Пространство Летнего сада как образовательная площадка
статья по краеведению (8 класс) на тему
С появлением удобных и легких переносных ноутбуков возможности обучения принципиально меняются. Становится возможным фиксировать и сохранять результаты наблюдений непосредственно на месте события. Понятие среды обучения, таким образом, включает не только окружающую природу, музейно-культурные объекты, но и электронную среду, позволяющую загружать фото- и видео- материалы, вести дневники наблюдений, зарисовывать карту местности, составлять план действий и др. Если компьютеры объединены в сеть, это расширяет образовательные возможности, поскольку возникает возможность совместно делать записи, дополняя друг друга, обмениваться комментариями: при наличии интернета недостающую информацию можно получить, воспользовавшись возможностями "расширенной реальности".
Прекрасную возможность организовать подобное обучение дает игра в парке. Суть игры заключается в передвижении команд учеников по парку согласно заданиям рабочего листа, "привязанным" к объектам парка, исследуемого в процессе игры. Такую задачу взяла на себя игра "Язык парка".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
letniy_sad.docx | 30.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Карновская Мария Геннадьевна
методист ГБУ ДППО ЦПКС "Информационно-методический центр"
Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Пространство Летнего сада как образовательная площадка
Принято считать, что большинство инноваций, в которых в качестве инструмента познания выступает компьютер, совпадают по времени с эрой развития Интернета и компьютерных технологий. Что касается модели обучения вне стен классной комнаты, то здесь дело обстоит не совсем так. Первые попытки организации такого обучения и его теоретического осмысления относятся еще к концу XIX века. Зарождается движение скаутов, возникают детские лагеря, основной принцип которых - "обучение через дело".
Основная тематика получивших распространение различных образовательных программ сводилась к изучению природы и экологии. Участники исследовали местность, изучали явления природы и открывали их закономерности через наблюдение и эксперимент. В результате процесс обучения мало походил на традиционные школьные уроки, а носил характер игры, приключения.
С появлением удобных и легких переносных ноутбуков возможности такого обучения оказались практически безграничными. Оказалось возможным фиксировать и сохранять результаты наблюдений непосредственно на месте события. Понятие среды обучения, таким образом, стало включать не только окружающую природу, музейно-культурные объекты, но и электронную среду, позволяющую загружать фото- и видео- материалы, вести дневники наблюдений, зарисовывать карту местности, составлять план действий и др. Если компьютеры объединены в сеть, это расширяет образовательные возможности, поскольку возникает возможность совместно делать записи, дополняя друг друга, обмениваться комментариями: при наличии интернета недостающую информацию можно получить, воспользовавшись возможностями "расширенной реальности".
Таким образом, суть "обучения вне стен классной комнаты" - возможность в конкретной ситуации применить имеющиеся знания и навыки, выработать новое знание, пережить его, а потом переосмыслить во время рефлексивных обсуждений.
Прекрасную возможность организовать подобное обучение дает игра в парке. Суть игры заключается в передвижении команд учеников по парку согласно заданиям рабочего листа, "привязанным" к объектам парка, исследуемого в процессе игры. Такую задачу взяла на себя игра "Язык парка".
Общее описание заданий игры (по возрастам):
- 5 класс: работа с указателями, стендами, информацией в Летнем саду; памятник И.А.Крылову, сюжеты басен, нашедшие воплощение в постаменте памятника; задания аналитического характера - сопоставление басни и сказки о животных, выявление жанрового своеобразия басни.
- 6 класс: освоение на практике понятия пейзажа, приемы рисования пейзажа, практикум создания пейзажа; обнаружение мифологических и исторических персонажей, задание аналитического характера - обнаружение отличительных особенностей в изображении исторического лица и мифологического героя; обнаружение сюжетов мифов, нашедших свое воплощение в скульптурах Летнего сада.
- 7 класс: оценивание Летнего сада как природного объекта - определение растений с помощью определителя растений (в соответствующем задании рабочего листа дается ссылка на электронный определитель растений: http://www.plantarium.ru/page/find.html), определение возраста деревьев, нахождение самого старого дерева Летнего сада; задание аналитического характера - сопоставление растений Летнего сада с растениями, характерными для данной природной зоны (задание нацелено на выявление рукотворного характера Летнего сада, учащиеся должны прийти к выводу, что без участия человека большая часть растений не смогла бы вырасти и развиваться в данной природной зоне).
- 8 класс: оценивание Летнего сада как рукотворного объекта, формирование умения "читать" пространство сада. С этой целью были разработаны задания, нацеленные на осмысление культурного пласта Летнего сада: задание на обнаружение симметрии, нахождение скульптурных композиций, задания аналитического характера - выявление смыслового наполнения скульптурных композиций Летнего сада, обнаружение отличия Летнего сада как садово-паркового комплекса XVIII века от аналогичных зарубежных парков.
По окончании игры учащиеся должны были создать текст-рассуждение о той модели сада, которая нашла свое воплощение в Летнем саду.
Одна из важных особенностей проекта - попытка встроить в школьную программу обучения идеи неформального обучения и проектирование обучения совместно с учащимися. Основной единицей данного учебного процесса является не урок, а учебная ситуация, которая позволяет интегрировать разные предметные области и предполагает не "передачу знаний", а "решение проблем". Акцент при этом переносится на формирование компетенций и функциональной грамотности учеников в условиях совместного построения цифрового образовательного пространства.
Задача учителя в учебном процессе, организованном таким образом, сводится к тому, чтобы дать возможность школьникам:
- получить собственные впечатления от посещения Летнего сада;
- получить опыт глубинного погружения в культурную среду Летнего сада;
- закрепить в памяти действия, связанные с географией музейного комплекса Летний сад;
- приобрести опыт правильного поведения в месте культурного значения.
Существующая практика использования компьютеров в школьном обучении опирается на традиционные классно-урочные формы. Проектная технология пока плохо вписывается в сложившуюся классно-урочную систему. Задачей данного проекта как раз и было разработать и опробовать на практике новую модель "обучения вне стен классной комнаты" с использованием компьютеров, которые должны стать повседневным средством обучения и инструментом сетевого проектирования. Ведь не секрет, что очень редко перед учениками ставится проблема, которую им самостоятельно нужно превратить в задачу, а для этого разработать алгоритм ее выполнения, распределить роли в группе, выработать процедуру выполнения задачи: кто, как, в какой последовательности выполняет, что получается и что с этим можно делать...
У учеников 8 класса, принимавших участие в проекте "Летний сад", уже был опыт неформального обучения: они приняли участие в совместном проекте "Гений места" с учениками Таллинской кесклинской русской гимназии и 26-й школой г.Москвы в Пушкиногорском заповеднике.
Опыт игры в Летнем саду по сравнению с играми в Михайловском и Тригорском (см.сайт проекта: https://sites.google.com/site/pushkinomorje/home) выявил следующие особенности. Организация работы в парке с помощью мобильных телефонов по сравнению с ноутбуками менее продуктивна, поскольку группы учащихся находятся не в одинаковых условиях: скорость работы мобильного устройства зависит от модели телефона, возможностей интернет-соединения. Не у всех членов группы есть "продвинутые" телефоны, которые дают возможность синхронизации с документами Google. Стоимость интернет-соединения при отсутствии зоны wi-fi достаточно дорога, не у всех учащихся на телефоне есть необходимая сумма денег, чтобы была возможность продолжительное время работать с электронными рабочими листами.
Тем не менее игра в Летнем саду показала высокую заинтересованность учащихся в организованной подобным образом учебной деятельности. По результатам опроса, проведенного анонимно среди участвовавших в игре, 75% учеников отметили познавательный и образовательный характер игры, 50% охарактеризовали игру как интересную, никто не отозвался о ней как о скучной, сложной, бесполезной или однообразной. После игры 62% отметили, что изменилось их представление о том, как можно учиться., 62,5% отметили, что такое обучение отлично дополняет школьное обучение, а 25% респондентов отметили, что обучение в такой форме развивает способность к самостоятельному обучению (ответ формулировали сами учащиеся, в то же время на вопрос анкеты с возможностью. выбрать ответ(ответы) из предложенных вариантов 50% опрошенных отметили, что подобная форма организации обучения развивает способность к самостоятельному обучению).
Самыми сложными оказались задания, связанные с порождением собственного связного текста, Это и понятно: превратить свежие впечатления в тексты - задача сложная, но необходимая. Видимо, стоит продумать и создать систему упражнений-заданий по созданию текстов разного вида.
Приложения:
Рабочий лист для учеников 8 класса (ссылка: ttps://docs.google.com/document/d/1ZaZrP7CKlIW4bfY4ce7WFYv17FcC81c-rPD3A1UBRpU/edit)
Летний сад
Рабочий лист
Инструкция по работе с рабочим листом:
1. Объединитесь в группы по 4 - 5 человек.
2. Создайте копию рабочего листа (Файл - Создать копию).
3. Дайте свое название (например: Летний сад Рабочий лист Название команды)
4. Перечислите участников вашей команды:
1)
2)
3)
4)
5. Приступайте к выполнению заданий. Успехов!
1. Запишите ассоциации к слову сад.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Используя ассоциативный ряд, напишите небольшой текст, в котором раскрыто ваше представление о понятии сад.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Прочитайте текст (ссылка на текст: https://docs.google.com/file/d/0B215Rxpi69gLcG55UFlidDQ5a2s/edit?pli=1. Текст создан на основе монографии Д.Л.Лихачева Поэзия садов: к семантике садово-парковых стилей. Сад как текст. Ссылка на сайт ученого: http://www.lihachev.ru/bibliografiya/by/5064/). Определите микротему каждого абзаца. Ответ представьте в таблице:
№ абзаца | Микротема абзаца |
1. | |
2. | |
... |
4. Посмотрите на план-схему сада (ссылка: https://docs.google.com/file/d/0B215Rxpi69gLbHlQQ2NhNnRzTWc/edit?pli=1) . Можно ли говорить о симметрии в
архитектуре сада? Почему? ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Прогуляйтесь по Летнему саду. Что удовлетворяет чувствам человека в Летнем саду?
Чувства человека | Элемент Летнего сада | Фотография |
зрение | 1. 2. ... | |
слух | 1. 2. ... | |
обоняние | 1. 2. ... | |
вкус | 1. 2. ... | |
осязание | 1. 2. ... |
6. Попробуем “прочитать” Летний сад. Какие скульптурные композиции вы обнаружили? Какие скульптуры входят в состав каждой композиции?
Фотография (общий план композиции) | Скульптуры в составе композиции (названия) | Предложите свое название композиции |
1. | ||
2. | ||
3. | ||
... |
7. Выберите одну из композиций. Напишите текст (8-10 предложений) “Чему учит или что прославляет эта “страница” Летнего сада?”
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Сады эпохи просвещенного абсолютизма прославляли монарха аллегорическими изображениями, фонтанными группами и скульптурами. Кто и что прославляется в Летнем саду? Обоснуйте свою точку зрения.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Какая модель сада нашла воплощение в Летнем саду (перейдите по ссылке)? Обоснуйте свою позицию.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Проверьте себя: хорошо ли вы ориентируетесь в Летнем саду? Перейдите по ссылке и сыграйте в игру ”Где это находится?”(ссылка на игру: http://learningapps.org/watch?v=6zgeftqk)
Ответь на вопросы анкеты (ссылка на анкету: http://webanketa.com/forms/68wkedss5xjkec32cngkgcr/)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фильм "Фонтаны Летнего сада после реставрации".
Просто фильм. В Санкт-Петербурге после пятилетней реставрации открылся знаменитый Летний сад. Первое впечатление учителя истории - шок. 99,9 % всего, что видиш...
Азбука Летнего сада
Азбука Летнего сада может быть проведена в виде игры...
История Летнего сада.
Материал создан для 5 класса....
Образовательное путешествие "Прогулка по Летнему саду"
Образовательное путешествие "Прогулка по Летнему саду" предназначено для учащихся 7-8 классов. В ходе свободного перемещения по Летнему саду в группах по 2-3 человека учащиеся заолняют карту и выполня...
Из опыта работы. В летнем оздоровительном лагере. Работа площадки "Музыкальная радуга".
Летние каникулы являются, с одной стороны, формой организации свободного времени детей, с другой - пространством для оздоровления и развития ребенка. Мы предоставляем детям возможность получить дополн...
Опыт работы "Робототехника и лего - конструирование в образовательном пространстве детского сада и начальной школы" часть 1
Представлен опыт работы по робототехнике и лего - конструированию...
Опыт работы: Робототехника и лего - конструирование в образовательном пространстве детского сада и начальной школы" часть 2
В презентации представлен опыт работы по робототехнике и лего - конструированию...