Средняя школа № 2 в годы войны
план-конспект занятия по краеведению (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
Предварительный просмотр:
Средняя школа № 2 в годы войны
Коллектив учителей, и учащихся с первых дней войны участвовал в различных делах, старался помогать фронту. Был поддержан почин рабочих, инженерно-технических работников Усманского механического завода - этой маленькой кузницы фронта - в организации посылок для бойцов и командиров Красной Армии. Из школы на фронт шли подарки: кисеты с махоркой, носовые платки, конверты, туалетное мыло, бумага, карандаши. В посылки ложились письма, наполненные теплотой и заботой о тех, кто находился на фронте. Одно из таких писем написали учащиеся 4 класса:
«Дорогие товарищи бойцы! Посылаем вам наши скромные подарки. Мы здесь, в тылу, помним о вас и шлем вам наши лучшие пожелания - быть здоровыми и успешно бороться с ненавистным врагом. Мы всем, чем только можем, будем помогать вам бить проклятых фашистов. Учиться будем только на «хорошо» и «отлично». Еще раз желаем вам успехов в борьбе с врагом». («Путь Ленина» за 10 сентября 1941 года.)
По радио и из газет, бесед учителей, учащихся школы узнавали о зверствах, чинимых фашистами на оккупированной территории. Они выражали свое возмущение. В их сердцах зрела ненависть к врагу, росли патриотические чувства. Учащиеся начальных классов на одном из собраний решили помогать Родине в тяжелые дни Отечественной войны, горели желанием, чтобы доблестная Красная Армия быстрее уничтожила фашистов. Родители давали детям деньги на кино, фрукты, семечки. Однако эти скромные сбережения школьники решили отдать в фонд обороны страны.
В первый трудный год войны пионеры и учащиеся школы не стояли в стороне от дел, проводимых в городе и районе. Они были активными участниками всесоюзных и районных воскресников, собирали металлолом и денежные средства на строительство боевых машин, активно подписывались и распространяли денежно-вещевую лотерею.
Так, 23 ноября 1941 года в общесоюзный воскресник за неполный день в школе собрали 80 штук бутылок, необходимых для борьбы с танками врага (в них наполнялась горючая смесь). В тот же день, участвуя в организации сбора средств на построение танковой колонны Воронежской области, пионеры внесли в фонд обороны 190 рублей.
Успешно проходила подписка на денежно-вещевую лотерею. На 19 декабря общая сумма подписки в школе составила 1000 рублей, в том числе от учащихся поступило 700 рублей. Коллектив работников наметил тогда приобрести билетов еще на сумму 2100 рублей (подписаться каждому взрослому на 25 процентов месячного заработка) и завершить распространение к 15 февраля 1942 года.
Осенью 1941 года учителя и учащиеся школы принимали участие в шефской работе: помогали Песковатскому колхозу «20-я годовщина Октября» в уборке урожая. На полях этого колхоза они напряженно трудились в течение двух месяцев. Не забывали отправлять, как и раньше, посылки на фронт.
1
Вместе с дружескими письмами под Новый год школьники посылали табак, рукавицы, кисеты. Для покупки подарков собрано было около 500 рублей деньгами. Для Красной конницы изготовлялись попоны. Учащиеся старших классов приобретали квалификации трактористов, комбайнеров, чтобы помочь колхозам и заменить ушедших на фронт отцов.
1942 год. Понимая, какие трудности испытывают жители освобожденных районов, учащиеся и учителя школы, живущие едиными мыслями, решили оказать помощь людям, оставшимся без крова, одежды, обуви, продуктов питания. Только в январе орловцам было отправлено из школы 160 различных предметов, в том числе детские кофточки, носки и другие вещи.
Новым делом стало шефство над госпиталями в Усмани, за что школа не раз получала благодарность через районную газету. Для раненых бойцов, лечившихся в госпиталях, комплектовались библиотечки, давались концерты художественной самодеятельности.
Учащиеся готовили себя к защите Родины, занимались в кружках ПВХО, ГСО. В марте 1942 года в школе закончено обучение по нормам ПВХО 1 ступени. 90 процентов учащихся состояли членами Осоави-ахима. Работа кружков продолжалась и в период каникул.
Тяготы войны, воспитание и обучение учащихся школы было на плечах замечательных педагогов: старейшего директора школы Лидии Григорьевны Дмитревской, ее дочери, учительницы иностранного языка Галины Александровны, учителей Серафимы Григорьевны Аристовой, Раисы Николаевны Поповой, Клавдии Федоровны Огарковой и других. Это они, обсудив призыв к учительству педагогов 13-й железнодорожной школы г. Куйбышева, постановили внести в фонд строительства танковой колонны "Народный учитель" однодневный заработок. Сообщив об этом в газету, писали, чтобы танки колонны "Народный учитель" отомстили врагу за невинную кровь советских детей, уничтоженных руками фашистов, за кровь учителей и учительниц, павших смертью храбрых на фронте, зверски замученных в фашистских застенках.
Новой формой внеклассной работы в годы войны стала организация работы тимуровских команд. Тимуровцами, как писала в газету "Путь Ленина" одна из активных членов Клара Разумовская, были преимущественно учащиеся, получившие хорошие и отличные оценки, имевшие отличную дисциплину. Деятельность тимуровцев не ограничивалась только оказанием помощи семьям красноармейцев. Ребята продолжали собирать металлолом, подарки фронтовикам.
Летом 1942 года, когда немцы были в Воронеже, и оттуда, то есть с юга,
слышался гул канонады, наш город находился на прифронтовой полосе. Школьники и учителя были очевидцами первых бомбежек в нашем городе.
В целях безопасности персонала школы на ее окраинной восточной территории была вырыта длинная линия окопов, а котельная старой части здания использовалась как бомбоубежище.
А занятия продолжались! Было трудно учиться и работать. Так, в 4 классе,
2
где учительницей была С.Г.Аристова, учащиеся занимались по 5 предметам, по которым весной пришлось сдавать экзамены. Ощущались недостатки в питании, обуви и одежде, не хватало учебников и письменных принадлежностей. Учащиеся объединялись по группам, чтобы готовить уроки. И, несмотря на это, они особенно тщательно изучали предметы. Лучшие ученики оказывали помощь слабым, а результаты такой подготовки благотворно сказались на экзаменах. Все ученики отвечали сознательно, толково и уверенно. Приходится удивляться исключительному трудолюбию и настойчивости учащихся в учебе в период войны.
Коллектив школы старался сделать все возможное, чтобы облегчить жизнь детей, чьи отцы сражались на фронте. При школьной библиотеке был создан специальный фонд учебников и письменных принадлежностей. Дети фронтовиков в первую очередь снабжались одеждой и обувью.
Вот лишь небольшой список нуждающихся: Калинин Виктор - обувь, отец на фронте (4 кл.), Иевлева Александра - обувь, отец на фронте (3 кл.), Настаушева Нина - обувь, отец на фронте (4 кл.), Якубович Галина - обувь, отец на фронте (4 кл.), Чуйков Борис - одежда, обувь, эвакуированные (2 кл.), Баранова Мария -обувь, эвакуированные, отец погиб на фронте (2 кл.). В списке 83 человека.
И снова о трудностях. Недостатки ощущались во всем: не хватало учебников, бумаги, учащиеся часто писали на старых газетах. Некоторые ученики ходили в школу в старой обуви, но все работали с упорством, по-фронтовому.
Основное здание школы, на котором безымянные строители вывели из
кирпича дату - 1909, занималось одним из находившихся тогда в Усмани госпиталей. Часть учащихся перевели в 3-ю школу, а остальных разместили в двух зданиях: в помещении, где несколько лет назад была школа рабочей молодежи (ныне райотдел внутренних дел), и в полутораэтажном здании по улице Ф.Энгельса, 103. Чтобы давать уроки, учителям приходилось переходить из одного здания в другое, а иногда вести их и в других школах вместо мужчин-учителей, ушедших на фронт. Из нашей школы, в частности, ушел сражаться с врагом завуч школы и математик Павперов Дмитрий Павлович. Его грудь после возвращения в Усмань была украшена многими правительственными наградами.
1943 год. В районе шел сбор средств на строительство авиаэскадрильи "Усманец". Как всегда в этом деле были активны учителя школы. В начале февраля состоялся митинг, на котором педагоги решили отчислить на боевые самолеты свой двухнедельный заработок. В первые же дни собрали наличными 2500 рублей. После этого директор школы Л.Г. Дмитриевская
написала в районную газету заметку следующего содержания: "Пусть наши
самолеты вместе с тысячами других самолетов, построенных на средства советских патриотов, помогают Красной Армии крепче громить врага, гнать его дальше из пределов нашей Родины". ("Путь Ленина" за 7 февраля 1943 года). По примеру своих старших товарищей и ученики школы решили
3
построить в составе авиаэскадрильи свой самолет "Усманский школьник"
В мае 1943 года в школе проходили очередные проверочные испытания. Заведующая Гороно В.Никольская отметила, что лучшие результаты показали тогда учащиеся 2-й средней школы: "За все дни испытаний, -отмечала она, -учащиеся этой школы не получают плохих отметок. А из 30 учащихся 7 класса "А" на испытаниях по алгебре письменно 27 человек получили отличные оценки и 3 "хорошо" ("Путь Ленина" 1943 года).
В 1943 году действовали 2 детдома: детский дом имени Ленина (ныне общежитие педагогического колледжа) и спецдетдом ( ныне учебное здание школы-интерната). Дети-сироты, потерявшие в годы войны своих родителей, не были забыты. Учащиеся 2-й школы собирали для них продукты, деньги, посуду. Здесь мы снова обратимся к скупым, но имеющим истинный смысл строкам газеты "Путь Ленина": "В средней школе № 2 особенно активно в том деле (т.е. помощи детдомовцам ) участвуют комсомолки Гридяева, Кузнецова и секретарь комсомольской организации Борисова" ("Путь Ленина" за 23 сентября 1943 года).
В школе организована лотерея и поступавшие от нее средства в сумме 1000 рублей переданы для спецдетдома (там же, 19 октября 1943 года).
В годы войны все дети школьного возраста учились, а для дошкольников в 1943 - 44 году учителя организовали при школе площадки, где дети находились на полном государственном обеспечении с 7 часов утра до 7 часов вечера, когда родители возвращались с работы домой. Это давало возможность родителям напряженно работать в тылу.
Чтобы дети лучше питались, учителя вместе с учащимися старших классов сажали на пришкольном участке картофель и овощи. Продолжали, начиная с первых месяцев войны, оказывать колхозникам Песковатки и Пригородки помощь в прополке, и уборке зерновых и овощных культур. А вечерами шили и вязали теплые вещи для фронтовиков, писали письма на фронт.
В декабре 1944 .года учащиеся школы участвовали в смотре художественной самодеятельности района. Ученица 8 класса Гридяева, по сообщениям газеты, читала стихи. Жюри оценило ее выступление одним из лучших и направило на областной смотр.
1945 год. Последние годы войны. Все чаще в школу приходили радостные вести с фронтов: от отцов, бывших воспитанников школы, бойцов.
И вот, наконец, наступил долгожданный День Победы. Вместе с усманцами, учителя и учащиеся пришли к 8 часам утра 9 мая к зданию райкома партии на митинг. Радость и счастье были на лицах людей. Война закончилась. Страна зажила мирной жизнью.
С тех пор прошло, более 60лет, но память о войне не иссякнет.
В нашем школьном музее оформлены стенды, посвященные бывшим ученикам школы, погибшим на фронте.
Вот их фамилии: Борисов Б.И., Казанцев Н.Н., Калинин А.Л., Комяков Н.В., Корчагин Б.А., Крышов A.M., Попова В.И., Романихина И.А., Романов М.Д., Скачков М.А., Скляднев Н.П., Федотов В.Д. 4
Разумеется, это неполный, список. Нам известны фамилии и других дорогих нашему сердцу молодых людей, чья жизнь оборвалась в расцвете сил.
Кто они, эти люди, отдавшие свои жизни за наше счастье? Какие боевые дела совершали? Ответы на эти вопросы дает районная газета, опубликовав ряд заметок на эти темы, а также музей истории школы.
Некоторые публикации мне хотелось бы привести полностью, так как за давностью лет они, может быть, не остались у читателей в памяти, а молодые люди и вовсе не читали.
Медсестра Валя Попова. Вот как написал о ней журналист В.Лидин в очерке "Падающие звезды":
"Временное затишье на фронте. Темная ночь окутала Землю. Сквозь темную шаль неба тускло мерцают звезды. В болоте квакают лягушки. Кругом тихо и мирно, словно и нет войны. Изредка где-то далеко за лесом прорежет ночное небо ракета. Валя лежит на шинели в высокой траве и смотрит в бездонное небо. Девушке кажется, что звезды подмигивают ей. Хорошо мечтается в девятнадцать лет. Вспоминается далекая Усмань и тихая ночь, темное нёбо, и
звезды, падающие в росу.
Хочется Вале лежать долго-долго, ни о чем не думать, просто смотреть в небо. Но лежать долго нельзя, война! Полк поднят по тревоге и идет в наступление на врага. Громко чихают танки, сдерживая свой рев. Жерла самоходок смотрят в темноту, отыскивая затаившегося противника. За танками неслышно продвигается пехота. Вместе с ней идет медицинская сестра из маленького городка Усмани Валентина Попова. Она привыкла к ночным тревогам. Война закалила ее, но не смогла притупить горячую я любовь к людям. Валя вглядывается в знакомые силуэты - своих фронтовых товарищей и беспокойно думает: - Кто-то из них сегодня...
Девушка гонит прочь эту страшную, мысль. Она нежно дотрагивается до рукава солдата, идущего рядом с ней:
• Ой, как хорошо, ночь свежая, воздух чистый. Чудесно, как на курорте! - тихо говорит она, - успокаивая себя...
• Хорош курорт, - иронически бросает солдат и после небольшой
паузы спрашивает:
• А ты, Валя, была когда-нибудь на курорте?
• Нет, не успела, после школы сразу же поступила на работу. Началась война, и я добровольно ушла на фронт.
• Да, - вздыхает боец.
Над степью сухим горохом рассыпается автоматная очередь. К ней
присоединяется перестук пулеметов. Над головами солдат со свистом пролетает снаряд. Это враг, застигнутый врасплох, испуганно начал
стрельбу, а советские танки, не сбавляя хода, открыли по нему ответный огонь. Под их прикрытием идет в наступление, советская пехота.
Грохот, взрывы, лязг железа, вой немецкой сирены. И, покрывая все это, над полем битвы несется дружное, победное "Ура!" русских солдат. Рядом с Валей падает раненый солдат. Она делает ему перевязку. Подбегают
5
санитары с носилками. Валя помогает им положить раненого и догоняет свою роту. Но что это такое? Удар. Резкая боль. Земля качается и начинает уходить из-под ног. С каждым мгновением боль тускнеет. В отблесках взрывов кружатся машины и люди, прыгает темная полоса леса. В потухающем сознании вспыхивают падающие звезды. Это сыплются градом солдаты врага. Они сгорают в небе справедливой войны чтобы, не упасть на русскую землю и не осквернить ее. Ведь на ней уснула Валя Попова - славная девушка из Усмани.
Это произошло в 1943 году. Вале Поповой было всего девятнадцать лет.
...Шумят над Россией мирные годы. Ночами чертят, небо падающие звезды так же, как и много лет назад. Но их уже не видит девчонка из Усмани... " ("Новая жизнь " за 23 февраля 1964 года)
Скляднев Николай. Доброволец. В армии был пулеметчиком. Погиб в 1942
году.
Дудин Михаил. Пропал без вести.
Брыкин Алексей. Погиб в 1941 году.
Романихина И Я. В 1943 году добровольцем ушла на фронт. Была связисткой. В 1944 году пала смертью храбрых.
Крышов Андрей. Лейтенант, погиб в 1943 году.
Корчагин Борис. Погиб в 1941 году в первом бою.
Политов Римма. С началом войны находился на фронте. Погиб во время разведки в с. Опошня Полтавской области.
Борисов Борис после окончания Усманского медучилища ушел добровольцем в армию, был военфельдшером. Погиб в августе 1941 года при защите Крыма.
Скачков Михаил - летчик, младший лейтенант. Славный сокол громил фашистских стервятников в воздухе и вражескую технику на земле. Погиб в воздушном бою.
Комяков Николай. В 1940 году идет в ряды Красной Армии, оканчивает Ташкентское пехотное училище. Воевал на Западном, направлении, под Сталинградом. В 1943 году в бессознательном состоянии остался на поле боя. Наши части отошли... За 4 месяца испытал все ужасы фашистского плена: издевательства, побои, голод. Бежал. И снова фронт, снова упорные бои с врагом. И так до июля 1944 года. Последнее, пятое ранение, оказалось смертельным.
Зиновьев Анатолий. Офицер-связист в годы войны. Верил, что придет час победы над врагом. В архиве школы хранятся письма, которые писал Анатолий домой в годы войны. Это бесценная реликвия. Среди них письмо
на Западном фронте. 154-я танковая бригада, в составе которой он находился,
вела бои на границах Калининской и Смоленской областей в районе города Белый. Обрушивая на гитлеровцев огонь 76-миллиметровой пушки и станкового пулемета, тридцатьчетверка Комякова вырывается вперед, утюжа немецкие окопы. Но тут случилось непоправимое: вражеский снаряд попал в моторную часть и поджег, ее экипаж пытается сбить с сердца машины
6
красновато-голубоватые языки пламени. Второй снаряд пробил броню башни.
Раненный в голову, ногу, в обе руки, истекая кровью, Дмитрий на какое-то мгновение потерял сознание. Очнувшись, он с трудом открыл ставший неподатливым люк, медленно выбрался наружу и отполз. Колко била в лицо поземка. Натруженный рев десятков моторов, залпы орудий, бесконечная трескотня пулеметов - все это создавало какой-то хаотический гул. Со слезами на карих глазах смотрит и видит лейтенант, как горит его машина, как взрываются топливные баки и оставшиеся в ящиках снаряды, как взрывной волной поднимает и отбрасывает в сторону башню. А потом, шатаясь от большой потери крови, сильно прихрамывая, он с каким-то безразличием направляется в сторону своих. За мужество, проявленное в бою под городом Белый, командование наградило лейтенанта Комякова орденом Красной Звезды. Борьба людей в белых халатах за его жизнь завершилась победой, но победа далась нелегко: газовая гангрена привела к ампутации правой ноги.
Демобилизовавшись, он решает стать учителем..." ("Новая жизнь" за 8 мая 1964 года).
Иван Семенович Попов. Военная «страда» у него началась осенью 1942 года
и продолжалась до конца войны. Первый боевой орден Красной Звезды лейтенант получил за умелые решительные действия в тяжелых боях под Белым и Ржевом, будучи командиром танкового взвода. Среди полученных орденов у Ивана Попова орден Отечественной войны, Красного Знамени, орден Ленина.
Воевал И.С.Попов на знаменитой Курской дуге, форсировал Днепр, успешно действовал в Белоруссии, вел тяжелые бои на подступах к Берлину в районе Зееловских высот и в самом Берлине. После окончания войны учился в Московской Академии бронетанковых войск, затем окончил адъюнктуру, работал свыше 15 лет преподавателем Академии, доцент. Защитив диссертацию, получил ученое звание кандидаты военных наук. Некоторое время служил в генеральном штабе. На пенсию вышел в воинском звании генерал-майора.
7
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час по теме"Наша школа в годы войны"
Содержится материал из школьного музея...
Школа в годы войны.
Ученицы Альмаметова Гюзель и Побережник Александра провели исследование о школе в годы войны, о образовательных программах, о подвиге учителей, о условиях обучения и судьбе учеников в те суровые годы....
«Герои продолжают жить в нашей памяти» (литературно – музыкальная композиция, посвященная выпускникам Казанской средней школы, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны)
Литературно-музыкальная композиция для прведения школьной конференции старшеклассников, созданная на основе реальных событий из жизни учеников Казанской средней школы довоенных и военных лет. Традицио...
Презентация на тему "Школа в годы Великой Отечественной войны и в первые послевоенные годы"
Презентация, основанная на краеведческом материале,поможет подготовить внеклассное мероприятие "Тыл в годы войны"...
Проект "Школа в годы войны (1941-1945)"
В результате работы над проектом учащиеся познакомились с судьбами учителей военного времени, посвятивших себя таким же детям, узнали интересные факты из истории своего села и школы в самые тяжёлые, в...
Великая Отечественная война в судьбах учителей и выпускников Тетюшской средней школы № 1 (Из опыта поисково-исследовательской работы учащихся МБОУ «Тетюшская СОШ №1 им. Ханжина П.С.»)
Изучение истории Великой Отечественной войны имеет большое значение для патриотического воспитания учащихся, формирования у них гражданственности. Самостоятельный поиск информации, исследовательская р...
«Они не вернулись из боя…» (литературно-музыкальная композиция о выпускниках Марьинской средней школы, не вернувшихся с полей Великой Отечественной войны)
Данная разработка знакомит обучающихся с выпускниками Марьинской средней школы, которые погибли во время Великой Отечественной войны...