Проект " Быт и традиции чувашского народа."
проект по краеведению
Проект в старшей группе воспитателя Яковлевой Татьяны Анатольевны
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podproekt_2021-2022.docx | 31.88 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Ибресинский детский сад «Солнышко»
Ибресинского района Чувашской Республики
Проект
в старшей группе
воспитателя Яковлевой Татьяны Анатольевны
Тема: Быт и традиции чувашского народа.
Ибреси, 2021 г.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Тема проекта: «Быт и традиции чувашского народа».
Автор проекта: Яковлева Татьяна Анатольевна, воспитатель МБДОУ «Ибресинский детский сад «Солнышко» Ибресинского района Чувашской Республики.
Место реализации проекта: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Ибресинский детский сад «Солнышко» Ибресинского района Чувашской Республики.
Цель: Формировать у детей представления о традициях и быте чувашского народа; воспитание эстетического чувства, развитие эмоционального восприятия и художественного вкуса.
Задачи:
- Познакомить детей с особенностями жизни и быта чувашского народа.
- Дать понятие о традиционных качествах характера чувашского народа : гостеприимство, трудолюбие, доброта, уважение к старшим.
- Прививать ребенку интерес и любовь к истории, культуре, обычаям и традициям своего народа, воспитывать патриотические чувства.
- Прививать любовь к родной природе, желание беречь и охранять ее красоту.
- Расширять и активизировать словарь детей.
Участники проекта: Подпроект предусматривает участие родителей, детей старшего дошкольного возраста и педагогов.
Сроки проведения: октябрь 2021 – апрель 2022 г.
Гипотеза проекта – формирование основ народной культуры должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольников, осуществляться в повседневной жизни, на специально организованной образовательной деятельности и мероприятиях, организованных в детском саду и дома.
Ожидаемые результаты:
- Дети имеют представления о традициях, быте русского народа.
- Осознают роль труда в жизни россиян, знают и хранят историко-духовную память, уметь применять полученные знания в дальнейшей жизни.
- Активное участие родителей в духовно-нравственном воспитании дошкольников.
АКТУАЛЬНОСТЬ
В последние годы проблема патриотического воспитания детей дошкольного возраста стала очень актуальна. Ей придается большая значимость в проекте «Национальная доктрина образования в Российской Федерации». Среди целевых ориентиров, которые должны быть сформированы к концу дошкольного возраста, указано овладение представлениями об обществе, его культурных ценностях, о государстве и принадлежности к нему.
В настоящее время под патриотическим воспитанием понимается взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, направленное на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим. С дошкольного возраста ребенка надо воспитывать патриотом - человеком, имеющим чувство Родины, который любит страну, в которой он родился и растет, ее традиции, историю, культуру, язык.
Актуальность организации проектной деятельности обусловлена требованиями ФГОС к результатам обучения и воспитания детей, которые предполагают формирование у них ценностно-смысловой ориентации и развития жизненной компетенции.. В процессе творческой деятельности, основанной на изучении традиций чувашского народа у детей совершенствуются познавательные процессы, обогащаются представления об окружающем мире, развивается наблюдательность и произвольное внимание, обогащается и развивается речь, формируется адекватная самооценка, навыки самоконтроля и позитивных взаимоотношений с педагогами и детьми.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Таблица 1 – Этапы реализации проекта
Наименование этапа | Целевая аудитория | Содержание |
Подготовитель-ный этап | С педагогами | - Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора. Формулирование задач и цели проекта. -изучение нормативно-правовой, научно-методической литературы; -анализ развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ по тематике проекта. |
С детьми | -рассматривание иллюстраций. -беседа с целью выявления уровня знакомства с бытом чувашского народа и традициями. | |
С родителями | - Проведение родительского круглого стола на тему: «Традиции чувашского народа». - Привлечение родителей к сбору материалов: видеосюжетов, иллюстраций и т.д. | |
Основной этап | С педагогами, муз. рук. | -проведение консультаций, педагогических советов; -разработка методических рекомендаций. |
С детьми | -непосредственно-образовательная деятельность. - Беседы. - Чтение познавательной и художественной литературы. - Слушание чувашских песен. - Просмотр видеосюжетов, презентаций. - Экскурсия в чувашскую избу. -проведение тематической недели, посвященной дню чувашской культуры. | |
С родителями | -проведение родительских собраний; -участие в совместном мероприятии с детьми. | |
Заключительный этап | С педагогами, муз. рук. | -выступление на педагогическом совете (обсуждение результатов реализации проекта). |
С детьми | -Открытое занятие «Быт и традиции чувашского народа»» -проведение повторной беседы с целью выявления уровня знакомства с бытом и традициями чувашского народа. -организация выставки детских работ. | |
С родителями | -Оформление альбома «Традиции чувашского народа» совместно с детьми, родителями. -общее родительское собрание (подведение итогов). |
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Таблица 2 – План реализации проекта
Этапы проекта | Наименование мероприятия | Сроки реализации | Ответственные |
Подгото-вительный | 1.Изучение и анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы, отражающей состояние исследуемой проблемы. 2.Разработка перспективных планов НОД | 1-2 неделя октября, 2021г. | Воспитатель |
Беседа с целью выявления уровня знакомства детей с бытом и традициями чувашского народа. | 3 неделя октября, 2021 г. | Воспитатель | |
Проведение родительского собрания по ознакомлению с проектом. | 4 неделя октября, 2021г. | Воспитатель | |
Основной | 1.Презентация проекта для педагогов ДОУ «Быт и традиции чувашского народа». 2. Презентация проекта для родителей «Быт и традиции чувашского народа» | 1 неделя ноября, 2021г. | Воспитатель |
Разработка конспектов непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению детей с бытом и традициями чувашского народа («Быт и традиции чувашского народа») | в течение реализации проекта | Воспитатель | |
Проведение тематической недели, посвящённой дню чувашской культуры | 1 неделя апреля, 2022 г. | Воспитатель Муз. рук. | |
организация экскурсий посещения этнографического музея под открытым небом, п. Ибреси | 2 неделя апреля, 2022 г. | Воспитатель | |
Организация интерактивных выставок и мини-музеев («Чувашская изба») | 1 неделя января, 2022 г. | Воспитатель Муз. рук. | |
Произведения декоративно – прикладного искусства, живопись и предметы чувашского быта. | 3 неделя февраля, 2022г. | Воспитатель | |
Заключи-тельный | Проведение повторной беседы с детьми с целью выявления уровня знакомства бытом и традициями чувашского народа | 3 неделя марта, 2022г. | Воспитатель |
Общее родительское собрание (подведение итогов) | 2 неделя апреля, 2022г. | Воспитатель |
Результативность на начало проекта
- дети не владеют знаниями о многообразии культурных традиций, не способны соотнести особенности быта народности с их культурными традициями, в частности содержания чувашских праздников.
- знания детей о том, что не входит в круг их повседневного окружения, поверхностны, отрывочны и разрозненны. Многие не проявляли эмоциональной отзывчивости при рассматривании на фотографиях ситуаций, не имеющих для них личной значимости.
- дети практически не знакомы с культурными традициями своего народа.
- У большинства детей, был отмечен активный интерес культуре и традициям своего народа и интерес к праздникам.
- Большинство детей сосредоточенно рассматривали фотографии, иллюстрации, изображающие особенности быта, культурных традиций своего народа, но редко проявляли эмоциональную отзывчивость при восприятии объектов, не имеющих личной значимости.
Результаты диагностики на окончание проекта
У детей:
- дети проявляли самостоятельные попытки общения по поводу увиденного, со сверстниками и взрослыми.
- у детей имеются представления о ценности и своеобразии народной культуры, но в ситуации выбора дети все-таки отдают предпочтение знакомым праздникам.
- дети знакомые с народными праздниками, как правило, называют праздничные обряды и традиции родного народа.
- у большинства детей, был отмечен активный интерес культуре и традициям своего народа и интерес к народным праздникам.
- дети знакомы с разнообразными праздничными традициями, фольклором.
- могут выделить сходство и различия праздников, способны объяснить, что означает тот или иной праздник, то есть могут соотнести культурные традиции с особенностями быта, условиями проживания.
- у детей отмечается активный интерес, как к культуре собственного народа, дети интересуются культурными традициями, которые имеют непосредственное к ним отношение, были ими пережиты.
- Дети проявляют инициативу, самостоятельность, желание отразить в своей игре, деятельности полученные знания о культурных традициях семьи.
У родителей:
- Познакомились с культурой и традициями своего народа, спецификой народных праздников через активные формы взаимодействия педагога и детей.
- Познакомились с традициями народных праздников и принципами организацией воспитания в семье, направленного на приобщение детей к традиционной народной культуре и формирование толерантного отношения к культуре различных народов.
- Расширилась сфера участия родителей в организации воспитательно-образовательного процесса в группе, родители активно участвуют в жизни группы и детского сада.
- В детском саду совместно с родителями был создан музей чувашского быта и культуры, в котором дети имели возможность познакомиться с особенностями устройства жилища, быта.
- Создана картотека подвижных народных игр и фольклора, народная игрушка и национальная кукла.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В процессе реализации проекта дошкольники получили обширные знания о быте и традициях чувашского народа.
Дети познакомились со старинными предметами домашнего обихода и их современными аналогами, получили возможность практического применения этих предметов. Словарный запас воспитанников обогатился названиями предметов чувашского быта. Все это, несомненно, способствовало развитию мышления, расширению кругозора дошкольников и воспитанию уважения и любви к чувашской культуре.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Васильева Л. Г. Загадочный мир народных узоров. Развитие у детей 5-7 лет способностей к созданию образов символов чувашских узоров в рисовании и аппликации.- Чебоксары: Новое время, 2005.
2. Васильева Л. Г. Чувашский орнамент в рисунках и аппликациях дошкольников. Формирование орнаментального образа в изобразительной деятельности детей 5-7 лет. –Чебоксары: Новое время, 2006.
3.Богатеева З. А. Приобщение детей к традиционной культуре народов среднего Поволжья. – Чебоксары: Изд-во ЧРИО, 2015. – 123с.
4.Воспитание здорового ребёнка на традициях чувашского народа: метод.пособие / под ред. И. В. Михайловой, Е. И. Николаевой. – Чебоксары, 2013. – 255с.
5. Михайлова З. П. и др. Народные обряды – устои жизни. Чебоксары. 2003
6. Салмин А. К. Hародная обрядность у чувашей. Чебоксары, 1993.
7. Смирнов А. П. Древняя история чувашского народа. Чебоксары, 1948.
8. Сказки и предания чуваш. –Чебоксары : Чуваш. кн. изд-во, 1963. – 131 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Завещание И.Я.Яковлева чувашскому народу
Завещание составлено чувашским просветителем И.Я.Яковлевым 4 августа 1921 года. Слова чувашского Патриарха призывают беречь - величайшую святыню - веру в Бога. Богатое педагогическое наследие завещани...
Внеклассное мероприятие по литературе, посвящённое Дню рождения выдающегося просветителя чувашского народа, создателя чувашской письменности, основателя Симбирской чувашской школы
Тема: «Светлое имя И.Я. Яковлева».Цели урока:Ознакомить учащихся с жизнью и деятельностью Ивана Яковлевича Яковлева, обогатить и систематизировать изученное.Прививать любовь и уважение к культур...
урок-проект "Культура и традиции народов России"
Урок-проект по географии 8 класс...
Сценарий классного часа на тему: «Обряды, традиции, обычаи чувашского народа»
Обряд, обычаи, традиция являются отличительной чертой отдельно взятого народа. В них перекрещиваются и отражаются все основные стороны жизни. Они являются могучим средством национального воспитания и ...
Ознакомление дошкольников с культурой, традициями и праздниками чувашского народа.
Ознакомление дошкольников с культурой, традициями и праздниками чувашского народа....
Исследовательский проект "Огонь в традициях, верованиях и обычаях народов ханты и манси"
Проект подготовлен на конкурс "Угорское наследие"....
Инновационный проект "Экоэтнотека"-этноэкологическое воспитание, обычаи и традиции бурятского народа
инновационный Проект «Сетевая этно-экологическая школа «Селенга-Байкал»...