Проект "Слава Рязанская -сила богатырская"
проект по краеведению

Гуськова Наталья Васильевна

Патриотический проект "Слава Рязанская - сила богатырская"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slava_ryazanskaya_-_sila_bogatyrskaya.docx30.65 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «ЮЖНЫЙ»

ПАТРИОТИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«СЛАВА РЯЗАНСКАЯ, СИЛА БОГАТЫРСКАЯ»

(долгосрочный: октябрь 2021 – май 2022 г)

дети старшего дошкольного возраста

        АВТОР ПРОЕКТА

                                                                                                    Гуськова Н.В.

                                                                 педагог дополнительного образования

   

г. Рязань

2022 г

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Название проекта

«Слава Рязанская, сила богатырская»

Сроки реализации

Долгосрочный  

октябрь 2021 г. – май 2022 г.

Руководитель и  участники  проекта

Руководитель проекта Гуськова Н.В.

Участники проекта: Мохова Т.М., Стрелкова Е.В., Молчанова М.И.

Цель проекта

Формирование духовности и  чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста через знакомство с былинами и легендами Рязанского народа.

Задачи проекта

- Познакомить с произведениями литературы о Рязанском богатыре

- Вызвать интерес к былинам, как жанру литературы

- Изучить характерные детали одежды, обрядов, игр Рязанской земли.

- Воспитывать чувство гордости за историю родной земли.

Целевая аудитория

Обучающиеся ЦДТ «Южный», объединение МДА «Совушка»

(5- 7 лет)

Планируемые результаты и показатели

- Освоение обучающимися доступных знаний об истории родного края.

- Активное участие детей в различных видах деятельности.

- Развитие чувства ответственности и гордости за родной край.

Ресурсы

Методические ресурсы: литература, дидактические материалы, костюмы, материалы для оформления места выступления.

Человеческие ресурсы: воспитанники объединения, педагоги, родители обучающихся.

Информационные ресурсы: Сайты познавательного характера для ознакомления с тематикой .

Просветительская работа с родителями

Тематическое родительское собрание

- «Русские былины как средство приобщения дошкольников к устному народному творчеству и истории Рязани».

Консультации для родителей

- «Познакомьтесь сами – расскажите детям», «Изучаем с детьми историю малой Родины»"

- «Образы богатырей в былинах и современных мультфильмах»

Новизна проекта: В процессе проекта дети знакомятся с былинами и подвигами Рязанского богатыря – Добрыни Никитича, получают знания о быте и традициях Рязанского народа.

Пояснительная записка

Введение

                                                                          Неужели где-нибудь на свете
                                                                                             Есть светлее город, чем Рязань?
                                                                                             Омывает тёплый окский ветер
                                                                                             Куполов серебряную скань………..

                                                                                                                        (Иван Акулов «Стихи о Рязани)

Проблемы и актуальность: Во все времена любовь к родине и патриотизм в нашем государстве были чертой национального характера. Исторические элементы патриотизма начали формироваться еще в древности. Стержнем всего российского воспитания являлся патриотизм. Понятие «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа. На Руси в X –XIII веке воспитывали в личности веру в победу, в непобедимость богатырей русских, которым смерть в бою не писана. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. К сожалению, в последнее время в обществе утрачиваются традиции патриотического сознания, поэтому актуальность проблемы очевидна. Известна истина: «Что заложено в человеке в начале жизни, то остается с ним навсегда».

Проект проводится с целью: Формирования духовности и чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста через знакомство с былинами и легендами Рязанского народа.

Патриотическое воспитание – одно из приоритетных направлений в системе образования современной России. Оно способствует формированию у детей и молодёжи высокого патриотического сознания, гражданского долга по защите интересов своей Родины, чувства верности своему Отечеству.

Задачи:

- Познакомить с произведениями литературы о Рязанском богатыре

- Вызвать интерес к былинам, как жанру литературы

- Изучить характерные детали одежды, обрядов, игр Рязанской земли.

- Воспитывать чувство гордости за историю родной земли.

Гипотеза: Любовь к Родине начинается с дома, с семьи. Далее круг расширяется, дети учатся любить и защищать друг друга, учатся любить и защищать свою Родину. Воспитывая патриотов своей Родины важно ориентироваться на образы сильных и мужественных защитников. Такими примерами являются русские богатыри, воспетые в произведениях литературы и искусства. Отличным ресурсом для этого служат сказки и былины. Герои последних несли службу, защищая свою Родину. Если создать атмосферу заинтересованности для детей дошкольного возраста, если вызвать положительное эмоциональное отношение к этому, то мы сможем пробудить чувство сопричастности к истории своего народа, прочувствовать наиболее глубокое чувство гражданственности и патриотизма.

Формы и методы:

Проект «Слава Рязанская, сила богатырская» включает в себя:

Познавательное развитие

Беседы на тему:

- «Рязань – родина моя»

- «Откуда мы родом?»

- «Как жили славяне»

- «Былинные богатыри»

Рассматривание картины   В.М.Васнецова «Три богатыря»

Дидактические игры:

-  «Что нужно богатырю на службе и в бою»,  

- «Что лишнее?»,

-«Что нужно богатырю»

- «Угадай, о ком говорю»

-«Узнай по описанию,

-  «Собери богатыря в поход».

Речевое развитие

- Знакомство с пословицами и поговорками о защитниках Земли Русской.

- Объяснение значений новых слов (предки, вороги, летопись, кольчуга, брамица, поручи, булава, колчан, богатырь, былина, витязь, сбруя, щит, шлем, снаряжение, доспехи, оберёг).

- Составление творческих рассказов на тему: «Если бы я был богатырь».

- Чтение русских народных сказок о защитниках.

- сказок А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

- Чтение былин

«На заставе богатырской», «Сказка о русских богатырях и нечистой силе»

- Разучивание стихов о разорении Рязани (отрывок из книги «Наша древняя столица) 

Художественно-эстетическое развитие

- Слушание композиции «Богатырская наша сила» А.Н. Пахмутовой

- Слушание музыкальных отрывков из оперы Римского - Корсакова «Садко»

- Слушание музыкальных отрывков из оперы Римского- Корсакова «Сказка о царе Салтане» (второе чудо).

- Музыкально – игровая зарисовка

«Обряды древней Рязани».

- Развлечение

«Игры юных славян»

-  Разучивание песен

-Просмотр мультфильмов по теме «Русские богатыри»

- Слушание былины «Добрыня Никитич в аудиозаписи»

Творческое развитие

Работа с пластилином

- пластилинграфия «Рязанский богатырь»

- выставка работ

Физическое развитие

Подвижные игры:

- «Чья дружина быстрее соберется»

- «Не попадись»

-«Кто самый меткий?»

Развлечение-эстафета

- «Богатырские состязания»

Социально-коммуникативное развитие

Сюжетно – ролевые игры:

 - «Богатырские игрища»

- «Защитники заставы»

- «Крепость».

Музыкально-театрализованное представление:

- «Добрыня Никитич и Соловей разбойник».

Танцевально-игровое творчество детей.

Участники проекта: обучающиеся и воспитанники МДА «Совушка»

Стратегия и механизм данного проекта: в основе проекта лежит интегрированный подход к организации совместной деятельности всех его участников. Дети, ставшие участниками проекта, реализуют свои возможности в разных видах деятельности: в игре, посвященной роли богатыря-защитника; при беседах, где активизируется речь и поощряется словотворчество; в творческой деятельности, где они знакомится с разными средствами воплощения художественного замысла и музыкальной деятельности, где у детей проявляется самовыражение. Взрослые (педагоги и родители) помогают, направляют ребят, являются соучастниками процесса.

Ожидаемые результаты:

- Повысить заинтересованность родителей и детей к возрождению народной культуры своего народа.

- Сформировать умения различать жанры литературы «сказка» и «былина».

- Сформировать у детей представлений о былине, былинных героях-богатырях.

- Знать и выделять характерные детали одежды и доспехов богатырей.

- Проявление творческой активности ребенка в познании окружающего мира и самовыражение его через творческую деятельность на основе новых впечатлений;

- Развить способность общаться в детском коллективе, т.е.  совершенствование диалогической речи;

-осуществить просветительскую деятельность в рамках патриотического воспитания среди родителей и окружающих ребенка взрослых.

Этапы реализации проекта:

I - этап подготовительный

- изучение литературы;

- разработка концепции, идеи;

- подбор материалов;

- изучение возможностей, ресурсов, инструментов программ и др.

- мониторинг знаний обучающихся.

II - этап подготовительный

- работа с детьми;

- работа с родителями

III - этап практический

- анализ результатов реализации проекта;

- создание ролика «Слава Рязанская, сила богатырская»

- описание и обобщение опыта (выступление, публикация видеозаписи песни, участие в общем учрежденческом проекте «Малый город – большая история»).

Результативность проекта

Добрыня Никитич - один из наиболее известных русских героев. Соратник Ильи Муромца и Алёши Поповича, их верный товарищ и боевой друг. В былинах описаны их совместные подвиги, а также удивительные качества самого героя. Помимо того, что Добрыня обладал недюжинной силой, также он славился смекалкой, тактикой, блестящим умом. Его дипломатические способности прекрасно дополняли отменную физическую силу, ловкость, богатырское телосложение.

В сохранившихся былинах говорится о том, что Добрыня служил при дворе князя Владимира, был его верным подданным, выполнял самые опасные и сложные поручения. Добрыня Никитич имел тонкий ум, что помогало ему вести военные действия особо умело, не прибегая к большому количеству жертв - он всегда умел подобрать нужные слова, вел переговоры. Навыки и знания реального воеводы отображаются и в характере героя былин. В частности, упоминается, что Добрыня знал 12 разных языков, а также разговаривал “по птичьи”. Подвиги, которые пугали остальных, для Добрыни Никитича и его товарищей оказывались несложными, не могли их устрашить. Вместе они были непобедимы, их воинские качества дополняли друг друга. Как истинный воин, чье бесстрашие является примером для поколений, погиб Добрыня в честном бою. Кончина настигла его около реки Калки, неподалеку которой его и похоронили. Курган, названный в честь Добрыни, был насыпан на его могиле с почестями.

Для русского народа, Добрыня Никитич - образец мужества и храбрости. Его подвиги - пример любви к своей земле и соотечественникам.

Работа, проведённая педагогами с детьми и родителями, принесла ощутимые результаты- дети познакомились с литературными героями, много узнали о характере и жизни защитника земли Рязанской. Используя тематические занятия, дети наиболее ярко смогли отметить всю мощь и отвагу богатыря, рассмотреть экипировку воинов- защитников, оценить и проанализировать подвиги героев. Созданные детьми инсценировки былин, песен, обрядов показали хорошие знания по теме, умение использовать обороты характерные былинному творчеству, развили у детей желание делать общее дело (создание книги) и конечно походить на былинных героев, видеть ту мощь Русского духа, которая присуща только настоящим защитникам Родины, Отечества. Анализируя проделанную работу, мы убедились, что наши обучающиеся имеют хорошие знания теме, прекрасно ориентируются в беседах о былинных героях. Ребята много узнали нового и интересного, расширили и обогатили свой словарный запас, существенно развивалась монологическая речь детей. Педагоги вместе с родителями постарались привить уважение и любовь к былинам, вызвать желание быть похожими на смелых и отважных воинов своей страны. В дальнейшем будем воспитывать у детей чувство гордости за свой народ, за армию, Родину. Стараться развивать качества характера, соответствующие нравственно- патриотическим образам.

Вывод

Реализуя проект, мы старались приобщить детей к истории земли Рязанской, родной культуры, традициям, делали всё возможное, чтобы дети на чувственном опыте прониклись патриотической темой.  Развивая личность каждого ребенка, мы хотим верить, что каждый, кто принимал участие в данном проекте будет нести в себе черты характера, присущих богатырям. Создавая патриотический проект, мы старались дошкольникам привить лучшее понимание ценностей родного языка, развить самостоятельность, инициативу и творческие способности в самостоятельной и художественно–творческой деятельности. При подготовке проекта чувствовался интерес детей. Все участники педагогического процесса стали единым целым в достижении поставленной цели, и мы добились высокого образовательного и воспитательного результата при максимальной затрате собственных сил и энергии

Таким образом, целенаправленная, систематическая деятельность, разработка проекта позволила реализовать возможности воспитания нравственно- патриотических чувств у детей объединения МДА «Совушка». Реализация проекта показала важность инициативы, творческой направленности педагогов, детей и родителей, и стала социально значимой в деле патриотического воспитания.

Список литературы и ссылки на интернет ресурсы

 1.Аникин В. П. Русский богатырский эпос. М., 2021 г.

2. Базанов В. От фольклора к народной книге. М., 2019 г.

3. Калугин В. И. Былины. – М.: Современник, 2007 г.

4. Капица Ф. С. Тайны славянских богов. М., 2018.г.

5. Кравцов Н. И, Лазутин С. Г. Русское устное народное творчество. М., 2021 г.

6. Круглова Ю. Г. Былины. – М.: Просвещение, 2021 г.

7. Путилов Н. Б.  Застава богатырская. М., 2021 г..

8. Рыбаков Б.  Русские былины. М., 2019 г..

9. Селиванова Ф. М. Былины. – М.: Современная Россия, 1917 г.

10. Членов  А. М. По следам Добрыни. М., 2018 г.

11. Юдин Ю.И. Героические былины (поэтическое искусство). М., 2017 г..

Интернет-ресурсы:

1. http://welemudr.mirtesen.ru/blog/43279875287/Den-pamyati-bogatyiryaSvyatogora

https://www.syl.ru/article/183495/new_svyatogor---bogatyir-velikan-geroi-russkih-byilin

ttp://fb.ru/article/122016/svyatogor-bogatyir-ogromnogo-rosta-i-neveroyatnoy-silyi

2 https://ru.wikipedia.org/wiki

3. https://znanija.com/task/10038954

4 https://otvet.mail.ru/question/80535073

5.http://fb.ru/article/369933/kakie-podvigi-sovershil-alesha-popovich-pervyiy-podvig-aleshi-popovicha

6.http://www.rulit.me/series/alyosha-popovich https://schci.ru/Alesha_Popovich.html

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Слава солдатская, сила богатырская"

Классный час для учащихся 4-5 классов. Разработан к празднику 23 февраля. Можно использовать на уроках ИЗО и МХК....

Сила русская,сила богатырская

На Всероссийскую интернет-конференцию «ОТКУДА ЕСТЬ ПОШЛА РУССКАЯ ЗЕМЛЯ»Великая Отечественная война.О ней много написано,много сказано.Но самый главный документ о войне, летописный, написан самим...

Конкурсная программа "Богатырская сила"

Конкурсная программа ко Дню защитника Отечества для учащихся 8-12 классов...

Богатырская наша сила

Сценарий спортивно - игровой программы "Богатырская наша сила" посвящается мальчикам в честь 23 февраля   для среднего возраста. Основная часть программы построена на конкурсах, где мальчики могл...

Методическая разработка.Занятие кружка УНТ "На завалинке" "Защитника сила-богатырская стать".

На занятии кружка устного народного творчества "На завалинке" знакомятся с русскими богатырями. Цель данного мероприятия: дать представление  о богатырях, как о защитниках русского народа в Древн...

сила богатырская да удаль молодецкая

конспект интегрированного урока по истории, литературе и физкультуре в 7 классе 8 вида...

Краеведческо - патриотический проект «Приобщение детей к культурно – историческому наследию Рязанского края посредством творчества". «Баба Рязанская», «Родник добра – рязанское узорочье» Долгосрочный (октябрь 2018– май 2022 гг.) (дети 5-14 лет)

Данная методическая разработка будет полезна воспитателям и педагогам по изобразительному искусству для работы с детьми дошкольного и школьного возраста, так как детям в любом возрасте очень важно соп...