Экскурсия по Летнему саду.
методическая разработка по краеведению (5 класс)

Летний сад - это один из самых интересных дворцово-парковых ансамблей Санкт-Петербурга, расположенный в самом центре города на левом берегу Невы. Место, где любили прогуляться как выдающиеся деятели культуры и искусства Санкт- Петербурга, так и простые обыватели. Летний сад-музей под открытым небом: здесь можно увидеть красивейшие фонтаны, уникальную скульптуру XVII- XVIII вв., парковые павильоны и даже дворец основателя сада- Петра Великого.

Дабы раскрыть предысторию создания Летнего сада, мы начнём нашу экскурсию от домика Петра I, находящегося на противоположном саду берегу Невы. По дороге мы увидим первую площадь города, первый петербургский мост и Петропавловскую крепость. Посмотрев на ограду сада на набережной Невы - одну из самых красивых решеток в мире - мы начнём экскурсию по самому саду.

На экскурсии вы узнаете:
- какие легенды и анекдоты связаны с решёткой Летнего сада
- как и кем был создан Летний сад
- какие мифологические герои были воплощены в коллекции садовой скульптуры
- какие исторические события произошли в Летнем саду
- что из себя представляли петровские ассамблеи и празднества
- с какими выдающимися историческими личностями связан Летний сад
- как создавалась фонтанная система сада и многое другое.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

                     КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

АДМИНИСТРАЦИЯ ВЫБОРГСКОГО РАЙОНА САНКТ- ПЕТЕРБУРГА

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ

Государственное бюджетное общеобразовательное образовательное учреждение

школа  № 584 «Озерки»

Выборгского района Санкт-Петербурга.

__________________________________________________________________________

Методическая разработка(метапредметное взаимодействие)

урока  истории и культуры Санкт-Петербурга, литературы

для обучающихся 5«А» класса

с нарушением опорно-двигательного аппарата

Тема: «Экскурсия по Летнему саду. Творчество И.А. Крылова»

         Составитель:

Учитель русского языка и литературы Розова Н.С.

  учитель истории

Шленская Валентина Васильевна

                                                                                                                                                  дата проведения: 22.09.2021

Санкт-Петербург

2021 – 2022 учебный год

Содержание:

  1. Цели и задачи урока. План урока.
  2. Ход урока.

а) Организационный момент.

б) Вступительное слово педагога.

в) Экскурсия по Летнему саду.

г) Чтение наизусть басен И.А. Крылова.

3. Подведение итогов. Домашнее задание(подготовится к написанию сочинения о Летнем саде).

Цели: 1.Формировать представление  учащихся о эпохе создания Летнего сада. 2.Развивать интерес к истории родного города..

3.Совершенствовать знания о творчестве И.А. Крылова. Расширять словарный запас учащихся.

4.Содействовать развитию познавательных интересов, эстетического вкуса.

5.Воспитывать любовь и уважение к роддому городу.

 6.Осуществлять межпредметные связи.

7. Создание условий для проявления учащимися творческой индивидуальности.

8. Готовность жить по законам красоты, воспринимать, оценивать, беречь прекрасное.

Метапредметные связи: литература, русский язык, история и культура Санкт-Петербурга.

Предварительная работа: посещение библиотеки(отбор информации о Летнем саде), изучение творчества И.А. Крылова. Мероприятия по изучению скульптур и архитектурных построек Летнего сада. Распечатать таблицу(скульптурные группы), фото Летнего Дворца Петра(для подписи архитектурных деталей).

Ход урока.

  1. Организационный момент.

- Ребята, мы отправляемся на экскурсию в Летний сад.   А при каком царе был

построен Летний сад? Да при Петре.

-Послушайте ,как о Летнем саде написала А. Ахматова:

ЛЕТНИЙ САД 

Я к розам хочу, в тот единственный сад,
Где лучшая в мире стоит из оград,

Где статуи помнят меня молодой,
А я их под невскою помню водой.

В душистой тиши между царственных лип
Мне мачт корабельных мерещится скрип.

И лебедь, как прежде, плывет сквозь века,
Любуясь красой своего двойника.

И замертво спят сотни тысяч шагов
Врагов и друзей, друзей и врагов.

А шествию теней не видно конца
От вазы гранитной до двери дворца.

Там шепчутся белые ночи мои
О чьей-то высокой и тайной любви.

И все перламутром и яшмой горит,
Но света источник таинственно скрыт.

б) Вступительное слово педагога.

-Давайте рассмотри решётку Летнего сада.

Звенья ограды укреплены на 36 столбах. Общая длина сооружения — 232 метра. Первоначально в ограде было трое ворот, находившихся против главных аллей сада. Центральные ворота имели отличное от боковых завершение. В 1866 г. ограда стала немой свидетельницей исторического события — покушения на императора Александра II. В память избавления государя от смертельной опасности на месте центральных ворот была построена часовня. Боковые ворота перенесли и поставили по сторонам часовни. Исторический вид ограды оказался искаженным. Особенно заметно это стало после того, как в 1930 г. часовню разобрали.

 Про эту решетку существует 3 легенды. Первая

гласит нам об одном богатом англичанине, который слышал про

красоту Петербурга и решил прийти в Петербург. Долго ли мало ли,

плыл он по холодным водам на своем судёнышке и в одну из самых

светлых белых ночей кинул якорь близ Летнего сада. Выйдя на

палубу и увидев перед собой мерцающие вдали огни, красивейшую

решётку сада, сквозь которую виднелись живописные дорожки и

изящные скульптуры, он долго стоял в немом изумлении перед

открывшейся глазам картиной, а после повелел понять якорь и, не

сходя на берег, плыть домой.

На вопрос капитана, отчего он не хочет спустить трап,

путешественник ответил, что ему нет смысла дальше видеть

Петербург, так как он не верит, что сможет увидеть нечто более

прекрасное, чем сад и его живописная ограда.

Ещё одна легенда гласит, что решётку Летнего сада в 1930-е годы

хотели приобрести американцы, предлагая за этот шедевр сотню

паровозов, но им это не удалось. Наконец, третья легенда связана с

сокровищем, которое хранит ограда. Говорят, что одно из её звеньев

сделано из чистого золота. Только вот какое, никто не знает.

Летний сад — любимое детище Петра I, жемчужина в парковом ожерелье Петербурга.

в)Экскурсия по Летнему саду.

В 1704 году Петр I приказал разбить для себя большой сад, подобный прославленным западноевропейским паркам того времени, и сам наметил его первоначальный план. Над осуществлением проекта работали русские и иностранные архитекторы и садовники: И.Матвеев, Д.Трезини, Ж.-Б.Леблон, А.Шлютер, М.Земцов, Ф.-Б.Растрелли, садовники Я.Роозен, И.Сурьмин, К.Шредер, И.Яковлев, П.Лукьянов и другие. Уже через несколько лет своего существования Летний сад стал центром политической и официальной жизни, придворных церемониалов и торжеств.

Первый профессионально выполненный проект сада принадлежит голландскому садовнику Яну Роозену (1713-1714 гг.). В 1717 г. царь Петр собственной рукой внес исправления в план будущего Летнего сада и впоследствии тщательно следил за его обустройством, вникая во все хозяйственные мелочи.

C:\Users\584\Desktop\шленская\5\IMG-20211014-WA0140.jpg

- Скажите, что было одним из чудес Летнего сада в Петровское время?

Ответ: самый чудесный диковинкой Летнего сада  был  Грот под высоким стеклянным куполом. На берегу Фонтанки был выстроен Грот — первая садовая постройка такого рода в России (1714-1725 гг., арх. А.Шлютер, Г.-И.Маттарнови, Н.Микетти, М.Земцов). Внутри его стены были выложены раковинами и кусками туфа.

Входящего в Грот встречало таинственное царство морского бога, освещенное проникающими сквозь световой фонарик лучами солнца. Отражаясь в больших зеркалах ниш, журчали фонтаны Тритонов... Позолоченная колесница Нептуна возвышалась на горе, возведенной из различных камней и раковин, в пещере под горой томился лев (в символике петровского времени Нептун олицетворял Петра I, а лев — Швецию).

-В соответствии с правилами изящного садоводства, аллеи Летнего сада были сплошь обсажены ровно подстриженным кустарником — своеобразными зелеными стенами, так называемыми шпалерами. Четыре участка, ограниченные стенами шпалер, — боскеты, были заняты разнообразными садовыми затеями. В боскете «Менажерийный пруд» находился овальный пруд, в центре которого располагался островок с беседкой; в другом боскете помещался «Птичий двор» с голубятней и домиками для птиц. Боскет «Крестовое гульбище» пересекали шедшие крест-накрест огибные дороги — аллеи-туннели, сводами которых служили оплетающие каркас ветви деревьев. В центре журчал одноструйный фонтан, украшенный скульптурой. Самым нарядным был боскет «Французский партер» с позолоченной скульптурой, каскадом и цветником. Аллеи Первого Летнего сада украшали привезенные из Италии мраморные статуи и бюсты. На пересечении центральной аллеи с боковыми аллеями били фонтаны.

-Ребята, сейчас мы обратим внимание на скульптуры. По ходу экскурсии, занесите сведения в ваши таблицы.

Скульптурное оформление Летнего сада насчитывает 92 мраморные скульптуры (5 скульптурных групп, 38 статуй, 48 бюстов и 1 герму)[1]. Большая часть была выполнена итальянскими мастерами конца XVII — начала XVIII веков. В число скульптурных произведений Летнего сада включаются также 29 терракотовых рельефов, украшающих фасад Летнего дворца Петра I[2].

Коллекция была создана по инициативе Петра I, который не только интересовался изобразительными искусствами, но и стремился к тому, чтобы превзойти Версальское собрание скульптуры короля Франции. Произведения изящных искусств Пётр рассматривал также как средство образования своих подданных, как средство продвижения новых идей и нового европейского образа жизни. Возможно, что и понятие относительно воздействия скульптурных произведений, доступных широкой публике, он сформировал, познакомившись именно с версальским собранием. Составление коллекции Летнего сада велось не хаотическим образом: Пётр поручил купцу и дипломату, представлявшему его в Риме и Венеции, Савве Рагузинскому, составить программу украшения парков. Впоследствии именно по ней приобретались и размещались скульптуры Летнего сада. Рагузинский разделил все произведения на четыре группы: парная скульптура, главным образом, на темы «Метаморфоз» Овидияаллегорические фигуры; боги античности; короли и римские императоры с супругами. В полном соответствии с этой программой, собрание скульптуры Летнего сада формировалось прежде всего как имеющая назидательное и образовательное значение, а сами изваяния размещались тематическими группами[3].

Уже в 1710 году в саду насчитывалось около тридцати статуй и бюстов. В последующие годы количество их увеличивалось и к 1728 году достигло уже более ста, основная часть была приобретена к 1721 году. В 1732 году собрание Летнего сада пополнилось статуями из сада при дворце А. Д. Меншикова на Васильевском острове — Меншиков, как и Ф. М. Апраксин увлекся садовой скульптурой по примеру Петра. Со смертью Петра интерес к садовой скульптуре в России угас и возродился только с воцарением его дочери, Елизаветы Петровны[4].

(По ходу экскурсии, ребята заполняют таблицу, куда вносят сведения о наиболее понравившейся скульптурной группе):

СКУЛЬПТУРНЫЕ ГРУППЫ

Название

Скульптор(ы)

Страна

Дата создания

Месторасположение

Координаты[23]

Изображение

Статус[24]

1

Амур и Психея

Школа
Д. Бернини

Италия

Конец
XVII в.

Лебяжья канавка,
у каменной террасы

59°56′41″ с. ш. 30°20′03″ в. д.HGЯO

  -Что такое достопримечательности?

- Главная достопримечательность Летнего сада – Дворец Петра I. Давайте рассмотрим фасад здания….

-Какие архитектурные детали видите?

В парковой зоне сада в 18-19 веках находилось множество архитектурных строений. Прежде всего, это, конечно же, Летний дворец Петра Первого, который был сооружен при жизни царя для проживания в нем в летний период, чтобы Петр мог лично наблюдать за созданием Летнего сада. Здесь Петр находился в домашней обстановке и был вполне счастлив. Этот дворец, чудом дошедший до нашего времени, очень интересно посетить. Ведь одно из немногих сохранившихся почти в неприкосновенности мест, пропитанных аурой Царя-реформатора.

Летний дворец был построен в стиле петровское барокко по проекту Доменико Трезини в 17101714 годах. Это одно из старейших зданий города. Двухэтажный дворец состоит из четырнадцати комнат и двух кухонь. Резиденция предназначалась для использования только в тёплое время года — с мая по октябрь, поэтому стены в ней достаточно тонкие, а в окнах — одинарные рамы.

 29 терракотовых рельефов на фасадах дворца представляют аллегории событий Северной войны (выполнены по гравюрам немецкого художника А. Фукса, повторяющим в зеркальном изображении итальянские оригиналы А. Майоли конца XVI в.). Рельеф над входом создан скульптором Морбергом по рисунку Г. И. Маттарнови. Интерьеры Летнего дворца, как и многих других дворцов петровской эпохи, оформляли по проектам, которые привез с собой из Парижа Ж.-Б. А. Леблон, и по рисункам его помощника Н. Пино. В этих проектах использованы ламбри — деревянные панно во всю высоту стен с лепкой, окрашенной в светлые тона и частичной позолотой, а также росписи, зеркала, камины и десюдепорты, падуги, живописные плафоны[1]. Отдельные росписи выполняли русские мастера А. Захаров, И. Заварзин и Ф. Матвеев.

 Проверочная работа. (Работа по карточке.)

-Подпишите на карточке знакомые части здания.

-Покажите части здания на дворце.

В 1839 г. у южных ворот сада была поставлена ваза из порфира — подарок Николаю I от шведского короля Карла-Иоганна XIV. Ваза была изготовлена в городе Эльфдален (Швеция) и носит название Эльфдаленская.

В 1917 г. Летний сад потерял статус «императорского».

В наводнение 1924 г. в саду погибло до 600 деревьев, были опрокинуты и повреждены статуи и бюсты. С 1934 г. восстановлением сада занималась дирекция Летнего сада и Дворца-музея Петра I.

В начале Великой Отечественной войны в течение двух месяцев статуи и бюсты укрыли в земле. В саду была расположена зенитная батарея. После войны Летний сад был полностью восстановлен. Статуи и бюсты вернулись на свои места.

В 2009-2011 гг. сад прошел комплексную реставрацию.

г) Чтение наизусть басен И.А. Крылова.

В XIX в. Летний сад становится любимым местом прогулок горожан. Он продолжает развиваться уже в качестве публичного городского сада «для прилично одетой публики». По указанию императора Николая I в саду проводятся большие работы. В 1826 г. остатки Грота перестраиваются архитектором К.Росси под кофейню (Кофейный домик). В 1827 г. неподалеку возводится деревянный Чайный домик (арх. Л.Шарлемань). Со стороны Мойки сад обносят чугунной оградой (арх. П.Базен, Л.Шарлемань, 1826 г.).

Рябята, сейчас мы подходим на площадку, где установлен памятник известному баснописцу. Он создан на народные деньги….

В 1855 г. на одной из площадок сада установили памятник И. А. Крылову, созданный скульптором П.Клодтом. Это был первый в России памятник литератору.

-Сейчас мы имеем возможность вспомнить любимые басни и прочесть их здесь.

( Чтение наизусть басен И.А. Крылова)

3. Подведение итогов. Домашнее задание(подготовится к написанию сочинения о Летнем саде).

- Мы сегодня совершили экскурсию по Летнему саду. Каковы ваши впечатления?

Что заинтересовало больше всего?

-За одну экскурсию мы не смогли рассказать все о Летнем саде. Домашнее задание –к следующему уроку подобрать информацию и сделать короткое сообщение по теме Летний сад. А также устно проработать план написания сочинения по итогам нашей экскурсии.Удачи всем. Спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фильм "Фонтаны Летнего сада после реставрации".

         Просто фильм. В Санкт-Петербурге после пятилетней реставрации открылся знаменитый Летний сад. Первое впечатление учителя истории - шок. 99,9 % всего, что видиш...

Азбука Летнего сада

Азбука Летнего сада может быть проведена в виде игры...

История Летнего сада.

Материал создан для 5 класса....

Образовательное путешествие "Прогулка по Летнему саду"

Образовательное путешествие "Прогулка по Летнему саду" предназначено для учащихся 7-8 классов. В ходе свободного перемещения по Летнему саду в группах по 2-3 человека учащиеся заолняют карту и выполня...

Лепной декор Летнего сада

Сообщение, в котором можно ознакомиться с инсторией создания Летнего сада и своеобразием его лепного декора....

Пространство Летнего сада как образовательная площадка

С появлением удобных и легких переносных ноутбуков возможности обучения принципиально меняются. Становится возможным фиксировать и сохранять результаты наблюдений непосредственно на месте события. Пон...

Методическая разработка "Историко-краеведческий квест "Традиции Летнего сада. Прошлое и настоящее"

Главная цель историко-краеведческого квеста "Традиции Летнего сада. Прошлое и настоящее" - формировать у учащихся познавательный интерес к изучению исторического и культурного наследия ...