Календарно -тематическое планирование
календарно-тематическое планирование по краеведению (10 класс)
Планирование составлено на основе: в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, на основе авторской программы «Кубановедение» для 10-11 классов общеобразовательных учреждений Краснодарского края, авторы-составители: А.А.Зайцев А.Н.Еремеева,, С.А.Лукьянов, И.А.Терская, В.В. Латкин, Е.В. Морозова,
Краснодар: ОИПЦ «Перспективы образования», 2018 год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kubanovedenie_10_klass_ktp_-_2020_god.docx | 90.69 КБ |
Предварительный просмотр:
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УР
МАОУ СОШ №8 ст.Марьянской
__________ И. Н. Мишучкова
« 31» августа 2020 г.
Краснодарский край Красноармейский район ст.Марьянская
муниципальное автономное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 8
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
по кубноведению
Класс 10
Учитель Баютова Наталья Александровна
Количество часов: всего 34 часов; в неделю 1 часа;
Планирование составлено на основе рабочей программы Баютовой Натальи Александровны, утверждённой решением педагогического совета № 1 от 31.08.2020 год
Планирование составлено на основе: в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, на основе авторской программы «Кубановедение» для 10-11 классов общеобразовательных учреждений Краснодарского края, авторы-составители: А.А.Зайцев А.Н.Еремеева,, С.А.Лукьянов, И.А.Терская, В.В. Латкин, Е.В. Морозова, Краснодар: ОИПЦ «Перспективы образования», 2018 год.
В соответствии с ФГОС - среднего общего образования
Учебник: А.А. Зайцев, Е.В. Морозова «Кубановедение» 10 класс,
Краснодар: ОИПЦ«Перспективы образования», 2019 год
Планирование составлено на основе: в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, на основе авторской программы «Кубановедение» для 10-11 классов общеобразовательных учреждений Краснодарского края, авторы-составители: А.А.Зайцев А.Н.Еремеева,, С.А.Лукьянов, И.А.Терская, В.В. Латкин, Е.В. Морозова,
Краснодар: ОИПЦ «Перспективы образования», 2018 год.
В соответствии с ФГОС - основного общего образования
Учебник (учебное пособие): учебник «Кубановедение» А.А. Зайцев, Е.В. Морозова «Кубановедение» 10 класс, Краснодар: ОИПЦ «Перспективы образования», 2019 г
Календарно – тематическое планирование «Кубановедение» 10 класс
2020 – 2021 учебный год
№ п/п | № п/п | Содержание (разделы, темы) | Количество часов | Даты проведения | Материально – техническое оснащение | Универсальные учебные действия (УУД), проекты. ИКТ – компетенции, межпредметные понятия 10 класс | ||||||||
По плану | фактически | |||||||||||||
Введение 1ч | ||||||||||||||
1 | 1 | Кубани в XX – начале XXI вв. (Кубань – многонациональный край) | 1ч | 07.09. | Мультимедийное оборудование, учебник, интерактивное учебное пособие, компьютер. | Личностные: Осознание ценностей изучения предмета. Познавательные: Формирование умения работать с историческими источниками, картой и терминами Регулятивные: Работа с контурной картой. Коммуникативные: оформление диалогического высказывания в соответствии с требованиями речевого этикета. | ||||||||
Раздел 1. Кубань в 1914 – конце 1930- х годов 11 часов | ||||||||||||||
Тема 1. Кубань в начале XX в. Период войн и революций | ||||||||||||||
2 | 1 | Участие кубанцев в Первой мировой войне. Нарастание кризисных явлений в экономике и политике. | 1ч | 14.09. | Мультимедийное оборудование, учебник, интерактивное учебное пособие, компьютер. | Личностные: закрепление навыков самоорганизации. Познавательные: Формирование умения работать с историческими источниками, картой и терминами Регулятивные: Работа с контурной картой. Коммуникативные: оформление диалогического высказывания в соответствии с требованиями речевого этикета. | ||||||||
3 | 2 | События Великой российской революции 1917 г. в Кубанской области и Черноморской губернии. | 1ч | 21.09. | Мультимедийное оборудование, учебник, компьютер. | Личностные: осознание себя гражданином России, Кубани, понимание важности сохранения исторических памятников. Познавательные: умение анализировать, делать обобщение. Регулятивные: выбор цели в учебной деятельности. Коммуникативные: участие в коллективном обсуждении проблем. | ||||||||
4 | 3 | Гражданская война на Кубани. Ледяной и Второй Кубанский походы. «Железный поток». | 1ч | 28.09. | Мультимедийное оборудование, учебник, интерактивное учебное пособие, компьютер. | Личностные: привитие бережного отношения к историческому прошлому родного края. Личностные: формирование положительного отношения к учению. Познавательные: развитие навыков работы с историческими источниками, художественным текстом Регулятивные:. умение работать с текстом, выделять в нем главное Коммуникативные: умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстника, работать индивидуально и в группе. | ||||||||
5 | 4 | Взаимоотношения командования Добровольческой армии' с кубанским правительством. Окончание Гражданской войны. | 1ч | 05.10 | Мультимедийное оборудование, учебник, интерактивное учебное пособие, компьютер. | Личностные: повышение мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Познавательные: извлечение информации из схем, иллюстраций, построение выводов Регулятивные: прогнозирование предстоящей деятельности, составление планов ответа. Коммуникативные: формулирование речевого высказывания в соответствие с поставленными задачами. | ||||||||
Тема 2. Культурная жизнь Кубани в 1914-1920-х годах | ||||||||||||||
6 | 5 | Культурная жизнь в 1914- 1920 годах. Образование и наука. Охрана культурного наследия. | 1ч | 12.10. | Мультимедийное оборудование, учебник, интерактивное учебное пособие, компьютер. | Личностные: развитие умения работать с тестом учебника, самостоятельно оценивать события, аргументируя свое мнение. Познавательные: нахождение достоверной информации в тексте. Регулятивные:. планирование решений учебной задачи: построение последовательности необходимых операций, работа по плану. Коммуникативные: оформление диалогического высказывания в соответствии с требованиями речевого этикета. | ||||||||
7 | 6 | Периодическая печать и литература. Мир искусства на Кубани в революционные годы. | 1ч | 19.10 | Мультимедийное оборудование, учебник, компьютер. | Личностные: повышение мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Познавательные: извлечение информации из схем, иллюстраций, построение выводов Регулятивные: прогнозирование предстоящей деятельности, составление планов ответа. Коммуникативные: формулирование речевого высказывания в соответствие с поставленными задачами. | ||||||||
Тема 3. Кубань в 1920-1930-х годах. Нэп | ||||||||||||||
8 | 7 | Политика советской власти в отношении казачества. Нэп. | 1ч | 02.11. | Мультимедийное оборудование, учебник, интерактивное учебное пособие, компьютер. | Личностные: осознание себя гражданином России, Кубани, понимание важности сохранения исторических памятников. Познавательные: умение анализировать, делать обобщение. Регулятивные: выбор цели в учебной деятельности. Коммуникативные: Используя материалы исторических источников, давать собственную оценку действиям советской власти в отношении казачества. | ||||||||
9 | 8 | «Наступление социализма по всему фронту». Коллективизация и индустриализация на Кубани. | 1ч | 09.11 | Мультимедийное оборудование, учебник, интерактивное учебное пособие, компьютер. | Личностные: развитие умения работать с тестом учебника, самостоятельно оценивать события, аргументируя свое мнение. Познавательные: нахождение достоверной информации в тексте. Регулятивные:. планирование решений учебной задачи: построение последовательности необходимых операций, работа по плану. Коммуникативные: оформление диалогического высказывания в соответствии с требованиями речевого этикета. | ||||||||
10 | 9 | Политические репрессии в кубанском регионе. Кубань к концу 1930-х годов. | 1ч | 16.11 | Мультимедийное оборудование, учебник, интерактивное учебное пособие, компьютер. | Личностные: повышение мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Познавательные: извлечение информации из схем, иллюстраций, построение выводов Регулятивные: прогнозирование предстоящей деятельности, составление планов ответа. Коммуникативные: формулирование речевого высказывания в соответствие с поставленными задачами. | ||||||||
Тема 4. Культура Кубани в 1920-1930-х годах | ||||||||||||||
11 | 10 | Культурное пространство Кубани в 1920- 1930-х годах. Образование, наука, издательское дело и литература. | 1ч | 23.11. | Мультимедийное оборудование, учебник, интерактивное учебное пособие, компьютер. | Личностные: привитие бережного отношения к историческому прошлому родного края. Личностные: формирование положительного отношения к учению. Познавательные: развитие навыков работы с историческими источниками, художественным текстом Регулятивные:. умение работать с текстом, выделять в нем главное Коммуникативные: умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстника, работать индивидуально и в группе. | ||||||||
12 | 11 | Мир искусства и повседневная жизнь населения. | 1ч | 30.11. | Мультимедийное оборудование, учебник, интерактивное учебное пособие, компьютер. | Личностные: повышение мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Познавательные: извлечение информации из схем, иллюстраций, построение выводов Регулятивные: прогнозирование предстоящей деятельности, составление планов ответа. Коммуникативные: формулирование речевого высказывания в соответствие с поставленными задачами. | ||||||||
РАЗДЕЛ II. Краснодарский край в 1940 –х- начале 1950 годов (4 ч) | ||||||||||||||
Тема 5. Краснодарский край в годы Великой Отечественной войны. | ||||||||||||||
13 | 1 | Кубань в Великой Отечественной войне. 1941-1943 | 1ч | 07.12. | Компьютер, .мультимедийное оборудование, учебник, презентация по теме урока. | Личностные: привитие бережного отношения к историческому прошлому родного края. Познавательные: развитие навыков работы с историческими источниками, художественным текстом Регулятивные:. умение работать с текстом, выделять в нем главное Коммуникативные: умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстника, работать индивидуально и в группе. | ||||||||
14 | 2 | Освобождение. Начало возрождения. 1943-1945. | 1ч | 14.12 | Компьютер, .мультимедийное оборудование, учебник, презентация по теме урока. | Личностные: формирование положительного отношения к учению. Познавательные: самостоятельно формулирование проблемы, темы и цели урока; поиск и выделение в тексте необходимой информации. Регулятивные: осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения. Коммуникативные: умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстника, работать индивидуально и в группе. | ||||||||
Тема 6 . Краснодарский край в послевоенное время (1945- 1953) | ||||||||||||||
15 | 3 | Восстановление хозяйства и социальной сферы. Политика и идеология. | 1ч | 21.12. | Компьютер, .мультимедийное оборудование, учебник, презентация по теме урока. | Личностные: различие нового и уже известного с помощью учителя; ориентирование в эпохах и культурах. Познавательные: самостоятельно формулирование проблемы, темы и цели урока; поиск и выделение в тексте необходимой информации. Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. Коммуникативные: четкое выражение своих мыслей и действий. | ||||||||
Тема 7.Культурная жизнь Кубани в 1941- 1953 годах. | ||||||||||||||
16 | 4 | Культурная жизнь в период Великой Отечественной войны и первые послевоенные годы (1941-1953). | 1ч | 11.01. | Компьютер, .мультимедийное оборудование, учебник, презентация по теме урока. | Личностные: различие нового и уже известного с помощью учителя; ориентирование в эпохах. Познавательные: самостоятельно формулирование проблемы, темы и цели урока; поиск и выделение в тексте необходимой информации. Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. Коммуникативные: четкое выражение своих мыслей и действий. | ||||||||
РАЗДЕЛ III. Кубань в 1950- 1990-х годах 5 часов | ||||||||||||||
Тема 8. Политика, экономика, общество | ||||||||||||||
17 | 1 | Реформы в политике и экономике. | 1ч | 18.01. | Компьютер, .мультимедийное оборудование, учебник, презентация по теме урока. | Личностные: повышение мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Познавательные: извлечение информации из схем, иллюстраций, построение выводов Регулятивные: прогнозирование предстоящей деятельности, составление планов ответа. Коммуникативные: формулирование речевого высказывания в соответствие с поставленными задачами. | ||||||||
18 | 2 | Достижения и провалы кубанской экономики. Застойные явления в обществе. | 1ч | 25.01 | Личностные: формирование положительного отношения к учению. Познавательные: самостоятельно формулирование проблемы, темы и цели урока; поиск и выделение в тексте необходимой информации. Регулятивные: осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения. Коммуникативные: умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстника, работать индивидуально и в группе. | |||||||||
Тема 9. Культурная жизнь Кубани во второй половине XX в. | ||||||||||||||
19 | 3 | Культурное пространство Кубани в середине 1950-х- начале 1980-х годов. Образование, наука, литература. Зрелищные виды искусства. | 1ч | 01.02. | Компьютер, .мультимедийное оборудование, учебник, презентация по теме урока. | Личностные: различие нового и уже известного с помощью учителя; ориентирование в эпохах и культурах . Познавательные: самостоятельно формулирование проблемы, темы и цели урока; поиск и выделение в тексте необходимой информации. Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. Коммуникативные: четкое выражение своих мыслей и действий. | ||||||||
20 | 4 | Изобразительное искусство, строительство и архитектура. Повседневная жизнь кубанцев. | 1ч | 08.02. | Компьютер, .мультимедийное оборудование, учебник, презентация по теме урока. | Личностные: формирование положительного отношения к учению. Познавательные: самостоятельно формулирование проблемы, темы и цели урока; поиск и выделение в тексте необходимой информации. Регулятивные: осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения. Коммуникативные: умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстника, работать индивидуально и в группе. | ||||||||
Тема 10. «Перестройка» на Кубани | ||||||||||||||
21 | 5 | «Перестройка» на Кубани. Возрождение казачества. | 1ч | 15.02. | Компьютер, .мультимедийное оборудование, учебник, презентация по теме урока. | Личностные: различие нового и уже известного с помощью учителя; ориентирование в эпохах и культурах. Познавательные: самостоятельно формулирование проблемы, темы и цели урока; поиск и выделение в тексте необходимой информации. Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. Коммуникативные: четкое выражение своих мыслей и действий. | ||||||||
РАЗДЕЛ IV. КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ В XXI в. (8 ч) | ||||||||||||||
Тема 11. Краснодарский край - регион добрососедства | ||||||||||||||
22 | 1 | Дорогой межнационального мира и согласия. | 1ч | 22.02. | Компьютер, .мультимедийное оборудование, учебник, презентация по теме урока. | Личностные: различие нового и уже известного с помощью учителя; ориентирование в эпохах и культурах. Познавательные: самостоятельно формулирование проблемы, темы и цели урока; поиск и выделение в тексте необходимой информации. Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. Коммуникативные: четкое выражение своих мыслей и действий. | ||||||||
Тема 12. Особенности географического положения Краснодарского края. Административно-территориальное устройство. Население | ||||||||||||||
23 | 2 | Экономико-географическое положение. Административно-территориальное устройство. Население. | 1ч | 01.03. | Компьютер, .мультимедийное оборудование, учебник, презентация по теме урока. | Личностные: осознание себя гражданином России, Кубани, понимание важности сохранения исторических памятников. Познавательные: умение анализировать, делать обобщение. Регулятивные: выбор цели в учебной деятельности. Коммуникативные: участие в коллективном обсуждении проблем. | ||||||||
Тема 13. Природные ресурсы и их рациональное использование | ||||||||||||||
24 | 3 | Природно-ресурсный потенциал. | 1ч | 08.03. | Компьютер, .мультимедийное оборудование, учебник, презентация по теме урока. | Личностные: повышение мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Познавательные: извлечение информации из схем, иллюстраций, построение выводов Регулятивные: прогнозирование предстоящей деятельности, составление планов ответа. Коммуникативные: формулирование речевого высказывания в соответствие с поставленными задачами. | ||||||||
Тема 14. Хозяйство Краснодарского края | ||||||||||||||
25 | 4 | Экономика региона в новых условиях. Развитие промышленного производства. | 1ч | 15.03. | Компьютер, .мультимедийное оборудование, учебник, презентация по теме урока. | Личностные: формирование положительного отношения к учению. Познавательные: самостоятельно формулирование проблемы, темы и цели урока; поиск и выделение в тексте необходимой информации. Регулятивные: осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения. Коммуникативные: умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстника, работать индивидуально и в группе. | ||||||||
26 | 5 | Особенности развития сельского хозяйства. | 1ч | 29.03. | Компьютер, .мультимедийное оборудование, учебник, презентация по теме урока. | Личностные: осознание себя гражданином России, Кубани, понимание важности сохранения исторических памятников. Познавательные: умение анализировать, делать обобщение. Регулятивные: выбор цели в учебной деятельности. Коммуникативные: участие в коллективном обсуждении проблем. | ||||||||
27 | 6 | Транспорт и связь. Курорты и туризм. | 1ч | 05.04 | Компьютер, .мультимедийное оборудование, учебник, презентация по теме урока. | Личностные: повышение мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Познавательные: извлечение информации из схем, иллюстраций, построение выводов Регулятивные: прогнозирование предстоящей деятельности, составление планов ответа. Коммуникативные: формулирование речевого высказывания в соответствие с поставленными задачами. | ||||||||
Тема 15. Культурное пространство Краснодарского края в конце XX - начале XXI в. | ||||||||||||||
28 | 7 | Культурная жизнь Кубани в условиях трансформации общества (конец XX - начало XXI в.). Образование и наука, средства массовой информации. Театрально-концертная жизнь. | 1ч | 12.04. | Компьютер, .мультимедийное оборудование, учебник, презентация по теме урока. | Личностные: формирование положительного отношения к учению. Познавательные: самостоятельно формулирование проблемы, темы и цели урока; поиск и выделение в тексте необходимой информации. Регулятивные: осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения. Коммуникативные: умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстника, работать индивидуально и в группе. | ||||||||
29 | 8 | Развитие изобразительного искусства на Кубани в конце XX - начале XXI в. Достижения кубанских спортсменов. Повседневная жизнь кубанцев. | 1ч | 19.04. | Компьютер, .мультимедийное оборудование, учебник, презентация по теме урока. | Личностные: повышение мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Познавательные: извлечение информации из схем, иллюстраций, построение выводов Регулятивные: прогнозирование предстоящей деятельности, составление планов ответа. Коммуникативные: формулирование речевого высказывания в соответствие с поставленными задачами. | ||||||||
Заключение 1 час | ||||||||||||||
30 | 1 | Портрет современной Кубани. Итоговое повторение и проектная деятельность. | 1ч | 26.04. | Компьютер, .мультимедийное оборудование, учебник, презентация по теме урока. | Личностные: осознание себя гражданином России, Кубани, понимание важности сохранения исторических памятников. Познавательные: умение анализировать, делать обобщение. Регулятивные: выбор цели в учебной деятельности. Коммуникативные: участие в коллективном обсуждении проблем. | ||||||||
РАЗДЕЛ V. ДУХОВНЫЕ ИСТОКИ КУБАНИ (4 часа) | ||||||||||||||
Тема 16. Православные ценности в современном мире. | ||||||||||||||
31 | 1 | Вера в жизни современного человека | 1ч | 03.05. | Компьютер, .мультимедийное оборудование, учебник, презентация по теме урока. | Личностные: формирование положительного отношения к учению. Познавательные: самостоятельно формулирование проблемы, темы и цели урока; поиск и выделение в тексте необходимой информации. Регулятивные: осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения. Коммуникативные: умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстника, работать индивидуально и в группе. | ||||||||
32 | 2 | Традиции православного воспитания | 1ч | 10.05. | Личностные: осознание себя гражданином России, Кубани, понимание важности сохранения исторических памятников. Познавательные: умение анализировать, делать обобщение. Регулятивные: выбор цели в учебной деятельности. Коммуникативные: участие в коллективном обсуждении проблем. | |||||||||
Тема 17. Образовательная и просветительская деятельность РПЦ. | ||||||||||||||
33 | 3 | История религиозного образования в России и на Кубани | 1ч | 17.05. | Компьютер, .мультимедийное оборудование, учебник, презентация по теме урока. | Личностные: повышение мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Познавательные: извлечение информации из схем, иллюстраций, построение выводов Регулятивные: прогнозирование предстоящей деятельности, составление планов ответа. Коммуникативные: формулирование речевого высказывания в соответствие с поставленными задачами. | ||||||||
34 | 4 | Просветительская деятельность Кубанской митрополии в настоящее время | 1ч | 24.04. | Компьютер, .мультимедийное оборудование, учебник, презентация по теме урока. | Личностные: формирование положительного отношения к учению. Познавательные: самостоятельно формулирование проблемы, темы и цели урока; поиск и выделение в тексте необходимой информации. Регулятивные: осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения. Коммуникативные: умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстника, работать индивидуально и в группе. | ||||||||
Итого: | 34 ч |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование для 8 класса по Информатике и ИКТ / Авторы: Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В.
В документе дано календарно-тематическое планирование по Информатике и ИКТ в рамках УМК авторов: Семакина И.Г., Залоговой Л.А., Русакова С.В., Шестаковой Л.В. в соответствии с требованиями Государстве...
Календарно-тематическое планирование планировании курса Истории России конец 16- 18 век. 7 класс.По УМК Данилов А.А.
Данное календарно-тематическое планирование составлено по учебнику ДаниловаА.А ,Косулиной Л.Г История России 7 класс.Тематическое планирование развёрнутое....
Учебно-методический комплекс по курсу "Основы мировых религиозных культур" для 5 класса: Рабочая программа по модулю, Календарно-тематическое планирование, Поурочное планирование.
Учебно-методический комплекс по курсу "Основы мировых религиозных культур" для 5 класса:Рабочая программа по модулю "Основы мировых религиозных культур",Календарно-тематическое планирование с поясните...
календарно-тематическое планирование планирование ОБЖ 5 класс
Развернутое поурочное планирование по предмету "Основы безопасности жизнидеятельности" для учащихся 5 классов . Учебник А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников. на 2012-2013 учебный год....
Клендарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 10кл.Календарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 11кл.
Календарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 10клКалендарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 11кл...
Терскова С.А. Семья и брак. Календарно-тематическое планирование «погружения» по обществознанию в 10-м классе // Школьное планирование. – 2009. – № 2. – С. 118-120.
Календарно-тематическое планирование «погружения» по обществознанию в 10-м классе...