Подготовка юных спортсменов-туристов
рабочая программа

Чесноков Павел Александрович

  Наш двадцатый век, а теперь и новый двадцать первый – век, далеко шагнувшего вперед технического прогресса, принес с собой множество негативных факторов, влияющих на здоровое развитие наших детей и подростков. Поэтому составляющей программы стал Здоровый Образ Жизни,  который реализуется за счет введения в образовательную программу методик и технологий, ведущих обучающихся к постепенному физическому совершенствованию и формированию выносливости. Все это является важным фактором повышения мотивации к образовательно-воспитательной деятельности воспитанников. Учитывая суровость климата на территории Красноселькупского района (в течение семи-восьми месяцев температура воздуха отрицательная), методика проведения тренировок по спортивному туризму разработана как для занятий на открытом воздухе, так и в закрытых помещениях

Ожидаемый результат после завершения обучения по данной программе, это физическое и спортивное совершенствование, участие в спортивно-туристских мероприятиях района и округа,   участие в пеших походах различных форм  сложности, выполнение нормативов спортивных квалификаций и разрядов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_pyust.doc100.5 КБ

Предварительный просмотр:

       Муниципальное  учреждение дополнительного образования

       «Красноселькупский центр дополнительного образования детей»

 ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«Подготовка юных спортсменов-туристов»

Возраст учащихся   7-11 лет.

Срок реализации программы – 2 года

(144 часа)

                                   

 

                                                         Составитель: Чесноков П.А.,

                                                         педагог дополнительного образования

                                                         МУ ДО «Красноселькупский центр

                                                         дополнительного образования детей»

с. Красноселькуп

2016 г.

                       

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Спортивный туризм — один из наиболее массовых видов спорта. Тяга к путешествиям, к преодолению маршрутов различной категории сложности заставляют тысячи туристов оторваться от привычного быта и заняться интересным, любимым делом.

Спортивно-туристская и краеведческая деятельность во всех её формах способствует всестороннему развитию личности ребенка и направлена на совершенствование его интеллектуального, духовного и физического развития, способствует изучению природных особенностей нашей Родины,  приобретению навыков самостоятельной деятельности, профилактике подростковой преступности, наркомании, алкоголизма и табакокурения.

Туризм — это не только спорт. Это философия, образ и стиль жизни. Путешествуя, человек знакомится с родной страной, иногда попадая в условия, близкие к тем, в которых жили наши предки, на практике знакомится с бытом и традициями различных народов. И в один прекрасный момент он задумывается о своем месте в жизни. Именно отсюда и начинается патриотизм — с отождествления себя со страной, в которой живешь, с ее культурой и обычаями.

  Наш двадцатый век, а теперь и новый двадцать первый – век, далеко шагнувшего вперед технического прогресса, принес с собой множество негативных факторов, влияющих на здоровое развитие наших детей и подростков. Поэтому составляющей программы стал Здоровый Образ Жизни,  который реализуется за счет введения в образовательную программу методик и технологий, ведущих обучающихся к постепенному физическому совершенствованию и формированию выносливости. Все это является важным фактором повышения мотивации к образовательно-воспитательной деятельности воспитанников. Учитывая суровость климата на территории Красноселькупского района (в течение семи-восьми месяцев температура воздуха отрицательная), методика проведения тренировок по спортивному туризму разработана как для занятий на открытом воздухе, так и в закрытых помещениях

Ожидаемый результат после завершения обучения по данной программе, это физическое и спортивное совершенствование, участие в спортивно-туристских мероприятиях района и округа,   участие в пеших походах различных форм  сложности, выполнение нормативов спортивных квалификаций и разрядов.

           

     Программа составлена с учетом физических и психологических особенностей детей младшего школьного возраста.

     Цель программы: создание условий для  индивидуальных физических  способностей ребенка через овладение  приемами техники и тактики в спортивном туризме.

     Задачи программы:

           - сформировать здоровую, физически активную личность;

           - развитие выносливости и внимательности;

           - знакомить детей с основами туристской деятельности.

           

     Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 часа.

Требования к уровню подготовки обучающихся к концу обучения

         

По окончании 1-го года обучения  обучающиеся должны знать:

  • правила техники безопасности при работе на технических этапах;
  • перечень личного специального  снаряжения для  тренировок по спортивному туризму и проведения однодневных походов;
  • принципы врачебного контроля и самоконтроля, профилактики травматизма;
  • применение основных узлов при выполнении технических приемов;
  • базовые физические упражнения для укрепления мышц рук, брюшного пресса;
  • основные упражнения для тренировки ловкости и выносливости.

По окончании 1-го года обучения, обучающиеся должны уметь:

  • применять личное снаряжение спортсмена-туриста на практике;
  • использовать освоенные технические приемы при прохождении этапов спортивных дистанций;
  • применять основные узлы на тренировочных занятиях и в походе;

По окончании 2-го года обучения, обучающиеся должны знать:

  • структуру и основные разделы Регламента по группе дисциплин

" дистанция" и основные правила по виду спорта «Спортивный туризм»;

  • состав ремонтного набора и медицинской аптечки для  одно – и многодневных походов и соревнований
  • виды условных знаков спортивных и топографических карт;
  • приёмы оказания первой доврачебной помощи;
  •  планирование и организацию  походов;
  • методику краеведческих исследований в походе;
  • виды и принципы организации страховки и сопровождения при преодолении препятствий.

По окончании 2-го года обучения, обучающиеся должны уметь:

  • проверять комплектность и исправность снаряжения для походов и соревнований;
  • формировать походную аптечку, безопасно эксплуатировать бивачное снаряжение;
  • пользоваться основным туристским снаряжением  согласно  Регламента для постановки и прохождения спортивных дистанций;
  • проходить дистанции 2 класса (лично, связкой, группой) по спортивному туризму в соответствии с требованиями Регламента.

По окончании 3-го года обучения, обучающиеся должны знать:

  • нормативно – правовые документы по виду спорта «спортивный туризм»;
  • структуру системы обеспечения безопасности в туристском походе и на спортивных дистанциях;
  • задачи, выполняемые участниками на соревнованиях по поисково – спасательным работам;
  • профилактику и оказание первой медпомощи ;
  • причины возникновения экстремальных ситуаций и меры их предупреждения, действия  в экстремальных ситуациях;

По окончании 3-го года обучения, обучающиеся должны уметь:

  • организовывать походный быт в любых погодных условиях и на любом характере местности;
  • проходить дистанции 3-4 класса (лично, связкой, группой) по спортивному туризму в соответствии с требованиями Регламента;
  • основы оборудования этапов на  дистанциях 1-2-3 классов сложности;
  • решать вопросы судейства на этапах спортивных дистанций.

         Обучающиеся должны знать:

         - правила  техники безопасности;

         - основные правила страховки и самостраховки при прохождении технических этапов;

         -  основные технические приемы и способы, используемые на соревнованиях при постановке дистанций 1 и 2 классов.

         

         Обучающиеся должны уметь:

         - самостоятельно одевать страховочную систему, крепить снаряжение и веревки;

         - пользоваться не сложным туристским оборудованием, обеспечивающим безопасность при работе на этапах;

         - вязать простые узлы, необходимые для крепления перил и организации страховок;

         - получить необходимые навыки судейства на этапах спортивных дистанций.

       

Учебно-тематический план 1 года обучения

   

раздел

всего часов

из них

теория

практика

1.

Снаряжение спортсмена туриста

4

2

2

2.

Веревки и основные узлы

10

2

8

3.

Основные технические приемы

50

8

42

4.

Физическая подготовка  

22

2

20

5.

Техническая и тактическая подготовка

37

7

30

6.

Учебно-контрольные соревнования

12

-

12

7.

Учебно-тренировочный поход

9

-

9

                                                           Всего часов:

144

21

123

                                                                     

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1. Снаряжение спортсмена-туриста.  Учащиеся знакомятся с основным снаряжением спортсмена туриста: страховочная система, карабины, спусковые и подъемные устройства.

На  теоретических и практических занятиях воспитанники учатся самостоятельно одевать и подгонять  страховочную систему, правильно использовать блокировку системы, усы самостраховки, накопители для основного снаряжения. Изучают применение различных карабинов, спусковых и подъемных устройств. Темы раздела:

1.1.  Индивидуальная страховочная система.

1.2.  Верхняя и нижняя обвязки.

1.3.  Блокировка системы.

1.4.  Усы самостраховки.

1.5.  Карабины и их использование.

1.6.  Подъемные и спусковые устройства.

2. Веревки и основные узлы. Виды веревки (статическая и динамическая), назначение и использование веревок и узлов, вязка основных узлов. Темы раздела:

2.1.  Виды веревок, используемых в спортивном туризме.

2.2.  Вязка простых узлов.

2.3.  Виды упражнений для отработки вязки узлов.

2.4.  Применение узлов.

2.5.  Узел «проводник».

2.6.  Узел «проводник-восьмерка».

2.7.  Крепление веревочных перил к точкам опоры.

2.8.  Натяжение веревочных перил.

       

3. Основные технические приемы. В этом разделе воспитанники отрабатывают на практике основные приемы и способы, используемые при преодолении препятствий: навесная переправа, параллельные перила, вертикальные подъемы и спуски, движение при помощи маятника, а так же организация перил на этапах. Занятия строятся на коротких упражнениях, эмитирующих этапы спортивных дистанций. Темы раздела:

3.1.  Движение по параллельным перилам.

3.2.  Движение по навесной переправе.

3.3.  Прыжок через препятствие с использованием спускового устройства.

3.4.  Прыжок, с использованием подъемного устройства.

3.5.  Вертикальный спуск по перилам.

3.6.  Подъем по перилам.

3.7.  Переправа по «бревну».

3.8.  Переправа «горизонтальным маятником».

4. Физическая подготовка. Для физической подготовки используются упражнения на развитие мышц рук и спины, брюшного пресса, выносливости и ловкости. Активные занятия на свежем воздухе включат в себя кроссовую и лыжную подготовку. Темы раздела:

4.1.  Прыжки со скакалкой.

4.2.  Вис на перекладине.

4.3.  Занятия на скалодроме.

4.4.  Подъем по наклонной переправе при помощи рук.

4.5.  Подъем по наклонной переправе при помощи «жумара».

4.6.  Вис на вертикальной веревке.

4.7.  Прыжки в высоту через «резинку».

5. Техническая и тактическая подготовка.  Этот раздел включает в себя упражнения, позволяющие влиять на творческий подход при решении задач преодоления препятствий на маршрутах и дистанциях. Темы раздела:

5.1.  Работа на этапах одной веревкой.

5.2.  Работа на этапах двумя веревками.

5.3.  Приемы работы со вспомогательными петлями.

5.4.  Работа на взаимодействие, в «связках».

5.5.  Использование «жумара» для натяжения перил.

6. Учебно-контрольные соревнования (УКС). Проверка знаний и умений на учебно- постановочных дистанциях. Главная цель данного раздела, привить воспитанникам формы соревновательной практики. Темы раздела:

6.1.  Соревновательная практика.

6.2.  Условия старта и финиша.

6.3.  Скоростной забег на простых этапах.

6.4.  Одиночный старт.

6.5.  Парный старт.

6.6.  Старт с интервалом.

7. Учебно-тренировочный поход (ПВД). Отработка знаний и умений в природной среде. Преодоление естественных препятствий: склоны, овраги, переправы. Ориентирование на местности.

В учебно-тренировочном походе выстраивается модель пешеходного туристского маршрута. Воспитанники учатся собирать групповое и командное снаряжение, организовывать временные и длительные стоянки, разжигать костры и готовить пищу в походных условиях. Во время похода отрабатываются начальные навыки ориентирования на местности, выживания, наблюдения. Темы раздела:

7.1.  Движение по маршруту.

7.2.  Преодоление естественных препятствий.

7.3.  Организация питания в походных условиях.

7.4.  Групповое и личное снаряжение.

7.5.  Организация временных стоянок.

7.6.  Организация стоянок на ночлег.

7.7.  Сооружение временных укрытий.

 

Учебно-тематический план 2 года обучения

   

раздел

всего часов

из них

теория

практика

1.

Личное и командное снаряжение

4

2

2

2.

Основные технические приемы

64

2

62

3.

Физическая подготовка  

24

-

24

4.

Техническая и тактическая подготовка

22

8

14

5.

Учебно-контрольные соревнования

12

-

12

6.

Соревнования

9

-

9

7.

Учебно-тренировочный поход

9

-

9

                                                           Всего часов:

144

12

132

                                                                     

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1. Личное и командное снаряжение.  Учащиеся осваивают личное специальное  основное и вспомогательное снаряжение. Отрабатывают навыки взаимодействия спортсменов-туристов при преодолении препятствий на спортивных дистанциях:

- подъемные и спусковые устройства;

- веревки и применение специальных узлов;

- сопровождение и организация командной страховки;

- организация точек опоры;

- транспортировка снаряжения.

       

2. Основные технические приемы. В этом разделе воспитанники отрабатывают на практике основные приемы и способы, используемые при преодолении препятствий: навесная переправа, параллельные перила, вертикальные подъемы и спуски, траверс склона, а так же организация перил на этапах. Занятия строятся на коротких упражнениях, эмитирующих этапы спортивных дистанций.

3. Физическая подготовка. Для физической подготовки используются упражнения на развитие мышц рук и спины, брюшного пресса, выносливости и ловкости. Активные занятия на свежем воздухе включат в себя кроссовую и лыжную подготовку.

4. Техническая и тактическая подготовка.  Этот раздел включает в себя упражнения, позволяющие влиять на творческий подход при решении задач преодоления препятствий на маршрутах и дистанциях:

- различные техники вязки узлов;

- использование вспомогательного снаряжения;

- организация дополнительных точек опоры;

- наведение и снятие веревочных перил;

- командное взаимодействие спортсменов.

5. Учебно-контрольные соревнования (УКС). Проверка знаний и умений на учебно- постановочных дистанциях. Главная цель данного раздела, привить воспитанникам формы соревновательной практики:

- условия старта и финиша;

- разметка зон этапов дистанции;

- система оценки результатов;

- условия прохождения этапов дистанции;

6. Соревнования. Участие воспитанников в спортивных мероприятиях районного уровня.

7. Учебно-тренировочный поход (ПВД). Отработка знаний и умений в природной среде. Преодоление естественных препятствий: склоны, овраги, переправы. Ориентирование на местности.

В учебно-тренировочном походе выстраивается модель пешеходного туристского маршрута. Воспитанники учатся собирать групповое и командное снаряжение, организовывать временные и длительные стоянки, разжигать костры и готовить пищу в походных условиях. Во время похода отрабатываются начальные навыки ориентирования на местности, выживания, наблюдения.

ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ

            - страховочные системы;

- динамические и статические веревки;

- карабины, спусковые и подъемные устройства;

- горизонтальные деревянные опоры на высоте 1, 2 и 3 м. для крепления веревочных перил;

- походное групповое и личное снаряжение: палатки, коврики, спальные мешки, костровое оборудование, тенты.

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

для обеспечения образовательного процесса по данной  программе.

1. Федотов Ю.Н., Востоков И.Е. «Спортивно-оздоровительный Туризм»      2002г.

                 2.         Правила соревнований по туристской технике. ЦСТиЗ. 2007 г.                                                                                                                    

3. Правила вида спорта «Спортивный туризм», Москва 2014 г.

4. Регламент проведения соревнований по спортивному туризму,  Москва 2014 год.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Начальная спортивная подготовка юных футболистов в условиях образовательной школы

p { margin-bottom: 0.21cm; }strong { font-weight: bold; } НАЧАЛЬНАЯ СПОРТИВНАЯ ПОДГОТОВКА ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫОдним из универсальных средств, обеспечивающих...

Взаимосвязь технической и специальной-физической подготовки юных боксеров.

В материале представлена работа описывающая о тесной связи физической подготовленности юных спортсменов с их технической подготовкой....

Методика подготовки юных легкоатлетов в ДЮСШ

В данном материале предоставлены рекомендации для подготовки юных спорстменов, посещающих ДЮСШ...

Специальные упражнения технической подготовки юных лыжников

Методика обучения учащихся лыжной подготовки...

Современная подготовка юных спортсменов. Педагогический контроль в подготовке юных спортсменов .

Важное место в системе управления подготовкой юных спортсменов отводится научно обоснованному педагогическому контролю, совершенствование которого является важнейшей предпосылкой повышения эффективнос...

Текстовое сопровождение компьютерной презентации практических достижений профессиональной деятельности "Методы и приёмы подготовки юных мотокроссменов на начальном этапе подготовки"

Материал был подгоотовлен к аттестации по должности "педагог дополнительного образования". Будет полезен тренерам по направлению "Мотоциклетный спорт".В тексте и презентации раскры...

Современная подготовка юных спортсменов. Построение тренировки юных спортсменов.

Спортивные занятия с юными спортсменами строятся в соответствии с общими закономерностями построения занятий по физическому воспитанию. Их эффективность в значительной степени зависит от рациональной ...