На конкурс "Православная инициатива". Проект "Лицом к православию"
проект по краеведению
Проект "Лицом к православию" реализован в Гарской школе в 2006-2007 учебном году
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_litsom_k_pravoslaviyu.doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
Гарская средняя общеобразовательная школа
Сокольского района
Нижегородской области
На конкурс «Православная инициатива»,
объявленного фондом Преподобного Серафима Саровского
проект
«ЛИЦОМ К ПРАВОСЛАВИЮ»
с. Гари – 2006 г.
Кто выполняет проект?
Проект выполняет педагогический и ученический коллективы МОУ Гарской средней общеобразовательной школы. Гарская школа находится в село Гари Сокольского района Нижегородской области и имеет давнюю историю. 1 сентября 2006 года у школы – юбилей, исполняется 80 лет начальной школе с момента открытия ее в селе в далеком 1926 году ХХ века. За 80 лет своего существования школа несколько раз меняла свой статус: с 1926 по 1946 г. г. – была начальной школой, с 1946 по 1956 г. г. – семилетней, с 1956 г. – средней.
Гари – старинное русское село. Возникло оно задолго до революции 1917 года на правом берегу реки Ширмокша и правом берегу ее притока – речки Шиповки на месте гарей (выжженного леса). На левом берегу Шиповки стояло село Рождество. В годы советской власти два населенных пункта были объединены в один, получивший название Гари.
Когда – то в селе была церковь Рождества Христова, но в сороковые годы она была разрушена. Название села и церкви не случайны: первые люди поселились в лесном краю в канун православного праздника Рождества Христова.
Гарский приход был невелик. Люди здесь жили глубоко верующие. Основные этические нормы, которые проповедовала церковь – терпение и всепрощение. Нравственные нормы, проповедуемые церковью, способствовали укреплению семейных отношения. Религия придавала особое значение преемственности, традициям, следованию определенным нормам поведения, оказывала косвенное влияние на развитие сельского хозяйства, ограничивая употребление в пищу некоторых продуктов, проповедовала соблюдение постов.
Посты, в свою очередь, прививали воздержание, способствовали духовному самосовершенствованию. «Пост тела есть пища для души» - гласило одно из правил церкви.
Неотъемлемой чертой русского христианина были религиозные праздники. В них ярко выражался дух русского народа, отразилась сама суть православия. Праздники высвобождали человека от гнета обыденности, давали возможность пусть на время, соприкоснуться с иным, прекрасным, лучшим миром. Праздники были приурочены к циклам природы, к началу и концу сельскохозяйственных работ. Окончание зимы и начало весны, первая пахота и завершение уборки урожая – все это сопровождалось праздничными обрядами. Многим из этих обрядов предписывалась особая праздничная кухня, особый набор блюд, которые не принято было готовить в иное время года.
Верующие родители, дедушки и бабушки, следуя церковным традициям, оказывали неоценимую помощь школе, воспитывая в ребятах нравственные нормы православной веры.
И все эти традиции были в одночасье поруганы, разрушены, осмеяны.
Много лет подряд советская власть, в том числе и школа, растила атеистов, людей без веры. В конце 80-х начале 90-х г.г. ХХ века в стране произошли не только социально – экономический и политический кризисы, но и глубокие преобразовательные процессы в культуре, затронули они и образование. Одним из таких процессов является изменение взглядов на религию, на ее положение в обществе и в народном образовании. Образование совершило поворот в сторону православия. Гарская школа не стала исключением.
Кому и для чего нужен проект?
Проект в первую очередь нужен окружающему социуму (населению микрорайона школы, родителям, ученикам и самим учащимся, тем, на кого проект ориентирован).
В настоящее время ситуация в микрорайоне считается неблагоприятной. Большинство взрослого населения не имеет работы и вынуждены перебиваться случайными заработками. На селе процветает пьянство, воровство, сквернословие. И все это на глазах у детей.
На селе, где из культурных учреждений имеется только Дом культуры, именно школе в современных условиях религиозных идей приходится заполнять тот идеологический вакуум, который образовался после отказа от коммунистической морали и идеологии.
В религии заложен огромный потенциал для воспитания учащихся (в первую очередь) и их родителей, воспитывающихся в годы пропаганды атеизма. Религиозное воспитание, связанное с соблюдением религиозных обрядов, должно быть в религиозных школах. Религиозное просвещение должно присутствовать во всех школах, так как позволяет передать детям обширные культурные богатства религии. Это, прежде всего, многие моральные нормы, взгляды, идеи и позиции, содержащиеся в религиозных текстах. «Не убей, не обманывай, люби своего ближнего, как самого себя» - вот только малая доля тех моральных норм, которые проповедуются церковью и содержатся в Священных книгах. И моральные, и культурные ценности православия необходимо передавать всем участникам образовательного процесса, развивая тем самым духовность личности.
Каковы цели и задачи проекта?
Для реализации проекта «Лицом к православию» педагогический коллектив ставит перед собой следующие цели:
1. Воспитание духовности, основанной на православных ценностях, нравственного поведения.
2. Формирование научного мировоззрения.
В ходе реализации целей проекта будут решаться следующие задачи:
1. Приобщение учащихся к культурным и историческим ценностям нижегородского края, его святыням;
2. Формирование умения ценить старину, бережно относиться к ее историческим и культурным памятникам.
3. Развитие интереса к православной культуре, обычаям и традициям русского народа.
4. Раскрытие перед учащимися и их родителями нравственной глубины христианской религии и культуры.
5. Развитие научно – исследовательских навыков детей, побуждение их к активности в поисково – краеведческой работе.
6. Объединение всех участников образовательного процесса и микросоциума школы для достижения общей цели.
Время работы проекта: проект работает в течение 2006 – 2007 учебного года
Рабочий план реализации проекта
В ходе реализации проекта силами педагогического коллектива, Гарского ДК, по возможности Сокольской воскресенской школы будут проводиться следующие мероприятия
№ п/п | Название мероприятия | Срок проведения |
1 | Работа фольклорного кружка. Обрядовые православные праздники: 1. Рождество Христово. 2. Праздник русской зимы. 3. Масленица. 4. «Не бывать весне на святой Руси без Егория. 5. «Праздник русской березки» (Троицын день). 6. «Жанры русских народных песен» | январь 2007 г. февраль 2007 г. март 2007 г. май 2007 г. июнь 2007 г. июль 2007 г. |
2 | Организация поездок – экскурсий: 1. Экскурсия в Дивеево и на Саровский ключ. 2. Поездка на Николу – ключ в Городецком районе. 3. Экскурсия в г. Н. Новгород, посещение Строгановской церкви. 4. Посещение храма в р. п. Сокольское. | июнь 2006 г. июнь 2006 г. июль 2006 г. август 2006 г. |
3 | Поисково – краеведческая работа: 1. Сбор и оформление материала о Гарском православном приходе. 2. Сбор и оформление материалов на тему «История православных храмов Сокольского района». 3. Сбор и оформление материалов на тему «Православные храмы на территории современной Гарской сельской администрации в древности» (Троицкая, Духовская, Соличневская церкви). 4. Сбор экспонатов (предметов старины), материалов о людях села, района, по истории школы, села для школьного музея «Искрамуз» | в течение 2006 – 2007 учебного года |
4 | Работа фольклорного кружка. Игровые развлечения детей. 1. «Колядки» 2. «Благовещенье третья встреча весны». 3. Игротека с вербными играми. | январь 2007 г. апрель 2007 г. апрель 2007 г. |
5 | Организация работы факультативов: 1. «Человек и природа в народной культуре». 2. «Фольклор русского народа» | |
6 | Предметные недели: 1. Неделя краеведения. 2. Неделя школы. | октябрь 2006 г. декабрь 2006 г. |
Каким будет результат проекта?
Центром реализации проекта станет историко – краеведческий музей школы «Искрамуз» и его актив. Силами школьного фольклорного ансамбля «Рассыпушечки» совместно с Гарским ДК будут подготовлены и проведены обрядовые праздники:
1. Праздник Русской зимы пройдет чуть раньше запланированного проектом срока, в феврале. В его подготовке и проведению будут привлечены 20 человек. На мероприятие будут приглашены родители, учащиеся школы, жители села (примерно 65 человек).
2. На Масленичной неделе в марте будут представлены все дни Масленицы. Подготовят и проведут неделю участники фольклорного кружка (10 человек), зрителями будут учащиеся, педагогический и обслуживающий персонал школы, всего 50 человек.
3. Перед выгоном скота в поле населению микрорайона будет предложен Праздник Святого Егория, покровителя скота. Мероприятием планируется охватить 80 человек.
4. Праздник русской березки (Троицын день) пройдет в июне в детском оздоровительном лагере с дневными пребыванием детей. Будет охвачено – 25 человек.
В летние месяцы, учащиеся школы в количестве 25 человек совершат экскурсии в Дивеево, посетят Николу – ключ в Городецком районе, Строгановскую церковь в городе Нижний Новгород, церковь Всех Скорбящих Радость в р. п. Сокольское.
В школе продолжится поисково – краеведческая работа. Предполагается сотрудничество с Юрьевецким и Пучежскими архивами, так как сведения о строительстве православных храмов на современной территории Сокольского района и Гарской сельской администрации в местном архиве отсутствуют (район образован в марте 1935 года). Работой по сбору исторических материалов будет охвачено 40 человек.
Во время перемен и во внеурочное время для всех желающих будут проведены игротеки со старинными детскими играми и развлечениями. Рождественские колядки пройдут в январе, раньше начала над проектом, в православные календарные сроки. Учащиеся выступят с колядками не только в школе, но и обойдут дома верующих людей, ветеранов войны и труда. Мероприятием предполагается охватить 100 человек.
На уроках МХК, ИЗО, музыки, истории и обществознания, литературы будут изучаться Новый и Ветхий заветы, сюжеты из Евангелия, мифы древних славян. На уроках других предметных циклов фрагментарно будут включаться материалы по теме проекта.
При подготовке и проведении всех мероприятий будет учитываться положительный опыт, накопленный по теме проекта в других регионах страны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка интегрированного урока литература,история,православие "Я верую..."
Данный урок был создан для областных Пасхальных чтений. Ключевые понятия урока: война и Вера...
Православие и народное зодчество России.
Христианство проникло на Русь ещё в середине IX в.Каждое историческое событие в жизни страны, народа, на Руси принято было отмечать строительством памятников, возведением Храмов, Соборов, Церкве...
Календарно- тематическое планирование по курсу "Православие"
Календарно-тематическое планирование по курсу "Православие" к учебнику "Православная культура" Л.Л. Шевченко в 8 классе. Очень много пояснительных записок, а вот планирования на начало учебного года б...
Православие-понятие духовности.
Методы и формы воспитания детей, привитие им нравственных качеств через православие....
Православие как культурообразующий фактор воспитания личности
В данной публикации автор раскрывает теоретико-философское обоснование курса "Основы православной культуры"....
Православие и масонство в России XVIII века
Целью данной статьи является выявление исторических корней масонства и основных его черт в России....
Заветы Византии (православие)
Возникновение православного христианства....