Выступление на тему: "Расширение образовательного пространства музея через разработку экспозиционных проектов и оформление новых экспозиций, исходя из материалов фондовых коллекций музея. Расширение взаимодействия с учреждениями социума".
учебно-методический материал по краеведению (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Клочкова Ирина Викторовна

Выступление на тему:"Расширение образовательного пространства музея через разработку экспозиционных проектов и оформление новых экспозиций, исходя из материалов фондовых коллекций музея.

Расширение взаимодействия  с учреждениями социума".

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКОУ Смаглеевская СОШ

                     Выступление на тему:

«Расширение образовательного пространства музея через разработку экспозиционных проектов и оформление новых экспозиций, исходя из материалов фондовых коллекций музея.

Расширение взаимодействия  с учреждениями социума».

Руководитель школьного музея

 МКОУ Смаглеевской СОШ

Клочкова И.В.

2019 г.

Школьный музей создает условия для применения активных форм обучения, реализации деятельного подхода к усвоению новых знаний. Учащиеся из пассивных объектов обучения превращаются в настоящих коллег учителя в процессе познания, что служит дополнительной мотивацией к учебе. Активность, самостоятельность в учебной и воспитательной работе – такие качества формируются у школьников в процессе обучения при использовании методов музейной педагогики. Особенность школьного музея заключается в том, что образовательно-воспитательная функция практически реализуется на всех направлениях его деятельности, так как учащиеся сами собирают, изучают, экспонируют и  пропагандируют музейные материалы, постоянно знакомятся с ними в процессе внеурочных и учебных занятий.

Задачи:

  • Укреплять  гражданско-патриотического сознания;
  • Развивать чувства сопричастности к судьбам Отечества;
  • Привлекать учащихся к работе по возвращению, сохранению и приумножению народного творчества и традиций.  

                                      Характеристика музея

1. Профиль музея - историко-краеведческий (комплексный)

       Историко-краеведческий профиль музея больше всего соответствует деятельности  образовательного учреждения. Краеведение – самая плодотворная основа для реализации идей нравственно-патриотического воспитания.

       Комплексный музей имеет ряд преимуществ перед узко-профильным:

1)возможность динамичного развития;

2)широкая тематическая направленность деятельности позволяет удовлетворить самые различные интересы школьников и тем самым привлечь их к работе в музее;

3)создаёт условия для более широкого использования базы музея в учебно-воспитательном процессе школы.

2. Тип музея - учебно-просветительский

Экспозиционная, экскурсионно-лекторская и выставочная работа музея рассчитана на посетителей различного возраста и образования. Деятельность музея частично ориентирована на использование музейного собрания в образовательно-воспитательных целях. Фонды, экспозиции и выставки музея организованы с учётом использования в учебном процессе.

Историко-краеведческий музей школы является частью учебно-воспитательной системы школы и отвечает за реализацию нравственно-патриотического воспитания, самостоятельную исследовательскую работу учащихся школы и  изучение учащимися истории и традиций Воронежского края и своей малой родины. 

3. Цели и задачи деятельности школьного музея.

Образовательно-воспитательная деятельность

  • воспитание духовности и высокой нравственности на гуманистических идеалах;
  • развитие интеллектуальной, эмоциональной и коммуникативной сферы учащихся;
  • обучение научно-исследовательской деятельности, самостоятельным и коллективным исследованиям учащихся;
  • реализация системы факультативных занятий по изучению истории Воронежского края, культуры и традиций русского народа.

Научно-исследовательская деятельность

  • документирование истории школы и села;
  • организация поисково-исследовательской работы учащихся;
  • создание условий для хранения музейных экспонатов.

Культурно-просветительская деятельность

  • проведение выставок, лекций, встреч и других мероприятий на базе музея;
  • популяризация истории Воронежского края, самобытного народного творчества;
  • издание научно-популярной литературы по основным направлениям работы музея;
  • охрана и пропаганда памятников истории и культуры;
  • охрана природы;
  • организация экскурсионно-туристической деятельности.

4. Из истории школьного музея

Вначале это была краеведческая комната, насчитывающая чуть больше 100 экспонатов. Но со временем число экспонатов росло, появлялись новые экспозиции и было решено бороться за статус музея. Школьный музей открыт 3 мая 2005 года.

5 Описание фондов

Площадь музея – 2 зала по 36 кв. м.

Количество экземпляров – 542.

В том числе подлинных – 424.

Музей состоит из 2-х залов

Музейная экспозиция — это основная форма музейной коммуникации, образовательные и воспитательные цели которой осуществляются путем демонстрации музейных предметов, организованных, объясненных и размещенных в соответствии с разработанной музеем научной концепцией и современными принципами архитектурно-художественных решений.

Ее основу составляет научная концепция, которая определяет содержание музейной экспозиции, принцип отбора экспонатов, общее художественное решение.

Музейные предметы, организованные в определенном логическом построении, служат для раскрытия тех или иных тем. При отборе музейных предметов для экспозиции проводится их дополнительное изучение. Это необходимо для того, чтобы определить возможность экспонатов передавать информацию и действовать на посетителей музея эмоционально. На первых этапах формирования экспозиции надо сформулировать цели экспозиции и методы ее построения, пути ее дальнейшего совершенствования, художественную ценность экспонатов и степень их эстетического воздействия. Причем степень влияния экспозиции определяется не только информативной емкостью коллекции, но и уровнем музееведческих знаний. Это выражается разнообразными средствами и формами подачи экспозиционного материала, который может воспроизводить интерьер или отображать другие элементы действительности через музейные предметы, ее удостоверяющие.

1 зал – «Историко-краеведческий».

Его экспозиция состоит  из 5  разделов :

1. «Природа родного края».

2. «Летопись села».

3. «История колхоза ».

4. «Великая Отечественная война ».

5. «Летопись школы».

http://schoolsmag.ucoz.ru/_si/0/s46479988.jpg   http://schoolsmag.ucoz.ru/_si/0/s81606273.jpg    http://schoolsmag.ucoz.ru/_si/0/s54772991.jpg

2 зал  - «Мир русской деревни»

Его экспозиция состоит  из 3 разделов:

  1. Одежда и предметы быта.
  2. Русская горница.
  3. Орудия труда.

     http://schoolsmag.ucoz.ru/_si/0/s17329638.jpg             http://schoolsmag.ucoz.ru/_si/0/s47206543.jpg         http://schoolsmag.ucoz.ru/_si/0/s67547743.jpg  

Описание экспозиций

Зал № 1 «Историко-краеведческий»

1. «Природа родного края».

           В этом разделе рассказывается о природе родного края. Посетители могут увидеть как фотографии  представителей флоры и фауны нашей местности, так и подлинные экспонаты: различные гнёзда птиц, коллекцию полезных ископаемых, интересные поделки из природного материала. Здесь же помещаются отчёты о походах по родному краю, творческие и научно-исследовательские материалы учащихся по данному направлению. Материалы этого раздела используются на уроках окружающего мира, природоведения и краеведения, географии и биологии, а также на внеклассных мероприятия по направлению «Природа». 

          https://schoolsmag.ucoz.ru/P1110404.jpg                          

2. «Летопись села».

         Экспозиция данного раздела рассказывает об истории возникновения и развития с. Смаглеевка Кантемировского района Воронежской области, о первых поселенцах, о возникновении названия, об истории зданий и прочее. Здесь же можно узнать о знаменитых земляках, прочитать стихи местных поэтов. 

https://schoolsmag.ucoz.ru/zal2.jpg              https://schoolsmag.ucoz.ru/istorija_kraja.jpg

       Особой гордостью этого раздела является экспонат «Сельская усадьба 20 века», сделанный руками самих школьников под руководством учителя технологии Правдина В.Б.https://schoolsmag.ucoz.ru/P1110411.jpg

3. «История колхоза ».

          В данном разделе освещается история колхоза имени Калинина, который существовал на территории села с 1930 года. Здесь можно познакомиться с архивными документами и исследовательскими работами, отражающими деятельность колхоза, как в мирное время, так и во время Великой Отечественной войны, фотографиями и воспоминаниями бывших колхозников.

Посетители могут узнать о развитии культуры и спорта на селе, о знатных колхозниках и председательском корпусе, увидеть награды: вымпелы, кубки, грамоты, значки.

https://schoolsmag.ucoz.ru/CIMG5438.jpg

4. «Великая Отечественная война ».

В данном разделе размещены различные материалы, касающиеся участия с. Смаглеевка и её жителей в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг: список участников Великой отечественной войны- уроженцев села, схемы передвижения войск по территории Кантемировского района  и  наступательных операций, информация о положении села в военное время.

https://schoolsmag.ucoz.ru/o_vojne.jpg                          https://schoolsmag.ucoz.ru/P1110422.jpg 

Отдельно на стенде размещён материал о земляках – орденоносцах. Здесь же расположены удостоверения к орденам и воспоминания орденоносцев.

Под стендами на столах расположен исследовательский  и документальный материал: рефераты, письма и прочее.

На стеллажах расположены военные реликвии: каски советских  и немецких  солдат, котелки, гильзы, пулемётные ленты, осколки снарядов, портсигары и прочее.https://schoolsmag.ucoz.ru/P1110416.jpghttps://schoolsmag.ucoz.ru/relikvii.jpg

                                                       

В данном разделе есть особый подлинный экспонат – гимнастёрка бывшего учителя нашей школы, ветерана Великой Отечественной войны Новохатского Петра Тихоновича. В этой гимнастёрке Пётр Тихонович участвовал в боевых сражениях на брянском и белорусском фронтах, брал Берлин, расписался на стене Рейхстага, участвовал в параде Победы на Красной Площади в 1945 году. Ветеран подарил гимнастёрку  и  портупею школьному музею, кроме того, передал в дар школе свои боевые награды и документы.

Музейная экспозиция, посвящённая Великой Отечественной войне, пользуется большой популярностью среди учащихся и педагогов школы. Здесь проводятся уроки истории и  классные часы, её экспонаты используются на внеклассных мероприятиях. 

5. «Летопись школы».

           В этом разделе освещается период с момента постройки в селе Смаглеевка первой школы в 1934 году   по настоящее время. 

Экспозиция в хронологическом порядке  рассказывает об истории нашей школы: первых учителях, учителях Великой   Отечественной войны, учителях-ветеранах труда, лучших учащихся школы,  школьных династиях…

https://schoolsmag.ucoz.ru/letopis_shkoly.jpg                https://schoolsmag.ucoz.ru/uchitelja-veterany.jpg                  https://schoolsmag.ucoz.ru/dinastija.jpg

К 10-летию нового здания школы оформлен стенд  «10-летию  школы посвящается». На стенде представлена фотоинформация  о жизни школы за первое десятилетие, выпуски за 10 лет и прочее.

https://schoolsmag.ucoz.ru/10_let_shkole.jpg

Кроме того,  в разделе «Летопись школы» посетители могут увидеть множество школьных принадлежностей прошлых лет (ручки, портфели, пеналы, чернильницы), школьная и пионерская формы, школьная парта, школьные тетради, грамоты, аттестаты и прочие школьные документы.

2 зал  «Мир русской деревни».

В экспозиции «Мир русской деревни» рассказывается о жизни, быте, промыслах сельских жителей Воронежского края в конце XIX в. – нач. XX в. Экспонаты выставлены для обозрения  в комплексах: Орудия труда, Одежда и обувь, Кухонная утварь, Предметы мебели  и др.

Все экспонаты  подлинные и собраны у жителей с.Смаглеевка  учащимися школы.

https://schoolsmag.ucoz.ru/CIMG5447.jpg         https://schoolsmag.ucoz.ru/CIMG5455.jpg 

Уникальные экспонаты музея

В  разделе «Великая Отечественная война» есть особый  экспонат – гимнастёрка бывшего учителя нашей школы, ветерана Великой Отечественной войны Новохатского Петра Тихоновича. В этой гимнастёрке Пётр Тихонович участвовал в параде Победы на Красной Площади в 1945 году. Ветеран подарил гимнастёрку  школьному музею  в день его открытия  9 мая 2005 года.

Особой гордостью раздела  «История села» является экспонат «Сельская усадьба 20 века», сделанный руками самих школьников в 1999 г.  под руководством учителя Правдина В.Б. на уроках технологии.

Уникальным экспонатом экспозиции «История школы» является школьная парта начала 20 века, сохранившаяся после пожара в старой школе.

Гордостью зала «Мир русской деревни являются  прялка и ткацкий станок, подаренные в 1995 году Прядкиной П.В.. Станок и прялка были изготовлены отцом Прядкиной П.В. в начале 20 века из ветлы.

Фотоальбом "Уникальные экспонаты музея"

https://schoolsmag.ucoz.ru/prjalka.jpg          https://schoolsmag.ucoz.ru/stanok.jpg

Прялка                                   Ткацкий станок

Деятельность на базе школьного музея

Историко-краеведческий музей школы является частью учебно- воспитательной системы школы и отвечает за реализацию нравственно- патриотического воспитания, самостоятельную исследовательскую работу учащихся школы и изучение учащимися истории и традиций Воронежского края и своей малой родины. Активом музея проводится активная поисково-исследовательская работа, экскурсии различной  тематики, внеклассные мероприятия и уроки  по различным направлениям.

 Формирование новых направлений проектной деятельности на основе конкретного исторического персонифицированного материала:

  • Родословие (Участие в районных конкурсах юных краеведов в рамках программы «Отечество»,  «Юный исследователь»).
  • Летопись родного края (в рамках Всероссийской программы «Отечество»)
  • Земляки (Создание портфолио ветеранов и участников Великой Отечественной войны, ветеранов труда и тыла)
  • Культурное наследие (Проведение мероприятий, праздников, посвящённым  дням Воинской Славы России для ветеранов Тоншаевского района)
  •  Военная история России (Исследовательские работы: «Великие полководцы ВОв»,  «Памятники  оружию войны» .
  • Поиск (пополнение экспонатов, оформление экспозиций)

Расширение взаимодействия с социумом. Ребята из нашей школы активно взаимодействуют с :

  • Советом ветеранов,  сельской библиотекой, Смаглеевским ЦКД.
  • В школе проходят встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами-интернационалистами, выпускниками школы, педагогами – ветеранами педагогического труда  и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный социальный проект "Музей как образовательное пространство и фактор развития образовательного учреждения"

В конце 60-х годов ХХ века в Холбонской средней школе по инициативе завуча Игнатия Филипповича Ларионова начинается работа по созданию музея, к ней были привлечены учащиеся, все работники школы и роди...

Исследовательская деятельность в образовательном пространстве музея "Зеркало истории" МБОУ - лицея №18 г. Орла

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из актуальных задач государства и общества. За годы обучения в лицее мы должны научить ребенка не только грамотному письму...

Выступление на городской конференции "Образовательное пространство предметов естественнонаучного цикла как средство достижения требований ФГОС".

Ускоренное развитие современного общества требует от образовательного пространства формирование чётких целей, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы всех участнико...

План самообразования учителя английского языка по теме:" Расширение образовательного пространства учащихся сельских школ через интерактивные технологии"

Для современной школы требуется учитель, способный свободно и активно мыслить, моделировать воспитательно–образовательный процесс, самостоятельно генерировать и воплощать новые идеи и технологии обуче...

«Духовно – нравственное воспитание школьников на уроках литературы в информационно – образовательном пространстве в рамках перехода на федеральные образовательные стандарты нового поколения».

Российское образование на современном этапе претерпевает  значительные перемены.  Процесс обучения повсеместно  сопровождается  внедрением новейших педагогических  технологий....

Культурно-образовательное пространство музея как образовательный ресурс для системы СПО.

В работе рассматривается  актуальность социокультурных функций музея в образовательном процессе ссуза и обогащение его образовательной среды посредствам активного взаимодействия с ним....