Классный час "Слава солдатская, сила богатырская"
классный час (5 класс) по теме
Классный час для учащихся 4-5 классов. Разработан к празднику 23 февраля. Можно использовать на уроках ИЗО и МХК.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slava_soldatskaya_sila_bogatyrskaya.rar | 1.99 МБ |
Предварительный просмотр:
Классный час для учащихся 4 – 5 классов
Тема: Слава солдатская, сила богатырская
Цель:
- Формировать представление о героическом прошлом народа Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках Земли русской.
- Оживить представление о былине, о былинных героях - Илье Муромце, Алеше Поповиче, Добрыне Никитиче.
- Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать.
Предварительная подготовка: чтение былин, подготовка сообщений.
Оборудование: компьютер, проектор.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Вступительное слово: Россия всегда славилась своими воинами – от простых солдат до генералов. Знаменитый полководец А.В.Суворов считал, что лучше русского солдата нет ни где в мире: он и сам не пропадёт , и товарища спасёт.
Откуда же черпают русские воины свою силу?
Говорят, она досталась им в наследство от далёких предков, о которых сложены песни и сказания, - былинных богатырей. Вот этим силачам, заступникам и справедливым воинам мы посвятим наше мероприятие.(слайд 1)
(звучит Вторая симфония А.П.Бородина)
Учитель: Давным –давно Россия называлась Русью. И главным её городом был не Петербург, не Москва, а Киев. Под Киевом пахали землю, на берегах реки строили корабельшики ладьи, в лугах пасли пастухи стада. За киевскими пригородами и сёлами тянулись леса дремучие, по которым бродили охотники. А за лесами – степи без конца и края. И шло из этих степей на Русь много горюшка. Налетали на русские сёла кочевники, жгли и грабили дворы, уводили русских людей в плен.
(слайд 2) И вот, чтобы сберечь от врагов землю русскую, стали ставить в степи маленькие крепости – заставы богатырские, чтобы оберегали они путь на Киев, защищали от врагов и чужих людей. А по степям стали разъезжать богатыри на могучих конях.
(демонстрация картины «Богатыри» В.М.Васнецова)
Учитель: Заставу богатырскую изобразил художник Виктор Васнецов на картине «Богатыри». (слайд 3) Думаю, этот шедевр известен каждому из вас.
Вопросы:
Кто изображён на картине художника Васнецова?
Три богатыря.
Кто находится в центре картины?
Илья Муромец.
Как вы догадались, что это Илья Муромец?
Он самый старший, могучий, мудрый и опытный богатырь. ( сообщение учащегося)(слайд 4)
Кто слева от Ильи Муромца?
Добрыня Никитич.
Расскажите о нём. ( сообщение учащегося)(слайд 5)
Кто справа от Ильи Муромца?
Алёша Попович. Он самый молодой из этих богатырей.
Какими качествами обладал Алёша Попович?
- Хитростью, смекалкой, дерзостью. ( сообщение учащегося)(слайд 6)
Куда смотрит каждый из богатырей?( гиперссылка к слайду 3)
- Они смотрят вдаль, не видать ли где врагов.
Что охраняют богатыри?
- Землю русскую, её границы.
Главным другом богатырей был конь, лошадь. То, что на лошади, называется упряжь. Что сюда относится?
- Уздечка, стремена, седло.
Как одним словом можно назвать этих богатырей?
- Витязи! Крепкие духом, прославившиеся делами.
( демонстрация картины «Святогор»)( слайд 7)
Учитель: А про этого богатыря говорили так: «Ростом он выше тёмного леса, головой облака подпирает, скачет по горам – горы под ним шатаются, в реку заедет – вся вода из реки выплеснется. Не держала его земля – только каменные утёсы под его тяжестью не рушились. Стал бы он леса корчевать, да для него леса – что луговая трава». Так говорили про Святогора.
В памяти народной богатыри славились силой сказочной. Едут на конях – земля под ними трясётся. И кони у них богатырские, скачут выше дерева стоячего, ниже облака ходячего. Вот такого богатыря изобразил на своей картине Михаил Александрович Врубель.
( демонстрация картины «Богатырь» М.А Врубеля)(слайд 8)
Посмотрите от великой тяжести конь богатырский, словно в землю врос. И сам богатырь – как гора или тёмная грозовая туча. Неподвижен богатырь, пока всё спокойно кругом. А появится враг – взмахнёт плетью, взовьётся его конь, и пойдёт богатырь крушить неприятеля.
Нелегка ноша богатырская. Ему часто приходилось решать, осилит ли он то, что возложено на него судьбой. Что служило богатырям путеводителем? Что им помогало выбрать путь?
(ответы детей)
( демонстрация картины «Витязь на распутье» В.М.Васнецова)(слайд 9)
Учитель: Камень, который лежал на развилке трёх дорог. Всадник на коне стоит в раздумье перед таким камнем, на котором надпись: « Как прямо ехати, живу не бывати. Нет пути ни проезжему, ни прохожему, ни пролётному»
Приходилось богатырям сражаться со злом, но они не только побеждали чудовищ, но и спасали красавиц. Сам Добрыня отбил у змея красу Забаву Путятичну.
( демонстрация картины «Бой Добрыни Никитича с Змеем Горынычем» В.М.Васнецова)
( слайд 10)
Учитель: Давайте рассмотрим снаряжение русского воина
- Как назывался головной убор богатыря? (шлем) ( слайд 11)(сообщение учащегося)
(На Руси его называли шелом. Шлем изготавливали из металла, его украшали орнаментом, узором. А кто был побогаче, украшал шлем позолотой, серебряными пластинками. Шлем оберегал голову воина – богатыря от ударов
- 2.Как назывался тяжёлый панцирь, сплетенный из металлических колец. (кольчуга) (слайд 12)(сообщение учащегося)
- Как называлось рубящее холодное оружие, которое состояло из клинка и рукоятки. (меч)
( слайд 13)(сообщение учащегося)
(Меч был главным оружием воинов – богатырей и воинов – ратников в ту пору на Руси. Меч ещё называли булавой. Меч был русским оружием. На мечах давали клятву, меч почитали. Он являлся дорогим оружием, его передавали по наследству от отца к сыну. Меч носили в ножнах, чтобы он не ржавел (показ меча и ножен, изготовленных из бумаги и плотного картона, украшенные орнаментом; меч обклеен фольгой). Рукоятка меча и ножны украшались орнаментом и узором. Узоры на ножнах и рукоятке меча наносились не только с целью украшения, но и с целью оказания помощи своему хозяину, владеющему мечом.)
- Как называлось колющее оружие на длинном древке? (копьё, пика) ( слайд 14)(сообщение учащегося)
- Как называлось оружие для удара по противнику, которое состояло из рукоятки и тяжёлой круглой ударной части? (булава)
- Как называлось оружие оборонительного назначения, при сражении воин прикрывал им своё тело? (щит) ( слайд 15)(сообщение учащегося)
(на щите и на ножнах меча знак Солнца. Почему именно этот знак красно-солнышко наносили на щит, на рукоятки меча и на ножны. Знак солнца был призван помогать богатырю отражать удары врага, сохранять ему жизнь. Знаки растительности: трава, поле, дерево, колосья, зёрна пшеницы? Если украшали растительностью, значит меч должен был быть как живым, сильным, помогать в бою. Эти знаки были ещё и оберёгами для богатырей и воинов – ратников, в Древней Руси солнце имело особое почитание. Люди поклонялись Богу солнца – Даждьбогу и летнему Богу солнца – Яриле. Вот почему его наносили на ножны и рукоятки меча. А растения – живые существа. И люди в Древней Руси это знали. Нужно было сражаться за свою родную землю и побеждать, чтобы продолжить свой род.)
Итог урока : На сегодняшнем уроке было представлено много разных произведений искусства. Что же их объединяет?
- все они рассказали о богатырях, воинах, защитниках Отечества
Так каким должен быть настоящий защитник Отечества?
- сильным, справедливым, преданным Родине, мужественным, выносливым, добрым, честным
Как вы думаете, защитником Отечества могут быть только взрослые?
- нет, не только взрослые, но и дети
В заключение нашего урока мне хочется пожелать вам стать такими же доблестными, преданными Родине, настоящими защитниками Отечества о каких вы узнали на уроке.
Литература
Богатырская застава/сост.В.П.Аникмна. – М.: Дет.лит., 1975.
Былины: русские эпические песни-сказания/переск.А.Н.Нечаева. – М.: Стрекоза, 2001.
Ветрова, Г.Е. Великие полотна. – М.: Белый город, 2002. – (Энциклопедия живописи для детей).
Казиева, М.В. Сказка русской живописи. – М.: Белый город, 2002. – (Энциклопедия живописи для детей).
Русские богатыри: былины и героичесие сказки/ переск. И.В.Карнауховой. – Ленинград: Дет.лит., 1988.
Хаткина, М.А. Мифы древних славян. – Донецк: ПКФ БАО, 2006.
Я познаю мир: Мифология/ сост. О.Могила. – М.: Олимп: АСТ, 2001.
Яковлева, Н.А. Русская историческая живопись: дет. энцикл. – М.: Белый город. 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сила русская,сила богатырская
На Всероссийскую интернет-конференцию «ОТКУДА ЕСТЬ ПОШЛА РУССКАЯ ЗЕМЛЯ»Великая Отечественная война.О ней много написано,много сказано.Но самый главный документ о войне, летописный, написан самим...
Классный час "Солдатские матери".
Открытый классный час к Дню Победы. О подвигах, совершенных матерями, выполнивших долг пред Родиной и воспитавших настоящих героев....
Методическая разработка.Занятие кружка УНТ "На завалинке" "Защитника сила-богатырская стать".
На занятии кружка устного народного творчества "На завалинке" знакомятся с русскими богатырями. Цель данного мероприятия: дать представление о богатырях, как о защитниках русского народа в Древн...
Праздничная программа, посвящённая 23 февраля «Слава солдатская – слава богатырская!»
Праздничная программа, посвящённая 23 февраля «Слава солдатская – слава богатырская!»...
Презентация Конкурсная программа, посвящённая 23 февраля Слава солдатская - слава богатырская
Презентация Конкурсная программа, посвящённая 23 февраля Слава солдатская - слава богатырская...
сила богатырская да удаль молодецкая
конспект интегрированного урока по истории, литературе и физкультуре в 7 классе 8 вида...
Проект "Слава Рязанская -сила богатырская"
Патриотический проект "Слава Рязанская - сила богатырская"...