Методические рекомендации по организации учебно-исследовательской деятельности обучающихся. 2019 г.
методическая разработка по краеведению
Методические рекомендации для педагогов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методические рекмендации по организации учебно-исследовательской деятельности обучающихся | 119.5 КБ |
Предварительный просмотр:
БУ ДО РК
«Республиканский центр детско-юношеского туризма и краеведения»
Методические рекомендации
по организации учебно-исследовательской краеведческой деятельности обучающихся
Элиста 2020
Надбитов Р.К.. Методические рекомендации по организации учебно-исследовательской краеведческой деятельности обучающихся. Методическое пособие для педагогов дополнительного образования
Настоящие методические рекомендации составлены в помощь педагогам для организации учебно-исследовательской краеведческой деятельности. Рекомендации включают единые требования к структуре, содержанию и оформлению учебно-методических изданий. – г.Элиста, БУ ДО РК «РЦДЮТ и К», 2020.
Краеведческая исследовательская деятельность играет важную роль в учебно – воспитательном процессе. Она оказывает большое влияние на формирование патриотических чувств, морально - нравственных качеств подрастающей личности и гражданственности. Приобщая детей к краеведению, педагог оказывает помощь учащимся в проявлении и развитии их личной заинтересованности в приобретении знаний. В своей работе он опирается на субъективный опыт школьников, чтобы дать им возможность почувствовать свою значимость. Умение учащихся самостоятельно добывать знания из различных источников, впоследствии положительно скажется на их профессиональных качествах.
В настоящее время учителям приходится сталкиваться с все увеличивающимся объемом информации, чтобы успеть за развитием науки, представленной учебным предметом. Одним из методов современного преподавания является организация проектно-исследовательской деятельности, создание мультимедийных проектов, сочетающих в себе как глубокий анализ, так и использование средств сети Интернет и новейших информационных технологий.
С внедрением в школах федерального государственного образовательного стандарта, происходит поэтапный процесс замены знаниевой системы школьного образования на преимущественно компетентностную модель. Поэтому исследовательская деятельность учащихся способствует истинному обучению, так как она личностно ориентирована; характеризуется возрастанием интереса и вовлечённости в работу по мере её выполнения; позволяет реализовать педагогические цели на всех этапах; позволяет учиться на собственном опыте, на реализации конкретного дела; приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт собственного труда. Педагогу необходимо научить школьника планировать свои действия, тщательно взвешивать принимаемые решения, сотрудничать со сверстниками и старшими. Этим обусловлено введение в образовательный контекст методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся.
Модернизация образования невозможна не только без современного технического оснащения образовательных учреждений, но и, прежде всего, без внутренней перестройки учителя. В современном информационном обществе педагог должен не столько давать знания, сколько научить эти знания добывать. Дети приходят в школу учиться, то есть учить себя. Исследовательская деятельность в образовательном процессе позволяет достичь максимального эффекта. Роль преподавателя — помочь детям в этом.
Что касается результата, то важно помнить, что на всех этапах этой творческой работы основной ожидаемый результат – развитие творческих способностей, приобретение учеником новых знаний, умений, навыков исследовательского поведения и умения анализировать полученные знания.
Прежде всего, нужно определиться с понятием «исследовательская деятельность школьников». Под исследовательской деятельностью в целом понимается такая форма организации работы, которая связана с решением учащимися исследовательской задачи с заранее неизвестным решением. При этом, если под научно-исследовательской деятельностью понимают вид деятельности, направленный на получение новых объективных научных знаний, то учебно-исследовательская деятельность – это деятельность, главной целью которой является образовательный результат. Эта деятельность направлена на обучение учащихся, развитие у них исследовательского типа мышления. Главное здесь не овладение новыми, доселе не известными фактами, а научение алгоритму ведения исследования, навыкам, которые могут быть затем использованы в исследовании любой сложности и тематики. Конечно, при этом никто не будет отрицать ценности получения учащимися новых знаний в избранной тематической сфере, тем более, если работа проводится под руководством компетентного специалиста. Однако основным здесь все же остается выполнение обучающей задачи.
Богатейшим материалом для проведения учебного исследования обладает краеведение. Краеведение – явление чрезвычайно многоплановое, под которым сегодня понимают и воспитательную работу со школьниками, и сбор информации по истории конкретной местности, и просветительскую деятельность. В этом перечне особняком стоит понимание краеведения как особого метода исследовательской деятельности по изучению отдельных местностей. Главным в краеведческой работе является педагогический аспект: во-первых, дидактическая (образовательная) сторона, предусматривающая овладение детьми методами исследований, а во-вторых, воспитательная, то есть адаптационная сторона этих исследований.
Условия эффективности исследования:
1. Ученик должен хотеть проводить исследование. Этого должен хотеть и учитель (провести именно это исследование). Если направление, тема не будут интересны хотя бы одной из двух взаимодействующих сторон, исследования не получится.
2. Ученик должен суметь это сделать. Но, прежде всего, это должен суметь сделать учитель. Как вы сможете руководить исследовательской деятельностью, если не представляете себе всю структуру работы, не знаете методики, не можете определить направления деятельности? Для выполнения работы у ученика уже должны быть сформулированы определенные компетентности, прежде всего, коммуникативные.
3. Ученик должен получить удовлетворение от своей работы.
Наши наблюдения показали, что в целом исследовательская методика является эффективной инновационной технологией, которая значительно повышает уровень компьютерной грамотности, внутреннюю мотивацию учащихся, уровень самостоятельности школьников, их толерантность, а также общее интеллектуальное развитие. Огромный поток информации в современном обществе может привести ребенка к полной дезинформации. Важно научить ребенка уметь выделять из этого потока нужную информацию, уметь анализировать, делать выводы. В этом аспекте исследовательская деятельность по краеведению – очень эффективна[1].
Работу по организации исследовательской деятельности можно начать с проведения диагностики по изучению интересов, склонностей и проектных умений для самооценки обучающихся. На уроках организовывается исследовательская работа по краеведению через реализацию проблемного метода – представление учителем различных точек зрения на заданную тему, организация дискуссии, в процессе которой происходит анализ учащимися представленных учителем первоисточников и высказываются различные мнения, которые затем формулируются в виде выводов. Организовываются доклады учащихся по поставленным, в качестве домашних, заданиям с написанием проблемно-реферативных работ.
Начиная с 8 класса можно привлекать ребят к написанию исследовательских работ по краеведению. Каждая такая работа начинается с идеи. Если идея пришла в голову ученикам, то это замечательно. Но, практика показывает, что исследовательскую деятельность инициировать должен учитель, пусть даже и не явно. Поэтому мы должны стараться навести учащихся на мысль, на противоречие, на животрепещущий вопрос.
Вместе с тем, очень важно при выборе темы, наличие подходящего материала для исследования и условий работы в местности проживания. Например, школьниками могут быть изучены материалы школьного и сельского историко-краеведческих музеев, проведено интервьюирование старожилов села, что позволило в короткие сроки провести исследование. Обязательно изучается уровень предварительных представлений и опыта учащихся по теме исследования. Это как бы оценивание, которое не носит окончательный характер, так называемое формирующее оценивание. Выбор должен соответствовать возрасту школьника, уровню его знаний. Крайне нежелательно занизить, так и завысить уровень сложности исследования, обусловленный избранной темой. При выборе темы краеведческой работы, учитываю возрастную психологию подростков, с целью соответствия ее интересам ученика. К тому же она должна быть не просто занимательна, но и способствовать развитию личности.
На этапе изучения теории, посвященной проблематике исследования, учащиеся свободно находят нужную информацию в сети Интернет. А вот при работе с печатными источниками у них возникают затруднения. Суть в том, что у них не получается пока свободно ориентироваться в разно-уровневых текстах и выбирать необходимую информацию. Очень часто нужна не только помощь в изучении теории, но и консультация по практическому применению методик исследования. Иногда, если работа будет казаться рутинной, то снижается мотив к деятельности и ребята быстро теряют интерес, поэтому искренняя заинтересованность педагога в работе детей играет важнейшую роль. Мотивировать ребенка к деятельности могут и родители, оказав посильную помощь или просто проявив интерес к его работе.
При написании работ школьники используют источники разного типа: периодическая печать, воспоминания, делопроизводственные материалы, в том числе хранящиеся в архивах; этнографические, историко-бытовые коллекции предметов и фотографий, собранные в краеведческих и школьных музеях, материалы личных наблюдений. Работа с источниками не только обеспечивает формирование собственно исторических умений, но и позволяет выходить на уровень диалога при презентации исследования, оценивать степень достоверности той или иной версии, выдвигаемой в процессе исследования.
Такой этап, как обобщение полученных данных, считаем одним из важнейших элементов исследовательской деятельности, поскольку он позволяет понять состояние дел, познакомиться с результатами ранее проведенных исследований, уточнить задачи научного поиска и т.д. Старшеклассники уже достаточно обучены, чтобы делать научные комментарии и собственные выводы. Наша задача заключается в помощи ученикам в точных и ясных формулировках своих выводов на этом этапе работы. В конце работы, при организации ученической исследовательской деятельности, проводим рефлексию. Это необходимо не только для того, чтобы сами учащиеся закрепили новые знания, перестроили свои представления, включив в них новые понятия. Именно в этой фазе заключается учение, которое долго служит человеку. Ситуация успеха, складывающаяся по окончании работы способствует поднятию самооценки ученика, мотивации к изучению предмета.
Оформление результатов исследования – один из самых трудоемких и ответственных этапов работы, который требует внимания и времени. Немаловажным аспектом в подготовке и проведении учебного исследования является умение подростка представить свою краеведческую работу, рассказать о ней. Для этого необходимо научить его правильно изготовить наглядные пособия и правильно использовать их во время выступления. Необходимо готовить ребенка к устному изложению материала на аудиторию, научить вступать в диалог, вести полемику, отвечать на вопросы. В конце концов, ребенок должен уметь анализировать свои ошибки, уметь дать оценку работам товарищей, уметь сравнить свое исследование с исследованиями близкими по теме.
А результаты исследования никого из ребят не оставляет равнодушным. Они много раз просят включить презентацию работы и, просматривая, комментируют слайды, иногда предлагают добавить что-либо новое, относящееся к теме исследования, найденное ими позже. После окончания работы над исследованием дети сразу же хотят заняться чем-нибудь новым.
В ходе исследования должны привлекаться разные виды источников. В целом же необходимо постоянно иметь ввиду три аспекта изучения материала – общенаучный, краеведческий и учебно-воспитательный. Главной задачей здесь является формирование интереса школьников к процессу познания.
При подготовке к республиканской конференции «Бичкн Торскм» как регионального этапа всероссийского туристско-краеведческого движения «Отечество» у юных исследователей – краеведов может возникнуть множество разных вопросов, касающихся методики написания, правил оформления и процедуры защиты исследовательских работ.
Проводя экспертизу работ учащихся, можно обратить внимание на рекомендации Александра Григорьевича Озерова – директора Федерального центра детского и юношеского туризма и краеведения. Автор считает, что исследовательская работа должна носить логически завершенный характер и демонстрировать способность обучающегося грамотно пользоваться специальной литературой, документами, терминологией, ясно излагать свои мысли, аргументировать предложения[2].
В процессе самостоятельной поисковой деятельности происходит развитие определенных навыков, необходимых юному исследователю, формируются его новые духовно – нравственные качества, получают дальнейшее развитие чувства патриотизма и гражданственности.
Просматривая содержание работ учащихся, мы должны уловить присутствие определенного, поэтапно выстраивающегося, алгоритма:
- выбор проблемы;
- сбор информации об уже имеющихся в науке знаниях по изучаемой проблеме;
- анализ и обобщение полученных знаний по проблеме;
- разработка концепции и планирование исследования;
- подбор методов и методик осуществления исследования;
- проведение исследования;
- обработка полученных данных;
- письменное оформление материала в виде целостного текста;
- представление работы на рецензирование;
- представление к защите и защита работы.
Выбор проблемы, пожалуй, является ключевым моментом в планировании учебно-исследовательской работы. Происходит познание всех сторон изучаемого объекта, восстановление его истории, встреча с очевидцами событий, сбор документов и фотографий.
Структура работы включает:
- титульный лист;
- оглавление;
- введение;
- основная часть;
- выводы;
- заключение;
- список литературы;
- приложения.
Титульный лист является первой страницей научно-исследовательской работы и заполняется по определенным правилам. В верхнем поле указывается полное наименование образовательного учреждения, на базе которого осуществляется исследование. В среднем поле указывается вид исследовательской работы и заглавие работы, которое оформляется без слов «тема» и в кавычки не заключается.
На титульном листе (в общий объём не входит, но оценивается) указываются: фамилия, имя, отчество (полностью) автора, класс, название учебного заведения, населенный пункт и его административно-территориальное подчинение, домашний адрес, фамилия, имя, отчество научного руководителя, его должность, звание, место работы, адрес с индексом.
Сокращения и аббревиатуры не допускаются.
На всех присланных работах в правом верхнем углу указывается название конкурса.
В нижнем поле указываются местонахождение образовательного учреждения и год написания работы.
Содержание (оглавление) помещается на второй странице после титульного листа. В нем приводятся названия глав и параграфов с указанием страниц, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять название глав и параграфов в тексте. Номера страниц фиксируются в правом столбце. Введение и заключение не нумеруются.
Во введении обозначается проблема, актуальность, практическая значимость исследования, определяются объект и предмет исследования; указываются цель и задачи исследования; коротко перечисляются методы работы, дается краткий обзор литературы и источников: архивных, картографических, устных и других, степень изученности данного вопроса. Все перечисленные выше составляющие введения должны быть взаимосвязаны друг с другом.
Под целью исследования понимают конечные научные и практические результаты, которые должны быть достигнуты в итоге его проведения. Цель любого исследования, как правило, начинается с глаголов: выяснить, выявить, обосновать, проявить, определить, создать и т.д.
Задачи исследования представляют собой все последовательные этапы организации и проведения исследования с начала до конца.
Важным моментом в работе является формулирование гипотезы, которая должна представлять собой логическое научно обоснованное, вполне вероятное предположение, требующее специального доказательства для своего окончательного утверждения в качестве теоретического положения.
Объем введения – две-три страницы.
Основная часть исследования, как правило, состоит из 2-3 глав, раскрывающих тему исследования.
Первая глава основной части работы обычно целиком строится на основе анализа научной литературы. При ее написании необходимо учитывать, что авторами основные подходы к изучаемой проблеме, изложенные в литературе, должны быть критически сопоставлены, проанализированы и сделаны соответствующие обобщения и выводы.
В процессе изложения материала целесообразно отразить:
- определить, уточнить используемые в работе термины и понятия;
- изложить основные методы, направления исследования по изучаемой проблеме;
- выяснить, что известно по данному вопросу в науке, а что нет, что доказано, но недостаточно полно и точно;
Во второй части вашего исследования содержится материал, который вы отобрали для рассмотрения проблемы или для раскрытия темы. В основной части исследования кроме материала, выбранного из разных источников, должно прослеживаться собственное мнение и самостоятельные выводы, опирающиеся на приведенные факты.
Исследовательская работа всегда содержит цитаты и ссылки на других ученых, на других авторов.
В среднем, основная часть состоит из12-15 страниц.
Заключение представляет собой краткий обзор выполненного исследования. В заключительной части обращается внимание на выполнение поставленных во введении задач и целей (или одной цели). Конечно, в исследовательской работе не всегда удается раскрыть всю полноту научной проблемы. Но об определенных перспективах дальнейшего исследования можно написать.
В научно-исследовательская работе должен присутствовать список литературы и источников с определенными правилами оформления, можно включить тщательно подобранные приложения. Сюда помещают материалы объемного характера документы, фотографии, иллюстрации и т. д., т.е. фактический материал, подтверждающий в какой-то мере самостоятельность исследования.
Исследовательская работа, заявляемая на конкурс, должна быть оформлена в соответствии с едиными стандартными требованиями, предъявляемыми к данному виду научных работ.
При написании и печати следует соблюдать следующие правила:
- размер полей: левое - 30 мм, правое - 15 мм, верхнее - 20 мм,
нижнее -25 мм;
- нумерация страниц: по центру внизу страницы;
- текст печатается через 1,5 интервала (5 знаков), 14 шрифтом;
нумерация страниц начинается с титульного листа, которому присваивается номер 1, но на страницу он не ставится.
Далее весь последующий объем работ, включая библиографический список и приложения, нумеруются по порядку до последней страницы.
Рукопись перепечатывается строго в последовательном порядке. Не допускаются разного рода текстовые вставки и дополнения. Расстояние между названием главы и последующим текстом должно быть равно трем интервалам. Такое же расстояние задерживается между заголовками главы и параграфа. Точку в конце заголовка, располагаемого посредине строки, не ставят. Подчеркивать заголовки и переносить слова в заголовке не допускается.
Фразы, начинающиеся с новой (красной) строки, печатаются с абзацным отступом от начала строки, равным 1 см 10 мм.
Начало каждой главы печатается с новой страницы. Это относится также к введению, заключению, библиографическому списку, приложениям.
Ссылки внутри текста даются в квадратных скобках, где указывается номер источника по списку литературы и в необходимых случаях страницы.
При цитировании отдельных высказываний, различных точек зрения, воспоминаний, записей бесед и т. д. необходимо правильно и точно оформлять сноски на первоисточник (запись воспоминаний, книгу, статью и т. д.) с указанием страницы издания. При этом необходимо надо указывать, где хранится данный первоисточник (музей, государственный или личный архив с указанием фонда и других выходных данных).
При оформлении приложения следует учитывать правила:
Каждое приложение должно начинаться с нового листа с указания номера в правом верхнем углу. Оно имеет тематический заголовок, который располагается по середине строки под нумерацией приложения.
Список литературы исследовательской работы составляют только те источники, на которые в тексте имеются ссылки.
В первой части списка перечисляются источники - сначала неопубликованные архивные, воспоминания, интервью с участниками событий.
Затем - опубликованные сборники документов, мемуары, отдельные публикации документов.
Во второй части указаны в алфавитном порядке фамилии авторов и названия книг, статей, справочно-информационные издания. После описаний на русском языке помещают описания источников на иностранных языках. Работы русских учёных, опубликованные на иностранном языке, помещаются в «иностранной» части списка.
Устные источники описываются так: «Воспоминания. Бадмаев И.А.. 1938 г. р., село Чилгир Яшкульского района».
Помните, что если не указан источник, приведенные сведения лишаются практической ценности, поскольку нет возможности убедиться в достоверности информации.
Завершающим этапом выступает представление работы на рецензирование и публичная защита.
Обязательными компонентами при публичной защите работы являются:
- краткое выступление обучающегося по содержанию работы;
- ответы на вопросы, поставленные членами комиссии и другими присутствующими при защите лицами;
- обмен мнениями, в котором могут принять участие все желающие;
Решения конкурсной комиссии принимаются на закрытых заседаниях простым большинством голосов членов, участвовавших в заседании. При равном числе голосов мнение председателя является решающим. Научно-исследовательская работа учащихся оценивается по следующим показателям:
- актуальность и обоснованность выбора темы, ее новизна;
- вклад автора в исследование темы;
- содержательность работы, ее источниковая база;
- полнота раскрытия темы, умение пользоваться научно-справочной литературой;
- обоснованность теоретических и практических выводов;
- соблюдение структуры работы по Положению;
- логичность изложения, умение делать обобщения, выводы;
- оформление работы (титульный лист, библиография, наличие приложений с иллюстрированным материалом, аккуратность, грамотность);
- качество выступления;
- глубина и полнота ответов на вопросы присутствующих.
Источники информации:
Педагогический опыт работы учителя МБОУ «Верещакская СОШ» Баханцова Николя Григорьевича по теме «Учебно-исследовательская деятельность по краеведению, как средство повышения качества образования» //infourok.ru
Список рекомендуемой литературы:
Андреев Г.И. Основы научной работы и оформления результатов научной деятельности: Учебное пособие для аспирантов. - М., 2003.
Краевский В.В. Методология педагогического исследования. Пособие для педагогического исследователя. - Самара: Издательство Сам. ГПИ, 1994.
Новиков А.М. Как работать над диссертацией: Пособие для начинающего педагога-исследователя. 2-е изд. - М.: Педагогический поиск, 1996.
Новиков А.М. Научно-экспериментальная работа в образовательном
учреждении. 2-е изд. - М., 1998.
Озеров А.Г.Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности учащихся. М.,2010
Юрьев В. М. Абдукаримов В. И. Диссертационная работа: методика написания, порядок оформления, подготовка и процедура защиты: Учебно-методическое пособие для соискателей ученых степеней. - Тамбов: Издательство ТГУ им. Г.Р. Державина, 2003.
[1] Педагогический опыт работы учителя МБОУ «Верещакская СОШ» Баханцова Николя Григорьевича по теме «Учебно-исследовательская деятельность по краеведению, как средство повышения качества образования» //infourok.ru
[2] Озеров А.Г.Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности учащихся. М.,2010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация учебно-исследовательской работы с обучающимися
В данной статье раскрывается проблема оргнанизации исследовательской работы обучающихся в условиях образовательного учреждения....
Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы (обучающихся) студентов
Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы (обучающихся) студентов специальность 270802 "Строительство и эксплуатация зданий и сооружений"...
Методическая разработка семинара Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности в условиях ЦДОД гп. Нижний Одес.
Данная методическая разработка предоставляет сценарий районного семинара «Опыт организации и проведения учебно-исследовательской и проектной деятельности в условиях ЦДОД гп. Нижний Одес».Разрабо...
Методические рекомендации по руководству учебно-исследовательской деятельностью студентов
Методические рекомендации адресованы преподавателям и призваны помочь в организации проектной и исследовательской деятельности студентов в течение всего периода их профессиональной подготовки.Рассматр...
Методическое пособие по организации учебно-исследовательской деятельности обучающихся
Многие учителя хотели бы заниматься с детьми проектной и исследовательской деятельностью, с чего начать? каких этапов придерживаться? Я надеюсь, что ответы на эти вопросы вы найдете в данном пособии....
Образовательные практики в учебно – исследовательской краеведческой деятельности обучающихся в Республике Калмыкия (выступление на Международной конференции в Москве в 2019 г.).
В данной статье анализируется опыт работы педагогов Калмыкии по развитию учебно-исследовательской краеведческой деятельности обучающихся. В рамках туристско-краеведче...
Надбитов Р.К. Методические рекомендации по организации учебно-исследовательской краеведческой деятельности обучающихся. 2020 г.
Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования...