Современные подходы изучения истории Великой Отечественной войны в школе
статья по истории на тему
Прошли многие десятилетия, но память о тех событиях необходимо беречь. Никто не в праве, перечеркнуть героизм и мужество советского солдата, его основной вклад в спасение мира от нацизма. Это – и достояние, и совместный долг народов Российской Федерации, Содружества независимых государств. За победу в Великой Отечественной войне Россия и все братские народы Советского Союза заплатили «бесконечно высокую цену», поэтому это не только вопрос исторической памяти, это еще и вопрос морали.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Жирнова Петра Владимировича
Современные подходы изучения истории Великой Отечественной войны в школе
ГБОУ СОШ с.Девлезеркино муниципального района Челно-Вершинский Самарской области
Изучение истории Великой Отечественной войны должно отличаться многообразными подходами. Главным источником знаний для учащихся является школьный учебник. Сегодня содержание учебных книг обновилось пополнением фактов, описанием событий и явлений, ранее не представленных в учебной литературе. Особое внимание следует уделять работе с документами. Их должно быть больше, чем в ныне действующих учебниках. Главное внимание должно быть обращено на изучение первоисточников, устных и письменных: от официальных (приказы и постановления правительства, сводки Совинформбюро) до фотографий, фронтовых писем из семейных архивов наших односельчан. Рассматривать события Великой Отечественной войны следует с учетом всей стратегической обстановки Второй мировой войны в целом. Публикации современных зарубежных и отечественных авторов по военной тематике не всегда отличаются правдивостью. Задача учителя - научить ребят правильно разбираться в источниках информации.
В нашей школе есть краеведческий музей, руководителем которого я являюсь. В краеведческом музее есть уголок, посвященный Великой Отечественной войне. В школе проводятся экскурсии, на которых показывается и рассказывается о наших земляках, участниках Великой Отечественной войны, которые ценой своей жизни приближали Великую Победу как могли. Каждый год 9 мая около монумента Славы в селе Девлезеркино проводится торжественный митинг посвященный победе в Великой Отечественной войне над фашистской Германией и ее союзниками. Первое слово на торжественном митинге предоставляется мне, учителю истории ГБОУ СОШ с.Девлезеркино Жирнову Петру Владимировичу. Фрагменты моего выступления на торжественном митинге посвященном 69-ой годовщине победы в Великой Отечественной войне.
[ 22 июня 1941 г. в 4 часа утра, без объявления войны, нарушив пакт о ненападении, подписанный 23 августа 1939 г. между Германией и Советским Союзом, фашистская Германия вероломно напала на нашу страну… Цена победы нашего народа в Великой Отечественной войне очень велика. …Из населенных пунктов Девлезеркинского с/совета ушли на войну и не вернулись, погибли на фронтах Великой Отечественной войны, пали смертью храбрых - 214 жителей с.Девлезеркино, из с.Девлезеркино больше всех погибло Леонтьевых - 10, Костяковых - 9, Моисеевых - 8. Ушли на войну и не вернулись, погибли на фронтах Великой Отечественной войны, пали смертью храбрых -103 жителей с.Малое-Девлезеркино, из с.Малое-Девлезеркино больше всех погибло Алекиных - 13, Жирновых - 8, Катьковых - 5. Ушли на войну и не вернулись, погибли на фронтах Великой Отечественной войны, пали смертью храбрых - 29 жителей п.Воздвиженка. Ушли на войну и не вернулись, погибли на фронтах Великой Отечественной войны, пали смертью храбрых - 27 жителей с.Петровское. Ушли на войну и не вернулись, погибли на фронтах Великой Отечественной войны, пали смертью храбрых - 13 жителей п.Покровка. ]
В рамках социального проекта «Гражданин» создали книгу памяти жителей Девлезеркинской волости Челно-Вершинского района Самарской области «Победители», 60-летию Великой Победы посвящается
… И у мертвых, безгласных
Есть отрада одна:
«Мы за Родину пали,
Но она спасена».
Около 700 «девлезеркинцев» ушли на войну, 366 из них не вернулись…
У истории есть свой воспитывающий потенциал, напрямую зависящий от содержания. Великая Отечественная война — одно из поворотных и наиболее масштабных событий в истории ХХ века. Часто в поисках дополнительного материала учащиеся обращаются к семейным архивам. Разбирая фотографии, беседуя с родителями, учащиеся черпают примеры героизма конкретных людей, своих родных и близких. Так у них формируется чувство гордости за свою страну, за свой народ.
Обсуждая вопрос об уроках этой войны, о значении памяти нашей Победы в Великой Отечественной войне для современной жизни россиян, необходимо обращаться к тем, кто посвятил свою жизнь служению в советской и российской армии. Патриотическое воспитание подрастающего поколения невозможно без обращения к ярким страницам истории своей Родины и народа. Война в Афганистане, Чечне, другие локальные войны – это до сегодняшнего дня малоизвестные страницы истории. Воины-интернационалисты из Челно-Вершинского района, участвовавшие в локальных войнах, живут в разных поселениях. В МУ «Дом молодежных организаций муниципального района Челно-Вершинский Самарской Области 29 апреля 2011 года состоялся старт проекта «Знать и помнить». Наша школа решила не остаться в стороне от проекта «Знать и помнить». Результаты нашей работы с проектом «Знать и помнить»: 1) Автаева Алена и Тимофеева Александра получили грамоты за участие в добровольческом проекте «Знать и помнить». 2) Команда нашей школы в составе Автаевой Алены, Тимофеевой Александры, Ратниковой Екатерины и Умовой Татьяны в районном конкурсе проектов «Гражданин» с проектом «Знать и помнить», участникам локальных войн посвящается заняла II-место в 2012 году. 3) Команда нашей школы в составе Автаевой Алены, Тимофеевой Александры, Африна Николая и Дунаева Сергея в окружном конкурсе социальных проектов «Гражданин» получила грамоту в номинации «Чтобы помнили». 4) В III районных краеведческих юношеских чтениях «Край родной- навек любимый», посвященных 85-летию создания муниципального района Челно – Вершинский, Автаева Алена, Тимофеева Александра и Яндулов Даниил заняли I-место в номинации «Защитники Отечества». 5) Создали стенд «Знать и помнить», посвященный участникам локальных войн с.Девлезеркино. 6) Провели открытый классный час для 5-11 классов и участников локальных войн для ознакомления с нашим проектом «Знать и помнить» с презентацией стенда. 7) Участников локальных войн, мы приглашаем на традиционные Уроки Мужества наряду с ветеранами войны и труда.
Интерес к истории Великой Отечественной войны сегодня значительно вырос. История Великой Отечественной войны, ратный подвиг солдат Отчизны остаются главным примером в воспитании чувства патриотизма, крепкой дружбы народов – наследников Великой Победы. Эта общая история, память о боевом братстве будет и впредь объединять и сплачивать наши страны и народы.
Я в своей работе использую следующие подходы в изучении истории «Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.» в школе:
- Рассматриваю содержание темы через местный материал.
- Создаю соответствующий эмоциональный фон изучения темы, использую сведения о войне для пробуждения лучших человеческих качеств учащихся через показ массового и индивидуального героизма советских людей, освещение их самоотверженности, стойкости, самопожертвования.
- Показываю Победу как результат героических усилий Фронта и Тыла.
- Раскрываю то, что Победа – это результат, достигнутый всем советским многонациональным народом, проявившим выдержку, стойкость, терпение, личное мужество.
- Показываю Победу как результат героических усилий Фронта и Тыла.
-Выделяю вопросы попыток фальсификации истории Второй мировой и Великой Отечественной войны через содержание курса, работу учащихся в режиме поиска информации, дискуссий и т.д.
-Показываю положительный опыт союзнических отношений в борьбе против фашистской Германии и ее союзников в годы войны.
-Использую современные информационные возможности обращения к истории Великой Победы.
-Опираюсь на между предметные связи в изучении темы.
-Реализую возможности интеграции урочной и внеурочной работы.
Прошли многие десятилетия, но память о тех событиях необходимо беречь. Никто не в праве, перечеркнуть героизм и мужество советского солдата, его основной вклад в спасение мира от нацизма. Это – и достояние, и совместный долг народов Российской Федерации, Содружества независимых государств. За победу в Великой Отечественной войне Россия и все братские народы Советского Союза заплатили «бесконечно высокую цену», поэтому это не только вопрос исторической памяти, это еще и вопрос морали.
Список литературы
- Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия / гл. ред.М. М. Козлов. – М.: Сов. энциклопедия,1985.- 832с.
- Дробязко, С. И. Вторая мировая война 1939-1945 / С. И. Дробязко. – М.: Эксмо, 2006.-384с.
- Лубченков, Ю. Н. 100 великих сражений Второй мировой / Ю. Н. Лубченков. – М.: Вече, 2005.-480с.
- Ржешевский, О. А. Кто был кто в Великой Отечественной войне 1941-1945: Краткий справочник / О.А. Ржешевский. – М.: Республика, 1995.-416с.
- Единая коллекция образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/catalog/)
- «Российский общеобразовательный портал» (http://www.school.edu.ru/)
- Портал «Гуманитарное образование» (http://www.humanities.edu.ru/index.html)
- Библиотека «Военная литература» (http://militera.lib.ru/)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на МО гуманитарного цикла: "Нравственное воспитание при изучении темы Великой Отечественной войны на уроках истории при дифференцированном подходе обучения".
Выступление на МО....

Формирование предметных компетенций при изучении истории Великой Отечественной войны
Изучение темы «Вторая мировая и Великая Отечественная война советского народа» даёт неограниченные возможности для формирования у учащихся исторического мышления как основы гражданской идентичности це...

Изучение истории Великой Отечественной войны на уроках английского языка и во внеурочной деятельности.
Интегрированный урок по английскому языку и истории по теме: "День Победы 70",посвящённый 70-ой годовщине победы в Великой Отечественной войне....

"Развитие ценностных ориентаций обучаемых и воспитанников на основе изучения истории Великой Отечественной войны в преподавании дисциплин гуманитарного и художественно-эстетического циклов"
Актуальная тема для учащихся в связи с изменениями в политической, экономической, духовной сферах общества. Значение ВОВ в судьбе нашего народа и страны в целом....

Изучение истории Великой Отечественной войны через исследовательскую работу обучающихся
В данной разработке кратко изложен опыт по воспитанию патриотизма и гражданственности, приводится попытка аргументировано показать эффективность такой работы на уроках и во внеурочное время. Этот опыт...
Практическое использование познавательных задач при изучении истории Великой Отечественной войны в школе.
Практическое использование познавательных задач при изучении истории Великой Отечественной войны в школе Со времени окончания Второй мировой войны и Великой Отечественной вой...
Методическая разработка урока истории к 75-летию победы в Великой Отечественной войне. Тема: «Роль личности в истории Великой Отечественной войны»
Урок проводится в форме интеллектуальной игры (аналог телевизионной игры "За семью печатями"). Целевая аудитория: обучающиеся 10 класса. Специфика этой игры заключается в том, что учитель за...