Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области музыкального искусства (платные образовательные услуги) «музицирование» («Фортепиано для взрослых») Срок реализации программы 2 года
рабочая программа

Хуснутдинова Инна Фанилевна

Программа «Фортепиано для взрослых» направлена на творческое, эстетическое, духовно-нравственное развитие обучающегося, создание условий для приобретения им опыта исполнительской практики, самостоятельной работы по постижению музыкального искусства.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Ханты - Мансийский автономный округ - Югра

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Детская школа искусств»

ПРИНЯТО  на заседании                                                                УТВЕРЖДАЮ:                           педагогического совета                                                                  Директор МБУ ДО «ДШИ»                                                                                                  

« __ »  ________   2022 г.                                                               ________________ Н.Н.Любимова

Протокол № _1_                                                     Приказ  от « __ »  __   2022г.

        

                                                                             

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

(ПЛАТНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ)

«МУЗИЦИРОВАНИЕ»

(«Фортепиано для взрослых»)

Срок реализации программы 2 года

                                                                            Составитель:

                                                                                         Хуснутдинова И. Ф.                                

                                                                                     

                                                                             

                   

                                         г. Нефтеюганск

2022   

Содержание

I. Пояснительная записка

1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в         образовательном процессе

2. Срок реализации учебного предмета

3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом на            реализацию программы

4. Форма проведения аудиторных учебных занятий

5. Цели и задачи обучения

6. Принципы построения программы

7. Материально-техническое оснащение

8. Планируемые результаты освоения программы

II. Содержание учебного предмета

III. Требования  к  уровню подготовки по годам обучения      

         1. Первый год обучения

          Примерный репертуарный список

     2. Второй год обучения

       Примерный репертуарный список

IV. Методическое обеспечение учебного процесса

1. Методические рекомендации преподавателям

2. Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся

V. Список литературы

             I. Пояснительная записка

1. Характеристика учебного предмета,                                                              его место и роль в  образовательном процессе

Изменения последних десятилетий во всех сферах общественной жизни России, новые социально-экономические условия поставили перед такими учреждениями дополнительного образования детей как детские школы искусств широкий круг задач, успешное решение которых есть залог востребованности учебных заведений подобного типа. Необходимость широкого внедрения художественного развития и образования в жизнь каждого человека неоспоримо подтверждается не только практически, но и научно. Оперируя многочисленными историческими и научными фактами, учёные и психологи подтверждают то, что интуитивно ощущает мыслящий педагог-практик: «Умственные навыки человека на протяжении тысячелетий складывались в рамках искусства Музыки с тем, чтобы потом отделиться от неё… Цивилизация признала выдающуюся роль музыки в становлении человеческого мозга. Музыку человечество никогда не отделяло от мышления… Нет ничего правильней, чем в воспитании своих умственных сил припасть к музыкальному истоку… Научиться мыслить в звуках, а затем перенести свое умение в другие сферы - это психологически органично, поскольку опирается на естественный ход эволюции (Д. Кирнарская «Музыкальные способности»). Занятия любым видом искусства позволяют человеку раскрыть весь свой природный потенциал, способствуют его успешной личностной и творческой реализации в различных жизненных сферах и разнообразных профессиях, дают импульс к дальнейшему саморазвитию. Чему же главному учатся в музыкальной школе? Мыслить и говорить на новом для них языке – образно-музыкальном. А ещё учатся звуками музыки нести людям радость. Ведь образно прочувствованная  и исполненная  музыка возвышает, наполняет, вдохновляет, радует. Поэтому, музыкальные занятия и развивают ум, волю, нравственность, творческое мышление, художественный вкус, умение слушать и слышать, учат делать любое дело красиво.

«Всеобщая музыкальная грамотность» - именно в этом направлении должна развиваться музыкальная педагогика. Идея всеобщей музыкальной грамотности полноценно и творчески может быть претворена в таком типе образовательного учреждения, каким является школа искусств. «Детские школы искусств – это колоссальный институт воспитания граждан, воспитания сложной духовной жизни, который потом поможет всем нам, обществу в решении сложных проблем» (М.Е. Швыдкой).

Овладеть искусством игры на фортепиано можно в любом возрасте. Звучащий мир музыки широк и разнообразен. Благодаря развитию телевидения, радио, звукозаписи он всё активней проникает в нашу жизнь, вызывая ответное желание не только пассивно воспринимать, но и посильно участвовать в его создании. Наиболее прямой путь к этому – домашнее музицирование. Этот способ общения с прекрасным даёт ни с чем не сравнимую радость, хотя он затруднён выполнением целого ряда условий. И главное из них – умение играть на каком-либо инструменте, поэтому люди в зрелом возрасте всё чаще задаются целью научиться играть на фортепиано.

Стремление научиться игре на фортепиано в возрасте, когда человек уже взрослый, с определенным жизненным опытом, вызывает глубокое уважение. Обучение  такого ученика – задача очень индивидуальная и ответственная для любого педагога. С одной стороны, взрослого, решившего овладеть искусством игры на фортепиано, можно практически назвать идеальным учеником. У него есть ясная, четко выраженная мотивация, он прекрасно понимает, для чего он вновь стал учеником. Но, с другой стороны, он вынужден выкраивать драгоценное время между домашними делами и семейными обязанностями, и не может часами играть гаммы и оттачивать свое мастерство в игре на рояле. Поэтому при обучении игре на фортепиано взрослых практически неприменимы те принципы, которые используются при обучении детей.

Прежде всего, необходима не стандартная программа ДШИ с набором типовых пьес, а строго индивидуальная программа, учитывающая музыкальные интересы и предпочтения обучающегося, программа, не привязанная к определённому музыкальному направлению. Если обучаемого интересует джаз, он будет учиться по джазовым произведениям. Если его волнует классика, то это будет классическое направление. Чаще бывает, что при обучении совмещаются различные музыкальные стили.

Перед началом занятий необходимо сформулировать цели обучения, как в ближайшей, так и в дальнейшей перспективе. Если будут четко сформулированы  цели, то логически из этого будет следовать конкретизация материала, которому взрослый ученик хочет учиться. Такими целями могут быть:

  • желание выучить несколько несложных любимых произведений и играть их в свое удовольствие;
  • желание сыграть перед друзьями или родными какие-то конкретные произведения;
  • научиться аккомпанировать себе на элементарном уровне;
  • научиться читать ноты с листа;
  • научиться, чтобы помочь музыкально развиваться своему ребенку.

Когда взрослый человек решает овладеть игрой на фортепиано, он должен понимать, что для достижения настоящего профессионализма нужны годы упорной работы. А вот если учиться чему-то конкретному и по частям, то можно управиться достаточно быстро и вполне овладеть азами фортепианной игры в короткие сроки. А действительно технически сложные вещи можно будет начинать учить позже, на базе хорошо освоенных простых навыков. Как же соединить необходимость длительной ежедневной работы с желанием человека получить результат побыстрее и с удовольствием от процесса? Вот именно для этого и нужно четко определить: чему можно научиться сейчас, завтра и для чего. Если научиться чему-нибудь одному, сыграть и получить от этого удовольствие, то можно переходить к следующему заданию. От ощущения того, что человек уже играет,  у него появляется энергия и вдохновение двигаться дальше.

Актуальность программы обусловлена требованиями времени и определяется использованием в процессе обучения образовательных технологий, основанных на лучших достижениях современного развития музыкального образования в сфере культуры и искусства, обобщением современного передового опыта в обучении игре на фортепиано,  направленного на формирование у обучающихся эстетических взглядов, оптимизацию их творческого потенциала  на основе приобретаемых знаний, умений и навыков, потребности общения с духовными ценностями. Развитие личности нельзя рассматривать вне контекста эпохи, да и сам ритм жизни сейчас иной. В социальной структуре общества произошли изменения, произошла и переоценка музыкальных пристрастий. Взрослый человек уже реализовал себя в профессиональной деятельности. Но возраст –  не помеха для каких – либо начинаний в своей жизни. У каждого из нас есть таланты. У кого - то они проявляются еще в детстве, у кого-то — позже, а кому-то приходится их в себе долго искать и учиться проявлять. Чтобы научиться играть на фортепиано, важен, прежде всего, не талант, а желание и стремление овладеть этим искусством. И как показывает практика, чем человек старше, тем его выбор сознательнее и осознаннее, а значит, и учиться он будет с двойным усилием и старанием. Это дополнительный аргумент, почему взрослым стоит учиться играть на фортепиано.

Новизна данной программы в том, что базируясь на лучших достижениях  предыдущих программ для ДМШ и ДШИ, учитывая возможности и пожелания взрослых любителей музыки, она предлагает более широкое и демократичное понимание целей предмета.

Программа «Фортепиано для взрослых» направлена на творческое, эстетическое, духовно-нравственное развитие обучающегося, создание условий для приобретения им опыта исполнительской практики, самостоятельной работы по постижению музыкального искусства.

Данная образовательная программа по специальности «Музицирование» ориентирована на:

  • приобретение навыков игры на фортепиано;
  • развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности;
  • формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок;
  • формирование умения у обучающихся самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности.

Анализируя изменившуюся за последние десятилетия ситуацию, мы считаем, что чрезвычайно важно сегодня привлекать к обучению игре на фортепиано широкие слои населения. Это значительно повышает и расширяет возможности самореализации каждого человека в той сфере, которая ему близка, в том числе и в сфере культуры и искусства.

2. Срок реализации учебного предмета

Срок освоения программы 2 года. Программа рассчитана на взрослых любителей музыки, желающих освоить начальные навыки игры на фортепиано. Возраст – неограничен.

Возраст поступающих – 18 лет и старше.

3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом на реализацию программы

Год обучения

1

2

Продолжительность учебных занятий

 (в неделях)

36

36

Количество часов на аудиторные занятия (в неделю)

1занятие/2занятия

1занятие/2занятия

Общее количество часов на аудиторные занятия

1занятие -36ч./     2 занятия - 72

1занятие -36ч./    2 занятия - 72

4. Форма проведения аудиторных учебных занятий

Индивидуальная

Календарный учебный график по программе

График учебного процесса и сроки каникул устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2013 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» в начале каждого учебного года. График учебного процесса утверждается директором школы.

Учебный год в школе начинается 1 сентября и заканчивается в сроки, установленные календарным учебным графиком.

I четверть – 9 учебных недель  (сентябрь, октябрь)

В конце четверти (октябрь) -  текущий контроль успеваемости, проведение контрольных уроков.

Осенние каникулы –7 дней

II четверть – 7 учебных недель (ноябрь, декабрь)

В конце четверти (декабрь) -  текущий контроль, проведение  

контрольных уроков.

Зимние каникулы –14 дней

III четверть – 10 учебных недель  (январь, февраль, март)

В конце четверти (март) -  текущий контроль, проведение контрольных уроков.

Весенние каникулы – 9 дней

IV четверть – 8 учебных недель (апрель, май)

В конце четверти (май) -  промежуточная аттестация, проведение контрольных уроков. Итоговая аттестация   (контрольный урок) для обучающихся, завершивших освоение программы.

Программа реализуется в течение в течение всего календарного года, включая каникулярное время. В каникулы предполагается самостоятельная работа обучающихся.

5. Цели и задачи обучения

Цели обучения игре на фортепиано взрослых:  

  • овладение элементарными основами игры на фортепиано;
  • знакомство с основами культуры музицирования;
  • создание условий овладения необходимым уровнем функциональной грамотности и художественно-практической компетентности с учетом особенностей музыкального развития и природных возможностей каждого обучаемого.

Для реализации этих целей необходимо решить следующие задачи:

Обучающие: 

  • обучение нотной грамоте и умению осмысленно работать с нотным текстом;
  • освоение основных  пианистических навыков;
  • понимание законов музыкальной речи;
  • знание характерных особенностей музыкальных жанров и основных стилистических направлений;
  • формирование навыков и умений, необходимых для реализации комплекса видов учебной и исполнительской деятельности обучаемого: чтения с листа, аккомпанемента, ансамблевой игры, сольного исполнения.

Воспитывающие:

  • развитие музыкального и эстетического вкуса;
  • формирование потребности музицирования как способа объединения людей в эстетической деятельности;
  • воспитание любви к культурному наследию.

Развивающие: 

  • формирование мотивации к музыкальному развитию и к самообразованию;
  • развитие творческой и деловой активности;
  • расширение интеллектуального кругозора.

6. Принципы построения программы

Данная программа опирается на традиционные и инновационные методики и ориентирована на индивидуально-личностный подход в обучении. Отличием данной программы от традиционной является её направленность на взрослых людей и соответственно другой подход к их обучению.

Теоретической базой для создания рабочей программы послужили идеи авторов-музыковедов по музыкальной психологии: А.Л. Готсдинер, В.И. Петрушина, В.Г. Ражникова, В.В. Медушевского; современные методики, ориентированные на музыкальное образование А.Д. Артоболевской, Т.И. Смирновой и др.

Образовательная программа «Фортепиано для взрослых» имеет направленность на развитие творческого потенциала взрослых обучающихся, является модифицированной и разработана на основе следующих нормативных актов:

  • Примерная программа по классу специального фортепиано для детских музыкальных школ.  М.: Министерство культуры СССР, 1988.
  • Вариативная программа для детских музыкальных школ и музыкальных отделений детских школ искусств. Музыкальный инструмент фортепиано.  М.: Федеральное агентство по культуре и кинематографии. Научно-методический центр по художественному образованию, 2006.
  • Вариативная программа для детских музыкальных школ и музыкальных отделений детских школ искусств. Музицирование для учащихся фортепианного отделения.  М.: Федеральное агентство по культуре и кинематографии. Научно-методический центр по художественному образованию, 2006.
  • Примерная программа по фортепиано для детских музыкальных школ и музыкальных отделений детских школ искусств. Комплексная программа фортепиано. СПб.:Научно-методический центр по художественному образованию, 2006.
  • Примерная программа по фортепиано для  детских музыкальных школ и музыкальных отделений детских школ искусств. Аккомпанемент вокальных произведений в классе фортепиано. М.: Научно-методический центр по художественному образованию, 2006.

7. Планируемые результаты освоения программы

Реализация данной программы способствует целостному развитию комплекса общих художественно-эстетических качеств и, в итоге, позволит:

  • овладеть элементарными навыками игры на фортепиано;
  • научиться самостоятельно разучивать произведения;
  • читать ноты с листа и аккомпанировать;
  • заниматься музыкой широкому кругу людей;
  • поддерживать традиции домашнего музицирования;
  • воспитать хороший музыкальный вкус;
  • расширить кругозор.

II. Содержание учебного предмета «Музицирование»

         («Фортепиано для взрослых»)        

Основной формой учебной и воспитательной работы является урок, проводимый в форме индивидуального занятия педагога с обучаемым. Форма индивидуальных занятий дает возможность педагогу создать необходимые условия для внимательного всестороннего подхода к взрослому ученику, учитывая его индивидуальные и возрастные особенности. Одна из задач педагога - правильно его сориентировать.

Занятия по предмету «Музицирование» («Фортепиано для взрослых) в ДШИ проводятся в объеме, определенном действующими учебными планами: один или два раза в неделю по 40 минут. При составлении индивидуальной программы уроков по фортепиано для взрослых необходимо принимать во внимание условия постоянной нехватки времени, в которых находятся взрослые люди. Поэтому на уроке выдается максимум полезной информации и уделяется особое внимание совершенствованию практических исполнительских навыков, так как мало кто может выкраивать достаточное время для домашних занятий.

Учитывая, что взрослые не посещают теоретические дисциплины, необходимые для получения элементарных знаний по теории музыки, функцию теоретиков берут на себя преподаватели по фортепиано. Поэтому при планировании урока необходимо уделять время для приобретения ими теоретических знаний.

Рекомендуемое планирование содержания продуктивной урочной деятельности может быть различным. Можно на уроке играть понемногу разнообразную программу:

  • развитие техники чтения нот с листа – 5 минут;
  • работа над техническим развитием учащегося на материале разнообразных упражнений, гамм и этюдов – 10 минут;
  • работа над пьесами – 20 минут;
  • игра в ансамбле – 5 минут.

При таком разнообразии, пусть даже интересных, видов деятельности навыки усваиваются значительно медленнее, и достижение результата откладывается на более поздний срок.

При другом подходе изучается только один-два вида деятельности, например, изучение произведения, или занятие ансамблем, или аккомпанементом и обязательно чтение с листа, что позволяет намного быстрее справиться с заданиями. Когда достигается определённый результат, тогда вид деятельности меняется, или усложняется, и так снова до достижения результата. Выбрать один из вариантов, необходимых на данном этапе - задача педагога.

III.  Требования  к  уровню подготовки по годам обучения

  1. Первый год обучения

Уровень  подготовки  обучающихся  является  результатом  освоения    

программы  учебного  предмета  «Фортепиано для взрослых». Завершив этап первого года обучения игре на фортепиано обучающиеся должны:

  • познакомиться с устройством инструмента фортепиано и его возможностями;
  • приобрести базовые знания по нотной грамотности;
  • приобрести знания о строении музыкальных фраз и простых формах;
  • выучить основные мажорные и минорные гаммы;
  • получить элементарные представления о ладе, тональности и жанре произведений;
  • развить свой музыкальный слух, память и чувство ритма;
  • научиться играть несложные композиции двумя руками;
  • ознакомиться с известными классическими и джазовыми произведениями в облегчённой обработке.

К концу первого года обучения учащиеся должны приобрести следующие умения и навыки:

  • правильной посадки за инструментом и постановки рук;
  • правильных, удобных и целесообразных игровых движений;
  • основных приемов игры: non legato, legato, staccato;
  • слухового контроля, улавливания непосредственной связи между прикосновением и звуковым результатом;
  • подготовительных упражнений для знакомства с основными техническими формулами: трезвучиями, арпеджио;
  • исполнения  мажорных и минорных гамм;
  • игры в составе ансамбля;
  • аккомпанемента;
  • чтения с листа;
  • музицирования;
  • педализации.

В репертуаре предполагаются пьесы различного характера. Уровень трудности зависит от индивидуальных особенностей каждого конкретного обучающегося, его музыкальных  данных, трудоспособности и методической целесообразности. Он  диктуется индивидуальным темпом музыкального развития обучающегося.

Годовые требования

Настоящая программа отражает разнообразие репертуара, его академическую направленность, а также возможность индивидуального подхода к каждому ученику. Количество музыкальных произведений, рекомендуемых для изучения – 4 произведения в год. Рекомендуется включать в работу с обучающимся начальные упражнения для развития фортепианной техники.

В работе над репертуаром преподаватель должен учитывать, что большинство произведений предназначаются для работы в классе или просто ознакомления. Следовательно, преподаватель может устанавливать степень завершенности работы над произведением. Вся работа над репертуаром фиксируется в индивидуальном плане обучающегося.

Примерный репертуарный список

Классические произведения

Т. Юдовина-Гальперина «Большая музыка — маленькому музыканту». Выпуск 1. легкие переложения для фортепиано. С-Пб.: «Композитор», 2004.

Т. Юдовина-Гальперина «Большая музыка — маленькому музыканту». Выпуск 2. Легкие переложения для фортепиано. С-Пб.: «Композитор», 2004.

Т.И. Смирнова «Allegro». Фортепиано. Интенсивный курс, часть I, тетрадь 1. М.: изд. ЦСДК, 1994.

Т.И. Смирнова «Allegro». Фортепиано. Интенсивный курс, часть I, тетрадь 2. М.: изд. ЦСДК, 1994.

Т.И. Смирнова «Allegro». Фортепиано. Интенсивный курс, часть I, тетрадь 3. М.: изд. ЦСДК, 1994.

 

Джазовые и эстрадные произведения

«Обучение с увлечением». Выпуск № 3. Нескучная антология облегченных переложений популярных мелодий для фортепиано и синтезатора. Сост. Соколов А.П.: изд. Зайцева В.Н., 2008.


«Обучение с увлечением». Выпуск 4. Нескучная антология облегченных переложений популярных мелодий для фортепиано или синтезатора.

Обучение с увлечением. Выпуск 5. Нескучная антология облегченных переложений популярных мелодий для фортепиано и синтезатора. Сост. А. Соколов, М.: «Мелограф», 1999.

 «Обучение с увлечением». Выпуск 9. Облегченные переложения для фортепиано и синтезатора. М.: «Мелограф», 2000.

«Обучение с увлечением». Выпуск 15. Нескучная антология облегченных переложений популярных мелодий для фортепиано и синтезатора.

«Музицирование для детей и взрослых». Выпуск 1, Новосибирск: «Окарина», 2005.

Ансамбли и аккомпанемент

Игорь Бриль «Джазовые пьесы» для фортепиано, 1-3 классы ДМШ. М.: «Кифара», 2002.

 «За роялем всей семьей». Популярные переложения для фортепиано в 4 руки. «Сказка в музыке». С-П, «Композитор», 2003.

За праздничным столом. Популярные песни для голоса в сопровождении фортепиано. 2001.

Я люблю Вас, так безумно. Романсы и русские народные песни. Для голоса и фортепиано в обработке Ю. Маевского. М.: «Композитор», 2002.

Течет ручей. Золотое кольцо. Составители А.Г. Костюк, Ф.И. Такун. М.: «Современная музыка», 2001.

Песни бардов. В. Высоцкий, Б. Окуджава, Ю. Ким, С. Никитин. Выпуск 1. Составитель М. Модель. М.: «Советский композитор», 1989.

Песни бардов. Ю. Визбор, А. Городницкий, А. Дольский, А. Галич. Выпуск 2. Составитель М. Модель. М.: «Советский композитор», 1990.

Геннадий Гладков «Бременские музыканты и другие». Песни для детей в сопровождении фортепиано. М.: «Кифара», 1997.

2. Второй год обучения

В ходе второго года обучения игре на фортепиано обучающиеся должны:

  • закрепить базовые знания по нотной грамотности;
  • продолжить изучение музыкальных форм произведений;
  • совершенствовать музыкальный слух, память и чувство ритма;
  • изучить более сложные композиции двуручного и ансамблевого изложения;
  • работать над выразительностью исполнения;
  • продолжить ознакомление с известными классическими и джазовыми произведениями;
  • научиться различать жанры произведений и стили разных композиторов.

В течение второго года обучения учащиеся должны совершенствовать приобретенные умения и навыки:

  • правильной посадки за инструментом и постановки рук;
  • правильных, удобных и целесообразных игровых движений;
  • основных приемов игры: non legato, legato, staccato;
  • слухового контроля, улавливания непосредственной связи между прикосновением и звуковым результатом;
  • упражнений для развития техники исполнения;
  • исполнения  мажорных и минорных гамм;
  • игры в составе ансамбля;
  • аккомпанемента;
  • чтения с листа;
  • музицирования;
  • педализации.

        Примерный репертуарный список

Классические произведения

 Т. Юдовина-Гальперина «Большая музыка —  маленькому музыканту». Выпуск 3. Легкие переложения для фортепиано. С-Пб.: «Композитор», 2005.

   Т. Юдовина-Гальперина «Большая музыка — Маленькому музыканту».       Выпуск 4. Легкие переложения для фортепиано. С-Пб.: «Композитор», 2005.

Т. Юдовина-Гальперина «Большая музыка — маленькому музыканту». Выпуск 5. Легкие переложения для фортепиано. С-Пб.: «Композитор», 2005.

 «Обучение с увлечением». Выпуск 16. Облегченные переложения для фортепиано и синтезатора. Изд. Зайцева В.Н., 2008.

«Обучение с увлечением». Выпуск 17. Нескучная антология облегченных переложений популярных мелодий для фортепиано и синтезатора. Сост. Веденина И.Г. Изд. Зайцева, 2008.

Джазовые и эстрадные произведения

«Музицирование для детей и взрослых». Выпуск 2. Новосибирск: «Окарина», 2008.

 «Музицирование для детей и взрослых». Выпуск 3. Новосибирск: «Окарина», 2009.

 «В свободный час», легкие переложения для фортепиано, сост. Счастливенко Л.И., Новосибирск: «Окарина», 2008.

Карпенко Л.В. «Альбом любителя музыки». Выпуск 1.  Популярные мелодии в переложении для фортепиано. Киев, 2006.

 «Популярная музыка кино». Выпуск 3. Вальсы, сост. Н. Горлов, переложение для фортепиано. М.: «Советский композитор», 1983.

 «Популярная музыка кино». Выпуск 4, сост. Н. Горлов, переложение для фортепиано. М.: «Советский композитор»,1985.

 «Современная танцевальная музыка», ноты для фортепиано. Выпуск 1. М.: «Музыка», 1979.

Александр Наумович Цфасман «Счастливая встреча». Танцевальная музыка.Сост. Комальков Ю.К., М.: «Советский композитор», 1988.

А. Цфасман  «Танцевальная музыка», сост. А. Полонский, М.: «Советский композитор», 1984.

А. Цфасман «Шесть современных бытовых танцев», легкое переложение для фортепиано автора, М.: «МУЗГИЗ», 1955.

 Мордасов Н. «Сборник джазовых пьес» для средних классов музыкальных школ. Издание второе, исправленное. Р-на-Д.: «Феникс», 2001.

В. Барков «Джазовое пиано». Выпуск 1. М.: изд. В. Катанский, 2003.

В. Барков «Джазовое пиано». Выпуск 2. М.: изд. В. Катанский, 2003.

Т.И. Смирнова «Allegro». Фортепиано. Интенсивный курс, часть II, тетрадь 4. М..: ЦСДК, 1994.

Т.И. Смирнова «Allegro». Фортепиано. Интенсивный курс, часть II, тетрадь 5. М.: ЦСДК, 1994.

Т.И. Смирнова «Allegro». Фортепиано. Интенсивный курс, часть II, тетрадь 6. М.: ЦСДК, 1994.

Т.И. Смирнова «Allegro». Фортепиано. Интенсивный курс, «Всегда с тобой», тетрадь 13. М.: ЦСДК, 1995.

Т.И. Смирнова «Allegro». Фортепиано. Интенсивный курс. Даниил Крамер «Золотые темы джаза» тетрадь 11. М.: ЦСДК, 1994.

Ансамбли и аккомпанемент

Дональдсон В. «Yes, sir, that's my baby»  для фортепиано в 4 руки. Обработка

Цфасман А. «Я хочу танцевать» для фортепиано в 4 руки.

Штраус И. «Анна — полька» для фортепиано в 4 руки.

Шмитц М. «Заводные буги» для фортепиано в 4 руки.

Андрей Петров «То, что хочется играть» для фортепиано в 4 руки. С-Пб.: «Союз художников», 2002.

«Ты, я и … Гершвин». Авторские концертные обработки, переложенные для фортепиано в 4 руки Сергеем Пичугиным. М.: Академия хорового искусства, 1998.

Г. Балаев «Современные фортепианные ансамбли» для музыкальных школ. Р-н-Д.: «Феникс», 2000.

 «Мой Кальман». Оперетты. Популярные фрагменты в легком переложении для фортепиано в 4 руки. С-Пб.: «Композитор», 1998.

 «Мой Верди». Оперы. Популярые фрагменты в легком переложении для фортепиано в 4 руки. С-Пб.: «Композитор», 1998.

Т.И. Смирнова «Allegro». Фортепиано. Интенсивный курс. «Учись аккомпанировать». М.: ЦСДК, 1994.

Геннадий Гладков «Люди и страсти — музыкальный сборник». Для голоса и фортепиано. М.: «Кифара», 2002.

Геннадий Гладков. «Проснись и пой — музыкальный сборник». Для голоса и фортепиано. М.: «Кифара», 2002.

Геннадий Гладков. Песни. Для голоса и фортепиано. М.: «Советский композитор», 1985.

И. Шварц. Песни и романсы. Для голоса и фортепиано. М.: «Композитор», 2001.

Дискотека. Эстрадный песенник. Выпуск 8. Составитель М. Пляцковский. М.: «Советский композитор», 1991.

IV. Методическое обеспечение учебного процесса

  1. Методические рекомендации преподавателям

Данная программа учитывает реальные возможности большинства  обучающихся, не снижая требований к качеству обучения и воспитания. Обучение на фортепиано взрослого человека имеет свою специфику. Любой преподаватель с опытом работы хорошо знает, что между обучением детей и взрослых существует большая разница. Учить более взрослых и зрелых людей гораздо проще, гак как они, как правило, знают, чего хотят, где полученные ими знания могут и должны быть использованы, и могут самостоятельно задавать себе зону ближайшего развития. Если человек, являющийся по своему психологическому возрасту взрослым, приходит учиться, то его не надо бесконечно контролировать. Именно эта определенность и самостоятельность в обучении взрослых людей предполагает особое мастерство педагога, который должен не просто хорошо преподавать, объяснять те или иные проблемные вопросы, но и уметь подстраиваться под интересы обучающегося, понимать и учитывать его индивидуальные особенности в процессе обучения. Особенность обучения взрослых касается не столько их психологического, сколько паспортного возраста. Люди, которые намеренно пришли получать определенные знания, необходимые им для интересной и важной для них деятельности, с уважением относятся к преподавателям, обладающим этими знаниями. Таким образом, психологическая совместимость обучающихся с педагогом, является серьёзным стимулом к обучению.

Несмотря на то, что взрослый человек способен запомнить больший объём информации, процесс обучения, на первых порах, может продвигаться медленнее, чем у ребёнка, так как физиологически руки взрослых, как правило, менее пластичны, чем руки ребёнка, и, следовательно, медленнее приспосабливаются к клавиатуре, мышечные усилия координируются хуже. Но вместе с тем, обладая большим жизненным и музыкальным кругозором, взрослый может быстрее овладеть художественно-смысловой стороной произведения и при достаточной настойчивости и усердии в более сжатые сроки научиться играть на фортепиано. При этом следует иметь в виду, что приобретение даже самых простых исполнительских навыков требует весьма длительного времени. За два года обучения необходимо не только познакомить обучающихся с навыками игры на фортепиано, но и научить читать с листа, дать элементарные понятия об игре в ансамбле и аккомпанементе, но и познакомить с различными музыкальными жанрами, не включёнными в данную программу. Ознакомление идёт исключительно для развития кругозора, так как в основном взрослые люди не стремятся играть большое количество этюдов, полифонию и крупную форму, за исключением «Лунной» сонаты Л.Бетховена и «Турецкого марша» В.А. Моцарта. Поэтому данная программа предлагает к изучению пьесы, различного рода ансамбли и аккомпанемент. Для того, чтобы получить элементарные представления о ладе, тональности и учитывая, что даже любительское музицирование требует технической оснащенности, мы рекомендуем заниматься развитием беглости пальцев на примере игры гамм, аккордов, арпеджио и упражнений.

Чтение с листа

Чтение с листа всегда являлось нормой домашнего музицирования, излюбленным времяпровождением. Не будучи профессионалами, любители музыки обладали высоким уровнем знаний в области искусства. Чтение с листа должно быть непрерывным, с осмысленной фразировкой и выполнением всех авторских указаний. При игре с листа взаимодействуют зрение, слух, моторика при активном участии внимания, воли, памяти, интуиции и творческого воображения исполнителя. Таким образам, воспитание навыков хорошего разбора и чтения с листа должно быть в центре внимания педагога. Важно, чтобы преподаватель воспитывал в учениках осмысленное отношение к тексту, приучал не только видеть все обозначения, но и слышать в них музыкальное содержание. Планирование навыка быстрого разбора и чтения нотного текста тесно взаимосвязаны с общим музыкально-пианистическим развитием.

Умение свободно читать с листа нотный текст, благоприятно влияет на ход учебного процесса и, в итоге, на конечный  результат исполнения пьес. Чтение с листа помогает обучающимся серьёзно пополнить и углубить знания музыкальной литературы, расширить свой музыкальный кругозор. Опыт показывает, что у человека систематически занимающегося игрой с листа, работа по изучению произведений продвигается значительно быстрее. А следствием этого является повышение интереса к игре на инструменте.  Обязателен принцип посильности и постепенности усложнения репертуара при чтении с листа, опережение взглядом процесса игры, охватывание всего текста и выделение главного. Работу по чтению с листа надо сделать необходимой и эффективной для обучающегося в течение всего периода обучения. Педагог должен использовать все имеющиеся возможности для того, чтобы привить любовь к чтению с листа, самостоятельному музицированию.

Игра в ансамбле и аккомпанемент

Игра в ансамбле  в четыре руки, на двух инструментах или с другим инструментом — распространенный вид совместного музицирования, который одинаково нравится детям и взрослым. Педагогическую ценность этого вида музицирования трудно переоценить. Играть вдвоем всегда интересней. Партия каждого участника ансамбля не так сложна, как если бы это же произведение было написано для одного исполнителя. Игра в ансамбле развивает умение слушать и слышать, расширяет кругозор, раздвигает репертуарные границы, знакомит их не только с оригинальными произведениями для ансамбля, но и с переложениями симфонической, оперной, эстрадной и джазовой музыки.

Важнейшим условием успешной реализации задач данной программы является разумный подбор учебного репертуара. Он должен включать наилучшие образцы музыкального искусства, быть сбалансированным по жанрам и стилям, отвечать техническим возможностям обучаемого.

Учебные планы должны быть направлены на решение следующих задач:

1. Создание условий для обеспечения индивидуального подхода к каждому обучающемуся в рамках образовательного процесса.

2. Использование вариативных подходов в целях адаптации программы к способностям и возможностям каждого обучающегося.

Отличительной чертой данной программы является её вариативность, так как позволяет учитывать индивидуальность обучаемого.

2. Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся

Объем времени на самостоятельную работу может определяться с учетом методической целесообразности и индивидуальных способностей ученика.

  • Самостоятельные занятия, по возможности,  должны быть регулярными и систематическими.
  • Периодичность занятий - каждый день.
  • Объем самостоятельной работы определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания, а также индивидуальные способности ученика.
  • Индивидуальная домашняя работа может проходить в несколько приемов.  
  • В самостоятельной работе должны присутствовать разные виды заданий, необходимых на данном этапе работы.
  • Для  успешной  реализации  программы «Фортепиано для взрослых» обучаемый должен  быть  обеспечен  доступом  к  библиотечным  фондам, а  также аудио и видеотекам.

Список литературы

  1. Методические указания по организации учебно-воспитательной работы в инструментальных классах ДМШ (ДШИ). М., 1988.
  2. Музыкальный инструмент (фортепиано). Программа для ДМШ (ДШИ).  М., 1988.
  3. Класс специального фортепиано. Программа для ДМШ. М., 1973.
  4. Примерная программа для детских музыкальных школ и музыкальных отделений детских школ искусств. Музыкальный инструмент фортепиано.  М.: Федеральное агентство по культуре и кинематографии. Научно-методический центр по художественному образованию, 2006.
  5. Примерная вариативная программа для детских музыкальных школ и музыкальных отделений детских школ искусств. Музицирование для учащихся фортепианного отделения. М.: Федеральное агентство по культуре и кинематографии. Научно-методический центр по художественному образованию, 2008.
  6. Примерная программа по фортепиано для детских музыкальных школ и музыкальных отделений детских школ искусств. Комплексная программа фортепиано. С-Пб.: Научно-методический центр по художественному образованию, 2006.
  7. Примерная программа по фортепиано для  детских музыкальных школ и музыкальных отделений детских школ искусств. Аккомпанемент вокальных произведений в классе фортепиано. М.: Научно-методический центр по художественному образованию, 2006.
  8. Программа дополнительного образования детей - основной документ педагога. Информационно-методический сборник выпуск № 5. Ресурсный центр школьного дополнительного образования. С-Пб., 2010.

Методическая литература  

  1. Алексеев А. Клавирное искусство, вып. 1. М., 1952.
  2. Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. М., 1978.
  3. Альшванг А. Людвиг ван Бетховен. Изд. Музыка, 1997.
  4. Браудо И. Об органной и клавирной музыке. Л., 1976.
  5. Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном искусстве. М., 1966.
  6. Гофман И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. М., 1961.
  7. Друскин М. Клавирная музыка Испании, Англии, Нидерландов, Франции, Италии, Германии 16-18 вв. Л., 1960.
  8. Зимин П. История фортепиано и его предшественников. М., 1968.
  9. Коган Г. Работа пианиста. 3 изд. М., 1979.
  10. Маккинон Л. Игра наизусть. Л., 1967.  
  11. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. М., 1982.
  12. Петрушин В. Музыкальная психология. М., 1997.
  13. Смирнова Т. Беседы о музыкальной педагогике и многом другом. М., 1997.
  14. Смирнова Т.И.  Интенсивный курс по фортепиано. Учебное пособие ALLEGRO. Методические рекомендации. М., 2003.
  15. Теплов Б. Психология музыкальных способностей. М.-Л., 1947.
  16. Тимакин Е.М. Воспитание пианиста. М.: Советский композитор, 1989.  
  17. Тимакин Е.М. Навыки координации в развитии пианиста. М.: Советский композитор, 1987.
  18. Цагарелли Ю. Психология музыкально-исполнительской деятельности. С-Пб: Композитор, 2008.
  19. Цыпин Г. Музыкант и его работа. Проблемы психологии творчества. М., 1988.
  20. Швейцер А. Иоганн Себастьян Бах. Классика – XXI.  М., 2011.
  21. Шмидт- Шкловская А. О воспитании пианистических навыков. Л., 1985.
  22. Шуман Р. О музыке и музыкантах. Сборник статей. М.: Музыка, 1975.
  23. Шуман Р. Жизненные правила для музыкантов. М., 1959.
  24. Щапов А. Фортепианный урок в музыкальной школе и училище. М.: Классика-XXI, 2009.
  25. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М., 2010.
  26. Ражников  В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике. М.: ЦАПИ, 1994.
  27. Смирнова Т.И. Фортепиано. Интенсивный курс. Пособие для преподавателей, детей и родителей. Методические рекомендации. М.: Издательство ЦСДК, 1994.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «СТРУННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ», «ХОРЕОГРАФИЯ», «ДУХОВЫЕ И УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ», «НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ». программа по учебному предмету ФОРТЕПИАНО

Аннотация на программу  по учебному предмету:дополнительный инструмент – фортепиано  по видам инструментов: струнные инструменты; духовые и ударные инструменты; народные инструменты; Х...

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области музыкального искусства области музыкального искусства «Основы музыкального исполнительства» Срок обучения 3-4 года (с 7-15лет) «Занимательное сольфеджио"

Программа учебного предмета «Занимательное сольфеджио (фортепиано, баян)» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализаци...

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области музыкального искусства по учебному предмету музыкальный инструмент предмет по выбору (фортепиано) срок обучения 3 года.

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области музыкального искусства по учебному предмету музыкальный инструмент предмет по выбору (фортепиано) срок обучения 3 года....

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА в области музыкального искусства по учебному предмету «Музыкальная литература» (срок обучения 4 года)

Новизна программы заключается в синтезе традиционного и творческого подхода к обучению. Предлагаемый для изучения объем музыкального материала расширен, разнообразен в тематическом отношении и ох...

Дополнительная общеобразовательная программа в области музыкального искусства" Народные инструменты". Рабочая программа "Дополнительный инструмент" (Домра) ( срок реализации 4 года)

Структура программы включает в себя пояснительную записку, которая содержит краткую характеристику предмета, его роль в образовательном процессе, срок реализации учебного предмета, объём учебного врем...

Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства «Фортепиано» сроком обучения 4 года 9 месяцев

Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства  «Фортепиано» сроком обучения 4 года 9 месяцев...

Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства "Основы музицирования" по предмету "Музыкальный инструмент" (фортепиано) (3 года)

Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства "Основы музицирования" по предмету "Музыкальный инструмент" (фортепиано) (3 года)...