На конкурс "Православная инициатива". Проект "Лицом к православию"
проект по краеведению

Кучина Татьяна Полуэктовна

Проект "Лицом к православию" реализован в Гарской школе в 2006-2007 учебном году

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_litsom_k_pravoslaviyu.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

Гарская средняя общеобразовательная школа

Сокольского района

Нижегородской области

На конкурс «Православная инициатива»,

объявленного фондом Преподобного Серафима Саровского

проект

«ЛИЦОМ К ПРАВОСЛАВИЮ»

 

с. Гари – 2006 г.

        Кто выполняет проект?

        Проект выполняет педагогический и ученический коллективы МОУ Гарской средней общеобразовательной школы. Гарская школа находится в село Гари Сокольского района Нижегородской области и имеет давнюю историю. 1 сентября 2006 года у школы – юбилей, исполняется 80 лет начальной школе с момента открытия ее в селе в далеком 1926 году ХХ века. За 80 лет своего существования школа несколько раз меняла свой статус: с 1926 по 1946 г. г. – была начальной школой, с 1946 по 1956 г. г. – семилетней,  с 1956 г. – средней.

        Гари – старинное русское село. Возникло оно задолго до революции 1917 года на правом берегу реки Ширмокша и правом  берегу ее притока – речки Шиповки на месте гарей (выжженного леса). На левом берегу Шиповки стояло село Рождество. В годы советской власти два населенных пункта были объединены в один, получивший название Гари.

        Когда – то в селе была церковь Рождества Христова, но в сороковые годы она была разрушена. Название села и церкви не случайны: первые люди поселились в лесном краю в канун православного праздника Рождества Христова.

        Гарский приход был невелик. Люди здесь жили глубоко верующие. Основные этические нормы, которые проповедовала церковь – терпение и всепрощение. Нравственные нормы, проповедуемые церковью, способствовали укреплению семейных отношения. Религия придавала особое значение преемственности, традициям, следованию определенным нормам поведения, оказывала косвенное влияние на развитие сельского хозяйства, ограничивая употребление в пищу некоторых продуктов, проповедовала соблюдение постов.

        Посты, в свою очередь, прививали воздержание, способствовали духовному самосовершенствованию. «Пост тела есть пища для души» - гласило одно из правил церкви.

        Неотъемлемой чертой русского христианина были религиозные праздники. В них ярко выражался дух русского народа, отразилась сама суть православия. Праздники высвобождали человека от гнета обыденности, давали возможность пусть на время, соприкоснуться с иным, прекрасным, лучшим миром. Праздники были приурочены к циклам природы, к началу и концу сельскохозяйственных работ. Окончание зимы и начало весны, первая пахота и завершение уборки урожая – все это сопровождалось праздничными обрядами. Многим из этих обрядов предписывалась особая праздничная кухня, особый набор блюд, которые не принято было готовить в иное время года.

        Верующие родители, дедушки и бабушки, следуя церковным традициям, оказывали неоценимую помощь школе, воспитывая в ребятах нравственные нормы православной веры.

        И все эти традиции были в одночасье поруганы, разрушены, осмеяны.

        Много лет подряд советская власть, в том числе и школа, растила атеистов, людей без веры. В конце 80-х начале 90-х г.г. ХХ века в стране произошли не только социально – экономический и политический кризисы, но и глубокие преобразовательные процессы в культуре, затронули они и образование.  Одним из таких процессов является изменение взглядов на религию, на ее положение в обществе и в народном образовании. Образование совершило поворот в сторону православия. Гарская школа не стала исключением.

        Кому и для чего нужен проект?

        Проект в первую очередь нужен окружающему социуму (населению микрорайона школы, родителям, ученикам и самим учащимся, тем, на кого проект ориентирован).

        В настоящее время ситуация в микрорайоне считается неблагоприятной. Большинство  взрослого населения не имеет работы и вынуждены перебиваться случайными заработками.         На селе процветает пьянство, воровство, сквернословие. И все это на глазах у детей.

        На селе, где из культурных учреждений имеется только Дом культуры, именно школе в современных условиях религиозных идей приходится заполнять тот идеологический вакуум, который образовался после отказа от коммунистической морали и идеологии.

        В  религии заложен огромный потенциал для воспитания учащихся (в первую очередь) и их родителей, воспитывающихся в годы пропаганды атеизма. Религиозное воспитание, связанное с соблюдением религиозных обрядов, должно быть в религиозных школах.  Религиозное просвещение  должно присутствовать во всех школах, так как позволяет передать детям обширные культурные богатства религии. Это, прежде всего, многие моральные нормы, взгляды, идеи и позиции, содержащиеся в религиозных текстах. «Не убей, не обманывай, люби своего ближнего, как самого себя» - вот только малая доля тех моральных норм, которые проповедуются церковью и содержатся в Священных книгах.         И моральные, и культурные ценности православия необходимо передавать всем участникам образовательного процесса, развивая тем самым духовность личности.

        Каковы цели и задачи проекта?

        Для реализации проекта «Лицом к православию» педагогический коллектив ставит перед собой следующие цели:

        1. Воспитание духовности, основанной на православных ценностях, нравственного поведения.

        2. Формирование научного мировоззрения.

        В ходе реализации целей проекта будут решаться следующие задачи:

        1. Приобщение учащихся к культурным и историческим ценностям нижегородского края, его святыням;

        2. Формирование умения ценить старину, бережно относиться к ее историческим и культурным памятникам.

        3. Развитие интереса к православной культуре, обычаям и традициям русского народа.

        4. Раскрытие перед учащимися и их родителями нравственной глубины христианской религии и культуры.

        5. Развитие научно – исследовательских навыков детей, побуждение их к активности в поисково – краеведческой работе.

        6. Объединение всех участников образовательного процесса и микросоциума школы для достижения общей цели.

        Время работы проекта: проект работает в течение 2006 – 2007 учебного года

        Рабочий план реализации проекта

        В ходе реализации проекта силами педагогического коллектива, Гарского ДК, по возможности Сокольской воскресенской школы будут проводиться следующие мероприятия

        

№ п/п

Название мероприятия

Срок проведения

1

Работа фольклорного кружка. Обрядовые православные праздники:

1. Рождество Христово.

2. Праздник русской зимы.

3. Масленица.

4. «Не бывать весне на святой Руси без Егория.

5. «Праздник русской березки» (Троицын день).

6. «Жанры русских народных песен»

январь 2007 г.

февраль 2007 г.

март 2007 г.

май 2007 г.

июнь 2007 г.

июль 2007 г.

2

Организация поездок – экскурсий:

1. Экскурсия в Дивеево и на Саровский ключ.

2. Поездка на Николу – ключ в Городецком районе.

3. Экскурсия в г. Н. Новгород, посещение Строгановской церкви.

4. Посещение храма в р. п. Сокольское.

июнь 2006 г.

июнь 2006 г.

июль 2006 г.

август 2006 г.

3

Поисково – краеведческая работа:

1. Сбор и оформление материала о Гарском православном приходе.

2. Сбор и оформление материалов на тему «История православных храмов Сокольского района».

3. Сбор и оформление материалов на тему «Православные храмы на территории современной Гарской сельской администрации в древности» (Троицкая, Духовская, Соличневская церкви).

4. Сбор экспонатов (предметов старины), материалов о людях села, района, по истории школы, села для школьного музея «Искрамуз»

в течение

2006 – 2007 учебного года

4

Работа фольклорного кружка. Игровые развлечения детей.

1. «Колядки»

2. «Благовещенье  третья встреча весны».

3. Игротека с вербными играми.

январь 2007 г.

апрель 2007 г.

апрель 2007 г.

5

Организация работы факультативов:

1. «Человек и природа в народной культуре».

2. «Фольклор русского народа»

6

Предметные недели:

1. Неделя краеведения. 2. Неделя школы.

октябрь 2006 г.

декабрь 2006 г.

        Каким будет результат проекта?

        Центром реализации проекта станет историко – краеведческий музей школы «Искрамуз» и его актив. Силами школьного фольклорного ансамбля «Рассыпушечки» совместно с Гарским ДК будут подготовлены и проведены обрядовые праздники:

        1. Праздник Русской зимы пройдет чуть раньше запланированного проектом срока, в феврале. В его подготовке и проведению будут привлечены 20 человек. На мероприятие будут приглашены родители, учащиеся школы, жители села (примерно 65 человек).  

        2. На Масленичной неделе в марте будут представлены все дни Масленицы. Подготовят и проведут неделю участники фольклорного кружка (10 человек), зрителями будут учащиеся, педагогический и обслуживающий персонал школы, всего 50 человек.

        3. Перед выгоном скота в поле населению микрорайона будет предложен Праздник Святого Егория, покровителя скота. Мероприятием планируется охватить 80 человек.

        4. Праздник русской березки (Троицын день) пройдет в июне в детском оздоровительном лагере с дневными пребыванием детей. Будет охвачено – 25 человек.

        В летние месяцы, учащиеся школы в количестве 25 человек совершат экскурсии в  Дивеево, посетят Николу – ключ в Городецком районе, Строгановскую церковь в городе Нижний Новгород, церковь Всех Скорбящих Радость в р. п. Сокольское.

        В школе продолжится поисково – краеведческая работа. Предполагается сотрудничество с Юрьевецким и Пучежскими архивами, так как сведения о строительстве православных храмов на современной территории Сокольского района и Гарской сельской администрации в местном архиве отсутствуют (район образован в марте 1935 года). Работой по сбору исторических материалов будет охвачено 40 человек.

        Во время перемен и во внеурочное время для всех желающих будут проведены игротеки со старинными детскими играми и развлечениями. Рождественские колядки пройдут в январе, раньше начала над проектом, в православные календарные сроки. Учащиеся выступят с колядками не только в школе, но и обойдут дома верующих людей, ветеранов войны и труда. Мероприятием предполагается охватить 100 человек.

        На уроках МХК, ИЗО, музыки, истории и обществознания, литературы будут изучаться Новый и Ветхий заветы, сюжеты из Евангелия, мифы древних славян. На уроках других предметных циклов фрагментарно будут включаться  материалы по теме проекта.

        При подготовке и проведении всех мероприятий будет учитываться положительный опыт, накопленный по теме проекта в других регионах страны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка интегрированного урока литература,история,православие "Я верую..."

Данный урок был создан для областных Пасхальных чтений.  Ключевые понятия урока: война и Вера...

Православие и народное зодчество России.

Христианство проникло на Русь ещё в середине IX в.Каждое историческое событие в жизни страны, народа, на Руси принято было отмечать строительством памятников, возведением Храмов, Соборов, Церкве...

Календарно- тематическое планирование по курсу "Православие"

Календарно-тематическое планирование по курсу "Православие" к учебнику "Православная культура" Л.Л. Шевченко в 8 классе. Очень много пояснительных записок, а вот планирования на начало учебного года б...

Православие-понятие духовности.

Методы и формы воспитания детей, привитие им нравственных качеств через православие....

Православие как культурообразующий фактор воспитания личности

В данной публикации автор раскрывает теоретико-философское обоснование курса "Основы православной культуры"....

Православие и масонство в России XVIII века

Целью данной статьи является выявление исторических корней масонства и основных его черт в России....

Заветы Византии (православие)

Возникновение православного христианства....