в рамках ФГОС

Данный материал можно использовать для обучающихся 5-7классов для организации внеурочной деятельности по предмету...

Внеурочная деятельность по английскому языку в рамках ФГОС

Представленный материал включает в себя тексты английских песен с переводом для занятий внеурочной деятельности, а также другой дополнительный материал...

Внеурочная деятельность по английскому языку в рамках ФГОС

Данная проектная работа раскрывает цели и психолого-педагогические аспекты внеклассной работы по английскому языку, принципы и формы организации внеклассной работы, а также описаны некоторые формы вне...