Программы по внеурочной деятельности
рабочая программа (5, 6, 7 класс)
Проектно-исследовательская деятельность является средством освоения действительности, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности обучающихся
Скачать:
Предварительный просмотр:
Приложение к
ООП ООО (приказ от 29.06.2022г. № 88)
Рабочая программа по внеурочной деятельности
«Проектная деятельность»
Составитель: Залогина Татьяна
Николаевна,
учитель истории и обществознания
Ынырга 2022
1. Пояснительная записка
ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий системно деятельностного подхода, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы общего образования. Проектно-исследовательская деятельность является средством освоения действительности, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности обучающихся
Внеурочный курс рассчитан на обучающихся пятого, шестого, седьмого класса. Рабочая программа внеурочной деятельности конкретизирует содержание предметных тем, дает распределение учебных часов по темам курса. Она рассчитана на 34 учебных часов (1 час в неделю).
Цель: создание условий для успешного освоения учениками основ проектно-исследовательской деятельности.
Задачи :
- формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;
- обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
- формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;
- развивать познавательные потребности и способности, креативность,
- развивать коммуникативные навыки (партнерское общение);
- формировать навыки работы с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование);
- формировать умения оценивать свои возможности, осознавать свои интересы и делать осознанный выбор.
2. Планируемые результаты. В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала; навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой проводиться исследование; навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умения оформлять доклад, исследовательскую работу.
3.Основные компоненты содержания факультативного курса (34 часа)
Введение. Что такое проект. 1 час
Теоретический блок 16 часов
Понятие о проектах и исследовательской деятельности учащихся. Важность исследовательских умений в жизни современного человека. Презентация исследовательских работ учащихся.
Понятия: проект, проблема, информация
Что такое проблема. 2 часа
Понятие о проблеме. Упражнение в выявлении проблемы и изменении собственной точки зрения. Игра «Посмотри на мир чужими глазами».
Понятия: проблема, объект исследования.
Как мы познаём мир. Удивительный вопрос. 1 час
Наблюдение и эксперимент – способы познания окружающего мира. Опыты. Игры на внимание. Игра «Угадай, о чем спросили», «Найди загадочное слово». Правила совместной работы в парах.
Понятия: наблюдение, эксперимент, опыт.
Учимся выдвигать гипотезы. 2 часа
Понятие о гипотезе. Её значение в исследовательской работе. Вопрос и ответ. Упражнения на обстоятельства и упражнения, предполагающие обратные действия. Игра «Найди причину».
Понятия: гипотеза, вопрос, ответ.
Источники информации. 2 часа
Информация. Источники информации. Библиотека. Работа с энциклопедиями и словарями. Беседа. Правила общения.
Понятия: источник информации.
Практика: работа с источником информации. Работа с книгой. Работа с электронным пособием.
Практика: правила оформления списка использованной литературы. Оформление списка использованных электронных источников.
Этапы работы в рамках исследовательской деятельности 9 часов
Выбор темы исследования. 1 час
Классификация тем. Общие направления исследований. Правила выбора темы исследования.
Цели и задачи исследования. 1 часа
Отличие цели от задач. Постановка цели исследования по выбранной теме. Определение задач для достижения поставленной цели.
Соответствие цели и задач теме исследования. Сущность изучаемого процесса, его главные свойства, особенности. Основные стадии, этапы исследования.
Методы исследования. Мыслительные операции. 2 часа
Эксперимент. Наблюдение. Анкетирование. Мыслительные операции, необходимые для учебно-исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, выводы. Знакомство с наблюдением как методом исследования. Сфера наблюдения в научных исследованиях. Информация об открытиях, сделанных на основе наблюдений.
Практические задания: “Назови все особенности предмета”, “Нарисуй в точности предмет”.
Понятия: эксперимент, экспериментирование, анкетирование, анализ, синтез.
Сбор материала для исследования. 2 час
Что такое исследовательский поиск. Способы фиксации получаемых сведений (обычное письмо, пиктографическое письмо, схемы, рисунки, значки, символы и др.).
Понятия: способ фиксации знаний, исследовательский поиск, методы исследования.
Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы . 1 час
Мыслительные операции, необходимые для учебно-исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, суждения, умозаключения, выводы.
Практическое занятие, направленное на развитие умений анализировать свои действия и делать выводы.
Обобщение полученных данных. 2 час
Что такое обобщение. Приемы обобщения. Определения понятиям. Выбор главного. Последовательность изложения.
Практические задания: “Учимся анализировать”, “Учимся выделять главное”, “Расположи материал в определенной последовательности”.
Понятия: Анализ, синтез, обобщение, главное, второстепенное.
Практический блок. 17 часов
Мы - исследователи . Самостоятельные (предметные) проекты
Определение темы исследования. 2 часа
Планирование работы. 3 часа
Составление плана работы над проектами. Определение предмета и методов исследования в работе над проектом.
Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию. 3 часа
Составление анкет, опросов. Проведение интервью в группах.
Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования. 3 часа.
Каталог. Отбор литературы по теме исследования. Выбор необходимой литературы по теме проекта.
Работа в компьютерном классе. Обобщение полученных данных Оформление презентации. Работа на компьютере – структурирование материала, создание презентации. Выпуск брошюры. 3 часа.
Подготовка к защите. 3 часа
Защита проектов. 2 часа
4. Требования к уровню подготовки обучающихся.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса
Личностные. У школьников будут сформированы:
• учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
• ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
• способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
• чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Ученик получит возможность для формирования:
• внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
• устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
• адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной деятельности;
• осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни.
Регулятивные
Школьник научится:
• планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
• учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
• оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
• адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
• различать способ и результат действия.
Ученик получит возможность научиться:
• в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
• проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
• самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные
Школьник научится:
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
• осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
• строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
• проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
• устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
• строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах.
Ученик получит возможность научиться:
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
• записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
• осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
• осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
Коммуникативные
Школьник научится:
• адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
• задавать вопросы;
• использовать речь для регуляции своего действия;
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Ученик получит возможность научиться:
• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
• аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
• адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
В результате работы по программе курса учащиеся должны знать:
- основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация);
- понятия цели, объекта и гипотезы исследования;
- основные источники информации;
- правила оформления списка использованной литературы;
- правила классификации и сравнения, способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты);
- источники информации (книга, старшие товарищи и родственники, видео курсы, ресурсы Интернета) правила сохранения информации, приемы запоминания.
Учащиеся должны уметь:
- выделять объект исследования;
- разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;
- выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
- анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, выделять главное, формулировать выводы, выявлять закономерности, работать в группе;
- работать с источниками информации, представлять информацию в различных видах, преобразовывать из одного вида в другой, пользоваться словарями, энциклопедиями и другими учебными пособиями;
- планировать и организовывать исследовательскую деятельность, представлять результаты своей деятельности в различных видах;
- работать с текстовой информацией на компьютере, осуществлять операции с файлами и каталогами.
Предметные результаты
В результате работы по программе курса учащиеся должны знать:
- основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация);
понятия цели, объекта и гипотезы исследования;
- основные источники информации;
- правила оформления списка использованной литературы;
- правила классификации и сравнения, способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты);
- источники информации (книга, старшие товарищи и родственники, видео курсы, ресурсы Интернета) правила сохранения информации, приемы запоминания.
Учащиеся должны уметь:
- выделять объект исследования;
- разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;
- выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
- анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, выделять главное, формулировать выводы, выявлять закономерности, работать в группе;
- работать с источниками информации, представлять информацию в различных видах, преобразовывать из одного вида в другой, пользоваться словарями, энциклопедиями и другими учебными пособиями;
- планировать и организовывать исследовательскую деятельность, представлять результаты своей деятельности в различных видах;
- работать с текстовой информацией на компьютере, осуществлять операции с файлами и каталогами.
5.Методы и формы обучения
Методы проведения занятий: беседа, игра, эксперимент, наблюдение, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.
Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.
В процессе обучения используются следующие формы учебных занятий: типовые занятия (объяснения и практические работы), уроки-тренинги, групповые исследования, игры-исследования, творческие проекты.
6. Календарно-тематический план
№ п/п | Тема занятия | Количество | Дата проведения |
Введение (1 ч.) | |||
1. | Что такое проект | 1 | |
I. Теоретический блок (16 ч.) | |||
Способы мыслительной деятельности (7 ч.) | |||
2 | Что такое проблема | 1 | |
3 | Что такое проблема | 1 | |
4 | Как мы познаём мир. Удивительный вопрос | 1 | |
5 | Учимся выдвигать гипотезы. | 1 | |
6 | Учимся выдвигать гипотезы. | 1 | |
7 | Источники информации | 1 | |
8 | Источники информации | 1 | |
Этапы работы в рамках исследовательской деятельности ( 9 ч.) | |||
9 | Выбор темы исследования | 1 | |
10 | Цели и задачи исследования | 1 | |
11 | Методы исследования. Мыслительные операции. | 1 | |
12 | Методы исследования. Мыслительные операции. | 1 | |
13 | Сбор материала для исследования. | 1 | |
14 | Сбор материала для исследования. | 1 | |
15 | Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы | 1 | |
16 | Обобщение полученных данных. | 1 | |
17 | Обобщение полученных данных. | 1 | |
II. Практический блок Мы - исследователи . Самостоятельные (предметные) проекты (17 ч.) | |||
18 | Планирование работы | 1 | |
19 | Планирование работы | 1 | |
20 | Планирование работы | 1 | |
21 | Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию. | 1 | |
22 | Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию. | 1 | |
23 | Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию. | 1 | |
24 | Работа в библиотеке с каталогами. | 1 | |
25 | Отбор и составление списка литературы по теме исследования. | 1 | |
26 | Отбор и составление списка литературы по теме исследования. | 1 | |
27 | Работа в компьютерном классе. Обобщение полученных данных. | 1 | |
28 | Работа в компьютерном классе. Обобщение полученных данных. | 1 | |
29 | Оформление презентации. | 1 | |
30 | Подготовка к защите. | 1 | |
31 | Подготовка к защите. | 1 | |
32 | Подготовка к защите. | 1 | |
33 | Защита проектов | 1 | |
34 | Защита проектов. | 1 |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
МОУ «Ыныргинская средняя общеобразовательная школа»
ООП ООО (приказ от 29.06.2021 г. № 88)
Рабочая программа факультатива
«Занимательная история»
5 класс
1.Пояснительная записка.
Рабочая программа факультативного курса 5 класса «Занимательная история» направлена на углубление знаний по предмету «История Древнего мира». При этом основной акцент ставится на изучение дискуссионных, «проблемных» событий, явлений и персонажей истории Древнего мира. Представленный курс имеет развивающую, деятельностную и практическую направленность.
Цель – создание условий для интеллектуального развития ребенка и формирования его коммуникативных и социальных навыков через игровую и проектную деятельность; развитие эмоциональной сферы, воспитание нравственных качеств, знакомство с элементами научного исторического исследования.
Задачи:
• повысить мотивацию учащихся за счет нетрадиционных форм подачи материала, элементов игровой деятельности;
• активизировать участие учащихся в интеллектуально-творческих мероприятиях по истории;
• сформировать умения учащихся работать с разноплановыми историческими и историографическими источниками по истории Древнего мира;
• развивать на основе исторического анализа и проблемного подхода способностей учащихся осмысливать процессы, события и явления цивилизаций Древнего мира;
• развивать творческое мышление учащихся, их познавательную активность, интерес к мировому культурному наследию и научному наследию.
- Программа факультативного курса рассчитана на обучающихся 5 класса. В пятом классе обучаются девять обучающихся.
- Рабочая программа факультативного курса конкретизирует содержание предметных тем, дает распределение учебных часов по темам курса. Она рассчитана на 34 учебных часов (1 час в неделю).
2. Планируемые результаты.
На занятиях факультативного курса учащиеся углубляют свои знания об истории Древнего мира, древнейших цивилизациях. Курс нацелен на формирование на основе гуманитарных и демократических ценностей мировоззрения учащихся, способствует их самоидентификации и консолидации. Объективистский подход к освещению исторических событий дополняется знакомством с элементами историографического знания, основными научными методологическими подходами, взглядами и оценками. Тем самым создаются условия приобретения школьниками опыта формулирования самостоятельных оценочных суждений, необходимого для закрепления ценностного отношения к социальному опыту и культурному наследию человечества. Педагогическая целесообразность данной программы обусловлена важностью создания условий для формирования у пятиклассников коммуникативных и социальных навыков, которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребенка, интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, позволяет учащимся проявить себя, выявить свой творческий потенциал. В программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность, на обеспечение понимания ими исторических процессов и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности. В течение всего курса учащиеся работают с дополнительными информационными источниками: энциклопедиями, книгами, СМИ, журналами. Оформляют полученные сведения в виде выступлений, рассказов, тизариусов, сообщений, проектов. Содержание курса позволяет научить учащихся анализировать, сравнивать, выделять существенное, самостоятельно находить, отбирать, применять полученные знания и умения.
3.Основные компоненты содержания факультативного курса «Загадки истории» 5 класс (34 часов)
Раздел I Доисторическая эпоха (8 часов)
Как появился человек. Теории происхождения человека: эволюционизм и креационизм. Мифы различных народов о происхождении человека. Религии о происхождении человека. Ветхий Завет о появлении человека. Научные гипотезы появления человека. Теория инопланетного происхождения. Когда появился первый человек.
Чем древний человек стал отличаться от животных. Механизм эволюции человека. Как менялся человек. Перспективы эволюции человека. Облик человека в будущем.
Единственный ли мы на сегодня вид человека, теории, факты. Эволюция человека. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек Разумный: кроманьонцы, неандертальцы. Судьба неандертальцев. Легенды о снежном человеке как о выжившем древнем виде человека. Необычные находки антропологов. Вымершие великаны. «Хоббиты» острова Флорес.
Бессмертие человека: научные гипотезы и мифология. Средняя продолжительность жизни древнего человека. Что влияет на продолжительность жизни. Увеличение продолжительности жизни и периода молодости человека в течение тысячелетий: причины и последствия. Библейские долгожители: Мафусаил, Ной и др. Зафиксированные долгожители. Ли Цинъюнь.
Великие открытия древних людей: как это могло происходить. Приручение огня. Первобытное искусство. Создание лука со стрелами. Приручение первых животных: собака и кошка.
Тайна исчезновения мамонтов. Теории исчезновения мамонтовой фауны. Изменение климата на Земле. Мамонты Сибири. Последние мамонты о. Врангель. Перспективы возрождения мамонтовой фауны.
Легендарные исчезнувшие цивилизации. Легендарные древние народы и государства: Атлантида, Лемурия, Гиперборея, Ароэ. Затонувший город Павлопетри. Легенды о нечеловеческих цивилизациях древности.
Отци – древнейшая мумия в Европе эпохи медного века. Внешний вид Отци. Загадочные обстоятельства смерти Отци.
Раздел II Древний Египет (4 часа)
Египетские иероглифы. Расшифровка египетских иероглифов. Значение иероглифов.
Загадки мумий. Египетский обряд мумификации. Анубис и загробный мир. Мумифицированные останки человека в музеях мира.
Великий зодчий и лекарь древности Имхотеп. Технология строительства пирамид. Личность Имхотепа на самом деле, догадки, факты.
Внешность древних египтян. Восстановление учеными внешнего облика по найденным останкам. Как выглядели египетские цари. Необычная форма черепа обнаруженных находок: причины. Потомки древних египтян.
Раздел III Ближний Восток в древности (7 часов)
Ветхий завет о строительстве Вавилонской башни. Археологические находки и поиски Вавилонской башни. Библейская теория происхождения народов и языков.
Облик древнешумерских богов. Аннунаки – «пришедшие с небес» и мифическая планета Нибиру. Навещали ли древних шумеров космические пришельцы? Загадочные археологические находки.
Финикийцы – первые великие мореплаватели. Финикийцы в Америке за 2000 лет до Колумба. Возможные следы финикийцев в Бразилии. Путешествие финикийцев вокруг Африки.
Древние пещерные города Каппадокии. Тайна происхождения и назначения. Жизнь в подземных городах.
Всемирный потоп. Ветхий завет о всемирном потопе. Ноев ковчег. Легенды о Ноевом ковчеге. Прототипы Ноя у разных народов древности.
Ашшурбанипал – царь Ассирии. Достижения на троне. Личность Ашшурбанипала.
Древний город Баальбек. Загадка строительства монументальных сооружений города: как это было возможно в древние времена, кто и как строил город.
Раздел IV Индия и Китай в древности (3 часа)
Император Цинь Шихуанди. Легенда об эликсире бессмертия. Экспедиции Сюй Фу в поисках эликсира бессмертия. Загадочная судьба экспедиции.
Тайна просветления Будды Гаутамы. Личность Будды. Суть учения буддизма.
Индийские древние цивилизации. Мохенджо-Даро: загадочные обстоятельства гибели города. Гипотеза ядерных войн в древности.
Где соприкасаются мировые религии. Кришна и Вишну; Иисус и Бог-отец. Образ Кришны в древнеиндийской мифологии. Сравнение Кришны с Иисусом. Кришна и Иисус, общее и различие.
Раздел V Древняя Греция (6 часов)
Троянская война. Герои Троянской войны: Гектор, Ахиллес, Одиссей, Патрокл и др. История поиска легендарной Трои. Археологические находки. Поиски следов Троянского коня.
«Одиссея» Гомера. Одиссей, циклоп Полифем, сирены, волшебница Кирка, Калипсо, бог ветра Эол, бог моря Посейдон, Сцилла и Харибда, Пенелопа, Телемах. Пантеон греческих богов: Зевс, Гея, Посейдон, Афина, Арес, Аид, Артемида, Гермес, Гефест и др. Греческие полубоги и мифические существа. Гипотезы появления греческих богов.
Миф о царе Мидасе. Поиски исторического прототипа.
Архимед и его изобретения. Легенды об Архимеде. Научная деятельность. Оборона Сиракуз от римлян. Легенда о сожжении римского флота с помощью зеркал: миф или реальность.
«История» Геродота. Геродот о древних народах и легендарных странах. Описание загадочной «Северной страны» Гиперборея у Геродота.
Раздел VI Древний Рим (4 часа)
Ромул и Рем: мифические герои или реальные исторические лица? Братья и волчица. Легенда об основании Рима. Убийство Рема. Первые годы Рима. Таинственное исчезновение Ромула. Загадочные этруски. Этруски – соседи римлян. Тайна происхождения этрусков. Легенды об Энее. Неизвестные достижения этрусков. Культура и письменность. Судьба и наследие этрусков. Древний город Помпеи. Последний день Помпеи. Современные Помпеи – «музей под открытым небом». Нерон: вся правда и вымысел. Пожар в Риме. Почему талантливый император превратился в «чудовище»
Раздел VII Повторение (1час)
Повторение пройденного курса. Заключительное занятие. Игра-викторина «Что мы узнали о Древнем Мире?»
4. Требования к уровню подготовки обучающихся.
Личностные результаты:
— осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
— освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
— осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
— понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего народа и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты:
— способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
— овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
— способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
— готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.;
— активное применение знаний и приобретённых умений, освоенных в школе, в повседневной жизни и продуктивное взаимодействие с другими людьми в профессиональной сфере и социуме.
Предметные результаты:
— овладение целостными представлениями об историческом пути человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества;
— способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности в курсах всеобщей истории;
— способность соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве;
— умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность, читать историческую карту и ориентироваться в ней.
5.Методы и формы обучения
- Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, исследовательский, частично-поисковый, повествование, проектов и др.
- Формы организации учебной деятельности: коллективная, групповая, парная, индивидуальная.
6. Календарно-тематический план
№ п/п | Тема | Количество часов | Примечание |
Доисторическая эпоха (8 часов) | |||
1 | Тайна происхождения человека. | 1 | |
2 | Человек – «венец эволюции» | 1 | |
3 | Ледниковый период | 1 | |
4 | Тайна великих открытий древних людей. | 1 | |
5 | Почему исчезли мамонты? | 1 | |
6 | Легендарные исчезнувшие цивилизации. | 1 | |
7 | Легендарные исчезнувшие цивилизации. | 1 | |
8 | О чем «говорит» мумия? | 1 | |
Древний Египет (4 часа) | |||
9 | В лабиринтах египетских иероглифов. | 1 | |
10 | Загадочный обряд мумификации. | 1 | |
11 | Великий зодчий и лекарь древности Имхотеп. | 1 | |
12 | Образ древнего египтянина. | 1 | |
Ближний Восток в древности (7 часов) | |||
13 | Вавилонская башня. Быль или легенда? | 1 | |
14 | Кто они, боги Древнего Шумера ? | 1 | |
15 | Загадочные финикийцы. | 1 | |
16 | Жители подземных городов древности | 1 | |
17 | Ной. Правда и вымысел. | 1 | |
18 | Ашшурбанапал. Злой тиран или справедливый царь? | 1 | |
19 | Все о Баальбеке. | 1 | |
Индия и Китай в древности (3 часа) | |||
20 | Цинь Шихуанди. | 1 | |
21 | Кто он, загадочный Будда. | 1 | |
22 | Точка соприкосновения. Мировые религии. | 1 | |
Древняя Греция (6 часов) | |||
23 | А была ли Троянская война? | 1 | |
24 | «Одиссея» Гомера – красивая сказка или реальная история. | 1 | |
25 | Вся правда о богах Древней Греции. | 1 | |
26 | Загадочный царь Мидас. | 1 | |
27 | Лучевое оружие Архимеда. Миф или реальность. | 1 | |
28 | Загадки «Истории» Геродота | 1 | |
Древний Рим (4 часа) | |||
29 | Ромул и Рем: мифические герои или реальные исторические лица? | 1 | |
30 | Неразгаданные этруски. | 1 | |
31 | О чем нам ведают руины Помпеи. | 1 | |
32 | Нерон: вся правда и вымысел. | 1 | |
Повторение (2час) | |||
33 | Урок ирга «Знатоки истории» | 1 | |
34 | Урок конференция «Что мы узнали о Древнем Мире?» |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Ыныргинская средняя общеобразовательная школа»
ООП ООО (приказ от 29.06.2022г. № 88)
Рабочая программа внеурочной деятельности
«В мире профессий»
7 класс
Составитель: Залогина Татьяна Николаевна, учитель истории и обществознания
Ынырга 2022
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «В мире профессий» помогает расширить представления обучающих о мире профессий и научить их исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии. Разнообразие организационных форм и расширение интеллектуальной сферы каждого обучающегося обеспечивает рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение формы взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности. Программа «В мире профессий» способствует разностороннему раскрытию индивидуальных способностей учащихся, развитию у них интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в практической деятельности, умению самостоятельно организовывать свое свободное время.
Цель: формирование учебно-познавательных мотивов у учащихся, возможность испытать себя в приближенной к реальности ситуации. Формирование целостного знания, потребности в творческой деятельности, развитие интеллектуальных и творческих возможностей обучающегося.
Задачи:
- расширить представление обучающихся о мире профессий;
- научить учащихся исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии;
- развивать творческие способности обучающихся;
- развивать речевую деятельность;
- приобщить учащихся к работе со справочной и энциклопедической литературой.
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «В мире профессии» разработана для обучающихся 7 классов. На изучение курса «В мире профессии» в 7 классе выделяется 1 ч в неделю, всего 34 часа.
Метод
Метод проблемного обучения, позволяющий путем создания проблемных ситуаций, с помощью информационных вопросов и их обсуждения повысить заинтересованность учащихся в тематике занятий. Так как каждое из занятий имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определенной профессии, учащиеся имеют возможность расширить свои представления о мире профессий, а так же исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии.
Формы занятий:
- игровая деятельность (игра с правилами: принятие и выполнение готовых правил, составление и следование коллективно-выработанным правилам; ролевая игра);
- совместно-распределенная учебная деятельность (парная и групповая работа);
- творческая деятельность (художественное творчество, конструирование, составление мини-проектов);
- трудовая деятельность (самообслуживание, участие в общественно полезном труде).
Содержание программы.
Введение 3 ч.
- Вводное занятие. Труд: обязанность или радость?
- Выбор жизненного пути. Диагностика «Моя будущая профессия». Самоопределение и самооценка. Тест «Интерес к профессии». Опросник профессиональных склонностей.
- Многообразие мира профессий: загадки о профессиях. Викторина: «Все профессии нужны – все профессии важны».
Характеристика профессий. 6 ч.
4. Способность и талант. Профессиональные качества человека. Мыслительные, творческие и коммуникативные способности.
5. Как здоровье может влиять на выбор профессии. Профессиональная пригодность.
6. Мой психологический портрет. Кем я хочу стать: интересы и склонности, темперамент.
7. Предмет, цели и средства труда. Условия и характер труда.
8. Профессия, специальность, должность.
9. Факторы, влияющие на выбор профессии («хочу», «могу», «надо»). Ошибки при выборе профессионального пути.
Атлас профессий: знакомство с классификацией профессий. 21 ч.
10. Экскурс в мир профессий. «Все работы хороши, выбирай на вкус».
11. Профессии типа «Человек – человек». Профессия «Медик (врач)». Клятва Гиппократа.
12. Профессия «Педагог / учитель / воспитатель».
13. Профессия «Продавец». Игра «Магазин».
14. Опасные профессии: «полицейский / спасатель / пожарный / военный».
15. Профессии сферы услуг: «Парикмахер». Моделирование причёски.
16. Профессия «Повар / кулинар». Правила этикета. Сюжетная игра «Накрываем на стол». Проект: книга рецептов.
17. Профессия «Швея». Моделируем одежду из бумаги.
18. Профессия «Почтальон». Проект: письмо «Деду морозу».
19. Профессии типа «Человек – техника». Профессия «Водитель».
20. Профессии «Слесарь-сборщик. Токарь. Столяр. Плотник. Инженер».
21. Профессия «Строитель». Проектировщик инфраструктуры «Умного дома». Конструирование «Дом моей мечты».
22. Профессии авиации (диспетчер, пилот, стюардесса, кассир).
23. Профессии типа «Человек – природа». Озеленитель / цветовод-декоратор / агроном / селекционер.
24. Профессии «Животновод / зоотехник / зоолог / ученый-биолог».
25. «Человек – знаковая система»: профессии «Бухгалтер / экономист / библиотекарь».
26. Профессии типа «Человек – художественный образ». Актер / режиссер / музыкант. Художник / дизайнер / фотограф: профессия или призвание?
27. Юридические профессии: судья, прокурор, адвокат, нотариус, следователь.
28. Профессия археолог. История профессии, её особенности. Ученый-историк.
29. Самые востребованные профессии на современном рынке труда. Рекламный бизнес.
30. Профессии XXI века. Информационные и компьютерные технологии. Программист.
Итоговые занятия. 4 ч.
31. Представление мини – проектов «Азбука профессий». Игра «Угадай профессию».
32. Профессии моих родителей. Творческая работа «Древо профессий моей семьи».
33. Проект: «Профессии нашего региона и родного села».
34. Обобщающее занятие «Моя будущая профессия». Стратегии выбора профессий. Пути получения профессии.
Планируемые результаты
освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «В мире профессий».
Личностные результаты:
- овладение начальными сведениями об особенностях различных профессий, их происхождении и назначении;
- формирование позитивного отношение обучающихся к базовым ценностям общества (человек, природа, знания, труд, культура);
- формирование коммуникативной, этической, социальной компетентности учащихся.
Метапредметные результаты
Коммуникативные УУД
- Постановка вопросов.
- Умение выражать свои мысли полно и точно.
- Управление действиями партнера (оценка, коррекция).
Регулятивные УУД
- Целеполагание.
- Волевая саморегуляция.
- Оценка.
- Коррекция.
Познавательные УУД
- Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме.
- Выделение познавательной цели.
- Выбор наиболее эффективного способа решения.
- Смысловое чтение.
- Анализ объектов.
- Доказательства.
- Установление причинно-следственных связей.
- Построение логической цепи рассуждения.
Формы учета знаний, умений
Тестовые материалы, проекты, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдение, презентации, проектные работы «Профессии в моей семье».
Тематическое планирование «В мире профессий»
№ п/п | Тема | Количество часов | Дата проведения |
Введение | 3 | ||
1. | Вводное занятие. Труд: обязанность или радость? | 1 | |
2. | Выбор жизненного пути. Диагностика «Моя будущая профессия». Самоопределение. | 1 | |
3. | Многообразие мира профессий. «Все профессии нужны – все профессии важны». | 1 | |
Характеристика профессий. | 6 | ||
4. | Способность и талант. Профессиональные качества человека. | 1 | |
5. | Как здоровье может влиять на выбор профессии. Профессиональная пригодность. | 1 | |
6. | Мой психологический портрет. Кем я хочу стать: интересы, склонности, темперамент. | 1 | |
7. | Предмет, цели и средства труда. Условия и характер труда. | 1 | |
8. | Профессия, специальность, должность. | 1 | |
9. | Факторы, влияющие на выбор профессии («хочу», «могу», «надо»). Ошибки при выборе профессионального пути. | 1 | |
Знакомство с различными профессиями | 21 | ||
10. | Экскурс в мир профессий. «Все работы хороши, выбирай на вкус». | 1 | |
11. | Профессии типа «Человек – человек». Профессия «Медик (врач)». | 1 | |
12. | Профессия «Педагог / учитель / воспитатель». | 1 | |
13. | Профессия «Продавец». «Менеджер». | 1 | |
14. | Опасные профессии: «полицейский / спасатель / пожарный / военный». | 1 | |
15. | Профессии сферы услуг: «Парикмахер». Моделирование причёски. | 1 | |
16. | Профессия «Почтальон». Проект: письмо «Деду морозу». | 1 | |
17. | Профессия «Повар / кулинар». Правила этикета. Игра «Накрываем на стол». | 1 | |
18. | Профессия швея. Моделируем одежду из бумаги. | 1 | |
19. | Профессии типа «Человек – техника». Профессия «Водитель». | 1 | |
20. | Профессии «Слесарь-сборщик. Токарь. Столяр. Плотник. Инженер». | 1 | |
21. | Профессии «Строитель / архитектор». Проектировщик инфраструктуры «Умного дома». Конструирование «Дом моей мечты». | 1 | |
22. | Профессии авиации (диспетчер, пилот, стюардесса, кассир). | 1 | |
23. | Профессии типа «Человек – природа». Озеленитель / цветовод-декоратор / агроном / селекционер. | 1 | |
24. | Профессии «Животновод / зоотехник / зоолог / ученый-биолог». | 1 | |
25. | «Человек – знаковая система»: профессии «Бухгалтер / экономист / библиотекарь». | 1 | |
26. | Профессии типа «Человек – художественный образ». Актер / режиссер / музыкант. Художник / дизайнер / фотограф: профессия или призвание? | 1 | |
27. | Юридические профессии: судья, прокурор, адвокат, нотариус, следователь. | 1 | |
28. | Профессия археолог. История профессии, её особенности. Ученый-историк. | 1 | |
29. | Самые востребованные профессии на современном рынке труда. Рекламный бизнес. | 1 | |
30. | Профессии XXI века. Информационные и компьютерные технологии. Программист. | 1 | |
Итоговые занятия | 4 | ||
31. | Представление мини – проектов «Азбука профессий». Игра «Угадай профессию». | 1 | |
32. | Профессии моих родителей. Творческая работа «Древо профессий моей семьи». | 1 | |
33. | Проект: «Профессии нашего региона и родного села». | 1 | |
34. | Обобщающее занятие «Моя будущая профессия». Стратегии выбора и пути получения профессии. | 1 | |
Итого: 34 часа |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Ыныргинская средняя общеобразовательная школа»
ООП ООО (приказ от 29.06.2020г. № 88)
Рабочая программа факультативного курса
«Обществознания» «Человек и закон»
7 класс
Ынырга 2020
- Пояснительная записка
В условиях формирования правового государства одной из главных проблем является воспитание гражданина, способного понимать, что порядок, необходимый нашей стране, может быть только порядком, основанном на праве. Школа может многое сделать для того, чтобы общечеловеческие ценности стали не только суммой знаний, но и определяли поведение человека.
Цели: воспитание гражданина демократического общества посредством формирования представления о мире, государстве, о социальных отношениях между людьми.
Задачи:
- систематизировать знания учащихся в сфере права;
- способствовать осознанию того, что Конституция РФ является основным законом страны, сочетающим закрепление правовых и политических основ нашего государства;
- дать учащимся представление о том, что Конституция является основным ориентиром по политико-правовым проблемам в российском обществе;
- углубить знания учащихся о праве как особом социальном институте в регулировании различных форм общественных отношений.
Факультативный курс рассчитан на обучающихся седьмого класса в классе обучается 9 обучающихся.
Рабочая программа факультативного курса конкретизирует содержание предметных тем, дает распределение учебных часов по темам курса. Она рассчитана на 34 учебных часов (1 час в неделю).
2. Планируемые результаты.
Изучение факультативного курса позволяет заложить у учащихся комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: правовое регулирование общественных отношений, человек в сфере правовых отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. При этом большое внимание уделяется практической работе с различными источниками права, с дополнительной литературой по предмету.
3.Основные компоненты содержания факультативного курса (34 часа)
Тема 1: «Естественное право человека на жизнь» (7 часов).
Естественное право человека на жизнь. Конвенция прав ребенка, Всеобщая декларация прав человека о праве на жизнь.
Счастье рождения нового человека. Ответственность родителей за жизнь и здоровье ребенка.
Периоды жизни человека. Ценность каждого возраста.
Отношение общества к детям и старикам - основа оценки нравственности общества. Скрытые возможности организма человека. Тайны жизни человека. Долголетие и долгожители.
Физическое и психическое здоровье человека как условие полноценной жизни. Ответственное отношение человека к своей жизни. Неосторожность, опасная для жизни.
Уголовная ответственность за преступления против жизни и здоровья человека. Кто они, покушающиеся на жизнь человека? (Черты личности преступника; влияние алкоголя).
Нравственный долг уважения к жизни и здоровью других людей.
Тема 2: «Мы все – разные». (10 часов).
Индивидуальные особенности людей. Равноправие. Свобода, честь и достоинство человека под охраной закона.
Расовые, национальные, социальные, религиозные различия между людьми. Значение миролюбия и терпимости в предупреждении конфликтов.
Конфликт «отцов и детей» - когда он возникает? Можно ли его избежать?
Уникальность, неповторимость каждого человека.
Индивидуальные различия как предпосылка межличностных конфликтов. Опасность и пагубность таких конфликтов для личности и общества.
Самооценка личности и самоконтроль. Что такое «совесть»? Совесть и самовоспитание.
Задачи и трудности подросткового возраста.
Народный календарь. Народные традиции. Обряды. Религиозные верования. Родной язык.
Межнациональные отношения: опыт и традиции взаимопонимания и сотрудничества людей разных национальностей.
Основные мировые религии. Их особенности. Религия как связь поколений.
Декрет «Об отделении церкви от государства» (1918) и современные документы о свободе совести. Определение отличий атеистического законодательства от современного, которое гарантирует свободу совести (Всеобщая декларация прав человека, ст.18; Конституция РФ, ст.28).
Тема 3. «Гражданин России. Права и обязанности граждан» (9 часов).
Духовная связь человека с Отечеством. Историческая память.
Семейные корни и семейные традиции.
Культура, родной язык, их влияние на внутренний мир человека, его мироощущение.
Нравственный долг человека - защищать Отечество, заботиться о его процветании. Конституция РФ о долге и обязанности гражданина защищать Отечество.
Основной Закон страны. Участие народа в принятии Конституции России.
Юридический смысл понятия «гражданин». Гражданство. Конституция РФ об отношении государства к гражданам и о гражданстве.
Как складывается у человека представление о его правах. Индивидуальный характер представлений человека о его правах и жизненная реальность. Возможность конфликта человека с обществом на основе субъективных представлений о своих правах. Оформление прав и обязанностей человека как прав и обязанностей гражданина в конституциях различных государств. Внимание мировой общественности к защите прав человека. Права человека в Конституции РФ.
Подросток как гражданин. Подросток и его права.
Тема 4: «Экономика, труд, деньги, собственность. Защита законов имущества граждан» (9 часов).
Вещи в нашем доме - вещи, которые окружают нас. Нужные, полезные вещи. Вещи, дарящие семье радость. Личные вещи.
Что могут рассказать ваши вещи об их создателях? Что могут рассказать вещи об их владельце?
Право собственности несовершеннолетних, его охрана. Защита прав детей при приватизации жилища.
Воровство и его последствия. Почему совершаются кражи? Правила охраны имущества. Как не стать жертвой преступления. Защита законом имущества граждан.
Из истории возникновения денег. Тайна цены. Что влияет на цену товаров? Разные функции денег. Многообразие денежных отношений. Роль денег в жизни человека. Что могут и чего не могут деньги.
Несовершеннолетние участники денежных, имущественных отношений; определение их прав и обязанностей. Имущественная ответственность несовершеннолетних. Влияние детей на семейный бюджет, его расходную часть. Необходимость соотнесения своих потребностей с возможностями семьи.
Труд в домашнем хозяйстве, его особенности по сравнению с трудом на производстве. Распределение домашнего труда между членами семьи. Роль труда в развитии человека, в реализации его творческих возможностей.
4. Требования к уровню подготовки обучающихся.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса:
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются:
• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
• заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями;
Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:
• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);
• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
1) использование элементов причинно-следственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
6) объяснение изученных положений на конкретных примерах;
7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются в сфере:
познавательной
• относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
• знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;
• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
• умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
ценностно-мотивационной
• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;
трудовой
• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
эстетической
• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
коммуникативной
• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
• понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
• понимание значения коммуникации в межличностном общении;
• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
• знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
5.Методы и формы обучения
Методы: проблемного обучения, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, исследовательский, моделирования, частично-поисковый, повествование, проектов и др.
Формы организации учебной деятельности: коллективная, групповая, парная, индивидуальная.
6. Календарно-тематический план
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Дата проведения |
Раздел 1. Естественное право человека на жизнь | 7 часов | ||
1 | Конвенция прав ребенка. Всеобщая декларация прав человека о праве на жизнь | 1 | |
2 | Ответственность родителей за жизнь и здоровье ребенка | 1 | |
3 | Периоды жизни человека. | 1 | |
4 | Социальные нормы. | 1 | |
5 | Ответственность человека за сохранение своего здоровья. | 1 | |
6 | Уголовная ответственность за преступления против жизни и здоровья человека | 1 | |
7 | Правила личной безопасности | 1 | |
Раздел 2. Мы все - разные | 10 часов | ||
8 | Расовые, национальные, социальные, религиозные различия между людьми | 1 | |
9 | Возрастные различия. Конфликт «отцов и детей» | 1 | |
10 | Человеческая индивидуальность | 1 | |
11 | Индивидуальные различия как предпосылка межличностных конфликтов | 1 | |
12 | Самооценка личности и самоконтроль. Совесть и самовоспитание | 1 | |
13 | Задачи и трудности подросткового возраста | 1 | |
14 | Национальная культура. Народные традиции | 1 | |
15 | Межнациональные отношения | 1 | |
16 | Вера как ценность и потребность человека. Основные мировые религии | 1 | |
17 | Законодательство РФ о свободе совести, об отношениях церкви и государства | 1 | |
Раздел 3. Гражданин России. Права и обязанности граждан | 9 часов | ||
18 | С чего начинается Родина. Духовная связь человека с Отечеством | 1 | |
19 | Семейные корни и семейные традиции | 1 | |
20 | Культура, родной язык, их влияние на внутренний мир человека, его мироощущение | 1 | |
21 | Нравственный долг человека | 1 | |
22 | Конституция РФ - основной закон страны | 1 | |
23 | Граждане России с рождения. Гражданство | 1 | |
24 | Права и обязанности человека в Конституции РФ | 1 | |
25 | Подросток как гражданин | 1 | |
26 | Подросток и его права | 1 | |
Раздел 4. Экономика, труд, деньги, собственность. Защита законом имущества граждан | 9 часов | ||
27 | Человек в мире вещей | 1 | |
28 | Семейные реликвии, их ценность и значение | 1 | |
29 | Права собственника. Право собственности несовершеннолетних | 1 | |
30 | Воровство и его последствия. Защита законом имущества граждан | 1 | |
31 | Человек в мире денег. Роль денег в жизни человека. Семейный бюджет | 1 | |
32 | Экономика, труд, нравственность | 1 | |
33 | Защита проектов | 1 | |
34 | Итоговый урок | 1 | |
Итого | 34 часов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа курса внеурочной деятельности "Основы исследовательской деятельности" 8 класс
Программа межпредметного кружка "Основы исследовательской деятельности" для учащихся 8 класса...
Программа организации внеурочной деятельности школьников "Исследовательская и проектная деятельность обучающихся физике"
Включение обучающихся в исследовательскую и проектную деятельность является одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности. Организация учебно-исследовательских и проектных ра...
Рабочая программа по внеурочной деятельности (Проектная деятельность) «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ГЕОМЕТРИИ»
Изучение геометрического материала в начальной школеиграет особую роль: с одной стороны, он помогает систематизировать и обобщить чувственный опыт ребенка, связанныйс восприятием предметов различной ф...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» 5 класс, ФГОС
Материал предназначен для учителя-словесника.Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ проектно-исследовательской деятельности...
Рабочая программа по ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Проектная деятельность учащихся»
Рабочая программа по ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«Проектная деятельность учащихся» 5 класс...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы исследовательской деятельности по физике»
Программа «Основы исследовательской деятельности» разработана на основе Примерной программы учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся на ступени основного общего образо...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Издательская деятельность: газета "Большая перемена""
Программа направлена на развитие и реализацию творческих способностей учащихся через создание школьной газеты.Подготовка газетного и журнального материала требует вовлечения шк...