Елецкая наступательная операция
план-конспект урока по истории (9 класс) на тему
изучение хода Елецкой наступательной операции, причин поражения немцев в декабре 1941 года, вклада ельчан в Победу над врагом в ВОВ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_otkrytyy.docx | 32.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Елецкая наступательная операция».
Методическая цель: воспитание патриотизма через использование различных видов и форм учебной деятельности.
Задачи: - изучить ход Елецкой наступательной операции, выяснить причины поражения немцев в декабре 1941 года, узнать, какой вклад внесли ельчане в Победу над врагом.
Формируемые УУД: метапредметные: анализировать и обобщать факты, формулировать и обосновывать выводы, использовать различные источники информации, представлять результаты своей деятельности, проявлять готовность к сотрудничеству и коллективной работе;
Личностные: осознавать свою идентичность как граждан страны, осваивать гуманистические традиции и ценности общества, осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений.
Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, рабочие листы, буклет, документ (наградной лист Ани Гайтеровой), презентация к уроку.
Тип: изучение нового материала.
Ход урока.
IОрг.момент.
Учитель: Добрый день, ребята! Меня зовут Тамара Анатольевна. Сегодня у нас необычный урок, присутствует много гостей… Я надеюсь, что мы плодотворно поработаем и наш урок пройдет в дружеской теплой атмосфере. Для работы на уроке нам сегодня понадобятся: буклет, который находится в файле, рабочий лист с текстом, красный карандаш.
Наш урок мне хотелось бы начать со сводки Совинформбюро от 11 декабря 1941 года, прослушав которую сформулируйте тему нашего сегодняшнего занятия.
Звучит голос Левитана:11 декабря все газеты Советского Союза сообщили сводку Совинформбюро, в которой говорилось: «9 декабря наши войска во главе с генерал-лейтенантом Костенко разгромили немецко-фашистские войска и заняли город Елец…».
Учитель: В этом году, юбилейном для нашего города, исполнилось 75 лет как прозвучали эти прекрасные слова, слова, несущие надежду на жизнь, надежду на свободу, а главное – надежду на Победу!
Сухая сводка новостей…, но какие события за ней скрываются, какие имена за ней стоят, сколько человеческих судеб было положено… На все эти вопросы мы постараемся найти ответы на сегодняшнем уроке.
Попробуйте самостоятельно сформулировать тему нашего занятия.
Дети высказывают предположения.
Итак, тема урока: «Елецкая наступательная операция». Запишите ее в буклет.
Исходя из темы урока, скажите, изучению какого события мы посвятим сегодняшний урок.
Дети высказывают предположения.
Сегодня на уроке мы изучим ход Елецкой наступательной операции, выясним причины поражения немцев в декабре 1941 года, а также узнаем, какой вклад внесли ельчане в победу над врагом.
Актуализация знаний, постановка проблемы, фронтальный опрос.
Вопрос: Вспомните, какой план разработало немецкое командование, готовя нападение на Советский Союз? Что он предполагал?
Ответ: Немецкое командование разработало план Барбаросса, который предполагал молниеносное ведение войны, захват крупных советских городов.
Вопрос: Какой главный город стремились захватить немцы?
Ответ: Немцы стремились захватить Москву.
Вопрос: Удалось ли гитлеровцам реализовать свой план по захвату Москвы?
Ответ: Нет.
II Изучение нового материала.
План.
- Ход Елецкой наступательной операции.
- Освобождение Ельца.
Учитель: Существует много версий того, по каким причинам немецкие войска, прошедшие победным маршем по Европе, потерпели поражение в боях под Москвой в декабре 1941 года. До настоящего времени битвы второй мировой и Великой Отечественной войны вызывают споры среди историков разных стран. По оценке немецкого историка М. Мессершмидта, под Москвой в декабре 1941 года немецкую армию «поставили на край катастрофы противник, пространство и климат». Сегодня на уроке нам предстоит поработать над этой проблемой, выяснить, справедливы ли эти слова? Действительно ли совокупность всех этих трех составляющих привела к победе Красной армии или мы выделим одну наиболее важную, решающую причину?
Сейчас я предлагаю вашему вниманию просмотреть небольшой видеоролик о захвате Ельца немецкими войсками, после которого вы должны будете ответить на вопросы, которые обозначены в буклете под заданием №1:
Вопрос: Почему немецкое командование стремилось захватить наш город?
Ответ: Елец – это крупный железнодорожный узел, и, захватив его, немецкое командование рассчитывало нарушить снабжение войск Красной Армии. Ведь зачастую исход битвы зависел от того, вовремя ли подвезут боеприпасы или подъедут резервные войска.
Вопрос: Назовите дату захвата немцами Ельца.
Ответ: Елец был захвачен фашистами 4 декабря 1941 года.
Вопрос: Кто разрабатывал план Елецкой наступательной операции и каков ее замысел?
Ответ: План Елецкой наступательной операции разрабатывал командующий Юго-Западным фронтом С. Тимошенко. Замысел операции прост: ударом по сходящимся направлениям окружить и уничтожить врага. Затем выйти в тыл 2-ой танковой армии Г. Гудериана
Вопрос: Как же реализовывался этот план? Найдите в буклете карту Елецкой наступательной операции, возьмите в руки красный карандаш, который находится в файле, и внимание на экран.
1.Ход Елецкой наступательной операции. Рассказ учителя, сопровождаемый показом по карте.
К концу 5 декабря Юго-Западный фронт образовал своеобразный выступ. Противник (2-ая полевая армия генерала Шмидта), опьяненный идеей блицкрига, вынужденно растянул свои войска, а надежную линию обороны создать не успел.Этим и воспользовалось советское командование. Для уничтожения елецкой группировки противника были сформированы:
- Фронтовая оперативная группа генерал-лейтенанта Ф.Я. Костенко. Ее незаметно для немецких разведчиков перебросили в район Касторная-Тербуны. Эта группа должна была нанести внезапный удар по растянутому правому флангу елецкой группировки врага в направлении на Ливны и Никитское.
- Для обороны Ельца начальником елецкого гарнизона был назначен командир 148-й дивизии полковник Ф.М. Черокманов.
- Ударная группа из частей 13 армии под командованием К.С. Москаленко. Ей предстояло отбить Елец и нанести отвлекающий удар в районе села Казаки.
Основная трудность проведения операции заключалась в том, что предстояло в короткий срок незаметно для врага сосредоточить части, которые были удалены от намеченных позиций на значительном расстоянии. Передвижение наших войск происходило исключительно под покровом темноты, днём бойцы отдыхали в населённых пунктах, принимая самые строгие меры маскировки. Всё это позволило скрытно провести сосредоточение ударной силы. Появление на фронте наших войск стало для врага полной неожиданностью.
Елецкая наступательная операция началась 6 декабря 1941 года в 8.00 утра. Ударная группа 13 армии Москаленко, обойдя Елец с севера, нанесла удар по левому флангу елецкой группировки противника, стремясь окружить врага и выйти навстречу фронтовой группе Костенко. Восточнее Ельца произвел залп дивизион катюш под руководством майора К.Д. Карсонова. Это было новейшее оружие для своего времени, немцы его очень боялись, т.к. несли большие потери. 7 декабря нанесла удар группа Костенко, выходя в тыл Елецкой группировке противника. В этот же день войска 13-й армии под командованием А.М. Городнянского завязали бои непосредственно за Елец. 8 декабря части ударной группы Москаленко перерезали дорогу Елец-Ефремов, а 9 декабря они перерезали дорогу Елец-Ливны, лишая противника путей отхода на запад. 9 декабря части 13-ой армии Городнянского освободили город Елец. В этот же день 9 декабря оперативная группа Москаленко освободила Казаки.
К 10 декабря соединения группы Костенко перерезали дорогу Ливны - Елец, лишив противника путей отхода на запад. Используя их успех, перешли в наступление 3-я армия генерала Крейзера в районе Ефремова. Отличился в операции кавалерийский корпус генерал-майора В.Д.Крюченкина.
11 декабря началось окружение и уничтожение противника. Немецкое командование в листовках и по радио призывало свои окружённые части держаться, обещая прислать им помощь. Но никакой реальной помощи оказать не могли, т.к. резервов у них поблизости не было. К 16 декабря были разгромлены основные силы двух пехотных дивизий противника. Потери врага составили только убитыми 16 тысяч человек. За 10 дней наступления войска правого крыла Юго-Западного фронта продвинулись на запад на 80-100 километров, освободили 400 населённых пунктов, в том числе Ефремов и Елец.
Вопрос: Как успешно проведенная Елецкая наступательная операция сказалась на боевом духе солдат Красной армии, ведь до этого времени красноармейцы вели оборонительные битвы?
Успешно проведенная Елецкая наступательная операция повысила боевой дух солдат Красной армии, укрепила в них веру в то, что наше дело правое, враг будет разбит и Победа будет за нами.
Каково значение Елецкой наступательной операции? Вспомните, какие задачи ставил генерал армии С.Тимошенко: предстояло не только уничтожить елецкую группировку противника, но и выйти в тыл 2-ой танковой армии Гудериана, содействовав тем самым Западному фронту в обороне Москвы.
Войска, участвовавшие в Елецкой наступательной операции, привлекли на себя часть сил противника и содействовали разгрому 2-й танковой группы под командованием Г. Гудериана под Тулой, оказав этим помощь Западному фронту, выполнявшему главную задачу в контрнаступлении под Москвой.
Елецкая операция была составной частью грандиозной битвы за Москву.Здесь, под Ельцом, в декабре 1941 года, фашистские разбойники уже научились кричать «Гитлер капут!». В это время и родилась новая поговорка: «Под Ельцом били всех от Тамерлана... до Гудериана!». Успешно завершённая Елецкая операция повысила боевой дух войск, их уверенность в победе над врагом, что в бою решает не превосходство сил, а умение воевать.
Какие причины победы войск Красной армии в Елецкой наступательной операции мы выделим?
Дети высказывают предположения.
Ответ: 1. Продуманный план Елецкой наступательной операции.
2. Соблюдение секретности при переброске войск Красной армии.
3. Применение новейшего вооружения.
4.Подготовка войск Красной армии к действиям в условиях суровой зимы или неподготовленность немецких войск к ведению боевых действий в условиях суровой зимы (отсутствие зимних комплектов одежды).
5.Героизм солдат Красной армии.
2.Освобождение Ельца. Работа с текстом.
В качестве последней причины успеха Елецкой наступательной операции мы назвали «массовый героизм». Но ведь за этими словами стоят настоящие люди, которые совершили реальные подвиги. Предлагаю выяснить, какой вклад в освобождение Ельца внесли наши земляки.
Для ельчан главным достижением Елецкой наступательной операции явилось освобождение родного города. Наряду с бойцами Красной армии освобождали Елец и наши отважные земляки. Многие из них прославили свои имена подвигом. Самостоятельно познакомьтесь с текстом «Освобождение Ельца», который находится на рабочем листе. После прочтения вам необходимо будет выполнить задание №2 в буклете: установить соответствия между именем героя и его подвигом и записать ответ в таблицу.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
в | ж | б | е | г | д | а |
1. П. Шкурин | В. Группа лыжников во главе с юным заместителем политрука зашла в тыл вражеского гарнизона и оттуда автоматным и пулемётным огнём содействовала атакам подразделений полка |
2.пионер Алеша Сотников | Ж. Большую помощь оказал нашим бойцам этот пионер, который бесстрашно разведывал расположение немецких пушек и пулеметов, а потом советские солдаты уничтожали их метким огнем. Командир дивизии Ф.М.Черокманов зачислил его в состав разведроты. |
3. комсомолец Володя Ивашкин | Б. Этот раненый комсомолец забрался с пулеметом на колокольню, откуда вел меткий огонь по фашистам, пока его не сразила вражеская пуля. |
4. директор начальной школы № 4 В.Ф.Ляшкова | Е. Рискуя жизнью, она спрятала от фашистов 33 раненых красноармейца. За этот подвиг была награждена орденом Красной Звезды, который ей лично вручил сразу после освобождения Ельца генерал Ф.Я.Костенко. |
5.пионеры Миша Бекетов и Алеша Оборотов | Г. Немало гитлеровских телефонных проводов перерезали эти юные партизаны. Они помогли нашим воинским подразделениям в борьбе с немецкими оккупантами. Но вражеские пули настигли юных героев, и они пали смертью храбрых за родной город. |
6. Леня Камзолов, Вася Краюшкин и Вили Огнев | Д. Эти юные герои уничтожили пулеметный расчет гитлеровцев на улице Октябрьской. |
7. Володя Макаревич | А. Этот ученик 18-й школы в момент решающих боев за Елец указал советским воинам местонахождение огневых средств противника. Во время боя он был сражен пятью вражескими пулями. Бойцы отправили юного героя в госпиталь. От ран он так и не оправился. |
Освобождение Ельца.
Город Елец освобождала 148-я стрелковая дивизия, которой командовал полковник Ф. М. Черокманов. Дивизия была также поддержана дивизионом "катюш" Героя Советского Союза майора К.Д.Карсонова.
Незаурядный талант ведения уличных боёв проявил командир 654 стрелкового полка, подполковник Амаяк Григорьевич Бабаян. Его полк решительной атакой ворвался в район заводских построек (в настоящее время завод «Гидропривод»), а оттуда в центр. Так группа лыжников во главе с юным заместителем политрука П. Шкуриным зашла в тыл вражеского гарнизона и оттуда автоматным и пулемётным огнём содействовала атакам подразделений полка.
Елецкие партизаны помогали нашим частям обходить опорные пункты врага. Вместе с воинами они громили фашистов, выбивая их из домов и укрытий. Народные мстители уничтожали вражеских солдат, громили немецкие обозы, разрушали линии связи.
Немало гитлеровских телефонных проводов перерезали юные партизаны Миша Бекетов и Алеша Оборотов. Они помогли нашим воинским подразделениям в борьбе с немецкими оккупантами. Но вражеские пули настигли юных героев, и они пали смертью храбрых за родной город.
Ученик 18-й школы Володя Макаревич в момент решающих боев за Елец указал советским воинам местонахождение огневых средств противника. Во время боя Володя был сражен пятью вражескими пулями. Бойцы отправили юного героя в госпиталь. От ран он так и не оправился.
Леня Камзолов вместе с Васей Краюшкиным и Вилей Огневым уничтожили пулеметный расчет гитлеровцев на улице Октябрьской. Большую помощь оказал нашим бойцам пионер Алеша Сотников, который бесстрашно разведывал расположение немецких пушек и пулеметов, а потом советские солдаты уничтожали их метким огнем. Командир дивизии Ф.М. Черокманов зачислил Алешу в состав разведроты. Раненый комсомолец Володя Ивашкин забрался с пулеметом на колокольню, откуда вел меткий огонь по фашистам, пока его не сразила вражеская пуля. Рискуя жизнью, директор начальной школы № 4 В.Ф. Ляшкова спрятала от фашистов 33 раненых красноармейца. За этот подвиг она была награждена орденом Красной Звезды, который ей лично вручил сразу после освобождения Ельца генерал Ф.Я.Костенко.
Уяснив, что дальнейшее сопротивление бесполезно и опасаясь полного окружения, немцы в ночь на 9 декабря начали выводить свои части из Ельца.
Учитель: Все справились с заданием? А теперь поменяйтесь буклетами с соседом по парте, и проверьте друг друга. Ключ с верными ответами находится на экране. Есть ли те, кто не допустил ни одной ошибки?
Работа с документом.
Учитель: Наши отважные земляки не только помогали бойцам Красной армии освободить Елец. Некоторые из них (Аня Гайтерова, Володя Быков, Лиза Кириллова, Борис Сидельников) добровольно вступали в ряды Красной армии и продолжили гнать фашистов на запад от нашего города. Ребята, обратите внимание на документ, наградной лист, который находится в файле.
Кому принадлежит этот наградной лист? Ане Гайтеровой.
Какой подвиг она совершила и к какой награде была представлена? Кто сможет прочитать вслух?
Какой вклад внесли наши предки – ельчане в разгром врага? Какой мы можем сделать вывод?
Наши земляки внесли достойный вклад в разгром врага. Наряду с бойцами Красной армии освобождали свой родной город и ельчане, среди которых немало юных героев. Наши солдаты храбро защищали свою Родину, не щадили себя, жертвовали собой ради освобождения родной земли от фашистов. Благодаря их подвигам Красная армия одержала Победу над врагом.
К сожалению, Аня Гайтерова погибла в совсем молодом, юном возрасте, когда многие девушки только и думают о танцах и кавалерах.
Релаксация. Звучит мелодия «Случайный вальс».
Учитель: Предлагаю немного отдохнуть от военного времени и прослушать одну из красивейших песен времен Великой Отечественной войны «Случайный вальс». Вслушайтесь в слова этой песни: какое она имеет отношение к нашему городу? Я предлагаю вам встать со своих мест, повернуться боком, положить руки на плечи друг к другу и покачиваться в ритме вальса.
Ночь коротка,
Спят облака,
И лежит у меня на погоне
Незнакомая ваша рука.
После тревог
Спит городок.
Я услышал мелодию вальса
И сюда заглянул на часок …
Учитель: Рада услышать ваши предположения. Авторы прозвучавшей песни – поэт Долматовский и композитор Фрадкин сочинили ее в поезде, эшелоне, которыйшел семь суток от Сталинграда до Ельца. В феврале-апреле 1943 года в Ельце находился штаб Центрального фронта, командующим которого являлся генерал армии К.К. Рокоссовский. Именно от него авторы песни получили заказ написать новый вальс. Существует версия, что строки из этой песни про городок были навеяны авторам образом нашего древнерусского городка.
Закрепление изученного.
Учитель: Итак, предлагаю вернуться к проблеме, поставленной в начале урока. По оценке М. Мессершмидта, под Москвой немецкую армию «поставили на край катастрофы противник, пространство и климат». Как вы считаете, справедливы ли эти слова? Действительно ли совокупность всех этих трех составляющих привела к победе Красной армии или мы выделим одну наиболее важную, решающую причину?
Может быть климат сыграл решающую роль? Но ведь Красная армия действовала в тех же климатических условиях, что и солдаты Вермахта. А то, что немецкое командование не учло температурных режимов русской зимы или надеялось в результате блицкрига победоносно завершить войну до наступления холодов – это уже просчеты немецкого командования.
Может быть пространство сыграло решающую роль? Но ведь и Красная армия действовала в том же пространстве и была вынуждена корректировать сроки наступления с учетом того, насколько быстро будут подтянуты резервы, подойдут подкрепления. А то, что во время наступления на Елец, противник, опьяненный идеей блицкрига, вынужденно растянул свои войска, а надежную линию обороны создать не успел, как не успел подтянуть резервные войска, чтобы оказать помощь немецким частям, попавшим в окружение – это уже просчеты немецкого командования.
Так кто же сыграл решающую роль? Лучшие качества нашего народа проявились в годы Великой отечественной войны: беспримерная доблесть, несгибаемое мужество, массовый героизм. Как и весь советский народ, наши земляки воевали за правое дело и заслужили почет и уважение на все времена.
Учитель: Обратите внимание на то, что в качестве проблемы урока мы взяли слова немецкого историка. Подумайте, какую цель он мог преследовать, перекладывая часть вины за поражении немецких войск под Москвой на «пространство и климат»?
Ответ: Перекладывая часть вины за поражение немецких войск под Москвой на «пространство и климат», Мессершмидт пытался прикрыть просчеты немецкого командования, которое при составлении плана Барбаросса не учло того, что война против Советского Союза может принять затяжной характер, что воевать солдатам вермахта придется в условиях суровой зимы и большого пространства.
Игра «Ассоциации».
Учитель: Ребята, обратите внимание на схему, которая находится на первой странице буклета. Предлагаю поиграть в игру «Ассоциации». Заполните схему, вписав свои ассоциации, которые у вас возникают при словосочетании «Елецкая наступательная операция». Для кого-то это будет фамилия генерала, для кого-то дата или может быть причина события.
Рефлексия.
Многие наши земляки отдали свои жизни ради того, чтобы мы с вами росли в свободной стране. Скажите, что мы с вами – потомки победителей – можем сделать для сохранения памяти о подвиге наших предков-земляков?
Дети высказывают предположения.
Ответ: 1. Ухаживать за могилами погибших красноармейцев.
2.Собирать информацию (фотографии, документы) о членах ваших семей – участниках Великой Отечественной войны и бережно ее хранить.
3.Пройти 9 мая с портретом участника Вов в Бессмертном полку.
Наш сегодняшний урок способствует сохранению памяти о подвиге наших предков в годы Великой Отечественной войны? Кто так считает, зажгите символичный вечный огонь как знак вечной памяти о мужестве и героизме советского народа. Достаньте из файла небольшой огонек и прикрепите его на доску.
Домашнее задание.
Написать сочинение на тему: «Моя семья в годы ВОВ».
Подведение итогов.
Благодарю за урок! Отметки…
Буклеты и наградной лист Ани Гайтеровой можете взять с собой на память о сегодняшнем уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Викторина по теме : " Берлинская наступательная операция".
Викторина содержит вопросы, относящиеся к важнейшим этапам Берлинской наступательной операции....
Берлинская наступательная операция
Презентация посвященная берлинской наступательной операции....
РЖЕВСКО-ВЯЗЕМСКАЯ НАСТУПАТЕЛЬНАЯ ОПЕРАЦИЯ В ИСТОРИИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
Тема Великой Отечественной войны не перестает быть одной из ключевых в современной отечественной историографии. Историки вводят новые, ранее не использованные источники, ставят актуальные с позиций се...
Практическая работа по теме «Наступательные операции советской армии в 1944 году («Десять сталинских ударов»)»
Практическая работа с учебником и картографическим материалом в процессе освоения нового материала...
ИЗУЧЕНИЕ СМОЛЕНСКОЙ НАСТУПАТЕЛЬНОЙ ОПЕРАЦИИ 7 АВГУСТА – 2 ОКТЯБРЯ 1943 ГОДА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЮНЫЙ СЛЕДОПЫТ»
В статье приведены нестандартные методы исследования памятной даты регионального значения – 25 сентября (День Освобождения Смоленщины). Каждый метод имеет теоретическую обоснованность в соответс...
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ПО ИСТОРИИ (краеведению) и РУССКОМУ ЯЗЫКУ (подготовка к итоговому собеседованию) «ГОРОД ВОИНСКОЙ СЛАВЫ - ЕЛЕЦ» (80-летию Елецкой наступательной операции посвящается)
Тематический интегрированный урок (история, краеведение, русский язык) посвящен значимому событию в нашей истории Елецкой наступательной операции. На нем учащиеся не только знакомятся с периодом Велик...
Визитная карточка команды, участвовавшей в викторине, посвященной 80-летию Среднедонской наступательной операции (кодовое название "Малый Сатурн").
16-30 декабря 1942 года в ходе контрнаступления совестских войск под Сталинградом силами Юго-Западного и левого фланга Воронежского фронта была проведена Среднедонская наступательная операция (кодовое...