Народы России - коми
статья по краеведению
Предварительный просмотр:
Народы России - коми
Есть в России такой народ – Коми. Относится он к финно-угорской группе, живет в сложных условиях севера. В одиночку в тех краях не выжить. Поэтому издревле представители этого народа живут и ведут хозяйство общиной. Этот фактор повлиял на традиции народа Коми. Одна из них – выполнять сообща всю трудоемкую работу. Такую, как распашка целинных земель, заготовка дров, сена, строительство жилья и т.д.
Коми – это целая группа этносов, включающая в себя:
- Зырян,
- Ижемцев,
- Кольских ижемцев,
- Зюздинцев,
- Язьвинцев и Коми-Пермяков.
Эти народности имеют общий быт, традиции и культуру, отличаясь друг от друга малозаметными нюансами, поэтому имеет смысл рассматривать группу как целостную общность.
Коми - древний народ, живущий в основной массе в современной Республике Коми, а также в Северо-3ападной Сибири и на Кольском п-ве. Язык Коми близок к языкам коми-пермяков и удмуртов. В формировании коми приняли участие многие соседние народы (вепсы, древние марийцы, предки обских угров, восточные славяне и др.).
В 1921 была образована Автономная область Коми, которая в 1936 преобразована в Коми АССР, с 1991 Коми ССР, с 1992 Республика Коми.
Народ коми трепетно относится к своим корням, старается сохранить обычаи и традиции народа. Проводятся в республике различные красочные фестивали и конкурсы, привлекающие к себе массы народа и гостей. Дерево сильно своими корнями,только тогда оно красивое и мощное. Наши корни- это наша культура,наши традиции и обычаи. Я хочу знать свой язык,я хочу говорить на своем языке,я хочу знать культуру своего народа,ведь это означает,что я стою крепко на своих ногах!
В настоящее время многие традиции и обряды утеряны, однако народы Коми живут скомпоновано и тесно взаимодействуют меж собой. Именно это помогает исчезающим этносам сохранить самобытность и передать потомкам богатую культуру своего народа.
Многообразная духовная культура коми представлена в народном искусстве, фольклоре, народных верованиях и обрядах: космогонические мифы коми, отражающие ранние представления народа об окружающем мире и месте человека в нём (отделение неба от земли, сотворение земли, человека и животных братьями Еном и Омолем и др.); эпические сказания и легенды; сказки и песни; пословицы и поговорки; обрядовая поэзия. Семейные и календарные обряды коми близки к северо-русским. Наряду с христианскими отмечались такие традиционные календарные праздники, как проводы льда, чарла рок (праздник урожая, буквально каша серпа), отправка на промысловую охоту и др. Сохранились дохристианские верования в леших (ворса), духов-хозяев, колдовство, гадания, заговоры, порчу (шева); существовали культы деревьев, промысловых животных, огня и др.
Любая национальная культура, имеющая многовековую историю, проявляет и несет в себе уникальные, присущие именно данному этносу компоненты, начиная с обустройства жизни и быта, строительства жилища и кончая традициями народно-прикладного и устно-поэтического творчества.
Декоративно-прикладное искусство народа коми было многокрасочным и разнообразным. Коми знали обработку металла, ювелирное дело, обработку кожи, тиснение и украшение ее металлическими накладками, разнообразные виды плетения из кожи, бересты, корня, соломы, резьбу по дереву, инкрустацию по дереву металлом и соломой. Творческие силы коми народа воплотились в разнообразных жанрах устного поэтического и песенного творчества, музыки, изобразительного искусства.
Творчество: Красочная и многообразная духовная культура коми наиболее ярко представлена в образцах народного искусства, фольклоре, народных верованиях и обрядах. В фольклоре коми представлены различные жанры: мифы, отражающие ранние представления народа об окружающем мире и месте человека в нем; эпические сказания и легенды; сказки и песни; пословицы и поговорки.
Наиболее богато представлена обрядовая поэзия. В свадебных плачах и похоронных причитаниях раскрывается глубинный смысл и символика семейной обрядности коми. Трудовые импровизации и календарный фольклор освещают трудный быт северного земледельца и промысловика. Коми фольклор дает представление об основных этических и моральных нормах народа, он имел большое значение в воспитании детей и их социализации.
Творческие силы коми народа воплотились в разнообразных жанрах устного поэтического и песенного творчества, народной. музыки и изобразительного искусства. За многовековую историю коми народ создал причитания, пословицы и поговорки, сказки, эпические песни и баллады, частушки, трудовые и лирические песни, детский фольклор, народную драму и народную музыку. Во всем этом многообразии жанров устного поэтического творчества отразилась вся жизнь коми народа, его трудолюбие, нужды и социальные чаяния, его мудрость и вера в лучшее будущее. Особой оригинальностью у коми отличались свадебная поэзия и свадебная обрядность.
Во второй половине XIX века в Коми крае появились широко бытующие и в настоящие время частушки и элегические песни-раздумья, песни-воспоминания о прошедшей молодости "Шондi баной оломой" (Солнцеликая жизнь). Возникновение их стало важной вехой для коми песенного фольклора, использовавшего многовековой поэтический опыт народа.
Коми – прекрасные музыканты. Набор традиционных музыкальных инструментов коми крайне богат и включает в себя такие самобытные творения народной мысли, как чипсан (духовой коми инструмент, разновидность флейты Пана) и полян (дудка из зонтичного тростника). Они примечательны необычной манерой игры, особенной терминологией и отличным от других инструментов строем. Считается, что музыкальное творчество коми внесло значительную лепту в подъем инструментальной культуры народов России.
Среди народных музыкальных инструментов Коми встречаются и духовые, и ударные. К духовым относятся чипсан (разновидность флейты), дудка-полян, которую изготавливают из тростника, рожок. С помощью этих инструментов пастух созывал скот. А трещоткой или погремушкой – шур-шаром выгоняли из овсяного поля лошадей. Особый деревянный барабан оленеводы использовали для отпугивания волков от стада. Сигудок – струнный инструмент, на котором играют, как на скрипке, смычком.
Орнамент: Красочен и глубоко символичен коми орнамент. Лучшие образцы вышивки, узорного вязания, меховой мозаики у северных коми, набойки, резьбы по дереву и кости представляют из себя подлинные шедевры народного искусства. Украшались орнаментом и многие утилитарные предметы: берестяные и гончарные сосуды, одежда и обувь, прялки, солонки и др. Традиции народного искусства широко используют в своем творчестве современные народные мастера-прикладники, коми художники и графики.
Этническая специфика находила отражение в традиционном геометрическом орнаменте, которым украшались деревянные и берестяные предметы утвари, текстильном орнаменте, оригинальные зооморфных сюжетах росписей по дереву и меховой мозаики у северных коми.
Обряды: Семейные и календарные обряды коми были близки к северорусским. В похоронно-поминальной обрядности сохранялись древние представления о множественности душ и рудименты развитого в прошлом культа предков. Наряду с христианскими отмечались такие традиционные календарные праздники как проводы льда, чарла рок (праздник урожая, буквально каша серпа), отправление на промысловую охоту и др. Сложный мировозренческий комплекс представлений отражали дохристианские верования коми, которые включали в себя пережитки различных культов: деревьев, духов-хозяев, промысловых животных, огня; других ранних религиозных форм. Были распространены вера в колдовство, гадания, заговоры, порчу.
Многовековой народный опыт отражают рациональные знания коми: народный календарь, метрология, медицина, сельскохозяйственные и промысловые приметы и др.
Традиционное хозяйство коми было тесно связано с экологическими условиями среды обитания. В условиях северного климата и лесных малоплодородных почв появление оседлого населения стало возможным лишь благодаря выработанному им специфическому хозяйственному комплексу, включающему в себя как производящие, так и присваивающие отрасли. Для традиционого хозяйства коми не была характерна замкнутая система жизнеобеспечения.
Наличие значительной резервной территории, пригодной к освоению, позволило сохранить традиционный хозяйственный комплекс без особых деформаций вплоть до начала ХХ в. Хотя в наиболее плотно заселенных районах южной части Коми края он находился к этому времени уже в состоянии глубокого кризиса. Наибольшая трансформация традиционной системы природопользования наблюдалась у самой северной группы коми, ижемцев. Приспособление к новым, наименее пригодным для традиционного хозяйственного комплекса экологическим условиям выразилась у них в заимствовании у аборигенного тундрового населения (ненцев) целой хозяйственной отрасли - оленеводства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практическая работа «Изучение особенностей размещения народов России на основе работы с картой, сравнение географии расселения народов с административно-территориальным делением России».
Подробно представлено содержание практической работы и критерии оценивания....
Тематическое планирование курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России»
Тематическое планирование курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России»...
Конспект открытого урока по основам духовно - нравственной культуры народов России "Христианские и мусульманские праздники в культуре народов России"
Конспект урока по теме "Христианские и мусульманские праздники в культуре народов России" поможет учителю ОРКСЭ провести урок интересно с использованием игровых, проблемно - поисковых, творчески...
Из литературы народов России. Г. ТУКАЙ. «РОДНАЯ ДЕРЕВНЯ», «КНИГА». К. КУЛИЕВ. «КОГДА НА МЕНЯ НАВАЛИЛАСЬ БЕДА…», «КАКИМ БЫ МАЛЫМ НИ БЫЛ МОЙ НАРОД…»
конспект урока по литературе - 6 класс. Урок 51 Тема: Из литературы народов России. Г. ТУКАЙ. «РОДНАЯ ДЕРЕВНЯ», «КНИГА». К. КУЛИЕВ. «КОГДА НА МЕНЯ НАВАЛИЛАСЬ БЕДА…», «КАКИМ БЫ МАЛЫМ НИ БЫЛ ...
Методическая разработка внеклассного занятия " Быт и традиции народов Поволжья" в рамках проекта" Национальные традиции народов России" для учащихся 7-9 классов
Это внеклассное занятие проводилось в рамках общешкольного внеклассного интегрированного проекта " Национальные традиции народов России" и предназначено для учащихся 7-9 классов с интеллектуальной нед...
В Коми обсудят вопросы сохранения и развития языков народов России
14–17 октября 2020 года в Республике Коми пройдет форум, посвященный популяризации и распространению родных языков народов России. Мероприятие организовано обществом с ограниченной ответственнос...
Культурное пространство России в первой половине XIX в. художественная культура народов России. История России 9 класс
Культурное пространство России в первой половине XIX в.: художественная культура народов России...