Внеклассное занятие по краеведению "Народные промыслы родного края"
план-конспект занятия по краеведению (5 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
narodnye_promysly_rodnogo_kraya.docx | 35.13 КБ |
narodnye_promysly_rodnogo_kraya.pptx | 2.56 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кадетская средняя общеобразовательная школа» с. Коровий Ручей
Конспект внеклассного занятия
«Народные промыслы родного края»
Автор: Чуркина Ольга Ивановна,
учитель изобразительного искусства МБОУ «Кадетская СОШ» с. Коровий Ручей
Усть-Цилемского р-на
с. Коровий Ручей, 2020 год
В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу. Все это относится и к нашим родным местам - к замечательной Усть-Цилемской земле.
Тема занятия – «Народные промыслы родного края».
Возраст учащихся – 10-11 лет.
Тип занятия – занятие дополнительного образования.
Цель занятия – формирование устойчивой положительной позиции по отношению к национальной культуре как к системе общечеловеческих ценностей. Воспитание патриотических чувств, нравственного отношения к миру через эстетическое развитие.
Задачи:
- познакомить учащихся с народными промыслами родного края;
- воспитывать мотивацию к учебной деятельности;
- воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, искусству, истории культуры.
Планируемые результаты:
Личностные – развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю; через знания по истории и культуре родного края происходит формирование личности патриота и гражданина своей страны.
Метапредметные - накопление знаний об истории своего района, республики; наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства во внеурочной деятельности.
Предметные – приобретение навыка умения учиться решать творческие задачи, поиск, анализ и интерпретация информации с помощью учителя.
Оборудование и материалы:
Компьютер и проектор, Экран
Зрительный ряд: презентация «Народные промыслы родного края», репродукции или фотографии, изображающие предметы декоративного творчества мастеров Усть-Цилемского района, образцы педагогического рисунка (карандаш, акварель, гуашь), работы учащихся прошлых лет.
Содержание занятия
- Организация занятия.
- Приветствие.
- Проверка готовности учащихся к занятию.
- Сообщение темы занятия.
слайд | |
Ребята, вы уже обратили внимание, что в классе выставлены произведения народного творчества, и это не случайно. Тема нашего занятия «Народные промыслы родного края» (слайд 1). Сегодня на занятии мы познакомимся с народными промыслами нашего края и обобщим наши представления о народных традициях украшать свой быт и дарить радость другим людям. |
- Введение в тему.
слайд | |
Очень часто за событиями Забываем мы о ней. Хоть и более привычны | |
Народные промыслы – это гордость России. По словарю В. Даля: «Промысел – действие промышляющего что-либо. У каждого свой способ добычи, уменье и средство для жизни и заработков» (слайд 3). В народе говорили: «Что ни ремесло, то и промысел», «Не без ума, так и не без промысла». |
В некоторых местах России сформировались со временем особые народные художественные промыслы, изготавливающие вещи бытового назначения, но мастерски украшенные так, что слава об этих изделиях гремела далеко за пределами этого места.
Мы с вами знаем, что наиболее значительные события семейной, хозяйственной и трудовой жизни сельского жителя сопровождались обрядами, праздниками и народными гуляньями, в которых наряду с песнями, танцами, музыкой и устным фольклором отводилось большое место и бытовым предметам, костюму. Недаром бытовые предметы делились на повседневные и праздничные. Желание вносить радость и красоту в безрадостный труд и нелёгкую жизнь является неотъемлемой чертой русского крестьянина.
Вспомните, пожалуйста, какие вещи, сделанные руками ваших родных или руками народных умельцев, есть у вас в доме?
(Дети называют предметы.)
- Правильно! Молодцы! Народные художественные промыслы сохранили ценные традиции художественного наследия, народа, обеспечили возможность для возрождения и последующего развития художественного ремесла.
Сегодня мы с вами вспомним промыслы, которые развиты на территории нашего района.
слайд | ||
Одно из самых распространенных видов традиционного искусства в Усть-Цильме – узорное вязание (слайд 4). Цветовая гамма вязаных изделий предельно отработана и включает в себя белый, черный (естественные цвета шерсти), желтый, красный, зеленый цвета. Замена этих цветов наблюдается крайне редко. Расцветка зависит от функции изделий. Особенно большим цветовым разнообразием отличаются выходные изделия (усть-цилема называют их писаными). | ||
Выполнены они в строгом стиле и каждый орнаментальный мотив (писки) имеет местное название: крючки, косые заслоницы, прямые заслоницы, мушки, бараньи рога, однобокие рожки, костыльки, околенки (слайд 5). | ||
Современные мастерицы широко применяют эти орнаменты в украшении одежды, предметов быта, сувенирной продукции (слайд 6). | ||
слайд | ||
Пижемская роспись (слайд 7). Пижемские деревянные ложки есть во многих домах жителей не только нашего района. Уже много лет идет слава об этих ложках по всей России. Ложки эти красивые, легкие, удобные. Про них даже сочинил стихотворение наш земляк-поэт Николай Алексеевич Чупров. Вот отрывок из этого стихотворения: «Золотые, расписные Ложки деревянные. Солнцем света; пахнут летом, Травами медвяными. Славна пижемская ложка Сотни лет, не только дней. Есть со сливками морошку Ложкой йогуртов вкусней… … В Пижме ложечники есть, Мастеров не перечесть. И у каждого привычка Делать ложки на отличку…». | ||
Пижемская роспись выполнена традиционно акварельными красками - красной, зеленой, желтой (слайд 8). Расписывали туеса, солонки, ложа кремневых ружей и в большом количестве ложки. Деревня Замежная на Пижме особенно славилась своими ложками. Ложки сохранили древнюю овальную форму и традиционный орнамент, они - легкие, прозрачные, как восковые. | ||
Как и прежде народные умельцы изготавливают из дерева, затем расписывают посуду и домашнюю утварь Пижемской росписью (слайд 9). |
слайд | |
Изделия из бересты и капа (слайд 10). Применение находят все породы дерева, все его части; посуду выдалбливали из цельного обрубка и собирали из клепки, на плетение и поделку употребляли бересту, корни и «кап» (древесный наплыв на бересте). Из цельного обрубка с помощью долота, выдалбливали корыта, ступы, кадки, сундучки, коробки. | |
Сложнее было использовать и обрабатывать корневища, древесные наплывы, нужно было умело использовать древесный изгиб. Солоницы-утицы, охлупни на крышах, прялки, братины – везде использовали естественный изгиб дерева. Из березового нароста в Усть-Цильме делали мелкую посуду: чарочки, бокальчики, ложки, чашки. Из бересты делают плетеные короба, коробки, туеса всевозможных размеров (слайд 11). |
Кроме этого мужчины в деревнях занимаются строительством домов и хозяйственных построек, строительством деревянных лодок, конских саней и детских санок, изготавливают орудия труда.
слайд | |
Традиционный костюм (слайд 12). Учитель: Традиционный костюм - это бесценное неотъемлемое достояние культуры усть-цилём, наполненное могучей животворной силой. | |
(слайд 13) Усть-Цилемский костюм состоит из рубахи-рукава, сшитой из репса, парчи или штофного материала, сарафана - матерчатого, фартука - из шёлка, штофа или парчи, коротеньки - из парчи, обязательным атрибутом как женской, так и мужской одежды является пояс. | |
(слайд 14) Головной убор девушки - хаз (налобная повязка) из старинной парчи, головной убор невесты - повойник (мест. побойник) сшитый из старинной парчи, вышитой золотой и серебряной нитью. | |
(слайд 15) Женский головной убор - плат. Он может быть трёх видов - канофатным, репсовым или парчовым. | |
(слайд 16) Завершался наряд украшениями: металлическими запонками, достаточно крупной брошью, серебряными цепями с праздничным крестом, который заправляется под сарафан. | |
(слайд 17) Мужской костюм более простой. Он состоит из рубахи - косоворотки, простых штанов, узорных (по местному писаных) чулков и кожаных ступней. | |
Шьют костюмы и для детей (слайд 18) | |
(слайд 19) Большой популярностью у жителей и гостей района пользуются куклы в усть-цилемских костюмах. |
- Подведение итогов, проверка знаний.
Ребята, сегодня на занятии мы с вами окунулись в мир народного искусства нашего района. Познакомились с некоторыми промыслами, которыми занимаются народные умельцы, получили много интересной информации. На последующих занятиях мы будем подробнее рассматривать историю развития народных промыслов и знакомиться с их особенностями.
А сейчас мы проверим, как хорошо вы запомнили материал этого занятия. Перед вами задание: разгадать шифр, состоящий из цифр. В нем зашифрована фраза, которая и станет заключением нашего знакомства с народными промыслами края.
Каждая цифра соответствует букве алфавита. А помогут нам их открыть знания, полученные на уроке. Ваша задача правильно ответить на вопросы:
1 – Кору какого дерева использовали мастера для изготовления плетеных коробов (Береза)
2 – Ею украшали деревянные ложки и другую утварь (Роспись)
3 – «Золотые, расписные ……. деревянные…» (лОжки)
4 – Как называется древесный наплыв на бересте (кАп)
5 – Его шьют из красивых тканей (костюМ)
6 – Кора березы (бересТа)
7 – Мужской, женский, детский и даже для кукол (Костюм)
8 – Женский головной убор (пЛат)
9 – Узорные рукавички (иСподки)
10 – Серебряная ….. с праздничным крестом (цЕпь)
11 – Выходные вязаные изделия (пИсанки)
12 – Деревня, а сейчас село на Пижме, которое особенно славилась своими ложками (ЗамежНая)
13 – Из чего вязали рукавицы (Шерсть)
14 – Главный праздник усть-цилем (Горка)
Давайте вместе прочитаем, что за фраза у нас получилась: «Богат ремеслами наш край!». Молодцы. С заданием вы справились.
- Рефлексия.
Наше занятие подошло к концу. И в заключении я хотела бы узнать ваше мнение.
Вопросы для учащихся: Что вам понравилось на занятии? Что вы узнали нового и интересного для себя?
Список литературы:
- А в Усть-Цильме поют… Традиционный песенно-игровой фольклор Усть-Цильмы (сборник к 450-летию села). – «ИнКА», 1992. – 222 с.
- Дронова Т.И. Одежда староверов Усть-Цильмы: традиционные типы и функции в поверьях и обрядовой культуре (середина XIX – XXI вв.). – Сыктывкар, 2001. – 212 с.
- Дронова Т.И. Историческая память устьцилём // Российская академия наук Уральского отделения. Коми научный центр. Научные доклады. Выпуск 430.- Сыктывкар, 2000, 21 стр.
- Жеребцов И.Л. Где ты живёшь: Населённые пункты Республики Коми. Историко-демографический справочник. – Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1994. – 272с.
- Край Печорский. Что читать об Усть-Цилемском районе и его населённых пунктах: рекомендованный указатель литературы / сост. С.В. Мяндина. – Усть-Цильма, 2008 – 41с.
- Топонимия Республики Коми. Словарь-справочник. Составитель А.П.Афанасьев. - Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1996.- 208с.
- Чупров В.И., Сметанин А.Ф., Попов А.А. Усть-Цильма – край печорский. – Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1991. – 176 с.
- Шелепеева О.Н. Пижемская роспись: азбука. – М., 2015. – 152 с.: табл., ил.
- http://www.ust-cilma.ru/
- http://muzeigurav.ucoz.club/index/glavnaja/0-42
- http://www.uc-cbs.ru/
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Презентация предназначена для показа учащимся 5 класса в рамках проведения дополнительных занятий кружка по краеведению (конспект прилагается). Цель: Формирование устойчивой положительной позиции по отношению к национальной культуре как к системе общечеловеческих ценностей. Воспитание патриотических чувств, нравственного отношения к миру через эстетическое развитие. Задачи: познакомить учащихся с народными промыслами родного края – Усть-Цилемского района Республики Коми; воспитывать мотивацию к учебной деятельности; воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, искусству, истории культуры. В конце показа презентации ребятам предлагается расшифровать надпись. В ней зашифрована фраза, которая и станет заключением знакомства с народными промыслами края.
Очень часто за событиями И за сутолокой дней Старину не вспоминаем, Забываем мы о ней. Хоть и более привычны Нам полеты на Луну, Вспомним русские обычаи, Вспомним нашу старину.
По словарю В. Даля: «Промысел – действие промышляющего что-либо. У каждого свой способ добычи, уменье и средство для жизни и заработков». В народе говорили: «Что ни ремесло, то и промысел», «Не без ума, так и не без промысла».
Узорное вязание – одно из самых распространенных видов традиционного искусства Рукавички писаные Исподки – узорные рукавички
Мужские писаные (узорные) чулки Женские чулки Выполнены они в строгом стиле и каждый орнаментальный мотив имеет местное название: крючки, косые заслоницы, прямые заслоницы, мушки, бараньи рога, однобокие рожки, костыльки, околенки .
Изделия современных мастериц
Пижемская роспись «Золотые, расписные Ложки деревянные. Солнцем света; пахнут летом, Травами медвяными. Славна пижемская ложка Сотни лет, не только дней. Есть со сливками морошку Ложкой йогуртов вкусней… … В Пижме ложечники есть, Мастеров не перечесть. И у каждого привычка Делать ложки на отличку …». Н.А. Чупров
Пижемcкая роспись выполняется традиционно акварельными красками - красной, зеленой, желтой.
Как и прежде народные умельцы изготавливают из дерева, затем расписывают посуду и домашнюю утварь Пижемской росписью.
Изделия из бересты и капа
Традиционный костюм - это бесценное неотъемлемое достояние культуры усть-цилём , наполненное могучей животворной силой.
Усть-Цилемский костюм состоит из рубахи ( рукава), сшитой из репса, парчи или штофного материала, сарафана - матерчатого, фартука - из шёлка, штофа или парчи, коротеньки - из парчи, обязательным атрибутом как женской, так и мужской одежды является пояс.
Головной убор девушки - хаз (налобная повязка) из старинной парчи, головной убор невесты - повойник (мест. побойник ) сшитый из старинной парчи, вышитой золотой и серебряной нитью.
Женский головной убор - плат. Он может быть трёх видов - канофатным , репсовым или парчовым.
Завершался наряд украшениями: металлическими запонками, достаточно крупной брошью, серебряными цепями с праздничным крестом, который заправляется под сарафан.
Мужской костюм Мужской костюм более простой. Он состоит из рубахи - косоворотки, простых штанов, узорных (по местному писаных) чулков и кожаных ступней.
Детский костюм
Куклы в народном костюме
1, 3, 14, 4, 6 2, 10, 5, 10, 9, 8, 4, 5, 11 12, 4, 13 7, 2, 4, 11 ! 1 – Кору какого дерева использовали мастера для изготовления плетеных коробов 2 – Ею украшали деревянные ложки и другую утварь 3 – «Золотые, расписные ……. деревянные…» 4 – Как называется древесный наплыв на бересте 5 – Его шьют из красивых тканей 6 – Кора березы 7 – Мужской, женский, детский и даже для кукол 8 – Женский головной убор 9 – Узорные рукавички 10 – Серебряная ….. с праздничным крестом 11 – Выходные вязаные изделия 12 – Деревня, а сейчас село на Пижме, которое особенно славилась своими ложками 13 – Из чего вязали рукавицы 14 – Главный праздник усть-цилем ( Б ереза) ( Р оспись) ( л О жки ) ( к А п ) ( костю М ) ( берес Т а ) ( К остюм) ( п Л ат ) ( и С подки ) ( ц Е пь ) ( п И санки ) ( Замеж Н ая ) ( Ш ерсть) ( Г орка)
Богат ремеслами наш край!
Список источников: А в Усть-Цильме поют… Традиционный песенно-игровой фольклор Усть-Цильмы (сборник к 450-летию села). – « ИнКА », 1992. – 222 с. Дронова Т.И. Одежда староверов Усть-Цильмы: традиционные типы и функции в поверьях и обрядовой культуре (середина XIX – XXI вв.). – Сыктывкар, 2001. – 212 с. Дронова Т.И. Историческая память устьцилём // Российская академия наук Уральского отделения. Коми научный центр. Научные доклады. Выпуск 430.- Сыктывкар, 2000, 21 стр. Жеребцов И.Л. Где ты живёшь: Населённые пункты Республики Коми. Историко-демографический справочник. – Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1994. – 272с. Край Печорский. Что читать об Усть-Цилемском районе и его населённых пунктах: рекомендованный указатель литературы / сост. С.В. Мяндина . – Усть-Цильма, 2008 – 41с. Топонимия Республики Коми. Словарь-справочник. Составитель А.П.Афанасьев. - Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1996.- 208с. Чупров В.И., Сметанин А.Ф., Попов А.А. Усть-Цильма – край печорский. – Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1991. – 176 с. Шелепеева О.Н. Пижемская роспись: азбука. – М., 2015. – 152 с.: табл., ил. http :// www . ust - cilma . ru / http :// muzeigurav . ucoz . club / index / glavnaja /0-42 http :// www . uc - cbs . ru /
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Что? Где? Когда?» познавательно - развлекательная игра цикла занятий «Я шагаю по родному краю»
Предлагаемая игра «Что? Где? Когда?»: раскрывает формы и методы работы воспитателя с детьми, имеющими отклонения в развитии, по обобщению знаний учащихся о малой родине: городе Гурьевске и о Кузбассе....
Разработка внеклассного мероприятия по истории "Знатоки родного края"
Материал по истории Владимирского края, может быть использован при проведении недели краеведения в школе....
Конспект занятия по теме: «Мой родной край»
Развитие и воспитание гуманной, социально активной личности, относящейся ответственно и бережно к богатству природы Кубани, её истории, культуре, уважительно к жителям края....
Внеклассное занятие "Народное песенное творчество Ивановского края"
Занятие - знакомство с музыкальным наследием Ивановского края...
Внеклассное мероприятие по теме "Камчатка-родной край"
Внеклассное мероприятие по теме "Камчатка-родной край" имеет целью воспитывать чувство патриотизма, учить заботиться об окружающей среде, повысить интерес к изучению иност...
Методическая разработка занятия по изучению памятников родного края "Паспорт памятника"
Занятие по изучению родного края «Паспорт памятника» может быть реализовано в условиях дополнительного образования и рассчитано на два академических часа. Применение технологии проблемного...
Вводное занятие к ДООП "Краеведение родного края"
Конспект занятия по теме: "Вводное занятие к ДООП "Краеведение родного края" (Кузбасс)...