Русские писатели первой половины 19 века о Кубани
методическая разработка по краеведению (9 класс)
Класс ________9____Дата ____Предмет____Кубановедение___
Тема урока: Русские писатели первой половины XIX века о Кубани
Место и роль урока в изучаемой теме: изучение и первичное знакомство с новыми знаниями
Цель урока: сформировать у учащихся представление об особенностях становления литературы Кубани, о кубанских мотивах в творчестве русских прозаиков и поэтов; совершенствовать умение анализировать различные источники информации; воспитывать интерес к изучению истории и культуры Кубани
Используемый УМК: учебное пособие «Кубановедение» 9 класс, дополнительная литература Ю.М.Бодяев «Кубанские были», распечатанные отрывки из произведений поэтов, медиаоборудование.
Вид используемых на уроке средств ИКТ презентация к уроку
Планируемые результаты:
Личностные: понимать важность информации, полученной на уроке, уважать культуру своего и других народов, проживающих на территории Кубани, давать собственную оценку событиям прошлого.
Метапредметные: анализировать и аргументировать свои суждения, делать выводы, соотносить события прошлого с современной действительностью через понимание творческих образов в литературе и поэзии.
Предметные: владеть смысловым чтением – самостоятельно вычитывать фактуальную информацию, рассказывать об особенностях становления литературы Кубани; находить черты малой родины в художественных картинах и образах, творчестве поэтов и прозаиков изучаемого периода; объяснять значение терминов и понятий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Русские писатели первой половины XIX века о Кубани | 28.45 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока
1. Ф.И.О. автора Шахлович А.Н.
2. Класс ________9____Дата ____Предмет____Кубановедение___
3. Тема урока: Русские писатели первой половины XIX века о Кубани
4. Место и роль урока в изучаемой теме: изучение и первичное знакомство с новыми знаниями
5. Цель урока: сформировать у учащихся представление об особенностях становления литературы Кубани, о кубанских мотивах в творчестве русских прозаиков и поэтов; совершенствовать умение анализировать различные источники информации; воспитывать интерес к изучению истории и культуры Кубани
6. Используемый УМК: учебное пособие «Кубановедение» 9 класс, дополнительная литература Ю.М.Бодяев «Кубанские были», распечатанные отрывки из произведений поэтов, медиаоборудование.
7. Вид используемых на уроке средств ИКТ презентация к уроку
8. Планируемые результаты:
Личностные: понимать важность информации, полученной на уроке, уважать культуру своего и других народов, проживающих на территории Кубани, давать собственную оценку событиям прошлого.
Метапредметные: анализировать и аргументировать свои суждения, делать выводы, соотносить события прошлого с современной действительностью через понимание творческих образов в литературе и поэзии.
Предметные: владеть смысловым чтением – самостоятельно вычитывать фактуальную информацию, рассказывать об особенностях становления литературы Кубани; находить черты малой родины в художественных картинах и образах, творчестве поэтов и прозаиков изучаемого периода; объяснять значение терминов и понятий.
Работа с терминами и понятиями: Кубанская тематика, поэтический портрет Кубани
Ход урока
- Мотивация ( самоопределение) к учебной деятельности:
На доске – стилизованная карта Кубани и Причерноморья с портретами литераторов начала 19 в , побывавших на Кубани.
Учащиеся рассматривают иллюстрацию к поэме А.С.Пушкина «Руслан и Людмила» ( к отрывку из вступления) и учитель предлагает вспомнить слова начала поэмы.
«У Лукоморья дуб зеленый…
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой…»
Учитель: Многие литераторы и краеведы считают, что когда А.С.Пушкин создавал «Руслана и Людмилу», перед его глазами вставали пейзажи не сказочных земель, а наших кубанских - окрестностей Таманского полуострова. Сегодня наш урок будет об известных русских писателях, побывавших на Кубани.
Фаза урока вызов. Актуализация знаний.
- Северный Кавказ ( и в частности Кубань) привлекал внимание многих творческих людей. Военная обстановка, гордый, независимый характер горцев, их своеобразная, независимая культура давали богатый материал для романтических произведений поэтам, прозаикам. Кубань вдохновляла А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, А.С.Грибоедова и других авторов.
Назовите имена изображенных писателей и, по возможности, кратко расскажите об их творчестве.
- Фаза урока осмысление. Организация познавательной деятельности.
Учащиеся знакомятся с содержанием учебного пособия, предварительно разделившись на группы. Каждая группа получает задание прочитать один из подпунктов и подготовить его пересказ. Во время пересказа каждого пункта, зачитываются дополнительные сведения из доп.литературы.
Н.М.Карамзин «История государства Российского»- исторический труд, в нем есть рассказ, основанный на летописном источнике о поединке Мстислава и Редеди. Что вы знаете о поединке князя Мстислава и Редеди? Каковы были его последствия?
1. Пушкин и Кубань. Рассмотреть фотографии памятники А.С.Пушкину в Краснодаре и в Анапе. Обратить внимание на изображение маршрута поездки А.С.Пушкина по территории Кубани в августе 1820г. «Видел я берега Кубани..» ( стр 92-98). «Глухая ночь. Река ревет …. , строки о смелых казаках и гордых черкесах.
Выразительное чтение стихотворения «Кавказ»
Отрывки из произведений А.С.Пушкина выразительно читают отдельные учащиеся.
В поэме «Кавказский пленник» есть строка о поединке Мстислава с Редедей;
Незаконченная поэма «Тазит» , замысел поэмы о Мстиславе, статья «Об истории Пугачевского бунта»
2. Грибоедов о Кубани. Сентябрь 1825 г из Тамани в Екатеринодар, затем в Усть-Лабинск.
Проявлял интерес к народам, населявшим Кубань, проблемам освоения территории, внимательно следил за ходом военных действий.
3. «Пленники Кубани» - опальный поэт А.Полежаев, А. Бестужев – Мерлинский, А.Одоевский.
4. М.Ю.Лермонтов на Кубани (1837г). Памятник М,Ю. Лермонтову в Тамани.
Впечатления Лермонтова о Тамани – стр 99-105 («Кубанские были») Повесть «Тамань»
«Казачья колыбельная песня» - выразительное чтение
М.Ю.Лермонтов был проездом через ст.Ивановскую .
Селения подобны людям. Каждое имеет свое лицо, свою историю и судьбу. Кубанскую станицу не спутаешь ни с донской, ни с терской, ни тем более с сибирской, забайкальской или амурской. И ближе всего каждому свое родное селение, а жителям Ивановской — родная станица.
История станицы связана с именами многих выдающихся людей разных эпох. Так в первой половине 19 века в станице Ивановской (ее тогда называли Ивановкой) был расположен штаб Тенгинского полка. В разное время в ней побывали декабристы А.А.Бестужев-Марлинский, Н.И. JIорер, С. И. Кривцов, поэт М. Ю. Лермонтов.
В то время Кубань еще не была обжитым краем. Река Кубань, разливаясь весной и летом, заболачивала местность. Повсеместно свирепствовала малярия. Не хватало топлива и продовольствия. М. Ю. Лермонтов ссылался трижды на Кавказ. Тенгинский полк был для него выбран лично царем Николаем I . Это свидетельствует о намерении царя послать поэта в полк, который в то время находился в самом опасном месте боевых действий.
В июле 1841 года царь своей рукой вычеркнул имя Лермонтова из списка лиц, представленных за храбрость в боях к награде. Узнав, что Лермонтов большую часть времени провел не в Тенгинском полку, куда его направили, а в отряде генерала А. В. Галафеева, разгневанный царь дал строжайшее указание ни в коем случае не отзывать поэта из Тенгинского полка.
Второй раз М.Ю. Лермонтов был сослан на Кавказ за стихи «Смерть поэта», написанные в связи со смертью А. С. Пушкина, смертельно раненого на дуэли с Дантесом. «Замолкли звуки чудных песен. Hе раздаваться им опять…».
По дороге к месту ссылки М.Ю.Лермонтов познакомился в Ставрополе с декабристом Одоевским, который написал ответ Пушкину на «Послание в Сибирь». Это был подарок судьбы. Часть пути в Тифлис они провели вместе в одной тележке. Часть Михаил Юрьевич Лермонтов проделал один, очарованный красотой Кавказских гор и памятниками старины. Знакомство Лермонтова и Одоевского было не долгим, но они нашли друг в друге так много общего, что их связала самая горячая дружба.
В стихотворении «На смерть Одоевского», умершего от малярии в 1839 году в укреплении Пзезуапс, М. Ю. Лермонтов назвал своего друга «Мой милый Саша». Будучи в Тифлисе, поэт посетил могилу Грибоедова. Незадолго до Лермонтова там был Бестужев. A теперь его уже не было в живых. «Бестужев погиб. Чья очередь теперь?» — промелькнуло в сознания Лермонтова.
По окончании экспедиции, Лермонтову надлежало явиться в свой полк. В приказах Тенгинского полка значится, что поэт прибыл в Ивановскую 31 декабря 1840 года. Он встретил с офицерами полка первый день последнего года жизни.
О пребывании М. Ю. Лермонтова в нашей станице H. Bеленгурин в книге «Дорогой к лукоморью» пишет: «Пребывание Лермонтова в Ивановке в конце 1840 года, - по рассказу Белевича, - хотя и было недолгим, но запоминающимся для однополчан поэта. В это время,- по словам К. Белевича, - находясь при штабе полка в грязной станице Ивановке, он наравне с прочими, нес службу, какая обыкновенно тогда была у обер-офицеров в штаб-квартирах полков — дежурил по штабу полка и производил следственные дела, которых в то время каждый офицер в кавказских полках имел по нескольку на своих руках. Имя М. Ю. Лермонтова носит улица, на которой стоял штаб Тенгинского полка.
В последние четыре года своей жизни, Лермонтов создал немало прекрасных произведений, в которых так или иначе описан Кавказ. Это и «Казачья колыбельная песня», и «Дары Терека», «Памяти А.И.Одоевского», «Я к вам пишу, случайно — право…», больше нам известное как «Валерик», «Спор», «Сон» и многие другие.
Покидая в 1841 году Петербург, Лермонтов снова ехал на Кавказ, но именно Кавказ не уберег поэта. Кавказ стал его последним приютом… Имя Лермонтова увековечено здесь в названиях населенных пунктов и улиц, школ и библиотек. Поэту установлены памятники в Пятигорске и Геленджике, Тамани, Кисловодске.
Закрепление. Кавказ называют колыбелью русской романтической литературы первой половины XIXвека. Подтвердите этот тезис, опираясь на произведения А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова.
IV. Фаза урока рефлексия. Проанализировать свои впечатления от урока и выберите три слова из предложенных, наиболее точно передающих ваше состояние в конце урока: радость, равнодушие, удовлетворение, вдохновение, скука, уверенность.
V.Домашнее задание: прочитать параграф 21. Привлекая ресурсы Интернета, подготовить сообщение, творческий проект о пребывании А.С.Пушкина или М.Ю.Лермонтова на Кубани.
Дидактическая структура урока[1] | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов (пример) | Планируемые результаты | |
Личностные, метапредметные | УУД | ||||
Организационный момент или: | Слушают учителя. Читают текст. Готовятся к активному восприятию новой информации. Находят на схематической карте Тамань и р. Кубань | Проверяет готовность учащихся к уроку. Создает условия для включения в учебную деятельность. | Вспомнить строки вступления к поеме «Руслан и Людмила», узнать и кратко рассказать о творчестве поэтов, побывавших на Кубани | Осознание основ культурного наследия России | Развитие навыков поиска информации |
Рассматривают изображения поэтов и писателей, памятников этим писателям. Принимают участие в беседе | Создает условия для включения в учебную деятельность. | кратко рассказать о творчестве поэтов, побывавших на Кубани | Формирование осознанного, уважительного, доброжелательного отношения к культуре России, творчеству поэтов и писателей | Определять цель, проблему деятельности | |
Актуализация знаний | |||||
Изучение нового материала или: | Слушают вступительное слово учителя, выполняют задание, готовят пересказ пунктов параграфа, выразительно читают отрывки произведений | Делит учащихся на группы. Рассказывает дополнительные сведения, ориентирует учащихся на поиск информации из дополнительной литературы | Кубань в творчестве А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, А.С.Грибоедова, А.И.Одоевского, А.А.Бестужева | Владение навыками работы с источниками информации, обобщать и систематизировать полученную информацию | Находить черты малой родины в творчестве поэтов и писателей |
Закрепление новогоматериала или: | Закрепляют изученный материал | Проверяет усвоение изученного материала, фиксирует возникшие затруднения | Кавказ называют колыбелью русской романтической литературы первой половины XIXвека. Подтвердите этот тезис, опираясь на произведения А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова. | Формирование осознанного отношения к культуре. Формирование целостного мировоззрения | Владеть смысловым чтением |
Контроль или: | |||||
Рефлексия или: | Анализируют и оценивают эффективность своей учебной деятельности | Предлагает учащимся проанализировать свою учебную деятельность и завершить предложения | выбрать три слова из предложенных, наиболее точно передающих ваше состояние в конце урока: радость, равнодушие, удовлетворение, вдохновение, скука, уверенность. | Формирование ответственного отношения к учению, оценивать свои знания. Уважать мнение других | |
Домашнее задание или: | Записывают задание | Контролирует запись домашнего задания | Прочитать параграф 21. Подготовить творческий проект о пребывании А.С.Пушкина или М.Ю.Лермонтова на Кубани. | Формирование осознанного отношения к учебе, готовности к саморазвитию | |
[1]Вариативно
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности русской литературы первой половины 19 века.
Презентация содержить тезисы к лекции по теме "Особенности русской литературы первой половины 19 века", рассматривает такие вопросы: 1. Общая характеристика и своеобразие русской лите...
Кубань в творчестве русских писателей второй половины XIX века
Многие русские писатели своим творчеством были связаны с Кубанью....
Использование нравственно-эстетического, воспитательного потенциала русских писателей второй половины XX века на уроках литературы (на примере творчества В.М.Шукшина)
Данная статья позволяет понять, что дает современному читателю погружение в мир произведений В.М.Шукшина,как влияет чтение на развитие качеств талантливого читателя, чуткого к художественному сл...
Творчество писателей первой половины xx века
Тестовая работа по творчеству писателей первой половины xx века....
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТВОРЧЕСТВУ ПИСАТЕЛЕЙ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА ( 7 класс)
А1 Герои Алёша Пешков, Акулина Ивановна, Цыганок, Хорошее Дело — это герои произведения:а) И.А.Бунина «Цифры» б) А.М.Горького «Детство»в) А.П.Чехова «Злоумышленник»А2 Главный герой «Легенды о Дан...
Контрольная работа по литературе. «Творчество писателей первой половины 20 века». 5класс.
Задания с выбором ответа, с кратким ответом, направленные на выявление знаниия текстов произведений....