Проект "Головной убор Рогатая кичка (кика рогатая)"
проект по краеведению (6 класс)
Творческий проект. В результате был создан творческий продукт - головной убор - кика рогатая.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_kika_rogataya.ppt | 2.71 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В архаичные времена головной убор наших далеких предков служил показателем социального статуса и символом ауры. В древних религиях верхняя часть головного убора ассоциировалась с мистическим духовным центром, поэтому удлинялась, украшалась шпилями, делалась в виде конусов или колпаков.
Рогатая кичка в виде луны показывала связь женщины с языческой Макошью, Великой Богиней Судьбы, которая, как верили древние славяне, воплощала в себе всю силу женской энергии. Так же считалось, что Макошь жена Велеса – бога плодородия, который изображался с рогами. Именно эти символы воплощает в себе этот головной убор.
Рогатую кичку носили молодые замужние русские женщины, меняя её в старости на безрогую. У славянских замужних женщин и поныне сохранился способ повязывания платка, когда его угловые концы торчат на лбу в виде маленьких рожек.
Кика представляла собой открытую корону, украшенную жемчугом, бисером и другими драгоценными камнями. Передней части убора с помощью вставок из твёрдых материалов, например бересты, придавалась форма рогов, копытца или лопатки. Сзади надевался бисерный позатыльник, а сверху — нарядная сорока.
Кика двурогая встречалась в древнеславянских головных уборах очень часто. Рога кички достигали 20 см и более. Иногда кончики кички связывали шнурками с украшениями. Чтобы удерживать массивный убор, женщине приходилось высоко поднимать голову. Так появилось слово «кичиться» - ходить, задрав нос.
Впервые «чело кичное» упоминается в документе 1328 года. Кика была атрибутом наряда новобрачной и замужней женщины, так как она, в отличие от девичьего «венца», полностью скрывала волосы. Всвязи с этим кика стала именоваться «короной замужества».
В XIX веке ношение кики стало преследоваться духовенством — от крестьянок требовали ношение кокошника. Женщинам запрещалось посещать церковь в рогатых кичках. Рога символизировали образ дьявола. В связи с этим к началу XX века головной убор почти повсеместно сменился повойником или платком, кику же лишь изредка можно было встретить в южных областях России .
Чтобы носить кичку рогатую и не испытывать на себе гнев духовенства, женщины придумали кику копытообразную.
Твёрдое очелье (налобная часть) обтягивалось богато украшенной материей, часто шитой золотом. Крепилось оно поверх «шапочки» с помощью шнура или лент, повязанных вокруг головы. Подобно подкове, подвешенной над входной дверью, этот убор был призван защищать от дурного глаза. Носили его в праздники все замужние женщины. Ну а рога прятались под «подкову», и их не было видно окружающим.
Источники информации: 1 http://www.diary.ru/~Adelina3/p195363996.htm?oam 2 http://www.liveinternet.ru/users/2964668/post116662633/ 3 http://www.slavyanskaya-kultura.ru/art/ruskii-narodnyi- kostyum/iz-istori-ruskogo-kostyuma-kika-rogataja.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Н.И. Сибогатулина Конспект урока по теме "Головные уборы. Снятие мерок для построения чертежа головных уборов"
Этот урок для обучающихся 6 классов школ VIII вида. Урок поможет учителям технологии дать детям теоретические знания об истории головных уборов, их классификации, правилях снятия мерок и их примннение...
КОМПЛЕКТ контрольно-оценочных средств по профессиональному модулю Выполнение механизированных работ на фермах и комплексах крупного рогатого скота основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) по профессии НПО 111101.01 Мастер животноводства
Комплект КОС по профессиональнму модулю "Выполнение механизированных работ на фермах и комплесах крупного рогатого скота"ОПОП...
Открытый урок "Легенда о Рогатой матери-оленихе из повести Ч. Айтматова «Белый пароход»"
Разработка открытого урока по внеклассной литературе для проведения в 7 классе....
Задания для самостоятельной работы с учебником. "Головные уборы. Летние головные уборы" для 6 кл.
Для коррекционных школ для обучающихся с ОВЗ. Головные уборы. Летние головные уборы (с. 148-152 учебника «Швейное дело» для 6 класса Картушина Г.Б., Мозговая Г.Г.)...
Открытый урок по теме «Крупно рогатый скот» в 8 классе ; профель обучения - сельскохозяйственный труд в коррекционной школе.
Обобщение и закрепление темы КРС. Тип урока игра "Волшебная цепочка" ....