о Колледже традиционных искусств народов Забайкалья
статья по краеведению

Тугутова Туяна Доржиевна

Об истории колледжа, о подготовке мастеров - гобеленщиц, создающих гобелены из конского волоса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_pro_kolledzh_ivolginskiy.docx17.31 КБ

Предварительный просмотр:

Важное событие при поддержке Президента России

Скоро нас ожидает интересное событие. В Иволгинском Колледже традиционных искусств народов Забайкалья готовят открытие мастерской по плетению гобеленов. Такого у нас республике еще не было. Это стало возможным в результате работы педагогов колледжа, которые получили грант Президента России на поддержку народного искусства.

Говоря об этом, необходимо отметить многолетнюю плодотворную работу коллектива учебного заведения под руководством заслуженного работника культуры Республики Бурятия Куприянова Анатолия Александровича по возрождению и сохранению нашего народного искусства.

Появление такого учебного заведения требовало время 90х годов. На фоне процессов по росту национального самосознания необходимо было и материальное подкрепление в виде возрождения национальных ремесел, а надо все помнить, что в то время  они во многом были утрачены. Исчезли мастерицы по пошиву национальной одежды, большой редкостью стали чеканщики, некому было изготовить бурятский нож, трубку, кисет, стали забываться приемы резьбы по дереву, исчезли приемы работы с шерстью, войлоком, конскими волосами, кожей. Этот вопрос неоднократно обсуждался в рамках Всебурятской Ассоциации Развития Культуры и Союза художников.

Инициативная группа во главе с Даши-Нимой Дугаровичем Дугаровым нашла поддержку в Министерстве образования. Было предложено начать подготовку народных мастеров на базе Иволгинского училища. Педагогический коллектив понимал, что это серьезные, дополнительные трудности, но горячо поддержал эту идею. Тем более, что все обещали помогать и морально, и материально.

Что предстояло сделать? Все пришлось начинать с нуля. В первую очередь искать кадры для училища: помогали Союз художников и представительства ВАРКа  в соседних областях. Портную нашли аж в Агинском округе и т.д. Трудностей было множество, но представители колледжа их с успехом преодолел, и за эти годы появилось уникальное учебное заведение, наверное, единственное в своем роде. Здесь  воспитание на лучших народных традициях связано с традиционным искусством.

В становлении колледжа принимали самое непосредственное участие Даши-Нима Дугарович Дугаров, народный художник России, первый Президент Всебурятской Ассоциации Развития Культуры, скульптор, народный художник Бурятии, заслуженный художник России Геннадий Георгиевич Васильев, заслуженный художник Бурятии и России Леонид Доржиевич Семенов и народный художник Бурятии Баир Табанович Тайсаев, Татьяна Дашиева, заслуженный художник Бурятии и многие молодые художники члены Союза художников.

В 1993 году сбылась мечта Татьяны Цыреновны Дашиевой - передать молодым навыки плетения гобеленов из конского волоса! Колледж объявляет набор по обучению ткачей - гобеленщиц. Татьяна Цыреновна обучала секретам мастерства Бадуеву Татьяну, мастера производственного обучения училища. Вместе они подготовили мастерскую, закупили материалы, провели творческий экзамен среди желающих и началось обучение древнему искусству наших предков, получившему новое дыхание.   Процесс изготовления очень трудоемкий, нужны терпение и творческое вдохновение, чтобы несколькими природными оттенками конских волос создать уникальное произведение декоративно- прикладного искусства.  В настоящее время гобелены из конского и сарлычьего волоса стали брендом Бурятии. Это дорогой сакральный подарок, эксклюзивный сувенир-оберег: ведь по легенде именно по конскому волосу предки с небес отправляют своим потомкам благодать. В новой мастерской будут обучать молодежь, ветеранов, всех желающих постигнуть это искусство.

Радует, что выпускники колледжа работают по всему региону в Забайкалье, Иркутской области, в школах искусств, в образовательных школах, домах детского творчества, ведут кружки, многие открыли собственное дело, являются индивидуальными предпринимателями. Часто встречаются наставники с молодыми мастерами на разных выставках, конкурсах профессионального мастерства. Ежегодно художники, члены Союза художников России участвуют в выпускных экзаменах колледжа, талант и мастерство – студентов радует меня как эксперта.

За годы существования Колледжа традиционных искусств народов Забайкалья он превратился в базовое учебное заведение по подготовке народных мастеров декоративно –прикладного искусства для всей республики и не только.

Учебное заведение  стало  центром по возрождению народных ремесел. Это во  время, когда многие традиционные искусства - гордость России приходят в упадок. Остались единицы мастеров ряда народных промыслов. А ведь нашему достоянию буквально завидует Запад, давно утративший этот пласт культуры и навыки ручного художественного ремесла. Поэтому перед нами стоит прямая задача сохранить и развить традиционные  ремесла нашего народа, общечеловеческого достояния. Наши традиции воспитывают доброту, понимание и любовь к родной культуре. Интерес к искусству народа - он у нас в крови, это заложено на генетическом уровне, многие поколения выросли в окружении национальной одежды, красивых изделий народных мастеров. Хотелось, чтобы это понимали все, от кого зависит поддержка народных мастеров Иволгинского колледжа. Чтобы учебному заведению, занимающемуся подготовкой мастеров будущего уделялось в республике должное внимание, чтобы юные дарования, съехавшиеся в Иволгу со всей республики, с глубинки, могли обучаться на лучшем оборудовании, жить в более комфортных условиях. Ведь они в будущем понесут культуру в наши поселки, деревни. Поэтому призываем власть предержащих, творческую интеллигенцию, меценатов, художников поддержать учебное заведение, кто чем может.

Такое учебное заведение должно быть в республике на особом счету. К достигнутому надо бережно относиться, не бояться вкладывать в него, поддерживать, ведь оно решает, кроме подготовки специалистов и задачи сохранения идентичности бурятского народа и не только бурят. В колледже готовят мастеров пошива традиционной семейской одежды и одежды казаков.

Художественные ремесла – не нефть и не газ, а красивые бурятские ножи, трубки, уникальные гобелены, неповторимая резьба по дереву, удивительные национальные костюмы и т.д. Они не накормят нашу страну, но без них Бурятия не была бы Бурятией.  

Туяна Тугутова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

факультатив "История и традиции народов Забайкалья"

Изучение факультатива «История и традиции народов Забайкалья» способствует формированию у обучающихся гуманистических, нравственных принципов поведения, развитию культуры общения, социализации л...

факультатив "История и традиции народов Забайкалья"

Изучение факультатива «История и традиции народов Забайкалья» должно способствовать формированию у обучающихся гуманистических, нравственных принципов поведения, развитию культуры общения...

Факультатив "История и традиции народов Забайкалья"

Изучение факультатива «История и традиции народов Забайкалья» должно способствовать формированию у обучающихся гуманистических, нравственных принципов поведения, развитию культуры общения, социа...

Исследовательская работа по теме: «Этнические особенности традиционной одежды народов Среднего Поволжья»

Предмет исследования – региональные особенности и синтез образцов и форм  традиционной одежды народов Среднего Поволжья.Цель:Комплексное изучение структуры и компонентов повседневности Среднего П...

Этнографический музей народов Забайкалья

Этнографический музей народов Забайкалья...

Общешкольное мероприятие "Традиционная одежда народов Севера " методическая разработка по изобразительному искусству (изо) по теме

Сценарий общешкольного познавательно- развлекательного мероприятия "Традиционная одежда народов Севера " включает в себя презентацию, где наглядно знакомит с традиционной о...