Методика подготовки юных легкоатлетов в ДЮСШ
методическая разработка по теме
В данном материале предоставлены рекомендации для подготовки юных спорстменов, посещающих ДЮСШ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_podgotovki_yunyh_legkoatletov_v_dyussh_.docx | 21.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика подготовки юных легкоатлетов в ДЮСШ тренера-преподавателя Канаева В.Н.
Спортивная тренировка – сложный творческий педагогический процесс, предусматривающий улучшение всесторонней физической подготовки занимающихся, развитие у них важных физических и морально-волевых качеств, овладение рациональной спортивной техникой и на этой основе достижение высоких спортивно-технических результатов.
В основе своей работы с детьми лежит многолетний учебный план с конкретными задачами на каждый год обучения. С набора учебных групп и их комплектования я ставлю для себя следующие задачи:
Привить любовь к занятиям легкой атлетикой и приучить детей к регулярному тренировочному режиму с трехразовыми занятиями в неделю.
Расширить двигательные возможности учащихся, совершенствовать их физическое развитие средствами общей физической подготовки (ОФП)
Задачей спортивной подготовки на этот период является – обучение основам техники бега. Большая роль отводится специальным беговым упражнениям (СБУ), ознакомление с техникой прыжков в высоту, барьерного бега, бросков и метаний набивного мяча.
Основным помощником в воспитании физических качеств являются спортивные игры – баскетбол и футбол. Быстрая смена игровых ситуаций помогает эмоционально воспринимать и усваивать нагрузки. В игре у ребят появляется азарт и проявляется в полной мере истинный характер каждого ученика.
На начальном этапе подготовки (9-12 лет) я составил для себя примерный план, который состоит из шести занятий, повторяющихся независимо от дней недели.
Первый день – обучение основам техники прыжков в высоту, специальные беговые упражнения,силовые упражнения для развития разных групп мышц, игры.
Второй день – обучение основам техники барьерного бега, пробегание коротких отрезков до 30 метров, прыжковые упражнения, игры.
Третий день – развитие гибкости, силовые упражнения, игры.
Четвертый день – специальные беговые упражнения, пробегание отрезков от100м до 200метров, игры.
Пятый день - обучение основам техники спринтерского бега, броски набивного мяча, игры.
Шестой день - кроссовый бег, специальные беговые упражнения, игры
На начальном этапе подготовки стараюсь выдерживать свой рабочий план, меняю только упражнения (от простых к более сложным) в зависимости от улучшения физической подготовленности учащихся.
В конце каждого года занимающиеся обязательно сдают переводные экзамены. В течение всего года участвуют в соревнованиях календарного плана легкой атлетики.
Пройдя предварительную начальную подготовку и, исходя от индивидуальных качеств занимающихся, с 13-14 лет начинаю более целенаправленную подготовку в учебно-тренировочных группах. Этот возраст в своем двигательном развитии характеризуется ярко выраженной неравномерностью прироста показателей физической подготовленности. Задачей этого этапа определяю создание предпосылок для совершенствования всех качеств, которые определяют спортивный результат: скоростных способностей, аэробной работоспособности, быстрой и взрывной силы; но при этом избегаю узкой специализации. Подготовка остается разносторонней: 50% занимают средства общей физической подготовки, 30% - средства специальной физической подготовки и 20% - средства, повышающие эмоциональность занятий.
Этап в учебно-тренировочных группах продолжается и в 15-17 лет, где тренировка становится более специализированной при продолжающейся всесторонней физической подготовке. Объем используемых средств распределяю следующим образом: 40%- средства общей физической подготовки; 40%- специальной физической подготовки и 20%- средства, повышающие эмоциональность занятий.
Весь этот этап учебно-тренировочных групп охватывает юношей и девушек среднего и старшего возраста в программе соревнований по легкой атлетике. Поэтому появляются обязательные соревнования областного масштаба, городского и отделений ДЮСШ. На основе этих соревнований и начинается годовое планирование тренировок, так и недельное. Применяю для этих групп блочную систему, особенностями которой являются:
Подготовка к зимнему и летнему соревновательным сезонам
а) зимний соревновательный сезон связан с выступлениями в соревнованиях в помещении, и пик соревнований приходится на конец декабря и весь январь.
б) летний соревновательный сезон приходится на конец апреля и весь май.
Разделяю каждый полугодичный цикл на 2-х недельные нагрузочные и недельные разгрузочные блоки подготовки.
В недельном микроцикле занимающиеся тренируются 5-6 занятий. Первое и второе занятия- целенаправленная подготовка. Третье занятие- игровой день, четвертое и пятое занятия- целенаправленная подготовка и шестое занятие- игровой день.
Этот блок(из 2-х и 1-ой недель)меняются по направлению к подводу соревнований зимой и летом. Направление выглядит так: Функционная→Силовая→Скоростно-силовая→Скоростная→Соревновательная.
Основная цель блочной системы заключается не только повышением уровня различных сторон подготовленности, но и в создании наиболее благоприятного фона для эффективной тренировочной работы в следующем по очереди направленности блока и полноценной реализации возрастающего уровня специальной физической подготовленности, в основном соревновательными упражнениями.
Период | Месяц | Неделя | Направленность блока |
Подготовительный | Сентябрь Октябрь Ноябрь | 1-2 3 4-5 6 7-8 9 10-11 12 13-14 15 | Втягивающий, функциональный Разгрузочный Силовой Разгрузочный Скоростно-силовой Разгрузочный Скоростной Разгрузочный Предсоревновательный Разгрузочный |
Зимний соревновательный | Декабрь Январь Февраль | 16-17 18 19-20 21 22-23 24 | Предсоревновательный Разгрузочный Участие в соревнованиях Разгрузочный Участие в соревнованиях Разгрузочный |
Подготовительный | Март | 25-26 27 28-29 30 | Втягивающий, функциональный Разгрузочный Силовой и скоростно-силовой Разгрузочный |
Летний соревновательный | Апрель Май Июнь | 31-32 33 34-35 36 37-38 39 | Скоростной Разгрузочный Соревновательный Разгрузочный Соревновательный Разгрузочный |
Переходный | Июль | 40-46 | Активный отдых |
Подготовительный | Август | 47-48 49 50-51 52 | Втягивающий, функциональный Разгрузочный Втягивающий, функциональный Разгрузочный |
Занимаясь по этой системе многие мои воспитанники добивались успехов на областных соревнованиях, входили в состав сборной области, выступая на первенстве России. Из первого набора (1969г. рождения) хотелось отметить Раздрогину Елену и Суконщикова Игоря. Оба прошли в ДЮСШ оба этапа подготовки (начальный и учебно-тренировочный). Становились чемпионами первенств среди юношей и девушек среднего и старшего возраста, выполнив норматив I взрослого разряда. Игорь специализировался в беге на 60 метров, 100 метров, 200 метров, а Елена - на средних дистанциях. Выступали за сборную области. Пиком своей спортивной карьеры у Игоря стало выступление на чемпионате области в беге на 60 метров- 6,9 сек.(3 место) в 1987 году. Елена, пройдя подготовку в ДЮСШ, продолжила свою спортивную карьеру. Выступала за сборную России и выполнила норматив Мастера спорта международного класса в марафонском беге.
Из второго набора (1974 г. рождения) наиболее хороших результатов добился Перин Алексей на спринтерских дистанциях (60м и 100м), был многократным чемпионом области, выступал за сборную области по легкой атлетике. Лучший результат в беге на 60 метров – 6,9 сек, 100 метров – 11,0 сек.
Из третьего набора (1980-1981 г. рождения) наиболее успешно прошли оба этапа подготовки Карась Евгений (прыжки в высоту) и Канаев Александр (средние дистанции).
Карась Евгений в прыжках в высоту показал результат 190 см, Канаев Александр пробежал дистанцию 800 метров за 2.00,0 сек.
Из последнего набора(1993-1995 г.р.) Ваганова Анна(прыжки в высоту) и Шабалина Ольга(бег на 60 метров) стали призерами Первенства Приволжского федерального округа по легкой атлетике.
Воспитанники, занимаясь по этой системе, выигрывали Первенство области по легкой атлетике в различных видах более 130 раз.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние подвижных игр на развитие физических качеств у юных легкоатлетов
доклад о влиянии подвижных игр на развитие физических качеств...
Особенности обучения начальной подготовки юных футболистов в ДЮСШ
Задачи, которые, необходимо решать для того, чтобы процесс начальной подготовки юных футболистов был эффективным. Учет индивидуальных особенностей детей. Мотивация на начальном этапе обучени...
«Начальный этап подготовки юных легкоатлетов ДЮСШ № 8 с.Небуг»
Работа посвящена актуальной проблеме- решению основных задач этапа начальной подготовки юных легкоатлетов. К основным задачам начальной подготовки является укрепление здоровья, формирование разносторо...
Скоростно-координационная подготовка юных легкоатлетов
Скоростно-координационная подготовка юных легкоатлетов...
методика развития быстроты легкоатлетов на начальном этапе подготовки
Актуальность. В настоящее время наиболее сложным физическим качеством является быстрота, которая определяется совокупностью всех временных признаков движения – продолжительностью, темпом, р...
Мотивация тренировочного процесса при подготовке юных легкоатлетов
Презентация на тему мотивации занимающихся к занятиям лёгкой атлетикой средствами спортивно оздоровительного туризма...
Методическая разработка "Совершенствование методики отбора юных спортсменов ДЮСШ по волейболу
Материал посвящен спортивному отбору по волейболу...