Программа кружка по изучению бурятского языка.
рабочая программа по краеведению (5 класс)

Зандакова Виктория Александровна

Программа кружка по изучению бурятского языка .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_shkola_no1.docx38.56 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация МО «Бичурский район» Республики Бурятия

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Бичурская средняя общеобразовательная школа № 1»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

кружка по изучению бурятского языка

«Ургыхан»

Направленность: краеведческая

Срок реализации: 1 год

Составитель: Зандакова Виктория Александровна

 

Бичура

2019 г.

Пояснительная записка

Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального  общего  образования, примерного базисного учебного плана, утвержденного приказом Министерства образования России (МОиН РФ № 373 от 06.110.2009) и с учетом особенности и специфики Основной образовательной программы начального  общего образования, в основе которой лежит  система развивающего обучения  Л.В.Занкова, «Программы  по бурятскому языку как государственному для 2-9-х классов общеобразовательных школ с русским языком обучения» и фундаментального ядра содержания образования и его планируемых результатов, представленных в региональном стандарте начального и основного общего образования по бурятскому языку как государственному в образовательных учреждениях с русским языком обучения (Приказ №830 от 09.07.08), регионального базисного учебного плана (Вестник образования и науки РБ, №8.2008).

Программа кружка рекомендована учащимся для обучения бурятскому языку. Предлагаемая программа построена с учетом психологических и интеллектуальных особенностей учащихся.

Учебный материал разбит по четвертям. Занятия проводятся 1 час в неделю. Общее количество занятий – 34.

При разработке рабочей программы кружка по обучению бурятскому языку как государственному мною приняты за основу положения (технологии) авторов УМК Гунжитовой Г-Х. Ц., Дашиевой С.А., Цырендоржиевой Б.Д. «Амар мэндэ-э!»  1-го года обучения.

    Основное назначение предмета «Бурятский язык как государственный язык Республики Бурятия» в школьном обучении состоит в овладении учащимися умением общаться на нем, т.е. речь идет о формировании коммуникативной компетенции, способности и готовности осуществлять непосредственное общение (говорение, понимание на слух) и непосредственное общение (чтение и понимание текстов, письмо).

Настоящая программа призвана оказать помощь в организации изучения бурятского языка. В младшем и среднем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. В школе включаются  новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений. В начальной школе закрепляются и развиваются основные человеческие характеристики познавательных процессов  (восприятие, внимание, память, воображение, мышление, речь). В этой связи учебная программа предусматривает такую организацию материала, которая вызывает и поддерживает постоянный интерес и их речевую активность. Известно, что дети младшего и среднего школьного возраста с интересом относятся ко всем школьным предметам и изучаемые языки не являются исключением.

Цель программы: дать учащимся знания основ бурятского языка, выработать у них навыки и умения разговорной и письменной речи, научить применять полученные знания на практике.

Задачи программы: научить учащихся главным образом разговорной бурятской речи, при этом особое  внимание придается овладению ими наиболее активной частью словарного состава.

Характеристика обучения

В свою очередь, изучение бурятского языка способствует развитию речевых способностей школьников, что положительно сказывается на развитии речи учащихся на русском языке, также изучение бурятского языка позволяет расширить словарный запас школьника на русском языке за счет заимствованных слов.

Одним из приоритетов начального и среднего образования признается развитие личностных качеств и способностей ребенка в процессе приобретения им опыта разнообразной деятельности - учебно-познавательной, практической, социальной. Наряду с коммуникативными заданиями, которые обеспечивают приобретение учащимися опыта практического применения бурятского языка в различном социально-ролевом и ситуативном контексте, курс насыщен заданиями учебно-познавательного характера. Деятельностный характер предмета "Бурятский  язык как государственный" позволяет сочетать речевую деятельность на бурятском языке с другими видами деятельности (игровой, познавательной, художественной), осуществляя разнообразные связи с предметами и формировать общеучебные умения и навыки.

Обучение бурятскому языку на начальном этапе обладает выраженной спецификой по сравнению с последующими этапами. На первых годах обучения происходит интенсивное накопление языковых средств, необходимых для решения достаточно широкого круга коммуникативных задач. В дальнейшем на следующих этапах обучения учащиеся будут решать эти же задачи в других ситуациях общения, в рамках новых тем. Однако первоначальное накопление языковых и речевых средств происходит именно на начальном этапе. При этом существенное влияние на эффективность процесса обучения оказывает динамика накопления языковых средств, последовательность, обоснованность и интенсивность их введения.

Цели обучения

В процессе обучения бурятскому языку важно реализовать следующие цели:

  • формирование умений общаться на бурятском языке с учетом речевых возможностей, потребностей и интересов школьников: элементарных коммуникативных умений в говорении,  внимания, мышления, памяти и воображения; мотивации к дальнейшему аудировании, чтении и письме;
  • развитие личности ребенка, его речевых способностей изучению бурятского языка на последующих этапах школьного образования;
  • обеспечение коммуникативно-психологической адаптации младших школьников к новому языковому миру для преодоления в дальнейшем психологических барьеров в использовании бурятского языка как средства общения;
  • освоение элементарных лингвистических представлений, доступных младшим школьникам и необходимых для овладения устной и письменной речью на бурятском языке:  формирование некоторых универсальных лингвистических понятий (звук, буква, слово, предложение, части речи, интонация и т. п.), наблюдаемых в русском и бурятском языках;
  • знакомство с некоторыми обычаями бурят,  детским песенным, стихотворным и сказочным фольклором, произведениями детской художественной литературы на бурятском языке;
  • формирование речевых, интеллектуальных и познавательных способностей младших школьников, а также их общеучебных умений;
  • развитие эмоциональной сферы детей в процессе обучающих игр, учебных спектаклей;
  • приобщение школьников к новому социальному опыту за счет различных ролей в игровых ситуациях, типичных для семейного, бытового, учебного общения.

Содержание образования

Предметное содержание устной речи, предлагаемое в программе, полностью включает темы, предусмотренные региональным стандартом по бурятскому языку как государственному. 

Волшебная страна бурятских звуков «АБаХа» (25ч.) Буквы. Звуки. Гласные. Согласные. Дифтонги. Закон гармонии гласных. Заимствованные слова.

Юные волшебники (39ч) Мое имя. Большая семья. Родословная. Профессия. Моя биография. Моя школа. Белый месяц. Счет. Мой досуг. Театр. Мое село, мой город.

Повторение (4ч.)

Требования к уровню  подготовки учащихся

В результате обучения бурятскому языку ученик должен:

знать/понимать:

  • алфавит, буквы, основные словосочетания, звуки бурятского языка;
  • основные правила чтения и орфографии бурятского языка;
  • особенности интонации основных типов предложений;

уметь:

в области аудирования:

  • понимать на слух речь учителя, одноклассников, основное содержание облегченных, доступных по объему текстов, с опорой на зрительную наглядность;

в области говорения:

  • участвовать в элементарном этикетном диалоге (знакомство, поздравление, благодарность, приветствие);
  • расспрашивать собеседника, задавая простые вопросы (Хэн? (Кто?) Юун? (Что?) Хэзээ? (Когда?)  Хаана (Где?) Хайшаа?  (Куда?)  Хаанаhаа (Откуда?)  Юундэ? (Почему?)  и отвечать на них;
  • кратко рассказывать о себе, своей семье, друге;

в области чтения:

  • читать вслух, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию, доступные по объему тексты, построенные на изученном языковом материале;

в области письма и письменной речи:

  • списывать текст, вставляя в него пропущенные слова в соответствии с контекстом;
  • писать краткое поздравление с опорой на образец.

Планируемые результаты:

- приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни;

- о бурятских народных играх;

- о правилах конструктивной групповой работы;

- об основах разработки проектов и организации коллективной творческой деятельности;

- о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.

– формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и у социальной реальности в целом.

В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД.

Личностные результаты.

У обучающихся будут сформированы:

-этические чувства на основе знакомства с культурой бурятского народа, уважительное отношение к культуре других народов;

-умение выделять в потоке информации необходимый материал по заданной теме;

- умение активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

- умение проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

- умение оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД)

Регулятивные УУД:

Обучающийся научится:

-  организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её целей;

- осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности.

Познавательные УУД:

Обучающийся научится:

- проводить сравнение и классификацию объектов;

- понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;

- проявлять индивидуальные творческие способности.

Коммуникативные УУД:

-умение активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении целей;

-умение доносить информацию в доступной, эмоционально - яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

Характеристика курса

Программа включает следующие основные направления учебной деятельности:

  • Истории
  • Краеведения
  • Музыки
  • Изобразительного искусства
  • Трудового обучения

Организация деятельности школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

  • занимательность;
  • научность;
  • сознательность и активность;
  • наглядность;
  • доступность;
  • связь теории с практикой;
  • индивидуальный подход к учащимся.

В данной программе мною применяются следующие образовательные технологии:

1. Технологии проблемного обучения;

2. ИКТ технологии;

3. Технологии дифференцированного обучения;

4. Здоровьесберегающие технологии;

5. Проектные технологии.

Основные методы воспитания: убеждения, упражнения, личный пример

Средства обучения: интерактивная доска, диски, компьютер.

Формы организации разнообразные: беседа, конкурсы, викторины, познавательно-развлекательные игры, экскурсии, тематические устные журналы, конференции, олимпиады, интернет-олимпиады, Неделя «Знатоки родного края», инсценированные представления, праздники народного календаря, выставки, конкурсы рисунков, фотографий.

Психологическое обеспечение программы:

Психологическое обеспечение программы включает в себя следующие компоненты:

  • создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятиях;
  • обсуждение творческого воображения учащихся в практической и творческой деятельности;
  • применение индивидуальных, групповых форм обучения;
  • формирование знаний учащихся на разных психологических уровнях.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

на 2019/2020 учебный год

Количество часов по программе: 1 ч    всего     (в неделю)

Раздел

Дата проведения

Тема урока (темы контрольных, практических работ)

кол-во часов

планируемые

фактические

  1. Звуки и буквы.

1

сентябрь

Здравствуй. Амар мэндэ-э! Мое имя.

1

2

сентябрь

Буквы ΥΥ. Произношение слов с буквой Υ. Мне ….. лет.

1

3

сентябрь

Буквы h h. Произношение слов с буквой h. Сосчитаем.

1

4

сентябрь

Буквы θθ, оо. Произношение слов с буквой θθ. Счет предметов.

1

5

октябрь

Долгие гласные буквы. Считалочка.

1

6

октябрь

Дифтонги. Члены моей семьи.

1

7

октябрь

Дифтонги. Это моя семья.

1

8

октябрь

Закон гармонии гласных. Цвета. Радуга.

1

9

ноябрь

Буква б. Игра «Шагай».

1

10

ноябрь

Буква г. Игра «Шагай».

1

11

ноябрь

Буква н. Игра «Шагай».

1

12

ноябрь

Заимствованные слова.

1

13

декабрь

Заимствованные слова.

1

                              2. Юные волшебники.

14

декабрь

Мой лучший друг.

1

15

декабрь

Чебурашка и его друзья.

1

16

декабрь

Пусть всегда будет солнце!

1

17

январь

Гости из страны сказок.

1

18

январь

Будамшуу.

1

19

январь

Интересы сказочных героев.

1

20

февраль

С Белым Месяцем. История праздника.

1

21

февраль

С Белым Месяцем. Благопожелания.

1

22

февраль

С Белым Месяцем. Обычаи.

1

23

февраль

С Белым Месяцем. Игры.

1

26

март

Мама. Стихи о маме.

1

27

март

Весна.

1

28

март

Природа весной.

1

29

апрель

Стихи о весне.

1

30

апрель

Одежда.

1

31

апрель

Национальная одежда бурят.

1

32

апрель

Национальная одежда бурят.

1

33

май

Традиционное жилище бурят.

1

34

май

Традиционное жилище бурят.

1

35

май

Повторение.

1

Список основной литературы для учащихся

  1. Г-Х. Ц. Гунжитова, С.А. Дашиева, Б.Д. Цырендоржиева, «Амар мэндэ-э!», 1-й год обучения, Улан-Удэ, изд-во «Бэлиг» 2014г.
  2. Ажалай дэбтэр /рабочая тетрадь/.

Список дополнительной литературы для учащихся

  1. Гомбоев Б.Б. «Буряад хэлээр 100 наадан», Улан-Удэ, «Буряад номой хэблэл», 1989.
  2. Гомбоев Б.Б. «Һонирхолтой нааданууд», Улан-Удэ, изд-во «Бэлиг» 1995.
  3. СодномовС.Ц. Цыденова Ц.Д., Цыдыпова Ц.Б. «Түрэлхи хэлэн 2», Улан-Удэ, изд-во «Бэлиг» 2005.
  4. Бабушкин С.М. Русско-бурятский, бурятско-русский словарь.- Улан-Удэ,2000.
  5. Раднаев Э.Р. «Буряад хэлэнэй орфографическа словарь», Улан-Удэ, «Буряад номой хэблэл», 1991.

Литература, использованная при подготовке программы

  • С.Ц. Содномов, Р.С. Дылыкова, Б.Д. Жамбалов, Б.Д. Содномова Программа по бурятскому языку как государственному для 2-9 классов общеобразовательных школ с русским языком обучения, Улан-Удэ, «Бэлиг», 2010
  • Э.П. Нанзатова Методические рекомендации  к учебнику «Эрдэни», Улан-Удэ, «Бэлиг», 2005.

Цифровые информационные ресурсы

  • Электронный учебник по бурятскому языку.
  • Электронный бурятско-русский, русско-бурятский словарь.
  • Аудиозаписи фонетических упражнений, диалогов, упражнений для аудирования.
  • Аудиозаписи песен на бурятском языке.
  • Фонограммы песен на бурятском языке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изучение бурятского языка через приобщение учащихся к традиционной культуре бурятского народа

Статья из сборника материалов НПК "Научное наследие Э.Р. Раднаева и современное бурятоведение"...

Рабочая программа по предмету «БУРЯТСКИЙ ЯЗЫК»

Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту, разработана в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании», «О языках народов РФ», &laqu...

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ «БУЛЖАМУУРАЙ ОРОН» ТЕМА: СОЗДАНИЕ МОДЕЛИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА ИЗУЧЕНИЯ БУРЯТСКОГО ЯЗЫКА, ЛИТЕРАТУРЫ И КУЛЬТУРЫ В МАОУ СОШ № 19 Г. УЛАН-УДЭ

 Целью проекта является моделирование многомодульного образовательного комплекса, в котором реализуются программы дошкольного, общего и дополнительного образования по обучению бурятскому я...

Рабочие программы по родному( бурятскому) языку

Рабочие программы для 5-9 классов по родному( бурятскому) языку составлены для 5-6 , 7-9 классов...

Игровые технологии в изучении бурятского языка

Одной из любимой игрой детей стала игра  «Смешной алфавит»...

Авторская программа "Углубленное изучение бурятской литературы для 10-11 классов"

Программа рассчитана на углубленное изучение бурятской литературы...