Этнографический музей народов Забайкалья
статья на тему
Этнографический музей народов Забайкалья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
etnograficheskiy_muzey_narodov_zabaykalya.docx | 224.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Этнографический музей народов Забайкалья
| |
Дата основания | 6 июля 1973 |
Этнографи́ческий музе́й наро́дов Забайка́лья — музейный комплекс под открытым небом в городе Улан-Удэ (Республика Бурятия), в микрорайоне Верхняя Берёзовка.
Содержание
- 2.1Археологический комплекс
- 2.2Эвенкийский комплекс
- 2.3Бурятский комплекс
- 2.4Предбайкальский комплекс
- 2.5Забайкальский комплекс
- 2.6Старожильческий комплекс
- 2.7Старообрядческий комплекс
- 2.8Городской комплекс
История музея
В конце 1950-х — начале 1960-х годов наблюдается рост сети этнографических музеев под открытым небом в СССР. В годы политической оттепели этот всплеск был обусловлен тремя обстоятельствами: ростом благосостояния народа, развитием познавательного туризма и значительным увеличением потока иностранных туриcтов в страну[1].
В Бурятской АССР этнографический музей был открыт 6 июля 1973 года. Одним из его первых экспонатов стала Никольская церковь, перевезённая из села Никольск, и Дэважин-дуган, доставленный из Тамчинского дацана.
Никольская церковь
Плиточная могила. Бронзовый век, Хоринский район, Бурятия
Этнографический музей народов Забайкалья — один из крупнейших музеев под открытым небом в России. Занимает территорию площадью 37 гектаров, где собрано более 40 архитектурных памятников и свыше 11 тысяч экспонатов.
Территория музея разделена на несколько комплексов:
Археологический комплекс
Археологический комплекс музея состоит из закрытого павильона и открытой площадки. На последней расположены плиточные могилы, каменные столбы, «сторожевые» камни и т. д. Первый могильник хуннской культуры был обнаружен в 1896 году в Ильмовой пади в Кяхтинском районе. В средние века хунну над захоронениями устраивали плоские, круглые каменные кладки. В закрытом павильоне демонстрируются образцы, найденные при раскопках Иволгинского городища.
Эвенкийский комплекс
В Эвенкийском комплексе демонстрируются чумы, лабазы, утварь.
Бурятский комплекс
Дэваджин-дуган. Гусиноозёрский (Тамчинский) дацан, 2-я пол. XIX в.
Бурятский комплекс состоит из деревянных и войлочных юрт, и культового буддийского сооружения — дугана.
В первой половине XIX века бурятские храмы имели церковнообразный вид, возникший под влиянием русской архитектуры, так как в их строительстве принимали участие русские мастера. С развитием собственно бурятского храмового зодчества, во второй половине XIX века появился новый вид дугана, существенно отличающийся от первых строений и воспринявший местные и восточные черты. Образцом его является Дэваджин-дуган, вывезенный из Гусиноозёрского дацана. В 1926 году храм был перестроен — внешний облик не изменился, увеличилась лишь его площадь. В окраске храма преобладает жёлтый цвет — священный в ламаизме. Внутри находится панно «Тунши», иллюстрирующее индийскую сказку о четырёх животных, решивших спор о том, как достать плоды с высокого дерева.
Предбайкальский комплекс
Внутреннее убранство бурятского дома
В Предбайкальском комплексе демонстрируется усадьба бурята-казака с домом-зимником богатого бурята С. Б. Сафронова. Дом-зимник был построен в 1900 году в селе Хареты (ныне Нукутский район Иркутской области). Перевезён в музей в 1975 году.
Забайкальский комплекс
Этапный амбар для ночёвки ссыльных. Хоринский район, Бурятия
Начина с конца XVII века Забайкалье стало местом ссылки и каторги. На всём пути прохождения ссыльных и каторжан через каждые 25 вёрст располагались этапы и полуэтапы для ночлега. В Верхнеудинском округе находилось более 20 этапов.
Трёхкамерный этапный амбар перевезён из села Кульский Станок Хоринского района Бурятии. В амбаре располагается выставка «Из истории ссылки и каторги Забайкалья».
Старожильческий комплекс
Двухкамерный амбар крестьянской усадьбы
Старожильческий комплекс состоит из домов пашенного крестьянина и казачьего атамана. Дом пашенного крестьянина вывезен из села Батурино Прибайкальского района Бурятии. Дом построен в 1880 году. Напротив него расположены строения 1919 года: завозня, амбар, двухстенный сарай, перевезённые из ныне несуществующего села Клочнёво Прибайкальского района.
Старообрядческий комплекс
Ворота старообрядческого дома
Одна из самых интересных экспозиций музея состоит из домов старообрядцев-семейских, сосланных в Сибирь в XVIII веке.
Выстроена типичная улица односторонней застройки конца XIX — начала XX века. Комплекс состоит из дома зажиточного крестьянина со всеми надворными постройками, изба крестьянина-ремесленника, дом богатого старообрядца. В небольшом удалении расположена старообрядческая часовня.
В завозне двора крестьянина-ремесленника устроена выставка хозяйственного инвентаря: сохи, плуги, бороны, молотилки, станки, сани и т. д. Дом крестьянина Красикова построен в 1861 году в селе Барыкино-Ключи. В огороде расположена кузница, перед которой два станка: для подковывания лошадей и гнутья дуг и полозьев. Кузница построена в конце XIX века в улусе Арбижил и вывезена в музей в 1971 году.
Дом-«связь» построен в конце XIX века в селе Надеино Тарбагатайского района Бурятии. Принадлежал крестьянину Зайцеву. Перевезён в музей в 1972 году. Дом ориентирован длиной стороной на улицу. Четыре окна с одностворчатыми ставнями. На ставнях изображены цветы, птицы и олени.
Двухэтажный дом Борисова построен в селе Куйтун во второй половине XIX века. Перевезён в музей в 1972 году. Характерная особенность дома — высокое крыльцо. На первом этаже располагалась торговая лавка, кладовая и казёнка.
Ворота построены в 1906 году в селе Новая Брянь по заказу Родионова. На воротах указан год рождения Анны, дочери заказчика. По семейному преданию ворота изготовили буряты. В 1978 году они были реконструированы в музее. Богатое украшение ворот указывало на богатство хозяина дома.
Дом богатого старообрядца Борисова
Дом Зайцева
Ставни на окнах дома Зайцева
Городской комплекс
Дом с мезонином
В городском комплексе демонстрируются дома старого Верхнеудинска, современного Улан-Удэ.
Городской дом с мезонином был построен в 1900 году. Находился на улице Почтамтской, 22 и принадлежал чиновнику. Перевезён в музей в 1978 году. Восстановлен с отступлениями от первоначальной архитектуры. В доме находится экспозиция традиционного интерьера дома зажиточного горожанина начала XX века.
Дом коридорного типа. Находился на улице Большой Николаевской, 67. Построен в 1909 году. Двухэтажное здание предназначалось для сдачи в аренду меблированных комнат. Дом перевезён в музей в 1979 году.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация Школьный этнографический музей
Музейная практика - одно из средст воспитания толерантной среды у обучающихся . Именно таким является школьный этнографический музей....
Школьный этнографический музей
Школьный этнографический музей (краткая информация о формах работы в музеи)...
Обзорно-тематическая экскурсия по этнографическому музею
Рассказ о Нижегородских мастерах в рамках городского смотра музеев паспортизированных музеев образовательных учреждений...
Обзорно-тематическая экскурсия по этнографическому музею
Рассказ о Нижегородских мастерах в рамках городского смотра музеев паспортизированных музеев образовательных учреждений...
Школьный этнографический музей.
В течение 2013-2014 учебного года, учащимися 5-7 классов ГБОУ РМЭ " Волжская средняя общеобразовательная школа-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", являющ...
Школьный этнографический музей
Описание работы музея...
Презентация "Этнографический музей Крыма"
Слайды презентации расказывают об этнической истории Крыма в керамических фигурах, экспозиционных комплексах: "армяне", "греки", "фракийские греки", "понтийские греки", "мариупольские греки", "к...