Интеллектуальная игра с мультимедийным сопровождением "Знаем ли мы лес?"
методическая разработка по краеведению (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Казначеева Зинаида Анатольевна

Методическая разработка интеллектуальной игры для обучающихся 5-9 классов. Работа принимала участие в областном конкурсе наглядной агитации и пропаганды  по защите Брянского леса в 2021 году, где заняла 2 место. Игра направлена на экологическое воспитание детей, развитие интереса к изучению природы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа д. Болотня

Клетнянского района Брянской области

Методическая разработка

 интеллектуальной игры

для обучающихся 5-9 классов

 «Знаем ли мы лес?»

Автор разработки:

Казначеева Зинаида Анатольевна

– учитель химии и биологии

МБОУ СОШ д. Болотня Клетнянского района Брянской области

Д. Болотня

2020 г.

«Знаем ли мы лес?»

Интеллектуальная игра с мультимедийным сопровождением

Цель игры: создание условий для активизации  познавательной деятельности обучающихся  в области экологического образования.

Задачи:

- актуализировать знания обучающихся о жизни леса и его обитателей, активизировать познавательную деятельность, направленную на изучение природы; привлечь внимание к необходимости охраны леса;

-  воспитывать бережное отношение к природе, к лесным богатствам своего края, любви к своей малой родине; содействовать формированию активной гражданской позиции;

- развивать умение работать в команде, .

Оборудование: компьютер, проектор, экран.

Описание игры:

Игра проводится с мультимедийным сопровождением. Презентация содержит игровое поле, на котором расположено пять секторов:

Тайны леса

10

20

30

40

50

Лесные обитатели

10

20

30

40

50

Лесная аптека

10

20

30

40

50

Лес-защитник

10

20

30

40

50

Заповедные леса Брянщины

10

20

30

40

50

В каждом секторе по пять вопросов разного уровня сложности. Сложность вопросов оценивается в 10, 20, 30, 40 и 50 баллов. Щелчок мыши по  цифре на игровом поле открывает вопрос. Для проверки правильности ответа по слайду с вопросом следует щелкнуть мышью – появляется правильный ответ.

Нажатие на управляющую кнопку   возвращает на игровое поле.

В игре принимают участие две команды. Команды поочередно получают право выбрать сектор и вопрос, правильный ответ на который принесет команде определенное количество баллов – 10, 20, 30, 40 или 50.  Если команда, выбравшая вопрос, отвечает неправильно, право ответа переходит к другой команде.

Команда, набравшая наибольшее количество баллов, становится победителем.

Подготовка к мероприятию.

Из обучающихся  формируются две команды. Они придумывают себе название, девиз и эмблему. Команды могут быть сформированы как из обучающихся одного класса, так и разновозрастными.

При подготовке мероприятия возможно проведение тематических занятий экологического кружка, тематических классных часов, выпуск тематических стенгазет.

Ход мероприятии:

Вступительное слово ведущего.

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами встретились на  интеллектуальной игре. Названием игры стал вопрос  «Знаем ли мы лес?». Как бы вы ответили на этот вопрос?

Ответы ребят.

Да, лес играет очень важную роль в жизни планеты. Леса называют легкими планеты. Ведь растения поглощают углекислый газ и выделяют кислород. Крона дерева задерживает пыль, грязь, копоть. Листья деревьев выделяют вещества, убивающие бактерии. Зеленые насаждения уменьшают содержание в воздухе пыли, вредных газов и дыма, значительно снижают шум, регулируют температуру воздуха, защищают от ветра.

Мы живем в окружении лесов. Среди нас не найдется человека, который бы не бывал в лесу. Но много ли мы знаем о его обитателях? Обращаем ли мы внимание на растения и животных, которые живут в наших лесах?

У замечательного поэта Александра Яшина  есть стихотворение  «Письмо в «Лесную газету». Давайте послушаем это стихотворение. 

Мы безмерно богаты.
В наших чащах и рощах
Столько всяких пернатых – 
Просто диву даёшься.

Но спросите иного,
Что он знает о птицах,
Пусть ответит толково – 
И, гляди, удивится:

Как же, фауна, дескать,
Как же, наше богатство – 
На полях, в перелесках,
Так сказать, птичье царство...

Птичье царство, и только?..
Ну, дрозды,
Ну, синички...
Где запомнишь все клички,
Просто птички – и только!

Стоит в лес углубиться – 
И уже как не дома:
Словно мы за границей – 
Незнакомые лица,
Языки не знакомы.

Как слепые, плутаем,
Будто глухи от роду.
И ещё утверждаем,
Что мы любим природу.

А цветы разве знаем
На лугах?
Разве ценим?
Всё травой называем,
А подкошены – сеном.

И с деревьями тоже:
Роща в общем и целом...
Ель от пихты не можем
Отличить, грешным делом.

То же с рыбой:
Веками
Счёт ведём косяками,
Густера иль сорожка,
Все едино – рыбёшка.

И, конечно, тревожно,
Что порой мы безбожно
Не храним, что имеем,
Не щадим,
Не жалеем.

Ни за что не в ответе,
Словно самую малость
Нам на этой планете
Жить и править осталось.

Не хозяева вроде,
Так добро своё губим.
А гордимся природой
И Отечество любим.

Это стихотворение было написано в 1960 году. 60 лет прошло с тех пор, но, мне кажется, оно до сих пор актуально. Мы, к сожалению, не всегда интересуемся окружающей нас природой,  не бережем, то, что у нас есть.

Сегодня мы поговорим о тайнах леса, его обитателях, о значении леса в нашей жизни. В игре вы сможете проявить свои знания, ну и, конечно, узнать что-то новое.

Лес во все времена служил людям добрую службу: кормил, обогревал, лечил, защищал, давал кров и одежду – словом, был добрым другом. Не всегда человек платил ему добром. Вспомним вырубку лесов,  пожары, браконьерство.  Теперь лес сам нуждается в нашей помощи.

Леса уходят.

Жалко мне леса.

Уходят ели, сосны и березы.

Рябины гасят пламенные гроздья.

Осинников смолкают голоса.

Когда-то жили в тех лесах дубы,

И  ясени, и золотые клены.

Куда им деться от такой судьбы?

Лес вырубают – океан зеленый.

                                (С. Орлов)

Ведущий:

Итак, мы начинаем игру «Знаем ли мы лес?». Правила игры таковы:

  1. Команды поочередно делают ходы: выбирают сектор и вопрос. Право первого хода решит жребий.
  2. Если команда не отвечает на выбранный вопрос, право ответить на этот вопрос  и  получить баллы в случае правильного ответа  получает соперник.
  3. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов.

Вопросы игры и правильные ответы.

Тайны леса.

  1. (10 баллов).  Отгадайте загадку «Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает». (Лес, дерево)
  2. (20 баллов). Как называется лесная зона, в которой расположена Брянская область?  (Хвойно-широколиственных или  смешанных лесов).
  3. (30 баллов). Какая лесная зона России занимает наибольшую площадь.  (Тайга)
  4. (40 баллов). Какое дерево наших лесов является самым  распространенным в мире лиственным деревом. (Береза)
  5. (50 баллов). Определите дерево по листу.  (Вяз)

Лесные обитатели.

  1. (10 баллов).  Отгадайте загадку.  Одна нога, и та без сапога. (Гриб).
  2. (20 баллов).  Самое крупное парнокопытное животное наших лесов. Занесено в Красную книгу России и Красную книгу Международного союза охраны природы. (Зубр).
  3. (30 баллов).  Самая прожорливая лесная птица.  (Кукушка).
  4. (40 баллов).  Назовите самую маленькую птицу России, обитающую в наших лесах. (Королек).
  5. (50 баллов). У какой птицы наших лесов самый  длинный язык?  (У дятла – 15 сантиметров).

Лесная аптека.

  1. (10 баллов).  Свежие листья этого  растения  используют как кровоостанавливающее, ранозаживляющее средство для лечения ушибов,  ран,  порезов. Индейцы называют это растение «следом белого человека».  (Подорожник).
  2. (20 баллов).  Назовите растение на фото. (Зверобой).
  3. (30 баллов).  Какое лекарственное растение называют «мяун-трава»? (Валериана).
  4. (40 баллов).  Назовите растение на фото.  (Купена).
  5. (50 баллов).  Кора  и листья этого невысокого раскидистого дерева содержат салициловую кислоту, поэтому  настои и отвары из них используются как жаропонижающее,  противовоспалительное и бактерицидное средство. Кроме того, это растение содержит хинин и издавна применялось при лечении малярии.  (Ива).

Лес – защитник

  1. (10 баллов).  Назовите песню, мелодия которой прозвучала. Чем она является в настоящее время? («Шумел сурово Брянский лес», гимн Брянской области).
  2. (20 баллов).  Как называется мемориальный комплекс, посвященный истории партизанского движения на Брянщине, расположенный неподалеку от Брянска. («Партизанская поляна»)
  3. (30 баллов).  Как  называли  леса в южной части Клетнянского района, где базировались многие партизанские соединения? (Лесоград)
  4. (40 баллов).  Назовите имя Дважды Героя Советского Союза, командира Черниговского партизанского соединения, которое с октября 1942года  по январь 1943 года базировалось в Клетнянских лесах.   ( А.Ф. Федоров)
  5. (50 баллов).  Какое растение использовали партизаны вместо ваты при  лечении ран? (Мох сфагнум).

Заповедные леса Брянщины

  1. (10 баллов).  Как называется заповедник в Брянской области, расположенный на территории Суземского и Трубчевского районов? «Брянский лес»).
  2. (20 баллов).  Какое название носит особо охраняемая природная территория, расположенная в Клетнянском и Мглинском районах? (Заказник «Клетнянский»)
  3. (30 баллов).  Какое растение, занесенное в Красную книгу России и Брянской области, изображено на фотографии. (Венерин башмачок).
  4. (40 баллов).  Дневная хищная птица, занесенная в Красную книгу России и Брянской области, которая обитает в долинах рек и питается, преимущественно, рыбой. (Скопа)
  5. (50 баллов).  Какое животное изображено на фотографии? (Выхухоль)

Заключительная часть.

По окончании игры подводятся итоги, объявляется победитель.

Заключительное слово ведущего.

Не скудеет Россия лесами,

Сколько их не рубили – растут.

Бури, грозы в дубравах плясали,

Был характер захватчиков крут.

Но, роняя горючие слезы,

Как бойцы, оставались в строю,

Выживали седые березы,

Получившие раны в бою.

Лес для нас  как отец всемогущий,

Он нас кормит и греет теплом,

Корпуса поднимает под тучи,

Чудо-елкой приходит в наш дом.

Он врачует железные раны

И бумагу дает для стихов.

И нельзя отыскать ему равных,

Не хватает восторженных слов.

Не скудеет Россия лесами,

В юных рощах гуляют дожди.

Свят закон, что придуман отцами, -

Срубишь дерево – три посади.

Берегите лес, его обитателей. Помните, что в природе все взаимосвязано, и, помогая лесу и его обитателям, мы помогает себе и нашей планете.

Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя.   (Е. Евтушенко)

Спасибо за участие в игре!

Список  использованной литературы

  1. Брянский краевед. Выпуск IV. – Брянск, 1973.
  2. Внеклассные занятия по биологии: необычные формы и методы активизации познания. – М.: Школа-Пресс, 1998.
  3. Ильина Т.А. Большая иллюстрированная энциклопедия лекарственных растений. – М.: Эксмо, 2016.
  4. Красная книга Брянской области.  – Брянск: РИО БГУ, 2015.
  5. Яшин А.Я. Избранные произведения – Т.1- Стихи - М.: «Художественная литература», 1972.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Выберите сектор и вопрос Тайны леса 10 20 30 40 50 Лесные обитатели 10 20 30 40 50 Лесная аптека 10 20 30 40 50 Лес-защитник 10 20 30 40 50 Заповедные леса Брянщины 10 20 30 40 50

Слайд 3

«Тайны леса» 10 баллов Отгадайте загадку «Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает». (Лес, дерево)

Слайд 4

«Тайны леса» 2 0 баллов Как называется лесная зона, в которой расположена Брянская область? ( Хвойно-широколиственных или смешанных лесов )

Слайд 5

Какая лесная зона России занимает наибольшую площадь ? (Тайга) «Тайны леса» 30 баллов

Слайд 6

Какое дерево наших лесов является самым распространенным в мире лиственным деревом? (Береза) «Тайны леса» 40 баллов

Слайд 7

Определите дерево по листу. (Вяз) «Тайны леса» 50 баллов

Слайд 8

«Лесные жители» 10 баллов Отгадайте загадку. Одна нога, и та без сапога. (Гриб)

Слайд 9

Самое крупное парнокопытное животное наших лесов. Занесено в Красную книгу России и Красную книгу Международного союза охраны природы . (Зубр) «Лесные жители» 20 баллов

Слайд 10

Самая прожорливая лесная птица. (Кукушка) «Лесные жители» 30 баллов

Слайд 11

Назовите самую маленькую птицу России, обитающую в наших лесах. (Королек) «Лесные жители» 40 баллов

Слайд 12

У какой птицы наших лесов самый длинный язык? У дятла – 15 см. «Лесные жители» 50 баллов

Слайд 13

«Лесная аптека» 10 баллов Свежие листья этого растения используют как кровоостанавливающее, ранозаживляющее средство для лечения ушибов, ран, порезов. Индейцы называют это растение «следом белого человека». (Подорожник)

Слайд 14

Назовите растение на фото. «Лесная аптека» 20 баллов (Зверобой)

Слайд 15

Какое лекарственное растение называют « мяун-трава »? «Лесная аптека» 30 баллов (Валериана)

Слайд 16

Назовите растение на фото. «Лесная аптека» 40 баллов Купена

Слайд 17

Кора и листья этого невысокого раскидистого дерева содержат салициловую кислоту, поэтому настои и отвары из них используются как жаропонижающее, бактерицидное и противовоспалительное средство. Кроме того, это растение содержит хинин и издавна применялось при лечении малярии. Что это за растение? «Лесная аптека» 50 баллов (Ива)

Слайд 18

«Лес – защитник» 10 баллов Назовите песню, мелодия которой прозвучала. Чем она является в настоящее время? «Шумел сурово Брянский лес». Гимн Брянской области

Слайд 19

Как называется мемориальный комплекс, посвященный истории партизанского движения на Брянщине , расположенный неподалеку от Брянска. Лес – защитник 20 баллов «Партизанская поляна»

Слайд 20

Как называли леса в южной части Клетнянского района, где базировались многие партизанские соединения? «Лес – защитник» 30 баллов « Лесоград »

Слайд 21

Назовите имя Дважды Героя Советского Союза, командира Черниговского партизанского соединения, которое с октября 1942 года по январь 1943 года базировалось в Клетнянских лесах. «Лес – защитник» 40 баллов А.Ф. Федоров

Слайд 22

Какое растение использовали партизаны вместо ваты при лечении ран? «Лес – защитник» 50 баллов Мох сфагнум

Слайд 23

«Заповедные леса Брянщины » 10 баллов Как называется заповедник в Брянской области, расположенный на территории Суземского и Трубчевского районов? «Брянский лес»

Слайд 24

Какое название носит особо охраняемая природная территория, расположенная в Клетнянском и Мглинском районах? «Заповедные леса Брянщины » 20 баллов Заказник « Клетнянский »

Слайд 25

Какое растение, занесенное в Красную книгу России и Брянской области, изображено на фотографии. «Заповедные леса Брянщины » 30 баллов Венерин башмачок

Слайд 26

Дневная хищная птица, занесенная в Красную книгу России и Брянской области, которая обитает в долинах рек и питается, преимущественно, рыбой. «Заповедные леса Брянщины » 40 баллов (Скопа)

Слайд 27

Какое животное изображено на фотографии? «Заповедные леса Брянщины » 50 баллов Выхухоль


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мультимедийная презентация по физике по теме "Релятивистская механика"

Данная презентация может быть использована при изучении раздела "Релятивистская механика" в 10 классе на этапе объяснения нового материала....

"Эффективность использования мультимедийных презентаций на уроке иностранного языка"

Необходимость внедрения новых ИТ в учебный процесс не вызывает сомнений. В процессе обучения иностранным языкам в школе с помощью ИТ ребенок учится работать с текстом, узнает новые способы сбора инфор...

Мультимедийная презентация по теме"Карбоновые кислоты"

Данна презентация используется на уроке в 10 классе при изучении карбоновых кислот...

мультимедийный урок-соревнование "Страны и континенты"

Данный урок разработан в качестве обобщающего для уч-ся 6 класса школ с углубленным изучением английского языка по курсу Верещагиной И.Н.Урок включает в себя работу с мультимедийной картой "Страны и к...

Конспект мультимедийного урока по теме: "Shakespeare\'s Land" с использованием презентации "Уильям Шекспир"

Конспект урока для 7 класса с использованием презентации "Уильям Шекспир"....

Урок по теме: "Мультимедийные интерактивные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов. "

Данный урок рассматривается первым по счету в разделе «Компьютерные презентации». На данном уроке  учащиеся знакомятся с программой POWERPOINT, учатся изменять дизайн и макет слайдов....

Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная

Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...