Рабочая программа «Моя родословная» для учащихся 5 класса
рабочая программа по краеведению (5 класс)
Рабочая программа «Моя родословная» для учащихся 5 класса разработана на основе Программы Министерства образования РФ, утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта основного образования. Программа предназначена для учащихся 5 классов. Программа рассчитана на 36 часов в год, 1ч. в неделю. Программа имеет краеведческую, туристическую, социальную, экологическую направленность, которая определяется особой актуальностью в условиях современного мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Microsoft Office document icon dop.chasy_programma.doc (172 КБ) | 172 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Деденевская средняя общеобразовательная школа им.Н.К.Крупской
«Согласовано» Зам.директора по ВР _______Л.В.Каковкина «____»________2021 г. | «Утверждаю» директор МОУ Деденевская средняя общеобразовательная школа им.Н.К.Крупской __________А.С.Мартынова «___»__________2021 г. Приказ от « _» _______ 2021 г. |
Рабочая программа часов дополнительного образования
"Моя родословная: наши великие Прадеды"
Учитель: Дмитриева Л.Н.
Аннотация к программе «Моя родословная» 5 класс.
В результате работы в ходе часов дополнительного образования учащиеся получат стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, пробуждение любви к родному месту жительства; формирование толерантности и толерантного поведения; укрепление семейных связей: заинтересованность содержанием предмета не только учащихся, но и родителей; наличие богатых возможностей для большого количества учащихся изучения истории края через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей; формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни; видение своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем. В ходе проектной деятельности учащиеся создадут презентации, буклеты, стенгазеты, макеты.
Пояснительная записка.
Цели и задачи программы:
- Углубление и расширение знаний учащихся по истории Дмитровского края, поселка Деденево, Деденевской школы;
- Развитие способностей и умений самостоятельно работать с краеведческими источниками;
- развитие навыков исследовательской работы обучающихся;
- Приобщение обучающихся к поисково-исследовательской работе;
- Получение дополнительных знаний по гуманитарным предметам;
- Воспитание волевых качеств, гражданского отношения к Отечественной истории. - знакомить учащихся с традициями и обычаями общения и досуга различных поколений.
Образовательные задачи:
- формирование представлений о различных сторонах жизни своего села и населения, показ его жизни а разные периоды;
- ознакомление с историей и современной жизнью своего населенного пункта.
Воспитательные задачи:
- развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и Малой Родине;
- формирование личностно-ценностного отношения к Родному краю, его истории и культуре, к семье и ее истории.
- пробуждение деятельной любви к родному месту жительства; формирование толерантности и толерантного поведения; укрепление семейных связей: заинтересованность содержанием предмета не только уч-ся, но и родителей; наличие богатых возможностей для большого количества уч-ся изучения истории края через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников;
- изучение жизни края в семье через беседы, совместное изучение краеведческой литературы, книг местных писателей - краеведов, семейные экскурсии; общая работа детей и родителей в деле охраны и восстановления природы, памятников истории и культуры Родного края;
- формирование экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности; позитивно-сберегающего отношения к окружающей среде Малой родины и социально-ответственного поведения в ней;
Развивающие задачи:
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;
- стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса уч-ся к краеведению через тематические акции НОУ, детских библиотек, конкурсы, олимпиады и другие специализированные акции;
- адаптация к реальной деятельности, к местной социально-экономической и социокультурной ситуации;
- ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы;
- формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни; видение своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем.
Основные задачи организации деятельности:
- выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей обучащихся к различным видам деятельности;
- оказание помощи в поисках «себя»; создание условий для индивидуального развития ребенка в избранной сфере дополнительного образования;
- формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности;
- развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;
- создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
- развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества; расширение рамок общения.
Общая характеристика программы.
Рабочая программа «Моя родословная» для учащихся 5 класса разработана на основе Программы Министерства образования РФ, утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта основного образования. Программа предназначена для учащихся 5 классов. Программа рассчитана на 36 часов в год, 1 в неделю. Программа имеет краеведческую, туристическую, социальную, экологическую направленность, которая определяется особой актуальностью в условиях современного мира.
Краеведение своими корнями уходит в далекое прошлое. У всех народов мира, во все времена были люди, которые хорошо знали окружавшую их местность, её природу, прошлое и современную жизнь.
Современная школа играет важнейшую роль в подготовке подрастающего поколения к творческой деятельности, основанной на соединении теории с практикой. Школа – первый шаг в подготовке к квалифицированному труду. Школа дает ученику систематизированные знания, и именно в ней должны даваться знания о родном крае, прививаться соответственное отношение школьника к социуму, бережное отношение к природе, истории, культуре своего народа.
Ценностные ориентиры.
Актуальность программы заключается в предоставлении возможности развивать познавательную активность, творческие способности в процессе учебно-исследовательской деятельности, подготовки к написанию проектных работ.
Программа носит развивающий характер, так как главным результатом должно стать ее соответствие целям опережающего развития. Это означает, что в ходе дополнительного образования изучать необходимо не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем. Обучающиеся должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности, уметь оценивать результаты своих действий, видеть проблему, задавать вопросы, обсуждать проблемы, структурировать материал, доказывать верность своих идей. Если ребенок научится любить и ценить близких, он приобретет способность быть уверенным в себе. Кроме того, социальный опыт ребенка - это не то, что он знает и помнит, потому что прочитал или выучил, а то что он пережил. И этот опыт определяет его действия и поступки. Родители и педагог, в данном контексте, составляют единое в развитии ребенка. Если родители откликнулись на призыв ребенка к совместной деятельности, поделились своим опытом, знанием – то такой ребенок в школе разовьет свой исследовательский интерес и будет готов отправиться в «путешествие за знанием».
Программа позволяет сочетать различные методы обучения:
- Практические
- Рассказ педагога и рассказы детей
- Беседы
- Дискуссии
- Встречи с интересными людьми
- Мини-сочинения
- Походы, экскурсии
- Конкурсы, викторины
- Составление презентаций Power Point
Требования к уровню подготовки обучающихся:
- Работать с первоисточниками, самостоятельно добывать знания
- Составлять рассказ.
- Оформлять фотодневник похода, экскурсии, экологической акции
- Применять полученные знания на практике
- Самостоятельно провести беседу с населением.
- Практиковаться в умении проводить экскурсии
Результаты освоения программы.
1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний об истории и географии своего края через изучение достопримечательностей ближайшего окружения и школы, в которой они учатся; развитие краеведческих понятий, помогающих сформировать целостный взгляд на окружающий мир, в котором природное и социальное рассматривается в неразрывном единстве.
2. Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к истории и географии своего края, к прошлому и настоящему своей школы, к школьному опыту своих родителей.
3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия в получении интервью, анкетировании, взаимодействия с одноклассниками и взрослыми, посещения культурно-образовательных учреждений, сбора и обработки историко-географической краеведческой информации. В программе кружка предусмотрены занятия в классе, прогулки и экскурсии.
Средства контроля:
1.Защита выполненных проектов. 2.Конкурсы выполненных работ. 3.Тестовые задания.
Материально – техническое обеспечение: компьютеры, телевизор, проектор, экран, выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных мероприятий, материалы для оформления и творчества детей, наличие канцелярских принадлежностей, аудиоматериалы и видеотехника, экспонаты и оборудование школьного краеведческого музея.
Учебно – методическое обеспечение.
- Материалы школьного краеведческого музея (фотоальбомы, выставки, предметы старины, родословные односельчан и другие материалы)
- Мультимедийные энциклопедии
- Интернет
- Материалы на печатной основе: учебники, справочники, энциклопедии, фотоальбомы.
- Словарь русского языка Ожегова
- Энциклопедический материал
Календарно - тематическое планирование.
№ | Тема занятия | Колич. часов | Вид занятия | Вид самостоят. проектной работы | Содержание деятельности. Теоретическая часть занятия.(форма организации деятельности) | Практическая часть занятия (форма организации деятельности) | Дата проведения | |
Планир. | Фактич. | |||||||
1.Моя родословная. 12 часов. | ||||||||
1 | Т/Б. Вводное занятие. Что такое краеведение? Понятие о родословной. | 2 | Беседа. Ознакомление с новым материалом | Рисунок | Беседа «понятие о родословной | Самостоятельно найти иллюстрации, картины о семье | 14.01.21 | |
2 | Моя семья. | 2 | Беседа | Составление пословиц и поговорок о семье | Понятие «Семья. Беседа «Что означает твоя фамилия» . | Подбор семейных фотографий и их классификация. Подготовка фотовыставки. | 21.01.21 | |
3 | Поколение, потомки, предки. | 2 | Урок- кроссворд | Рисунок | Знакомство с понятиями «поколение», «потомки», «предки» | Рассказы учителя и детей. Сообщения и выставка фотографий из семейного альбома | 28.01.21 | |
4 | Родословное древо | 2 | Урок- исследование | Заполнение Таблиц рисунками | коллективный учебный диалог, создание проблемных ситуаций, рассматривание, сравнивание. | Практическая деятельность по по составлению родословной: День рождения семьи. | 4.02.21 | |
5 | Практическое значение родословных в прошлом | 2 | Практическое занятие | Подготовить ответ на вопрос: «Нужно ли знать свою родословную? | коллективное обобщение. Работа с материалами Интернета. | Практическая деятельность по по составлению родословной: День рождения семьи. | 11.02.21 | |
6 | Составление родословного древа семьи. Семья: прошлое , настоящее, вечное. | 2 | Практическ. занятие Игра «Познакомь меня» | Рисунок | Мини- исследования. Какие события прошлого отразились в истории моей семьи? | Практическая деятельность по составлению родословной: день рождения | 18.02.21 | |
2. Я и моё имя. 20 часов. | ||||||||
7 | «Кто я?» «Где живу?» | 2 | Урок- исследование | Рисунок поселка для буклета | Географические названия- свидетели прошлого | - мини – исследования, –коллективный учебный диалог | 25.02.21 | |
8 | Что означают наши имена? | 2 | Беседа | Подготовить Ответ на вопрос «Что означает моё имя? | Просмотр презентаций. Знакомство с историей возникновения имён | - мини-доклады | 4.03.21 | |
9 | Как родители выбирают имя ребёнку? | 2 | Урок- исследование | Подготовка к защите проекта. Просмотр иллюстрати- вного материала | Знакомство с историей возникновения имён Происхождение современных имён | - рассказы учителя и учащихся –коллективный учебный диалог | 11.03.21 | |
10 | Имена и прозвища в Древней Руси. | 2 | Беседа | Просмотр иллюстратив- ного материала | Имя и прозвище. | коллективный учебный диалог, - рассказы учителя и детей | 18.03.21 | |
11 | Откуда к нам пришли имена | 2 | Урок-исследование | Просмотр презентации | Влияние разных культур на происхождение имён | мини-исследования | 01.04.21 | |
12 | Тайны наших имён | 2 | Урок- исследован. | Просмотр презентации | Значение имён. Откуда к нам пришли имена | мини-исследования | 08.04.21 | |
13 | Имя и ангел- – хранитель в православии | 2 | Беседа | Просмотр иллюстратив- ного материала из Библии для детей. | Православные имена, взятые из церковного календаря. Именины. | –коллективный учебный диалог, - рассказы учителя, и детей | ||
14 | Моя фамилия. Моё отчество. | 2 | Урок- исследован. | Рисунок детей для буклета | История возникновения фамилий и отчеств | мини-исследования, –коллективный учебный диалог, - рассказы учителя и детей | 15.04.21 | |
15 | Что могут рассказать имена, отчества, фамилии о прошлом. | 2 | Урок- исследован. | Просмотр семейного фотоальбома | Историческое прошлое семьи | Практическая деятельность по составлению исторического прошлого семьи | 22.04.21 | |
16 | «Говорящие» фамилии. «Кем был твой прадед на Руси?@ | 2 | Игра. «Путешествие в прошлое моей семьи» | Просмотр семейного фотоальбома | Что могут рассказать фамилии о прошлом | мини-исследования, –коллективный учебный диалог, | 29.04.21 | |
3. История моей семьи. 12 часов. | ||||||||
17 | Профессии моих предков | 2 | Игра- - путешествие | Рисунок семьи для буклета | Профессия, и профессионализм | Практическая деятельность по составлению буклета «Мир профессий» | 31.04.21 | |
18 | Мои братья и сёстры | 2 | Беседа | Рисунок | Степень родства в семье | Рассказ учителя | 6.05.21 | |
19 | Мои бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки. | 2 | Беседа | Рисунок | Степень родства в семье | –коллективный учебный диалог, создание проблемных ситуаций, чтение, рассматривание | 13.05.21 | |
20-2 21 | Мои прабабушка и и прадедушка | 2 | Беседа | Просмотр иллюстратив- ного материала, изучение исторических фактов | Связь и и преемственность поколений | –коллективный учебный диалог, создание проблемных ситуаций, экскурсии в школьном музее | 20.05.21 27.05.21 | |
22 23 | Мы – правнуки Победы! | 2 | Беседа | Просмотр семейного фотоальбома | Связь поколений Патриотизм и Подвиг. | - выставки работ -мини-исследования , участие в он-лайн Конкурсах «Замок талантов» и тп. | 2.09.21 | |
24 25 | Профессии моих предков. | 2 | Игра. «Путешествие в прошлое моей семьи» | Просмотр семейного фотоальбома | Профессии моих предков. | -мини-исследования | 9.09.21 | |
4. Семейные обязанности и традиции. 10 часов. | ||||||||
26 | Что мы знаем о традициях. | 2 | Беседа | Просмотр презентации | Знакомство с понятием «традиция» | –коллективный учебный диалог, рассказ учителя | 16.09.21 | |
27 | Мир семейных увлечений | 2 | Беседа | Просмотр иллюстративного материала | Увлечения моей семьи | –коллективный учебный диалог, рассказ учителя | 23.09.21 | |
28 | Семейные обязанности | 2 | Беседа | Рисунки | Обязанности членов семьи | -игры-занятия, экскурсии, наблюдения | 30.09.21 | |
29 | Семейные традиции | 2 | Беседа | Просмотр иллюстративного материала | Какие традиции в моей семье | Составление небольших рассказов | 7.10.21 | |
30 | Фамильный герб и фамильный девиз | 2 | Беседа | Просмотр иллюстратив- ного материала | Знакомство с символами семьи: гербом и девизом. Правила составления гербов. | Рассказ учителя | 14.10.21 | |
5. «Малая родина – мой поселок». 3 часа. | ||||||||
31 | Малая Родина. Мой дом. | 2 | Беседа | Конкурс рисунков «Мой дом» | Беседа о своей школе, история школы. Составление летописи. | -игры-занятия, экскурсии, наблюдения | 21.10.21 | |
32 | Мой двор, моя улица. За что люблю… | 2 | Беседа | Конкурс рисунков | Составление небольших рассказов о своем дворе | коллективный учебный диалог | 28.10.21 | |
33 | Моя школа – мой дом | 2 | Беседа | Беседа о своей школе, история школы. | Рассказ учителя об учителях- Ветеранах, работа с архивом школьного музея | Сбор материала об учителях-ветеранах Составление летописи «Моя школа» | 11.11.21 | |
6. «Природа родного края». 6 часов. | ||||||||
34 | Растительный и животный мир моего села. Экскурсия | 2 | Экскурсия | Подбор растений для буклета | Сбор информации о лекарственных растениях, произрастающих в нашей местности | экскурсии, наблюдения | 18.11.21 | |
35 | Защита проекта «Наша экологическая тропа» | 2 | Защита проекта | Рисунки | Сбор информации о растениях и животны
местности. | Составление небольших рассказов | 25.11-2 .12.21 | |
36 | Итоговое занятие. “Живи, родной поселок!” | 2 | Беседа | Просмотр и подборка фотоматериала | Сбор фотографий с видами села. Организация выставки. Показ выставки ученикам и и родителям. «Мой современный посёлок». | Составление рассказов о родном посёлке. Мини – проекты. Фотовыставка в школьном музее. | 9-23.21 | |
Всего по программе – 72 часа |
Учебно-тематический план.
№ | Содержание | Кол-во часов (всего) |
1 | Вводное занятие. Моя родословная | 12 |
2 | Я и моё имя. | 20 |
3 | История моей семьи | 12 |
4 | Семейные обязанности и традиции | 12 |
5 | Малая Родина- мой поселок. | 10 |
6 | Природа родного края | |
Всего: 72 часа |
Содержание программы (72 часа)
- Моя родословная. 12 часов.
- Вводная беседа.
Что такое краеведение, задачи, цели, содержание работы. Краеведение – всестороннее изучение родного края, знание о своих родных местах. Какие места люди на планете называют своей Родиной. Как будем изучать свою малую Родину.
Понятие о родословной. Моя семья. Поколение потомки, предки.
Практическое занятие. Родословное древо. Рисунок. Практическое значение родословных в прошлом
2. Я и моё имя 20 часов. «Кто я?» «Где живу?» Что означают наши имена? Как родители выбирают имя ребёнку? Имена и прозвища в древней Руси. Что могут рассказать имена, отчества, фамилии о прошлом.
Откуда к нам пришли имена. Тайны наших имён.
Имя и ангел – хранитель. Моя фамилия. Моё отчество.
Что могут рассказать имена, отчества, фамилии о прошлом.
Игра. «Путешествие в прошлое моей семьи» «Говорящие» фамилии.
Практическое занятие. Рисунок.
3. История моей семьи. 16 часов. Профессии моих родителей.
Мои братья и сёстры. Мои бабушки и дедушки. Их ближайшие родственники.
Кто , кому и кем доводится.
Мои прабабушка и прадедушка. Профессии моих предков.
Цель: формирование понятия «я – сын (дочь)»; учить быть внимательными к близким людям, помогать им, поддерживать в трудную минуту; воспитывать чувство ответственности за честь семьи.
Понятие: семья, родословная, труд, отдых. Семейный альбом
Игра. «Путешествие в прошлое моей семьи.
Практическое занятие. Рисунок
4. Семейные обязанности и традиции. 14 часов.
Что мы знаем о традициях. Мир семейных увлечений. Семейный альбом Семейные обязанности.
Цель: познакомить с традиционными народными праздниками России, формировать понятия «семейный праздник» и «семейная традиция»; развивать речевые умения.
Практическая работа: разучивание народных игр и песен.
Понятия: семейная традиция, праздник.
Фамильный герб и фамильный девиз.
Знакомство с символами семьи: гербом и девизом. Правила составления гербов.
Практическое занятие. Рисунок.
5. Малая Родина- моё село. 6 часов. Малая Родина. Мой дом. Мой двор, моя улица. За что люблю…
Экскурсия «Наша улица».
Знакомство с улицами родного поселка. История названий улиц. Правила поведения на улице.
Цель: познакомить с историей образования улиц поселка, развивать логическое мышление.
Понятия: улица, дом.
Моя школа - мой дом. История школы
Мои родители учились в этой школе…. Какой была школа много лет назад. Традиции школы. Учебники и тетради моих родителей, их школьные увлечения. Фотографии многое расскажут. Почему мои родители гордятся школой.
Сбор материала об учителях-ветеранах Составление летописи. «Моя школа»
Практическое занятие. Рисунок.
6. Природа родного края. 6 часов.
Растительность нашего края. Растительный и животный мир моего села. Экскурсия
Лекарственные растения, произрастающие в нашей местности
Защита проекта «Наша экологическая тропа»
Практическое занятие. Рисунок.
Итоговое занятие Фотовыставка “Живи, родное село!”
Что мы узнали и чему научились за год.
Подведение итогов работы, обзор курса. Рефлексия. Отзывы и пожелания.
Цель: подвести итоги работы за весь курс.
Сбор фотографий с видами села. Организация выставки. Показ выставки ученикам и родителям.
«Мой современный посёлок».
Примерные темы проектов:
- Мои мама и папа в школьные годы.
- Увлечение моих родителей.
- Самые мудрые женщины в моей семье ( о бабушках и прабабушках).
- Мои дедушки (прадедушки) .
- Традиции и реликвии моей семьи.
- Достижения и гордость моей семьи.
- Что означает моя фамилия. Мои предки.
- О чем мне рассказал семейный фотоальбом?
- Мое генеалогическое дерево.
- Мои предки в истории города Агрыз.
- Вклад моих предков в годы войны.
- Книга памяти.
- Профессиональная династия моей семьи.
- Любимый семейный праздник.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету «Технология» 5 класс (девочки), по программе В. Д. Симоненко (Технология для учащихся общеобразовательных учреждений/В. Д. Симоненко, А.Т. Тищенко. П. С. Самородский; под ред. В. Д. Симоненко. – М. «Просвещение», 2007.)
Программа содержит пояснительную записку. и развернутое календарное планирование....
Рабочая программа по предмету «Технология» 6 класс (девочки), по программе В. Д. Симоненко (Технология для учащихся общеобразовательных учреждений/В. Д. Симоненко, А.Т. Тищенко. П. С. Самородский; под ред. В. Д. Симоненко. – М. «Просвещение», 2007.)
Программа содержит пояснительную записку и развернутое тематическое планирование....
Рабочая программа по предмету «Технология» 7 класс (девочки), по программе В. Д. Симоненко (Технология для учащихся общеобразовательных учреждений/В. Д. Симоненко, А.Т. Тищенко. П. С. Самородский; под ред. В. Д. Симоненко. – М. «Просвещение», 2007.)
Программа содержит пояснительную записку и развернутое тематическое планирование....
Рабочая программа по предмету «Технология» 5 класс (мальчики), по программе В. Д. Симоненко (Технология для учащихся общеобразовательных учреждений/В. Д. Симоненко, А.Т. Тищенко. П. С. Самородский; под ред. В. Д. Симоненко. – М. «Просвещение», 2007.)
Программа содержит пояснительную записку и развернутое планирование....
Рабочая программа по предмету «Технология» 6 класс (мальчики), по программе В. Д. Симоненко (Технология для учащихся общеобразовательных учреждений/В. Д. Симоненко, А.Т. Тищенко. П. С. Самородский; под ред. В. Д. Симоненко. – М. «Просвещение», 2007.)
Программа содержит пояснительную записку и развернутое планирование....
Рабочая программа по математике (факультатив) 6а класс (адаптированная программа для учащихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями (вариант1) в условиях общеобразовательного класса)
Рабочая программа по математике (факультатив) 6а класс (адаптированная программа для учащихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями (вариант1) в условиях общеобразовательного ...
Рабочая программа по математике (факультатив) 7а класс (адаптированная программа для учащихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями (вариант1) в условиях общеобразовательного класса)
Рабочая программа по математике (факультатив) 7а класс (адаптированная программа для учащихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями (вариант1) в условиях общеобразовательного ...