Классный час
классный час по краеведению (8 класс)
Классный час по патриотизму
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneklassnoe_zanyatie_ot_vasilevoy_n.n.docx | 25.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное занятие «Хлеб блокадного Ленинграда»
Цель: патриотическое, гражданское и духовное воспитание учащихся на примере конкретных людей и их поступков. Продолжать расширять знания о пользе хлеба и о его ценности, особенно в военные годы.
Задачи:
- познакомить обучающихся с жизнью людей во время блокады Ленинграда
- воспитывать чувство сострадания и сопереживания, желание делать добро и противостоять злу; воспитывать бережное отношение к хлебу и любовь к Родине.
-Добрый день, ребята! Сегодняшнее занятие у вас проведу я, зовут меня Эльмира Альянсовна.
-Есть события, смысл которых так велик, что рассказ о них длится века. Каждое новое поколение хочет слышать о нем. И, слыша, люди становятся сильнее духом, потому что узнают, от какого крепкого корня ведут свой род. Именно о таком событии мы будем сегодня с вами говорить на нашем занятии.
- Для начала предлагаю вашему вниманию видеоролик.
Пауза.
- Как вы думаете, что могло находиться в шкатулке?
Звучат ответы учащихся.
-Благодарю вас за ваши ответы. Давайте посмотрим, что же на самом деле было в шкатулке.
Идет второй фрагмент видео.
В шкатулке находился кусок блокадного хлеба.
- Ребята, как вы думаете, о каком событии мы будем говорить и какова тема нашего занятия?
Тема: «Хлеб блокадного Ленинграда».
Открывает стенд.
Этот стенд мы с вами будем заполнять по ходу занятия.
- 8 Сентября 1941 года над Ленинградом сомкнулось кольцо блокады длинной в 900 дней и ночей. В кольце блокады Ленинграда оказалась 2 млн. 877 тыс. человек. На жителей города обрушился голод. Единственным продуктом питания был хлеб, который выдавали по карточкам, но и его не хватало. Блокадная карточка с суровой надписью «при утере не возобновляется», была дороже денег, картин живописцев, шедевров искусства.
- Настроение жителей блокадного Ленинграда стало ухудшаться. Чтобы быть в курсе того, о чем думает население, военная цензура вскрывала все письма, некоторые, в которых горожане высказывали крамольные мысли, изымались. В августе 1941 года цензура изъяла 1,5 процента писем. В декабре - уже 20 процентов.
- Перед вами на столах строки из писем, изъятых военной цензурой (из архивных документов управления ФСБ по С.-Петербургу и области - материалы Управления НКВД по Ленинградской области). Зачитайте их по очереди вслух, а затем передайте их мне:
1 группа:
"…Жизнь в Ленинграде с каждым днем ухудшается. Люди начинают пухнуть, так как едят горчицу, из нее делают лепешки. Мучной пыли, которой раньше клеили обои, уже нигде не достанешь".
"…В Ленинграде жуткий голод. Ездим по полям и свалкам и собираем всякие коренья и грязные листья от кормовой свеклы и серой капусты, да и тех-то нет".
2 группа:
"…Я был свидетелем сцены, когда на улице у извозчика упала от истощения лошадь, люди прибежали с топорами и ножами, начали резать лошадь на куски и таскать домой. Это ужасно. Люди имели вид палачей".
"…Наш любимый Ленинград превратился в свалку грязи и покойников. Трамваи давно не ходят, света нет, топлива нет, вода замерзла. Самое главное - мучает голод".
3 группа:
"…Мы превратились в стаю голодных зверей. Идешь по улице, встречаешь людей, которые шатаются, как пьяные, падают и умирают. Мы уже привыкли к таким картинам и не обращаем внимания, потому что сегодня они умерли, а завтра я".
"…Ленинград стал моргом, улицы стали проспектами мертвых. В каждом доме в подвале склад мертвецов. По улицам вереницы покойников".
Учитель заполняет первый кармашек стенда строками из писем.
- Горький блокадный хлеб – грубый, морщинистый. Это было трудно назвать хлебом. Это была тёмно-коричневая липкая масса, отдававшая горечью. Но все же это был хлеб, и он спас многих ленинградцев от голодной смерти..
- Продолжим работать с копиями архивных документов. Каждой группе необходимо поработать с материалами и подготовить информацию о блокадном хлебе.
Первая группа готовит информацию о хлебной карточке,
вторая группа - определяет нормы выпуска хлеба по социальному положению,
третья – познакомит нас с рецептом изготовления блокадного хлеба.
Каждая группа выступает с сообщениями. Учитель заполняет второй кармашек стенда.
Просмотр следующего (черно-белого) фрагмента видеоролика.
-Ребята! Кусок хлеба остался не тронутым. Как вы думаете, что могло произойти?
Ответы учащихся.
- Не секрет, что настоящей цены хлеба многие не знают. Сейчас полки магазинов завалены хлебобулочными изделиями. Ничего не стоит всем нам купить хлеб, а ещё легче бросить недоеденный кусок хлебушка в мусорный бак или просто так. Мы привыкли к хлебу, как к воздуху.
- Это было в Ленинграде, в 50-е годы. На Невском проспекте около реки Мойки вдруг как-то резко остановилось все движение. По проезжей части дороги шла пожилая женщина, вытянув вперед руки. Шумела толпа, но женщина шла вперед, преграждая путь транспорту. Потом она что-то подняла, прижав руки к груди, пошла обратно. Подойдя к шумевшей толпе, протянула руки, и все увидели кусок изуродованного хлеба, вернее, остатки того, что было хлебом.
А женщина держала хлеб.
И с дрожью в голосе шептала:
Кусочек этот бы тогда
И сына б я не потеряла.
Кусочек этот бы тогда…
- Ребята. А сколько хлеба вы сможете съесть?
(ответы учащихся)
- Сколько захочется. И вы даже не понимаете, как может быть иначе.
- Предлагаю попробовать хлеб, который испекли по рецепту блокадного Ленинграда (показывает на стенд, дети пробуют хлеб).
- Мы часто задаем себе вопрос: «Что же такое хлеб?» и отвечаем: «Хлеб – это жизнь». Хлеб поистине можно назвать великой ценностью. В годы войны для людей дороже хлеба ни чего не было.
- Ребята, сегодня на занятие вы принесли вещи, которые очень дороги для вас. Расскажите, друг другу, почему эта вещь для вас так ценна.
(заслушать по одному из группы). Спасибо.
- Ленинградцы выстояли, они спасли свой великий город, они победили фашистов силой своего духа. 27 января 1944 г. в городе на Неве прогремел торжественный салют в честь освобождения Ленинграда от гитлеровской блокады. Сейчас 27 января - это День воинской славы России.
- На сегодняшний день в Санкт-Петербурге проживает 102 тысячи блокадников. В Казани -240 человек. В Лениногорске проживают 5 блокадниц Ленинграда!. Это Вуколова В.Б. и ее сестра Щеголькова Л.Б., Короткова А.Н., ВельмезеваВ.Г., Гараева Р.А.. Они для нас - живая легенда. Мы должны помнить о них и гордиться их подвигом!
(Фото Лениногорских блокадниц учитель вкладывает в третий кармашек стенда).
Идет последний фрагмент слайда, самая концовка.
- Благодаря их подвигу мы можем жить!
На этом наше занятие окончено. Спасибо вам за работу! А этот стенд я передаю вам для вашего школьного музея.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий конкурса классных воспитателей "Мой классный самый классный"
В нашей школе существует институт классных воспитателей. Поэтому в своей деятельности стараюсь тесно взаимодействовать с ними. Зачастую ребята видят только одну из сторон личности классного воспитател...
Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"
Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"...
Сценарий выступления на районном конкурсе классных руководителей "Самый классный классный"
Презентация классного руководителя, включающая в себя самопрезентацию и выступление учащихся класса, поставлена в форме литературно-музыкального шоу....
Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный"
Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный" на тему: « Духовно-нравственное воспитание учащихся класса казачьей направленности на основе отечественного...
Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный"
Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный" на тему: "Заходите до нашей хаты"...
Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс".
Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс"....
Сценарий финала районного конкурса для классных руководителей "Самый классный классный".
Есть особая категория педагогов, которые о своих учениках и воспитанниках говорят "это мои дети". Эти педагоги - классные руководители!...