Школа в годы войны.
творческая работа учащихся по истории (9 класс) по теме
Ученицы Альмаметова Гюзель и Побережник Александра провели исследование о школе в годы войны, о образовательных программах, о подвиге учителей, о условиях обучения и судьбе учеников в те суровые годы. Практическая часть исследования была посвящена школе, которая находится в селе Малые Чапурники, и которая была закрыта в 2010 году. С этой работой девочки выступали в областном краеведческом музее, работа получила очеь высокую оценку жюри.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota.shkola_v_gody.doc | 73.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Комитет по образованию администрации Волгограда
Красноармейское территориальное управление
Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 22
Красноармейского района г. Волгограда
400110, г. Волгоград, Красноармейский район, р.п. Южный, д.9-а
Телефон (8442) 25-18-01
ШКОЛА В ГОДЫ ВОЙНЫ
Научный руководитель:
учитель истории и обществознания
Бикмурзаева
Надия Ракибовна,
МОУ СОШ № 22,
тел.: 25-18-01
Волгоград
2011
Введение
2010 год для нашей страны - юбилейный. 65 лет назад закончилась самая кровопролитная война в истории нашего государства. Мы праздновали великую Победу. Также этот победный год был объявлен в нашей стране годом Учителя.
В те страшные военные годы воевала вся страна. Каждый житель нашей Родины приближал великую Победу. Мы много знаем о самоотверженных подвигах советских воинов. Написано много книг, не меньше снято фильмов о борьбе советских солдат с немецкими захватчиками. И все эти солдаты были людьми совершенно разных профессий, сменивших свою мирную деятельность на автоматы и пулеметы. Инженеры, врачи, строители, учителя…
В год Победы и в год Учителя будучи школьниками, для нас особый интерес представляет вопрос о том, как же обучались наши сверстники тех военных лет. В связи с этим мы провели исследовательскую работу, результаты которой изложены в параграфах нашей работы.
§ 1. Образовательная политика в годы войны.
22 июня 1941 года на нашу Советскую Родину предательски напала фашистская Германия. Народ, как один, поднялся на защиту своей страны…
Обстановка невиданной в истории Великой Отечественной войны не могла не сказаться на народном образовании и на деятельности советской школы. Тысячи учащихся старших классов, учителей и студентов, ушли в народное ополчение, в Красную Армию, в партизанские отряды…
Из-за экстренной эвакуации огромное количество детей школьного возраста в первое военное полугодие не имело возможности учиться.
В военных условиях советской школе предстояло продолжить работу по охвату всех детей школьного возраста всеобщим обучением; придать преподаванию основ наук большую идейно-политическую направленность, обеспечить необходимую физическую подготовку учащихся, организовать агротехническую подготовку молодежи для широкого ее участия в общественно полезном труде; развернуть массовую оборонную и политико-просветительную работу среди населения; наладить труд школьников для оборонных нужд на предприятиях и в сельском хозяйстве. Со всеми этими сложными задачами советские учителя успешно справились.
Советское государство осознавало важность и необходимость получения школьного образования. Наркомпросами и местными организациями был принят ряд мер по уточнению учета школьных контингентов (включая и эвакуируемых), было разрешено открывать дополнительные классы и школы. Для эвакуированных детей создавались школы-интернаты. Школьная администрация, комсомол, профсоюзы и родительская общественность приняли активное участие в борьбе с отсевом учащихся и помогли укреплению школы. Такие меры позволили в РСФСР вернуть в школы более 360 тысяч учащихся.
В годы войны Советское правительство принимали все меры по расширению школьной сети и восстановлению ее в тех местах, где враг уничтожил школьные здания. По государственному бюджету 1944 года был ассигнован один миллиард рублей на строительство новых школьных зданий. Постепенно освобождались школы, используемые не по назначению. Все это создавало в военных условиях благоприятные возможности для реализации всеобщего обучения. Многим учащимся была оказана и материальная помощь. В большинстве школ было налажено питание учащихся.
Для той молодежи, которая в начале войны оставила школу и была занята в промышленности или в сельском хозяйстве, в 1943 году были организованы школы рабочей и сельской молодежи.
Борьба советского народа с фашистскими захватчиками выдвинула ряд требований, изменивших учебно-воспитательную работу. Всему преподаванию, всей воспитательной работе в школе был придан боевой, патриотический характер. Изменился характер преподавания литературы, истории, географии. Юноши и девушки вдохновлялись образами молодых героев - Зои Космодемьянской, Лизы Чайкиной, Саши Чекалина, Александра Матросова, Николая Гастелло и других.
В эти годы в ряде школ вырабатывались местные правила для учащихся. Этот опыт был обобщен, и в августе 1943 года СНK РСФСР были утверждены «Правила для учащихся», в которых определялись обязанности школьника по отношению к школе, учителям, родителям, старшим и товарищам, устанавливались правила культурного поведения учащихся как в школе, так и вне ее.
В военное время в школы было внедрено социалистическое соревнование в учебной работе. В январе 1944 года вводится пятибалльная система для оценки успеваемости учащихся.
В июне 1944 года Совет Народных Комиссаров СССР принял постановление «О мероприятиях по улучшению качества обучения в школе», согласно которому вводились:
1) обязательная сдача выпускных экзаменов учащимися, оканчивающими начальную и семилетнюю школу, и экзамены на аттестат зрелости — оканчивающими среднюю школу;
2) награждение золотой и серебряной медалью учащихся-отличников, оканчивающих среднюю школу.
В связи с тем что в начале войны значительная часть учителей ушла в армию, были приняты меры к срочной подготовке лиц, имеющих среднее образование, к педагогической работе, к укреплению работы педагогических училищ, учительских институтов и педагогических институтов. И все же многие учителя не имели должной квалификации, что отрицательно сказывалось на работе школы.
§ 2. Дети и война…
До войны на территории нынешнего Красноармейского района насчитывалось 6 школ: 55, 117, 120, 123, 22 и 62. Все школы располагались в зданиях, построенных еще немецкими колонистами. Но война внесла свои коррективы – в школах разместились госпитали, ушли на фронт учителя, ученики старших классов. Они отчаянно сражались, защищая родную страну.
В числе таких самоотверженных педагогов был Буданов Владимир Михайлович. Большую часть своей трудовой жизни он посвятил школе, преподавал физику, математику, астрономию в школах № 115 и 68.
Окончив семилетку, поступил в Астраханское педучилище. А потом война. 1942 год.
У Владимира Михайловича Буданова много боевых наград: медаль «За отвагу», орден Отечественной войны II степени, юбилейные медали. Демобилизовавшись, он приехал в Волгоград, окончил педагогический институт.
Сколько бы лет ни прошло с окончания войны, память вновь и вновь возвращается к прошлому. И тогда память Владимира Михайловича говорит стихами. Стихи он начал писать еще на фронте. Достоверность – вот главная особенность его стихов. Это надо увидеть, пережить…
Шли на Запад с боями под грохоты
Взрывов бомб, и снарядов, и мин,
А навстречу – пожарища в копоти
Да корявые глыбы руин…
Нелегка была судьба учителей военного времени, но не мене тяжкая доля легла на плечи их учеников. В нашем родном поселке «Южный» проживают труженики тыла, которые в те военные годы были совсем еще детьми. В этот победный для нашей страны год они все были отмечены юбилейными медалями.
Прошло 65 лет, а воспоминания тех страшных лет остро живут в их памяти. Слепцов Рудольф Иванович, труженик тыла, вспоминает следующее: «Когда немцы напали на нашу Родину, я был учеником 7-го класса. Зимой мы вместе с ребятами ходил на заготовку дров для обогрева своей школы. Первую половину дня мы учились. Тетрадями нам служили старые газеты. А после уроков помогали фронту: работали в колхозе, собирали посылки».
Шелухина Мария Сергеевна поделилась с нами такими воспоминаниями: «К началу войны мне едва исполнилось 11 лет. Несмотря на детский возраст, я работала в рыболовецком колхозе «Волгострой». Вместе с женщинами и детьми ловила сетями рыбу на левом берегу Волги, обеспечивая фронт продовольствием. Очень часто мы попадали под обстрел вражеских пулеметов. Несмотря на малый возраст все относились к работе очень серьезно, потому что знали - и от нашего труда зависит победа над врагом».
Поселок Южный, на территории которого мы проживаем, совсем молодой. Нашей школе всего 15 лет. Но в непосредственной близости от нас расположено село Малые Чапурники Светлоярского района Волгоградской области. На территории этого села есть школа, построенная в 1924 году. В годы военного лихолетья малочапурниковская школа стала местом расположения народных ополченцев. В следующем параграфе нашей работе мы рассмотрим военную историю этой школы, ее учеников, учителей…
§ 3. Еще до войны…
До войны малочапурниковская школа была семилетней. Обучение проходило в двух зданиях. Одно здание, построенное в 1924 году из красного кирпича, сохранилось до наших дней. А другое здание было построено в 1931 году.
Школа была центром культурной жизни на селе. Учителя являли собой пример лучших представителей советской педагогики. Помимо учебной деятельности учителя занимались культурно-просветительской деятельностью.
Из воспоминаний учеников тех лет:
«Учителя нашей школы ставили спектакли для своих односельчан, организовывали смотры художественной самодеятельности, выпускалась стенгазете «Харият». Наш учитель Масаутов Зейнур Шарафеевич, художник-самоучка, музыкант, композитор, просветитель, на всех концертах играл на скрипке, которую смастерил сам. Учителя организовали музыкальный ансамбль. И к каждому празднику готовился праздничный концерт. В этом ансамбле, кроме Зиннура Шарафеевича был баянист Бикмуллаев Хасиб Хайретдинович, а на гитаре играл Полушкин Вячеслав Несторович – бывший белогвардейский офицер. Вячеслав Несторович вместе со своей женой Екатериной Михайловной, военным фельдшером, затерялись в маленьком татарском селе во время гражданской войны. Жители села очень их уважали и ласково называли дядя Вяча и тетя Катя».
До войны в школе учителями были: Адельшин Ахмет Хабибуллович, Масаутов Зейнур Шарафеевич, Акчурина Ханя Юнисовна, Сибгаттуллин Гайнулла Кафиятуллович, Мурсалимов Мустяким Шихмуратович, Бикмурзаев Джемалетдин Нажмиевич. Все предметы преподавались на татарском языке.
С началом войны все мужчины-учителя были призваны на военную службу. На фронте погиб учитель Бикмурзаев Д.Н., был ранен и остался без ноги Масаутов З.Ш…
Линия фронта приблизилась к селу Малые Чапурники летом 1942 года. Очевидцы тех событий рассказывают:
«…село бомбили 8 августа 1942 года. Биллы убитые, раненые. В тот день прямым попаданием бомбы была разрушена наша деревянная школа. Люди целыми днями прятались от выстрелов в окопах». И поэтому началась эвакуация села. Домой жители села Малые Чапурники стали возвращаться только после окончания Сталинградской битвы в 1943 году. На дорогах лежали убитые люди. Их хоронили женщины, старики и вчерашние школьники. Многие ребята уже не ходили в школу. Нужно было работать в колхозе, чтобы помогать фронту.
«Школа была разрушена. Детей стали учить в здании клуба, было очень голодно. Учеников подкармливали супом, в котором кроме квашеной капусты ничего не было». В условиях войны были пересмотрены учебные программы, скорректированы учеб ные планы. Не которые предметы (рисование, пение) могли временно исключаться из учеб ных планов, в которых увели чивалось число часов на русский язык литературу и матема тику.
В годы войны у учащихся не было чернил, не хватало бумаги, помещение не ота пливалось.
Из собранных воспоминаний мы сделали вывод, что порядка 100 % учеников старших классов (начиная с пятого класса) прекратили обучение и пошли на работу в колхоз «Харият». Чтобы выполнить закон о всеобуче, полуголодные под ростки обязаны были учиться в вечерней школе после тяжелого трудового дня.
Для сбора и систематизации полученных данных в ходе исследовательской работы, нами была разработана анкета, на вопросы которой отвечали бывшие школьники военных лет. Анкетные данные изложены в приложении к работе.
Используемая литература
1. Город на канале: о прошлом и настоящем Красноармейска: [Сб. очерков] / Под. ред. П.П. Попова и Т.Л. Мельниковой. – Волгоград, 1997.
2. Мелихова, Е.А. Родная улица моя. – Волгоград, 2009.
3. Хрестоматия по истории родного края / Под. ред. И.С. Шепелева, Б.С. Абалихина, Б.С. Кадена, Д.И. Нудельмана. – Волгоград, 1970.
Источники
1. Воспоминания участников тех лет.
2. Паспорт Малочапурниковской школы за 1951 год.
Приложение
Рамазанова Зайтуна Махмудовна.
Родилась в 1929 году.
Родилась в большой многодетной крестьянской семье.
Когда началась война, было 12 лет. Закончила 6 класс Малочапурниковской семилетней школы.
Отец Бикмулаев Махмуд Ахмеджанович 1907г.р.
Мать Бикмулаева Фатиха Усмановна 1909г.р.
Отца оставили по брони, т.к. он был председателем колхоза «Хрият». Мать работала в колхозе. Выращивали и отправляли овощи на фронт.
Я, отец, мать и два брата остались живы.
Что запомнилось? С 1942-1943г.г. я вместе с родителями участвовала в эвакуации имущества. Перегоняли скот из М.Чапурников, через Волгу переправа в Северный Казахстан. Мы помогали старшим, чем могли, поили скот, собирали дрова, приносили воду, стирали. В1943 году вернулись в село и пригнали скотину. Село было наполовину уничтожено и сожжено. Работала и налаживала культпросвет работу в клубе.
Резепова Салимя Умяровна родилась в 1928 году в большой семье. Отец – Резепов Умяр Туктарович 1880 г. р. Мать – Резепова Мякзумя Гайнединовнв 1883 г.р.
Салимя Умяровна до войны училась в Малочапурниковской семилетней школе. Детей было очень много, в классах было по 40 – 45 человек. Младшие классы учились в большой деревянной школе. В 1941 году она училась в 4 классе. В один из дней 1942 года детей освободили от занятий. Привезли солдат и поселили в здании школы, клуба. Клуб тогда располагался по улице Зелёной, напротив детского садика. Между кладбищами разместили дальнобойные орудия. Всё это происходило до сбора урожая. Отца и сестру Сафимю отправили в с. Червлёное рыть окопы. Вскоре война докатилась до наших мест. Перед моими глазами до сих пор стоит такая картина: когда я вышла встречать коров со стада, налетели фашисткие самолёты. Бомбили школу, клуб и другие здания. Везде дым, гарь, огонь. Ночью мы перебрались на другой берег озера Сарпы. Там были поля. В поле мы выкопали окопы и там стали прятаться от бомбёжек. А Сталинград бомбили день и ночь. Пепел горевшего города сыпался даже на нас. Нас в окопе было 22 человека. Было очень голодно. Мы пытались собирать колоски на поле, но тут же появлялись немецкие самолёты и обстреливали нас. Даже ночью фашистские прожекторы освещали поле, не давая нам никакой возможности выйти из окопа. Однажды утром, стали бить орудия со стороны разъезда. Наши мамы не успели спрятаться в окопе . Одной женщине оторвало ногу. Врач жил примерно в 200 метрах от нас, но его сумели привезти только ночью. Потом наши войска установили за Сарпой «Катюши». Мы вернулись домой. Наш дом был занят. Там были раненые, им оказывали помощь. Немцы были уже в селе Дубовый овраг, в разъезде. Наступила осень. Началась эвакуация. Полсела на подводах отправили в Светлый Яр. Над нами кружили самолёты, свистели пули, в воздухе шёл бой. Мы добрались до берега Волги и там заночевали. Утром нас погрузили на баржу и началась переправа. С воздуха нас бомбили. Не успели люди переправиться, перенести свои вещи, устроиться, как снова началась бомбёжка. Были убитые и раненые, погибло очень много скота. Нас распределили по хуторам. Там мы жили до января 1943 года, потом мы перебрались в Каменный Яр. Спустя месяц, в феврале 1943 года вернулись домой. В селе не было света, еды, топлива. На дорогах везде лежали трупы людей. Мы их хоронили в воронках от бомб. Наконец, до нас дошла радостная весть – Сталинград освобождён от фашистов. В сентябре 1943 года занятии в школе возобновились. Оба здания школы были разрушены. От деревянной школы не осталось ничего, от каменного здания остались только стены. Детей учили там, где сейчас у нас располагается клуб. Было очень голодно. Детей подкармливали. Давали на обед суп, в котором кроме квашеной капусты больше ничего не было. Я успела проучиться в 5 классе всего лишь один месяц. Надо было идти на работу.
Султанов Рушан Нуретдинович.
Родился в 1935 году. Родился в большой татарской семье. Когда началась война, ему было 6 лет. Осенью 1941 года должен был пойти в 1 класс.
Отец-Султанов Нуретдин Абубякэрович.
Мать-Султанова Асьма Мухамедьяровна.
Отец воевал на Донском фронте и погиб в августе 1942 года.
Мать и шестеро детей помогали рыть окопы под Котельникова.
Остались в живых мать, и шестеро детей: Туктар, Мэксинэ, Мэстура, Мэфтюха, Мершидэ, Рушан.
Что запомнилось? Я ходил последний год в садик. Мы уже простились с детским садом и должны были идти в школу в 1 класс. У нас в доме жили солдаты, старшие помогали фронту - выращивали овощи для солдат. В 1942 году почти все жители перешли жить за Сарпу, т.к. в селе жить было опасно - бомбили. С наступлением холодов вернулись в село. Когда вернулись в село нас эвакуировали через Светлый яр в Каменный яр. Там мы жили в землянках вырытых в земле. Пищу готовили на кострах, и то костры не всегда разрешали разжигать. Зима 1942-1943годов была суровая. В феврале освободили Сталинград, и мы вернулись в село Малые-Чапурники. У нас в доме проездом отдыхали и мылись в бане Советские солдаты освобождавшие Сталинград.
Юмогулов Каим Касимович.
Родился в 1934 году.
Родился в рабочей крестьянской семье.
Когда началась война было 7 лет. В 1944 году пошел в 1 класс.
Отец Юмогулов Касим Харисович- 1915г.р.
Мать Юмогулова Бюляк Сафаровна- 1914г.р.
Отец воевал на озере Хасан, во второй мировой оборонял Сталинград и Мамаев курган. Мать выращивала и отправляла для нужд фронта овощи. Зимой работала на мельнице грузчиком.
Отец погиб в Сталинграде осенью в 1942 году.
Что запомнилось? Запомнилось, как я начал учиться во время В.О.В. Мы пропитаны этой войной с 7 лет. Тетрадей и учебников не было, писали на всякой бумаге, газетах д.р. материалах. В школе я интересовался математикой и физикой. У нас в школе в кабинете физики была динамо машина. Мне приходилось вручную крутить, что бы давать эл. разряды и ток для опытов. Возле нашего дома был зарыт танк и мы дети играли в нем в войну.
Саяфарова Рашидя Кабировна.
Родилась в 1931 году в многодетной сельской семье. Сестра Алия- 1924г.р., Фуат- 1925г.р.
Когда началась война мне было 10 лет. Я училась в 3 классе в Малочапурниковской семилетней школе. Моим учителем был Сибгатуллин Г.К.
Отец - Файзулин Кабир Абдряуфович 1886г.р.
Мать- Файззулина Гелемжамал 1886 г.р.
Отец Файзулин Кабир Абдряуфович участник обороны Бреста.
Меня Саяфарову Р.К. вместе с другими односельчанами эвакуировали в Кемеровскую область. Там работали в колхозе. Выращивали овощи и отправляли их для нужд фронта. Брат воевал на фронте, вернулся по ранению в 1944 году.
Все остались живы. Отец вернулся с фронта.
Что запомнилось? Мне было 11 лет. Это было летом 1942 года, я с бабушкой и другими людьми сидели в окопе, после предупреждения воздушной тревоги. Мы вышли из окопа и увидели, как наши части отступали в сторону «Красноармейска». На второй день меня бабушка послала с маленьким ведром за огне, для растопки печи. Это было до обеда. Вдруг послышался гул самолетов и наше село начали бомбить. С самолетов бросали листовки, требовали сдаваться в плен. Эти листовки мы собирали и сжигали. В нашем селе разместили военные склады, штабы. Когда приблизился фронт, нас отправили в эвакуацию в Новосибирскую область.
Файзулина Хайрия Якубовна.
Родилась в 1929 году. Родилась в многодетной семье. Сестры: Няймя-1923г.р., Равза-1940г.р., братья: Яхья-1925г.р., Юсуп-1935г.р., Юнис-1938г.р., Равиль-1945г.р.
Когда началась война было 12 лет. Училась до войны и после войны. Закончила 5 классов Майоровской сельской школы Котельниковского района.
Отец Файзулин Якуб Мухамеджанович-1898г.р.
Мать Файззулина Нуржамал Хабибуловна-1898г.р.
Отец Файзулин Якуб воевал под Сталинградом. Войну закончил в Германии. Мать Нуржамал вязала для фронтовиков носки, варежки шарфы. Я помогала выращивать и сдавать фронту овощи, зерно.
Отец вернулся живым в 1945году.
Все сестры и братья кроме одного пережили все невзгоды. Брат Яхья- подорвался на мине.
Что запомнилось? Перестали учиться. Школа стала военным штабом. В хуторе Майоровском шли сильные бои за г. Котельниково. Было очень много убитых и раненых, которых мы помогали хоронить. Однажды когда закончилась перестрелка я пошла в овраг, там стояли лошади запряженные в телегу, ноги лошадей замерзли во льду. Я освободила их вырубив топором лед. Привела их домой, покормила, а когда они поправились сдала их в колхоз. За это я получила благодарность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час по теме"Наша школа в годы войны"
Содержится материал из школьного музея...
Презентация на тему "Школа в годы Великой Отечественной войны и в первые послевоенные годы"
Презентация, основанная на краеведческом материале,поможет подготовить внеклассное мероприятие "Тыл в годы войны"...
Проект "Школа в годы войны (1941-1945)"
В результате работы над проектом учащиеся познакомились с судьбами учителей военного времени, посвятивших себя таким же детям, узнали интересные факты из истории своего села и школы в самые тяжёлые, в...
Экскурсия "Милютинская школа в годы Великой Отечественной войны"
Собран материал о Милютинской школе в годы Великой Отечественной войны...
Презентация "Милютинская школа в годы Великой Отечественной войны"
Материал о Милютинской школе в годы Великой Отечественной войны...
"Школа, рожденная в годы войны"
история основания школы...
Разработка внеклассного мероприятия «Подвиг учителей и учеников моей школы в годы Отечественной войны».
Разработка внеклассного мероприятия «Подвиг учителей и учеников моей школы в годы Отечественной войны» прекрасно подойдет к мероприятию ,посвященному 9 Мая.Также материал может использоват...