Морозова Светлана и Краснова Ксения. Сильная женщина. Рассказ об Арышевой Майе Марковне
статья по краеведению (7 класс)
Живёт в поселке Яя простая женщина с сильным характером, доброй и чуткой душой. Это Майя Марковна Арышева. 1 мая ей исполнилось 85 лет! Она работала учителем производственного обучения старших классов в школе № 1. Была награждена знаком «Победитель социалистического соревнования" и медалью «Ветеран труда».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Краснова Ксения и Морозова Светлана Ивановна
Сильная женщина
В 2021 году Кузбасс отмечает своё 300-летие. Главным богатством нашего края являются люди. Учёные, шахтёры, сталевары, врачи, космонавты, актёры, спортсмены из Кемеровской области известны всей России. Свой посильный вклад в развитие Кемеровской области внесли и вносят люди, живущие и на яйской земле. Историю нашего посёлка «пишут», на первый взгляд, самые обычные люди.
Живёт в нашем поселке простая женщина с сильным характером, доброй и чуткой душой. Это Майя Марковна Арышева. 1 мая ей исполнится восемьдесят пять лет! Ею можно только восхищаться, потому что она радуется жизни ежедневно. И даже когда ей плохо, Майя Марковна не подаёт вида, а в недомогании винит перемену погоды… Женщина удивляет силой своего духа, бескорыстием и трудолюбием. В жизни она оптимист, и это помогает ей преодолевать жизненные препятствия.
Родилась Майя Марковна в семье Голаванёва Марка и Степаниды, крестьян среднего достатка, сосланных в Сибирь из Украины. Ее отца арестовали по политической статье и отправили на Калыму, оттуда - на фронт… Майя Марковна предполагает, что он погиб в составе штрафной роты. Со слезами на глазах и с дрожью в голосе она прочла мне следующие строки:
Там нет имён, там нет знамён, мемориала,
Там время холмик небольшой с землёй сровняло.
Овраг раскинул два крыла, как в рай ворота.
Там в сорок первом полегла штрафная рота.
Мать Майи Марковны работала практически сутками на железной дороге путевым обходчиком. Маленькая девочка с трех лет оставалась на долгое время дома одна под замком. Чтобы девочке не было страшно, мама из старой телогрейки делала ей куклу. Длинные рукава-руки обнимали малышку. Часто, среди ночи, девочка просыпалась в слезах от страха потерять снежной зимой маму и остаться совсем одной в этом мире…Так, практически в одиночестве, Майя росла до школьного возраста.
Девочка самостоятельно пришла в 4-ую школу и записалась в первый класс. В послевоенное время тяжело приходилось школьникам: несколько человек учились по одному учебнику, не было тетрадей, писали свекольными чернилами на полях газеты. 5-ый и 6-ой классы Майя училась в вечерней школе, с 7-ого класса - в средней школе №2. Математика была у девочки одним из любимых предметов. Майя планировала поступить в институт, стать учителем и преподавать математику в школе. Но жизнь внесла свои коррективы…
Комбинат бытового обслуживания принял девушку на работу в ателье. Сначала она работала швеёй, затем- после дополнительного обучения закройщиком.
Шло время…Майя Марковна вышла замуж- сынок пошел в первый класс школы №1. Школе требовался учитель производственного обучения старших классов. И когда женщине предложили работать в школе, она, не раздумывая, согласилась.
Так началась педагогическая деятельность. Майя Марковна учила девочек тому, что любила делать сама: шить, моделировать одежду… Летнюю практику школьницы проходили в ателье 144 часа, им присваивали настоящие профессиональные разряды! Наша героиня с гордостью вспоминает тот факт, что девочки в школе умели шить всё: фартуки и юбки, блузки и костюмы. И не только шить…На уроках труда девочки выполняли задания по электрике, кулинарии. На всю жизнь запомнился Майе Марковне Морозов Серёжа, который в 5-ом классе стал посещать занятия вместе с девочками. Учитель вспоминает: «Просился, чтобы я его приняла. Думала: как он будет один среди девочек? …Я приняла его. В 6-ом классе мы шили юбку, он шил юбку маме. В 7-ом классе мы шили платье, а ему же платье не надо, так что приходилось мне самой ему преподавать. И он шил брюки, а потом – рубашку…У детей было огромное желание получать знания».
Делясь своими знаниями, умениями и бесценным жизненным опытом, Майя Марковна работала в нашей школе 31 год. Многие выпускницы благодарны этой тактичной, доброй, справедливой и терпеливой женщине! В 1976 году Майя Марковна была награждена за свой труд знаком «Победитель социалистического соревнования», в 1979 году- Почётной грамотой Министерства просвещения РСФСР, а в 1988 году –медалью «Ветеран труда».
Кроме преподавания, Майя Марковна занималась и общественной детальностью: почти 30 лет была председателем участковой избирательной комиссии.
У женщины была нелёгкая жизнь: рано ушёл из жизни муж, болезнь навсегда сковала её ноги. Но она не искала жалости к себе, трудилась по -совести. В свои 84 года она могла бы и отдыхать. Но это не про нашу героиню. Майя Марковна вяжет правнукам теплые костюмчики и пишет стихи про то, что ей дорого в жизни: семью, природу, добрые чувства людей, про жизнь, про нас… А ещё она гордится успехами внуков и правнуков! От нашей героини мы узнали, что её внучка Юлия Сергеевна Фёдорова, выпускница школы №3, является кандидатом фармацевтических наук, доцентом Кемеровского медицинского университета.
Такие оптимистичные люди, как Майя Марковна Арышева, благодаря своей невероятной силе духа преодолевают все испытания на своём жизненном пути. Именно такие, казалось бы, обычные люди «пишут» историю… История деревень, сёл, городов, областей, стран. складывается из жизненных историй простых людей.
Апрель 2021 года
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-исследование "Бабушкин пряник-светлая радость детства" по рассказу В.П. Астафьева "Конь с розовой гривой"
Урок по рассказу В.П. Астафьева "Конь с розовой гривой"...
Урок внеклассного чтения по рассказу П. Краснова "Шатохи" "МЫ В ОТВЕТЕ ЗА ТЕХ, КОГО ПРИРУЧИЛИ" в 7 классе
Рассказ Петра Краснова "Шатохи" оказывает на любого читателя очень сильное впечатление и никого не оставляет равнодушным. Задача учителя - вызвать учащихся на откровенный и непростой разговор о судьбе...
Конспект урока литературы в 7-ом классе «Имя твое – Женщина» (Женские образы в произведениях русской литературы).Учитель Козлова Светлана Алексеевна ГБОУ СОШ №456 Колпино Санкт-Петербург
Тип урока – урок-соревнованиеЦель – систематизировать и обобщить знания учащихся о женских образах в произведениях русской литературы.Форма урока позволяет на основе ана...
–« Спешите стать терпимей и добрей» Урок по рассказам П.Краснова « Шатохи» и Е Носова « Трудный хлеб»
Урок внеклассного чтения .Технология развития критического мышления через чтение и письмоТип урока – работа с текстомТема –« Спешите стать терпимей и добрей» (Урок по рассказам П.Краснова « Шато...
Исследовательская работа конкурса "Когда я думаю о маме", за ней вся Родина встает" название "Человеческий эгоизм может заглушить самый сильный инстинкт женщины - материнство"
Исследовательская работа "Человеческий эгоизм может заглушить самый сильный инстинкт женщины - материнство. Материнство выходит за пределы обычных форм человеческих связей профессиональных дружеских....
Ирина Сокольникова. Светлана Морозова. Образ Василия Фёдорова в лирике Дениса Цветкова.
Иркутский поэт Денис Михайлович Цветков посвятил другу, поэту Василию Дмитриевичу Фёдорову, немало стихотворений. Цель статьи - представить лирический портрет Василия Фёдорова в поэзии Дениса Цветкова...
Морозова Светлана. Слово о ветеране труда Л. Д. Макаренко
Любовь Дмитриевна Макаренко проработала в школе № 1п.г.т. Яя 36 лет....