Урок "Поверхностные и подземные воды Нижегородской области"
план-конспект урока по краеведению (6 класс)

Матюшина Ирина Сергеевна

Урок географического краеведения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_poverhnostnye_i_podzemnye_vody_no.docx28.31 КБ

Предварительный просмотр:

Фамилия, имя, отчество (полностью)

Матюшина Ирина Сергеевна

Район

Г.Дзержинск

Место работы

МБОУ СШ № 13

Должность

Учитель географии

Общая информация

Образовательная область, учебный предмет

Географическое краеведение

Класс

6 класс

Авторская программа к учебникам (линии учебников или УМК) (если есть)

Авторская программа «Географическое краеведение Нижегородской  области» .

Авторы: Кнутова Н.В., Кривдина И.Ю., Кряжев А.Б., Беляева Т.К. 2009 г

Тема учебного занятия

Тема урока  или другой формы организации УВП: экскурсия, консультация, проект, лабораторное занятие, практикум, игра и т.п.

Урок «Поверхностные и подземные воды Нижегородской области»

Место урока или другой  формы организации учебной деятельности в структуре учебного занятия

Учебная задача

  • Открыть способ …
  • Вовлечь  учащихся  в образовательную (коммуникативную, исследовательскую, проектную,  рефлексивно – оценочную, организационно – деятельностную, нравственно – оценочную и т.п.) ситуацию …
  • Овладеть теоретическим знанием в области … и способами его прикладного использования

Вовлечь учащихся в коммуникативную, практико- ориентированную   и творческую деятельность,  систематизировать знания и умения по теме: «Поверхностные и подземные воды Нижегородской области».

Обобщенные цели учебного занятия - планируемые результаты

Цель

Уровень

Базовый («обучающийся научится»)

Повышенный («обучающийся получит возможность научиться»)

Цель – предмет (предметный результат)

Научатся выделять особенности  нижегородских рек, определять типы питания,  рассмотрят происхождение озерных котловин, типы болот, подземные воды;  научатся раскрывать значение поверхностных  и подземных вод в жизни человека, приводить примеры отрицательного  воздействия человека на водоемы области, выявлять последствия загрязнения промышленными отходами.

Обучающиеся получат возможность: находить возможные пути решения проблемы загрязнения подземных и поверхностных вод Нижегородской области

 

Цель – способ (метапредметный результат)

Обучающиеся строят монологические высказывания; самостоятельно оценивают правильность выполнения действия,  дополняют ответы одноклассников

Обучающиеся получат возможность участвовать в диалоге, давать аргументированный ответ.

Цель – ценность (личностный результат)

Осознают   значимость  личного вклада  в решение проблемы загрязнения подземных и поверхностных вод  Нижегородской области.

Обучающиеся получат возможность для понимания разных мнений и подходов к решению проблемы.

Исходное состояние обучающихся:

- имеют опыт…….;

- знают (факты, процессы, явления, понятия, теории и т.д.)

- могут определять…….;

- могут сравнивать, доказывать, аргументировать, сопоставлять;

- могут планировать, проектировать, моделировать;

- могут контролировать, оценивать и т.д.

Имеют опыт работы с картами атласа, знают типы питания рек и особенности режима, основные виды подземных вод, знают  крупные реки и озера Нижегородской области, могут определять по карте направление рек и притоки. Знают состав и строение гидросферы.

Формы оценки планируемых результатов

Предметный результат

Метапредметный результат

Личностный результат

Заполнение таблицы, создание буклета

      Умение вести диалог, выдвигать версии решения проблемы.

     Осознание ценности воды для природы и человека

Комментарии учителя к учебному занятию или уроку

Учебно – информационное и техническое обеспечение учебного занятия

Учебно – информационное обеспечение

Основная литература

Дополнительная литература

Интернет - ресурсы

ЭОРы

Учебник  Географическое краеведение Нижегородской области (стр.22-44)

-

https://youtu.be/2D_ccBs3YqY 

-

Техническое обеспечение

Мультимедийный проектор, интерактивная доска, компьютер.


Сценарий  проведения учебного занятия
Этап урока или другой формы УВП
Подэтап урока или другой формы УВП
Действия учителя (педагога)
Действия обучающихся

(примерные версии ответов)

1. Мотивационно ориентировочный

1.1. Вхождение в контакт

Приветствие учащихся. Орг. момент        

Приветствие учителя.

1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся

Учитель задает вопросы:

  1. Где содержится пресная вода на планете?
  2. Как и для чего человек использует пресную воду?
  3. Приведите примеры пресных водоемов, находящихся на территории Нижегородской области.

Слушают рассказ учителя, отвечают на вопросы.

1.3. Создание проблемной ситуации

Учитель зачитывает текст и направляет учащихся на дальнейший диалог.

Около 88% контролируемых водных объектов в Нижегородской области относятся к классу «умеренно загрязнённых» и 12% – к классу «сильно загрязнённых». Одними из самых грязных являются воды основных источников водозабора – Оки и Волги – в районе Дзержинска и Нижнего Новгорода. В Волге наблюдается высокая бактериальная загрязнённость, вынуждающая дезинфицировать питьевую воду повышенными дозами хлора. Результатом таких мер является чрезмерное образование канцерогенных хлорорганических соединений. В целом же сильнее всего экология водных ресурсов Нижегородской области страдает от жилищно-коммунального хозяйства Нижнего Новгорода, полигонов бытовых и промышленных отходов. Кроме того, эксплуатируемые водоносные горизонты на большей части региона подвержены загрязнению.

Задает вопросы:

1.Какая проблема описана в тексте?

2.Касается ли лично вас данная проблема?

3. Что необходимо знать, чтобы решить данную проблему.

Отвечают на вопросы учителя, высказывают свое мнение.

2. Операционно – исполнительский

2.1. Целеполагание и планирование

Направляет учащихся  на формулировку  цели  и составление плана урока.

Формулируют цель урока: «Изучить водные объекты Нижегородской области, выявить причины последствия загрязнения воды, предложить возможные пути решения проблемы»

Составляют план:

1.Изучить  основные водные объекты области, рассмотреть особенности географического положения, значение.

 2.Выявить причины загрязнения поверхностных и подземных вод и последствия.

3. Предложить пути решения проблемы загрязнения водных объектов Нижегородской области.

2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации

1.Учитель проверяет опережающее задание, данное учащимся на предыдущем уроке (подготовить презентации  об экологическом состоянии и особенностях водных объектов Нижегородской области: реки, озера, болота, искусственные водоемы, подземные воды)

2.Дает задание на контурной карте.

На контурной карте Нижегородской области отметить  крупные реки, озера, водохранилище.

3.Задает вопрос:

Какое значение  в природе и в жизни человека имеют реки, озера, болота, подземные воды, искусственные водоемы?

1.Учащиеся рассказывают об особенностях водных объектов области, показывают презентации, заполняют таблицу.

Реки

Озера

Болота

Подземные воды

Искусственные водоемы

  1. Выполняют задание на контурной карте.
  2. Высказывают свое мнение, слушают мнение одноклассников.

2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа

Учитель озвучивает информацию о загрязнении поверхностных и подземных вод, показывает видео о полигоне ТБО.

  Серьёзную потенциальную угрозу для здоровья населения Дзержинска представляет закрытый полигон промышленных отходов бывшего ОАО «Корунд» в Балахнинском районе,  входящий в охранную зону Тепловского водозабора, откуда поступает питьевая вода для жителей Дзержинска.

Предлагает ответить на вопросы:

  1. Каковы основные причины загрязнения рек и подземных вод  на территории Дзержинска?
  2. Как жители вашего города загрязняет воду?
  3. Как может загрязнение воды отразится на здоровье человека и живых организмов.
  4. Какие пути решения данной проблемы вы можете предложить?

Обсуждают проблему, высказывают свое мнение, предлагают  пути решения проблемы.

2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий

Озвучивает требования к составлению буклета (работа выполняется на листе формата А4, наличие рисунков, не менее 5 правил)

Составляют буклет  «Правила поведения на водоемах»

3.Рефлексивно – оценочный

3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий

 Организует деятельность учащихся.

Анализируют правильность выбранных решений.

3.2. Ситуация оценки образовательных результатов

Проводит рефлексию

Домашнее задание: параграф 4 учить, найти описание Нижегородских рек в литературе, оформить в виде сообщения.

Отвечают на вопросы:

Самым сложным для меня сегодня было…

Сегодняшний урок показал мне…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока географии по теме "Воды суши. Подземные воды"

Тема урока: "Воды суши. Подземные воды"   Цели:Сформировать у учащихся представление о подземных водах, их видах, происхождении, усло­виях залегания, использования и проблемах охраны....

Воды суши. Подземные воды. Урок географии (с презентацией). 6 класс.

Цели и задачи: сформировать у учащихся представление о подземных водах, их видах, происхождении, условиях залегания, использования и проблемах охраны; разобрать новые понятия и определения; прод...

6 класс. Гидросфера 7 урок. «Воды суши. Подземные воды»

Методическая разработка урока к разделу гидросфера 6 класс...

Воды суши. Подземные воды.

Воды суши. Подземные воды.Цель урока:         Сформировать представление о видах подземных вод. Воспитывать береженое отношение к подземным водам.Оборудование...

Презентации к уроку биологического краеведения в 6 классе "Земноводные Нижегородской области" и "Пресмыкающиеся Нижегородской области"

Презентации могут использоваться на уроках биологического краеведения в 6 классе и мероприятиях экологической направленности. Презентации включают в себя информацию и фотографии животных. А так же ста...

Презентация: "Мой родной край. Нижегородская область". Викторина по Нижегородской области.

Содержит вопросы  и ответы: об административно-территориальном составе, рельефе, полезных ископаемых, растительности, реках иоб охраняемых природных территориях Нижегородской области....

«Поверхностные и подземные воды Белгородской области».

Данная викторина посвящена водам Белгородской области. Эту викторину можно провести на предметной неделе по биологии, а так же в рамках природоохранной акции "Дни экологической опасности". Данную викт...