«Современные технологии к изучению истории правления Петра I в школе»
статья по краеведению

Буш Татьяна Анатольевна
В статье «Современные технологии к изучению истории правления Петра I в
школе» рассматривается использование учителем в образовательной деятельности
различных педагогических технологий при изучении петровской эпохи. Цель - развитие
интеллектуальных умений обучающихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной
жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать
различные стороны явлений и др.). Наиболее ценным является то знание, которое ребенок
поставил себе целью получить сам, добытое его собственным трудом. Современные
педагогические технологии, разнообразие их приемов позволяют учесть эту особенность
усвоения информации. Используя в образовательной работе эти технологии, учитель может
добиться желаемой цели.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lyubov_k_rodnomu_krayu.docx22.47 КБ

Предварительный просмотр:

«Современные технологии к изучению истории правления Петра I в школе», Буш Татьяна Анатольевна – учитель истории и обществознания ГБОУ СОШ №349 с углубленным изучением английского языка

       “Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой                       только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества”

                                                                                                             Д.С. Лихачев

 Стратегией развития в сфере воспитания детей в Российской Федерации до 2025 года является воспитание высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины. Важнейшим аспектом данного вопроса является обращение к региональному компоненту, к изучению становления и развития не только российского государства в целом, но и к истории нашей малой родины - славного города Санкт-Петербурга и, прежде всего, истории деятельности его основателя – Петра Великого.

 25 октября 2018 года опубликован Указ Президента РФ В.В. Путина «О праздновании 350-летия со дня рождения Петра I». В нем отмечается большое значение реформ Петра I для истории России. Его заслуги для Российского государства бесценны.

 Падение Ниеншанца весной 1703 г. и создание рядом нового, более мощного оборонительного узла - Санкт-Петербургской крепости, привело к рождению новой столицы России, при котором охтинские берега стали одной из важных столичных частей города.

 Уже в 1721 году Россия провозглашена империей. Благодаря преобразованиям Петра I наша страна стала одной из великих держав мира.

 И в истории Охты Петру I принадлежит особенное место. Он основал здесь поселения, следил за их развитием, самолично помогал становлению ремесел. Неудивительно, что в 1911 г. Охтинское пригородное общество-орган местного самоуправления – решило почтить память императора сооружением ему монумента.

 К сожалению, в наше время почти полностью исчезли из городской лексики названия некоторых исторических районов и частей нашего города: Пески, Коломна, Чекуша. Намного ранее канули в Лету и некоторые особые типы населения, порожденной общей профессиональной спецификой этих мест – охтяне, охтинец, пороховчане. Утрачиваются не только названия и понятия, но и условия, породившие их.

 Предстоящий юбилей – 350-летие со дня рождения Петра I - имеет важное значение для системы школьного образования и воспитания, так как дает возможность актуализировать внимание учащихся к славной истории нашего Отечества, к знаменательным событиям и памятным датам петербургской истории, ратным и трудовым подвигам прошлых поколений, в которых заложен огромный потенциал для воспитания у подрастающего поколения патриотизма, гражданственности и национального самосознания через тематические уроки и внеурочные мероприятия.

 Цель: привлечение внимания к преобразовательной деятельности великого реформатора, определение роли и значения личности российского императора Петра Алексеевича и его реформ для отечественной и петербургской истории.

 При организации тематических мероприятий следует учитывать возрастные особенности учащихся. Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании» учащиеся основной школы должны научиться самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения, самостоятельно оценивать и регулировать свою деятельность, а учащиеся средней школы – самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность от постановки цели до получения и оценки результата, в том числе самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.

 В работе учителя с историческим и краеведческим материалом необходимо эффективно использовать различные элементы педагогических технологий:

Технология развития критического мышления 

 Важным в данной технологии является следование трем фазам:

- Первая стадия (фаза) – вызов, когда ставится задача не только активизировать, заинтересовать учащегося, мотивировать его на дальнейшую работу, но и «вызвать» уже имеющиеся знания либо создать ассоциации по изучаемому вопросу, что само по себе станет серьезным активизирующим и мотивирующим фактором для дальнейшей работы. 

Например, решить проблемный вопрос: «Почему такая крупная страна как Россия, отставала в развитии от западноевропейских стран?» Составление кластера: «Какие существовали предпосылки реформ Петра I?»

- Вторая стадия (фаза) – осмысление (реализация смысла). На этой стадии идет непосредственная работа с информацией. Задачи стадии реализации смысла: - помочь активно воспринимать изучаемый материал, - помочь соотнести старые знания с новыми.

 Например, работа с документами: «Рабочая неделя Петра I. Собственноручная запись царя.»; «Из Указа о Единонаследии. 23 марта 1714 г.»; «Из юности честного зерцала…» и др. Для формирования навыков работы с источниками использую приём ПОПС (позиция, обоснование, подтверждение, следствие). Этот приём помогает высказывать аргументированную точку зрения, как автора документа, так и самого ученика. Предлагается прочитать документ, выделить основную мысль, начиная её словами «Я считаю, что…». Далее следует обоснование: «Потому что…». Подтверждается эта мысль словами из текста: «Я могу это подтвердить…». И, делается вывод: «Следовательно…». Вывод не должен противоречить первому высказыванию, но может его в чём-то повторить. Например, работа с документом «Рабочая неделя Петра» Позиция: Петру удалось осуществить множество преобразований, так как, он был трудолюбивым и деятельным монархом. Обоснование: Потому что, вся неделя была у царя расписана важными делами и даже воскресенье. Подтверждение: Я могу подтвердить это словами «А когда река станет, тогда, ежели много дел будет, четверг прибавить к сенатским делам». Следствие: Следовательно, Петр I ценил время, хотел успеть как можно больше. 

- Третья стадия (фаза) – рефлексия (размышление). На этой стадии информация анализируется, интерпретируется, творчески перерабатывается. Задачи стадии рефлексии: помочь обучающимся самостоятельно обобщить изученный материал. Самым популярным приемом, применяемым на стадии рефлексии, стал синквейн (пятистишие).

Петр Первый

Умный, целеустремленный,

Учил, строил, реформировал

Развивал флот, науку и культуру

Император

 Целью написания подобного стихотворения может быть отработка понятий, рефлексивная оценка пройденного.

 При использовании технологии критического мышления необходимо соблюдение определенных условий: активность участников процесса, разрешение высказывать разнообразные «рискованные» идеи и т. д.

 В соответствии с заявленным алгоритмом могут быть построены и занятия краеведческой направленности, например, по теме: «Какие нравственные уроки дает нам допетровский период Приневского края?», «Чтобы вы хотели видеть в устье Охты: археологический музей-парк под открытым небом или новый жилой массив?»

 Элементы технологии проектного обучения и исследовательский метод применяются на уроках истории, обществознания и во внеурочное время. В течении двух лет обучения (10-11 кл.) ребята пишут проект и создают продукт исследования. Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться полученными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения, публичная защита проекта); развивают системное мышление. Обучающиеся с большим интересом выбирают темы, связанные с Петром I, например: «Петр I - реформатор или жестокий правитель?», «Современные подходы в изучении деятельности Петра I в российской и зарубежной историографии». Технология составления исторического и краеведческого портфолио. Эта технология используется для оценивания текущей работы учащихся и достигаемых результатов. Она обладает большим потенциалом патриотического воспитания. По мере изучения программного материала по истории подбирается краеведческий материал из литературы, газет, журналов, семейного архива. Материал группируется учащимися в соответствии с индивидуальными запросами, интересами, целями. Портфолио выступает основой для подготовки проектов по краеведению, повышает мотивацию к изучению истории края, семьи, к занятиям исследовательской деятельностью, обеспечивает развитие творческих способностей обучающихся. (Например, «Северная война», «С Охты начинался Петербург» и др.).

 Проблемное обучение, информационно-коммуникационные технологии, здоровьесберегающие технологии - любая деятельность учителя отражается в успехах и результатах его учеников. Обучающиеся нашей школы сдают по выбору экзамен по истории и обществознанию, ежегодно участвуют в районном Краеведческом диктанте, в других районных, городских, региональных олимпиадах и конкурсах. Это свидетельствует о повышении у школьников познавательной активности, стимулирующей проявление творческих способностей. Применение выше перечисленных технологий в деятельности учителя при изучении истории правления Петра I, позволяет, на мой взгляд, использовать их как полностью, так и их отдельные элементы, сочетать эти элементы, модернизировать, разрабатывать на их основе новые уникальные технологии.

Список литературы

  1. Лихачев Д.С. Учит земля родная. Вестник союза краеведов России. – 1992, №1, с.7 
  2. Мухина Е.М.  Краеведческая программа «Охта – моя малая родина» СПб.: Тускарора, 2001. 48 с.
  3.  Мухина Е.М. Охта, Пороховые. Страницы истории СПб.: XXI век, 2003. С. 3-4.
  4.  Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления. На уроке и в системе подготовки учителя СПб.: Каро, 2009. С.84
  5. Столбова Н.П. «Охтинские уроки» - уроки петербургских традиций. Учебная книга для учащихся 7-9 классов для урочной и внеурочной деятельности и использования в системе дополнительного образования СПб.: 2013, с. 14-19


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок с элементами технологии критического мышления «Начало правления Петра I» 10 класс

Урок разработан на основе учебника Левандовского А.А. (базовый уровень) 10 класс , является первым  в теме "Россия в период  правления Петра I»".В разработке урока использованы приёмы т...

Современные технологии в изучении иностранного языка

Целесообразность использования компьютерных технологий в изучении иностранного языка...

Современные подходы изучения истории Великой Отечественной войны в школе

          Прошли многие десятилетия, но память о тех событиях необходимо беречь. Никто не в праве, перечеркнуть героизм и мужество советского солдата, его о...

Использование современных компьютерных технологий при изучении истории

В статье приводятся приемы и методы использования ИКТ на различных этапах занятий по истории...

Контрольная работа по истории правления Петра Великого

Контрольная работа по истории правления Петра Великого...

Технологическая карта урока по истории "Правление Петра Первого"

Технологическая карта составлена к уроку № 4 по истории России по учебнику под редакцией А. Торкунова...

Проверочная работа по истории "Правление Петра I"

Работа предназначена для проверки знаний обучающихся 8 класса после изучения темы "Россия в эпоху преобразований ПетраI". Материал может быть использован для подготовки к ОГЭ по истории....